четверг, 2 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Вичуга. Часть 3. Бонячки окончание трилогии.

 

4.09.2023 г. понедельник. Коноваловская больница.

Глядя на это фото, вы скажете: наконец-то увидели дворец, в котором жил этот богатей. Да, дворец. Да, построил Коновалов, но не для себя и своей семьи, а для... больных. Дворец на фото - не что иное, как больница для фабричных рабочих и служащих. В центре - Главный корпус, слева - Родильный приют, справа - Врачебный корпус. 

Центральный корпус ансамбля, в котором, собственно, и размещалась первоначально больница (позднее, во время Первой мировой войны, ей передали также правый корпус, в котором первоначально размещались квартиры врачей). Корпус сверху представляет собой букву Е, в память об Екатерине Коноваловой (1854-1907) - матери А.И. Коновалова. 

Ну чем не Версаль?


Сегодня повторить ракурс старых фото невозможно из-за разросшихся деревьев. Место, где была клумба, поросло травой. На ней мирно пасётся задумчивая корова. 


Над головой так же мирно пролетают возвращающиеся с Украины военно-транспортные самолёты. 


Но вернёмся к теме. Появилась больница в Вичуге в 1912 году. Коновалов сразу решил, что это будет огромный корпус, вмещаюший в себя разнопрофильные больничные отделения, в том числе и родильный приют. В результате появились роддом, хирургическое, терапевтическое и сифилитическое отделения. 


На главном корпусе целая гирлянда мемориальных табличек. Начнём с верхней. История нашей страны опять, как и в Кинешме, начинается с 1917 года? Вроде нет, нижние таблички сообщают нам о том, что здание было построено за 5 лет до этой вехи, в "доисторические" времена: аж в 1912 году, причём нашей эры. Ага! Значит, в те далёкие времена страна уже всё-таки существовала! Тогда непонятно, почему факт работы больницы в роли госпиталя в 1941-1945гг отмечен, а в Первую мировую войну - нет. Тогда что, не наши русские солдаты и офицеры здесь лечились? Какие-то провалы в памяти у вичужан.
Вторая табличка. Архитектора Желтовского, имя которого начертано на мемориальной доске, никогда не существовало. Авторы проекта В. Адамович и И. Жолтовский. Мелочь, описка? Вы, ребята, не инструкции говорливой жены перед походом в магазин торопливо на клочке туалетной бумаги конспектируете, вы фиксируете в мраморе моменты Истории!
И третий момент: зачем нижних табличек целых две, если они дублируют одна другую? Причём, на одной начертано: "Охраняется государством", а на второй (самой нижней) всего лишь: "Подлежит охране государством". Дамы и господа! Так вы уж определитесь, наконец, надлежит его охранять в недалёком/далёком будущем, или оно уже охраняется? И почему словосочетание "ансамбль здания" взято в кавычки? Это что, цитата? Тогда чья? Дуси Виноградовой с двумя классами образования, жившей неподалёку? Тогда понятно, откуда взялось это безграмотное: "ансамбль зданиЯ". Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ,(1) «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». ЗданиЙ! Когда на сцену выходит один певец, его называют "солист". А когда несколько - "ансамбль". Ужели вам это в школе не объясняли?



Комплекс (ансамбль) зданий обычной фабричной больницы мог бы украсить любой, в том числе и столичный город. Я, например, ходил от корпуса к корпусу и обратно, вытаращив глаза и разинув рот.

Больница была рассчитана на 100(!) коек. Для сравнения, в соседнем селе Тезино фабрикант Разорёнов тоже развивал социальную сферу своей фирмы. И она также включала медицинское обслуживание. Вот только его больница была рассчитана... на 8 коек. Какие там водолечебницы и рентгенкабинеты? Вы о чём? Там и врачей не было, только фельдшер. 



А в больнице Коновалова имелись свето и водолечебница, а также рентгеновский кабинет. Ежегодные расходы на больницу в 1912 году составляли от 65 до 70 тысяч рублей (золотых царских), целое состояние! Кстати, здание до сих пор выполняет своё предназначение: в нём сейчас располагается Центральная районная больница. Правда не знаю, сколько сейчас наша "народная" власть на неё ежегодно расходует девальвированных "деревянных" рублей. 


Осматриваем комплекс, как читаем и пишем, слева направо. Самое левое здание комплекса - Родильное отделение. 

Вот описание родильного отделения в тогдашней прессе: "Родильный приют помещается в левом боковом флигеле, отстоящем от главной больницы на 8 сажень. Родильный приют рассчитан на 25 кроватей и состоит из комнаты для посетителей, приемной, смотровой, ванной, буфета и собственно родильного приюта; в последнем имеется родильная палата, операционная с подготовительною комнатою, детская и 5 палат для родильниц.(2)
Для родильниц, заболевших в самом приюте, имеется 2 совершенно изолированные палаты с особою ванною.
Вентиляция и отопление здания родильного приюта совершенно аналогичны по системе с вентиляцией и отоплением главного корпуса, причем также как и в последнем повсюду проведена горячая и холодная вода, каковая для родильного приюта предварительно вся стерилизуется." Неплохо, да?


Александр Иванович Коновалов состоял в масонской ложе Розенкрейцеров «Великий Восток народов России», поэтому декор зданий больницы изобилует масонскими символами. Первое, что мне бросилось в глаза - 3 перекрещенных кольца на фронтоне. Кольца Борромео - масонский символ «силы в единстве». В христианстве они являются символом Святой Троицы. Масоны заимствовали многие символы из разных религий, язычества и древних учений.


До настоящего времени сохранилась надпись на фронтоне "Родильный прiютъ". По фризу повторяется изображение лиры. Это не филармония и не консерватория. Причём здесь лира? Опять масонский символ. Лира есть секретное учение Орфея, семь струн есть семь божественных истин, которые являются ключами к универсальной истине. 

В центре капители (завершение колонны) - шестиконечная звезда.  В масонстве пылающая звезда символизирует знание, которое направляет масона. Знание, подобно звезде в небе, помогает следовать правильному пути. Второе значение - Великий архитектор Вселенной.




В центре ансамбля располагается главный корпус, таблички на котором я уже вам показывал.

Главный корпус намного больше остальных, имеет 2 подъезда. Здесь располагаются терапия, кардиология и хирургия.

Лепнины на нём значительно больше. И здесь не обошлось без масонских символов. На фронтоне переплетающихся колец нет, но зато появились ангелы Славы, а венок в их руках уже не из цветов, а из листьев акации. В Библии из акации создавались священные предметы: скиния, Ковчег Завета. У масонов акация символизирует бессмертие души, потому что акация - вечнозеленое растение, оно напоминает масонам, что в каждом человеке есть вечная душа, которая не умрет после смерти. Второе значение акации в масонстве - чистота и невинность.
По фризу, прямо над колоннами - маскароны львиных голов в окружностях из пятиконечных звёзд (У тамплиеров, масонов и последователей каббалы пентаграмма священна, символизирует пять ран Христа)Молчащий лев символизирует в масонстве то, что никто из людей, вышедших из этого дома, из тайных собраний, не произнесет ни одного слова, которое говорилось в закрытом обществе. Здесь львиные морды не только на фризе, но и на сандриках над окнами первого этажа.


 То же самое и на сандриках врачебного корпуса. А вот на фризе родильного корпуса львов нет. Наверное, из-за того, что все обитатели родильного приюта - женщины, которых заставить молчать - безнадёжное дело. Там в плафонах фриза вместо львов - змеи... К чему бы это? 
Справедливости ради, на сандриках львы есть и там.



Два симметричных подъезда главного корпуса имеют старинные  узорчатые двери, пилястры, имитирующие колонны и обильно украшены лепниной. Колонны Боаз и Яхин, согласно Библии, стояли в притворе Храма Соломона. В масонской традиции эти колонны рассматриваются как «Врата для посвящаемого, ищущего Свет» и как опоры масонского храма. Рустовка тоже необычная: в верхней части двери она перестаёт быть горизонтальной, а расходится солнечными лучами вверх.


Над входом - символ с герба масонского братства розенкрейцеров - пеликан, кормящий птенцов. Пеликан, кормящий собственной кровью и сердцем своих птенцов, означает величайшую степень родительского или учительского самопожертвования ради детей или учеников. Впоследствии эта птица появляется и в символике высших масонских степеней (градусов) других орденов.

Ризалиты (выступающие за линию фасада части здания) имеют ту же символику в виде пеликанов с птенцами. 


Окна в виде полусферы очень оживляют пояс второго этажа, внося альтернативу их строгим линиям.



Пока я, задрав голову, изучал все детали, несомненно, выдающегося здания, из больницы вышла женщина в белом халате (на нижнем снимке). Может, врач, может, медсестра. Она долго разговаривала по телефону, а потом Света к ней подошла, что-то спросила и они разговорились. После этого сотрудница пригласила нас внутрь главного корпуса. Это чудо, мы о таком и не мечтали! Наверное, жена сказала, что мы неделю ехали на поезде с Сахалина(3) специально посмотреть на Коноваловскую больницу. 

Хирургическое отделение. Двери высоченные, двустворчатые. Похоже, остались с коноваловских времён. И плитка на полу дверям ровесница. Представляете, им больше 110 лет! Остальное помоложе будет. Но и "свежие" элементы не портят общей картины и вписываются в общую концепцию: ажурные шторки на окнах, скамейки под "ретро". Администрации респект!


Мемориальная доска осталась, уверен, с тех времён. Во-первых, для наших современников она слишком красивая, наши незатейливые таблички я вам показывал в начале рассказа, во-вторых, текст выполнен в дореформенном написании: с ижицами, ятями и ерами.(4) Найти сейчас специалиста, написавшего бы такой текст, очень трудно. А чтобы больница кого-то из них специально искала - это из области невероятного. Они таблички на фасаде на современном-то русском пишут с десятью ошибками.

Хрустальная люстра на лестнице тоже осталась с тех времён: в больнице уже было электрическое освещение.

Интерьеры дворцовые. Сама лестница - шедевр всех времён и народов. Не в каждом дворце такое встретишь: мраморные ступени, изящные позолоченные перила, плавные, чувственные их изгибы.



Розетки на потолках, барельефы на стенах.


Мозаичное панно на стену, возможно, кто-то из больных подарил. Или чиновники на 100-летие больницы. А может оно и старое, времён 30-х годов прошлого века. На нём изображены папанинцы, дрейфующие на льдине. Какое отношение к больнице имеет этот сюжет? Наверное, напутствие больным не падать духом. Бывает и хуже. 

Из главного корпуса мы вышли почти счастливыми. Спасибо отзывчивой сотруднице! 
Продолжим осмотр ансамбля. Врачебный корпус является зеркальным отражением родильного приюта. Симметрия с осью по главному корпусу. И лепнина с теми же сюжетами. Она и сейчас как новая, ничего не отвалилось.

Правый, "Докторский" корпус, как следует из названия, был изначально предназначен для проживания врачей, но с началом Первой мировой был отдан под госпиталь. Сейчас в нём гинекологическое отделение. 


Львы не только на фасаде, но и на воротах. И тоже молчаливые. 


Зашли во двор. Непонятный предмет на воротах коноваловских времён. Или это символ, практических функций не выполнявший? Стороны Света?

Родильный приют со двора выглядит невзрачно, совсем по-современному. Лишь железный козырёк крыльца выдаёт истинный возраст строения.

Главный корпус тронут печатью времени и не тронут заботой благодарных потомков, нынешних хозяев "народного достояния". Беру в кавычки, потому что это цитата с одной из табличек на фасаде.

Тыл Докторского корпуса выглядит надёжнее, с претензией на первозданность.

К сожалению, после окончания Первой мировой войны здание Врачебного корпуса большевики врачам не вернули. Для них в 1920-х годах  построили новое здание. В стиле модерн. 


Кто живёт тут сейчас, я не выяснял. 



Между больницей и парком был построен посёлок Серёжино, названный в честь сына Александра Ивановича. Этот самый Серёжа впоследствии стал профессором Оксфордского университета. В посёлке были построены дома для рабочих, служащих, старших служащих фабрики и для медицинского персонала. Впоследствии посёлок был переименован в Первомайский. И хоть этим домам порядка ста лет, в них и сейчас живут потомки тех работников.

В посёлке, кстати, есть дом, где жила знаменитая Дуся Виноградова, я о ней писал в предыдущих постах этого цикла. Вот этот дом:

По 1-й Ногинской улице дошли до домов старших служащих фабрики. В бывшем доме главного инженера фабрики Коновалова


сейчас разместился краеведческий музей. У нас тут была назначена встреча с директором музея. Приняли очень радушно, но помочь ничем не смогли: не разрабатывали они тему железной дороги.
 
Но хотя бы дали сфотографировать экспонаты. Интересен текст правил внутреннего трудового распорядка на фабрике Разорёнова. Я думаю, эти правила мало чем отличались и на других фабриках. 
"Воспрещается играть в карты, орлянку и т.п." Про игры в смартфонах упомянуть забыли.
 "Воспрещается во время работы спать, дремать или сидеть на машинах и их частях". Ага! Значит, всё это можно делать на скамейках и на полу. Интересно также разделение на сон и дремоту.
"Запрещается во время работы заниматься каким-либо делом до производства не касающимся". Как это актуально на нынешних производствах! 
Расчётная книжка одного из работников - тоже чрезвычайно интересный документ, особенно если знаешь цены того времени. Но здесь этот документ не информативен, потому как закрыт. В кинешемском музее расчётная книжка развёрнута, а рядом - прайс-лист одной из продуктовых лавок.


Про основателя и владельца механического завода  Ф.С.Пелёвина ходила легенда, будто бы мимо кузницы в Погорелке, где работал Пелёвин, проезжал известный фабрикант Иван Александрович Коновалов. Он попросил кузнеца починить экипаж. Пелёвин работу сделал, украв при этом забытый в салоне свёрток с деньгами. Коновалов пообещал прощение, если кузнец не пропьёт эти деньги, а пустит их в дело. Пелёвин дал слово и в 1877 году построил в Вичуге чугунолитейный завод. С конца 19 века на нём выпускались механические ткацкие станки системы "Платт", трансмиссии, приводы.

"Родовое древо" Коноваловых, несомненно, также заслуживает внимания.


Пройдя по 1-й Ногинской улице ещё чуть дальше, видим бывший двухквартирный особняк для инженеров. Всё те же колонны, всё тот же Жолтовский.


По правде сказать, для инженеров было построено два здания - близнеца, у каждого из которых по два портика с колоннами. Сейчас одно здание отреставрировано и в нем размещается Вичугский художественный музей, 

а второе здание практически развалилось... 

Интересная деталь на фото 1974 года: наша родная Советская власть, захватив эти дома, тут же, с заботой о человеке,  поделила здания на множество квартир. "Уплотнили", так сказать. И если часть семей вновь вселённых рабочих и служащих входила в свои коммунальные каморки через "парадное",

то другая часть жильцов проникала в дом с "чёрного входа". Тут уместно будет процитировать строку из советской песни: "Человек проходит, как хозяин необъятной Родины своей".(5) Нет, хозяева с чёрного входа не проходят, он для прислуги...


1. "БСЭ" - Большая Советская энциклопедия. Состояла из множества томов и охватывавшая все понятия и термины, встречавшиеся в жизни.

2. "для родильниц". Родильницы - старое название рожениц.

3. "ехали на поезде с Сахалина". Остров Сахалин не имеет железнодорожного или какого-то другого сухопутного сообщения с материком. Это одна из самых удалённых от центра России точек.

4. "с ижицами, ятями и ерами". Согласно реформе русского языка 1917 - 1918 годов из алфавита были исключены некоторые буквы, у некоторых менялось написание.

5. Песня "Широка страна моя родная" написана Ва­сили­ем Ле­беде­вым-Ку­мачом и Иса­аком Ду­на­евс­ким в 1936 го­ду для филь­ма «Цирк» (ре­жис­сёр Гри­горий Алек­санд­ров). Текст мы заучивали ещё детьми в школах. Пос постоянно исполнялась на демонстрациях 1 мая и 7 ноября.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...