пятница, 24 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Шуя. Часть 4. Ильинская площадь.

 

7.09.2023 г. Четверг. Ильинская площадь.

Шую можно условно разделить на две главные части - "городскую" на левом берегу Тезы, где сосредоточены основные городские достопримечательности и проживает большая часть населения и фабричную или Заречье на правом берегу, где сосредоточены основные промышленные предприятия.  Дворец Павлова и ж.д.вокзал, с которыми мы уже познакомились, расположены в Заречной части. Продолжаем прогулку по ней.

На пересечении улиц 1-Московской и Вокзальной находится главная площадь Заречья - площадь Революции, бывшая Ильинская. Площадь буквально прошлой осенью была качественно реконструирована, существенно оживив эту часть города. Интереса к этому современному общественному пространству добавляет разнообразная архитектура 19 столетия, обрамляющая площадь: здесь и Церковь Ильи Пророка и брутальная промышленная архитектура в виде бывшей текстильной фабрики И.Небурчилова.


И.Небурчилов - последний дореволюционный владелец фабрики, но далеко не основатель. Ситце-печатная фабрика была основана в 1860-м году Н.Л. Калужским. Его усадьбу мы осматривали после дворца М.А.Павлова во второй части подцикла. В 1878-м году от Калужского она перешла к соседу, тому самому Павлову, который вскоре значительно расширил дело и в 1883-м открыл бумаго-ткацкое отделение, а в 1896-м и прядильное производство. 

Цитата из прессы того времени: "Бумаго-прядильная, ткацкая и ситце-набивная фабрика «Товарищества Шуйской Мануфактуры» Михаила Алексеевича Павлова в 1900 г. – это самая обширная фабрика в гор. Шуе и вполне благоустроена. Главные производства ее составляют: бумаго-прядильное, бумаго-ткацкое, бумаго-отбельное, бумаго-красильное, ситце-печатное и бумаго-отделочное".


Перерабатывала она американского и азиатского хлопка более 100.000 пудов, и кроме того – угаров с хлопка более 6.000 пудов. Приблизительное понятие о размерах фабрики дают следующие сведения: в прядильной более 50.000 веретен, в ткацкой 1.116 механических ткацких станков; в ситце-набивной – 1 аппарат для непрерывного крашения, 7 аппаратов для крашения в кубовый цвет, ситце-печатных машин 8, из которых 4 имели от 4 до 8 валиков (т.е. для крашения сразу до 8 цветов). Кроме того, само собой, во всех отделениях имелись разные необходимые машины, механические приспособления, аппараты, кубы, прессы, холодильники и пр. принадлежности. Все это в результате давало довольно почтенные цифры производства: получалось пряжи приблизительно 90.000 пудов, тканей разных – около 300.000 кусков, ситцев разных и окрашенных тканей – приблизительно тоже число кусков, выбеливается миткаля для продажи около 5.000 пудов. В общем, вся сумма производства составляла приблизительно 2.500.000 руб.


Рядом с фабрикой Павлов построил больницу на 25 коек (У Коновалова в Бонячках больница была, однако,  поболее - на 100 коек) с постоянным персоналом, состоящим из врача, фельдшера и акушерки. В течение 1900 года находилось на излечении в больнице 128 человек. Содержание больницы стоило 6.044 руб., рабочих на фабрике около 3.000 человек. Михаил Алексеевич завещал своему сыну Владимиру вместо этой больницы выстроить образцовую громадную больницу, на что оставил 1 миллион рублей, причем, по его мысли, новая больница должна была быть уже не чисто фабричной, а общегородской. Но наступившая революция не дала этим планам сбыться.

Ещё миллион Павлов пожертвовал на создание в Шуе высшего технического учебного заведения. Смерть в 1915 году помешала осуществлению планов. Как видим, благими намерениями усыпана дорога в ад. Сынок через 2 года после смерти отца, в 1917 году, продал фабрику, дворец и благополучно сбежал во Францию со всеми капиталами.

   Насчёт дороги в ад это я о сыне, а не об отце. Ещё при жизни Михаил Павлов много чего успел продонатить (donate). Он активно занимался благотворительностью и прославился крупными пожертвованиями на украшение Шуйского Воскресенского собора, церкви мужской гимназии в Шуе, детского приюта во Владимире. На собственные средства им открывались для бедняков богадельни, выделялись средства на строительство храма, он опекал художников. 

    В 1891-м году на третий ярус колокольни Воскресенского собора был поднят седьмой по величине колокол в России весом 1270 пудов, отлитый в Москве на средства М.А. Павлова. По некоторым данным к концу жизни состояние Павлова достигало 16-18 млн. руб, но в списке богатейших людей России он не значится, хотя с такой суммой мог бы быть в первой двадцатке.

 Сейчас фабрика по профилю не работает, помещения сдаются в аренду. А мы покупаем турецкое и китайское постельное бельё. И спасибо Степан Петровичу за то, что нам так весело.(1)

Грандиозные корпуса начали зарастать кустарником, но ещё живы. Похоже, тут сейчас мебельное производство, о чём свидетельствует вытяжка со второго на первый этаж.

Башня впечатляет. И не только высотой, но и узорочьем. Красивее, чем на фабрике Коновалова в Вичуге.

Внутреннюю территорию от улицы отделяет местами забор, а в одном месте - длиннющее одноэтажное здание. Мы с женой предположили, что это были складские помещения, совмещённые с мелкооптовыми лавками. Удобно же подъехать с улицы на телеге и закинуть в неё пару мешков, не заезжая на фабрику.

Протяжённость этих рядов заставляет склонить голову в уважухе. Торговля тут была не шуточная.


Но вернёмся на площадь Революции. На этом фото она ещё Ильинская. 

А Ильинской она названа по имени расположенной тут церкви.

До революции Ильинский храм был единственным в Заречной части города и был построен в 1881 году на средства фабриканта П.Кокушкина, чье производство находилось рядом. В начале 20-го века церковь была расширена, а в 1920-е годы была, естественно, закрыта. Справа на снимке - старый мост через реку Тезу, соединявший Заречную часть города с центральной. Правее моста - красивейший Спасский храм, разрушенный большевиками.

Кирпичное, первоначально не оштукатуренное здание Ильинской церкви принадлежит к числу распространенных в период эклектики пятиглавых храмов конструкции "кубик с главками" с шатровыми колокольнями, восходящими к типу церкви, характерному для 17 в. Двусветный, поперечно ориентированный четверик завершался пятью декоративными главками. Примыкающие к нему более узкие пятигранная апсида и прямоугольная трапезная с притвором образуют продольно-осевую композицию. Над трапезной ранее возвышались два яруса-четверика колокольни, увенчанные шатром. 

В советское время в церкви устроили фабричный Дом культуры, в котором был кинотеатр с говорящим названием: "Безбожник". В старой церкви не только смотрели кино, но и плавали в организованном здесь бассейне.

Все убранство храма было разворовано утрачено, росписи и предметы декора разрушены, как, впрочем, и колокольня. 



Верующим церковь возвращена в 2009 году. Восстановлена не совсем в первоначальном виде, в частности, колокольня передвинута ближе к четверику, над трапезной возвели 3 дополнительные башенки, но в целом смотрится неплохо. Хотя бы так. Вероятно, это было продиктовано тем, что в связи с заменой печного отопления на альтернативное, печная труба не понадобилась и на её месте появилась возможность что-то построить. Вот и построили новую колокольню взамен утраченной именно здесь. На мой взгляд, не совсем удачное решение.

Дело в том, что смещение колокольни к центру дало визуальный "перегруз" центра (колокольня) и восточной части ансамбля (четверик), а трапезная оказалась слишком "облегчена" и визуально пропала. Чтобы уравновесить композицию, нужно было акцентировать визуальный эффект от восприятия трапезной, для этого 3 дополнительные главки и понадобились. Но получилось не совсем убедительно - маловаты они.

Объем церкви с сохранившейся южной частью ограды выглядит “утопленным” после поднятия дорожного полотна Октябрьского моста.

Мы прощаемся с Заречной частью Шуи и переходим в центральную её часть по Октябрьскому мосту. Мост интересный. Начнём с того, что он двойной: новый мост с обозначением Октябрьский-2 является автомобильным, а старый, просто Октябрьский - пешеходный. Причём пешеходный мост едва ли не шире автомобильного. Посередине разбиты клумбы, посмотрите какая красота! Мне это место показалось самым атмосферным в городе. 

Во-вторых, примечательно название. Нет, оно не являлось редким во времена СССР, но тогда эти названия давались просто в честь Великого Октября, а здесь немного другое дело: строительство нового моста было закончено 7 октября 1929 года. Понятно, что в СССР все стройки обычно старались закончить к этой дате или к дню рождения Сталина. Но тем не менее, в данном случае название "Октябрьский" вполне обосновано, в отличие от многих других объектов с таким названием. 

На этом мосту мы остановимся и я расскажу о нём  подробнее, он стоит того

Первый мост через Тезу, вероятно, возвели ещё во времена князей Шуйских. Поскольку он был деревянным, а дерево – материал не долговечный, особенно во время половодий, мосты приходилось время менять. Но не только погода и стихия разрушали мосты. Например, в августе 1875 года Шуя в одну ночь лишились единственного в то время деревянного моста через Тезу, находящегося на месте нынешнего пешеходного Октябрьского - он сгорел.

А сжёг мост беглый солдат Солнцев, вообразивший себя борцом за справедливость методом террора. О Солнцеве известно немного. По всей видимости, он был увлечён идеями Сергея Нечаева – автора «Катехизиса революционера» (1869 г.) и соратника Михаила Бакунина. Имена Нечаева и Бакунина хорошо известны нам по школьным учебникам истории СССР. Но какое отношение Солнцев, сжёгший мост в Шуе, имеет к Нечаеву? Отвечаю: идеолог беспощадного террора Сергей Нечаев, уроженец Иваново-Вознесенска, посещал курсы по катехизации в Шуйском духовном училище. Гордиться тут, правда, абсолютно нечем. Как известно, Сергей Нечаев стал прототипом Петра Верховенского, главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

Но вернёмся к истории моста, сожжённого Солнцевым. Зачем, спрашивается, он сжёг единственную в Шуе на тот момент переправу, соединяющую две части города? Да Солнцев просто-напросто отомстил эксплуататорам! Ведь деревянный мост через Тезу в 1823 году был построен купцами Киселёвыми, а в 1837-м переправа была реконструирована на деньги Корнилова – тоже шуйского купца! После сожжения в 1875 году мост был заново отстроен и впоследствии ремонтировался регулярно вплоть до окончания Первой мировой войны. Надо думать, опять на денежные средства «эксплуататоров». 

Я не понимаю, он что, рассчитывал, что у фабрикантов деньги закончатся? Ну тогда он совсем дебил. Мне приходит на ум старый анекдот: «Маленький мальчик приходит к отцу. – Папа! Мама сказала, что водка со следующего месяца подорожает. Значит ты будешь меньше пить? – Нет, сынок, это значит, ты будешь меньше есть». Он что, этот Солнцев, хотел вплавь преодолевать водную преграду?  


К двадцатым годам прошлого века Шуя подошла только с одним старым деревянным мостом шириной в 10, а длиной в 95 метров. При советской власти из-за нехватки денежных средств мост постепенно ветшал, пока не пришёл в полную негодность. И продолжалась эта ситуация аж до 1928 года, пока власти не приняли решение о постройке нового моста, на этот раз – железобетонного. 


Для такой серьёзной стройки необходим проект. Властями был организован закрытый конкурс. Председателем жюри был назначен В. Л. Николаи, москвич, чуть позднее ставший главным разработчиком московского метрополитена. Объявленный конкурс проектов принёс победу архитектору Н. М. Митропольскому. Прорабом строительства стал шуянин Николай Иванович Власов. Архитектурную часть конструкции выполнил известный архитектор А.В. Щусев. На секундочку: Здание Казанского вокзала на Комсомольской площади в Москве. Здание Наркомзема СССР. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Станция Кольцевой линии Московского метрополитена "Комсомольская". Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Знаете, что их объединяет? Их все проектировал Щусев. И это лишь сотая часть наследия великого архитектора.

Чтобы возвести дамбу и засыпать заболоченные рукава Тезы, землю пришлось брать с валов древней крепостной стены старого города.

Но вот незадача: прежде чем построить новый мост на месте старого, необходимо этот старый разобрать. Ломать — не строить… Но тогда прервётся сообщение одной части города с другой, да и с районами. Значит, изначально нужно взамен старого моста поставить где-то временную переправу. А это около 100 метров. Сколько материалов надо! А времени!

Руководство строительства во главе с Виктором Леопольдовичем Николаи долго обсуждало этот вопрос на месте будущей стройки. Ничего не придумав, уехали в контору, чтобы уже там принять какое-то решение.

Когда они уехали, к Николаю Ивановичу Власову подошёл старик-плотник и сказал: «Я слышал, инженеры решают строить временный мост, да у них ничего для этого нет: ни плашкоутов, ни понтонов… Дайте мне 150 сорокаведёрных бочек, и я в три дня наведу мост». Этим старичком оказался  Иван Максимович Суханов, военный инженер-мостостроитель с уникальным опытом наведения наплавных понтонных мостов в битве под Порт-Артуром в русско-японской войне. 

Николай Иванович был поражён! Какое блестящее предложение бригадира плотников! Бочки из-под керосина, бензина, рыбы достать в те годы труда не представляло. «Вот блестящее применение закона Архимеда!» — воскликнул он.

Проект переправы был утверждён. Достали бочек. Бригада приступила к сборке переправы на берегу у складов леса. Через три дня спустили на воду. Временная пешеходно-транспортная переправа через Тезу позволила не прекращать движение на время строительства нового моста.

В августе 1928 года началось строительство нового моста. А 7 ноября 1929 года, как я уже сказал, он уже был открыт. Всего за год! Октябрьский мост соединил транспортные потоки центра города с районом Заречье и полностью заменил старый деревянный мост. 


После ввода в 2009 году рядом нового автомобильного моста старый был отремонтирован и превращён в пешеходную зону. Два моста, расположенных параллельно друг другу – единственный случай в мировой практике.

Так что вполне героическая была стройка. Немало копий и перьев было сломано, немало партбилетов было выложено, немало здоровья было оставлено. Летят самолёты - привет Мальчишу, плывут пароходы - гудок Мальчишу, идут пионеры - салют Мальчишу! (2)


Вид с моста на берега Тезы. Всё так же несёт свои медленные воды речка Теза, деревья по-прежнему клонятся к воде, ветер, как встарь, шумит в их вершинах, гуляют с колясками молодые мамы, не подозревая о героической истории создания этого моста. Но мы-то теперь знаем, поэтому идём дальше, к Городскому саду.

В конце 19 века силами шуйского купечества на высоком берегу Тезы, именуемом «Грачевник на Крутихе», был заложен городской сад на манер традиционных английских парков. 



Липовые аллеи, летняя резиденция Благородного собрания, ресторан, читальный зал, танцевальная площадка украшали территорию Городского сада.

Городской общественный сад был организован в 1870-х гг. на месте березовой рощи, он известен сейчас как Городской парк Культуры и Отдыха. С территории парка открывается прекрасный, живописный вид на пойму реки Тезы.


Нет, это не летняя резиденция Благородного собрания, в зарослях притаился заброшенный летний кинотеатр 1950-х годов постройки.

Парк вполне себе стандартный для небольших городов, любимое и уютное место для проведения досуга горожан и гостей города.


Солнце клонится к закату, нам пора подумать о дне завтрашнем и подытожить дни прошедшие. В общем-то Шуя на фоне бедной Ивановской области — город достаточно развитый и современный, и, как и Кинешма, нельзя сказать, что депрессивный.

В Шуе мы провели полтора дня. За это время многое посмотрели, но часть достопримечательностей осталась не осмотрена: не все дома купеческого центра увидели, не продегустировали продукцию в музее завода "Шуйская водка", толком не полазили по руинам старых фабрик. Зато съездили в близлежащие сёла Дунилово и Горицы. О них будет следующий мой рассказ. 

Вывод: если поедете в Шую, закладывайте на неё 2 полных дня. Если любите всё делать неспешно и обстоятельно-дотошно, то и все 3.

Пояснения для иностранных друзей:

(1) "И спасибо Степан Петровичу за то, что нам так весело". Фраза из интермедии 1985 года "Загадки" известных советских юмористов Б.Владимирова и В.Тонкова, выступавших в собирательном образе старушек Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны. Высмеивается директор санатория, в котором они отдыхали - бездельник и пьяница по имени Степан Петрович. Фактически он ничего не делал для разнообразия досуга и комфортного проживания отдыхающих и развалил весь санаторий. Приведённая фраза рефреном звучит на протяжении всей интермедии. 

(2) "Летят самолёты - привет Мальчишу, плывут пароходы - гудок Мальчишу, идут пионеры - салют Мальчишу!" Цитата, чуть неточная (писал по памяти) из сказки детского про-большевистского писателя Аркадия Гайдара "Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово". В оригинале звучит так:  А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг.

Плывут пароходы -- привет Мальчишу!

Пролетают летчики -- привет Мальчишу!

Пробегут паровозы -- привет Мальчишу!

А пройдут пионеры -- салют Мальчишу! 

У меня, как мне показалось, более поэтично получилось, поэтому переделывать не стал.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...