пятница, 22 сентября 2023 г.

По Ивановской губернии. Кинешма. часть 1. Первое знакомство.

 

1.09.2023г. Шарья - Кинешма: 287 км. По пути, на въезде в Макарьев, пообедали в кафе.




Перед селом Островское сворачиваем с Костромской трассы Р-243 налево, на дорогу 34Н-6, петляющую в сторону Кинешмы. Лет 10-12 назад, возвращаясь из Плёса через Кинешму в Киров, мы застали эту трассу в стадии строительства. Часть дороги преодолевали по грунтовке, стояли в лесу в ожидании окончании работы лесорубной и дорожностроительной техники, навёрстывая время, мчались под дождём по свежеукатанному асфальту, на который ещё не успели нанести разметку и дивились, как можно на равнине проложить такую петляющую дорогу. После этого я объездил горные дороги Кавказа, Крыма, перевалы Альп и сейчас окончательно убедился, что дорога из Островского в Кинешму ничуть не уступает им в количестве 90-градусных поворотов. 180-градусных, конечно, нет, но отсутствие прямых участков удивляет. Вопрос, зачем это нужно на равнине, остаётся риторическим.



При въезде в Кинешму со стороны Заволжска пересекаем очень длинный мост через Волгу. С него открываются неплохие виды на великую русскую реку. Далее едем к центру через весь город, причём, к нашему удивлению, дорога прямее не становится... Но тут мы хоть поняли, почему. Правда, на следующий день. А сегодня я просто подумал, что улицы в Кинешме планировал тот же мчудак, что и автодорогу Островское - Кинешма. Но на следующий день мы встречались с краеведами и экскурсоводами и они рассказали, что раньше город был разделён на множество частей оврагами: вода окрестных речек и ручьёв стремилась к Волге. Потом многие овраги засыпали. Тут у меня в голове всё стало на свои места: засыпали овраги в центре не так давно, в советские годы, к тому времени улицы уже существовали, после засыпки выяснилось, что построенные на разных берегах оврага улицы не соосны. Вот и пришлось центральные улицы: Советскую и Ленина (кто бы сомневался, что в провинциальном городе их так назовут) изгибать буквой "ЗЮ". А не засыпанные овраги на окраине просто объезжаешь. Так что проектировщик дорог Кинешмы пьяным на работе не был. 
Прибыли в Кинешму не поздно, было время осмотреться. Причём, из-за ошибки при вводе в навигатор адреса отеля, мы свой сегодняшний отель благополучно проехали и оказались в самом центре города, у причала. У него только что пришвартовался круизный корабль. 


Спустившиеся на твёрдую землю туристы тут же были разделены на группы и разобраны экскурсоводами. 

Жена, пристроившись то к одной группе, то к другой, то к третьей, оценивала качество излагаемого материала. Наконец она сделала выбор в пользу экскурсовода из местного краеведческого музея по имени Наталья Борисовна, с которой, не дожидаясь окончания экскурсии, и познакомилась. Обменялись телефонами и договорились на завтра о времени индивидуальной экскурсии. А пока решили в отель не торопиться и воспользоваться тёплым светом вечернего солнца для качественных кадров.

По Волге то и дело снуют частные кораблики и просто катера, катающие по реке не организованных туристов.

Примерно таким я представлял себе баркас, с которого Верещагин упорно не хотел уходить, несмотря на заложенную красноармейцем Суховым бомбу.

А это - гостиница "Мирная пристань", которую мы забронировали на завтра. В прежние времена сей дебаркадер служил причалом для пассажирских пароходов.

На дореволюционном фото дебаркадер - в правом верхнем углу. Обратите внимание: железная дорога подходила прямо к реке и груз с барж можно было прямо перегружать в вагоны.



В 1955 году в связи со строительством Горьковской ГЭС образовалось Горьковское море (в простонародье - Горе-море), уровень воды в Волге у Кинешмы поднялся на 8 с лишним метров. Готовясь к этому катаклизму, кинешемцы укрепляли склон берега и при этом пути засыпали. Кстати, экскурсоводы в один голос "втирают" туристам, что пути были затоплены, но это не так, они находятся в земле. Искусственная дамба плюс естественный склон надёжно защитили Кинешму от затопления. Чего не скажешь о множестве других городов. Я не говорю уже о тысячах деревень, десятках монастырей и сотнях церквей.

Площадь перед бывшим речным портом, а теперь торговым центром, 

поразила своими размерами, необычными для уездного города с населением меньше 80 тысяч. Раньше она называлась Верхней Торговой площадью (она же Базарная, она же просто Верхняя) и была поменьше размером. Обратите внимание на ракурс: раньше для съёмок таких видов дроны не требовались, достаточно было забраться на колокольню близлежащей церкви. Благо церквей было много и всегда какая-нибудь близко лежала к любому месту в городе.


Но не могут же в одном городе быть 2 Торговых площади: Верхняя и Нижняя. Путаница может возникнуть у не особо смышлёных. Поэтому после 1917 года мудрые большевики исправили эту оплошность наследия тёмных царских времён и переименовали Верхнюю площадь. И название-то ей придумали оригинальное: площадь Революции. Что поделаешь, если у убогих проблемы с фантазией. Вот так она выглядит после многочисленных перестроек сегодня, только снято с противоположной стороны площади:


Такой же ракурс на старом фото:

Крестовоздвиженскую и Воскресенскую церкви большевики разобрали: ну не любила новая еврейская власть православие с церквями и колоколами. Колокола они не любили больше всего, в синагогах их нет. Именно поэтому сами церкви до поры до времени оставляли стоять, используя под склады, клубы и т.п., а колокола сбрасывали.  

Пора да время настали в начале 60-х годов прошлого века. Всё, что изображено на верхнем снимке (кроме Крестовоздвиженской часовни в самом левом углу, о ней чуть позже) было снесено. По нему сами можете представить, сколько сразу места освободили на радость ветрам. Интересное фото мне попалось: обычно процесс сноса зданий не фотографировали.


Справа, если стоять спиной к реке, радуют глаз Красные торговые ряды 

и перед ним - небольшой Молодёжный скверик с фонтанами и скамейками вдоль них. Металлическая конструкция сквера-павильона воссоздаёт очертания стоявших ранее на этом месте Белых торговых рядов.


Они - слева на снимке, справа - такелажные склады, их немного заслоняет Крестовоздвиженская часовня:

Такелажные склады,  вид сбоку:



Довольно похожая на оригинал (Белые ряды) металлическая конструкция.


Фонтан плоскостной, т.н. "сухой". То есть его дно расположено на одном уровне с дорожками сквера, не отделено ни какими стенками, по периметру - слив. По этой причине, а также по причине тёплого "бабьего лета" здесь  много детворы, бегающей между струями. 


На месте скверика раньше располагались Белые торговые ряды. Так и тянулись перпендикулярно Волге два ряда торговых зданий: Красное и Белое. Можно как угодно обыгрывать название современной одноимённой торговой сети, но на него Кинешемский комплекс торговых рядов имел гораздо более веские основания. В центре снимка - Красные ряды, напротив - Белые.

Красные торговые ряды были построены в 1911 году в духе все той же модной тогда эклектики, с сочетанием элементов «кирпичного стиля», модерна и романской архитектуры. Появление этих торжественных, если не сказать помпезных Красных рядов – история, связанная с именем знаменитого купца Ивана Александровича Миндовского.

Дело было так: кинешемские купцы отправились на Нижегородскую ярмарку и тамошнее главное здание (в советские годы - магазин "Детский мир") очень уж впечатлило купцов. На обратном пути Миндовский сумел так ловко подначить попутчиков, что быстро были собраны деньги, и буквально через год на Торговой площади выросли Красные Торговые ряды.

 Строили в складчину по подписному листу. «Красные ряды» — это историческое название позволяло отличать кирпичное здание от находившихся напротив Белых рядов, где тоже велась розничная торговля во время ярмарок. 

Посмотрим, как об этом говорит кинешемский краевед И.Лебедев в своем очерке «Прогулки по Кинешме»: "В красном корпусе обосновался ряд магазинов. Своими огромными окнами-витринами поглядывает «Торговый Дом братьев Барашковых». За стеклами - невероятное нагромождение велосипедов, ружей, музыкальных инструментов, рамы для картин, обоев - и тут же жестяные коробки с чаем, сахаром, табаком. В витринах соседей товаров не меньше, и опять-таки прямо навалены часы, швейные машинки, золотые и серебряные вещи, граммофоны - это купец Мусин стремится перещеголять Барашковых".


В конце XIX Кинешма была уже достаточно развитым промышленным и торговым центром Костромской губернии. В 1871 году сюда была проведена железнодорожная ветка из Иваново-Вознесенска. Здесь располагались 4 текстильные мануфактуры, химическое, чугунолитейное, деревообрабатывающее производство. Но две трети горожан занималось торговлей. Основной товар - хлеб и мануфактура. Торговля велась бойко. Особенно во время ярмарок. Ярмарки проходили дважды в год: первая - Тихоновская - начиналась 16 июня в Тихонов день и проходила неделю, вторая - Крестовоздвиженская - начиналась 14 сентября и продолжалась до октября.

А. А. Потехин в очерке "Уездный городок Кинешма" писал:

"Всякий мужичок, всякая баба захватывают с собою из дому какое-нибудь произведение своих трудолюбивых рук, с тем чтобы продать его и на вырученные деньги — погулять, а потому в этот день можно купить всё чрезвычайно дёшево... В гулянье этом принимают участие и кинешемские посадские, т. е. мещане, их жёны и дочки. Каждая девушка, каждая молодица старается заработать себе к этому дню лишнюю копейку, и даже не считается в грех и в оскорбление, если, ради этого гулянья, дочка у матери и сноха у свекрови утаит несколько аршин холста или несколько повесов льна, или две или три пасмы ( 1 /5 часть мота) пряжи. После полудня, когда весь привезенный крестьянами товар уже продан, начинается настоящее гулянье. Весёлый люд смотрит на паяцов, забавляется и хохочет от всей души... Весело, беззаботно гуляет русский мужичок. Любит он весёлую пировню под открытым небом, любит шумную речь, полюбовную в самой ссоре. Всю суму свою вытрясет он на гулянье, ничего не оставит за душою, да ведь за то и на душе-то у него нет ни одной задней мысли: всё открыто и чисто. Ночь спускается на город, и лавки закрываются, а шумная толпа ещё веселится, и напрасно силится проводить её домой строгий блюститель порядка. «Не замай нас, — говорят ему, — сегодня гулящее воскресенье Завтра уж сюда небось не приедем»


Здание врезано в склон Соборной горы и служит одновременно подпорной стенкой. Со стороны площади оно имеет два этажа, со стороны улицы - один. Нижние этажи выходят на площадь, верхние – на улицу с противоположной стороны. 


Красными рядами можно полюбоваться не только снаружи: сегодня в здании снова бурлит торговля, и войти внутрь может каждый. На фото как раз вид с улицы.

Внутренне пространство торговых рядов разделено на торговые залы, каждый из которых имеет выход на улицу.



Мы было засомневались в возрасте Красных торговых рядов: до того кирпичная кладка выглядит свежо, но присмотревшись, обнаружили, что это довольно свежая покраска (вероятно 2020 года) нанесена поверх старой кладки. В местах повреждений красочного слоя старую кладку видно. Как я, старый каменщик, не разглядел сразу декоративную штукатурку?


Белый торговый корпус был создан в 1890 году на средства кинешемского купечества и был снесен в 1960 году. 

А это здание было построено в то же время и называлось мануфактурным корпусом. Оно построено не напротив Красных торговых рядов, а рядом, как бы являясь их продолжением. Точнее, Красные ряды являлись продолжением построенного на 20 лет раньше мануфактурного корпуса.


Красных рядов справа от Мануфактурного корпуса, как видите, ещё нет.


Это здание также врезано в склон Соборной горы и имеет два этажа со стороны площади 


и один - со стороны улицы Рылеевской. Сейчас здесь, как и век назад, процветает торговля. Экскурсоводы для упрощения изложения именуют именно это здание Белыми торговыми рядами. А может, для красного словца, не желая признаваться, что остались только Красные и пары им в природе больше нет. Тем самым оказывая медвежью услугу туристам. Многие из них, не вдаваясь в подробности и не проверяя информации, кропают статейки в блогах на основе услышанного, дезинформируя читателей и искажая историю Кинешмы. 
Откровенно говоря, если бы Белые ряды не снесли в 1960 году, то они бы стали бельмом на глазу в едином пространстве современной площади и их бы снесли в 2020 году при последней реконструкции площади. Я против сноса старых зданий, но я за гармонию. И если здание мешает гармонии вновь создаваемого пространства, что-ж, пусть Мануфактура станет Белыми рядами. 


Торговые ряды закрепляют планировку центральной площади и придают ей масштаб, свойственный крупному купеческому городу.

Напротив Молодежного сквера - главное духовное место города. Здесь, вот уже почти три века стоит Крестовоздвиженская часовня. Возведена часовня в 1744 году над братской могилой кинешемцев, погибших 8 июня (26 мая) 1609 года при защите города от отряда польско-литовских завоевателей. В те времена здесь была посадская площадь, располагавшаяся у восточной границы городской крепости, она как раз проходила по валу, на котором выстроены Красные и Белые торговые ряды. Здесь стояли главные городские ворота, выходящие на площадь, на ней и произошла кровопролитная битва горожан с польским отрядом пана Лисовского в мае 1609 года. 

Битва была проиграна, поляки ворвались в крепость и уничтожили все и вся. Оставшиеся в живых жители похоронили павших в братской могиле, сначала здесь был водружен деревянный крест, ну, а потом поставлена часовня.


На стене часовни - мемориальная табличка в память о кинешемском воеводе Фёдоре Боборыкине, руководившим городским ополчением в битве с интервентами. Первое сражение было в чистом поле в 2-х км от тогдашнего города, при этом воевода погиб. Так что бой за сам город проходил уже без него. 
И тут возникают вопросы. Зачем было сражаться с превосходящими силами поляков на открытой местности, если из-за городских укреплений делать это было сподручнее и потери будут значительно меньше у защитников, нежели у супостатов? Ополченцы что, самоубийцами были? Кстати, про 2 тысячи поляков говорит каждый второй источник, а про численность ополчения история умалчивает. Только упоминается, что польское войско значительно превосходило по численности ополчение. Странно... Но если поляков (кстати, там было немало и русских) было всего 2 тысячи, то сколько было защитников Кинешмы: 2, 20, 200 или 1000 чел? Следует учесть, что Боборыкин начал собирать ополчение за несколько месяцев до этого и даже хотел пойти с ним на помощь Костроме. 

Ответ, мне кажется, лежит на поверхности. Скорее всего количество ополченцев нисколько не уступало отряду Лисовского  и даже превосходило его, именно поэтому они вышли в чисто поле. Но после первой стычки и гибели в ней воеводы Фёдора Боборыкина, ополчение в панике побежало и 2 километра, отделявшие их от городских стен, преодолело в считанные минуты. Но вот укрыться за крепостными стенами не успело, поскольку было настигнуто поляками и на глазах у наблюдавших со стен женщин и детей, окончательно добито. Представляете как быстро бежали, если польская конница только через два километра их нагнала? Так что никакой битвы у крепостных стен не было, было избиение деморализованных и неспособных к сопротивлению остатков ополчения.
 Но так же нельзя подавать нашу героическую историю, нужно всё переиначить и обелить в назидание подрастающему поколению. А врагов - очернить. Навалились, супостаты, несметной силою. С таким полчищем против одиноких защитников и дурак победить сможет. Вырезали, окаянные, всё население поверженного города, включая женщин и детей. Но кто тогда хоронил защитников? Оставшееся население! Опять нестыковочка...  
Марк Ферро сказал замечательную фразу: "Истории, независимо от ее тяги к научному знанию, присущи две функции: врачевание и борьба... наукообразие и методология служат не более чем «фиговым листком» идеологии". Очевидно, что документального подтверждения своих выводов я не предоставлю, у купленных властями историков за 400 лет было достаточно времени, чтобы всё подчистить. Но если включать мозги и анализировать, то белые нити их "шитья" станут видны невооружённым взглядом.



Поругание Кинешмы пробудило в жителях окрестных городов чувство праведного гнева. Повсюду вспыхнули очаги восстаний, карательная миссия Лисовского провалилась: он не только не подавил национально-освободительное движение, но еще сильнее спровоцировал борьбу против захватчиков. События в Кинешме самым непосредственным образом способствовали подготовке условий для формирования ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Пожарского, которое спустя три года освободило Москву и восстановило российскую государственность.

По вековой традиции, 8 июня совершается крестный ход от Троицко-Успенского кафедрального собора к Крестовоздвиженской часовне. Здесь служится лития и проходит панихида в память о земляках. 


За часовней есть ещё и памятник этому событию, а конный памятник воеводе Федору Боборыкину установлен чуть подальше, в сквере. Памятник был установлен аккурат к празднованию 400-летия освобождения Москвы народным ополчением 1612 года, но мы его снимать не стали: не впечатлил.


В самом углу площади, между Речным вокзалом и Волжским бульваром, 

выделяется здание, которое мне понравилось здесь больше всего - бывшая чайная Общества «Трезвость». На фото выше оно слева.


 Построено здание в конце 19 века. Такие чайные в ходе борьбы царского правительства с алкоголизмом создавали по всей стране. Пьянчуг гоняли отсюда нещадно, а пришедшим приобщиться к здоровому образу жизни подавали к чаю или кофе варенье, разные бутерброды, выпечку, в том числе вкуснейшие крендели с изюмом и медом. Здесь впервые в городе заиграл граммофон, и стали устраивать чайные и кофейные церемонии. А еще можно было почитать книги и газеты, благо на полученные доходы удалось собрать целую библиотеку.




 Теперь в этом здании располагается ресторанно-гостиничный комплекс «Русская изба». В оформлении интерьера центрального зала использованы предметы крестьянского и городского быта дореволюционных времен, а холл гостиницы украшают фотографии старой Кинешмы. Меню разработано на основе старинных рецептов русской кухни. Здесь подают «Мясо по-царски», «Говядину по-строгановски», «Свинину по-мещански», судака в кляре, телячьи мозги в горшочке, соленья, варенья. Не принято распивать спиртные напитки, думаю, понятно почему.  


Примечательна табличка на фасаде: "Дом бывшей чайной общества трезвости, где хранилась нелегальная литература и проводились совещания большевиков по подготовке Октябрьской революции". Ещё забыли упомянуть, что именно в этом доме и была объявлена Советская Власть в Кинешме. 

Эпохальные события, ничего не скажешь... Да мало ли где нелегальная литература хранилась и хранится? У меня тоже в своё время нелегальный Самиздат по несколько дней хранился, пока читал. Это стоит мемориальной таблички? А кто вам, братьям-халявщикам-оборванцам, 


этот дом построил и подарил? Про кинешемскую купчиху Наталью Ивановну Баранову, племянницу "отца города" Петра Илларионовича Баранова - ни слова. Погуглите, не найдёте ни чего. А между тем она не только построила здание, но и создала эту самую чайную общества трезвости. 
Примеры пролетарского беспамятства в Кинешме на каждом шагу, потому что на каждом шагу тут следы былой созидательной деятельности и достижений купцов, фабрикантов и прочих буржуев. Память - основа любви и благодарности, основа чувства Родины. Ну ладно, коммунисты пытались вымарать имена "эксплуататоров" из истории. С ними всё понятно. Но сейчас почему власти города ничего не делают, чтобы вернуть людям память?!  


Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского. Это прекрасный и масштабный ансамбль, возведённый в стиле классицизма в 19 веке, и в него помимо двух церквей входят колокольня и дом священника.


Главное украшение церковного ансамбля и всей Кинешмы — пятиярусная колокольня высотой с тридцатиэтажный дом, одна из красивейших во всей Ивановской области. Построена в 1798 г.

В её архитектуре соединились барокко и классицизм, а композиция самой колокольни сложна и гармонична: здесь и полуколонны, и портики, уменьшающиеся в высоту, и тонкий шпиль с крестом — выше Ивана Великого.




Более старый Успенский собор был выстроен в 1745 г. на пожертвования верующих. Спустя столетие собор капитально отремонтировали и спустя несколько десятилетий, очевидно, немного перестроили. Так, купола относятся к рубежу 19—20 веков. Сегодняшний облик собора — это крупный кубической формы храм с пятью нефами и пятью куполами. Каждый неф завершает полукруглая апсида, в западной части к основной конструкции пристроен баптистерий.

Первоначально Успенский собор выглядел довольно скромно и сдержанно, но его позднейшие пристройки уже отражают стилистические веяния позднейшего времени: это обилие декоративных деталей на стенах, узорные решётки в окнах с наличниками, круглые фальш-проёмы в апсидах. Внутри собора можно увидеть росписи масляными красками, а также старинный иконостас из дерева и оригинальные предметы утвари. Стоит обратить особое внимание на деревянную скульптурную композицию над внутренним восточным порталом: это раскрашенное изображение Тайной вечери, сделанное в первой половине 19 веке в народном стиле, немного грубое, но выразительное.




Шлемовидные купола на барабан монтировали, похоже, с помощью пены.

Ажурные решётки на воротах сохранились неплохо. Сравнивая нижний снимок с верхним, можно понять, что всё, что сделано нашими предками, изящно и надёжно, наши же современники  делают через жо.. и на время.

В 1838 году соборный ансамбль был дополнен зимним кирпичным собором во имя Живоначальной Троицы в стиле позднего классицизма. Собор был построен на церковные суммы, с помощью прихожан и благотворителей из числа горожан по проекту И.Ефимова. В начале 20-го века на однокупольном Троицком соборе были возведены еще четыре главы на массивных барабанах. В храме имеются три придела: центральный-в честь Святой Троицы, правый-в честь Покрова Божией Матери, левый-в честь Архангела Михаила. 



Оба храма и Троицкий и Успенский были закрыты в конце 1930-х гг, но после войны были открыты вновь. Правда, Троицкий собор был закрыт вторично в 1960-х. Здесь до 1991 года располагалась картинная галерея. Сейчас весь ансамбль принадлежит Русской Православной церкви. За проект Троицкого собора архитектор И.Е.Ефимов получил звание академика. По его проектам были возведены немало шедевров в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Сегодня собор представляет собой симметричную церковь с пятью полукруглыми куполами и красивыми классическими треугольными портиками. Их поддерживают колонны с дорическими капителями. В интерьере Троицкого собора также можно увидеть росписи маслом, самые ранние из которых датируются серединой 19 века. 

На этом наши силы иссякли и мы поехали в отель. Это  бывший профилакторий «СПА-Волга». Расположен на живописном берегу Волги, имеется пляж, очень неплохой парк с соснами. На этом, к сожалению, плюсы иссякают. Когда-то «СПА-Волга», по всему видать, был неплохим профилакторием. Но новые хозяева не вкладывают в инфраструктуру ничего. Я не знаю деталей, но предполагаю, то профилакторий достался нынешним хозяевам практически задаром, вложились они только в ремонт ресторана и постройку различных беседок и павильонов, делая ставку на свадьбы и корпоративы. Персонал сокращён до минимума. В результате мебель старая, совковая, двери скрипят и едва закрываются, щели. На настенной плитке - плесень. Лейкам в душе - лет 50. Но какая разница для пьяных гостей после свадьбы? Им бы отоспаться...



 На вопрос жены, где неподалёку можно поужинать, был получен ответ администратора, который мы частенько вспоминали потом на протяжении всей поездки: "У нас. Кухня открыта, я могу предложить вам творог и ещё макароны разогреть". - "А с чем макароны?" - "С подливом". И это при наличии прекрасно оборудованной кухни! Но на кухне персонал, приходящий на период свадьбы. Сегодня свадеб здесь не было, нам не повезло. Но в отеле и на территории очень тихо, нам повезло.

Собственный сайт имеется, но вы можете ждать подтверждения бронирования до морковкина заговенья - никто этот самый сайт не читает. Можно забронировать через "Островок", например, но забронированные на "Островке" номера в отеле по факту могут оказаться занятыми, причина - читай в предыдущем предложении.  

 Нет, хозяева "СПА-Волги" - не потомки фабрикантов и купцов. Те старались привлечь клиентов. У этих цель иная: не вкладываясь, извлечь как можно больше прибыли. 

На сём откланиваюсь, завтра будет новый рассказ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...