суббота, 30 сентября 2023 г.

По Ивановской губернии. Кинешма. часть 2. Жемчужины Краеведческого музея и наши находки.

 

2.09.2023. 

В первую субботу каждого сентября в Кинешме празднуется День Волжского бульвара. По этому случаю перекрываются все центральные улицы, чтобы максимально затруднить проезд бедным автомобилистам. Не очень доверяя "кирпичам" и прочим запрещающим знакам, проезд к бульвару дополнительно перекрыли "ЗИЛом". Знают, видать, силовые ведомства, что к законам у русских людей отношение наплевательское. Мы неоднократно в течение дня проходили мимо и наблюдали, как бедный водитель изнывал от жары и безделья, но импровизированную баррикаду не покидал.

А мы 2-й день в Кинешме начнём со знакомства со зданием банка. Построено здание было в середине 19-го века нотариусом Городецким. После пожара 1890 года дом приобрел петербуржец С.Кузаев и открыл на первом этаже магазины и ресторан, а на втором-гостиницу «Эрмитаж». В 1915 году здесь расположилось кинешемское отделение Волжско-Камского банка. Сейчас здесь расположен расчетно-кассовый центр по г. Кинешме и Кинешемскому району.


Но мы сюда спешили не для того, чтобы попасть в банк. В этом же здании расположен Исторический отдел кинешемского краеведческого музея. Есть ещё Художественный отдел, но он в другом здании и далеко не в соседнем. Крыльцо Исторического отдела на фото слева от меня, сразу за знаком "остановка запрещена". Света заранее созвонилась с заведующей историческим отделом Натальей Рудольфовной Шепелевой и договорилась о встрече в 10 утра. На 11 часов у нас была договорённость с экскурсоводом этого музея Натальей Борисовной на проведение индивидуальной экскурсии по городу.


Но начав беседу с Натальей Рудольфовной, мы забыли обо всём, до того интересным человеком и собеседником она оказалась. Кладезь знаний, это я ожидал: всё-таки учёный, заведующая историческим отделом. Вдохновеннное изложение материала  тоже ожидаемо: когда ведёшь экскурсии этот навык оттачивается. Сказать, что она начитанный человек - ничего не сказать. Она не просто читает гигантские объёмы литературы, но постоянно анализирует всю поступающую к ней информацию, на основе этого анализа делает нетривиальные выводы и составляет собственное мнение, зачатую очень оригинальное. И это не вычитанное или подслушанное где-то, а её собственное, рождённое в серьёзных размышлениях и сопоставлении фактов. Например, я был поражён её интерпретацией пьесы Островского "Гроза" - взгляд кардинально отличный от того, что нам (да и ей тоже) десятилетиями навязывали в советской школе. Причём, всё железно аргументировано. Я, признаться, после изучения этого произведения в школе его не перечитывал и не пытался ревизировать внушённые мне пропагандой штампы: Катерина - луч света в тёмном царстве, Кабаниха - олицетворение застоя, консерватизма, гнёта и самого тёмного царства как такового. И так по любому вопросу. Общение с Натальей Рудольфовной - настоящая роскошь. Про то, что железная дорога была не затоплена Горьковским морем, а осталась в земле при сооружении дамбы - её информация. Я об этом писал в предыдущей части.
За разговорами мы не заметили, как прошёл час, потом - ещё один. Встревоженная нашим отсутствием экскурсовод Наталья Борисовна зашла к начальнице и мы договорились, что присоединимся к её групповой экскурсии по городу в 2 часа дня. Тем временем Наталья Рудольфовна ответила на все наши вопросы и предложила индивидуальную экскурсию по музею. Мы с радостью согласились: хотелось ещё хоть на чуток продлить общение с этим незаурядным человеком. Но "чуток" обернулся 2-мя полноценными часами увлекательнейшей экскурсии. Мы слушали Наталью Рудольфовну открыв рты, зачастую забывая щёлкать фотоаппаратом, притом, что редких экспонатов в музее не много. Начнём с тех, что не стоят практически ничего, но талантливо обыгрываются экскурсоводами (может не всеми и это нам повезло с Натальей Рудольфовной?) и тем привлекают внимание посетителей и запоминаются. 
Карта дореволюционной Кинешмы с фабриками - самодел, но в тему:

Родовой герб воеводы Бобарыкина.

Герб пана Лисовского и кое-какое вооружение тех времён.

Магазин готового платья предлагал только одну примерку: до того опытными были закройщики. В советские годы в ателье было 3-4 примерки и в итоге выходили не пойми что. Смотри интермедию А.Райкина.
 А что такое цены без запроса? Фиксированная цена. Как говаривал О.Бендер: "Торг здесь не уместен".

Первый термос:

Совок из бивней забежавших случайно из Африки на Средне-Русскую равнину слонов. На самом деле размягчали коровий рог и делали такие вещи.

Первая шипованная "резина". "Nokia" нервно курит в сторонке.

Есть, конечно, и настоящие раритеты. Один из наиболее ценных экспонатов музея - Соборное уложение 1649 года. Рукописный экземпляр, несмотря на то, что 11 марта 1564 года, т.е. за 85 лет до этого, был напечатан "Апостол" (первая точно датированная печатная книга, изданная в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем).


Одно из первых печатных изданий:


Нагрудный знак городского головы.

Печати:



В комнате, посвящённой знаменитым землякам, есть немало подлинных вещей маршала Василевского, включая мундир и наградное оружие. 
В общем, не пожалеете, если попадёте сюда с экскурсией. Самостоятельный осмотр экспозиции не рекомендую.
Что нам подсказала Наталья Рудольфовна относительно наших родословных изысканий? Сначала мне необходимо рассказать, что мы "нарыли" самостоятельно. Итак: моя прабабушка, урождённая Ларионова Мария Сергеевна, родом из Сергиева Посада. Рано осталась сиротой и уже взрослый старший брат Александр Сергеевич устроил её в Филаретовское приют-училище Александро-Мариинского дома призрения. В 1903 году, 15 лет от роду она его закончила. В этом же году Александр Сергеевич Ларионов был назначен начальником железнодорожной станции Кинешма и сестру взял с собой. Может, эти 2 события так совпали по времени, но скорее, какое-то время он тянул, не давая согласия на должность и ждал, когда сестра получит образование. Спустя 5 лет, в 1908 году, мой прадед, мещанин города Опочки Валериан Ксавериевич (позднее - Савельевич) Труль, после окончания учебного заведения в Санкт-Петербурге был направлен на станцию Кинешма в качестве помощника товарного кассира под начало Александра Сергеевича Ларионова. Подозреваем, что именно последний и познакомил сестру с новым стажёром. Они поженились, родилась дочь Антонина (моя бабушка). В какой церкви её крестили пока найти не можем. Вскоре  Валериан Савельевич получил назначение на должность товарного кассира станции Вичуга. Вичуга - следующий пункт нашего путешествия. А Александр Сергеевич Ларионов работал на должности начальника станции Кинешма до 1916 года, может, и дольше, но послереволюционных сведений нет. Белое пятно. 
  Наталья Рудольфовна показала нам карту ж.д. вокзала старой Кинешмы, отметила на ней дом для железнодорожных служащих и дом для рабочих, офис товарной конторы, пакгаузы. На сегодняшний момент из перечисленного сохранился только дом для служащих, т.е. где и жили на служебной квартире прадед с прабабушкой. И то оно отдано под снос, второй дом - для рабочих снесли совсем недавно, в этом году. Само историческое здание вокзала сохранилось, но в нём сейчас автовокзал. А железнодорожники построили себе новое, современное здание по соседству. На вопрос, а где же мог жить начальник станции, Наталья Рудольфовна только махнула рукой в сторону окна. Наше недоумение она рассеяла, сказав, что третий этаж соседнего с музеем дома - купца Тихомирова, сдавался под очень дорогое и комфортабельное жильё. Александр Сергеевич мог проживать только там, ведь начальник станции даже в городе, где яблоку некуда упасть - в купца попадёт, был очень большим человеком.  
Но подошло время экскурсии по городу, группа автобусного тура выходного дня подъехала и Наталья Рудольфовна передала нас Наталье Борисовне. При этом первая нам сделала подарок: распорядилась не брать с нас за обе экскурсии ни копейки. Таким образом, наша экономия составила 3 с лишним тысячи рублей. Спасибо огромное Наталье Рудольфовне!
Площадь Революции. Наталья Борисовна демонстрирует группе репродуцию картины Б.Кустодиева "Купихи", сопоставляя ракурс с современным видом на колокольню Благовещенской церкви. Колокольня Кустодиева, конечно похожа на оригинал, но вот таких колоритных купчих сейчас не встретишь.

Про Красные торговые ряды повторяться не буду,

но дом купца Тихомирова, конечно, вниманием не обойду. Именно здесь, на 3-м этаже, жил долгое время брат моей прабабушки. Здесь она бывала и не раз. 

Дом И.Тихомирова построен в 1850 году Почетным гражданином Кинешмы А.И. Поленовым. В середине XIX века этот особняк считался самым роскошным домом во всей в Кинешме, здесь даже останавливались на обед великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, дети Николая I. Известные кинешемские купцы Поленовы — богачи и щедрые благотворители. Они вошли в историю своим попечением городских и уездных храмов, а также содержанием духовного училища, богадельни и детского приюта. На фото всё, что слева от пристроя с балконами - оригинальное поленовское здание. 


Позже Поленов продал здание лесозаводчику и фабриканту И. Г. Тихомирову, и тот пристроил к зданию помещение для Купеческого клуба с ажурными балконами. В результате дом смотрится состоящим словно из двух разных частей, тем более, что старое здание оштукатурили, а пристройку – нет. Над ней возвышается четырехгранная пирамида кровли с люкарнами, а над вальмовой кровлей устроен световой фонарь. Окна этажей дома и пристройки различны, и все здание внешне объединяет рустованный нижний этаж.




Третий этаж сдавался в наём. 

В провинциальных городах иногда можно встретить настоящие шедевры архитектуры. Вот изящное здание кинотеатра «Пассаж», сто лет тому назад. 

На этой же улице Рылеева, по соседству с домом Тихомирова в небольшом здании в начале прошлого века открылся кинотеатр «Модерн», под этим названием он просуществовал недолго, на его месте в 1912–1913 годах появился кинотеатр «Пассаж», построенный на средства опять же Тихомирова. Купец был человеком толковым и сделал здание многофункциональным: вестибюль был торговым пассажем, по его сторонам размещались магазинчики поменьше, в главном зале находился синематограф, в фойе размещалось знаменитое далеко за пределами Кинешмы фотоателье Л.Гольдфейна, а в подвале работал ресторан. Прибыль исправно шла со всех частей, с позволения сказать, культурного комплекса!  

В начале 1920-х годов национализированный кинотеатр был передан горкомхозу, который закрыл ресторан и пассаж. В здании открыли продуктовые склады, уничтожив часть интерьеров. В настоящее время в бывшем кинотеатре «Модерн» работает культурно-развлекательный центр «Пассаж». Здесь так же, как и сто лет назад показывают кино.



И ещё одно примечательное здание находится на ул. Ленина (бывшая Московская) напротив краеведческого музея. Это - здание бывшей аптеки «Братьев Столкинд и К».


Кроме изящной архитектуры следует отметить и тот факт, что здесь по-прежнему работает аптека! 

Продолжение следует...














Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...