воскресенье, 29 октября 2023 г.

По Ивановской губернии. Вичуга. Часть 2. Бонячки продолжение.

 

4.09.2023 г. понедельник. Продолжение.

От мозаики "Идущие впереди" мы, идущие вслед, двинулись на осмотр заводских корпусов фабрики Коноваловых в Бонячках.

Основатель дела Петр Кузьмич Коновалов был из крепостных крестьян. Трудолюбие и смекалка позволили ему и денег заработать и из крепостных откупиться. 


Его дело продолжил и расширил сын (на фото - Александр Петрович).



Но апофеоз развития семейного дела был достигнут при внуке Александра Петровича, правнуке Петра Кузьмича - Александре Ивановиче.  Тут одно колено было пропущено, потому как оказалось "слабым звеном": Иван Александрович, сын Александра Петровича, больше прославился своими любовными похождениями и грандиозными кутежами, чем управлением производством на фабриках. Существует версия, что Иван Коновалов был прототипом купца Кнурова в пьесе А. Островского «Бесприданница». Большей частью Иван Коновалов разъезжал по ярмаркам и жил преимущественно в Москве. Поэтому управлением фабриками занималась его жена Екатерина Ивановна пока не встал на ноги их сын Александр.

На фото - Александр Иванович Коновалов, получивший образование в Москве и Германии. А стажировку проходивший во Франции и Германии. А музыке (он неплохой пианист) учившийся у самого С.В.Рахманинова!

Вернувшись из-за рубежа, он собрал талантливую и энергичную команду управленцев и начал вводить на своих предприятиях передовую по тем временам технику. В результате производство стало расширяться. Число ткацких станков было увеличено до 1126, а для отопления фабрик вместо дров стала применяться нефть. В 1894 году была открыта еще одна крупная четырехэтажная бумагопрядильная фабрика, на которой были установлены 17 тысяч веретен. Через полгода их число достигло 35 тысяч, а еще через год — 43 тысяч. В 1912 году электричество освещало все фабричные здания, фабричный двор, казармы, больницу, лавку общества потребителей, фабричный клуб, ясли и прочее. При таких условиях социальных потрясений на фабрике не происходило. Расширив торговые операции, Коноваловы в 1897 создали первое в стране Товарищество мануфактур "Иван Коновалов с сыном", объединившее предприятия в крупное производство с капиталом в 5 млн. руб. Александр Иванович возглавил правление Товарищества.

Но Коновалов не останавливается только на текстильной промышленности. При его непосредственном участии запускаются такие Товарищества, как «Электросталь», «Русскокраска». Коновалов является акционером крупных Московских банков.

На своих фабриках Коновалов сделал рабочий день 9-часовым, отменил использование детского труда и ночные смены, повышал заработную плату. Кроме этого, он построил много социальных объектов, мы по ним ещё пройдёмся.


Колоссальные корпуса! Время строительства фабрики - 1912-1915 гг. Архитекторы В. Брюханов, возможно, с участием И. Жолтовского. Первоначальное предназначение: ткацкое производство «Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном». Современное использование — профильное.

В советское время фабричный корпус назывался "Вичугская прядильно-ткацкая фабрика им. В.П. Ногина", ныне АО «Вичугская мануфактура». Как ни странно, фабрика до сих пор работает. Не на полную мощь, конечно, чуть "пыхает", но работает. Косвенное подтверждение этому - колючая проволока на заборе до сих пор не украдена.

Тут был когда-то один из въездов на фабрику.  С тех времён осталась будка охраны, 

ворота

и табличка. Интересно, что, судя по тексту, спиртные напитки администрацией фабрики тоже отнесены к личным вещам. 



Для лучшего освещения рабочих мест были применены нестандартные окна. Такими большими их позволило сделать опять же применение железобетона.


    "Шуховский" корпус, построенный в 1894-м году при участии инженера В.Г. Шухова, вид с юго-запада. Да-да! Тот самый гениальный Шухов, что построил Шаболовскую башню в Москве, много чего в Нижнем Новгороде и по всей стране. 
Если приглядеться к этой фотографии, то можно заметить, что к фабрике была подведена железнодорожная ветка. Отсюда вагоны подавались на станцию Вичуга, где грузы оформлял  мой прадед. Так что он, вполне возможно, был знаком с Коноваловым. По крайней мере с его управляющими, ответственными за грузоперевозки.

А эта высокая башня - "сердце" фабрики. На её верху были расположены огромные резервуары с водой: ткацкие станки имели водяной привод плюс требуется много воды на операции по выбеливанию, окрашиванию и т.д. 

По улице Ноны Куликовой обходим главный фабричный корпус  с севера 

и с восточного торца заводского здания видим необычную для производственных зданий архитектуру. Зато обычную для Коновалова. Вы ещё не начали считать, сколько колонн в этом крохотном городишке? "Городом белых колонн" он не случайно назван.


Комплекс коноваловской фабрики украшает шедевр промышленной архитектуры — «бетонный корпус» (1915 г., архитектор И. Брюханов, возможно, И. Жолтовский), мощный пятиколонный неоклас­сический портик которого отражается на глади коноваловского пруда. Это самое романтическое здание в промышленности, напоминающее огромный корабль, содрогающийся от гула тысячестаночного «мотора», скрывающегося в чреве корпуса.


Колоннада Бетонного корпуса - это не простая колоннада, а рекордная. Высота колонн 17 метром, диаметр - 2,7. В нашей стране по высоте с ними могут сравниться только колонны Исаакиевского собора, а вот по диаметру равных нет. У Исакия диаметр колонн 1,76 м, у колонн Большого театра - 1,85 м. И ещё один нюанс - здесь их ровно пять, т.е. нечётное число, а в классицизме должно быть только чётное. Представляю муки архитектора - либо нарушать пропорции колоннады, либо изменять принципам классицизма.


Бетонным он назван не потому, что выстроен из бетона, а потому что имеет бетонные перекрытия. И только. Но на втором этаже именно этого корпуса ткачихи Дуся и Маруся Виноградовы ставили свой рекорд.

Набережная пруда облагорожена только со стороны ул. Нонны Куликовой. 



Обратите внимание на старую фотографию ниже: справа от Бетонного корпуса вдоль теперешней улицы Ноны Куликовой протянулись двухэтажные здания. Это "угнетатель народа" Коновалов построил инфраструктуру для этого самого народа. 

Сейчас тут сплошные заросли и развалины, фотографии не получились, поэтому обращусь к архивам. Женская казарма фабрики. В советские годы, да и до сих пор, такие сооружения назывались женским общежитием:




На нижнем фото - мужское общежитие фабрики. 
Это всё -  казармы для одиноких женщин и мужчин, при создании семьи выделялась отдельная комната. При казармах имелись кухни с печами и погребом. Жилые помещения были оснащены электрическим освещением, центральным отоплением и вентиляцией. В общежитиях жили, кроме холостяков, и сезонные рабочие - крестьяне из окрестных деревень, которым зимой заняться в деревне было нечем. Рабочие фабрики имели возможность улучшать свои жилищные условия. Для тех, кто решил связать свою судьбу с заводом, возведены два посёлка из отдельных домов. Одним из них был рабочий поселок Сашино. В нем имелось 120 домиков, большая часть которых арендовалась рабочими. В арендную плату входили погашение стоимости дома, плата за аренду земли и страховка. Площадь домов составляла от 36 до 42 квадратных метров. Дома сдавались при условии, что их стоимость должна быть погашена в течение 12 лет, после чего помещение переходило в собственность арендаторов. Ипотекой это сейчас называется.

Стоимость этих жилых строений составляла от 750 до 1200 рублей. Дома включали от 3 до 4 комнат и кухни. К ним примыкали сени, чулан и уборная. При каждом доме был разбит сад и огород. Деревья для сада рабочие получали бесплатно из фабричного питомника.


Помещение кухни и столовой фабрики Коновалова:

Фабричная баня на фото ниже. Похоже, что это одно из самых первых фабричных зданий. Судя по архитектуре - первая половина 19-го века. Когда были построены новые корпуса, здание было переоборудовано под баню. Из-за разросшихся деревьев сфотографировать нормально у меня не получилось.

Ясли (бесплатные на 160 детей) и Народный дом вы видели в прошлом рассказе, остальные социальные объекты ещё увидите, они, в отличие от этих четырех, сохранились неплохо. 
Ох! Не давал продыху, выжимал все соки из угнетённых трудящихся "проклятый эксплуататор". Только вот... по инициативе Коновалова были построены двухклассная школа для детей рабочих, библиотека-читальня, богадельня, баня. Были организованы сберегательная касса и потребительское общество, которое снабжало рабочих товарами по более низкой цене, чем у местных торговцев. В 1912 году к столетию фирмы Коноваловых было построено новое здание больницы и родильного приюта.


Но закончим с районом фабрики. Мы попытались на неё проникнуть, там есть очень хороший музей со старыми станками. На вахте вызвали начальника охраны, тот провёл нас в свой кабинет, выслушал, пообещал назавтра связаться с нынешним владельцем фабрики и попросить у него разрешения на посещение нами этого музея. Обменявшись телефонами, мы отправились восвояси, попутно сфотографировав чугунные лестницы. 


До сих пор служат, несмотря на более чем почтенный возраст.

Мы проходим по парку Ногина, названного, как и сама фабрика в советские годы, в честь революционера, министра промышленности РСФСР. Бывал ли он в Вичуге, не знаю, скорее нет, чем да. Слышали название подмосковного города Ногинск? Это в его честь. И пусть к Вичуге он не имеет ровно никакого отношения, не в честь же буржуя Коновалова фабрику с парком называть. А заложен-то парк всё-таки Коноваловым... Поэтому настоящим его украшением являются аллеи столетних сосен, берез, дубов, и даже кедров! Парк был разбит для отдыха рабочих. Работал фонтан, имелись площадки для крокета, а два раза в неделю можно было потанцевать под фабричный оркестр.

Советский период тоже представлен в парке - неизменными скульптурами представителей рабочего класса.


С ул. Нонны Куликовой сворачиваем на Парковую улицу. Очень красивое здание - школа при фабрике, старшее отделение. Год постройки: 1912. Сейчас это Центр детского творчества.




Во дворе есть ещё младшее отделение школы, оно сейчас двухэтажное. 

Как мы видим, Коноваловы обеспечили своим рабочим полный социальный пакет: жильё, питание, досуг, ясли, обучение детей, шикарная больница (о ней будет позже). Такой же набор впоследствии повторялся и в конструктивистских жилмассивах. Но вдобавок к этому набору любой уважающий себя промышленник, считающий себя хозяином местности, строил на этой самой местности церковь. Иван Александрович Коновалов (тот самый московский кутила) в 1904-м году поставил в селе Бонячки новую каменную церковь Воскресения в модном тогда византийском стиле в память о своём отце, Александре Петровиче.


Спустя 7 лет в соседнем селе Тезино фабрикантом Кокоревым была построена ещё одна Воскресенская церковь. После объединения соседних сёл в один город, обе церкви оказались в Вичуге. Накладочка вышла... Во избежание путаницы храм в Бонячках стали именовать Свято-Вознесенским или Старым, поскольку построили его в 1904 г. — на 7 лет раньше, чем в Тезино. Кроме того, церковь в Бонячках именуется по преобладающей окраске «Белой» в отличие от другой, «Красной» церкви Воскресения Христова, расположенной в Тезинском районе города Вичуга. 


Свято-Воскресенский храм (Белая церковь) в Вичуге – наиболее благополучно дошёл до нашего времени, но и он, кроме утрат иконостаса и убранства, в своё время лишился шатрового завершения колокольни. После революции храм закрыли и сделали зернохранилищем. Сильно обветшавшее здание вернули церкви в 1992 г.


Во дворике церкви очень уютно.


Большое кирпичное здание возведено в русско-византийском стиле в виде четверика с выступающими боковыми притворами и полукруглой алтарной апсидой. Поверх них стоит купольный барабан с высокими окнами, разделенными полуколоннами и украшенными кокошниками. Арочные окна на фасаде сгруппированы попарно и тоже разделены полуколоннами с кубическими капителями.

Белый цвет Свято-Воскресенскому храму придает мраморная отделка. Такой же камень использовался и для внутренних помещений, в том числе и резного иконостаса, к сожалению, безвозвратно утраченного в исторических бурях. Несмотря на продолжающуюся реставрацию, в храме идет полный круг богослужений. Работает воскресная школа для детей и взрослых, театральная студия ставит спектакли на библейские темы. Здесь не чураются технического прогресса — поминальные требы можно заказать на сайте собора.
Мы зашли в церковь, поставили свечки, помолились за моих предков, которые здесь точно бывали и не раз.

Колокольня после "кастрации" шатра снизу ещё смотрится, но издали напоминает втянувшего голову в плечи человека.



Раньше на месте нового здания слева на снимке стояла ещё одна церковь.

Богородицкая церковь осталась, к сожалению, лишь на дореволюционных фото.

При ней была дивной красоты часовенка в древнерусском стиле с арабскими мотивами: тут похоронен промышленник Александр Петрович Коновалов. Но ключевое слово здесь: "была"... 

Формирование комплекса относится к концу XIX в., когда рядом с небольшой одноглавой деревянной церковью Рождества Богородицы, перестроенной в 1880 г. из старой фабричной больницы, и отдельно стоящей колокольней (оба здания утрачены, но видны на предыдущих двух фото) были построены двухэтажный деревянный дом причта и кирпичная одноэтажная богадельня («убежище для хроников и престарелых им. А. П. Коновалова»). Оба строения видны на фото ниже. 




Вот так дом Дом духовенства Воскресенской церкви (дом причта) выглядит сейчас: балкон и крыльцо утеряны.


Инвалиды, калеки и одинокие старики могли быть уверены в сытой и беззаботной старости. "Убежище имени А.П. Коновалова для хроников и престарелых рабочих":   

 
Следующий дом (№11) по Парковой улице - "Особняк для старших служащих фабрики". 


Сейчас здание занимает городской отдел образования.  


Во дворе особняка ещё одно фабричное здание - скорее всего лавка потребительского общества, в котором мука, хлеб, крупы и другие продукты продавались рабочим фабрики по низким ценам.



На сегодня, пожалуй, достаточно. Продолжение следует.















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...