среда, 8 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Вичуга. Часть 5. Старая Вичуга.

 

5.09.2023 г. Вторник.



"Вичуга" в переводе с языка меря означает "болотистая низина". Село с таким именем находилось в 7 километрах от нынешнего города, по имени села была названа железнодорожная станция, вокруг которой и разрастался город. И уже по имени станции получила своё название нынешняя Вичуга. Ну а первоначальная Вичуга в один день внезапно "состарилась" и стала именоваться Старой Вичугой. 

На полпути от Вичуги до Старой Вичуги в Учительской Семинарии села Хреново обучались выдающиеся ученые: экономист Николай Кондратьев и социолог Питирим Сорокин. В данном случае название села очень говорящее: состояние этого объекта весьма хреново(1), как и остатков храма. Мы даже снимать эти развалины не стали. Благо есть сайт в инете, где можно найти старые фотографии 19-20 веков, и полюбоваться интересными объектами ещё при их жизни. Слева - учительская семинария, справа - церковь.


Мы подъехали к усадьбе графа Татищева в Старой Вичуге. Генерал-лейтенант, действительный статский советник, участник Отечественной войны 1812-го года граф Сергей Павлович Татищев владел этим селом. Род Татищевых происходит, по семейному преданию, от ветви удельных смоленских князей – князей соломерецких (или соломерских). Сами Татищевы считали себя потомками Рюрика, что нашло свое подтверждение в наделении их государственной властью во время правления Ивана V и Петра I.

Именно Татищев заказал возведение дома-дворца в классическом стиле итальянскому архитектору Гауденцио Маричеллиграфу. Формирование усадебного комплекса Татищевых относится к 1801 году.


Здание, к сожалению, не дошло до нас в первозданном виде, оно постоянно перестраивалось. Изначально дворец был двухэтажным с одним четырёхколонным портиком, в 1830-1840-х пристроены боковые крылья, с балконами и двухколонными портиками, венчали их башни со шпилем.

Род Татищевых постепенно беднел и после кончины последней наследницы рода Татищевых, дворец выкупил местный купец И.А. Миндовский. 

Иван Александрович - старообрядец, потомственный купец был одним из владельцев «Товарищества на паях Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий». Вот что писал о нём его родственник: "Был очень богатым человеком, имел несколько фабрик, много лесов, домов и имений. Отличался большой скупостью, граничащей скорее с душевной ненормальностью. Сыновья И.А. Миндовского по скупости превзошли своего папу … в селе Вичуге ему также принадлежало не менее десятка зданий, большинство из которых он сдавал в аренду под торговые лавки, питейные заведения и трактиры ". Был у Миндовского и великолепный особняк в Москве на Поварской улице.


В советские времена во дворце сделали клуб. 

Сейчас часть дворца заброшена, а в одном крыле работает детский центр.


Нам провели небольшую экскурсию по дворцу. В интерьере от прежних хозяев осталась только половая плитка. Одно время клуб принадлежал фабрике им. Красина, к тому времени, похоже, и относится последний ремонт. 

Теперь здание на балансе села, а значит, бесхозное. Всё постепенно рушится. Даже местные коллективы предпочитают выступать не в концертном зале,

а на улице. На фото 1986 года - хор фабрики им. Красина на фоне клуба:

 В общем, впечатление удручающее. Ребята, вы сами ничего не построили, а отобрали дворец у прежних владельцев. Так у вас даже поддерживать его в приемлемом состоянии толку не хватает. Так себя хозяева не ведут. Так кто мы? Мне было откровенно жаль девушек, работающих тут. Они 
жаловались нам на свои беды, а в глазах читалась наивная надежда, что приезжие журналисты-блогеры напишут гневную статью, которая всколыхнёт всю страну и кто-то приедет и дворец им отремонтирует. На сельскую администрацию, похоже, уже совсем не уповают. Тут даже вождь мирового пролетариата машет: эй, обратите внимание, подойдите сюда и приведите здание в порядок, наконец.


Я представляю, каково это для психики: каждое утро идти на работу в графские развалины и ждать, что тебе на голову упадёт кусок штукатурки или кирпичной кладки. Уже один вид этих развалин убивает настроение и рабочий запал. 
Одним могу их утешить: есть места, где людям ещё хуже. И далеко за примером ходить не надо. Достаточно взглянуть на задний двор.

В прежние времена этот служебный корпус для прислуги соединялся подземным ходом с дворцом. Через этот ход крепостные приносили кушанье графской семье. В 1935 году дом переоборудован под жилые квартиры передовиков производства. Представляете "рабочую гордость" передовиков фабричного производства, за то, что они живут во флигеле для прислуги? 



Но человек, как известно, такая скотина, которая ко всему адаптируется. Отвоевав у заросшего бурьяном пустыря клочок земли, 

передовики производства (вернее, их потомки) выращивают здесь овощи.

Есть ещё вариант размещения "хозяев" страны. 
Для дворовых людей к северу от главного здания были построены два двухэтажных дома. Одно почти рядом с дворцом, другое подальше, где проживали управляющие имением. Одним из таких управляющих был Кротов Степан Иванович, впоследствии основатель красильной фабрики в селе.

В советские годы, разумеется, дома поделены на клетушки. Мы поговорили с одним из теперешних жильцов этих бараков: ничего, жить можно, привыкли. Только вот на протекающую рядом речку Вичужанку ходить не советовал: она по средам зелёного цвета, по пятницам красного, а по понедельникам чёрного. Зависит от того, в какой цвет красят ткани на близлежащей красильной фабрике. 


И главный и парковый фасады дворца одинаково парадны. 


Отапливалось двухэтажное здание особым способом: в подземном топочном помещении располагалась большая печь, дымоход которой был выполнен в виде змеевика (ходы метрового диаметра), идущего под землей к барскому дому. Воздух, прогреваясь в подземной печи, шел по хитрым коммуникациям под всем дворцом, прогревая пол 1-го этажа, создавая тепло во всем доме. Предвестник современных тёплых полов.





Кроме самого дворца рядом сохранился опустевший парк и высохший пруд.


За ручьем, впадающим в р. Вичужанку, был разбит пейзажный парк с липовыми аллеями. А по правую сторону от него располагалась стеклянная оранжерея, где специально выписанный Татищевыми то ли поляк, то ли француз разводил и ухаживал за редкими растениями и деревьями. 

Настоящей жемчужиной парка является искусственный пруд ровной круглой формы с насыпанным островом посередине, именуемым местным населением «шишкой». Дно было вымощено булыжниками и для сохранности закаченной в пруд воды заперто глиняными замками. Пруд сохранился, но вода теперь в жаркие летние дни в нем высыхает. Как поговаривают, в советские времена какой-то начальник решил отыскать в нем клад, который якобы был закопан в стародавние времена, под благовидным предлогом его очистки. Большевики при раскопках все нарушили, булыжную кладку восстановить не додумались, поэтому вода в пруду не задерживается.


А зори здесь тихие виды здесь красивые.(2) 

Восстанавливать всё это пока никто не собирается...

Сергей Павлович Татищев похоронен рядом со своей матерью на сельском кладбище у алтаря каменной Николаевской (Троицкой) церкви с колокольней, построенной им в том же 1801 году напротив дворца. В 30-е годы 20 века эта церковь не избежала участи многих храмов. Вместе с разрушением церкви было уничтожено и кладбище. Как рассказывает местный краевед Лидия Королева, на месте захоронения семьи Татищевых был устроен склеп и аналой, к которому из Никольской церкви вел подземный ход. (Ох и любил же Татищев подземные ходы! Его бы в Швейцарию, в начале 19 века там тоннелей ещё мало было. Заодно помог бы Суворову не перевалы форсировать, а скрытно по тоннелю подойти к неприятелю - полководец как раз в те годы с французами в Альпах воевал). По большим праздникам местные священнослужители, зажигая лампады, шли к аналою и читали молитвы.


Сейчас на месте церкви хлебозавод, занимающий остатки церковных построек. Церковь в посёлке есть и сейчас, но стоит она на кладбище на северо-западной окраине. Построена в 1828-м году на средства ставшего впоследствии купцом управляющего графским имением Степана Ивановича Кротова. Освящена в честь Сергия Радонежского.

А мы приближаемся к фабрике имени Л.Б.Красина. Основана она дважды вышеупомянутым Кротовым в качестве бумагокрасильной. В 1858-м году её выкупает Разорёнов. Купил он её для своих сыновей Александра и Фёдора.  


15 декабря 1918 года фабрика Разорёновых была национализирована. В 1927-м году фабрике присвоили имя советского дипломата Леонида Борисовича Красина. В 2007-м году фабрику выкупила ивановская фирма Galtex. Была произведена модернизация производства, установлено новое оборудование. Сейчас фабрика работает, выпускает бязевые и полотенечные ткани. Есть и швейные цеха, позволяющие выпускать продукцию для конечного потребителя - постельное бельё, полотенца, детские изделия.
В клубе нам подсказали, что при фабрике есть неплохой музей и даже помогли связаться с её главным инженером, предварительно попросив его за нас. Протекция помогла и после выяснения целей нашего визита, он вызвал компетентного в делах музея работника, а охране дал команду нас пропустить. Чудо, о котором мы и не помышляли! Но надо знать мою жену: она и мёртвого убедит подняться. Тут к месту вспомнить анекдот по мотивам сказки Киплинга. Лежат пантера Багира и медведь Балу под пальмой, отдыхают. Тут взгляд их падает на кокос у самой вершины. "Багира, а ты можешь достать этот спелый кокос?" - "Нет, Балу, не могу." - "Вот и я не могу, а наш ученик Маугли может!" - "Да, Балу. Маугли кого хочешь может достать"(3) 
Пока мы ждали прихода работника, купили пирожки, которыми торговала у проходной старушка. Неплохие пирожки и бизнес тоже неплохой. "Ну как пирожки, доели?" - раздался из открытого окна будки голос одного из охранников. "Тогда проходите". Оказалось, что сопровождающий специалист уже подошёл некоторое время назад и они с охранником ждали, пока мы поедим. Вот менталитет!
Ну что же, не побывали на Коноваловской фабрике, познакомимся с Разорёновской.


Заводской музей занимает три комнаты, есть интересные экспонаты. Например, один из первых ткацких станков фабрики.



Моя жена тут же кинулась к нему: сбылась мечта всей её жизни. 


Уп-с! Фотографии перепутал... Это жена советского режиссёра Григория Александрова - Любовь Орлова. А моя жена со станком пока ещё на Вы, только потрогать и погладить.

Реклама двигателей и ружей системы Бердана, известных в простонародье как "берданка".

Или локомобили с нефтяными двигателями по цене от 2800 до 3600 рублей в зависимости от мощности: 9,5 или 14 лошадиных сил.

Музей создан ещё в благословенные социалистические времена, так как экспозиция носит отпечаток советской пропаганды: документы, вырванные из контекста, а то и просто откровенная ложь, документально не подтверждённая, должны были свидетельствовать о том, как плохо жилось при царизме 


и как мы должны быть благодарны Степан Петровичу, Владимиру Ильичу и пр. деятелям международного рабочего движения за нашу счастливую жизнь.

Правда доказательств, что жизнь эта - счастливая, не представлено, но из советскому человеку и не надо. Достаточно оглянуться вокруг и он убедится сам. Да, очереди за всем, да, продукты по талонам, да, автомобиль, как и квартира - непозволительная роскошь, но на западе живут ещё хуже: посмотрите кадры в новостях, как ютятся люди в негритянских гетто Нью-Йорка, как спят в парках Парижа на лавках бездомные, накрывшись газеткой. А от любой другой информации о жизни "за бугром" мы вас изолируем, уж не обессудьте, нечего смущать неокрепшие умы строителей нового общества. Изучайте лучше "Моральный кодекс строителя коммунизма".

Есть информация о стачке 1914 года, но о стачке, переросшей в настоящий мятеж 1932 года - ни слова. И даже девушка, нас сопровождавшая на фабрике, и неплохо рассказавшая об экспонатах музея, не знала о ней, хотя фабрика в Старой Вичуге к мятежу 1932 года присоединилась. В плане негатива - особый случай амнезии: то, что было давно тут помнят, а то, что ближе к современности по времени, начисто забыли. Необходимо лечение.

Много раритетов из прошлого фабрики и вообще по теме ткачества.








А в остальном - обычные экспонаты любого краеведческого музея, но для заводского музея они удивительны:




В общем, экспозиция понравилась. А то, что слегка политизирована, так это даже прикольно: вспомнить уроки политинформации из далёкого прошлого.


Но настоящий шок мы испытали по окончании осмотра музея. Мы были в полной уверенности, что нас сейчас проводят обратно на проходную, но наша экскурсовод повела нас... знакомить с фабрикой. Видимо, сказался эффект "испорченного телефона"(4) и после многочисленных делегирований от чиновника к чиновнику поручения главного инженера фабрики, до конечного исполнителя в лице этой милой девушки дошла искажённая информация о цели нашего визита. А может сыграл свою роль менталитет провинциалов, когда на каждого приезжего смотрят как на большого начальника, если не в настоящем, так в будущем. А приезжих высоких гостей тут принимают по стандартной процедуре: сначала музей, потом завод. Но как бы то ни было, если целью нашего визита был фабричный музей, то полноценная 3-хчасовая экскурсия по производству была пределом наших мечтаний.
Наша экскурсовод, скорее всего, технолог. Она свободно ориентируется во всех процессах изготовления тканей. Причём, гораздо лучше, чем в музейных экспонатах. Провела она нас, кажется, по всем цехам фабрики. Я не буду пытаться воскресить в памяти технологический процесс, тем более, что часть объяснений я не расслышал из-за шума в цехах. Боюсь стать посмешищем при изложении не изученной мной до конца темы, тем более, что незнакомой мне терминологии в ткацком производстве хватает. Просто смотрим фото.










Это не недосмотр сантехников: в цехах соблюдается определённая влажность воздуха.

Первая линия защиты от брака: контролёры визуально выявляют и откладывают бракованные метры, 

а затем сами (!) его вырезают и сшивают. Лишних людей, которые только пальцем тычут где-что неладно, тут нет.

Одного такого, в прочем, нашёл:

А здесь производят одеяла:





Прочность нити контролируют в лаборатории. 

Отбеливание ткани.



После отбеливания ткань сушится и отглаживается.

Затем наносится оттиск рисунка с барабанов на ткань:



Ткань заходит девственно белая, 

выходит с цветным рисунком:



А здесь делают подушки:


Рядом с проходной фабрики построили магазинчик в псевдорусском стиле. Забавно то, что рядом зданий в подобном стиле нет и это смотрится в одиночестве несколько нелепо. Ну да ладно, может, ещё что-нибудь рядом построят. В любом случае лучше типовых киосков. А может, это купеческий магазин, привет из прошлого? Если нет, то талантливо под старину сработано. Очень занятный пряничный домик.

Есть в селе и второй Ленин. На этот раз в компании с красноармейцем. Редкий сюжет, обычно вождь изображается в одиночестве.

Ильич треплет по плечу развесившего уши красноармейца, пола шинели которого таинственным образом развевается при полном штиле. 


На этом по Старой Вичуге всё, о дальнейшем нашем продвижении по Ивановщине читайте в следующих постах. 


Пояснения для наших европейских друзей:

(1) хреново - очень плохо (простонародное). Хреново - название населённого пункта произошло, скорее всего, от огородной культуры - хрен.
(2) "А зори здесь тихие..." - повесть советского писателя Б.Васильева. Старшина Федот Васков и пять молодых зенитчиц Ленинградского фронта в ходе битвы за Ленинград весной 1942 года противостоят отряду из 16 опытных диверсантов, которых нацисты забрасывают в удалённый от фронта разъезд, который имеет стратегически важное значение. На кону стоят Беломорско-Балтийский канал и Кировская железная дорога — две транспортные артерии, без которых Ленинград бы потерпел поражение. Васкову и девушкам предстоит предотвратить диверсию, но заплатить за это высшую цену. Повесть по меньшей мере дважды экранизировалась.

(3) Тут обыгрываются 2 значения слова "достать". В первом употреблении оно означает: "добраться, дотянуться, вытащить", во втором (разговорном, простонародном) - "утомить в сильной степени, вывести из себя".
 (4) "Испорченный телефон" - Была такая игра в моём детстве, когда несколько человек усаживаются в ряд, ведущий пишет на бумажке фразу и даёт её прочитать первому участнику, который скороговоркой повторяет эту фразу на ухо второму участнику, тот - третьему и так далее... Последний участник встаёт и громко объявляет что он в конечном итоге услышал (или понял). Поверьте, его вариант значительно отличается от оригинала, что очень забавно... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...