понедельник, 20 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Шуя. Часть 2. Усадьба фабриканта Павлова и Киса Воробьянинов.

 


7.09.2023 г. Четверг.

На сегодня намечены поездка в Горицы/Дунилово и продолжение знакомства с Шуей. Рассказ начну с Шуи, хотя хронологически мы ей заканчивали свой день.

Одна из самых "вкусных" достопримечательностей Шуи расположена в заречной части города. Усадьба фабриканта Павлова — памятник архитектуры, во многом сохранивший в первозданном виде внутренний и внешний декор. Этот двухэтажный особняк считается редким для провинциальных городов примером зданий дворцового типа. Архитектурный облик этой усадьбы окончательно сложился в конце 19 века, когда были построены главный дом (80-е гг.), ограда со сторожками и воротами, южный флигель, конюшня, здания служб. Это самая крупная и богатая усадьба среди усадеб того времени города Шуя.

Слава Богу, лапти новых "хозяев" страны обошли этот дом стороной и он избежал "трудовой биографии", в результате во-первых, он сохранился, во-вторых, табличек о заседаниях подпольных ячеек, изрядно в Шуе мне надоевших, на фасаде нет. Но даже "правильную" табличку не могу обойти стороной, потому что текст составлен всё теми же чиновниками. Что на этот раз учудили? Под не раз раскритикованной мною формулировкой: "Подлежит охране государством" на этот раз поместили напечатанную мелким шрифтом расшифровку сего понятия: "Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством РФ уголовную, административную и иную ответственность". Первые два вида ответственности понятны, существуют уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях. Но что может означать "иную ответственность?" Побитие камнями, разбор на партийном или комсомольском собрании, привязывание к позорному столбу, просто избиение? Из вышеперечисленного только разбор на собрании более-менее на памяти. И то канул в Лету вместе с КПСС. Вы, ребята, хотя бы немного включайте голову и вспоминайте, какой год на дворе, избавляйтесь от дедушкиных штампов. 


Михаил Алексеевич Павлов (1846-1915) – купец 1 гильдии, основатель «Бумагопрядильной, ткацкой и ситцепечатной фабрик Товарищества Шуйской мануфактуры», мануфактур-советник, потомственный почетный гражданин Шуи, один из богатейших людей города. В конце 19 века его капитал оценивался десятками миллионов рублей, а заводы обеспечивали рабочими местами тысячи горожан. Девятнадцатый век подарил нам столько уникальных людей и их творениями мы любуемся до сих пор. С одной стороны, богачи того времени старались для себя и своих потомков, богатели в том числе и за счет тяжелого труда людей, но и про них не забывали. На первые свободные деньги Павлов построил школу и храм в родном селе. Для рабочих своей фабрики отстроил больницу, училище. И лишь потом выстроил свой дом-дворец.

 Основателем рода Павловых был Дмитрий Ильич Павлов из деревни Седельницы Нерехтского уезда (Костромская губерния), подрядчик плотницкой артели. Его сыном Алексеем была основана ткацкая раздаточная контора, а сыном Александром – Писцовская бумаготкацкая фабрика. Самым известным представителем этого рода стал Михаил Алексеевич Павлов. В 1883 году он основал «Бумагопрядильную, ткацкую и ситцепечатную фабрику Товарищества Шуйской мануфактуры», за счет этого стал владельцем огромного капитала, который пополнялся из-за постоянного улучшения качества продукции. 

Активно занимался благотворительностью и прославился крупными пожертвованиями на украшение Шуйского Воскресенского собора (иконостас и огромный колокол, про который я рассказывал в предыдущей части - его рук дело), строительство и содержание больницы, детского приюта во Владимире. За добрые деяния Павлов получил звание «Почетного гражданина Шуи». Павлов имел чин мануфактур-советника, был награжден орденами святой Анны, святого Станислава, святого Владимира, грамотой Священного Синода, также являлся председателем попечительского совета женской, мужской гимназии, старостой Воскресенского собора, в мужской гимназии на его средства была построена Никольская гимназическая церковь. Им были учреждены стипендии для самых отличившихся в учебе, но малообеспеченных гимназистов.



Дом был задуман в 1880 г, архитектора пригласили из Москвы, им стал А.С.Каминский, автор первого здания Третьяковской галереи. А. Каминский, состоявший в родстве с П. Третьяковым, считался «домашним» архитектором в семье знаменитого коллекционера. По проектам А. Каминского в Москве возведено большое количество зданий - особняк Третьякова на Пречистенке, здание московской Биржи, доходный дом Иосифо-Волоколамского подворья, городская усадьба Боткиных и многие др.


Архитектура этой усадьбы сочетает ренессансно-барочные формы с элементами классицизма, над оконными проемами центрального фасада установлены необычные маскароны, а над боковыми и задними — более строгого классического вида. 

Особняк довольно скромно выглядит внешне. Но вот убранство не уступает итальянским дворцам. 

Нас встречают кованные ворота с вензелем хозяина.




Внутреннее убранство дворца весьма эклектично и сочетает в себе абсолютно разные стили. Центральный элемент интерьера на обоих этажах — трехмаршевая центральная лестница. Ее балясины и ступени вытесаны из мрамора, она украшена торшерами в форме мраморных колонн ионического ордера, увенчана вазонами из бронзы и статуями нимф, выполненными из серого мрамора.


Обратили внимание на пустующее пространство над зеркалом? 

А теперь взгляните на фотографию с этого ракурса советских времён. Не знаю, кто тут висел во времена Павлова: государь-император или сам хозяин, таких фото в архиве не нашёл, но на моей памяти портреты Ленина висели повсюду. Всевидящее око вождя. Я сейчас вспоминаю детство и удивляюсь, как это я не брал с собой в постельку и на горшок портрет дедушки Ленина?

Самое интересное, что эта навязчивая визуальная пропаганда образа вождя рвотных рефлексов не вызывала, наоборот рождала ощущение спокойствия и порядка: вот что значит с младых ногтей воспитать новое поколение, не знавшее других времён.


На полу римско-греческая мозаика создает невероятные узоры. В технике мраморной крошки по бетону. 




Загадочное зеркало находится на парадной лестнице между первым и вторым этажом. Оно все в разводах, но отмыть его сотрудникам музея не удается. Когда в здании начал функционировать рабочий клуб, то на зеркале к праздникам рисовали деда Мороза и Снегурочку, писали поздравления. И этим повредили зеркальную поверхность. Его пытались заменить 15 лет назад, но новое зеркало простояло сутки, покрылось мелкой паутиной и разбилось. Считается, что если старое зеркало вернулось на свое место, то оно волшебное.  Говорят, как бы тщательно его ни чистили, спустя некоторое время оно покрывается отпечатками ладоней. Даже возникла примета: если приложить руку к зеркалу и загадать желание, оно обязательно сбудется — так что теперь от мистических отпечатков уже точно не избавиться.
Фланкируют зеркало два торшера в виде ионических мраморных колонн с поставленными на них бронзовыми курильницами. Впоследствии переделанные под электричество. Курильницы отношения к современным курительным комнатам не имеют, они всего лишь окуривали входящих ароматом трав.

Странно для глубоко верующего христианина, немало сделавшего для церкви, изображать языческого бога Пана над зеркалом между маршами центральной лестницы. Поднимаясь по лестнице и видя Пана, гости уже предвкушали, наверное, обильную выпивку и закуску. Но нет, это не домашний божок, определяющий мировоззрение хозяина, а всего лишь элемент греко-римского интерьера, который вы только что видели перед лестницей.
 Собственно, и сама лестница выдержана в этом стиле. Меандры - непрерывные линии в нижней части снимка - тоже из Греции. Красивые строгие линии длятся непрерывно, отражая течение человеческой жизни. Меандр – символ вечности. Его непрерывная правильная линия несёт в себе то, что человек ищет всю свою жизнь – спокойствия и праведности, к чему подсознательно стремится. 

Украшением первого этажа является "комната-шкатулка". Она же столовая-гостиная. 


Самое уютное место во дворце. Обратите внимание на стены: это не обои и не ткань, а декоративная роспись по сухой штукатурке, т.н. альфрейная живопись (читай на снимке выше). Выполнена мастерами из села Холуй. Я упоминал о нём, когда мы были в Палехе.


Потолок, кстати, расписывали они же. Так что во дворце Павлова мы убили двух зайцев: насладились интерьерами и познакомились с творчеством холуйских мастеров, что избавило нас от необходимости заезда в Холуй. Это крюк в 80 км.

Такое изящное деревянное обрамление потолка консолями я не раз видел в европейских рыцарских замках. Но в данном конкретном случае оно тоже, как и роспись стен - обманка. Не верь глазам своим, это не дерево, а гипс, выкрашенный под него. Это немало меня озадачило: тратить немалые деньги на ручную роспись стен холуйскими мастерами, когда через  дорогу своя ситцепечатная фабрика, наклеивай тканевые бесплатные обои хоть каждый месяц, и при этом экономить копейки на замену резьбы по дереву резьбой по гипсу? Учитывая, что М.А.Павлов потратил 1 млн. золотых рублей только на строительство больницы, не считая других благотворительных акций, это не совсем логично. Я на секунду почувствовал себя  К.С.Станиславским и воскликнул: "Не верю!" После некоторого ступора до меня дошло: это же столовая-гостиная! То есть здесь принимались гости, а не близкие друзья семьи. Многие из них бывали здесь впервые. И Павлов, как водится, над ними "стебался", вводя в заблуждение, что потом давало повод для шуток. А шутка - кратчайший путь к непринуждённости общения. Умным человеком был Михаил Алексеевич и хорошим психологом.

Обратите внимание на люстру. Она - хозяйская, благополучно дожила до наших дней. Патроны с лампами не очень аккуратно прикреплены к канделябрам, некоторые стоят кривовато, например самый правый патрон на фото. Это не канделябр стоит криво, а электрический патрон так прикреплён. Фабрикант посчитал бы это браком и заставил бы переделать, а с советских времён и до сих пор у нас и так сойдёт... Или у рабочих генетика изменилась и руки их детей, рождённых после революции, стали расти из той части тела, которую мы обычно не видим? Так что люстра точно хозяйская, дореволюционная, а под электричество она переделывалась уже при советской власти руками из филейной части.
И ещё момент: шнур протянут по потолку к стене. Это сейчас внутри него пропущен электрический провод, а раньше электричества не было, а шнур был - для опускания люстры. Надо же было как-то зажигать, гасить и менять свечи. Кстати, механизм опускания/поднятия до сих пор работает! Мы ходили по дворцу без экскурсовода, смотрительниц в залах нет, так что испытать механизм возможность была. Конечно, вспоминая надпись на табличке при входе, в случае неудачи я рисковал быть привязанным к позорному столбу или получить выговор по партийной линии, но такая вероятность невелика, а веры в свою звезду я до сих пор не растерял.


То, что на стенах не обои, хорошо видно по люку воздуховода, где они заканчиваются. Кстати, система отопления - ещё один интересный момент во дворце.  



В здании было калориферное отопление. Подтопки находились в полуподвальном помещении, через трубу в стене дым выводился в небо, а теплый воздух свободно перемещался внутри стен и под полом. В стенах и полу для обмена воздуха были сделаны люки и решетки. Благодаря этим тёплым полам в России 19-го века малыши легко могли бегать дома босиком.


Широкие возможности для регулировки температуры в комнатах. Стало жарко - закрыл крышку, похолодало - открыл. В каждой комнате - своя температура в зависимости от предпочтений её обитателей. Зонный климат-контроль на языке современных автомобилистов.

Строгий классический камин из итальянского мрамора в кабинете хозяина. В нижнем правом углу снимка можно видеть на полу за ножкой стула решётку. Это - элемент тёплого пола, о котором я рассказывал.

Рабочий стол. Никаких излишеств, ничто не отвлекает от работы.


На потолке лепнина. Тоже скромная. В кабинете вообще всё по-деловому строго.

Детская:


Есть ещё одна интересная комната. М.А. Павлов входил в совет директоров Московского банка. Да и собственные деньги надо было где-то хранить, поэтому была сделана комната-сейф. Стальная дверь забита песком, глиной и металлической стружкой. 


На решётке вензели: Михаил Павлов. У сейфа стены не полые внутри, а вот у самого дома да.


Сейф-комната расположена рядом с лестницей чёрного хода: не по парадной же лестнице таскать мешки с деньгами. "Чёрная" лестница, конечно, поскромнее. Но для прислуги более чем шикарная. У нас сейчас такие в подъездах большинства домов, причём эта намного лучше наших.


 А мы переходим в самое шикарное помещение дворца. Большой зал, многие называют его бальным, также как и парадная лестница, выполнен в дворцовом стиле. Богатейшая потолочная лепнина, мраморные статуи, выстланный наборным паркетом пол, многорожковые люстры и зеркала из венецианского стекла - все дошло до наших дней. В этой зале становится понятно, почему здание называют дворцом. 


На потолке среди богатейшей лепнины опять видим Павловские вензеля.

Здесь проводились светские мероприятия, важные коммерческие совещания М.А.Павлов также проводил в этих роскошных залах особняка, впечатляя компаньонов. Я не думаю, что здесь при хозяине проводились балы, как пишут источники. Павлов был деловым человеком и светские развлечения ему классово чужды. Ну разве что раз в год на Рождество, в виде исключения. Интересны различия в лепнине в разных частях зала, визуально разделённых с помощью пилонов, несущих архитравные балки. И даже люстры разные по размеру (дальняя на фото раза в 2 больше передней). И то и другое в одной зале совершенно не допустимо. Ещё одна загадка... Впечатление, что Павлов со временем планировал разделить большой зал стенами на 3 анфиладные комнаты. Но почему это не сделать сразу? Может, новое веяние архитектуры и разница в оформлении частей зала ужу не считалась моветоном, а напротив, была "писком"? 

После революции во дворце разместился клуб Ткацко-отделочной фабрики. На первом этаже устраивались танцы. Видимо поэтому он сохранился гораздо хуже. А этот, второй этаж дошёл до нас практически в оригинале.

Сегодня в усадьбе Павлова находится культурный центр «Павловский». Здесь проводятся культурные и благотворительные вечера, торжественные приемы делегаций, вечера русского романса, организуются молодежные программы, детские праздники, семейные программы, вечера камерной музыки, массовые театрализованные представления, программы для старшего поколения, концерты известных артистов Ивановского края. Зал используется также для праздников и выездных церемоний бракосочетаний. Потрясающий вид для фотосессий в свадебном платье. Каждый посетитель усадьбы, благодаря красоте и изяществу сохранившегося интерьера, может оказаться в эпохе 19 века.


В большом зале венецианские стёкла не повреждены вандалами 20-х годов и не залапаны современными туристами. Вспоминая зеркало на Главной лестнице я бы слово "вандал" применил и к последним.

Плавно перехожу от комнат к обстановке. Этот стол раньше стоял на первом этаже в столовой-гостиной. 

Столешница наборная из различных пород деревьев.

Стол раздвижной и за него одновременно садятся 60 человек. Механизм, говорят, до сих пор работает, но мы не проверяли.

Потрясающие резные ножки с головами льва. Львы выглядят поздней вставкой. Сдаётся мне, что с их помощью и блокировался механизм трансформации стола.

Двери сохранились с прежних времён. Невозможно пройти и не остановиться, любуясь.

Входная группа XIX века из дерева. Через эти двери ходил хозяин дома и его родные многие годы. На полу опять видим меандры.



Настольные часы и резной столик с протянутой под ним прямо по зеркалу трубой отопления. По Венецианскому стеклу!!! С ума сошли?! Других решений не придумали? Или совсем не стали утруждать свой мозг работой и пошли по самому лёгкому пути? За это уже уголовная ответственность полагается, согласно надписи на фасадной табличке. Если, конечно, здание реально охраняется государством. 

К сожалению, я эту трубу заметил только сегодня, при написании поста. Но непременно зайду на их сайт и оставлю свой "пламенный привет". 

Пора на воздух. Завернули за угол, чтобы убедиться, что красят только фасад. Зато здесь сохранилась раскладка окон и оригинальные рамы. Сохранился дух! Видно каким был раньше по цвету особняк. И это намного ярче и симпатичнее чем основной фасад сейчас.


Северо-восточному флигелю усадьбы в советские годы надстроили второй этаж. Если верить табличке на доме, сейчас в нём размещён противотуберкулёзный диспансер. Между главным домом и северо-восточным флигелем - еще одни ворота для въезда в усадьбу. На поддержание их в надлежащем состоянии денег, похоже, уже не хватило. 

Во времена Павлова оба въезда активно функционировали, на воротах стояли привратники, а при воротах построены  привратницкие. Последние, впрочем, сохранились. 

Усадьба, не ограничивается главным домом и одним флигелем. Она начала формироваться ещё до постройки дворца, в середине 19 века. Усадьба занимала обширную территорию, композиционным ядром служил главный дом, занимающий юго-восточный угол территории, вокруг него были расположены основные усадебные постройки: северо-восточный флигель, службы, конюшня с каретным сараем, юго-западный флигель. 

Юго-западный флигель тоже сохранился, он на снимке слева. Правда, к усадьбе сейчас не имеет никакого отношения - отдельное коммерческое здание. Да и дворец статуса музея не имеет. Клуб просто переименовали в культурный центр.

Бывшие конюшни также живы. Большие окна с улицы на чердак, через которые загружалось сено для хранения и заложенные свежим кирпичом ворота свидетельствуют о славном прошлом здания.


Сейчас это подсобное помещение детского садика, угол которого попал в кадр справа. Вышедшую за яблоками в Павловский парк воспитательницу остановила расспросами Света и в итоге плюсом к информации по конюшне и парку получила в подарок несколько яблок. Понятно, что яблони сажали не павловские садовники, а их советские преемники, но яблоки от этого менее вкусными не стали.  

К западу и северу от основной части этого комплекса (а от конюшни - к югу и западу) находился усадебный парк.

До последнего времени он носил имя Павлова - редкий случай, когда увековечили имя фабриканта, хорошую память в поколениях шуян оставил Михаил Алексеевич после себя. Но в настоящее время у парка появился частный владелец и старую табличку он снял. Очень надеюсь, то он не назовёт парк своим именем, например: Пупкинский или Бздюлёвский парк, а после подновления повесит старую табличку и исконное название: "Павловский парк" будет снова гордо красоваться над входом. 


Но сейчас вход закрыт, и мы довольствуемся только старыми фото. Надеюсь, что новый хозяин поступит в лучших меценатских традициях самого Павлова и вход для публики не будет закрыт навсегда. 




Между северо-восточным флигелем и Павловским парком расположен ещё один дом, показавшийся нам интересным. Он не является частью павловской усадьбы и никогда ею не был. По линии улицы этот дом, напротив, разрывал павловские владения на 2 части. Находится по адресу: 1-я Московская, д.36. Дворец Павлова и северо-восточный флигель, имеют адрес 1-я Московская, д.38. А Павловский парк имеет адрес д. 34. Так что из дворца Павлова в парк и конюшни напрямик было не пройти. Приходилось обходить этот дом №36 или по улице или задними дворами, благо площадь приусадебного участка дома №36 была совсем крохотной в сравнении с павловской территорией и участок не полностью разрывал эту территорию, а лишь вклинивался в неё. 

Речь идёт об усадьбе Калужских. Комплекс, кон. XIX в. Усадьба построена купцами Калужскими, владельцами миткалевой фабрики. Редкий для провинциального города архитектурный ансамбль, созданный в один строительный период, с кирпичными оштукатуренными сооружениями, стилизованными под ренессансно-барочные формы. Своеобразие пространственной композиции заключается в различной ориентации главного дома, перпендикулярного улице, и стоящих под углом к ней надворных построек. Выходящие на красную линию главный дом и ограда с воротами скрывают нерегулярный характер планировки комплекса. Конюшня, каретный сарай и флигель образуют почти замкнутую периметральную обстройку двора.


Сын фабриканта В.В. Калужский - знаменитый актёр МХАТа Лужский, стоявший у истоков этого театра вместе со Станиславским и всю жизнь в нём проработавший, родился и вырос в  этом доме. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Тем не менее, в паспорте объекта читаем: "Дом особого мемориального значения не имеет". Вот так, если бы господин Калужский-товарищ Лужский был террористом революционером и принимал участие в подготовке свержения законного российского правительства, дом бы считался особым памятником истории, а так... Мало ли у нас актёров и основателей театров, каких-то там МХАТов.


Через дорогу от усадьбы Павлова сохранилось одно из зданий бывшей его фабрики. 


Сама ситцевая фабрика расположена рядом, в здании советских времён.




Интересна дальнейшая судьба её владельцев. После смерти М.А. Павлова фабрику возглавил его сын Владимир. После февральской революции было принято решение продать фабрику, все семейные предприятия и дом тоже. В октябре 1917 года они иммигрировали. Вот "чуйка" у Павловых! Успели продать имущество и с деньгами сбежать. А вот следующему владельцу не повезло.

Фабрику купил фабрикант Н. Стахеев, имевший предприятия и недвижимость в Елабуге, Москве, Санкт-Петербурге, Томске и ещё много где, но не в Шуе. Николай Стахеев родился в богатой купеческой семье в Елабуге, Вятской губернии. Получив в наследство от отца солидное состояние и коммерческие предприятия, Н. Стахеев переехал из Елабуги в Москву, где успешно занялся предпринимательством.  Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу. Много путешествовал. Он был не только щедрым меценатом, но и страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте-Карло. Как отмечали современники, он проматывал свои капиталы «без жалости и сожаления», его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал. В 1908 году он проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов золотых рублей (строительство Ливадийского дворца, например, обошлось казне в 4 миллиона). Не забывал и о благотворительности, которой славились его отец и дядя. 

Являясь крупным коммерсантом, щедрым благотворителем конца XIX - начала XX в., Николай Дмитриевич в годы революционных событий вынужден был передать свои капиталы в пользу советской власти. Вот так: погнался за дешевизной, покупая фабрику Павлова, в результате бесплатно её отдал новой власти.

Именно он стал прообразом Кисы Воробьянинова в романе И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев". После 1918 года, когда все его состояние было национализировано, Стахеев, бежавший во Францию, вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и какие-то другие ценности. Но когда Николай Дмитриевич уже шёл по улице за этим кладом, его остановили дружинники из рабочих железнодорожного депо. На допросе в ГПУ Стахеев предложил Дзержинскому сделку: он говорит, в каком доме (а у него только по Москве их было 11) и где спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать из страны. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию (первый советский пенсионер), а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Так что будете на Ярославском вокзале в Москве, обратите внимание.

 Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Рассказывали, что авторы «Двенадцати стульев» взяли интервью у Николая Дмитриевича, и в результате он стал прототипом Кисы Воробьянинова.

 Особняк Стахеева в Москве после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения). Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников. Там работало множество творческих и технических кружков и секций, стены этого здания помнят ещё молодых, пятнадцатилетних Олега Даля, Олега Басилашвили, Валентину Толкунову и других.

Вот такая занимательная история... Продолжение следует.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...