суббота, 9 декабря 2023 г.

По Ивановской губернии. Иваново. часть 2. Музей Ситца.

 

8.09.23. Музей ивановского ситца - единственный в своём роде музей в России, посвящённый истории производства хлопчатобумажных узорчатых тканей. В его коллекции, основанной на материалах ивановского фабриканта и мецената Дмитрия Бурылина, около полумиллиона видов тканей.

Музей располагается в семейном особняке Бурылина, через дорогу от им же основанного музея Промышленности и искусства. Усадьба строилась в 1902 - 1903 годах как свадебный подарок Ивану Дмитриевичу от дяди. После революции усадьбу у жениха отобрала новая невеста - Советская власть, оставив семье несколько комнат в цокольном этаже. В дом заселили профессоров вновь созданного Политехнического института, потом был Губнаробраз, другие учреждения, военкомат, а в 1987-м году открыли музей ситца.


Проект здания был разработан местным архитектором Александром Фёдоровичем Снуриловым, причём это была его первая самостоятельная работа. Обучение Снурилов проходил в Санкт-Петербурге, но высшее архитектурное образование получить так не успел, доучивался уже на практике, у старших товарищей. Все свои проекты он так и подписывал "техник А. Снурилов". Своими формами главный дом усадьбы близок к классицизму, но множество характерных деталей позволяют отнести его к модерну.


А как же Бурылин разбогател? Опять-таки наследство от предков, и плюс к этому собственная смекалка. Он съездил в Англию, как известно именно там впервые занялись изготовлением тканей, практически все ткацкие фабрики впервые появились в Англии. Так вот, там он хитростью добыл один из секретов английской нити и привёз пару экземпляров этой нити в Россию.

Вскоре появилась хлопкоочистительная фабрика, которая дала возможность российскому военному ведомству более не покупать таких нитей и тканей за границей. Вот на этом-то Бурылин и разбогател. То есть, употребляя современную терминологию, на Государственном оборонном заказе. 


К сожалению любого фотографа, особняк сейчас закрыт деревьями,


 поэтому фотографировать получается только отдельные детали.


Стиль модерн выдают кованый декор, лепнина и итальянские витражи. Также для модерна характерны полукруглые и круглые окна, одно из них, трёхчастное полукруглое, краешком попало в кадр справа внизу.







Въездные ворота говорят нам о том, что это не просто дворец, а усадьба со всеми полагающимися усадебными постройками: флигелями, конюшнями, каретными сараями и прочими хозяйственными постройками. 


Так и есть, всё на месте и все постройки в одном стиле. Не хватает только флигеля.



Но он на самом деле есть, только флигель этот больше похож на мини дворец и стоит чуть наособицу. Здание для приезжих гостей привлекает изысканностью форм и богатыми интерьерами. Там сейчас расположен ЗАГС. При входе во флигель посетители попадают в восьмиугольный холл, над которым, по словам работников ЗАГСа, когда-то был стеклянный купол. Асфальт перед входом усыпан цветочными лепестками: только что в ЗАГС проследовала пара молодых с гостями. Интересно, зачем заранее сыпать розы, может их ещё не распишут? Или это от предыдущей пары осталось?

Мы снова заказали индивидуальную экскурсию. На этот раз москвич под руку не подвернулся, пришлось оплатить полную стоимость. 

Парадная лестница. Столбы из древнего известняка. Если рассмотреть внимательно, там можно увидеть остатки раковин древних моллюсков.



В некоторых комнатах сохранилась потолочная лепнина


 оригинальные потолки,

и двери - просто сказка!

Вот насчёт паркета не уверен, что оригинал.

Здесь много маленьких комнат, потайных дверей и переходов, хозяин дома очень любил загадки и тайны. Настоящий подземный ход соединяет особняк с краеведческим музеем, который, повторюсь, располагается напротив, через дорогу. Дмитрий Бурылин построил его в 1914 году, желая сделать свои «древности и редкости» открытыми и доступными как можно большему количеству людей. Говорят, что решётку подземного хода охраняли две статуи рыцарей и, когда двери закрывались, они скрещивали мечи, преграждая любопытным проход.


Решётка, конечно, современная (судя по убожеству).

Подземному ходу больше бы подошла такая дверь (снимок сделан в этом же особняке, но в другом месте):

Экспозиция, открытая при помощи Московского дома моды Славы Зайцева, получила название «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество». Известный во всем мире модельер родился в Иваново и закончил местный текстильный техникум. 


Интересно оформлены залы. Так, коллекция Славы Зайцева из павловопосадских платков показана на фоне ивановских набивных платков 19 века. На фоне баннеров с девушками в русских национальных костюмах - коллекция Зайцева в национальной стилистике.

А парчовый сарафан невесты 18 века перекликается с роскошным свадебным платьем от Славы Зайцева (оно в кадр не попало).


Зато попало в кадр свадебное платье 19 века:

Русские женские головные уборы на фоне ивановских набивных платков продолжают экспозицию:

Почему-то кокошник перевёрнут вверх ногами:

Ивановский ситец показан как произведение декоративно-прикладного искусства, сохраняющего традиции народного орнамента.


Несколько залов в музее отданы под коллекцию «агитационного текстиля». Здесь представлены образцы тканей раннего советского периода. Это был период, когда в архитектуре пробовали новые формы и строили здания в стиле конструктивизма. А в текстиле этот творческий порыв реализовался через специфические рисунки на ткани.



Представляете, какая засада? Вроде безобидные цветочки. Жена вполне могла купить отрез такой ткани себе на платье, пошить его и даже поносить. Пока какая-нибудь завистница не рассмотрела бы пристально цветочки и не вставила язвительную шпильку: "А вы за какой интернационал, за первый, за второй или за третий?" Жене бы ничего не оставалось, как ответить вопросом на вопрос: "А Ленин за какой? Ну и я за третий!"(1)


Да, при ближайшем рассмотрении лепестков читаем: "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" и "СССР". Такой вот политический рисунок...

Очередной вариант серпа и молота:

В ситце под названием "Фабрики" любой масон нашёл бы множество символов своих лож, наверное, на таких покупателей и был ориентирован рисунок. :))

Но мне больше приглянулся тканный рисунок-квест "Пятилетку в 4 года". Попробуйте найти на нём соответствующие цифры.

Основная экспозиция музея «Ивановский текстиль. История и современность» рассказывает о развитии текстильного производства с древнейших времен до наших дней. Лён-сырец:

Хлопок в кустарном производстве, конечно не применялся, но с развитием фабричных технологий стал материалом для настоящего прорыва в текстильной промышленности.

С помощью этих примитивных инструментов 





создавались первые ткани:

Экспозиция музея построена так, что ведёт нас от примитивной ручной обработки тканей до машинного производства. Первые ручные станки:


Пора переходить к тканям с рисунком.

В музее выставлены «манеры», резные доски, при помощи которых на ткань наносили, «набивали», рисунок. Это действие так и называлось, «набойка», а мастера — «набойщики». Работа эта была тяжёлой, требовала силы и внимания, ведь рисунок подгонялся вручную.


Резчики манер ценились на вес золота. Ведь секреты мастерства передавались от отца к сыну. Здесь было важно, из какой породы дерева какую манеру резать, для мелкого рисунка годился бук, граб, дуб, для крупного — груша. 


Такой набор инструментов использовался для изготовления манер:

Манеры покрывались краской, накладывались на ткань и ударами деревянным молоточком по манере рисунок набивался на ткань. Потому и "набойные ткани" - термин, уже неоднократно мною употреблявшийся в этом посте.

На фабриках велись «манерные книги», в которых были отпечатаны рисунки разных манер и заказчик мог ту или иную манеру заказать. Интересно, что манеры со сложным рисунком могли стоить до 60 руб. Столько в то время стоила хорошая корова.

 

При набивке разными цветами было важно не сдвинуть манеру ни на миллиметр. Иначе цвета будут перекрыты, а рисунок будет смазан. Сейчас трудно представить, как можно было руками сотворить такую красоту.



Другая составляющая хорошего набивного рисунка — краска. Красковары были одними из самых высокооплачиваемых работников. Ведь краска должна быть не только яркой, но и стойкой, хорошо ложиться на ткань и выдерживать множество стирок. Состав краски хранили в строжайшем секрете.


Красильня. Место, где работали колористы.


При каждой ситценабивной мануфактуре имелось специальное небольшое помещение, так называемая «Секретная», где колорист разрабатывал и хранил рецепты составления красок. Благодаря которым фабрика создавала тот или иной сорт крашенной ткани и рисунок ситца.


Рецепты способов крашения хранились мастерами в большой тайне и записывались в специальные рецептурные книги шифром. От таланта, знаний и умения колориста, зависела красота, прочность окраски ситцев, что играло существенную роль в сбыте продукции.

Чем-то мне напомнило лабораторию древнего алхимика. Змей и жаб только не хватает.


Доступными для широких слоёв населения многие ткани стали только после внедрения в производство станков. 

Одним из первых механические ткацкие станки английской системы «Братья Платт» на своей фабрике установил в 1853 году Яков Петрович Гарелин.

Кстати, видите картину слева во всю стену? В особняке была интересная система отопления. Топился калорифер, который располагался за картиной. От него по широким глиняным трубам нагретый воздух разносился по всему особняку. В комнатах можно увидеть изразцовые участки стены, за которыми как раз и проходили эти трубы, а в стенах отдушины, которые при необходимости открывались и горячий воздух поступал прямо в комнату.



В музее можно увидеть одну из первых набойных машин — перротину. Она за один раз печатала многоцветный рисунок.


Труд набойщика стал не нужен. Деревянные манеры заменили металлические валы с гравировкой.





Машинные ткани выпускались уже в больших количествах, что и стало причиной их доступности для народных масс.



Интересный документ. Оказывается, в 1915 году городские власти ограничивали рост цен на основные продукты. Может и раньше начали, подозреваю, что с 1905 года. Почему про это молчат наши современные пропагандисты, поливая царизм ушатами грязи? А кто сейчас в стране эти самые цены на предметы первой необходимости сдерживает? 


Мощные двери преграждают доступ в один из залов:




В нём на потолке можно увидеть роспись в виде родового дерева Бурылиных. Хозяин предполагал, что дом будет настоящим семейным гнездом. Но вмешалась революция.



(1) Приведён диалог из советского пропагандистского художественного фильма "Человек с ружьём". В главной роли солдата Шадрина - мой земляк актёр Борис Чирков, если мне не изменяет память.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...