вторник, 24 октября 2023 г.

По Ивановской губернии. Кинешма. Часть 8. Улица Советская.

 

3 сентября, воскресенье.

Улица Советская, ранее Соборная + Вознесенская, является одной из центральных улиц Кинешмы. Протянулась через весь исторический центр между улицей Ленина и Волжским бульваром, параллельно им. Одна из красивейших улиц города, по ней мы также, как и по Ленина, пройдёмся в сторону убывания нумерации домов. 

Советская, 36. Одноэтажный кирпичный дом с мезонином в стиле модерн. Памятник архитектуры XIX века. Здание имеет богатую историю. Первоначально оно принадлежало известному в городе меценату и нотариусу Ивану Городецкому. В советскую эпоху особняк передали под детскую поликлинику. В современный период здесь размещался отдел культуры и молодежной политики администрации Кинешмы. 

Прямоугольное в плане здание дополнено двумя пристройками также из красного кирпича, а над первым этажом на столбах возвышается открытая терраса, чем-то неуловимо напоминающая дворец царя Миноса на Крите, разве что столбы не покрасили в красный цвет.


Перед Вознесенской церковью улица Советская пересекается с улицей Крупской, бывшим Златоустовским переулком. Не так давно улице хотели присвоить имя Василия Кинешемского – на ней находятся четыре учебных заведения, а святитель в свое время много работал с молодежью и считается одним из родоначальников скаутского движения в России. Но пока не переименовали.

Кирпичный стиль уверенно доминирует в архитектуре как производственных, так и учебных зданий конца XIX – начала ХХ веков. Двухэтажный дом №1 на улице Крупской – гимназия имени Островского. Изначально в нем размещалась женская прогимназия, потом – гимназия, а в советское время – семилетняя и позже – средняя школа. Здесь учился будущий художник-баталист П. А. Кривоногов. Угловой ризалит Г-образного в плане здания украшает фигурный аттик, над кровлей выполнен парапет, а межоконные простенки выложены лопатками. Окна первого и второго этажей разнятся по размерам и форме: внизу они прямоугольные, по сторонам входа – большие решетчатые, а на втором этаже – арочные. Причем разрезные: полукруглые фрагменты отделены от прямоугольных кирпичными перемычками. Будете в Кинешме – обратите внимание.


Ул. Советская 45. Аккурат напротив Театральной площади - храмовый комплекс, состоящий из храма Вознесения Господня (летнего) и храма Иоанна Златоуста (зимнего), а была еще и колокольня с оградой, ныне утраченные. 


Ранее на этом месте находился Вознесенский девичий монастырь. Обитель была основана после нападения польско-литовских интервентов. Монахинями сюда поступили вдовы и дочери-сироты погибших в бою с поляками кинешемцев. Первой была построена церковь Иоанна Златоуста в 1760 году, а через 19 лет была сооружена Вознесенская. И если Вознесенский храм отреставрирован и передан церкви, то его сосед находится в каком-то законсервированном, неживом состоянии. Храмовый комплекс был закрыт в 1929 году, сразу же после этого в Вознесенской церкви разместился краеведческий музей, проработавший в храме аж до 2011 года.


Храм Иоанна Златоуста построен на средства И. Н. Таланова. Если вы помните рассказ о Сретенской церкви, то она была построена на его же средства. Представляете, один фабрикант и 2 церкви!!! Это – теплая, зимняя церковь в архитектурных традициях двух эпох, московского и европейского барокко. Одноапсидный двусветный четверик ее прорезан в нижнем ярусе окнами с прямоугольными наличниками, накрытыми лучковыми сандриками, а над ними идет ряд восьмиугольных окон и аттиковая стенка, опирающаяся на пояс язычков. Этот ярус украшает ряд килевидных кокошников и завершают три пояса поребрика. Между кокошниками словно подвешены в воздухе одиночные кирпичные язычки. 


Обрамления окон трапезной схожи с нижним ярусом основного объема, но сандрики здесь врезаются в линии профилированного карниза.


Летняя Вознесенская церковь строилась на деньги, собранные горожанами, и, возможно, они поддержали замысел возведения ее в традиции древнерусского зодчества. Двусветный четверик завершается фризом из полукруглых кокошников и четырехскатной кровлей с пятиглавием на световых барабанах. Причем формой своей пятиглавие отправляет нас к зодчеству европейскому, когда из более крупной главы на тонком барабане вырастает маленькая главка. Храм не так давно реставрирован. Но с Вознесенской церковью проще: там были не учебные мастерские, а исторический музей, благодаря чему она сохранилась лучше.


Как я писал выше, это вторая церковь, где могли крестить мою бабушку, поэтому пройти мимо мы не могли. 

А зайдя, были удивлены обилием информационных стендов. 


Один из них посвящён Маргарите Тучковой. Эта выдающаяся женщина заслуживает отдельного рассказа.

Удивительна судьба этой русской женщины, родившейся в 1781 году. Маргарита Тучкова, урожденная Нарышкина (старинный боярский род, мать Петра Первого, Наталья Кирилловна принадлежала этому роду) - жена генерала Александра Тучкова, героя Бородина. Изнеженная богатая дворянка испросила Высочайшего соизволения Александра Первого и, не жалуясь, следовала за мужем по его фронтовым дорогам ещё в первую Наполеоновскую кампанию, жила зимой в палатке, переправлялась через ледяные реки. Прятала косу под фуражку и скакала рядом на коне в форме денщика. И это Маргарита Тучкова стала первой сестрой милосердия в истории русской армии: ухаживала за ранеными, раздавала хлеб голодным в деревнях, которые проходили. И только когда у Тучковых родился Николенька, она поддалась уговорам мужа и вернулась с сыном домой. Перед сражением под Смоленском Тучков настоял на отправке жены и сына в Костромское имение её отца - полковника Михаила Петровича Нарышкина. Только она до него не доехала, остановилась в уездном городке Кинешме по пути. Тут есть уездное почтовое отделение, а значит, письма мужа быстрее её найдут, чем в костромском имении. А всё большое семейство Нарышкиных двинулось дальше. Маргарита Михайловна каждый день ходила в Вознесенскую церковь Кинешмы молиться за своего мужа. Но не помогло...

Был в этой истории еще такой мистический момент: однажды, накануне расставания с мужем под Смоленском, Маргарита проснулась от кошмара. Ей снилось, будто бы она в маленьком, тесном городе, и на стене каждого дома написано «Бородино». И там к ней подошли брат и отец, протянули Николеньку: «Это все, что у тебя осталось от мужа». Чтобы успокоить ее, Тучков велел принести карту. Они поискали это Бородино, не нашли, решили, что сон ничего не значит... Через два месяца после этого сна генерал Тучков погиб в сражении под Бородино – его сразило картечью, потом совсем разнесло пушечное ядро. 

В те же дни, что и до Кинешмы, трагическое известие достигло имения Тучковых. Сюда приехал старший из братьев, Алексей Алексеевич, служивший на гражданской службе. Спокойно с виду встретила его престарелая мать. - Николай? - задала она ему первый вопрос. -Убит! - Павел? - В плену. - Александр? - Убит!

Елена Яковлевна без крика и слёз опустилась на колени, только молвила, перекрестившись: "Твоя, Господи, воля..." Потом попросила окружающих поднять её: глаза больше не видели - ослепла. И велела не звать доктора: «Мне не на кого больше смотреть». (1)

А Маргарита поспешила в Бородино. Она ходила по полю боя, искала  любимого среди бесчисленного множества убитых – но пушечное ядро разнесло его тело на мелкие кусочки. В течение двух месяцев она искала тело мужа на поле. Все, что удалось Маргарите найти – его перстень с рубином. Она почти не плакала – плакать было некогда. Собрала все свои драгоценности,  заложила Тульское имение и построила на Бородинском поле Храм Спаса Нерукотворного (Икона Ревельского полка, которым командовал Тучков) в память обо всех погибших на нем. А сама жила в небольшой сторожке на краю Бородинского поля. Маргарита шесть лет прожила в счастливом браке с Александром Тучковым и скорбела по нему сорок лет. Она приняла монашеский постриг под именем Марии.

Постепенно вокруг Храма образуется община сирот, бедняков, больных. Все это благодаря Маргарите Тучковой.

Интересный факт: По распоряжению игуменьи Марии, вдовы генерала Александра Тучкова, при монастыре построили пекарню. Там впервые испекли бородинский хлеб – тот самый, хорошо нам знакомый, черный с кориандром. Кориандр на хлебе – символ картечи, а хлеб был сначала поминальным; его пекли в память о ее убитой любви, в память обо всех, погибших на войне 1812 года.


Напротив Вознесенской церкви построен новый современный драмтеатр, чьё безликое здание совершенно не вписывается в окружающее пространство. Это фото конца 1970-х годов, театр ещё только переехал в новое здание (1978г). Сейчас оно смотрится до того жалко, что ни у меня, ни у жены рука не поднялась фотографировать это убожество. Похоже, оно с тех пор ни разу не ремонтировалось.

 Предыдущее здание театра, даже с учётом того, то оно было на коленке переделано из бывшего соляного склада, смотрелось намного интересней. Не знаю насчёт просторов внутри, но вряд ли и в новом здании места всем хватает и все довольны. Такого просто не бывает, а вот аутентичность театр потерял.

Деньги на перестройку под театральное помещение кирпичного амбара пожертвовали Коноваловы, Разореновы. На сцене блистали Москвин, Гоголева, Пашенная, а декорации заказывали Палехской артели. А сам театр существует аж с 1897 года.


Расположено старое здание театра на углу улиц Ленина и Островского, через дорогу от лицея им.Фурманова, дом 40-а, если кому интересно.




Но вернёмся на улицу Советскую. Наконец, мы вплотную приблизились ко второй после Вознесенской церкви с Маргаритой Тучковой, вишенке на моём торте. Пока жена рассматривала экспозицию Я-Музея, я нашёл-таки "скромненький домик" Кабанихи. 


Группа зданий на Советской, с 29-го до 33-го дома – комплекс городской усадьбы Барановых. Интересно, что фасадом на красную линию улицы выходит одноэтажный флигель, а главный дом с выразительным и разнообразным декором отодвинут немного вглубь участка, подальше от шумной мостовой. Основные усадебные постройки появились в середине XIX в., а в конце столетия они дополнились еще одним (№33) жилым домом.



Воспроизвести второе старинное фото - вид со двора, мне к сожалению не удалось, потому как сейчас в этом здании располагается военкомат, всё обнесено забором, территория охраняется.



Интересно, что информации по истории дома я найти в интернете не смог: её там просто нет. С "теплоходными блогерами" всё понятно. Экскурсии им проводят вокруг стоянки теплохода, сюда они просто не доходят. Но ни у одного местного жителя я не смог найти в блогах, кому принадлежал этот дом до революции. То же самое и на официальных сайтах. Читаю "Архив культурного наследия". Код памятника: 3700000217. Наименование: Дом, в котором с 1928 по 1941 год жил Герой Советского Союза Дудников Георгий Георгиевич. В паспорте памятника истории и культуры СССР читаем указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Дудникову звания Героя Советского Союза, его биографию. В паспорте имеется ещё совершенно замечательная характеристика объекта: Дом каменный, двухэтажный, типа особняка, построен до Октябрьской революции, покрыт железом. Вот так, одним предложением "охарактеризовали" замечательное здание,  росчерком пера отказав в праве на память и хозяину дома и вековой его истории. Всё, что было до революции, не считается. То есть, если бы здесь, в одной из комнат военкомата, не жил товарищ Дудников, памятником культуры этот дом бы не являлся! Даже для меня, выросшего в советские времена, такое равнодушие к истории - откровение. И ведь ничего с тех пор не изменилось, хотя прошло более 30 лет с развала Советского Союза! 



Попробую исправить несправедливость и пролить лучик света на тьму забвения. Кто такой Пётр Илларионович Баранов?
 Уже в начале века Кинешма считалась крупным волжским портовым городом. Ее экономическое значение резко возросло с приходом сюда в 1871 г. железной дороги. В непосредственной близости от стальной магистрали вырастали новые предприятия – чугунолитейный, керамический, электротехнический заводы. Выгоду размещения здесь капитала и создания новых производств видели и российские купцы, и зарубежные компании.

В Спасской слободе построили керосиновый завод братья Нобели. В планы представителей знаменитого семейства входило создание в Кинешме крупного химического производства, для строительства которого был избран исторический центр города.

Этому сумел воспрепятствовать Петр Илларионович Баранов, богатейший кинешемский купец, владелец одной из полотняных фабрик, собственного парохода, а также уральских золотых и серебряных рудников, прозванный некоронованным королем города. По легенде, бережно хранимой кинешемцами, Баранов пришел в гостиницу к Нобелю и произнес примерно следующее: «Мил человек, а убирайся-ка ты отсюда подобру-поздорову. За тобой мировой капитал стоит, а мы в своем городе сами хозяевами быть хотим». Трезво оценив ситуацию, Нобели от своих планов отказались.


Вот такой был человечище! 

То, что в доме, где ныне располагается военкомат, Островский разместил купчиху Кабанову, нам подсказала Наталья Рудольфовна, заведующая историческим отделом краеведческого музея Кинешмы, большой знаток и любитель Островского.  


Я вообще считаю, что кинешемцы не раскрутили по-настоящему тему пьес Островского. При добавлении немножко декораций, "раскрутке" мест, где развивается действие пьес, можно сделать из Кинешмы столицу драматургии Островского. Чтобы уже ни у кого не оставалось сомнений, в каком из волжских городков происходило действие пьес великого писателя. Даже если это и не так... 
Для начала по сюжету «Грозы». Вот увидел А.Н.Островский дом Баранова. И поместил Кабаниху в своём воображении в этот дом. Значит, это и должен быть объект туризма – «дом Кабанихи». Ещё живы очертания городской купеческой усадьбы. Появляется «Усадьба Кабанихи». И тогда, наконец, «Гроза» обретёт свой истинный смысл. Никакого «луча в тёмном царстве» в этой пьесе нет. Есть трагедия богатой купчихи, которая родила от пьяницы мужа больного, неполноценного сына. Куда девать нажитое? Отдать на пропой сыну? Нет. И она «покупает» для сына жену. Бедную, но здоровую, крепкую, с хорошей родословной. Чтобы был здоровый внук. И внуку всё оставить. То, что произошло – разрушило все её планы. 

Почему не сделать объект «Скамейка Кулигина», «Крутой овраг», «Бульвар», «Дом Тихона», «Скамейка свидания», и т.д.? Но тут вечная дилемма: у энтузиастов нет на это денег, а во власти города нет энтузиастов...  


Через дорогу, напротив военкомата, есть ещё один интересный объект, с виду невзрачный. Архив министерства Обороны, 


а раньше это большое каменное, крытое железом здание длиной 94 аршина, шириной в 15, предназначалось для складов, различных служб и конюшен Миндовских. 


Дело в том, что за ним располагалась усадьба фабриканта И.А.Миндовского, вход с Волжского бульвара. Сейчас в главном здании её разместили туберкулёзный диспансер. 

Сама табличка на конюшне заслуживает внимания символикой архивного дела на ней: чернильница с перьями и свеча. Именно таким кропотливым и долгим трудом мы с женой сейчас занимаемся, особенно она.

Угловой дом №25 на Советской – здание бывшей жандармерии. Изначально особняк середины 19 века принадлежал коллежскому асессору, нотариусу Николаю Павловичу Городецкому и его тестю, мещанину Персицу Мордуху. Заметьте, это второй особняк нотариуса на данной улице. Городецкий Николай Павлович чина был невысокого, коллежский асессор, нотариус. Также он был основателем женской гимназии, сейчас это гимназия им. А.Н. Островского.

Угол здания скруглен, и на втором этаже его украшает ажурный балкон.  

Двухэтажное здание в стиле эклектики надстроено в 1950-х годах третьим этажом. В угловом кабинете с балконом сохранены интерьеры. Предназначение здания не изменилось, здесь находится отделение МВД России "Кинешемский". 

В ноябре 1930 года особняк на перекрестке Советской и имени Фрунзе был занят Кинешемским ГПУ, а конюшня использовалась в качестве внутренней тюрьмы. Как рассказывали в свое время старожилы, во дворе дома исполнял свои прямые обязанности расстрельный отряд, приведший в исполнение не один приговор, в том числе и в отношении кинешемского священничества.


Конечную точку маршрута по улице Советской - Успенский и Троицкий соборы я уже описывал в первый день пребывания в Кинешме, повторяться не буду. Замечу лишь, что прежнее название улицы - Соборная связано именно с этими сооружениями.



(1) Четверо братьев Тучковых: Николай, Сергей, Павел и Александр были военными. Николай и Александр участвовали в Бородинском сражении в чине генералов и во все справочники и энциклопедии вошли под именами Тучков 1-й и Тучков 4-й (младший). Именно ему, Александру Тучкову, спустя 100 лет, посвятила великая русская поэтесса Марина Цветаева строки:  

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна…


Полный текст стихотворения "Генералам 12-го года" Марины Цветаевой:


Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след, —

Очаровательные франты

Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, —

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера —

Малютки-мальчики, сегодня —

Офицера!

Вам все вершины были малы

И мягок — самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

_________

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна…

О, как, мне кажется, могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать — и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли.

Что так же трогательно-юно,

Как ваша бешеная рать?..

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие —

И весело переходили

В небытие.

1913 г.





  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...