7.09.2023 г. Четверг.
Введеньё - Дунилово: 9 км, до Гориц ещё меньше. Горицы и Дунилово - два соседних села, разделённых рекой Тезой, с которой мы уже встречались в Шуе. Дунилово стоит на левом берегу реки. А на правом стоит село Горицы. Вместе они образуют небольшую сельскую агломерацию. Но это сейчас она небольшая, а раньше могла сравниться с уездным городом.
На окраине села остановились и пошли к реке, благо недалеко, метров 100. Нормальные фотографы выходят на пленэр ни свет ни заря и снимают церкви на рассвете в утреннем тумане с низины, с поймы реки, сквозь туман реки вверх, на купола. Ну а ненормальные спят до обеда и выбирают ракурс с точностью до наоборот. Как ни странно, природа протягивает им руку и даже с неправильного ракурса в неправильное время дарит этим придуркам изумительные пейзажи.
Вид через Тезу на село Дунилово.
Первое упоминание о Дунилово (раннее название - Дубнилово) относится к 1535-му году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь c ХVI века на месте, называемом "Поляна". Здесь стоял деревянный терем, располагавшийся неподалёку от того места, где потом стоял Благовещенский монастырь. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора. По преданию, некоторое время в этом монастыре Евдокия проживала, будучи в ссылке.
Прямо за деревьями - колокольня Покровской церкви 1685-1704 гг., возведенной по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина.
Кроме реки через село веками проходил традиционный путь из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород («Аракчеевская бульварная дорога»). Движение было настолько оживлённым, что через Тезу было перекинуто целых 4 моста. Для сравнения - сейчас только один.
Село
не было сельскохозяйственным, здесь не сажали пшеницу, не держали коров. Это
была скорняжная столица России. Продуктами дуниловцев обеспечивали жители
соседних сёл и деревень. На максимуме
население агломерации Дунилово-Горицы достигало 18 тысяч человек. Скорняки
работали в мастерских при своих домах, но кроме этого было ещё и 4 небольших
ткацких фабрики. При удачном стечении обстоятельств Дунилово вполне могло бы
стать областным центром, оно ничем не уступало агломерации
Иваново-Вознесенское. Но ткацкий промысел взял верх над скорняцким, к тому же железная
дорога прошла не через Дунилово, а через Иваново и Шую. И это решило судьбу
села. Скорняцкий промысел умер не сразу, промхоз существовал до 1940-х годов.
Потом Дунилово стало рядовым селом, в нём был организован колхоз имени
Крупской.
От былого величия в Дунилово-Горицах
осталось 10 церквей (из 12-ти, существовавших к 1917-му году) и несколько
кирпичных жилых и общественных зданий.
С кон. 17 - нач. 18 в., когда село принадлежало стольнику А.К. Черкасскому, здесь устраивались постоянные осенние ярмарки. Во 2-й половине 18-го века вышедший из крестьян купец А.Ф. Игумнов, прозванный Холщевниковым, заводит в Горицах первую в России набивную мануфактуру (набивка масляными красками по холсту). Особенно бурное развитие село переживало в начале 19-го века. В 1817 г. купец Посылин поставил здесь первую в России прядильную фабрику, работавшую на бухарском хлопке. Однако мы помним, что наибольшее распространение здесь имел скорняжный промысел.
В Горицах внимание в первую очередь привлекает храмовый комплекс из двух церквей с
шатровой колокольней.
По заказу Холщевниковых и богатых крестьян Цыгановых вместо прежней деревянной у торга строится новая кирпичная церковь Рождества Богородицы (1760 г.), ставшая основной доминантой села. Ещё раз посмотрите на дату постройки. А теперь - на сословную принадлежность спонсоров. Ничего не смущает? Тогда напомню, что крепостное право будет отменено только в 1861 году, через 100 лет. Иными словами, крепостные крестьяне имели такие доходы, что могли финансировать строительство каменных храмов! И как нам теперь относиться к сказкам советской пропаганды про нищую и бесправную жизнь крестьян в царской России и вообще про то, что при царизме всё было плохо? Советам просто надо было хоть чем-то оправдать переворот и незаконный захват власти.
Вкусы заказчиков, очевидно, повлияли на облик этого храма: его архитектура продолжает более ранние традиции бесстолпных церквей с трапезной и колокольней.
Горицы стали родиной яркой, неоднозначной личности - архиепископа Нижегородского и Алатырьского Питирима (1665-1738), бывшего раскольника, затем - непримиримого идеолога борьбы с расколом. За активные и жесткие действия против раскольников, снискал на этом поприще любовь и расположение Петра I, добился от него указа, согласно которому фанатично настроенные старообрядцы могли подвергаться смертной казни. Регулярно согласовывал действия по борьбе с раскольниками с Петром I. Возглавлял карательные экспедиции против раскольников в центральных губерниях России. Вот так "переобувались в воздухе" горицкие уроженцы. Правда, его деятельность на Нижегородской земле привела к прямо противоположному результату: губерния стала оплотом старообрядчества. Ну, да это - накладки, с кем не бывает...
Территорию комплекса, обращенного восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора.
Покидаем Горицы и по мосту через Тезу попадаем в Дунилово. Мы не ставили перед собой цели осмотреть все 12 церквей села, ограничимся наиболее отреставрированным Успенским монастырём.
После
революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители
находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в
больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский
использовался как склад. В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был
учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери. Раньше
был мужской, теперь стал женский. Реставрацию начали с Покровского храма. Потом
начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на
колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти
пудовый колокол, привезенный из Тутаева.
С
1995-го года все церкви села распоряжением архиепископа Амвросия отнесены к
Свято-Успенскому монастырю.
Усталые, но счастливые мы вернулись в Шую. Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий