вторник, 5 декабря 2023 г.

По Ивановской губернии. Иваново. часть 1. Музей промышленности и искусства.

 

8.09.2023 г. Пятница.


Шуя - Иваново: 37 км. С Шуи до Иваново проехали без остановок: кроме Кохмы - пригорода Иваново со старыми зданиями фабрик, по пути мы не нашли каких-либо достопримечательностей. В Иваново первая цель - музей Бурылина. 

Дмитрий Геннадьевич Бурылин - ткацкий фабрикант в шестом поколении. Его далёкие предки ещё в начале 18-го века начали заниматься ткацким делом. Сначала это было надомное производство, а сами они были крепостными крестьянами. Выкупить себя из крепостной зависимости удалось только деду Дмитрия - Диодору, и произошло это в 1844-м году. Он же и построил в Вознесенском первую свою ситценабивную фабрику. Но сын Диодора Геннадий в семейном бизнесе не преуспел. В гору дела у Бурылиных пошли когда старший брат Николай женился на дочери фабриканта Х.И. Куваева и стал управляющим его фабрики.

Дмитрий же управлял семейным предприятием, построил новые корпуса, ввёл машинную обработку. В 1899-м он стал купцом первой гильдии, а в 1909-м году основал «Товарищество мануфактур Д.Г. Бурылина в Иваново-Вознесенске» с капиталом в полмиллиона рублей и «Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры».

Как и многие другие богатые люди того времени, Бурылин увлекался коллекционированием, причём круг его интересов был очень широк. Он собирал монеты, иконы, курительные трубки, игральные карты, часы, картины, гравюры, женские украшения. А началось всё с переданной ему бабушкой коллекции деда, состоявшей из редких книг и монет. Для пополнения своей коллекции он много путешествовал по Европе и даже выезжал в Египет, откуда привёз мумию.

    Помимо этих коллекций Бурылин собрал также так называемую «масонскую коллекцию», в которой были масонские знаки разных стран, символические одежды, рукописи, книги, а также оружие и предметы для посвящения в рыцари. В 20-х годах XX века эта коллекция была передана в Эрмитаж и впоследствии распылена по нескольким музейным собраниям, среди которых Музей религии в Петербурге.

Для размещения своих многочисленных коллекций Бурылин построил отдельное здание (1912 - 1914гг), сделав впоследствии из него музей. Им было заранее написано завещание о передаче коллекции родному городу во избежание ее распродажи или хищения, так как «приобреталось собрание с большой нуждой и трудами». 

Этапы строительства - на фото внизу. Причем, на первом фото 1912 года ещё только роют котлован. И толпы на улице - не первомайская демонстрация трудящихся, а празднование 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Страсть к демонстрациям сыграет с нами злую шутку через 5 лет. Интересно, когда с французами такую же шутку сыграет история, ведь они, судя по российским новостям в телеящике, каждый день что-то демонстрируют? (Правда я, в бытность свою в Париже в начале года ничего подобного не заметил). Здание справа на снимке, через дорогу от котлована - особняк Бурылина, там сейчас музей Ситца, мы там тоже побываем.



Трёхэтажное здание музея построено по проекту архитектора П. А. Трубникова в неоклассическом стиле «итальянского палаццо». Между музеем и домом семьи Бурылиных, расположенном через дорогу, проходит подземный тоннель, в котором также проводятся различные мероприятия, при этом как выставочное пространство подземный ход начал использоваться ещё во времена Д. Г. Бурылина. Также при проектировании здания был предусмотрен лифт.

При строительстве музея, помимо кирпича и штукатурки, использовался необычный для Иваново-Вознесенска того времени железобетон; для оформления интерьеров использованы редкие породы дерева, бронза, мрамор и литое стекло.

После революции музей национализировали. По предложению М. Фрунзе, Дмитрия Геннадьевича оставили главным хранителем коллекции. Чтобы у вас не возникло иллюзий по поводу доброго гения - М.В.Фрунзе, сообщу, что родовой дом Бурылина, находящийся через дорогу, муниципализировали по распоряжению "доброго гения", и семье пришлось жить в помещении цокольного этажа. В 1923 году Бурылин обратился в Губисполком с просьбой о возврате имения, отнятого под квартиры профессорам вновь созданного Политехнического института. Но прошение осталось без ответа. Мало того, мецената ложно обвинили в расхищении музейных экспонатов и уволили с должности. В 1924-м, на 73 году жизни, Дмитрий Геннадьевич скончался. Вот фото 1924 года, где его преемник на посту директора музея, А.М.Кузнецов, составляет опись музейных экспонатов; очень многие из них вскоре перекочуют в Москву и Петроград. "Кот из дому - мыши в пляс":

В своё время Дмитрию Геннадьевичу сильно повезло. У него на руках был билет на первый рейс "Титаника", но по каким-то причинам он на него не попал. А может, и не на первый, а на несостоявшиеся по понятным причинам второй или третий рейсы. В любом случае после гибели парохода желание посетить Новый Свет у Бурылина пропало. Но судьба, избавив мецената от мучительной смерти в ледяных водах Атлантики, предначертала ему более долгие мучения при Советской власти. Надо знать историю, чтобы представить в полной мере жизнь в послереволюционной России представителей дворянского или купеческого сословия.


В интерколумниях парных колонн с двух сторон от центрального входа на уровне второго этажа размещены скульптуры Гермеса и Афины, ниже — на уровне первого этажа — в арочных нишах расположены декоративные вазоны.


Чудеса начинаются уже с дверей. Если не считать доводчика, всё осталось с начала 20 века. Наши предки уделяли особое внимание таким "мелочам", как входная группа. Это - лицо дома и его хозяина.


Вход охраняет пара львов довольно грозного вида. Похоже, скульптор о львах слышал только по рассказам, очень они похожи на свирепых псов. 


В кассе музея нам предложили присоединиться к группе старших школьников, но очень уж они себя шумно вели. В итоге мы заказали индивидуальную экскурсию. К нам присоединился москвич средних лет, у которого, похоже, были сходные мысли насчёт экскурсии в компании подростков. Отлично, на 1/3 дешевле обойдётся.

Плитка на полах по большей части сохранилась и выглядит как новая. Умели же делать плитку буржуи-эксплуататоры! Почему "скинувший их гнёт" свободный народ не может спустя 110 лет сделать подобную? Твёрдая рука опять нужна?




Обитые железом двери. Бурылин явно заботился о сохранности коллекции. Или стилизация под старину?


Инкрустация на каждой двери разная. Хозяин заботился об эстетическом аспекте не в последнюю очередь.




Большая коллекция посмертных масок. Хороший был способ сохранения облика для потомков в отсутствии фотографии. Я не о времени создания музея, а о времени смерти моделей. Слева во втором ряду: Шевченко, Гоголь, правее - Гаршин и Белинский. Остальных в лицо не признал, уж не обессудьте.


А это - часть нумизматической коллекции деда Дмитрия - Диодора Бурылина.  Но внук, увлёкшись коллекционированием, значительно пополнил собрание «сокровищ» Д.А.Бурылина. В 1885 году, когда Дмитрию Геннадьевичу исполнилось 33 года, только в его нумизматической коллекции насчитывалось около 100 тысяч монет, орденов и медалей XVI – XIX веков из 236 государств и городов - монеты платиновые, золотые, серебряные, медные, фарфоровые, кожаные, из рыбьей чешуи, из раковин. Здесь можно было увидеть знаменитый римский асс и греческий обол, золотой персидский дарейк и еврейский серебряник, абиссинский денежный знак в виде соляного бруска, монеты эпохи Александра Македонского и римских цезарей, золотые монеты византийской империи и папские монеты.


К сожалению, в первые годы после Октябрьской революции произошел процесс изъятия части коллекции и распределения её по столичным музеям. Много экспонатов было утрачено для музея, однако общую концепцию удалось сохранить.





Через карманные часы подходим к "изюминке" музея - 


часам астрономическим. Они были изготовлены в 1873 году по заказу герцога Альбы. Удовольствие владеть уникальным предметом, которого ни у кого в мире больше нет, обошлось герцогу в 280 тысяч франков, что по тем временам было немыслимой суммой. В 1912 году их выкупает Бурылин для своей коллекции за 3000 рублей, сторговав при этом 1000 рублей. Часы при Бурылине были на ходу, но со временем остановились. Что за напасть на Советскую власть: всё, что переходит в её собственность, ломается и разрушается? Может, проклятье кто наложил? :))


Лежала Спящая красавица в хрустальном гробу много лет, пока королевич Елисей не разбудил её поцелуем. Стояли эти часы много лет, пока не нашёлся добрый молодец и не оживил их. Добрым молодцем оказался доцент Ивановского педагогического института А.В.Лотоцкий и случилось это в 1943 году. Знай наших "левшей"! (1)
Часы считаются уникальными, на всех табличках написано, что единственные в мире. Обманули герцога Альбу, не были те часы единственными в мире. В недалёком от Цюриха, где Альба жил последние годы, городе Страсбурге, в кафедральном соборе, я видел астрономические часы середины 14 века ещё больших масштабов (30 метров), с кучей разных циферблатов и прибамбасов. Но где Страсбург и где Иваново? Для Иваново и эти часы - диковинка.

Узнали астрономические часы на заднем плане? На фото - вручение благодарственного адреса Д.Г. Бурылину, как попечителю Иваново-Вознесенской рисовальной школы.

В этом музее экскурсоводам нет необходимости, подобно своим коллегам из других провинциальных музеев, "высасывать" максимум из каждого экспоната. Богатейшая коллекция! Сегодня его фонды насчитывают около 780 тысяч различных предметов, охватывающих период от античности до наших дней. В коллекциях представлены археологические находки, собрания нумизматики и оружия, художественные произведения, предметы быта и интерьеров, книги и многое другое.



Заметили рисунок на половой плитке? Это не свастика, а древний славянский солнцеворот. Кто виноват в том, что нацистам позднее он тоже приглянулся как символ? Что теперь, стереть везде древние славянские (и не только славянские, зороастрийцы тоже любили этот знак) изображения? Гитлер обожал Вагнера, давайте теперь запретим произведения великого композитора. Можно и Рафаэля заодно забанить, раз в коллекции фюрера он был. И т.д.

Двусветный зал, по периметру которого на уровне второго яруса создано что-то наподобие проходной галереи или внутренней лоджии с размещёнными на ней книгами, я встречал в библиотеке монастыря Святого Галлена в Швейцарии. Кстати, над главным входом той библиотеки висит надпись на греческом: «Лечебница для душ». В средние века отсутствие знаний или ума считалось болезнью, которую могли вылечить только книги.

 Подобную планировку видел и во многих домах культуры СССР, но там без книжных стеллажей. 

Тут, чесслово, не ожидал увидеть. Так называемый Белый зал.


Поднимаемся на второй ярус зала и оказываемся в библиотеке. Библиотека Д.Г.Бурылина представляет собой уникальную книжную коллекцию, которую основатель Музея промышленности и искусств подарил родному городу. Библиотека была открыта одновременно с Музеем в декабре 1914 года и насчитывала свыше 25 тысяч изданий. Она располагалась на третьем этаже музейного здания. Посещение библиотеки было бесплатным. Работать с книгами дозволялось в читальном зале тем, кто оформил читательский билет и соблюдал правила библиотеки. Книги на дом не выдавались. 


Отличалась богатством и разнообразием коллекция старопечатных книг и рукописей. Среди них подлинные редкости: «Апостол» первопечатника Ивана Федорова 1564 г., его «Псалтырь» с гравюрами Дюрера 1521 г., первое издание Данте, небольшая коллекция эльзевиров (изданий знаменитых амстердамских типографов XVI-XVII веков), несколько инкунабул - первых книг, напечатанных до 1500 года набором, изобретенным выдающимся немецким типографом И. Гуттенбергом, большая коллекция Библий на всех европейских языках, считавшаяся лучшей в России. Сейчас в Иваново остались только жалкие крохи, основное разобрали столичные музеи. Девиз: "Всё лучшее - детям в столицу" начали воплощать уже в первые годы Советской власти. А пустые прилавки в городах России и ломящиеся полки магазинов столичных в брежневскую эпоху - это уже следующий виток унижения народов нашей Раши. 


В 1918 году Музей промышленности и искусства, созданный Дмитрием Геннадьевичем Бурылиным, был национализирован и стал называться губернским краеведческим музеем. Музейная библиотека вошла в состав библиотечной сети Иваново - Вознесенской губернии. Постепенно доступ широкого круга читателей в музейную библиотеку был закрыт. Она стала играть роль научно-справочной библиотеки для сотрудников музея и научных работников других учреждений. Вот так "эксплуататор" Бурылин открыл доступ в библиотеку широким народным массам, а "народная власть" закрыла туда доступ этому самому народу. За что боролись? 

Сейчас доступ исследователей к уникальным  фондам библиотеки Д. Г. Бурылина возможен по письменной заявке на имя директора музея с указанием темы исследования и персональными гарантиями выполнения Правил пользования научной библиотекой ИГИКМ им. Д.Г.Бурылина.


Бурылин встречался со Л.Н.Толстым, вел с ним переписку, направлял в Ясную Поляну ситец и сатин для бедных крестьянских детей, очень много сделал для популяризации творчества писателя среди широких народных масс. Уникальные экспонаты, посвященные памяти Л. Н. Толстого, были представлены на многих выставках, об одной из них «Санкт-Петербургские ведомости» 6 апреля 1912 года в заметке «Интересная выставка» сообщали: «В первой комнате вверху находятся предметы, относящиеся к воспоминанию о Л.Н. Толстом: его бюсты, портреты, последнее издание его сочинений, автограф Льва Николаевича о сочувствии его учреждению библиотеки в Иваново-Вознесенске. Тут же имеются 13 томов газетных (до 20 тысяч) рецензий о Толстом, вышедших в течение всего только одного года с начала болезни Льва Николаевича».


Деятельность Д. Г. Бурылина по сбору памятных предметов, документов о Л. Н. Толстом и популяризации его творчества получила общественное признание и ивановский меценат в мае 1917 года был единогласно избран действительным членом Толстовского общества. 



 Д. Г. Бурылин переписывался и с женой Л. Н. Толстого Софьей Андреевной. В мае 1919 года она в своем последнем письме писала: «Многоуважаемый Дмитрий Геннадьевич, благодарю Вас за поздравления с праздником и за то, что не забываете нас и в то трудное время, в которое мы живем... Меня, в память Льва Николаевича, еще не обижают, и я имею, пока, достаточно пропитанья. Но когда все, что я имею, съедят - не знаю, как будем кормиться. Очень много живущих в Ясной Поляне... Что у Вас, цел ли Ваш музей? Желаю Вам, как и всем пострадавшим за это время русским людям, всего лучшего и доброго здоровья. Уважающая Вас Гр. С. Толстая».

«Книга посетителей музея» с автографом Л. Н. Толстого по случаю устройства читальни в Иваново-Вознесенске.


Церковно-археологический зал. Был...

В коллекции изобразительного искусства - картины Айвазовского, Верещагина, А. Бенуа, Клевера, Маковского, Поленова, Шишкина, западноевропейские гравюры, среди которых были очень ценные и редкие листы. Ключевое слово здесь "были".



Зал Китая и Японии. Тоже был...

Среди экспонатов раздела «Оружие и воинское снаряжение XVI-XX веков» - русские ружья с запалами, кремневые, пистонные, однозарядные, магазинные, «секретная стреляющая шкатулка», редкая западноевропейская пушка XVI века, африканские стрелы, луки, дротики, австралийские бумеранги, персидские и африканские шиты, западноевропейские «мечи правосудия», множество холодного оружия России Китая, Японии, Индии, Персии, Турции, Монголии, Малайских островов, кольчуги, панцири, кирасы - русские, западноевропейские и восточные, костюмы японских самураев и рыцарское вооружение.




















Самая желанная награда для любого русского солдата - Георгиевский крест:








В документальном отделе - наградные листы, дипломы выставок, фото Бурылина:




«Кабинет Д. Г. Бурылина» — дань памяти основателю музея. В мемориальной секции комнаты частично реконструировано рабочее место фабриканта. 


Ну и полюбуемся напоследок лестницами особняка. Главная лестница:


По винтовой лесенке, которая лишена солидности, но по-женски стройна и изящна, можно подняться на чердак.

А по этому подземному ходу Бурылин мог из музея выйти и попасть в свой особняк.

Таким вышло знакомство с нашим первым музеем в Иваново. Чудесный музей! Даже учитывая, что коллекцию изрядно порастаскали, она на порядок богаче других областных исторических музеев. Настоятельно рекомендую! Must see.

Примечание для иностранцев: (1) Левша - герой рассказа русского писателя Н.Лескова о тульском умельце, подковавшем блоху.













Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...