4.09.2023 г. понедельник. Продолжение.
От мозаики "Идущие впереди" мы, идущие вслед, двинулись на осмотр заводских корпусов фабрики Коноваловых в Бонячках.
Основатель дела Петр Кузьмич Коновалов был из крепостных крестьян. Трудолюбие и смекалка позволили ему и денег заработать и из крепостных откупиться.
Его дело продолжил и расширил сын (на фото - Александр Петрович).
Но апофеоз развития семейного дела был достигнут при внуке Александра Петровича, правнуке Петра Кузьмича - Александре Ивановиче. Тут одно колено было пропущено, потому как оказалось "слабым звеном": Иван Александрович, сын Александра Петровича, больше прославился своими любовными похождениями и грандиозными кутежами, чем управлением производством на фабриках. Существует версия, что Иван Коновалов был прототипом купца Кнурова в пьесе А. Островского «Бесприданница». Большей частью Иван Коновалов разъезжал по ярмаркам и жил преимущественно в Москве. Поэтому управлением фабриками занималась его жена Екатерина Ивановна пока не встал на ноги их сын Александр.
На фото - Александр Иванович Коновалов, получивший образование в Москве и Германии. А стажировку проходивший во Франции и Германии. А музыке (он неплохой пианист) учившийся у самого С.В.Рахманинова!
Вернувшись из-за рубежа, он собрал талантливую и энергичную команду управленцев и начал вводить на своих предприятиях передовую по тем временам технику. В результате производство стало расширяться. Число ткацких станков было увеличено до 1126, а для отопления фабрик вместо дров стала применяться нефть. В 1894 году была открыта еще одна крупная четырехэтажная бумагопрядильная фабрика, на которой были установлены 17 тысяч веретен. Через полгода их число достигло 35 тысяч, а еще через год — 43 тысяч. В 1912 году электричество освещало все фабричные здания, фабричный двор, казармы, больницу, лавку общества потребителей, фабричный клуб, ясли и прочее. При таких условиях социальных потрясений на фабрике не происходило. Расширив торговые операции, Коноваловы в 1897 создали первое в стране Товарищество мануфактур "Иван Коновалов с сыном", объединившее предприятия в крупное производство с капиталом в 5 млн. руб. Александр Иванович возглавил правление Товарищества.
Но Коновалов не останавливается только на текстильной промышленности. При его непосредственном участии запускаются такие Товарищества, как «Электросталь», «Русскокраска». Коновалов является акционером крупных Московских банков.
На своих фабриках Коновалов сделал рабочий день 9-часовым, отменил использование детского труда и ночные смены, повышал заработную плату. Кроме этого, он построил много социальных объектов, мы по ним ещё пройдёмся.
Для
лучшего освещения рабочих мест были применены нестандартные окна. Такими
большими их позволило сделать опять же применение железобетона.
По улице Ноны Куликовой обходим главный фабричный корпус с севера
и с восточного торца заводского здания видим необычную для производственных зданий архитектуру. Зато обычную для Коновалова. Вы ещё не начали считать, сколько колонн в этом крохотном городишке? "Городом белых колонн" он не случайно назван.
Комплекс коноваловской фабрики украшает шедевр промышленной архитектуры — «бетонный корпус» (1915 г., архитектор И. Брюханов, возможно, И. Жолтовский), мощный пятиколонный неоклассический портик которого отражается на глади коноваловского пруда. Это самое романтическое здание в промышленности, напоминающее огромный корабль, содрогающийся от гула тысячестаночного «мотора», скрывающегося в чреве корпуса.
Колоннада
Бетонного корпуса - это не простая колоннада, а рекордная. Высота колонн 17
метром, диаметр - 2,7. В нашей стране по высоте с ними могут сравниться только
колонны Исаакиевского собора, а вот по диаметру равных нет. У Исакия диаметр
колонн 1,76 м, у колонн Большого театра - 1,85 м. И ещё один нюанс - здесь их
ровно пять, т.е. нечётное число, а в классицизме должно быть только чётное.
Представляю муки архитектора - либо нарушать пропорции колоннады, либо изменять
принципам классицизма.
Бетонным он назван не потому, что выстроен из бетона, а потому что имеет бетонные перекрытия. И только. Но на втором этаже именно этого корпуса ткачихи Дуся и Маруся Виноградовы ставили свой рекорд.
Набережная пруда облагорожена только со стороны ул. Нонны Куликовой.
Стоимость
этих жилых строений составляла от 750 до 1200 рублей. Дома включали от 3 до 4
комнат и кухни. К ним примыкали сени, чулан и уборная. При каждом доме был разбит
сад и огород. Деревья для сада рабочие получали бесплатно из фабричного
питомника.
Но закончим с районом фабрики. Мы попытались на неё проникнуть, там есть очень хороший музей со старыми станками. На вахте вызвали начальника охраны, тот провёл нас в свой кабинет, выслушал, пообещал назавтра связаться с нынешним владельцем фабрики и попросить у него разрешения на посещение нами этого музея. Обменявшись телефонами, мы отправились восвояси, попутно сфотографировав чугунные лестницы.
Мы проходим по парку Ногина, названного, как и сама фабрика в советские годы, в честь революционера, министра промышленности РСФСР. Бывал ли он в Вичуге, не знаю, скорее нет, чем да. Слышали название подмосковного города Ногинск? Это в его честь. И пусть к Вичуге он не имеет ровно никакого отношения, не в честь же буржуя Коновалова фабрику с парком называть. А заложен-то парк всё-таки Коноваловым... Поэтому
настоящим его украшением являются аллеи столетних сосен, берез, дубов, и даже
кедров! Парк был разбит для отдыха рабочих. Работал фонтан, имелись площадки
для крокета, а два раза в неделю можно было потанцевать под фабричный оркестр.
Советский
период тоже представлен в парке - неизменными скульптурами представителей
рабочего класса.
С ул. Нонны Куликовой сворачиваем на Парковую улицу. Очень красивое здание - школа при фабрике, старшее отделение. Год постройки: 1912. Сейчас это Центр детского творчества.
Как мы видим, Коноваловы обеспечили своим рабочим полный социальный пакет: жильё, питание, досуг, ясли, обучение детей, шикарная больница (о ней будет позже). Такой же набор впоследствии повторялся и в конструктивистских жилмассивах. Но вдобавок к этому набору любой уважающий себя промышленник, считающий себя хозяином местности, строил на этой самой местности церковь. Иван Александрович Коновалов (тот самый московский кутила) в 1904-м году поставил в селе Бонячки новую каменную церковь Воскресения в модном тогда византийском стиле в память о своём отце, Александре Петровиче.
Спустя 7 лет в соседнем селе Тезино фабрикантом Кокоревым была построена ещё одна Воскресенская церковь. После объединения соседних сёл в один город, обе церкви оказались в Вичуге. Накладочка вышла... Во избежание путаницы храм в Бонячках стали именовать Свято-Вознесенским или Старым, поскольку построили его в 1904 г. — на 7 лет раньше, чем в Тезино. Кроме того, церковь в Бонячках именуется по преобладающей окраске «Белой» в отличие от другой, «Красной» церкви Воскресения Христова, расположенной в Тезинском районе города Вичуга.
Свято-Воскресенский
храм (Белая церковь) в Вичуге – наиболее благополучно дошёл до нашего времени,
но и он, кроме утрат иконостаса и убранства, в своё время лишился шатрового
завершения колокольни.
Большое
кирпичное здание возведено в русско-византийском стиле в виде четверика с
выступающими боковыми притворами и полукруглой алтарной апсидой. Поверх них
стоит купольный барабан с высокими окнами, разделенными полуколоннами и
украшенными кокошниками. Арочные окна на фасаде сгруппированы попарно и тоже
разделены полуколоннами с кубическими капителями.
Формирование комплекса относится к концу XIX в., когда рядом с небольшой одноглавой деревянной церковью Рождества Богородицы, перестроенной в 1880 г. из старой фабричной больницы, и отдельно стоящей колокольней (оба здания утрачены, но видны на предыдущих двух фото) были построены двухэтажный деревянный дом причта и кирпичная одноэтажная богадельня («убежище для хроников и престарелых им. А. П. Коновалова»). Оба строения видны на фото ниже.
Инвалиды, калеки и одинокие старики могли быть уверены в сытой и беззаботной старости. "Убежище
имени А.П. Коновалова для хроников и престарелых рабочих":
Комментариев нет:
Отправить комментарий