7.09.2023
г. Четверг.
Шуя - Дунилово: 18 км, Дунилово - Введеньё: 9 км.
С утра направились в Дунилово-Горицы. Почему через дефис? Эти сёла расположены рядом, через речку. Оба достаточно интересны, со множеством церквей. Небольшие сёла имеют на двоих аж 11 церквей! Очень много слышали про эти места от туристов и фотографов. От первых всё больше про то, что все эти церкви стоят в полу-разрушенном состоянии, от вторых - что они ну очень живописные. Особенно на рассвете, когда от речки поднимается туман. Но жена на такие подвиги не способна.
И действительно, церквей много, есть ещё заброшенные, но уже не всё так печально: часть из них начали восстанавливать. В Дунилово большие, красочные указатели на Николо-Шартомский монастырь, жена, увидев их, попросила сначала съездить туда, это в Введеньё, 8 км. Дело в том, что вчера в центре Шуи, на пл. Ленина, мы набрели на маленький магазинчик с продуктами, произведёнными в этом монастыре. Вечером продегустировали и они нам понравились: колбаса, сыр, консервы. И жена решила, что прямо в монастыре, в месте их изготовления, ассортимент будет ещё больше. Штурмана приходится слушать, поэтому отложил свои эстетические, духовные и высокие душевные порывы в пользу пищи материальной, низменной.
Из монастыря выезжают электрокары с картофелем.
и везут через дорогу к маленьким монастырским магазинчикам, один из которых - продуктовый, второй с напитками и третий - сувенирный. Прямо как в русских сказках: "Было у отца три сына. Старший - умный был детина, средний был ни так ни сяк, младший - вовсе был дурак!"
Картофель
в магазин не занося, торгуют прямо на улице. До сего дня думал, что
картошка бывает 2-х видов: красная и белая. Оказывается, белая бывает
нескольких сортов, например, "Кристэль"
или "Скарб". То и дело подъезжают легковые машины (с прицепами и без) и
покупают картофель. Ивановские и шуйские жители. Жена предложила и нам купить
пару - тройку мешков и увезти в Киров, но нет: штурман определяет направление и
прокладывает маршрут, но загрузка судна в его полномочия не входит, поэтому она
получила вежливый, но решительный отказ.
Удивительно в связи с этим, как глубоко вглубь веков уходят корни нашей русской любви к "халяве"(1). Иконы, которые потом и кровью писались древними
мастерами, не так высоко ценятся, как кем-то где-то найденные и кем-то другим,
соответственно, потерянные. Вспомним русскую поговорку: "Что с возу упало,
то пропало", то есть стало собственностью подобравшего. Халява, одним
словом. Вот на такие иконы неистово молятся, устраивают крестные ходы, сочиняют
легенды об исцелениях и чудесных "обретениях". Но немного отвлеклись.
Относительно названия существует несколько легенд. По одной, название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии её с рекой Тезой и расположен монастырь.
Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом.
Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание, будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Монастырь пользовался расположением Великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Фёдора Иоановича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий.
В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, церковная утварь и иконы реквизированы, библиотека сожжена. Монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жильё, все строения обветшали и начали разваливаться. В 1990-е годы сохранившиеся здания были возвращены церкви вот в таком виде:
В настоящее время Николо-Шартомский монастырь - один из крупнейших монастырей России по числу насельников, их более 100 человек.
Театр начинается с вешалки, а монастырь - с надвратной церкви. Надвратная Преображенская церковь была заложена раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, правда открыта только в 1813-м.
Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году.
Преображенская
церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается
восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По
углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом
облегчается тяжеловесное основание.
Нельзя не обратить внимание на мозаичное изображение Николая Чудотворца и на окованные медью с богатой чеканкой по ней, главные ворота. Но они - для "высоких гостей", а мы - "низкие". И как я буду после такой дискриминации уважать служителей культа и целовать им руку на службах? Да ни в жизнь!(2) Как я понимаю в эти моменты староверов-беспоповцев!(3)
Мы попытались пройти на территорию монастыря через открытые ворота справа на фото,
но оказавшись во внутреннем дворе, были остановлены бдительным привратником. Седой монах, явно не голодающий изматывающий себя многодневными постами, подошёл к нам и завёл долгий разговор. У меня сложилось впечатление, что у него только что закончился многолетний обет молчания и тут попались мы. Но это нам было только на руку. Много чего порассказал монах... И про игумена и про "братков",(4) про хозяйствование и житие монастырское. Говорит, в миру был известным архитектором, а сейчас исполняет послушание на воротах. В общем, фотографировать запретил даже соборы снаружи, тем более, внутри. Поэтому
для рассказа про храмы монастыря воспользуюсь интернетом. Видимо, не всем
запрещают фотографировать.
Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня.
Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. Жаль, что нельзя фотографировать. (фото из интернета)
(фото из интернета)
А может у этого здания другое предназначение? (фото из интернета)
Света
всё-таки нарушила обет и сделала тайком один снимок с территории монастыря. Это дом для "высоких" гостей, находится через пруд от монастыря. Привратник-монах утверждал, что это новодел и что строил он, но на мой взгляд, врёт. Максимум, что он мог реставрировать - крышу. В любом случае этот объект ни в одном путеводителе не упомянут. Шифруются "высокие" гости. Наверное, непотребство бесовское там творят...
Ещё раз настоятельский "скромный" особнячок с отдельными воротами для въезда. Или гостевой дом? Фотографируем уже не таясь, из-за забора, в духе папарацци.
В низине речки Молохты над святым источником сооружена часовня. Тут же - купель. За рекой - ещё один храмовый комплекс.
Правая - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена в 1807-м году. Подозреваю, что и село Введенье назвали в честь этого храма. Престолов в ней два: главный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вроде что-то восстанавливается, но движения малозаметны. Скорее всего кровлю сделали, чтоб не протекало и отложили до лучших времён - типа законсервировали.
Пупки
не были селом промышленным. Зато здесь неподалёку от храмов "в казённом
селе Пупках", согласно "Владимирскому сборнику" (1857 г.) К.
Тихонравова, проходила та самая "знатнейшая" Никольская ярмарка, о
коей тот же Тихонравов говорит, что в 1854 году на неё "было привезено
товаров и приведено лошадей на 389 280 рублей серебром, и продано на 116 517 рублей
серебром".
Церковь Вознесения - типичный для этих мест памятник в переходных формах от барокко к классицизму. Композиционно объемы здания вытянуты вдоль основной оси: стройный трехсветный и пятиглавый основной четверик с чуть суженной пятигранной апсидой и низкая, более широкая в плане трапезная - квадратная, с чуть скругленными восточными углами, к которой примыкает выстроенная позднее трехъярусная колокольня. Четырехгранный с люкарнами купол последней завершен главкой со шпилем на высоком световом барабанчике.
Четверики колокольни, последовательно уменьшающиеся кверху, прорезаны высокими арками, а два нижних декорированы двухколонными портиками с треугольными фронтонами. В стене северного устоя колокольни устроена лестница к звону.
В
советские времена в храме был устроен промтоварный склад, но кое-какие росписи
сохранились.
Чтобы уже закончить с составлением полной картины советского варварства, приведу фотографию 1990-х годов. На переднем плане, чуть левее - церковь Иоанна Богослова без купола, но с колоннами, выдающими не любимый мной классицизм, дальше - церковь Вознесения со скелетами куполов.
Ещё раз, но чуть крупнее - Богословская церковь в бытность её при Советах сельской пекарней. На крыше видна мощная труба - куда же пекарне без печной трубы? Зимняя церковь Иоанна Богослова, хоть и построена позже, в 1843-м году, сохранилась хуже. По результатам осмотра в Ивановской области множества церквей, имевших при Советах трудовые биографии, сделал вывод, что наименее пагубно на сохранности церкви сказывается профессия музея; профессия склада, пекаря и, тем более, заводские специализации - медленное убийство. Страшнее только расстрел (прямой взрыв храма), когда ни рожек, ни ножек от церкви не остаётся.
Церковь Иоанна Богослова сооружена в формах позднего классицизма с небольшой пристройкой крыльца в русском стиле (кон. 19 в.) на западном фасаде. Завершение было утрачено. Невысокий, скромный по убранству храм представляет интерес редкой объемной композицией, образованной квадратным в плане четвериком, фланкированным более широкими, пониженными прямоугольными (вытянутыми по оси север-юг) притвором и алтарной частью. Прямоугольные окна (частью ложные) завершены прямыми сандриками, а стены - скромно профилированным неполным антаблементом. Сейчас идёт восстановление.
Примечание для иностранных гостей сайта:
(1) Халява - вещь или услуга, доставшаяся бесплатно.
(2) Да ни в жизнь! - ни за что, ни за какие блага.
(3) Староверы-беспоповцы - часть приверженцев старой православной веры, не принявшая реформы патриарха Никона - староверы, но в отличие от других староверческих течений не признававшая священников, как посредников между человеком и Богом.
(4) "Братки" - бандиты, термин возник в 1990-е годы, вероятно из-за того, что между собой члены бандитских группировок часто называли друг друга: "брат".
Комментариев нет:
Отправить комментарий