среда, 22 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Шуя. Часть 3. Ж.д. вокзал в ретро стиле.

 

7.09.2023 г. Четверг. 


Продолжаем знакомство с Заречной частью Шуи. Несмотря на то, что в Шуе мои предки-железнодорожники никогда не работали, ноги сами понесли на железнодорожный вокзал: синдром отставного железнодорожника. Надо сказать, Шуйский вокзал превзошёл мои самые смелые ожидания. Вы только посмотрите на этот чудесный ансамбль! Переплетение деревянных корпусов с изысканной резьбой и каменный корпус по середине.

Вокзал в Шуе старинный, в прекраснейшем состоянии после недавней реконструкции. 

Первый вокзал был возведен в 1868 году одновременно со строительством железной дороги Новки – Иваново. Сохранилось фото, но это он после реконструкции 1880 года, т.е. фактически второе здание:


В 1896 году с увеличением перевозок по железной дороге здание старого вокзала было перенесено на другое место, а на его месте был построен ныне существующий вокзал. Сведений об авторе проекта не сохранилось.

Вокзальный комплекс в Шуе был отреставрирован в 2020 году. В рамках реставрационных работ строители воссоздали первоначальный облик вокзала, построенного в 1896 году. Отреставрированные исторические элементы здания выдержаны в изначальной цветовой гамме. Хоть где-то железнодорожники стали отходить от принятой в компании "РЖД" корпоративной серо-красной унылой раскраски. Или областные власти заставили...

Восстановлены декоративная резьба и карнизные тяги (декоративный горизонтальный пояс для визуального разделения плоскости стены), воссоздана вышка-башенка с часами и шпилем, а также утраченные ранее слуховые окна. Центральная часть Шуйского вокзала выполнена из кирпича. Левое и правое крылья сложены из бревен на высоком кирпичном фундаменте. Стены обшиты тесом и покрашены. Карнизы украшены резьбой, окна — наличниками. В оформлении фасадов присутствуют элементы, типичные для русского стиля, например, резные оконные наличники, карнизы на фигурных кронштейнах, ажурные подзоры по краю кровли. 

 Также отремонтированы кровля, фундамент и подвал. Современная кровля из профлиста полностью заменена на фальцевую, которой здание было покрыто изначально.

Молодцы, железнодорожники, респект!



Станция была открыта в 1868 году в составе железной дороги Новки - Шуя - Иваново, соединившей центры текстильной промышленности современной Ивановской области с железнодорожной магистралью Москва - Владимир - Нижний Новгород.





После ремонта вокзала на перроне появились новые фонари и ограждения, навесы и скамейки, стильные урны с элементами художественной ковки, литой железнодорожный колокол и часы. На косноязычном сленге современных железнодорожников: малые архитектурные формы. 
Виден комплексный подход, ещё один респект железнодорожникам. Видно, что за дело взялась серьёзная компания - ОАО "РЖД". Обычно мои соотечественники поступают по-другому: восстанавливают один объект, а то, что его окружает, оставляют без изменений. А тут стилистика 19 века коснулась всего. Но и распилено(1) вложено немало: 57 млн. рублей. Если бы такую сумму озвучили купцам-промышленникам 19 - начала 20-го века, они бы пальцем покрутили у виска. Невдомёк им, во что превратили рубль их потомки.  

Одновременно с открытием железных дорог были введены сигналы для отправления поезда. С самого начала для этого применялись станционные колокола. Служащие пользовались ими в полном соответствии со служебным приказом. Назывался он звучно: "Колокола на станциях". "Первый звонок служит для обозначения: на оконечных станциях дозволение садиться в поезд всем пассажирам,  а на промежуточных - времени  прихода поезда. Сигнал этот выражается звоном и затем одним ударом в колокол. Второй звонок служит для объявления пассажирам требования садиться на свои места. Второй звонок выражается звоном  и затем двумя ударами в колокол. Третий звонок объявляет отправление поезда и выражается звоном и тремя ударами в колокол. Звоном того же колокола, но без счета ударов, возвещается служащим на станции о выходе поезда с соседней станции. В случае пожаров и других несчастий, требующих созыва служащих, станционные колокола могут быть употребляемы для набата". Звучали станционные колокола не один десяток лет. И звон их окончательно затих только летом 1914 года.

Как оказалось, не окончательно. Шаловливые ручки жены добрались и до колокола.








В конце перрона стоит дореволюционная водонапорная башня. Ее было хотела снести РЖД, лишь вмешательство губернатора смогло остановить вандализм. 

Исторический облик возвращён и внутреннему пространству. Внутри попытались передать эстетику дореволюционных вокзалов России.

Потолок украшен декоративными лепными элементами, пространство освещают люстры в стиле ретро. 

Навигация тоже в ретро-стиле: вместо безликих треугольников с кружочками, где легко спутать "М" и "Ж", на указателях изображены элегантные леди в широкополых шляпах и джентльмены в цилиндрах. Теперь перепутать двери туалета могут только извращенцы. Намеренно...

Проведён ремонт всех внутренних помещений, в зале ожидания для пассажиров установлены новые эргономичные сиденья из натурального дуба с кованными элементами конструкции. Очень стильно получилось. Чего стоят одни чугунные столбы, подпирающие несущую балку! 

Батареи отопления также выполнены в стиле ретро.

В зале ожидания размещены исторические костюмы работников железной дороги периода конца 19-го века - начала 20-го. 

В отражении витрины видно, какие позы приходится принимать жене, чтобы избежать бликов. Но все попытки оказались безуспешными...

В помещении вокзала организована музейная выставка, посвященная истории города,



приходу железной дороги в Шую, истории Шуйско-Ивановской дороги, истории вокзала, приводится краткая история строительства здания вокзала в Шуе.


С приходом железной дороги в Шую и историей Шуйско-Ивановской дороги неразрывно связано имя Ивана Ивановича Попова - промышленника, мецената, почётного гражданина г. Шуи, первого директора Шуйско-Ивановской железной дороги. (Его бывшая фабрика будет следующей точкой нашего маршрута). Ему посвящён отдельный стенд на выставке.

 

Некоторых чиновников почтового департамента явно душила жаба. Они ратовали за прямую линию железнодорожных путей из Новок на Иваново, минуя Шую. Проект оптимизировали, сократив путь на 10 вёрст. Потрясающая экономия! Иван Иванович Попов лично доказывал в министерстве — проектируемая дорога должна проходить через Шую. Он назвал решение строительства железной дороги в обход Шуи «диким»: «Прошло время, когда дороги пролегали, как летают птицы. И бессмысленно обходить такие места, как город Шуя и целый мануфактурный округ Вичуга и такие сёла, как Дунилово и Васильевское». Предложенный вариант, по мнению автора, принесёт общую пользу. А затраты на прокладку лишних вёрст окупятся с лихвой.

Отдать должное, прогнозы рентабельности, приведённые Иваном Ивановичем, оказались верными. С 16 сентября по 1 ноября 1868 года перевезли 15 023 пассажира и выручили за провоз людей и за 3958 пудов багажа 10 820–50 рублей. За провоз разного груза — 19 450-90 руб. А в 1901 году со всех станций линии отправлено грузов 97 366 тонн.

Число пассажиров, проезжающих по Шуйско-Ивановской дороге, рассчитывалось из числа выходящих на заработки — 240 тысяч человек в оба конца. И высчитано было без ошибки. За первый год эксплуатации проехало 224 449 тысяч человек, а в 1882 году — 241 812 пассажиров. Основной контингент — пассажиры 3 класса. Кстати, цены на билеты от класса комфорта были установлены с учётом доходов рабочего класса. Так что простому люду железная дорога была по карману. Билет от Иваново-Вознесенска до Шуи I классом стоил 87 коп., II — 65 коп., III — 36 коп.

Иван Иванович Попов для Шуи и Шуйской железной дороги сделал очень много. Как член акционерного общества, И. И. Попов пожертвовал немалые средства. И был 25 лет бессменным директором ветки Иваново-Новки. Когда первое здание вокзала перестало удовлетворять потребности перевозок, построил более просторный вокзал. А старую деревянную станцию перенёс в сторону и приспособил под жильё железнодорожников.

На стендах очень много другой интересной информации, 

старинных фотографий. Некоторые из них я не смог найти на сайте старинных фотографий, видел только здесь:



На инфостендах также есть краткая и полезная информация о туристических объектах области, существующих маршрутах поездов к этим объектам и о планах развития железнодорожного туризма в области.




Мы с женой много путешествовали железными дорогами Швейцарии, Германии, Франции и выходя на маленьких станциях, непременно восхищались их сохранившимися и поддерживаемыми в отличном состоянии ретро-вокзалами. Каждый из них имеет свою, отличную от других архитектуру, окраску и какие-то сохранённые детали. Видно неравнодушие тамошних железнодорожников к своей работе и трепетное отношение к старине. Мы думали: а почему у нас так не могут? На шуйском вокзале мы увидели, что могут! Мы получили райское наслаждение, чуть не пищали от восторга, рассматривая каждую деталь интерьера.
 Начальник вокзала - очень приятный и компетентный молодой человек лет 30-ти, вдохновенный рассказчик, посвятил нас в историю строительства железной дороги в Шую, в детали недавней реконструкции вокзала, рассказал об истории появления идеи создания на вокзале мини-музея, о процессе его формирования, поисках информации. Рассказал о планах обустройства привокзальной площади и о трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться. В частности, его начальство требует от него заменить все ретро-указатели и вывески в помещении вокзала обратно на типовые РЖДешные. Это серое с красными полосками убожество вы наверняка видели на других вокзалах.
Слава Богу, что есть такие энтузиасты в ОАО "РЖД", что они увлечены своим делом и пока не сдаются. Имея 40-летний стаж на железной дороге и двадцатилетний опыт работы на руководящих должностях в ОАО "РЖД", к сожалению, приходится констатировать, что начальник вокзала Шуя - скорее исключение из общего правила и выглядит Дон Кихотом на фоне серого большинства руководителей его уровня - трусливых безынициативных исполнителей, небезосновательно опасающихся за свои кресла.


В завершение хочется привести строки из обзора известного блогера Ильи Варламова под названием "Ошуительный(2)вокзал!":

"Честно говоря, когда РЖД берётся за какой-нибудь вокзал, сразу сердце ёкает. Но в Ивановской области, видимо, научились работать с железнодорожниками. Вокзал – это ворота в город и первое впечатление о нём, нельзя их массово уродовать, как это часто у нас происходит. Хорошо бы власти других регионов, вдохновившись опытом Иванова и Шуи, перестали забивать(3) на исторические вокзалы и станции и позволять РЖД делать с ними что в голову придёт". 


Пояснение для иностранных гостей сайта: 
(1) Распилить - на современном сленге означает: часть отпущенной суммы пустить в дело, другую часть - разворовать.
(2) Ошуительный - в матерном слове, означающем: "ошеломительный" заменена одна буква (вторая). В итоге получилось созвучие с названием города: "Шуя". 
(3) Забивать - простонародное, грубое выражение, означающее: не обращать внимание, игнорировать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...