8.09.2023
г. Пятница.
Шуя - Иваново: 37 км. С Шуи до Иваново проехали без остановок: кроме Кохмы - пригорода Иваново со старыми зданиями фабрик, по пути мы не нашли каких-либо достопримечательностей. В Иваново первая цель - музей Бурылина.
Дмитрий
Геннадьевич Бурылин - ткацкий фабрикант в шестом поколении. Его далёкие предки
ещё в начале 18-го века начали заниматься ткацким делом. Сначала это было
надомное производство, а сами они были крепостными крестьянами. Выкупить себя
из крепостной зависимости удалось только деду Дмитрия - Диодору, и произошло
это в 1844-м году. Он же и построил в Вознесенском первую свою ситценабивную
фабрику. Но сын Диодора Геннадий в семейном бизнесе не преуспел. В гору дела у
Бурылиных пошли когда старший брат Николай женился на дочери фабриканта Х.И.
Куваева и стал управляющим его фабрики.
Дмитрий же управлял семейным предприятием,
построил новые корпуса, ввёл машинную обработку. В 1899-м он стал купцом первой
гильдии, а в 1909-м году основал «Товарищество мануфактур Д.Г. Бурылина в
Иваново-Вознесенске» с капиталом в полмиллиона рублей и «Товарищество
Шуйско-Егорьевской мануфактуры».
Как
и многие другие богатые люди того времени, Бурылин увлекался
коллекционированием, причём круг его интересов был очень широк. Он собирал
монеты, иконы, курительные трубки, игральные карты, часы, картины, гравюры,
женские украшения. А началось всё с переданной ему бабушкой коллекции деда,
состоявшей из редких книг и монет. Для пополнения своей коллекции он много
путешествовал по Европе и даже выезжал в Египет, откуда привёз мумию.
Помимо этих коллекций Бурылин собрал также
так называемую «масонскую коллекцию», в которой были масонские знаки разных
стран, символические одежды, рукописи, книги, а также оружие и предметы для
посвящения в рыцари. В 20-х годах XX века эта коллекция была передана в Эрмитаж
и впоследствии распылена по нескольким музейным собраниям, среди которых Музей
религии в Петербурге.
Для
размещения своих многочисленных коллекций Бурылин построил отдельное здание (1912 - 1914гг),
сделав впоследствии из него музей.
Этапы строительства - на фото внизу. Причем, на первом фото 1912 года ещё только роют котлован. И толпы на улице - не первомайская демонстрация трудящихся, а празднование 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Страсть к демонстрациям сыграет с нами злую шутку через 5 лет. Интересно, когда с французами такую же шутку сыграет история, ведь они, судя по российским новостям в телеящике, каждый день что-то демонстрируют? (Правда я, в бытность свою в Париже в начале года ничего подобного не заметил). Здание справа на снимке, через дорогу от котлована - особняк Бурылина, там сейчас музей Ситца, мы там тоже побываем.
Трёхэтажное
здание музея построено по проекту архитектора П. А. Трубникова в
неоклассическом стиле «итальянского палаццо». Между музеем и домом семьи
Бурылиных, расположенном через дорогу, проходит подземный тоннель, в котором также проводятся различные
мероприятия, при этом как выставочное пространство подземный ход начал
использоваться ещё во времена Д. Г. Бурылина. Также при проектировании здания
был предусмотрен лифт.
При
строительстве музея, помимо кирпича и штукатурки, использовался необычный для
Иваново-Вознесенска того времени железобетон; для оформления интерьеров
использованы редкие породы дерева, бронза, мрамор и литое стекло.
После революции музей национализировали. По предложению М. Фрунзе, Дмитрия Геннадьевича оставили главным хранителем коллекции. Чтобы у вас не возникло иллюзий по поводу доброго гения - М.В.Фрунзе, сообщу, что родовой дом Бурылина, находящийся через дорогу, муниципализировали по распоряжению "доброго гения", и семье пришлось жить в помещении цокольного этажа. В 1923 году Бурылин обратился в Губисполком с просьбой о возврате имения, отнятого под квартиры профессорам вновь созданного Политехнического института. Но прошение осталось без ответа. Мало того, мецената ложно обвинили в расхищении музейных экспонатов и уволили с должности. В 1924-м, на 73 году жизни, Дмитрий Геннадьевич скончался. Вот фото 1924 года, где его преемник на посту директора музея, А.М.Кузнецов, составляет опись музейных экспонатов; очень многие из них вскоре перекочуют в Москву и Петроград. "Кот из дому - мыши в пляс":
В своё время Дмитрию Геннадьевичу сильно повезло. У него на руках был билет на первый рейс "Титаника", но по каким-то причинам он на него не попал. А может, и не на первый, а на несостоявшиеся по понятным причинам второй или третий рейсы. В любом случае после гибели парохода желание посетить Новый Свет у Бурылина пропало. Но судьба, избавив мецената от мучительной смерти в ледяных водах Атлантики, предначертала ему более долгие мучения при Советской власти. Надо знать историю, чтобы представить в полной мере жизнь в послереволюционной России представителей дворянского или купеческого сословия.
В
интерколумниях парных колонн с двух сторон от центрального входа на уровне
второго этажа размещены скульптуры Гермеса и Афины, ниже — на уровне первого
этажа — в арочных нишах расположены декоративные вазоны.
Плитка на полах по большей части сохранилась и выглядит как новая. Умели же делать плитку буржуи-эксплуататоры! Почему "скинувший их гнёт" свободный народ не может спустя 110 лет сделать подобную? Твёрдая рука опять нужна?
Инкрустация на каждой двери разная. Хозяин заботился об эстетическом аспекте не в последнюю очередь.
К сожалению, в первые годы после Октябрьской революции произошел процесс изъятия части коллекции и
распределения её по столичным музеям. Много экспонатов было
утрачено для музея, однако общую концепцию удалось сохранить.
В этом музее экскурсоводам нет необходимости, подобно своим коллегам из других провинциальных музеев, "высасывать" максимум из каждого экспоната. Богатейшая коллекция! Сегодня его фонды насчитывают около 780 тысяч различных предметов, охватывающих период от античности до наших дней. В коллекциях представлены археологические находки, собрания нумизматики и оружия, художественные произведения, предметы быта и интерьеров, книги и многое другое.
В
1918 году Музей промышленности и искусства, созданный Дмитрием Геннадьевичем
Бурылиным, был национализирован и стал называться губернским краеведческим
музеем. Музейная библиотека вошла в состав библиотечной сети Иваново -
Вознесенской губернии. Постепенно доступ широкого круга читателей в музейную
библиотеку был закрыт. Она стала играть роль научно-справочной библиотеки для
сотрудников музея и научных работников других учреждений. Вот так "эксплуататор" Бурылин открыл доступ в библиотеку широким народным массам, а "народная власть" закрыла туда доступ этому самому народу. За что боролись?
Сейчас доступ
исследователей к уникальным фондам библиотеки Д. Г. Бурылина возможен по письменной заявке на имя директора музея
с указанием темы исследования и персональными гарантиями выполнения Правил
пользования научной библиотекой ИГИКМ им. Д.Г.Бурылина.
Бурылин встречался со Л.Н.Толстым, вел с ним переписку, направлял в Ясную Поляну ситец и сатин для бедных крестьянских детей, очень много сделал для популяризации творчества писателя среди широких народных масс. Уникальные экспонаты, посвященные памяти Л. Н. Толстого, были представлены на многих выставках, об одной из них «Санкт-Петербургские ведомости» 6 апреля 1912 года в заметке «Интересная выставка» сообщали: «В первой комнате вверху находятся предметы, относящиеся к воспоминанию о Л.Н. Толстом: его бюсты, портреты, последнее издание его сочинений, автограф Льва Николаевича о сочувствии его учреждению библиотеки в Иваново-Вознесенске. Тут же имеются 13 томов газетных (до 20 тысяч) рецензий о Толстом, вышедших в течение всего только одного года с начала болезни Льва Николаевича».
«Книга посетителей музея» с автографом Л. Н. Толстого по случаю устройства читальни в Иваново-Вознесенске.
В
коллекции изобразительного искусства - картины Айвазовского, Верещагина, А.
Бенуа, Клевера, Маковского, Поленова, Шишкина, западноевропейские гравюры,
среди которых были очень ценные и редкие листы. Ключевое слово здесь "были".
Среди
экспонатов раздела «Оружие и воинское снаряжение XVI-XX веков» - русские ружья
с запалами, кремневые, пистонные, однозарядные, магазинные, «секретная
стреляющая шкатулка», редкая западноевропейская пушка XVI века, африканские
стрелы, луки, дротики, австралийские бумеранги, персидские и африканские шиты,
западноевропейские «мечи правосудия», множество холодного оружия России Китая,
Японии, Индии, Персии, Турции, Монголии, Малайских островов, кольчуги, панцири,
кирасы - русские, западноевропейские и восточные, костюмы японских самураев и
рыцарское вооружение.
Самая желанная награда для любого русского солдата - Георгиевский крест:
В документальном отделе - наградные листы, дипломы выставок, фото Бурылина:
«Кабинет Д. Г. Бурылина» — дань памяти основателю музея. В мемориальной секции комнаты частично реконструировано рабочее место фабриканта.
Ну и полюбуемся напоследок лестницами особняка. Главная лестница:
Примечание для иностранцев: (1) Левша - герой рассказа русского писателя Н.Лескова о тульском умельце, подковавшем блоху.
Комментариев нет:
Отправить комментарий