среда, 29 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Горицы и Дунилово.

 7.09.2023 г. Четверг. 

Введеньё - Дунилово: 9 км, до Гориц ещё меньше. Горицы и Дунилово - два соседних села, разделённых рекой Тезой, с которой мы уже встречались в ШуеДунилово стоит на левом берегу реки. А на правом стоит село Горицы. Вместе они образуют небольшую сельскую агломерацию. Но это сейчас она небольшая, а раньше могла сравниться с уездным городом.

На окраине села остановились и пошли к реке, благо недалеко, метров 100. Нормальные фотографы выходят на пленэр ни свет ни заря и снимают церкви на рассвете в утреннем тумане с низины, с поймы реки, сквозь туман реки вверх, на купола. Ну а ненормальные спят до обеда и выбирают ракурс с точностью до наоборот. Как ни странно, природа протягивает им руку и даже с неправильного ракурса в неправильное время дарит этим придуркам изумительные пейзажи.

Вид через Тезу на село Дунилово.

    Первое упоминание о Дунилово (раннее название - Дубнилово) относится к 1535-му году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь c ХVI века на месте, называемом "Поляна". Здесь стоял деревянный терем, располагавшийся неподалёку от того места, где потом стоял Благовещенский монастырь. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора. По преданию, некоторое время в этом монастыре Евдокия проживала, будучи в ссылке.

Прямо за деревьями - колокольня Покровской церкви 1685-1704 гг., возведенной по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина. 


Отсюда видна уже не только колокольня, но и сама Покровская церковь.

Кроме реки через село веками проходил традиционный путь из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород («Аракчеевская бульварная дорога»). Движение было настолько оживлённым, что через Тезу было перекинуто целых 4 моста. Для сравнения - сейчас только один.


Село не было сельскохозяйственным, здесь не сажали пшеницу, не держали коров. Это была скорняжная столица России. Продуктами дуниловцев обеспечивали жители соседних сёл и деревень. На максимуме население агломерации Дунилово-Горицы достигало 18 тысяч человек. Скорняки работали в мастерских при своих домах, но кроме этого было ещё и 4 небольших ткацких фабрики. При удачном стечении обстоятельств Дунилово вполне могло бы стать областным центром, оно ничем не уступало агломерации Иваново-Вознесенское. Но ткацкий промысел взял верх над скорняцким, к тому же железная дорога прошла не через Дунилово, а через Иваново и Шую. И это решило судьбу села. Скорняцкий промысел умер не сразу, промхоз существовал до 1940-х годов. Потом Дунилово стало рядовым селом, в нём был организован колхоз имени Крупской.

    От былого величия в Дунилово-Горицах осталось 10 церквей (из 12-ти, существовавших к 1917-му году) и несколько кирпичных жилых и общественных зданий.

Мост соединяющий Дунилово с Горицами:

Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., благодаря последним потомкам суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых-Шуйских. После смерти Горбатых, во 2-й половине 16-го века Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г. Сходящиеся к переправе дороги из Костромы, Ярославля, Ростова и ближайших торговых мест обусловили радиальную структуру планировки села, центром которого являлся торг с церковью на берегу реки, от торговой площади шел крутой спуск к переправе. 

С кон. 17 - нач. 18 в., когда село принадлежало стольнику А.К. Черкасскому, здесь устраивались постоянные осенние ярмарки. Во 2-й половине 18-го века вышедший из крестьян купец А.Ф. Игумнов, прозванный Холщевниковым, заводит в Горицах первую в России набивную мануфактуру (набивка масляными красками по холсту).   Особенно бурное развитие село переживало в начале 19-го века. В 1817 г. купец Посылин поставил здесь первую в России прядильную фабрику, работавшую на бухарском хлопке. Однако мы помним, что наибольшее распространение здесь имел скорняжный промысел.


В Горицах внимание в первую очередь привлекает храмовый комплекс из двух церквей с шатровой колокольней.

  По заказу Холщевниковых и богатых крестьян Цыгановых вместо прежней деревянной у торга строится новая кирпичная церковь Рождества Богородицы (1760 г.), ставшая основной доминантой села. Ещё раз посмотрите на дату постройки. А теперь - на сословную принадлежность спонсоров. Ничего не смущает? Тогда напомню, что крепостное право будет отменено только в 1861 году, через 100 лет.  Иными словами, крепостные крестьяне имели такие доходы, что могли финансировать строительство каменных храмов! И как нам теперь относиться к сказкам советской пропаганды про нищую и бесправную жизнь крестьян в царской России и вообще про то, что при царизме всё было плохо? Советам просто надо было хоть чем-то оправдать переворот и незаконный захват власти.

Вкусы заказчиков, очевидно, повлияли на облик этого храма: его архитектура продолжает более ранние традиции бесстолпных церквей с трапезной и колокольней.


Горицы стали родиной яркой, неоднозначной личности - архиепископа Нижегородского и Алатырьского Питирима (1665-1738), бывшего раскольника, затем - непримиримого идеолога борьбы с расколом. За активные и жесткие действия против раскольников, снискал на этом поприще любовь и расположение Петра I, добился от него указа, согласно которому фанатично настроенные старообрядцы могли подвергаться смертной казни. Регулярно согласовывал действия по борьбе с раскольниками с Петром I. Возглавлял карательные экспедиции против раскольников в центральных губерниях России. Вот так "переобувались в воздухе" горицкие уроженцы. Правда, его деятельность на Нижегородской земле привела к прямо противоположному результату: губерния стала оплотом старообрядчества. Ну, да это - накладки, с кем не бывает...


Справа - ворота на сельский погост. 

Там, в глубине небольшого кладбища, в 1800 году построена зимняя Вознесенская церковь, значительно меньших размеров и в более скромных формах провинциального классицизма. Чем-то мне пагоду напомнила.

Рождественская церковь реставрируется. Правда, сил у реставраторов хватило только на 3 стороны четверика и на одну сторону трапезной. 

Надеемся, что к следующему нашему приезду храмовый комплекс предстанет в прежнем виде.


    Территорию комплекса, обращенного восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора. 

Покидаем Горицы и по мосту через Тезу попадаем в Дунилово. Мы не ставили перед собой цели осмотреть все 12 церквей села, ограничимся наиболее отреставрированным Успенским монастырём.


Монастырь для посещения недоступен. На отдалении от монастыря стоит КПП, перекрывающий дорогу. 

Оставили машину у КПП и пошли пешком. Метров 400. Свято-Успенский монастырь находится на северной окраине села. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725-м году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря. В 1764 году, при Екатерине II, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
    В начале 19-го века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819-м году, а зимний Покровский в 1848-м. Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объема церкви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами, перекрытыми изящными главками. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской.   


После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад. В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Раньше был мужской, теперь стал женский. Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева.


У ворот нас встретила довольно молодая привратница, предупредила, что проход на территорию монастыря запрещён. Но постоять у ворот можно. "А фотографировать?" - "Тоже нельзя" - ответила она, но при этом демонстративно отвернулась. 
На одном из куполов работает реставратор.

С 1995-го года все церкви села распоряжением архиепископа Амвросия отнесены к Свято-Успенскому монастырю.


Усталые, но счастливые мы вернулись в Шую. Продолжение следует.



































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...