вторник, 19 марта 2024 г.

По Ивановской губернии. Фурманов. Плёс. Домой.

 

10.09.23. 

Утром после завтрака захлопнули дверь гостеприимной квартиры, в которой провели 2 ночи, оповестили хозяина, что мы уехали (очень удобный формат: с человеком, сдающим жильё, вообще не видишься, всё общение по телефону) и двинулись в путь. В наших планах на сегодня - посещение очаровательного городка Плёса на берегу Волги (Иваново - Плёс: 70 км). По пути планируем познакомиться с храмом в городе Фурманове. Этот город находится прямо посередине маршрута Иваново - Плёс. Иваново - Фурманов: 35 км
В 1840-е гг крестьянин И. Скворцов организовал кон­тору для раздачи пряжи и «основы» крестьянам в окре­стные деревни для ручного ткачества, а вытканный ими товар пускал в продажу. Позднее при конторе стало развиваться небольшое руч­ное ткацкое производство.
В  1871   г.  его сын Иван Иванович, купив землю в деревне Фроловке, на   окраине старинного села Середа (в будущем городе Фурманове), выстроил  ткацкую  фабрику  на 450 механических ткацких станков, выписанных из Англии, в 1886-1887 гг — небольшой храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». Он сохранился, на фото 19 века - слева, но мы настолько были впечатлены более поздним храмом, что не сфотографировали первый.  

В 1889 г. И. Скворцов купил у "торгового дома А. Павлова" ситцевую фабрику в селе Писцово и преобразовал ее в миткалево-ткацкую. В 1892 г. Иван Иванович умер, оставив дочери Матрене миллионное состояние. Она вышла замуж за П. Павлова, который стал главой фирмы, называвшейся «Товарищество мануфактур, основанных И.И. Скворцовым».

В 1894 году трагически погиб их 14-летний сын Володя, и единственным наследником стал второй сын Николай. В память о сыне Павловы открыли библиотеку, училища в Писцове и Середе, в Московском университете учредили стипендию имени Володи Павлова. Какие люди жили! Современные толстосумы, пытаясь забыться после трагических событий, покупают себе новые яхты...

Кроме того, решено было реконструировать небольшой храм, выстроенный И. Скворцовым, до размеров гигантского собора, способ­ного вместить до 2,5 тысячи человек. Работы проводились в течение 8 лет с 1897 по 1904 г. по проекту москов­ского архитектора П. Зыкова. Храм этот поражает до сих пор не только размерами, но и фантастическим, сказочным силуэтом. Напрашивается аналогия с "Красной" Вознесенской церковью в Тезино, построенной фабрикантом Иваном Кокоревым в память о погибшей в огне юной дочери. Оба шедевра архитектуры появились по крайне печальным поводам, но как ни кощунственно это звучит, если бы не было тех смертей, явилась бы миру такая красота? 


Центральная часть здания увенчана огромной луковичной главой, а два боковых придела в честь князя Вла­димира и святителя Николая — святых соименных с сыновьями Павловых — завершались пятиглавыми. Интересно, что приделы по своим размерам значительно больше старого храма, который остался с восточной стороны, а с запада пристроили высокую шатровую колокольню. 


Богатые и разнообразные украшения в стиле древнерусского зодчества XVII века покрывают здание от основания до куполов. Это своего рода архитектурная фантазия, исполненная талантливым и изобретательным зодчим. Каменные и печные работы в храме выполнялись иваново-вознесенскими строительными подрядчиками Скорыниным и Безруковым.


Стены храма украшала живопись в темных красках по золотому фону в «русско-византийском стиле», которую выполняли палехские художники Струнников, Зайцев, Кадников и Антипов во главе с известным  живописцем Сафоновым. Невысокие  иконостасы  в византийском стиле были сделаны из белого итальянского мрамора. Сфотографировать эту красоту не получилось, так как в церкви шла служба.


На колокольне установили набор колоколов завода Симгина.


Освящение храма в 1905 г. провел епископ Костромской и Галичский Виссарион. Он долгое время жил в Москве и при открытии храма сказал: «Много освящал я храмов в своей жизни, но такой великолепный храм освящаю в первый раз».





Больше в Фурманове смотреть, конечно, не на что, но ради того, чтобы хоть одним глазком глянуть на Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, приехать сюда стоит. Один из прихожан храма настоятельно посоветовал нам посетить ещё и находящуюся неподалёку церковь Архангела Михаила в Михайловском селе. 7 вёрст не крюк, мы до неё доехали, асфальт до самой церкви. 
История храма связана с жемчужиной земли Русской - Свято-Троицким Костромским Ипатьевским монастырем. По преданию, монахами именно этого монастыря была построена первая деревянная церковь. По рассказам старожилов, недалеко от храма монахами были выкопаны пещеры, где они жили, а молились в деревянном храме. Деревянный Храм в честь Архангела Михаила в селе Михайловское упоминается в документе 1560 года. 
В период с 1628 по 1654 годы село также упоминается как вотчина Костромского Ипатьевского монастыря, в 1653 году здесь продолжал существовать монастырский двор. В 1678 году упоминается церковь Михаила Архангела. В 1701 году выстроили новый деревянный Храм.
Существующий ныне каменный Храм Архистратига Михаила с приделом свт. Тихона Амафунтского построен вместо деревянного в 1819 году усердием прихожан. В композиции Храма доминирует шатровая колокольня, которая вдвое выше его. Основной четверик Храма, завершенный пятиглавием, оформлен в традициях позднего барокко. Удивительно изящны пропорции церкви: ничего массивного, давящего, прижимающего к земле. Церковь кажется воздушной, парящей над землёй.

Храм на протяжении почти двухсот лет никогда официально не закрывался. С 1943 года, после смерти священника, в течение двух лет богослужения не проводились. С 1955 года до своей смерти в 1972 году, с небольшим перерывом, в Храме проходил свое священническое служение архимандрит Леонтий (Стасевич), исповедник, провидец, причисленный на Архиерейском соборе 2000 года к лику святых. Мощи прп.Леонтия покоятся в Храме. В 1972 году, летом, которое было на редкость засушливым, в полутора километрах от села, неподалеку от могилы прп.Леонтия забил источник, вода которого оказалась целебной.
В Михайло-Архангельском храме мы поучаствовали в службе, приложились к мощам прп.Леонтия. В интерьере  церкви ничего выдающегося замечено не было. Ещё раз полюбовались красавицей церковью, мы отправились в Плёс. 

 Расстояния в 35 км  мы практически не заметили. И вот мы в Плёсе спустя 10 лет после первого путешествия. Но то было лето, а сейчас - осень, самая красивая пора в городке. Въезд в город нам неожиданно преградил шлагбаум. Оказывается, местные власти ввели здесь новые порядки: в выходные и праздничные дни автотранспорт в городок не пускают. Может и правильно: сохранней будет уникальная природа этого места. Рядом огромная платная парковка: бросаешь своего железного коня на ней и идёшь в город пешком. Но я своих друзей не бросаю, поэтому не принял такого варианта. Откровенно говоря, мысль была, но жена, уже знакомая с местными взгорьями, наотрез отказалась соваться в такую пересечённую местность без коня. К тому же было ущемлено моё чувство справедливости: прямо на въезде на парковку, нагло загораживая движение, стояли два микроавтобуса, предлагая за дополнительную плату доставить понаехавших туристов гостей города  к местным достопримечательностям. Я бы ещё понял и принял данный сервис, если бы эта техника была оборудована электрическими двигателями. Но эти допотопные автобусы времён перестройки чадили как пара сотен керосинок. Мой автомобиль с 5 классом экологической безопасности кровно бы на меня обиделся, согласись я расположиться в чреве этих динозавров. К тому же шлагбаум поминутно открывался-закрывался, впуская-выпуская автомобили местных жителей. Как вы уже догадались, ездят жители ивановской глубинки исключительно на "Теслах", а не на чадящих "Жигулях" постройки 1970-х годов прошлого века. Этакая забота об экологии по-русски. По состоянию местного автопарка и по абсолютно наплевательскому отношению ко всему, кроме быстрых денег, у меня возникло Дежа-вю: полное ощущение, что попал в 90-е годы прошлого века. После небольшого совещания с женой решили поскорее покинуть этот "гостеприимный" городок, не оставив грабителям ни копейки, и навестить соседнюю Кострому, тем более, что отель был забронирован именно там. Дело в том, что в Плёсе цены на отели космические, а жильё в частном секторе предлагают в покосившихся избушках с удобствами на улице. Поэтому мы изначально предполагали провести весь день и вечер в Плёсе, а на ночь уехать в Кострому. Плёс - Кострома: 73 км по хорошей трассе.
Но уже на подъезде к Костроме, после обсуждения со штурманом, решили внести новые коррективы в наш план и ехать напрямую домой. Позвонили в отель, отказались от брони и к ночи были дома. Плёс - Киров через Кострому: 687 км. 



Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...