понедельник, 2 октября 2023 г.

По Ивановской губернии. Кинешма. часть 3. ж.д. станция.

 

2.09.2023 г.

Где жил начальник станции Кинешма Ларионов Александр Сергеевич мы выяснили. Начинаем поиски места жительства помощника товарного кассира Труль Валериана Савельевича, 


его молодой жены Марии Сергеевны 



и их маленькой дочери Тони, моей бабушки, она на руках у Александра Сергеевича. 

В 19-м веке 7-мильными шагами стала развиваться текстильная промышленность в Кинешемском уезде. Она требовала постоянного подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Часть транспортных «забот» брала на себя Волга. Но, во-первых, не вся промышленность была расположена вблизи неё; а, во-вторых, мощности речного транспорта было недостаточно. Встал вопрос о строительстве железной дороги из Иваново в Костромскую губернию — к волжским берегам.

Первоначально симпатии губернских и столичных чиновников склонялись к Плёсу, но, благодаря усилиям вичугского фабриканта А.П.Коновалова, агрессивно продвигавшим свой текстильный бизнес в Бонячках (центр современной Вичуги), и пустившим в ход всё своё влияние (говорят, вплоть до взяток), в 1871 году железнодорожная линия прошла совсем не так, как первоначально намечалось. Во-первых, не на Плёс, а на Кинешму, а во-вторых, через «станцию Вичуга».

В итоге в 1869-1871 годах дорога Иваново-Вознесенск - Кинешма была построена. Первый состав прошёл по ней 5 (17) февраля 1871 года.

Позднее от железнодорожной станции к Волге по насыпи, сооружённой вручную через реку Казоху, была проложена ветка к нефтебазе и дальше по берегу вверх - до фабрики "Ветка" и вниз - до базарной площади и пристани. Со строительством железнодорожного пути Кинешма получила выход в центральные районы страны и превратилась в перевалочный пункт на Волге.



Сложилась анекдотичная ситуация, когда в Костромской губернии (в состав которой входила Кинешма) железная дорога уже была, а в самой «столице» — Костроме, её ещё не было. Кострома услышала гудок паровоза лишь спустя десять лет, и паровоз тот пришёл со стороны Ярославля. Ну а Кинешемская линия до сих пор является тупиковой, и планы продления её за Волгу так и не были реализованы и до электрификации дороги руки так и не дошли. На фото за моей спиной - тупиковая призма.



В сентябре 1870 года был утверждён проект каменного "пассажирского здания" (вокзала), а в январе 1871 г. - проекты многочисленных деревянных служебных построек и жилых домов для работников железной дороги. Станция "Кинешма", завершавшая железнодорожную ветку, была открыта летом 1871 года. Планировка комплекса относилась к береговому типу с чётким функциональным зонированием территории, разделённой путями на две части: общественную западную и хозяйственную восточную. Со стороны города перед двухэтажным кирпичным вокзалом (1), вытянутым параллельно ж.д. колее, идущей с юга на север, была устроена просторная площадь-карман, раскрытая к старому Московскому тракту, в который вливалась главная улица города. В центре площади, посредине полукруглого сквера стояла деревянная часовня (5). С двух сторон площадь фланкировали двухэтажные жилые дома (3), а у самой дороги по южной стороне площади располагалось маленькое одноэтажное здание товарной конторы (4). Неподалёку от неё вдоль путей тянулись корпуса пакгаузов (7).


Из всего этого великолепия до наших времён дошло здание вокзала, где был кабинет начальника станции А.С.Ларионова;






товарной конторы, где трудился мой прадед, а нынче узбеки торгуют шаурмой;



и один из двухэтажных жилых домов. Именно в этом доме жил прадед с семьёй. В настоящее время дом, простоявший 152 года, предполагают снести. Так что неизвестно, увидим ли мы его в следующий приезд. Но последние жильцы сопротивляются выселению.

Расположение дома очень удачное: в центре треугольника,  вершинами которого являются товарная контора, пакгауз и вокзал. Сам дом - характерный пример небольшого казённого дома-казармы в стиле эклектики.  


Прямоугольный объём, вытянутый по оси запад - восток и усложнённый фланговыми ризалитами, завершён системой высоких двухскатных кровель. Скромным декором бревенчатых стен, обшитых тёсом, служат доски-лопатки на углах, простые рамочные наличники прямоугольных окон, завершённые сандриками, и профилированные венчающие карнизы. 


Каждый из этажей здания имеет отдельный вход: нижний - на западном торцевом фасаде, верхний - в центре продольного северного.


Двери на этаж и лестница - уже советских времён.

В связи с выездом части жильцов у нас появилась уникальная возможность зайти в комнаты, в которых, возможно, проживали мои предки. Здесь, правда, нас поджидало некоторое разочарование: на плане строения на втором этаже были расположены две квартиры: 3 и 5-комнатные. Но в советские годы произведена перепланировка квартир с пресловутым "уплотнением" жильцов.  


В результате получилось множество однокомнатных клетушек 

с прихожей, откуда топилась печка.


К счастью, Трули такую перепланировку не застали: они уехали из Кинешмы ещё до революции, в 1913 году, между мартом и июлем. В марте в Кинешме у них родилась вторая дочь - Евгения, которая умерла в 4-х месячном возрасте уже в Вичуге.




Выходим на платформу. Слева на снимке виден дом, в котором мы только что побывали, перед ним - бетонный забор. На его месте раньше были пакгаузы, где складировались выгружаемая из вагонов продукция и сырьё и ожидала отправки продукция местных фабрик. Я думаю, Валериан Савельевич ежедневно здесь бывал. Справа на фото - вокзал. Так что всё было совсем рядом.



Эстакаду перед пакгаузами сейчас можно опознать по разной высоте платформы. 

На левом снимке видно, что на эстакаду вела лестница в 3 ступени и на месте забора стояли склады.




Железнодорожный вокзал Кинешмы, несмотря на почтенный возраст, сохранился неплохо. Хоть что-то сохранили.


Неправда ли, хорош!



Но теперь это здание уже бывшего железнодорожного вокзала. Сейчас здесь располагается автовокзал.

Внутри ничто не напоминает о богатых интерьерах прошлого. Косметический ремонт времён начала 90-х (судя по материалам) провели бездарно, тупо зашив под слой штукатурки и пластиковую плитку навесного потолка былую красоту. Сегодняшний интерьер неприятно контрастирует с возрождённым экстерьером. Не удивляюсь, почему народ ожидает автобусы на улице: внутри просто неприятно находиться. Ну что, построили новый мир после разрушения до основания старого? Денег не хватило на интерьер? А куда они делись? Кто "был ничем", не может "стать всем". (1) 
На второй этаж, где, скорее всего и находился кабинет начальника станции, мы не попали: суббота однако. Но интересно было бы взглянуть, может хоть здесь не приложили потомки свои кривые руки.

Железнодорожники в 70-х годах прошлого века построили себе по соседству новое, более просторное здание и железнодорожный вокзал теперь располагается в нём. 

Ничего интересного в новом здании я не обнаружил, типовая коробка, похожая на другие ж.д. вокзалы, например, Владимира. Фотографировать внутри даже не стал.



Примечание для иностранных читателей: 
(1) Обыгрываю слова  перевода на русский язык Интернационала:
 "Весь мир насилья мы разрушим
до основания, а затем
мы наш, мы новый мир построим,
кто был ничем, тот станет всем".

Полный текст «Интернационала» на русском языке был опубликован в 1937 году. «Интернационал» стал международным пролетарским гимном, гимном коммунистических партий, социалистов и анархистов. Начиная с 1918 года и по 1944 год «Интернационал» был официальным гимном РСФСР, а с 1922 по 1944 год - гимном СССР.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...