воскресенье, 15 октября 2023 г.

По Ивановской губернии. Кинешма. Часть 6. Имение Островского Щелыково.

 

3.09.2023 г, воскресенье.

С утра солнечная погода. После прекрасного завтрака по системе "Шведский стол" в исторических интерьерах ресторана отеля "Мирный причал" (расположен в том самом дебаркадере, то на ретро фото)решили посетить Сретенскую церковь Кинешмы. А на фото - наш скромный флигелёк.


Заведующая Историческим отделом местного Краеведческого музея Наталья Рудольфовна назвала 2 церкви, где с наибольшей вероятностью могли крестить мою бабушку: Сретенская и Вознесенская, но скорее первая. Во-первых, она ближе всех к ж.д.станции, где её родители жили и работали, во-вторых, поскольку она была построена при дворянском кладбище, то пользовалась особым статусом: там крестили и отпевали дворян. Многие купцы и мещане также старались посещать именно её. Поближе к "князьям-графьям", так сказать.



Конечно, нужно ещё найти документальное подтверждение подсказке Натальи Рудольфовны, но 2 церкви - это не 11, круг поиска сузился. Проверить метрические книги в конкретных церквях гораздо проще. Но всё-равно на это нужно время.

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Таланова. В Кинешме первая полотняная мануфактура была основана в 1758 году купцом первой гильдии Григорием Ивановичем Талановым. На мануфактуре работало 60 ткацких станков. Пряжу Таланов скупал у местных крестьян. Получив разрешение Мануфактур-коллегии на строительство фабрики, Таланов купил две деревни крестьян, которые были обучены работе по "мануфактурному делу" и составляли основное ядро работавших на мануфактуре. Фабрика первоначально размещалась в деревянных зданиях, построенных близ р. Казохи на территории, ограниченной современными улицами Ленина, Крупской, Советской. Позднее Таланов построил кирпичное здание на Овражной (Фрунзе) улице. Сам Таланов со своим семейством жил в огромном доме на Набережной Волги.

Находится церковь в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. Вероятно, ближе к середине XIX века возведена колокольня и сделан ряд изменений в конструкции церкви.

Церковная ограда была каменная и внутри ее размещалось кладбище, на котором хоронили именитых людей г. Кинешмы (границы кладбища были по ул. Гоголя-Никитина). 

К церкви была приписана часовня, та, что на Верхней Торговой площади. Заметьте: эта историческая и очень значимая для горожан древнейшая часовня (я о ней писал в первом рассказе о Кинешме) приписана не к Троице-Успенскому комплексу, который находится в центре в двух шагах от часовни и значительно больше. Это указывает на статус Сретенской церкви, от которой до часовни довольно далеко.

После революции при церкви одно время было общество трезвости, впоследствии в самой церкви была сделана котельная(!). В Харлампиевском приделе церкви находилась усыпальница Г. И. Таланова. В 1935 году церковь была закрыта. В 1939 году была разрушена ограда и снесено кладбище. Теперь на месте кладбища стоят безликие обшарпанные пятиэтажки. К сожалению, этот вандализм - дело рук не одних кинешемцев. Повальное увлечение сравнивать с землёй кладбища, где покоятся те, кто построил всё благолепие этого мира, создал для многих поколений потомков материальную базу, выковал величие России, и штамповать на этом месте нечто невразумительное, охватило всю страну. 

Трубы на нижнем и верхнем фото - последствие "славного" рабочего прошлого церкви в роли котельной.


Колокольню в том же 1939 году основательно укоротили, оставив только 2 яруса. Кому мешала?!


В церковь мы заходили с благоговением, пожирая глазами окружающую обстановку и представляя, как здесь крестят младенца - мою бабушку. Попали на службу, было время осмотреться. Потом крещение, крестили 2-х младенцев, явно не простое совпадение, а знак Свыше. 


В храме чудом уцелела единственная фреска, и эта фреска изображает событие Сретения Господня, в честь которого и освящена церковь. Тоже не спроста... Похоже, Провидение.




Из церкви вышли с каким-то чувством лёгкости, давно такого не было. Самое время выезжать в Щелыково - Музей-усадьбу А.Н.Островского, можем опоздать к началу экскурсии. Это в 27 км от Кинешмы по знакомой нам "пьяной" дороге. 
По правде говоря, мы позавчера уже заезжали в усадьбу Щелыково по дороге в Кинешму. Музей находится как раз посередине между селом Островское и Кинешмой. Но дело тогда было вечером, приехали под закрытие, записались на экскурсию на воскресенье, получилась разведка. Интересно, что Щелыково находится территориально уже в Костромской области, граница Ивановской и Костромской областей пролегает где-то в паре километров от села. 

Усадьба имеет довольно длинную историю: первые постройки возвели здесь в конце 17 века. В течение полутора сотен лет Щелыковым владело семейство Кутузовых, потом Сипягиных. При последних случались пожары, опустошавшие имение, хозяйство приходило в упадок, последний представитель семейства Сипягиных и вовсе промотал все свое состояние, в том числе и Щелыково. 

В 1847 году на аукционе имение купил отец Александра Николаевича - Н. Ф. Островский, поселился в нем и начал приводить финансовые и хозяйственные дела в порядок. В те времена на территории располагались старый дом и три небольших флигеля, где жила прислуга. Кроме того, здесь было много вспомогательных построек: каменные кузница и конюшня, амбар и несколько погребов, сараи и баня.

Николай Федорович со второй женой и детьми переехали в костромскую усадьбу в 1848 году. Его старшему сыну - Александру место очень понравилось. Делясь в дневнике впечатлениями от первого посещения усадьбы, он писал, что настоящее Щелыково лучше воображаемого, а здешняя природа на деле оказалась лучше, чем мечталось. Правда, пока отец был жив, Александр приезжал в усадьбу всего два раза, так как отношения их были напряженными.

После смерти Николая Островского его вторая супруга продала имение Александру и его брату Михаилу. С тех пор А. Н. Островский приезжал сюда каждый год на 4-5 месяцев с семьей: вел дела, обдумывал и писал прославившие его пьесы. Новые хозяева начинают перестраивать старые здания, возводить новые дома, устраивать по-новому парк.


А это изящное двухэтажное здание, построенное в начале прошлого века по заказу дочери писателя - Марии Шателен, называют Голубым домом. Здание отлично сохранилось до наших дней. Зимой здесь открывается резиденция сказочной Снегурочки. Именно ей посвятил Островский свою знаменитую стихотворную пьесу, музыку для постановки которой написал П.И. Чайковский.


В 1914 году все наследники Островских ушли на фронт, и до 1917 г. в Щелыкове никто не жил, дома стояли заколоченными. Советская власть устроила волостной совет, затем детский приют. Затем в усадьбе располагался дом отдыха Малого театра, который вырос в профилакторий Союза театральных деятелей. Учреждение действует по соседству с усадьбой и сейчас, а в главном доме усадьбы открыт Дом-музей А.Н. Островского.  В Голубом доме по стенам развешена целая галерея фотографий с отдыха актёров Малого театра.


Щелыково не зря называют природным заповедником. Существующий здесь пейзажный мемориальный парк прекрасен, и гулять по нему – одно удовольствие! Планировкой и поддержанием зеленых насаждений занимались три поколения семьи Островских.


Территория, изрезана многочисленными оврагами и делится на две части – Верхний и Нижний парки, в которых растут сосны, березы, липы и ели. Через парковые овраги проложены живописные мостики, и в самых разных местах разбиты красивые цветочные клумбы.

Двухэтажная деревянная беседка была названа детьми писателя «Снегурочкиной», потому что именно в ней он обдумывал свою знаменитую сказку.



В парке много скамеечек, беседок, мостиков.




Вид с верхней части парка на нижнюю.


В нижней части парка по руслу маленькой речки Куекши был сделан искусственный пруд с островком посередине. 

Брат писателя П. Н. Островский вспоминал: "Весь важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у Александра Николаевича во время летнего отдыха в его любимом Щелыкове. Там, пока Александр Николаевич часами сидел на берегу реки, с удочкой в руке, пьеса вынашивалась, тщательно обдумывалась и передумывались ее мельчайшие подробности"...

Из 47 написанных им пьес, около половины были созданы непосредственно в Щелыково. Островский и умер за работой, находясь в своем писательском кабинете.



Центральная часть усадьбы – это дом писателя. Обстановка, интерьеры, мебель и личные вещи писателя – всё сотрудники музея постарались сохранить в точности, как это было при самом Островском.



В их большом и уютном доме постоянно бывали гости – сослуживцы Александра Николаевича, известные литераторы, актеры и художники. И семья Островских с удовольствием принимала их, устраивая литературно-музыкальные вечера.




К писательскому дому из нижнего парка ведёт довольно длинная деревянная лестница.




В материальном плане приобретение не оправдало надежд Островского. Усадьба совершенно не приносила дохода, а, наоборот, требовала от семьи все новых и новых денежных вливаний. Однако, Островские не унывали. В свободное от основной работы время, драматург с удовольствием занимался огородом, выписывал качественные семена, покупал лошадей, сельхозорудия и племенной скот.


Дом семьи писателя очень уютный, обжитой и обладает неповторимым духом старины. Некрашеные полы застелены домоткаными дорожками, подоконники украшены цветами, а в комнатах стоят белые изразцовые печи. Одними из самых ценных экспонатов считаются прижизненные издания произведений писателя, а также картины художников Константина Маковского и Бориса Кустодиева.


В просторной гостиной находится фортепиано, на котором любила играть супруга писателя, актриса московского Малого театра Мария Васильевна. Она рано оставила свою профессию, и занялась ежедневной заботой о семье и обустройством домашнего хозяйства. На письменном столе разложены рукописи драматурга, а также книги и словари, которые он использовал в работе. А в антресольном этаже расположены комнаты детей Островских.


Здесь можно увидеть много старых фотографий, на которых изображен сам Островский, его жена, дети и друзья семьи драматурга. Для гостей фотографирование в музее платное. Кроме того, при желании в доме можно сделать фотографию в дворянской одежде, в интерьерах столовой семьи писателя. Но нам нарядиться не предложили.


Пришлось фотографироваться в своей одежде и снаружи. 

Вообще организация экскурсий в музейном комплексе оставляет желать лучшего. Это мягко говоря. Театр начинается с вешалки, музей - с кассы. На закономерные вопросы стоявшего передо мной мужчины, какие объекты входят в экскурсию, какие не входят и осматриваются за дополнительную плату, что там интересного, что стоит посмотреть и за что стоит платить, следует лаконичный ответ кассира: "Проходите быстрее, не создавайте очередь". Так очередь сама бы с удовольствием и с пользой для себя эту информацию прослушала. Нет, тут явно не сотрудники работают для клиента, а клиент существует для того, чтобы эти равнодушные бездельники получали зарплату.
 Экскурсии  организованы раз в 1,5 часа. И это в воскресенье!!! В результате в нашу экскурсионную группу на 11-30 набралось человек 40. При прогулке по парку это не критично: места всем хватит. Но в Голубом доме и доме писателя пришлось делить группу на 2 части, при этом оставшаяся часть группы скучала во дворе. Даже в таком усечённом варианте было тесновато. Ну неужели нельзя сделать экскурсии раз в пол-часа, чтобы группы были адекватной численности, хотя бы в воскресенье?  Что это, как не плевки в свою тарелку? Я же больше и сам сюда на экскурсию не пойду и всем своим подписчикам и друзьям не посоветую. 
Ребята! На вас свалился с неба уже раскрученный бренд, причём раскрученный не вами, а самим писателем, заработавшим мировое Имя, а для вас это просто халява. Так используйте её максимально бережно, не отвращая клиентов. Если вы рассчитываете, что посетители, поражённые красотами природы в парке и с пиететом относящиеся к имени Островского, за ахами и охами не заметят таких "мелочей", то глубоко заблуждаетесь. Среди ваших гостей иногда встречаются и искушённые туристы, побывавшие во многих музеях. От них ничто не ускользнёт.  Мне могут возразить, что денег нет, экономим на экскурсоводах и т.п. Это на кредите доверия посетителей вы экономите, но он не бесконечен. А гардеробом кассами у вас трактористка тётя Паша Ангелина (1) заведует, тоже финансовые трудности

Единственный балл к работе администрации музейного комплекса можно прибавить за поддержание в более-менее приличном состоянии зданий и инфраструктуры. Но и тут ложка дёгтя: многочисленные мостки, перекинутые через низкие места и ручьи вдоль дорожек парка отремонтированы "криво". Доски слабО было отпилить в размер, чтобы они были одной длины? Или вы в парк не выходите и работу у исполнителей не принимаете? Уверен, помещик Островский выгнал бы взашей без выходного пособия таких управляющих. 

Забор, ворота и мост, перекинутый над дорогой в нижний парк. Ну почему не заложить тарантас и не прокатить гостей по нижнему парку? Или верхом? Деньги не нужны? 
Но на фото выглядит очень аутентично.

Несмотря на то, что помещик Островский из чуждого пролетариату дворянского сословия, сфотографироваться с Александром Николаевичем приятно: коллега в какой-то мере.


Между прочим, Островский считал, что крестьяне его любят и был потрясён, когда те подожгли усадьбу. А они его пьес, как выяснилось, не читали...


На лужайке под елями стоит книжный мини-шкафчик, рядом скамейка. Стремление отвлечь народ от смартфонов и приобщить к тихому уединению с книгой, так любимому дворянством, похвально. Полноценный и заслуженный балл хозяевам. Итого пока двоечка...

В двух километрах от усадьбы находится действующий Никольский храм, появившийся в конце XVIII века. Проект стройной церкви был подготовлен известным архитектором из Костромы Степаном Андреевичем Воротиловым. Талантливому зодчему удалось совместить в сельском храме несколько архитектурных традиций – от барокко до классицизма. На верхнем этаже церкви богослужения проходят в летние месяцы, а на нижнем – зимой. 

Вход в храм по билетам, которые покупаются в кассах музея у всё той же доярки бабы Фроси. Молодая привратница следит за входом по камерам наружного наблюдения и при появлении настойчивых посетителей понимает, что эти пришли с билетами, а не просто так забрели. Прибежала довольно быстро, открыла храм. Подошли ещё люди, в том числе из нашей экскурсионной группы. Но их не пустили, потому что не было билетов: баба Фрося на кассе, ввиду плохого настроения, не объяснила им вовремя, возвращаться за 2 км туда и столько же обратно, понятно ни у кого желания не было. Ну дайте вы церковной привратнице кассовый аппарат, пусть прямо здесь продаёт билеты! Жирный минус 1 балл.
Посмотрели и верхнюю церковь с более пышным убранством и росписью и нижнюю, лаконичную и строгую. С храмом связана легенда. Один из первых владельцев Щелыкова, Ф. М. Кутузов, воевал на русско-турецкой войне и, попав в страшный шторм на Эгейском море, дал обет построить в своей усадьбе каменную церковь, если выживет. 
Именно в этом храме в 1886 году отпевали писателя.


Рядом с церковью, на огороженном кирпичной оградой кладбище похоронены сам писатель, его отец, его супруга и их дочь Мария Александровна Островская-Шателен.


Кроме мемориального, с 1973 года в Щелыково открыт литературно-театральный музей, который знакомит с театральными постановками по пьесам великого русского драматурга. В его залах можно увидеть театральные костюмы, сохранившиеся декорации и макеты, эскизы художников и журналы, в которых публиковались произведения писателя. отдельная часть экспозиции посвящена тому, как была создана знаменитая сказка о Снегурочке. Но мы туда не пошли. Нам хватило разочарований от организации музейной. Подводим итог работе администрации: единица по пятибальной шкале едва наскреблась. Сама усадьба огромная, виды на природу прекрасные, просто приехать сюда и погулять в тишине, не заходя в усадьбу, по тем же дорожкам и тропинкам, где гулял Островский - пожалуй, оптимальный вариант времяпровождения тут. Тогда не пожалеете, что приехали. От экскурсоводов при такой организации дел ожидать интересного рассказа, новых фактов и подробностей о жизни Александра Николаевича, не приходится.


(1) Паша Ангелина - была такая трактористка-передовик во времена Алексея Стаханова (1930-е годы)



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...