6.09.2023 г. Среда.
Палех - Шуя: 33 км.
В Шуе, как и в Палехе, с туристической инфраструктурой не очень. В центре города находится "Гранд Отель Шуя" - современный гостиничный комплекс. Но цены там от 5 тысяч за ночь. Видимо, в отсутствие конкуренции взвинтили. Это отельеры так думают, что конкуренции нет. И пусть себе думают, спокойней спать. На самом деле есть. Поэтому мы арендовали апартаменты в посёлке "Победа" на окраине городка. Учитывая компактность Шуи, наличие машины и отсутствие пробок даже в "часы пик", добраться за 5 минут от места жительства до центра города вполне реально. Цена в 2 с лишним раза ниже, чем в отеле, а условия жизни - в несколько раз лучше. Даже Свете очень понравилось, хотя она довольно привередлива к комфорту. Скажу по секрету, она засняла на камеру многие моменты в обстановке, надеясь в будущем применить часть идей в своей квартире.
Перетащив вещи из машины в квартиру, мы отправились в центр. Дождь всё продолжался, ходить по улицам не с руки, поэтому первой точкой знакомства с городком мы наметили музей К.Бальмонта. Редкий случай, когда здание сейчас выглядит лучше, чем до революции.
Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта в Шуе расположился в историческом здании, которое некогда было Городской Управой. Это первый в России музей, посвященный жизни и творчеству поэта Серебряного века Бальмонта. На мой взгляд, это ещё и самое красивое гражданское здание Шуи. Нарядное зеленое строение в модном для начала 20 века русском стиле волей-неволей привлекает внимание красивыми наличниками, богатым декором и двухцветной шатровой крышей. Центральная часть здания была построена для присутственных мест на месте соляных амбаров. А вот в каком году? Все источники в инете утверждают, в 1806, да и на табличке на здании значится 1806 год.
Ещё Козьма Прутков говаривал: "Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим". Что-то не сходится. В начале 19 века был моден неоклассицизм. Причём, до провинции этот стиль добрался лет на 15-20 позже. А здание Управы (я сейчас про центральную его часть, без поздних пристроев) носит ещё отпечаток барокко вперемежку с древнерусским стилем. Обратимся к документам. Читаем паспорт объекта № 3700000405: "Время постройки - в конце 18 столетия". Теперь всё сходится.
До революции здесь размещались городская управа, общественный банк, сиротский суд, канцелярия мещанского старосты, ну и городская Дума. Тесновато, согласитесь. Поэтому в 1904 - 1906 годах к зданию были пристроены 2 крыла: слева и справа и оно приобрело современный вид.
Фото 1906 года.
Возвращаясь к паспорту объекта исторического наследия, знаете почему это здание взято под охрану государством? Нет, не потому, что там находилась Дума и решала важные, судьбоносные для города дела. Не потому, что архитектура выжающаяся. И тем более не потому, что в нём располагается музей Краеведения. А потому что "в этом здании М.В.Фрунзе был избран председателем Гор. Думы в 1917 году!" И только поэтому. Ради одного этого счастливого дня здание и существовало с конца 18 века! Ура, товарищи!!! Вам смешно, а у меня, похоже, дежа-вю. Стойкое ощущение, что я это уже где-то видел. Да! В Кинешме купец Баранов построил в 19 веке особняк только ради того, чтобы в нём в веке 20-м пару лет прожил будущий Герой Советского Союза, уже не помню фамилии. Похоже, это дебилизм не Кинешемских и Шуйских властей, а по меньшей мере, областных или даже союзных. Иначе не было бы его повторения в разных городах. Адрес: Шуя, пл. Ленина, 2.
С торца здания в 2019 году поставлен памятник Константину Бальмонту (поэт-символист родился близ Шуи в 1867 году, умер во Франции в 1942 году) - не просто первый, а пока единственный в России. Памятник довольно выразительный, правда хронологически не точный: в таком возрасте Бальмонт уже жил во Франции, в Шуе он был ещё подростком.
Жители Шуи явно пытаются сделать из Бальмонта визитную карточку города, некий городской бренд. Как в Нижнем Новгороде - В. Чкалов и М. Горький, в Елабуге - кавалерист-девица Н. Дурова и поэтесса М. Цветаева, в Кирове - А. Грин и т.д. Почему нет? Бальмонт, конечно, не так известен широкой публике, но мне его поэзия ооочень нравится (я не только из-за погоды выбрал его музей объектом №1 в Шуе). Нужно популяризировать его имя, глядишь, люди потянутся, нового для себя поэта откроют.
Заинтересовала родословная поэта. Оказывается, в таком элегантном варианте, на французский манер, фамилию Бальмонт стал носить дед поэта, а до этого его предки довольствовались более простым вариантом - Баламут.
В стенах музея часто проводят встречи и творческие вечера, в
которых принимают участие в том числе и периодически заезжающие на малую родину
потомки поэта.
Бальмонт
жил в Шуе с 1876 по 1884 гг. Это время пришлось на отрочество и раннюю юность,
яркие впечатления от которых поэт передал в стихотворении «Дрема». Помимо вещей,
принадлежащих Бальмонту, в зале множество артефактов, емко передающих атмосферу
того времени — фотографии старой Шуи, типичные предметы обихода семьи
интеллигентов.
Несмотря на то, что экспозиция скудновата, музей мне показался каким-то камерным, уютным.
Парадная лестница смотрится неплохо: скромно, но со вкусом. Ступени деревянные - провинциальный вариант. Неужели управленцы города ходили по таким ступеням? Или есть ещё мраморный вариант и где-то неподалёку таится другой путь наверх?
Новый дом Посылиных (пл. Ленина,3), старый стоит рядом в неприглядном виде, был построен в 1830-е гг. в стиле классицизм. Это здание, принадлежащее владельцам миткалевой и ситценабивной фабрик, было одним из самых представительных в городе в первой половине 19 века. Его посетили во время своего пребывания в Шуе будущий царь Александр Второй и сопровождавший его поэт В.Жуковский в 1837 году.
Шуя вообще издавна тесно связана с царями.
Долгое
время именно Шуя была главным городом несуществующей до революции Ивановской
области. К примеру, до 1918 года более крупный Иваново-Вознесенск входил в
Шуйский уезд Владимирской губернии. В свое время Шуя была важным
торгово-промышленным центром, на ежегодные ярмарки сюда с охотой приезжали
иностранные купцы, а продукция местных мыловаров, шубников и ткачей славились
на всю Российскую империю.
Построенная в изысканном итальянском стиле в 1847 году, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. В 1869 г. на средства Г. В. Щеколдина была поставлена колокольня.
Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский. Удивительно красивая церковь. Была...
Взорвана
01.05.1930, на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. Взрывными
работами Спасского храма руководил советский Герострат - инженер Жевалкин, который в следующем году разрушил храм
Христа Спасителя в Москве. Проба сил. Уничтожен был и располагавшийся рядом со Спасским
храмом некрополь, где были похоронены многие известные люди города. Вообще до
революции в Шуе было 23 церкви, большинство из них были разрушены вандалами-коммунистами в
советское время.
Первый квартал пешеходной улицы занимает комплекс из двух зданий Гостиного двора - Южного корпуса и Северного, «смотрящих» друг на друга. Шуйские торговые ряды, выстроенные в классическом виде, возводились с 1815 по 1820 -е годы по проекту архитектора Маричелли. Шуйский Гостиный двор - интересный ансамбль торговых зданий в стиле позднего классицизма. Наличие у этих рядов арок с утопленными в них полуколоннами говорит о переходном варианте архитектуры. На смену рядам с аркадами приходили гостиные дворы с галереями, устроенными с помощью колонн.
Нечетная сторона бывшей Торговой улицы преимущественно застроена двухэтажными каменными домами первой половины 19 века. Значительную же часть четной стороны занимают одноэтажные торговые лавки, выстроенные в 1840-х годах.
Несмотря на драматичность своей истории, небольшая Шуя сумела сохранить сразу несколько замечательных храмов. Главным из них считается Воскресенский собор, чей сегодняшний облик — результат совместной работы русских зодчих и итальянского архитектора Гауденцио Маричелли, которые в конце 18 - начале 19 веков занимались восстановлением сгоревшей в 1710 г. небольшой каменной церкви и строительством рядом колокольни. Основу храма, что видим мы сегодня, возвели в 1798-м году, а в следующем, закончив отделку, освятили. В 1912-1913 гг. собор немного перестроили, увеличив размеры трапезной и воздвигнув «трехглавие» над западным входом, что усилило его сходство с символическим кораблем. Храм оштукатурили и украсили лепниной; над южным входом соорудили чугунное крыльцо, опирающееся на десять колонн. Всего входов три, и для них установили тройные двери: первые — железные, вторые — дубовые, третьи — окрашенные под дуб. Для внутреннего убранства храма использовали итальянский и подольский мрамор, дорогие сорта древесины.
Воскресенский собор расположен в северной части Шуи на высоком левом берегу Тезы. Храм выполнен в стиле классицизма, но с традиционными русскими куполами-луковицами. Стены церкви оштукатурены, выбелены и украшены лепниной, а прилегающая территория обнесена кирпичной оградой с коваными решетками.
Интерьер впечатляет масштабом пролетов между центральной и боковыми арками, делая пространство очень светлым. Усиливает «воздушность» минимальное количество росписей, выполненных во время последней реставрации. Здесь находится одна из главных святынь земли русской: Шуйско-Смоленская икона Богоматери. Нам про неё ещё в Палехе экскурсовод рассказывала - там имеется список с этой чудотворной иконы. Остановлюсь на ней чуть подробнее.
1654 год. Россия ведет войну с Польшей, возвращает утраченные в Смутное время земли и воссоединяется с Украиной. В эти дни в самом центре страны бушует моровое поветрие, проще говоря, чума. Вымирают деревни, села, резко сокращается население многих городов.
В сентябре чума пришла в Шую. Смертность в городе росла с каждым днем. Умирали порой целыми дворами. Никаких прививок, чудодейственных вакцин и прочих достижений современной фармакологии не существовало: от эпидемий спасались карантинами, постом, молитвами и покаянием. Причем, по свидетельствам уцелевших современников, меры эти оказывались действенными.
В середине сентября польско-литовский
гарнизон Смоленска сложил оружие и сдал город войску царя Алексея Михайловича.
Этой победы ждала вся Россия, не забывшая потери и унижения Смутного времени. И
тогда у одного из прихожан деревянного Воскресенского храма, стоявшего на
крутом берегу Тезы, возникла идея написать для прихода «обетную» икону, список
со Смоленского образа Богоматери. Что поручили исполнить «с благоговением и
поспешностью» известному городскому иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову. Всю неделю, пока писалась икона, в храме непрестанно
молились.
Уже
на другой день после нанесения на доску прориси мастер обнаружил, что положение
рук и ног у предвечного младенца изменилось: правая нога оказалась приподнята,
согнута в колене, в которое упирается локоть правой руки, а пята обхвачена
левой рукой. Иконописец исправил отклонение от канонического образа, но наутро
история повторилась. Больше икону не «правили» и в положенный срок торжественно
внесли в храм, после чего помещение озарилось необычным светом. В чем также
усмотрели особый знак свыше, однако болезнь отступила лишь когда был вакцинирован "Спутником - V" 101 % населения паломничество
к написанному образу Богородицы охватило весь город. До того эпидемия лишь
усилилась, причем одними из первых скончались сам иконописец и его семья.
Со временем у иконы стали совершаться
исцеления от слепоты, душевных расстройств, глухоты, суставных и зубных болей и
других болезней, что скрупулезно фиксировалось местными священнослужителями:
всего с апреля 1666 по октябрь 1667 г. отметили 85 подобных случаев. Уведомили
патриарха. Из Москвы прибыла комиссия видных деятелей церкви, и после детальных
опросов очевидцев икону, получившую имя Шуйско-Смоленской, признали
чудотворной, с отдельным днем празднования, назначенным на 2 ноября — когда
город избавился от чумы.
Воскресенский храм стал соборным:
богослужения в нем проводил управляющий местной епархией архиерей. Здание на
собранные в народе средства перестроили в камне в виде четверика с пятью
главами. В XVIII
веке оно сильно пострадало от пожаров 1710, 1766, 1770 и 1792 гг. При этом
чудотворный образ каждый раз оказывался не тронутым огнем.
Приезжал к чудотворной иконе Петр I, когда-то исцелившийся от болезни
после молитвы перед ее списком. Покидая Шую, царь захотел забрать икону с
собой, но горожане послали царя куда подальше со слезами упросили самодержца оставить святыню в соборе.
Обратите внимание, как похорошел собор после реконструкции. Было:
Главным сооружением шуйского Воскресенского собора считается расположенная в 40 м от него массивная четырехъярусная колокольня. Ее высота — 106 м, и это одна из самых высоких отдельностоящих звонниц в Европе. После возведения в начале 19 века колокольня стала символом города, а ее изображение появилось на логотипах местных мануфактур.
Работы по возведению колокольни начинал итальянский зодчий Яков Маричелли — но в 1819-м году, доведенная до третьего яруса постройка обрушилась. Достраивала сооружение артель умелого каменщика, крестьянина Михаила Савватеева, под руководством губернского архитектора Евграфа Петрова. Представляете этого крестьянина, утирающего пот со лба: "Э-эх! Никчемные же энти итальяшки, даже колокольни толком построить не могут!"
В
1891-м году на третий ярус колокольни был поднят колокол весом 1270 пудов,
более 20 тонн. Седьмой по весу колокол России. Заказал этот колокол шуйский фабрикант М.Павлов по случаю чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе под Харьковом. Колокол украшали рельефные
изображения небесных покровителей царя и членов его семейства и чудотворной
Шуйско-Смоленской иконы. При перевозке по льду Тезы в январе 1891 г. колокол
ушел под воду, но был быстро извлечен из реки благодаря смелому поступку
горожанина, нырнувшего в полынью и продевшего канат в «уши» литого изделия.
Через несколько месяцев колокол подняли на колокольню. В день подъёма колокола, а было это в мае 1891 года, на соборной площади собралось более 20 тысяч человек. Звон его был слышен за 30
верст.
Колокольный звон был прекращен в 1930 году, а через три года были сброшены колокола, большой колокол при падении задел край яруса колокольни и издал свой прощальный звук. Два старинных колокола сохранились, сегодня они вновь подняты на колокольню и участвуют в трезвоне малых колоколов.
Голод 1921-го года уносил миллионы жизней. Под руководством патриарха Тихона был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Церковь организовала сбор средств, в том числе международную помощь. Кроме того, разрешили жертвовать в помощь голодающим церковное имущество, не предназначенное для богослужений. Но в России инициатива наказуема. Советское правительство ответило на это декретом об изъятии церковных ценностей, в том числе и богослужебной утвари, что расценивалось верующими как святотатство.
Предложение шуян выкупить церковное имущество комиссия по «учету и сосредоточению ценностей» отвергла. Народ воспротивился. 5 марта 1922 года часть населения города, в основном рабочие, вышли на центральную площадь для того, чтобы защитить от грабежа Воскресенский собор. При разгоне протестующих власти применили оружие, в том числе пулемёты; четверо защитников храма, включая и малолетнюю девочку, погибли, десять человек получили ранения. Так возникло «Шуйское дело», по итогам расследования которого расстреляли настоятеля Воскресенского храма Павла Светозарова, настоятеля Крестовоздвиженского храма Палеха Иоанна Рождественского и заведующего литейной мастерской Петра Языкова. Остальные 16 участников процесса получили различные тюремные сроки. Ценности изъяли, в том числе содрали ризы с чудотворной иконы. Это событие послужило толчком к массовому изъятию церковных ценностей и репрессиям против священнослужителей по всей стране.
Очень трогательный монумент, за душу цепляет.
От храма Воскресения Христова на запад, параллельно ул. Малахия Белова, уходит небольшая улица Театральная, до революции Воздвиженская, на ней нас порадовали красивые особняки 19 века.
Усадьба Щеколдиных - одна из лучших сохранившихся в Шуе крупных купеческих усадеб 19 столетия. Усадьба складывалась на протяжении всего позапрошлого века, главный дом был построен в начале 19 века, во второй половине того же века особняк был переделан и построена ограда с воротами.
Напротив дома Щеколдина когда-то стояла ещё одна достопримечательность: водонапорная башня инженера Шухова. Одно время, живя в Нижнем Новгороде, я за ними охотился с фотоаппаратом - так мне нравились конструкции знаменитого конструктора. К сожалению, от богатого Шуховского наследия осталось совсем немного. Наиболее знаменитый из сохранившихся в нашей стране образцов - Шаболовская радио-вышка в Москве.
Фото 1928 года.
Этот образец в Шуе, к сожалению, до наших дней не сохранился. Фото 1983 года.
Рядом с домом Щеколдина (ул. Театральная, 25), ещё один подобный особняк, он также одно время принадлежал купцу Щеколдину, но известен как дом Дудкина (ул. Театральная, 23). В советское время здание было жилое. А недавно здесь открылся Духовно-Просветительский центр «Шуйский», где также размещается Шуйская епархия.
В архитектурном отношении церковь интересна сочетанием русской архитектуры 17 в. с элементами классицизма, появившимися после перестроек 19 века.
После закрытия в 1930-е годы Крестовоздвиженский комплекс видел разных хозяев: в разное время здесь располагались фабрика по производству игрушек, столярная, сапожная мастерские и авторемонтная мастерские, шиномонтаж, байкерский клуб, магазин канцтоваров и швейные цеха. Тут даже изделия из пластмассы производились. В последние время часть комплекса принадлежала банку «Восточный», а другая часть – одному из шуйских предпринимателей. На сегодняшний день диспозиция изменилась: банк «Восточный» выкупил у предпринимателя долю храма и передал Крестовоздвиженский комплекс Шуйской епархии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий