понедельник, 13 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Палех.

 

6.09.2023 г. Среда.


Вичуга - Палех: 58 км.

Путь пролегает через множество деревень и сёл, приходится постоянно снижать скорость. Но в одном населённом пункте рядом с дорогой стоит очень красивый храм, и мы не могли проехать село Красное, не остановившись. 


Село Красное находится в двух-трёх километрах от села Палеха - одного из центров лаковой миниатюры России, рядом с дорогой Иваново - Нижний-Новгород. Село старое, упоминается в писцовых книгах 1628-1630-х годов. Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» был построен из кирпича в 1804 году «церковным строителем» — купцом Петром Бородулиным на средства, собранные прихожанами церковной общины и данные помещиком, коллежским асессором и командором Перфилием Николаевием Бутурлиным на месте существовавшего здесь с XVII в. погоста с деревянной церковью. 


Согласно официальному изданию — «Историко-статистическому описанию церквей и приходов Владимирской епархии» на 1898 год, значится: — «Престолов в нём три: главный — в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в трапезе в тёплой во имя Святого Николая Чудотворца и святой мученицы Параскевы, именуемый Пятницей. Причта в Красновском приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Церковный приход состоит из села Красного и близлежащих деревень Лужкова, Ломова, Богатищи, Лукина и Иванькова, в коих по клировым ведомостям числится 530 душ мужского и 639 женского».

В архитектурном облике храма нашли отражение стилистические принципы классицизма (храм, трапезная, апсида) и русской архитектуры XVII века (шатровая колокольня). Здание храма, в комплексе с прилегающими постройками XIX века (палатка, церковные ворота, ограда и др.), представляет собой пример храмового зодчества высокой художественной значимости. Возможно, в 1-й четверти XIX в. были пристроены паперть и портики с севера и юга. Вероятно, тогда же сооружены ажурная металлическая ограда на кирпичных столбах и парадные южные ворота. В юго-западном углу ограды расположен дом священника. Живописная группа построек с подчеркнуто-парадным южным фасадом образует комплекс, который является главным композиционным акцентом в панораме села и органично вписывается в окружающий пейзаж.

Вход в церковь с запада (со стороны колокольни) сейчас перманентно реставрируется.
В интерьерах храма сохранилась настенная живопись с сюжетами Нового и Ветхого Заветов, выполненная на высоком художественном уровне, в середине XIX века мастерами знаменитой иконописной Палехской школы, в «итальянской манере» палехского фряжского стиля. При подготовке композиций использовались сюжеты с гравюр Юлиуса Шнора, таким образом храм является уникальным памятником русской и европейской религиозной живописи.

К сожалению, на момент нашего приезда храм был заперт и на фряжский стиль палехской иконописной школы нам не удалось посмотреть. Церковный сторож сказал, что богослужение будет в воскресенье, в общем, приходите вчера... 
Но обойти церковь кругом и полюбоваться на церковные ворота нам ничто не могло помешать. Видимо, с какого-то церковного праздника остались снопы злаков по пути к церкви и высохшие цветы и травы над воротами и над входом в церковь. Красота! Последние мне напомнили шляпку Флоры на одноименной картине Рубенса.


Красносельская церковь — одна из немногих в Ивановской области, что при советской власти оставалась действующей, храм не закрывался. Благодаря этому убранство церкви должно остаться оригинальным. Прибавьте к этому ещё несколько реставраций живописи: в 1862 году, в 1905-1906 годах, в 1973 году и 1987-1988 годах.


Объект культурного наследия России федерального значения (№ 3710064003). Входит в состав архитектурного комплекса «Ансамбль Знаменской церкви», в который, помимо собственно храма, входят также колокольня, дом священника, дома № 3—5  и ограда с воротами.

Заодно пополнили в колонке запасы питьевой воды.

Сразу после Красного села пересекаем трассу на Шую, нам туда ещё рано, и едем на Палех по трассе Кинешма - Южа.
Через 2 километра встречаем красочный, в палехском стиле указатель населённого пункта. Вот мы и в Палехе! Этот небольшой поселок в Ивановской области входит в состав Золотого Кольца России. А в 2021 году Палех был принят в Ассоциацию самых красивых деревень России. Палех дал свое имя знаменитому на весь мир народному промыслу. Палехский бренд — шкатулки, броши, панно и другие лаковые миниатюры, расписанные золотом и яркими красками по черному фону. На этих самобытных работах оживают сюжеты народных былин, сказок и песен. 

 Жители Палеха считают свой поселок родиной жар-птицы. Чудо-птица с длинным хвостом не только украшает палехские миниатюры, но и красуется на флаге и гербе города. 



Мы сразу подъехали к Государственному музею Палехского искусства по адресу улица Ленина (кто бы сомневался в названии центральной улицы), 6. Современное здание объединяет в себе два музея: вышеназванный плюс музей Иконы. В соседнем здании (ул. Ленина,2) находится дом-музей И.И.Голикова. И. И. Голиков (1887-1937) - основатель артели древней живописи в Палехе. Дом по Ленина,4 в природе отсутствует, поэтому здания соседствуют. Все три музея можно осматривать по отдельности, можно по 2, можно все сразу. Мы заказали индивидуальную экскурсию по 3-м музеям.
Первым делом нас повели в избу И.И.Голикова.

Чтобы понять значение для Палеха этого человека, необходимо немножко углубиться в историю. Своими искусными живописцами Палех славится еще с допетровских времен — поселок поставлял иконописцев и реставраторов для Московского кремля, Новодевичьего монастыря и Троицко-Сергиевой Лавры. Ходили палехские иконописцы и по менее известным сейчас церквям. Расписывали, в частности Крестовоздвиженский собор в Палехе, Знаменскую церковь в Красном селе и многие другие в центральной России. И всё было хорошо, палехская иконописная школа имела свой неподражаемый почерк, мастера ценились. Но грянул 1917 год, Советская власть начала беспощадную борьбу с "мракобесием" и "опиумом для народа". А "деревяшки с намалёванной на них мазнёй" просто сжигала. Писать иконы в те времена стало равносильно самоубийству. Но жить как-то надо, места здесь не плодородные, да и поздно мастерам-иконописцам высочайшего класса переучиваться на хлеборобов. И в 1924 году И.И.Голиков совместно с дальним своим родственником А.В.Бакушинским создали «Артель древней живописи» по производству расписных шкатулок из папье-маше. В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес.

В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже, И. И. Голиков был удостоен Почётного диплома (второй по значению награды выставки). После Парижа были успехи в Милане, Вене и Берлине. Так что значение этого человека в становлении Палехской лаковой миниатюры, да и просто в снабжении куском хлеба односельчан трудно переоценить. Ведь зарабатывали не только бывшие иконописцы. Над шкатулками трудилась целая артель: подмастерьям, которых Бог обидел талантом живописца, готовили формы для шкатулок из папье-маше, растирали и готовили краски, на белок для кисточек охотились, в конце концов.


А на этом стенде наглядно показано, как создаётся лаковая миниатюра, из каких этапов состоит изготовление шкатулки. Наша экскурсовод, кроме этого, поведала нам увлекательную, почти шпионскую историю о первых опытах иконописцев в овладении совсем другим, новым для них ремеслом. 

А история эта началась ещё до Первой мировой войны. Во время своей учёбы и работы в Петербурге и Москве, И.И.Голиков увидел работы мастеров Федоскинской миниатюры. И это оказалось судьбоносным фактом через несколько лет. В 1920-х годах, когда палехские иконописцы ещё сидели без работы и "репу чесали", чем бы заняться в новой России после закрытия церквей, как-то после бани, погружаясь в прорубь, Голиков воскликнул: "Эврика!" Нет, закон Архимеда был придуман чуть раньше. А Голикову в голову пришла не менее счастливая мысль: почему бы нам не начать расписывать шкатулки, как жители подмосковного села Федоскино?  Попробовали писать как иконы - по дереву. Не получилось: дерево дышит, лак трескается, как и сами шкатулки. Тогда он собирает единомышленников - палешан Глазунова и Вакурова и едут они в Федоскино изучать технологию изготовления шкатулок и табакерок из папье-маше. Надо сказать, что вольная табакерочная фабрика купца первой гильдии П. И. Коробова в сельце Данилково (в настоящее время входит в село Федоскино), была основана ещё в 1795 году, то есть опыт в изготовлении лаковых миниатюр у них накопился огромный. Только вот делиться этим опытом с товарищами (по новой терминологии) братьями по цеху федоскинцы были не намерены: НЭП, каждый сам за себя. Зачем плодить конкурентов? В общем, несознательные, не советские элементы. Пытались палешане выведать федоскинские секреты с помощью "засланного казачка"(1), но того через некоторое время разоблачили и выслали на родину, предварительно отвесив порцию тумаков. Хотя что-то через "казачка" всё-равно выведать успели, но большую часть секретов пришлось заново изобретать самим. Хэпи энд (Happy end): После многочисленных проб и ошибок Голиков-со-товарищи нашли-таки способ изготовления шкатулок и применения древней темперной живописи по лаку. 


Если Федоскинская миниатюра пишется исключительно масляными красками, то художникам Палеха близка иконописная манера письма яичной темперой. 

При создании лаковой миниатюры используются только высококачественные дорогостоящие материалы такие как сусальное золото, перламутр, алюминиевая пудра. Художники обычно используют лупы и самые тонкие кисточки из беличьего хвоста для создания своих произведений. Создание одной шкатулки может занимать до одного года!

Так что беличий хвост на снимке ниже не случайно.


Утюги и сковороды здесь не предметы крестьянской утвари (крестьяне утюги вообще не использовали, гладили "рубелем"), они используются в технологическом процессе изготовления лаковой миниатюры.

И это - отнюдь не формы для выпечки хлеба, а ванны для пропитки заготовок льняным маслом. Технология производства лаковых миниатюр представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс, требующий специальных навыков и высокого профессионализма мастеров. Создание базы из папье-маше занимает около 6 недель. Папье-маше — масса из смеси картона и клея на основе крахмала. Изделия получаются очень легким, прочным и, в отличие от дерева, не подвержены трещинам.


Но нам пора в Государственный музей Палехского искусства и в музей иконы. Я даже по прошествии времени, когда взвесь впечатлений уже осела, не могу сказать, который из них мне больше понравился. Я в восторге от обоих, тем более, что посетителей, как ни странно, было немного, мы там ещё в сопровождении экскурсовода примелькались, а билеты у нас были комбинированными, так что по окончании экскурсии при самостоятельном обзоре грудью на нашем пути смотрительницы не вставали: а в наш ли музей у вас билет? И мы несколько раз фланировали из одного музея в другой, даже не замечая их границ.
Я допытывал нашего экскурсовода, чем отличается Палехская миниатюра от, например, Федоскинской и получил исчерпывающие разъяснения. 
 В России существует всего четыре школы - центра искусства лаковой миниатюрной живописи: Палех, Федоскино, Мстера и Холуй. Каждая школа обладает своей собственной техникой и стилем. Федоскино отличает реалистичное изображение, многослойная техника живописи и использование масляных красок. Основные сюжеты лаковых миниатюр Федоскино — реалистичные картины, пейзажи и портреты (некоторые из которых являются копиями всемирно известных картин). Художники Холуя, Мстеры и Палеха придерживаются традиционной национальной тематики. Основными темами их лаковых миниатюр являются сказочные сюжеты, сцены из деревенской жизни, знаменитая «Тройка».
На снимке - Палех, автор - И.И.Голиков.

Первое отличие я уже упоминал: Федоскинская миниатюра пишется исключительно масляными красками, а шкатулки Палеха и Мстера исполняются темперными красками (яичная темпера).

Второе отличие – направление. Художники, работающие в технике Федоскинской миниатюры, придерживаются реалистического направления. Именно поэтому даже сказочные персонажи на шкатулках Федоскино выглядят как настоящие, живые. Миниатюры Палеха выглядят иначе, они полны символизма, образности и иносказаний. Во многом это связано с тем, что Палех вышел из искусства иконописи, которое, как известно, от реализма далеко.

На снимке - Палех, автор - И.И.Голиков.

Третье отличие - техника исполнения. Федоскинская лаковая миниатюра выполняется в технике трехслойного письма – мазок за мазком мастера кропотливо создают картинку, прорабатывая каждый мельчайший элемент внешности героя. Этот метод позволяет добиваться реалистичности, трехмерности, делать картинку очень объемной и выразительной. Письмо Палеха выглядит совсем по-иному. Роспись Палеха более «плоская», в ней отсутствует эффект трехмерности. Во многом это, опять же, связано с истоками искусства – иконописью. Отсюда и любовь к золотым тонам, пышности, стилизованности.
На снимках - Федоскино:



В обоих музеях очень богатая экспозиция. Я был поражён, как удалось сохранить многие драгоценные экспонаты от посягательств столичных музеев. Перефотографирование всей экспозиции дело неблагодарное и бессмысленное, поэтому ограничусь лишь несколькими снимками для создания общей картины.


Выставка музея богата древними иконами, привезёнными местными жителями из различных уголков необъятной России.

Экспонаты оставались не тронутыми даже в советский период. Музей тогда располагался в Крестовоздвиженском соборе и очень часто сотрудники музея, приходя на работу, находили у дверей музея уникальные иконы. Это местные жители тайком привозили старинные фамильные иконы в музей: дома их хранить было опасно. 


Кроме того, экспонаты передавались галерее при закрытии в советское время храмов и часовен, а также были собраны сотрудниками музея в процессе их многочисленных экспедиций. Благодаря этому удалось создать настоящий памятник иконописи. При этом просматривается собственный стиль творцов того времени. Гёте в преклонном возрасте хотел посетить Палех. Он мечтал увидеть художников-крестьян, которые создают уникальные иконы. Они, по его мнению, могут составить достойную конкуренцию даже византийским экспонатам.

В залах представлены всемирно известные экспонаты. Здесь можно увидеть не только современные иконы, но и образцы 17 века и даже 16 века. 

На выставке можно увидеть не только работы палехских иконописцев, но и большое количество древних икон, которые были доставлены с различных уголков России.


В начале XVII века опыты палехских крестьян в иконописном деле были единичны и осуществлялись под влиянием возникших ранее соседних иконописных центров: Холуя и Шуи. В XVIII веке уже большинство палехских семей, а также жителей окрестных деревень, было вовлечено в процесс создания икон. В Палехе, в отличие от Холуя, меньше производилось дешёвых расхожих икон, но не были приоритетными здесь и изящные, проработанные до мелочей, моленные образы, как во Мстёре. Палешане всегда считались лучшими исполнителями больших храмовых икон, а в XIX веке и  стенных росписей.


О местных иконописцах  ходила слава как о больших знатоках  древних или редких иконографических изводов. При этом палешане никогда не были педантичными переводчиками иконографических схем. Не нарушая их основы, в деталях они  предпочитали следовать своим вкусам и пристрастиям, обогащая эмоциональное содержание образа. Подобная творческая инициатива позволяла палешанам создавать удивительно поэтичные и вместе с тем строгие, немногословные и возвышенные образы.


Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.



Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинённость фигур; тонкость плави голов и обнажённых частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых). Для проведения линий на иконах мастера использовали специальные кисти, сделанные из нескольких волосков. Линии на иконах палехских мастеров получались необыкновенно тонкими и ровными, как если бы они были прочерчены пером.


Пробела на ликах и обнажённых участках тела выполнялись белилами и нередко имели форму пятна, постепенно переходящего в тень. В моделировке фигур палешане использовали цветные пробела, отдавая предпочтение холодным, светло-бирюзовым оттенкам. Колорит палехских икон всегда характеризовался сдержанностью, отсутствием внешней эффектности.

Эту особенность палехского колорита отметил Н.Лесков устами героя «Запечатленного ангела», который сравнивает работы палехских и мстерских мастеров. «...У палиховских тон бирюзист, все голубинкой отдает». 

Палешане демонстрируют высочайшее искусство прозрачных плавей, когда одним и тем же колером наносятся лессировки в несколько слоев. Этим приемом многослойной живописи достигается особая прозрачная глубина цвета. 

Еще следует отметить, что палешане не любили передавать динамику сложными ракурсами, резкими жестами, размашистыми движениями фигур. Для них важнее всего были уравновешенная плавность, цветовая и линейная ритмика, композиционная симметрия. Эти черты, присущие палехской иконописи, стали своеобразным местным каноном, который, однако, не связывал творческую свободу мастеров.

Кроме житийных икон, палехские мастера любили создавать иконы - календари (на нижнем фото). В каждом ряду - месяц года и под фигуркой святого проставлялась дата праздника в его честь. Очень удобно ориентироваться, ни за что не пропустишь день святого, если каждый день не по разу молишься


Композиции палехских икон по большей части строго уравновешены, симметричны. Фигуры людей, как правило, удлинённых пропорций, представлены  в свободных поворотах. Несмотря на их лёгкость и грациозность, они отличаются материальностью, весомостью форм. Лики святых выразительны и эмоциональны. Но это не земная чувственность персонажей барочных картин, а едва уловимые переживания представителей горнего мира. 

 Отличительными особенностями икон, выполненных в этом стиле, являются особая концепция росписи, плавные и аккуратные линии, тонкость письма и необычное цветовое решение. К примеру, одежды и орнаменты, изображенные на иконах, переливаются золотом, символизируя Божественный Свет. Выбор этой краски был обусловлен также тем, что в христианской традиции такие переливы света символизируют Божественную благодать. Сочетание красного и черного цветов усиливает эффект декоративности.


В отличие от работ мастеров провинциальных школ иконописи образа палехских мастеров лишены простоты и наивности. Также у иконописцев не было стремления чрезмерно украсить свою работу: за излишним орнаментом и внешним блеском не теряется глубокая суть, заложенная художником в образ того или иного святого.




При музее есть очень неплохой магазинчик с очень широким выбором палехской миниатюры. В Палехе вообще очень много маленьких магазинчиков, торгующих такими изделиями. Пока искали ресторан, я насчитал четыре, а мы прошли 200 метров. Но в инете пишут, что очень часто палехские миниатюры подделывают. Можно, конечно, там же почитать, как отличить подделку от оригинала (дополнительно на тему как выявить подделку нас просветила экскурсовод), но тем не менее мы не решились заходить в эти магазинчики. Так что при наличии отсутствия опыта, советую покупать шкатулки в магазине при музее. Кстати, там не только шкатулки.
 Пока мы находились в музее, начался сильный дождь, который продолжался с краткими промежутками до самого вечера. Это заставило нас изрядно сократить программу осмотра села. Пообедали мы в ресторане «Арт-кафе», очень рекомендую: вкусно и не дорого. 
Чётная сторона улицы Ленина отделена от нечётной довольно большим сквером, в котором, собственно, и расположена Крестовоздвиженская церковь.
 

Крестовоздвиженская церковь - следующий пункт нашей  программы. Первые 4 фото - архивные.

На строительство храма Воздвижения Креста Господня собирали всем миром: средства жертвовали не только жители Палеха, но и православные из соседних деревень. Над проектом здания трудился архитектор Егор Дубов, его автограф можно увидеть на одной из боковых стен церкви. Храм возвели в 1762-1774 гг. в древнерусской традиции без единого намека на модные в то время классицизм и барокко. Высокая колокольная башня по форме напоминает шатер, маковки куполов венчают покатую крышу и возвышаются над грубовато сложенным фасадом. Внешний облик здания не отличается изяществом, зато от него веет чем-то исконно православным, основательным и сделанным на века.


Церковь чудом избежала разорения в советское время. Благодаря тому, что долгое время на ее территории располагался музей, все иконы, росписи и интерьер сохранились в оригинальном виде. Они лишь слегка тронуты бережной реставрацией. С 2012 г. храм имеет статус кафедрального собора.


Где фотограф умудрился провода в верхнюю часть снимка "нацеплять"? Специально будешь стараться, не получится.

Моё фото с того же ракурса уже без проводов:


Колокольня не смотрится единым целым с собором и хоть я поклонник шатровых колоколен, в данном случае я бы сделал луковичное её завершение. 

Вскоре после революционных событий 1917 года храм был закрыт, затем превращен в музей, а его последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был арестован и расстрелян.

Крестовоздвиженский храм имеет непривычную мне достаточно сложную структуру, внутри него - как бы несколько перетекающих друг в друга, но в то же время отдельных пространств - главного четверика, нижнего яруса трапезной, соединенной с четвериком арочным проемом, и верхнего яруса трапезной, попасть в который можно из нижнего по чугунной винтовой лестнице. Очень изящная лестница удивительно гармонирует с росписью нижнего яруса трапезной.


Пол в нижнем ярусе не выпадает из общей стилистики 
трапезной.

Внутренние стены оформил в 19 веке известный столичный художник А. Сапожников. В начале 20 столетия искусные палехские мастера И. Белоусов и Н. Сафонов переписали все фрески во фряжской иконописной манере. В своей работе они опирались на библейские сюжеты и изображения на гравюрах немецких мастеров. Тогда же церковь обзавелась пышным 6-ярусным иконостасом в стиле рококо.


Главная святыня храма — копия иконы Шуйской-Смоленской Божией Матери.


Хоры по всему периметру второго яруса - обычное дело для католических церквей, но не для православных.

В Палехе есть ещё один храм - Ильи Пророка. 
Этот собор был возведён в 1790 году и считался кладбищенской церковью. Здание храма представляет собой характерную для этого региона маленькую сельскую церковь для прихожан. По своему строению собор аналогичен композиции палехского Крестовоздвиженского храма. Кирпичное сооружение одноглавое и имеет низкую шатровую колокольню.


Наличники окон имеют арочную форму, как и окна алтаря. Кладбища рядом уже давно нет и церковь стоит одиноко посреди пустыря. Симпатичная маленькая церковь смотрится по-домашнему уютной. Только внутрь мы не попали: приходите вчера. 

В Палехе есть ещё много интересных объектов, например, дом с конями, но шляться по посёлку под дождём при отсутствии нормального освещения для съёмки нам не захотелось. Поэтому наш следующий город - Шуя. Но о нём в следующий раз.

(1)  "Засланный казачок" - крылатое выражение из советского фильма "Новые приключения неуловимых", обозначает чужого по убеждениям человека, маскирующегося под своего.



 









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...