7.09.2023 г. Четверг.
Вокзал в Шуе старинный, в прекраснейшем состоянии после недавней реконструкции.
Первый вокзал был возведен в 1868 году одновременно со строительством железной дороги Новки – Иваново. Сохранилось фото, но это он после реконструкции 1880 года, т.е. фактически второе здание:
Вокзальный комплекс в Шуе был отреставрирован в 2020 году. В рамках реставрационных работ строители воссоздали первоначальный облик вокзала, построенного в 1896 году. Отреставрированные исторические элементы здания выдержаны в изначальной цветовой гамме. Хоть где-то железнодорожники стали отходить от принятой в компании "РЖД" корпоративной серо-красной унылой раскраски. Или областные власти заставили...
Восстановлены декоративная резьба и карнизные тяги (декоративный горизонтальный пояс для визуального разделения плоскости стены), воссоздана вышка-башенка с часами и шпилем, а также утраченные ранее слуховые окна. Центральная часть Шуйского вокзала выполнена из кирпича. Левое и правое крылья сложены из бревен на высоком кирпичном фундаменте. Стены обшиты тесом и покрашены. Карнизы украшены резьбой, окна — наличниками. В оформлении фасадов присутствуют элементы, типичные для русского стиля, например, резные оконные наличники, карнизы на фигурных кронштейнах, ажурные подзоры по краю кровли.
Также отремонтированы кровля, фундамент и подвал. Современная кровля из профлиста полностью заменена на фальцевую, которой здание было покрыто изначально.
Молодцы, железнодорожники, респект!
Одновременно с открытием железных дорог были введены сигналы для отправления поезда. С самого начала для этого применялись станционные колокола. Служащие пользовались ими в полном соответствии со служебным приказом. Назывался он звучно: "Колокола на станциях". "Первый звонок служит для обозначения: на оконечных станциях дозволение садиться в поезд всем пассажирам, а на промежуточных - времени прихода поезда. Сигнал этот выражается звоном и затем одним ударом в колокол. Второй звонок служит для объявления пассажирам требования садиться на свои места. Второй звонок выражается звоном и затем двумя ударами в колокол. Третий звонок объявляет отправление поезда и выражается звоном и тремя ударами в колокол. Звоном того же колокола, но без счета ударов, возвещается служащим на станции о выходе поезда с соседней станции. В случае пожаров и других несчастий, требующих созыва служащих, станционные колокола могут быть употребляемы для набата". Звучали станционные колокола не один десяток лет. И звон их окончательно затих только летом 1914 года.
Как оказалось, не окончательно. Шаловливые ручки жены добрались и до колокола.
В помещении вокзала организована музейная выставка, посвященная истории города,
Некоторых
чиновников почтового департамента явно душила жаба. Они ратовали за прямую
линию железнодорожных путей из Новок на Иваново, минуя Шую. Проект
оптимизировали, сократив путь на 10 вёрст. Потрясающая экономия! Иван Иванович
Попов лично доказывал в министерстве — проектируемая дорога должна проходить
через Шую. Он назвал решение строительства железной дороги в обход Шуи «диким»:
«Прошло время, когда дороги пролегали, как летают птицы. И бессмысленно
обходить такие места, как город Шуя и целый мануфактурный округ Вичуга и такие
сёла, как Дунилово и Васильевское». Предложенный вариант, по мнению автора,
принесёт общую пользу. А затраты на прокладку лишних вёрст окупятся с лихвой.
Отдать
должное, прогнозы рентабельности, приведённые Иваном Ивановичем, оказались
верными.
Число
пассажиров, проезжающих по Шуйско-Ивановской дороге, рассчитывалось из числа
выходящих на заработки — 240 тысяч человек в оба конца. И высчитано было без
ошибки. За первый год эксплуатации проехало 224 449 тысяч человек, а в 1882
году — 241 812 пассажиров. Основной контингент — пассажиры 3 класса. Кстати,
цены на билеты от класса комфорта были установлены с учётом доходов рабочего
класса. Так что простому люду железная дорога была по карману. Билет от
Иваново-Вознесенска до Шуи I классом стоил 87 коп., II — 65 коп., III — 36 коп.
Иван
Иванович Попов для Шуи и Шуйской железной дороги сделал очень много. Как член
акционерного общества, И. И. Попов пожертвовал немалые средства. И был 25 лет
бессменным директором ветки Иваново-Новки. Когда первое здание вокзала
перестало удовлетворять потребности перевозок, построил более просторный
вокзал. А старую деревянную станцию перенёс в сторону и приспособил под жильё
железнодорожников.
На
инфостендах также есть краткая и полезная информация о туристических объектах области, существующих маршрутах поездов к этим объектам и о планах развития железнодорожного туризма в области.
Мы с женой много путешествовали железными дорогами Швейцарии, Германии, Франции и выходя на маленьких станциях, непременно восхищались их сохранившимися и поддерживаемыми в отличном состоянии ретро-вокзалами. Каждый из них имеет свою, отличную от других архитектуру, окраску и какие-то сохранённые детали. Видно неравнодушие тамошних железнодорожников к своей работе и трепетное отношение к старине. Мы думали: а почему у нас так не могут? На шуйском вокзале мы увидели, что могут! Мы получили райское наслаждение, чуть не пищали от восторга, рассматривая каждую деталь интерьера.
В завершение хочется привести строки из обзора известного блогера Ильи Варламова под названием "Ошуительный(2)вокзал!":
"Честно говоря, когда РЖД берётся за какой-нибудь вокзал, сразу сердце ёкает. Но в Ивановской области, видимо, научились работать с железнодорожниками. Вокзал – это ворота в город и первое впечатление о нём, нельзя их массово уродовать, как это часто у нас происходит. Хорошо бы власти других регионов, вдохновившись опытом Иванова и Шуи, перестали забивать(3) на исторические вокзалы и станции и позволять РЖД делать с ними что в голову придёт".
Комментариев нет:
Отправить комментарий