пятница, 17 ноября 2023 г.

По Ивановской губернии. Шуя. Часть 1.

 

6.09.2023 г. Среда.

Палех - Шуя: 33 км. 

В Шуе, как и в Палехе, с туристической инфраструктурой не очень. В центре города находится "Гранд Отель Шуя" - современный гостиничный комплекс. Но цены там от 5 тысяч за ночь. Видимо, в отсутствие конкуренции взвинтили. Это отельеры так думают, что конкуренции нет. И пусть себе думают, спокойней спать. На самом деле есть. Поэтому мы арендовали апартаменты в посёлке "Победа" на окраине городка. Учитывая компактность Шуи, наличие машины и отсутствие пробок даже в "часы пик", добраться за 5 минут от места жительства до центра города вполне реально. Цена в 2 с лишним раза ниже, чем в отеле, а условия жизни - в несколько раз лучше. Даже Свете очень понравилось, хотя она довольно привередлива к комфорту. Скажу по секрету, она засняла на камеру многие моменты в обстановке, надеясь в будущем применить часть идей в своей квартире.

Перетащив вещи из машины в квартиру, мы отправились в центр. Дождь всё продолжался, ходить по улицам не с руки, поэтому первой точкой знакомства с городком мы наметили музей К.Бальмонта. Редкий случай, когда здание сейчас выглядит лучше, чем до революции.


Фото 1915 года.

Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта в Шуе расположился в историческом здании, которое некогда было Городской Управой. Это первый в России музей, посвященный жизни и творчеству поэта Серебряного века Бальмонта. На мой взгляд, это ещё и самое красивое гражданское здание Шуи. Нарядное зеленое строение в модном для начала 20 века русском стиле волей-неволей привлекает внимание красивыми наличниками, богатым декором и двухцветной шатровой крышей. Центральная часть здания была построена для присутственных мест на месте соляных амбаров. А вот в каком году? Все источники в инете утверждают, в 1806, да и на табличке на здании значится 1806 год. 

 Ещё Козьма Прутков говаривал: "Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим". Что-то не сходится. В начале 19 века был моден неоклассицизм. Причём, до провинции этот стиль добрался лет на 15-20 позже. А здание Управы (я сейчас про центральную его часть, без поздних пристроев) носит ещё отпечаток барокко вперемежку с древнерусским стилем. Обратимся к документам. Читаем паспорт объекта № 3700000405: "Время постройки - в конце 18 столетия". Теперь всё сходится.

До революции здесь размещались городская управа, общественный банк, сиротский суд, канцелярия мещанского старосты, ну и городская Дума. Тесновато, согласитесь. Поэтому в 1904 - 1906 годах к зданию были пристроены 2 крыла: слева и справа и оно приобрело современный вид. 

Фото 1906 года.


Само по себе здание заслуживает пристального внимания. Особливо этаж второй... Правый с левым пристрои довольно значительно отличаются от центра здания, хотя их явно пытались под этот самый центр стилизовать. Но по причине времени постройки (в начале 20 века), избежать соблазна постройки в стиле модной тогда эклектики с уклоном на древнерусский стиль архитекторам (Проект был разработан в строительном отделении Владимирского губернского правления) не удалось. Сандрики над окнами вторых этажей уже не в форме треугольников, а килевидные, появились двойные полуколонны, поребрик в правом, самом большом пристрое, заменили на ширинки, форма крыши кардинально изменилась с двух на четырёхскатную. 

Возвращаясь к паспорту объекта исторического наследия, знаете почему это здание взято под охрану государством? Нет, не потому, что там находилась Дума и решала важные, судьбоносные для города дела. Не потому, что архитектура выжающаяся. И тем более не потому, что в нём располагается музей Краеведения. А потому что "в этом здании М.В.Фрунзе был избран председателем Гор. Думы в 1917 году!" И только поэтому. Ради одного этого счастливого дня здание и существовало с конца 18 века! Ура, товарищи!!! Вам смешно, а у меня, похоже, дежа-вю. Стойкое ощущение, что я это уже где-то видел. Да! В Кинешме купец Баранов построил в 19 веке особняк только ради того, чтобы в нём в веке 20-м пару лет прожил будущий Герой Советского Союза, уже не помню фамилии. Похоже, это дебилизм не Кинешемских и Шуйских властей, а по меньшей мере, областных или даже союзных. Иначе не было бы его повторения в разных городах. Адрес: Шуя, пл. Ленина, 2.


С торца здания в 2019 году поставлен памятник Константину Бальмонту (поэт-символист родился близ Шуи в 1867 году, умер во Франции в 1942 году) - не просто первый, а пока единственный в России. Памятник довольно выразительный, правда хронологически не точный: в таком возрасте Бальмонт уже жил во Франции, в Шуе он был ещё подростком.


Жители Шуи явно пытаются сделать из Бальмонта визитную карточку города, некий городской бренд. Как в Нижнем Новгороде - В. Чкалов и М. Горький, в Елабуге - кавалерист-девица Н. Дурова и поэтесса М. Цветаева, в Кирове - А. Грин и т.д. Почему нет? Бальмонт, конечно, не так известен широкой публике, но мне его поэзия ооочень нравится (я не только из-за погоды выбрал его музей объектом №1 в Шуе). Нужно популяризировать его имя, глядишь, люди потянутся, нового для себя поэта откроют. 


В музее краеведческий отдел оказался закрыт на ремонт, зато музей Бальмонта работал. Нам, собственно, туда и надо. 
Жизни и творчеству Константина Бальмонта, уроженца Шуйского уезда, посвящена небольшая экспозиция на втором этаже. Здесь выставлены прижизненные издания, документы, личные вещи и автографы поэта. Также среди экспонатов — книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» с автографом поэта и ручка, подаренная Константином Дмитриевичем своей супруге Екатерине Алексеевне. Ещё одно прижизненное издание:

Заинтересовала родословная поэта. Оказывается, в таком элегантном варианте, на французский манер, фамилию Бальмонт стал носить дед поэта, а до этого его предки довольствовались более простым вариантом - Баламут.

В стенах музея часто проводят встречи и творческие вечера, в которых принимают участие в том числе и периодически заезжающие на малую родину потомки поэта.


Бальмонт жил в Шуе с 1876 по 1884 гг. Это время пришлось на отрочество и раннюю юность, яркие впечатления от которых поэт передал в стихотворении «Дрема». Помимо вещей, принадлежащих Бальмонту, в зале множество артефактов, емко передающих атмосферу того времени — фотографии старой Шуи, типичные предметы обихода семьи интеллигентов. 

Несмотря на то, что экспозиция скудновата, музей мне показался каким-то камерным, уютным.


Чтобы заполнить пустое пространство, приходится размещать "левые" выставки, например, самоваров.

Парадная лестница смотрится неплохо: скромно, но со вкусом. Ступени деревянные - провинциальный вариант. Неужели управленцы города ходили по таким ступеням? Или есть ещё мраморный вариант и где-то неподалёку таится другой путь наверх? 



Пока ходили по музею, погода пошла на поправку. Стало периодически выглядывать солнце. Пора на свежий воздух. 

Новый дом Посылиных (пл. Ленина,3), старый стоит рядом в неприглядном виде, был построен в 1830-е гг. в стиле классицизм. Это здание, принадлежащее владельцам миткалевой и ситценабивной фабрик, было одним из самых представительных в городе в первой половине 19 века. Его посетили во время своего пребывания в Шуе будущий царь Александр Второй и сопровождавший его поэт В.Жуковский в 1837 году.

Шуя вообще издавна тесно связана с царями. Шуя, основанная в середине 14 века, по другим данным в 1539 году, входит в число русских городов, оставивших заметный след в истории страны. Город более 200 лет являлся родовой вотчиной князей Шуйских из рода Рюриковичей. Один из них - князь Василий Шуйский правил страной в начале 17 столетия.


Долгое время именно Шуя была главным городом несуществующей до революции Ивановской области. К примеру, до 1918 года более крупный Иваново-Вознесенск входил в Шуйский уезд Владимирской губернии. В свое время Шуя была важным торгово-промышленным центром, на ежегодные ярмарки сюда с охотой приезжали иностранные купцы, а продукция местных мыловаров, шубников и ткачей славились на всю Российскую империю.



Мы прошли всю площадь Ленина (бывшую Спасскую), но прежде чем углубиться в торговые ряды, оглянемся назад. Это фото 1983 года, сейчас вид тот же. Видите пустоту на горизонте? Чего-то явно не хватает, взгляду хочется заполнить пустоту.

А вот фото с той же точно точки, только 1901 года. Видите церковь в центре? Это Спасский собор, по имени которого и была названа площадь. Вот чего взгляду не хватало! Почему до революции архитекторы чувствовали гармонию, а в советские годы - нет?!


Построенная в изысканном итальянском стиле в 1847 году, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. В 1869 г. на средства Г. В. Щеколдина была поставлена колокольня.

Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский. Удивительно красивая церковь. Была...

Взорвана 01.05.1930, на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. Взрывными работами Спасского храма руководил советский Герострат - инженер Жевалкин, который в следующем году разрушил храм Христа Спасителя в Москве. Проба сил. Уничтожен был и располагавшийся рядом со Спасским храмом некрополь, где были похоронены многие известные люди города. Вообще до революции в Шуе было 23 церкви, большинство из них были разрушены вандалами-коммунистами в советское время.

В советское время пионеры возлагали цветы на этом месте. Но грустили они не по разрушенному храму, а по дедушке Ленину, так безвременно нас оставившему. 

Но повернёмся к Ленину задом и обратим наши взгляды на торговые ряды. От площади Ленина начинается пешеходная улица, или как некоторые его называют Шуйский Арбат. Названа улица в честь Малахия Белова - революционера, ставшего после февральской революции председателем Шуйского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. До революции улица называлась Торговая и являлась средоточием торговли, полностью оправдывая свое название. Здесь находились модные магазины, многочисленные лавки и лабазы. 


В принципе, за сотню лет ничего и не поменялось, здесь также расположены магазины плюс рядом расположен центральный рынок. Улица полностью сохранила свой дореволюционный облик, являясь примером того, как выглядела торговая улица уездного города в середине 19 столетия


Первый квартал пешеходной улицы занимает комплекс из двух зданий Гостиного двора - Южного корпуса и Северного, «смотрящих» друг на друга. Шуйские торговые ряды, выстроенные в классическом виде, возводились с 1815 по 1820 -е годы по проекту архитектора Маричелли. Шуйский Гостиный двор - интересный ансамбль торговых зданий в стиле позднего классицизма. Наличие у этих рядов арок с утопленными в них полуколоннами говорит о переходном варианте архитектуры. На смену рядам с аркадами приходили гостиные дворы с галереями, устроенными с помощью колонн.


Нечетная сторона бывшей Торговой улицы преимущественно застроена двухэтажными каменными домами первой половины 19 века. Значительную же часть четной стороны занимают одноэтажные торговые лавки, выстроенные в 1840-х годах.

Несмотря на драматичность своей истории, небольшая Шуя сумела сохранить сразу несколько замечательных храмов. Главным из них считается Воскресенский собор, чей сегодняшний облик — результат совместной работы русских зодчих и итальянского архитектора Гауденцио Маричелли, которые в конце 18 - начале 19 веков занимались восстановлением сгоревшей в 1710 г. небольшой каменной церкви и строительством рядом колокольни. Основу храма, что видим мы сегодня, возвели в 1798-м году, а в следующем, закончив отделку, освятили. В 1912-1913 гг. собор немного перестроили, увеличив размеры трапезной и воздвигнув «трехглавие» над западным входом, что усилило его сходство с символическим кораблем. Храм оштукатурили и украсили лепниной; над южным входом соорудили чугунное крыльцо, опирающееся на десять колонн. Всего входов три, и для них установили тройные двери: первые — железные, вторые — дубовые, третьи — окрашенные под дуб. Для внутреннего убранства храма использовали итальянский и подольский мрамор, дорогие сорта древесины.

Воскресенский собор расположен в северной части Шуи на высоком левом берегу Тезы. Храм выполнен в стиле классицизма, но с традиционными русскими куполами-луковицами. Стены церкви оштукатурены, выбелены и украшены лепниной, а прилегающая территория обнесена кирпичной оградой с коваными решетками. 

Интерьер впечатляет масштабом пролетов между центральной и боковыми арками, делая пространство очень светлым. Усиливает «воздушность» минимальное количество росписей, выполненных во время последней реставрации. Здесь находится одна из главных святынь земли русской: Шуйско-Смоленская икона Богоматери. Нам про неё ещё в Палехе экскурсовод рассказывала - там имеется список с этой чудотворной иконы. Остановлюсь на ней чуть подробнее.

1654 год. Россия ведет войну с Польшей, возвращает утраченные в Смутное время земли и воссоединяется с Украиной. В эти дни в самом центре страны бушует моровое поветрие, проще говоря, чума. Вымирают деревни, села, резко сокращается население многих городов. 

В сентябре чума пришла в Шую. Смертность в городе росла с каждым днем. Умирали порой целыми дворами. Никаких прививок, чудодейственных вакцин и прочих достижений современной фармакологии не существовало: от эпидемий спасались карантинами, постом, молитвами и покаянием. Причем, по свидетельствам уцелевших современников, меры эти оказывались действенными.

    В середине сентября польско-литовский гарнизон Смоленска сложил оружие и сдал город войску царя Алексея Михайловича. Этой победы ждала вся Россия, не забывшая потери и унижения Смутного времени. И тогда у одного из прихожан деревянного Воскресенского храма, стоявшего на крутом берегу Тезы, возникла идея написать для прихода «обетную» икону, список со Смоленского образа Богоматери. Что поручили исполнить «с благоговением и поспешностью» известному городскому иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову. Всю неделю, пока писалась икона, в храме непрестанно молились.

Уже на другой день после нанесения на доску прориси мастер обнаружил, что положение рук и ног у предвечного младенца изменилось: правая нога оказалась приподнята, согнута в колене, в которое упирается локоть правой руки, а пята обхвачена левой рукой. Иконописец исправил отклонение от канонического образа, но наутро история повторилась. Больше икону не «правили» и в положенный срок торжественно внесли в храм, после чего помещение озарилось необычным светом. В чем также усмотрели особый знак свыше, однако болезнь отступила лишь когда был вакцинирован "Спутником - V" 101 % населения паломничество к написанному образу Богородицы охватило весь город. До того эпидемия лишь усилилась, причем одними из первых скончались сам иконописец и его семья.

    Со временем у иконы стали совершаться исцеления от слепоты, душевных расстройств, глухоты, суставных и зубных болей и других болезней, что скрупулезно фиксировалось местными священнослужителями: всего с апреля 1666 по октябрь 1667 г. отметили 85 подобных случаев. Уведомили патриарха. Из Москвы прибыла комиссия видных деятелей церкви, и после детальных опросов очевидцев икону, получившую имя Шуйско-Смоленской, признали чудотворной, с отдельным днем празднования, назначенным на 2 ноября — когда город избавился от чумы.

    Воскресенский храм стал соборным: богослужения в нем проводил управляющий местной епархией архиерей. Здание на собранные в народе средства перестроили в камне в виде четверика с пятью главами. В XVIII веке оно сильно пострадало от пожаров 1710, 1766, 1770 и 1792 гг. При этом чудотворный образ каждый раз оказывался не тронутым огнем.

    Приезжал к чудотворной иконе Петр I, когда-то исцелившийся от болезни после молитвы перед ее списком. Покидая Шую, царь захотел забрать икону с собой, но горожане послали царя куда подальше со слезами упросили самодержца оставить святыню в соборе.


Обратите внимание, как похорошел собор после реконструкции. Было:

Стало:


Главным сооружением шуйского Воскресенского собора считается расположенная в 40 м от него массивная четырехъярусная колокольня. Ее высота — 106 м, и это одна из самых высоких отдельностоящих звонниц в Европе. После возведения в начале 19 века колокольня стала символом города, а ее изображение появилось на логотипах местных мануфактур.


Работы по возведению колокольни начинал итальянский зодчий Яков Маричелли — но в 1819-м году, доведенная до третьего яруса постройка обрушилась. Достраивала сооружение артель умелого каменщика, крестьянина Михаила Савватеева, под руководством губернского архитектора Евграфа Петрова. Представляете этого крестьянина, утирающего пот со лба: "Э-эх! Никчемные же энти итальяшки, даже колокольни толком построить не могут!"


В 1891-м году на третий ярус колокольни был поднят колокол весом 1270 пудов, более 20 тонн. Седьмой по весу колокол России. Заказал этот колокол шуйский фабрикант М.Павлов по случаю чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе под Харьковом. Колокол украшали рельефные изображения небесных покровителей царя и членов его семейства и чудотворной Шуйско-Смоленской иконы. При перевозке по льду Тезы в январе 1891 г. колокол ушел под воду, но был быстро извлечен из реки благодаря смелому поступку горожанина, нырнувшего в полынью и продевшего канат в «уши» литого изделия. Через несколько месяцев колокол подняли на колокольню. В день подъёма колокола, а было это в мае 1891 года, на соборной площади собралось более 20 тысяч человек. Звон его был слышен за 30 верст. В свое время на колокольне было установлено 11 колоколов.  

Колокольный звон был прекращен в 1930 году, а через три года были сброшены колокола, большой колокол при падении задел край яруса колокольни и издал свой прощальный звук. Два старинных колокола сохранились, сегодня они вновь подняты на колокольню и участвуют в трезвоне малых колоколов. 


Забегая вперёд: когда мы отошли на некоторое расстояние от собора, стали звонить на Вечерню и мы смогли в полной мере насладиться вечерним колокольным звоном. Колоколов уже поменьше, но их гулкий звон все так же растекается по Шуе.


Перед колокольней на небольшой возвышенной площадке стоит памятник погибшим за веру. «Вечная память новомученикам и исповедникам российским». Интересна история:

Голод 1921-го года уносил миллионы жизней. Под руководством патриарха Тихона был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Церковь организовала сбор средств, в том числе международную помощь. Кроме того, разрешили жертвовать в помощь голодающим церковное имущество, не предназначенное для богослужений. Но в России инициатива наказуема. Советское правительство ответило на это декретом об изъятии церковных ценностей, в том числе и богослужебной утвари, что расценивалось верующими как святотатство.

    Предложение шуян выкупить церковное имущество комиссия по «учету и сосредоточению ценностей» отвергла. Народ воспротивился. 5 марта 1922 года часть населения города, в основном рабочие, вышли на центральную площадь для того, чтобы защитить от грабежа Воскресенский собор. При разгоне протестующих власти применили оружие, в том числе пулемёты; четверо защитников храма, включая и малолетнюю девочку, погибли, десять человек получили ранения. Так возникло «Шуйское дело», по итогам расследования которого расстреляли настоятеля Воскресенского храма Павла Светозарова, настоятеля Крестовоздвиженского храма Палеха Иоанна Рождественского и заведующего литейной мастерской Петра Языкова. Остальные 16 участников процесса получили различные тюремные сроки. Ценности изъяли, в том числе содрали ризы с чудотворной иконы. Это событие послужило толчком к массовому изъятию церковных ценностей и репрессиям против священнослужителей по всей стране. 

Очень трогательный монумент, за душу цепляет.


От храма Воскресения Христова на запад, параллельно ул. Малахия Белова, уходит небольшая улица Театральная, до революции Воздвиженская, на ней нас порадовали красивые особняки 19 века.

Усадьба Щеколдиных - одна из лучших сохранившихся в Шуе крупных купеческих усадеб 19 столетия. Усадьба складывалась на протяжении всего позапрошлого века, главный дом был построен в начале 19 века, во второй половине того же века особняк был переделан и построена ограда с воротами. 

С советского времени в здании располагается детский сад. Мемориальная табличка на доме извещает, что "В этом доме в конце 1917 года находился Шуйский уездный комитет РСДРП(б), председателем которого был М.Фрунзе". Похоже, партийные бонзы города организовывали квесты: найди в городе три тысячи двести пять табличек в честь революционеров.

Вот лишь несколько из них: "Памятное место, где находился дом, в котором была конспиративная квартира большевиков и где был арестован М.В. Фрунзе"; "Дом, в котором работал первый союз текстильщиков города Шуи под руководством М.В. Фрунзе"; "Дом, в котором в 1907 г. был арестован П.Д. Гусев, один из создателей Шуйской большевистской организации";  "Шмидтовское училище, в котором в 1905-1906 гг. занимались под руководством М.В. Фрунзе члены партии"; "Дом, где в 1903-1907 гг. находилась конспиративная квартира РСДРП"; "Дом, где жил большевик В.А. Аникин"; "Типография Лимонова, которая в 1907 г. была занята отрядом боевиков под руководством М.В. Фрунзе для отпечатывания революционных листовок".
В наши дни слово "боевик" носит негативный оттенок, тем не менее, в 2011 революционеру Михаилу Фрунзе было присвоено звание «Почетный гражданин города Шуя». Этого террориста в Шуе просто боготворят, хотя жил он тут не долго. Он поучаствовал в революционных событиях в Шуе и Иваново-Вознесенске в 1905-м - 1907-м годах, пока не "загремел" на каторгу. С конца августа 1917-го Фрунзе - председатель Шуйского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, председатель уездной земской управы и городской думы; представитель Шуи на Всероссийском демократическом совещании в Петрограде. А в 1918-м уже перешёл на губернский уровень, появляясь в Шуе лишь эпизодически.

Думаю, несмотря на старания, у шуян не получится сделать из Фрунзе ещё один городской бренд: не "клюнут" современные туристы на типа с такой репутацией. 

Вернёмся к усадьбе Щеколдиных. В паспорте объекта читаем, что во дворе был парк, в котором находилось несколько беседок и фонтан. Фонтан был и в палисаднике перед домом. Так что Щеколдины знали толк в релаксе.

И в красоте.


Интересно, как работалось в такой обстановке членам уездного комитета РСДРП(б), председателем которого был М.Фрунзе? Ничто не отвлекало от работы? Какие-то не рабоче-крестьянские интерьеры.



Обратите внимание на окна второго этажа в левой части снимка: совершенно необычные наличники выделяют и разнообразят фасад. Не сохранились... 

Напротив дома Щеколдина когда-то стояла ещё одна достопримечательность: водонапорная башня инженера Шухова. Одно время, живя в Нижнем Новгороде, я за ними охотился с фотоаппаратом - так мне нравились конструкции знаменитого конструктора. К сожалению, от богатого Шуховского наследия осталось совсем немного. Наиболее знаменитый из сохранившихся в нашей стране образцов - Шаболовская радио-вышка в Москве.

Фото 1928 года.


Этот образец в Шуе, к сожалению, до наших дней не сохранился. Фото 1983 года.

Рядом с домом Щеколдина (ул. Театральная, 25), ещё один подобный особняк, он также одно время принадлежал купцу Щеколдину, но известен как дом Дудкина (ул. Театральная, 23). В советское время здание было жилое. А недавно здесь открылся Духовно-Просветительский центр «Шуйский», где также размещается Шуйская епархия.


1-я годовщина Красной армии:


Последнее здание по ул. Театральной - дом № 21, нам показалось очень интересным. Этот дом находится уже на углу Театральной площади, куда вливается одноимённая улица. Здание старинное, 1799 года постройки. Купец Носов А.Г. построил его для ручного полотняного производства, т.н. "Светёлку". Производство, как я понял, было в крыльях, а  здание с изящным крыльцом занимал сам промышленник с семьёй.
Начало семейного дела купцов уходит корнями в первую треть 18 века. К 1770 году они уже владели мыльным и кожевенным производством в Шуе. В 1770 году они строят полотняные производства в заречной части и в 1799 году, после получения разрешения на покупку 600 крестьян с семьями, строят производство здесь. К этому времени у них, кроме 2-х поместий (600 мужиков не из этих поместий, они были куплены в других местах), было несколько жилых домов и промышленных корпусов полотняного и печатного производств в Шуе.
Сейчас здесь располагается психиатрическая больница (в центре города!!!)

А нас это здание заинтересовало, прежде всего, ажурным крыльцом. Заодно обратили внимание и на табличку у дверей: "Пункт оказания помощи гражданам, находящимся в алкогольном опьянении". Необычной мне показалась формулировка. Кто сказал, что пьяные нуждаются в помощи? Им в таком состоянии очень хорошо и они в этот момент ни в чём не нуждаются. Так бы и написали без обиняков: "Вытрезвитель"!


В 15 метрах от "психушки" восстанавливается храмовый комплекс. На фото справа - психбольница.  

Церковный комплекс включал Крестовоздвиженскую летнюю церковь, Георгиевскую зимнюю церковь, шатровую колокольню и часовню в одной ограде. 
Вот как это выглядело до октябрьского переворота:справа - Крестовоздвиженская церковь, слева - колокольня, а за Крестовоздвиженской - однокупольная Георгиевская церковь.

И улица была названа по имени этой церкви - Крестовоздвиженская, пока большевики не попытались стереть факт существования церкви из памяти народной, переименовав улицу в Театральную. При этом сам театр построить не удосужились. Да! Улица Театральная есть, площадь с таким названием есть, а театра нет и никогда не было. На Театральной площади есть здание бывшего Благородного собрания, в котором одно время размещался клуб (может, и сейчас размещается, не суть), но клуб и театр, согласитесь, вещи разные. С 1918 по 1951 год, правда, в этом клубе/дворянском собрании ютился 
Шуйский драматический театр имени М. Горького, но своего здания у театра не было. А в 1951 году и тот расформировали и сейчас в Шуе театров нет вообще! От слова "ни одного". 

Существующее каменное здание построено в 1693 г. (одно из наиболее древних сооружений в Шуе). Значительные перестройки произошли в первой половине 19 в. на средства успешных шуйских фабрикантов Посылиных и Киселёвых. После перестроек, росписи, оформительских работ 19 в. Крестовоздвиженская церковь в Шуе по своему наружному и внутреннему благолепию, значительному количеству церковных ценностей, произведений искусства, древностей входила в число лучших во всей Владимирской губернии!!! Вдумайтесь: во Владимирской губернии, славящейся своими церквями во Владимире, Суздале, Боголюбово, Юрьеве-Польском. Церковь в 1837 г. посетил наследник престола – будущий император Александр Второй с сопровождавшим его поэтом В.А. Жуковским.

В архитектурном отношении церковь интересна сочетанием русской архитектуры 17 в. с элементами классицизма, появившимися после перестроек 19 века. 


После закрытия в 1930-е годы Крестовоздвиженский комплекс видел разных хозяев: в разное время здесь располагались фабрика по производству игрушек, столярная, сапожная мастерские и авторемонтная мастерские, шиномонтаж, байкерский клуб, магазин канцтоваров и швейные цеха. Тут даже изделия из пластмассы производились. В последние время часть комплекса принадлежала банку «Восточный», а другая часть – одному из шуйских предпринимателей. На сегодняшний день диспозиция изменилась: банк «Восточный» выкупил у предпринимателя долю храма и передал Крестовоздвиженский комплекс Шуйской епархии.


За время тяжёлой "трудовой биографии" комплекс значительно пострадал – снесена колокольня, часовня, главы, ограда, выполнена внутренняя перепланировка, пристроены производственные корпуса. 
Сейчас "больной" медленно, но верно поправляется. Обратите внимание, на каких валунах построена Крестовоздвиженская церковь! Как Соловецкий монастырь, только в отличие от "Соловков" Ивановскую область в плане валунов Бог обделил.

Восстанавливают, как видите, капитально, начиная с фундамента.

Перекладывают и стены.

Восстанавливать нелегко. Ввиду отсутствия части стен, приходится извращаться, выводя новую кладку в плоскость старой. См. подоконник 2-го этажа. 

Георгиевская церковь тоже восстанавливается. 

Только вот колокольню новую надо строить, от неё совсем ничего не осталось, даже кирпичей. Интересно, осилят ли, или восстановят только церкви?


Во время реставрации в церкви обнаружили уникальные фрески. И на фасаде церкви тоже.

Очень надеемся, что работы не остановят и мы сможем увидеть возрождённую церковь во всей красе. Специально приеду помолиться. 


Продолжение следует.










Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...