7.09.2023
г. Четверг.
На сегодня намечены поездка в Горицы/Дунилово и продолжение знакомства с Шуей. Рассказ начну с Шуи, хотя хронологически мы ей заканчивали свой день.
Одна из самых "вкусных" достопримечательностей Шуи расположена в заречной части города. Усадьба фабриканта Павлова — памятник архитектуры, во многом сохранивший в первозданном виде внутренний и внешний декор. Этот двухэтажный особняк считается редким для провинциальных городов примером зданий дворцового типа. Архитектурный облик этой усадьбы окончательно сложился в конце 19 века, когда были построены главный дом (80-е гг.), ограда со сторожками и воротами, южный флигель, конюшня, здания служб. Это самая крупная и богатая усадьба среди усадеб того времени города Шуя.
Слава Богу, лапти новых "хозяев" страны обошли этот дом стороной и он избежал "трудовой биографии", в результате во-первых, он сохранился, во-вторых, табличек о заседаниях подпольных ячеек, изрядно в Шуе мне надоевших, на фасаде нет. Но даже "правильную" табличку не могу обойти стороной, потому что текст составлен всё теми же чиновниками. Что на этот раз учудили? Под не раз раскритикованной мною формулировкой: "Подлежит охране государством" на этот раз поместили напечатанную мелким шрифтом расшифровку сего понятия: "Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством РФ уголовную, административную и иную ответственность". Первые два вида ответственности понятны, существуют уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях. Но что может означать "иную ответственность?" Побитие камнями, разбор на партийном или комсомольском собрании, привязывание к позорному столбу, просто избиение? Из вышеперечисленного только разбор на собрании более-менее на памяти. И то канул в Лету вместе с КПСС. Вы, ребята, хотя бы немного включайте голову и вспоминайте, какой год на дворе, избавляйтесь от дедушкиных штампов.
Михаил Алексеевич Павлов (1846-1915) – купец 1 гильдии, основатель «Бумагопрядильной, ткацкой и ситцепечатной фабрик Товарищества Шуйской мануфактуры», мануфактур-советник, потомственный почетный гражданин Шуи, один из богатейших людей города. В конце 19 века его капитал оценивался десятками миллионов рублей, а заводы обеспечивали рабочими местами тысячи горожан. Девятнадцатый век подарил нам столько уникальных людей и их творениями мы любуемся до сих пор. С одной стороны, богачи того времени старались для себя и своих потомков, богатели в том числе и за счет тяжелого труда людей, но и про них не забывали. На первые свободные деньги Павлов построил школу и храм в родном селе. Для рабочих своей фабрики отстроил больницу, училище. И лишь потом выстроил свой дом-дворец.
Основателем рода Павловых был Дмитрий Ильич Павлов из деревни Седельницы Нерехтского уезда (Костромская губерния), подрядчик плотницкой артели. Его сыном Алексеем была основана ткацкая раздаточная контора, а сыном Александром – Писцовская бумаготкацкая фабрика. Самым известным представителем этого рода стал Михаил Алексеевич Павлов. В 1883 году он основал «Бумагопрядильную, ткацкую и ситцепечатную фабрику Товарищества Шуйской мануфактуры», за счет этого стал владельцем огромного капитала, который пополнялся из-за постоянного улучшения качества продукции.
Активно занимался благотворительностью и прославился крупными пожертвованиями на украшение Шуйского Воскресенского собора (иконостас и огромный колокол, про который я рассказывал в предыдущей части - его рук дело), строительство и содержание больницы, детского приюта во Владимире. За добрые деяния Павлов получил звание «Почетного гражданина Шуи». Павлов имел чин мануфактур-советника, был награжден орденами святой Анны, святого Станислава, святого Владимира, грамотой Священного Синода, также являлся председателем попечительского совета женской, мужской гимназии, старостой Воскресенского собора, в мужской гимназии на его средства была построена Никольская гимназическая церковь. Им были учреждены стипендии для самых отличившихся в учебе, но малообеспеченных гимназистов.
Дом был задуман в 1880 г, архитектора пригласили из Москвы, им стал А.С.Каминский, автор первого здания Третьяковской галереи. А. Каминский, состоявший в родстве с П. Третьяковым, считался «домашним» архитектором в семье знаменитого коллекционера. По проектам А. Каминского в Москве возведено большое количество зданий - особняк Третьякова на Пречистенке, здание московской Биржи, доходный дом Иосифо-Волоколамского подворья, городская усадьба Боткиных и многие др.
Нас встречают кованные ворота с вензелем хозяина.
Украшением первого этажа является "комната-шкатулка". Она же столовая-гостиная.
В здании было калориферное отопление. Подтопки находились в полуподвальном помещении, через трубу в стене дым выводился в небо, а теплый воздух свободно перемещался внутри стен и под полом. В стенах и полу для обмена воздуха были сделаны люки и решетки. Благодаря этим тёплым полам в России 19-го века малыши легко могли бегать дома босиком.
Строгий классический камин из итальянского мрамора в кабинете хозяина. В нижнем правом углу снимка можно видеть на полу за ножкой стула решётку. Это - элемент тёплого пола, о котором я рассказывал.
Рабочий стол. Никаких излишеств, ничто не отвлекает от работы.
На потолке лепнина. Тоже скромная. В кабинете вообще всё по-деловому строго.
На решётке вензели: Михаил Павлов. У сейфа стены не полые внутри, а вот у самого дома да.
Здесь проводились светские мероприятия, важные коммерческие совещания М.А.Павлов также проводил в этих роскошных залах особняка, впечатляя компаньонов. Я не думаю, что здесь при хозяине проводились балы, как пишут источники. Павлов был деловым человеком и светские развлечения ему классово чужды. Ну разве что раз в год на Рождество, в виде исключения. Интересны различия в лепнине в разных частях зала, визуально разделённых с помощью пилонов, несущих архитравные балки. И даже люстры разные по размеру (дальняя на фото раза в 2 больше передней). И то и другое в одной зале совершенно не допустимо. Ещё одна загадка... Впечатление, что Павлов со временем планировал разделить большой зал стенами на 3 анфиладные комнаты. Но почему это не сделать сразу? Может, новое веяние архитектуры и разница в оформлении частей зала ужу не считалась моветоном, а напротив, была "писком"?
После революции во дворце разместился клуб Ткацко-отделочной фабрики. На первом этаже устраивались танцы. Видимо поэтому он сохранился гораздо хуже. А этот, второй этаж дошёл до нас практически в оригинале.
Сегодня в усадьбе Павлова находится культурный центр «Павловский». Здесь проводятся культурные и благотворительные вечера, торжественные приемы делегаций, вечера русского романса, организуются молодежные программы, детские праздники, семейные программы, вечера камерной музыки, массовые театрализованные представления, программы для старшего поколения, концерты известных артистов Ивановского края. Зал используется также для праздников и выездных церемоний бракосочетаний. Потрясающий вид для фотосессий в свадебном платье. Каждый посетитель усадьбы, благодаря красоте и изяществу сохранившегося интерьера, может оказаться в эпохе 19 века.
Стол раздвижной и за него одновременно садятся 60 человек. Механизм, говорят, до сих пор работает, но мы не проверяли.
Входная группа XIX века
из дерева. Через эти двери ходил хозяин дома и его родные многие годы. На полу опять видим меандры.
Бывшие конюшни также живы. Большие окна с улицы на чердак, через которые загружалось сено для хранения и заложенные свежим кирпичом ворота свидетельствуют о славном прошлом здания.
До последнего времени он носил имя Павлова - редкий случай, когда увековечили имя фабриканта, хорошую память в поколениях шуян оставил Михаил Алексеевич после себя. Но в настоящее время у парка появился частный владелец и старую табличку он снял. Очень надеюсь, то он не назовёт парк своим именем, например: Пупкинский или Бздюлёвский парк, а после подновления повесит старую табличку и исконное название: "Павловский парк" будет снова гордо красоваться над входом.
Но сейчас вход закрыт, и мы довольствуемся только старыми фото. Надеюсь, что новый хозяин поступит в лучших меценатских традициях самого Павлова и вход для публики не будет закрыт навсегда.
Интересна дальнейшая судьба её владельцев. После смерти М.А. Павлова фабрику возглавил его сын Владимир. После февральской революции было принято решение продать фабрику, все семейные предприятия и дом тоже. В октябре 1917 года они иммигрировали. Вот "чуйка" у Павловых! Успели продать имущество и с деньгами сбежать. А вот следующему владельцу не повезло.
Фабрику купил фабрикант Н. Стахеев, имевший предприятия и недвижимость в Елабуге, Москве, Санкт-Петербурге, Томске и ещё много где, но не в Шуе. Николай Стахеев родился в богатой купеческой семье в Елабуге, Вятской губернии. Получив в наследство от отца солидное состояние и коммерческие предприятия, Н. Стахеев переехал из Елабуги в Москву, где успешно занялся предпринимательством. Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу. Много путешествовал. Он был не только щедрым меценатом, но и страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте-Карло. Как отмечали современники, он проматывал свои капиталы «без жалости и сожаления», его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал. В 1908 году он проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов золотых рублей (строительство Ливадийского дворца, например, обошлось казне в 4 миллиона). Не забывал и о благотворительности, которой славились его отец и дядя.
Являясь крупным коммерсантом, щедрым благотворителем конца XIX - начала XX в., Николай Дмитриевич в годы революционных событий вынужден был передать свои капиталы в пользу советской власти. Вот так: погнался за дешевизной, покупая фабрику Павлова, в результате бесплатно её отдал новой власти.
Именно он стал прообразом Кисы Воробьянинова в романе И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев". После 1918 года, когда все его состояние было национализировано, Стахеев, бежавший во Францию, вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и какие-то другие ценности. Но когда Николай Дмитриевич уже шёл по улице за этим кладом, его остановили дружинники из рабочих железнодорожного депо. На допросе в ГПУ Стахеев предложил Дзержинскому сделку: он говорит, в каком доме (а у него только по Москве их было 11) и где спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать из страны. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию (первый советский пенсионер), а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Так что будете на Ярославском вокзале в Москве, обратите внимание.
Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Рассказывали, что авторы «Двенадцати стульев» взяли интервью у Николая Дмитриевича, и в результате он стал прототипом Кисы Воробьянинова.
Особняк Стахеева в Москве после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения). Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников. Там работало множество творческих и технических кружков и секций, стены этого здания помнят ещё молодых, пятнадцатилетних Олега Даля, Олега Басилашвили, Валентину Толкунову и других.
Вот такая занимательная история... Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий