вторник, 7 июля 2020 г.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Часть 11: Собственно сам Псков.


МЫ - ПСКОПСКИЕ. Киров - Псков. Часть 11: Собственно сам Псков. День седьмой. 10 сентября, четверг.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему рассказу хочу привести слова заслуженного архитектора России Анатолия Царика: При слове «Псков» надо вставать! Псков – это удивительное место!

Прибыв позавчера вечером в Псков и разместившись в гостинице, мы прогуглили местных экскурсоводов по их рейтингу.  Один нам понравился больше всего: историк, кандидат наук, влюблённый в свой город и очень хорошо знающий все аспекты его истории, в том числе знакомый с архитектурой, как искусством. Тут же с ним созвонились, но он был свободен только в четверг. Поэтому знакомство с самим Псковом мы запланировали на 3-й день пребывания в нём. Цены на индивидуальные экскурсии тут очень приемлемые, если не сказать, смешные. За какие-то 1500 р. (могу немного ошибиться) получаешь на пол-дня чичероне, который очень интересно и увлечённо рассказывает, который исчерпывающе ответит на все твои вопросы. Как ни кощунственно это может прозвучать, всё-таки есть и некоторые плюсы от содержания бюджетников на голодном пайке: историки с мировым именем ради подработки проводят индивидуальные экскурсии. Не хотел бюджетников обидеть, но во-первых обижает их наше родное правительство, во-вторых, в любом явлении, абсолютно в любом, есть плюсы и минусы. Их нужно только поискать. И не верьте никогда, если вам будут расписывать, например, двигатель, или самолёт, или любое изобретение или явление, как абсолютно совершенное: минусы всегда есть по сравлению с аналогами, важно, чем мы согласимся поступиться ради достижения необходимого нам параметра. Например, можно достичь роста мощности двигателя но за счёт увеличения его габаритов. Или роста скорости самолёта за счёт увеличения расхода топлива.
Есть и в индивидуалках на собственной машине минус: при переездах по городу от одного объекта к другому мне трудно было из-за руля следить за некоторыми памятниками, которые не требовали отдельной остановки и показывались из окна. Зато жена насладилась экскурсией сполна. А я - подробными ответами на мои вопросы об особенностях псковской архитектурной школы. Но о ней чуть позже.
 Город Псков находится на северо-западе Российской Федерации и является административным центром Псковской области, которая граничит с тремя зарубежными государствами: Эстонией, Латвией и Беларусью, а также другими Российскими областями: Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской. Псков стоит на месте слияния рек Великой и Псковы. Площадь поселения составляет чуть более 95 км2, а численность населения — более 210 тысяч человек.
Впервые Псков упоминается в Повести временных лет, составленной в начале XII века, где говорится о поселении Пьсков (Плесков), откуда в 903 году для киевского князя Игоря привели жену Ольгу. Однако археологические раскопки дают понять, что город появился намного раньше, возможно, даже на рубеже эр. Но всё же официальным годом основания города является 903. Появление Пскова связывают с красивой легендой: однажды княгиня Ольга (она же - скандинавка Хельга, очень почитаемая на Псковщине правительница) объезжала свои владения и, остановившись у реки Великой, увидела удивительное явление: три луча, сходящие с неба, соединялись там, где сливаются реки Пскова и Великая. Княгиню поразило такое чудо, и она решила основать на этом месте храм и город.

С момента основания и до XII века Псков был частью Киевской Руси, а после того как государство распалось, город отошёл к Великому Новгороду. В это время начали возводиться первые храмы и монастыри Пскова. Спустя век город приобрёл независимость и в нём начала развиваться торговля. В середине XV века произошёл расцвет Псковской земли, здесь образовалось своё вече. Ввиду страха нападения с запада, псковичи строили оборонительные крепости, которых к 1517 году насчитывалось более тридцати.
На фото я стою рядом с нашим гидом.

К середине XVI века псковская земля практически потеряла свою независимость от Русского государства, хотя и имела собственное самоуправление. В 1510 году город окончательно присоединился к Москве. Спустя 70 лет Псков вступил в Ливонскую войну, в которой успешно противостоял врагам. В 1611 году в войне со Швецией псковичи также сумели отстоять свои территории. По завершении Северной войны границы Российского государства расширились и Псковская крепость стала бесполезной. Международная торговля здесь пошла на убыль, а Псков потерял роль важной торговой и оборонительной точки, превратившись в провинциальный городок.

Историческим и архитектурным центром города является Псковский Кремль, иначе называемый Псковским Кромом. Кром - один из древнейших сохранившихся кремлей, строительство, которого началось еще в конце X века на возвышенном месте над слиянием рек Псковы и Великой. Разрозненные дома, поля и земляные валы тут были и раньше — возможно, территория активно обживалась ещё во времена Великого переселения народов. Но противостоять натиску сильного противника, в частности — набегам из скандинавских стран, псковитяне без «нормальной» крепости уже не могли; так и было принято решение о постройке Кремля, способного в нужный момент собрать горожан и дать им надёжную защиту от любого врага.

Макет Крома даёт объёмное представление о сооружении. К натурным съёмкам мы, конечно, вернёмся, но показать весь древний город с высоты птичьего полёта у меня другой возможности нет: во-первых квадрокоптеры и дроны стали в ценовой доступности несколько позднее этого путешествия, во-вторых, большинство объектов, воспроизведённых на макете, до настоящего времени, увы, не сохранилось.

Довмонтов город представляет собой уникальный археологический памятник, занимающий территорию в полтора гектара. Он относится к Псковскому Крому, но обладает собственной историей. Своё название достопримечательность получила от имени князя Довмонта, который властвовал в Пскове во второй половине XIII века.
Во времена своего княжения Довмонт решил увеличить территорию владений, поэтому начал пристраивать к стенам Кремля новые здания. Здесь появилось множество домов, складывающихся в улицы, а также 18 церквей. Такое количество религиозных построек сделало это место уникальным для России тех времён. Однако в конце XVII века Пётр I издал указ о разборе всех церквей и храмов, а на их месте велел возвести новые укрепления, которые потребовались для обороны города в Северной войне. После этого события о Довмонтовом городе забыли на долгих три столетия, лишь в 1954 году были обнаружены его останки.
 




Переходим к натуре. Лепота...

Красавец-собор виден из всех точек города, как и полагается соборам. Его мы оставим на десерт.

А пока пробежимся по другим псковским достопримечательностям. С Чудским озером связана одна из самых ярких страниц в славной летописи побед Русского оружия. Именно на его льду 18 апреля 1242 г. войска под предводительством Александра Невского, разгромили хваленых рыцарей могущественного Ливонского ордена. А отправлялись в этот великий поход князь, дружина и ополчение из Пскова. В 1993 г. на горе Соколиха была торжественно открыта монументальная композиция. Ее доминантой является фигура самого князя Александра, восседающего на коне. Историками было установлено, что именно здесь, на горе Соколиха, проходил путь Александра Невского к озеру – он изображен воинственным и хмурым, восседающим на коне, а справа от него стоят в ряд воины в кольчугах, шлемах и с щитами. С другой стороны находится народ от простых крестьян в лаптях и с топором в руках до представителей высших сословий. Они расположены слева и сзади от князя:
 
Спереди и справа расположены скульптуры сомкнувших щиты ратников из Новгорода, Владимира, Суздаля, Пскова,
 
а теперь ещё и Вятки. Правда, у вятского ратника вместо щита куртка. Да и ратником он был в далёком прошлом. Как, в прочим, и эти... Памятник, весящий более 163 тонн, плюс 90 кг от ратника из Вятки, весьма впечатляет. Особенно с довеском.

Гремячая башня — самое мистическое место Пскова, с которым связано множество легенд.

Башня является частью Окольного города, в состав которого входило шестнадцать башен, но сохранились не все. Псковская летопись, один из достовернейших источников своего времени, называет точный год постройки башни — 1525-й. Высота Гремячей башни по верхней кромке крыши — около двадцати метров; диаметр — двенадцать метров в нижней точке и девять — в верхней. Внутри здания — шесть этажей, на каждом из которых когда-то стояли пушки; дула их, благодаря расположению амбразур по всей окружности, можно было направлять в любую сторону, а идеально ровный каменный пол позволял перемещать орудия так быстро, как только это возможно.

Гремячая башня находится на крутом берегу реки Псковы. Сооружение полуразрушено, однако это не мешает ему величественно возвышаться над водою.


Первый этаж обустроен подземным ходом, идущим к побережью реки Псковы. В башне можно рассмотреть большие каменные своды, множество бойниц и амбразуры.
 Фортификационное сооружение, ставшее одним из символов города, интересно сразу по нескольким причинам. Во-первых, архитектурой башня больше соответствует венецианским канонам, подтверждая теорию о том, что в Средние века на севере Руси подвизались итальянские зодчие. Во-вторых, она имела не только оборонительное, но и инфраструктурное значение. Лаз, проходящий через фундамент сооружения, выходит прямо на берег Псковы. Даже находясь в длительной осаде, город не испытывал недостатка в воде.
В-третьих, с башней связано несколько древних и таинственных городских легенд. Одна из них гласит, что когда-то Тевтонские рыцари заперли внутри башни псковского князя, а город захватили. Псковичи поднялись на защиту своей родины и вступили в бой с врагом, во время которого дух уже погибшего в башне князя напугал нападающих и помог отстоять город.
 
Другая легенда рассказывает о дочери князя, которая спит внутри башни беспробудным сном. Её заколдовала собственная мать, а снять заклятье сможет лишь мужчина, который проведёт двенадцать дней и ночей возле кровати спящей. Или в кровати? Точно не помню.
 
Велик был соблазн породниться с князем, но жена категорически не согласилась с моими планами. Да и кровати со спящей княжной нигде не было видно. Наверное, увидеть её можно только в отсутствие жен.

Великая Равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка на Руси, особенно почиталась у себя на родине, в Пскове. По легенде, часовня в её честь установлена именно на том месте, где стояла княгиня Ольга, когда увидела небесные лучи, благодаря которым и появился город Псков. Сначала здесь просто поставили памятный крест, а позднее выстроили часовню. Однако старая постройка была снесена в 1960 году, а новую возвели лишь в начале XXI века. Весьма оригинальная архитектура, но псковского здесь ничего нет (Византия + домонгольский Новгород + Владимиро-Суздальская школа). Часовня представляет собой куб со скошенными углами. По краям — дорические колонны. Белоснежные стены венчает темно-коричневый купол. На восточной стороне размещено изображение Равноапостольной Ольги. Эффектное сооружение находится на правом берегу реки Великая.

Теперь самое время рассказать о самобытной псковской архитектуре. Только не подумайте, что предыдущий объект в стиле эклектики к ним относится. Всё, что было показано ранее - это для разогрева, весь жемчуг, ради которого стоит сюда приехать, рассыпан ниже.
Планируя путешествия в европейские страны я непременно гуглю объекты, занесённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель посетить их все я перед собой не ставлю, куча интересностей и настоящих шедевров архитектуры туда не внесены, да и гонка по списку "для галочки" обычно мешает восприятию страны в целом и атмосферы в ней. Но, посещая страну или город, посматриваю в этот список, чтобы, находясь рядом, невзначай не пропустить достопримечательность, находящуюся за углом. Так вот, в самых известных исторических городах и городках Франции, Италии, Испании, Германии, Чехии, Швейцарии, Австрии, Португалии, Польши и др. объектов ЮНЕСКО - от 1 до 7. Для примера, Швейцарский городок Сент-Гален плюсом к неповторимым храмам имеет один из первых европейских университетов при древнейшем аббатстве. И ни один из этих объектов в список ЮНЕСКО не попал, кроме библиотеки при монастыре.
При планировании же путешествия во Псков я понадеялся, что найду местных гидов, много о нём не читал, да и привычка гуглить объекты ЮНЕСКО появилась несколько позже (моё путешествие, напоминаю, датировано 2010 годом, большинство заграничных путешествий предпринято позже). И каково же было моё удивление, когда сегодня я прогуглил инет и узнал, что в Пскове таких объектов аж 12!!!  Кстати, Кром с Троицким собором в этот список не входят. 
Но это лирическое отступление на самом деле является вступлением к маленькому рассказу об особенностях псковской архитектурной школы. Может, после него вы повнимательней и более осознано рассмотрите фотографии ниже. Первый объект ЮНЕСКО - церковь Успения с Парома. Упоминается в летописи с 1444 года, но в нынешнем виде перестроена в 1524 году. Был взят под охрану государства, как уникальный памятник даже в Советские, Богоборческие годы. Невероятно!!!
Её отдельно стоящая звонница сохранилась лишь в немногих храмах этого периода постройки. В советский период церковь была взята под охрану государства, как уникальный архитектурный памятник.
Источник: https://must-see.top/hramy-pskova/

Город Псков полностью пропитан духом зодчества, поэтому не каждый современный человек способен понять его и проникнуться всей душой. Однако древнейшие памятники наших предков не могут не вызвать воспоминания, которые где-то глубоко дремлют внутри исконно русского человека.
Самой важной задачей для жителей Пскова всегда было обеспечение безопасности их дома, а также создание надёжного тыла от нападений чужеземцев. Посредством своих крепостных сооружений, жилищ и местных церквей, которые были построены собственноручно, древние псковичи выражали своё мировоззрение, любовь к жизни и стремление к продолжению рода. Чувство национального самосознания, глубокая духовная зрелость и политическая подкованность были развиты из-за постоянной готовности к войнам ввиду географического расположения псковских земель.
Абсолютно все строения древнерусского города построены из известнякового камня местного происхождения, добываемого в карьерах реки, а также в предместьях Изборска и Порхова. Архитектурной изюминкой является то, что визуально поверхность стен зданий далека от идеально ровного покрытия, к которому вовсе в то время не стремились. Основными факторами, которые влияли на характер псковского зодчества являлись: экономия труда, материальных вложений и скорость строительных работ. Благодаря этому каменная поверхность стен подобно плоти была словно живая и имела необычное свойство отражать игру света и теней, а также природные цвета. Естественная неровность поверхности стен, обработанных штукатурной лопаткой, и кремовый, желтоватый или слегка розоватый естественный цвет штукатурки, покрытой известковой побелкой, великолепно использовались в их натуральном виде. И, нужно отметить, что старая псковская штукатурка была не только наиболее легко исполнимой и дешевой, — одновременно она была и наиболее красивой штукатуркой.
Второй отличительной особенностью архитектуры города Пскова является её сила и видимая невооруженным глазом мощь. Впечатление неопровержимой долговечности и надёжности строений создаётся за счёт толщины стен, несущих арок и сводов.
Любопытным фактом о зодчестве города является то, что большинство сводчатых сооружений исполнялось без предварительных расчётов и базировалось на таланте, опыте и наблюдательности строителей.
«Вместо величественных и торжественных новгородских храмов здесь создан был тип прелестной маленькой церковки… Широкому размаху новгородцев, державших в страхе весь север, тягавшихся с Москвой и падких до большой политики, подобали их могучие храмы. Псковичи не пускались в далёкия приключения и с них было довольно забот по защите своей земли от теснивших их немцев. Всему их складу отвечали и их уютныя, славныя церкви». Одна из них - перед вами.
Одна особенность придаёт зодчеству новгородцев и псковичей совсем исключительное очарование: их здания не вычерчены по линейкам и угольникам, а как бы рисованы от руки. Как в общем контуре их, так и в каждой линии, в закруглении свода, в изгибе купола, в обработке наличников на окна – везде чувствуется свободный, ничем, кроме вдохновения, не связанный рисунок, благодаря которому в целом сооружении нет ни одного засушенного места, а всё живёт и радует глаз.
Одна из базовых ценностей Псковской школы архитектуры - это трепетное отношение к окружающей природе, умение вписаться в окружающий ландшафт и стать его художественным воплощением. Органичность архитектурных форм, масштабные решения, умелое расположения в рельефе – одна из эстетических особенностей памятников Пскова.

Краеугольной чертой Псковской школы архитектуры считаются: компактные объемы, простые строительные материалы, лаконичность стен, общая сдержанность и немногословность, отсутствие нефункциональных частей конструкции и внешней декоративности.

Материальность псковских памятников, их объем, фактура поверхности, явная весомость определяют характерную масштабность всех памятников: даже небольшие пристройки выглядят значительными в общем ансамбле здания благодаря приему «живописного равновесия», которым пользовались псковские мастера. Асимметрия зданий подчеркивает органичность псковской архитектуры, которая выражает движение: с одной стороны - действие внутренних сил и несущей конструкции; с другой - процесс формирования самого памятника во времени; с третьей - внутреннее движение, происходящее в памятнике - его функция.

Отличить псковский храм можно по определенным признакам и деталям – кубический объем, аскетичный внешний вид, восьмискатное покрытие, характерная колокольня, а также традиционные украшения барабана: бегунок, бегунец и поребрик. И, конечно, приделы. И не один, а два, как здесь, а то и три. Перед вами церковь Николы с Усохи.

Своего расцвета Псковская архитектурная школа достигает к XV-XVI векам. Слава об архитектурном гении псковских зодчих распространяется за пределами Псковской республики: в XV-XVI веках псковских мастеров приглашают в другие земли Руси. Отец Иоанна Грозного, Василий III, при переселении псковской знати в Москву в 1510 году не упустил возможности приблизить к себе лучших в России строителей. В 1484-1488 годах псковичи восстанавливают церковь Ризположения в Москве после пожара. В 1484-1489 годах псковские мастера занимаются строительством Благовещенского собора в Кремле – во внешнем облике и архитектуре здания отчетливо видные черты псковской архитектуры (крытая галерея, киотцы, поребрики, бегунцы). Также псковские зодчие участвуют в строительстве Покровского собора на Красной площади (в простонародье - Василия Блаженного) в 1555-1561 годах (архитектурный ансамбль площади был внесен в Список объектов Всемирного наследия в 1990 году) и Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря в 1476 году, а также такой жемчужины русского зодчества, как храм Спаса Преображения в Острове.

В этот же период псковичей приглашают в Свияжск и Казань. После взятия Казани в 1552 году Иваном Грозным Казанское ханство начинает новый этап истории уже в составе Русского государства. Для продвижения православия и русской государственности на вновь присоединенных мусульманских землях принимается решение о возведение монументальных православных храмов на новых территориях. С 1556 по 1560 годы псковские архитекторы создают выдающийся архитектурный объект, внесенный в 2017 году в Список объектов Всемирного наследия – Успенский собор острова-града Свияжска. В 1556-1562 года по приказу Ивана Грозного псковские мастера восстанавливают стены и башни Казанского кремля (Казанский Кремль внесен в Список объектов Всемирного наследия в 2000 году). Руководят работами псковичи постник Яковлев и Иван Ширяев (они также возглавляли строительство собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве). Всемирно признанные архитектурные шедевры псковских мастеров подтверждают выдающуюся ценность уникальной псковской средневековой архитектуры.

Мало кто знает, что знаменитый архитектор Ле Корбюзье состоялся как творческая личность именно после посещения им Пскова. Старинные дома и храмы Пскова он воспринял как творения, созданные умными, талантливыми, понимающими дело профессионалами, и поставленные ими именно в тех местах, где это являлось необходимостью, - истины ради и для радости в душах людских. Малоизвестный факт, что в средние века человек не мог претендовать на диплом архитектора, пока не получит звание философа. Ле Корбюзье был настолько поражен архитектурой Пскова, что "по мотивам" древнего града создал капеллу в Роншане, абсолютно антифранцузскую по стилю, полностью нашу по духу, скобарскую, православную церковь. Оттуда и началась мировая слава Ле Корбюзье, философа и архитектора. 

Церковь Святителя и Чудотворца Николая со Усохи является ещё одной из церквей, включенных в список наследия ЮНЕСКО. Построена на месте высохшего болота. В древности в этом месте проходила главная улица Пскова, где проживали богатые купцы. Они и построили этот храм для себя в 1536 году, в XVI веке церковь была второй по величине после Троицкого кафедрального собора. Рядом протекала Зрачка — ручей, берущий начало в обширных болотах на востоке.

Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго–востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, и по контрасту форм обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи — отсюда и название часовни.

В 1570 году церковь Святителя Николая стала свидетелем кровавой расправы над местными жителями по приказу царя Иоанна Грозного, с чем связана следующая легенда: царская лошадь услышала звон Никольского колокола и встала на дыбы, за что тут же было велено его уничтожить.
Из срубленного колокола хлынула кровь, но даже этот страшный знак не остановил жестокости правителя Руси.

Блистательный образец псковской школы зодчества XVI века, храм создавался псковичами как градостроительная доминанта на важнейшей улице города — Великой (ныне Советской). Опубликованный во многих изданиях, он приобрел всемирную известность.

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть "Слово о полку Игореве". Считается, что именно здесь на русской земле зародилось христианство.
Монастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов. В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря - преподобный Василий Мирожский.
Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя Спасо-Преображенский собор, колокольню, Трапезный храм, Стефановскую церковь, Братский корпус и каменный дом, где проживают настоятели обители.

О Стефановской церкви (справа с зелёной крышей) рассказывать не буду, мне она не интересна.
Спасо-Преображенский собор середины 12 века является древнейшим на псковской земле и одним из самых древних на Руси.  Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, - всемирно известное достояние культуры и краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи. Но фрески мы не посмотрели: погода была дождливая, при такой влажности двери храма не открывают ради сохранности живописи.
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями, т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Использование «скошенных» перекрытий по бокам придаёт храму более лёгкую, изящную внешность и визуально увеличивает его высоту.

Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Это третий на сегодня объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Покровская башня находится в юго-западном углу Псковской крепости. Самая мощная крепостная башня в городе. Считается одной из крупнейших в Европе. Сооружение Покровской башни датируется 16 веком.
Она удерживала врагов более сотни лет до прихода польско-литовского войска во главе со Стефаном Баторием. В 1581 году противникам удалось пробить пятиярусную башню толщиною в 6 метров. Но русский народ был так силен и воинственен, что за ночь на месте дыры возвели новую стену, отбили все попытки атаки, и полякам пришлось покинуть псковские земли, заключить перемирие и вернуть награбленное.
До настоящего времени вокруг этой достопримечательности Пскова ведутся археологические работы. Относительно недавно в ее окрестностях были выявлены новые фортификационные сооружения, не имеющие аналогов в мире. Это еще раз подтвердило уникальность башенной конструкции.

Следующее нападение на башню произошло во время Северной войны в начале 18 века, но она была не сильно задета. Таким образом уже более 200 лет это сооружение стоит нетронутым и помнит события тех тяжелых для него времен.

Следующий памятник ЮНЕСКО: церковь Покрова и Рождества от Пролома, распложеная здесь же, в Покровском углу, в 2019 году включена  в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в номинации "Храмы псковской архитектурной школы". Причём, каждая из двух церквей прописана там отдельно. Так что, собственно, 2 памятника ЮНЕСКО.

Когда-то здесь располагался мужской монастырь который именовался Покрова Богородицы на Полонище (у Великой реки). Соборной церковью монастыря была Покровская церковь, первое упоминание о которой  предоложительно относится к 1399 году. Тогда монастырь стоял за пределами городских стен.

В 1465 году псковичи заложили деревянную крепостную стену, которая проходила от реки Великой и Покровского монастыря до реки Псковы. В известиях XVI века уже встречается указание, что монастырь стоял "в Оугле", т.е. здесь стена имела поворот и далее шла вдоль реки Великой. Угловая башня и ворота на Великую получили название  Покровских - по монастырю, который теперь уже входил в состав городской территории.

Особую известность Покровский монастырь получил во время Ливонской войны. В 1581 году во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория старцу Дорофею было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма.
В начале сентября 1581 года путем артобстрела неприятелю удалось сильно повредить Покровскую и Свинузскую башни и сделать пролом в крепостной стене. 8 сентября поляками был предпринят решительный штурм города и ситуация для псковичей складывалась совсем не лучшим образом. Когда нападавшие заняли обе башни, развернули на них свои хоругви, казалось, что враг неминуемо должен ворваться в город. В то время из города к месту ожесточенного сражения пришел крестный ход и воодушивленные небесным заступничеством Божьей Матери, защитники города героическими усилиями отбили захватчиков. До ноября 1581 года Баторий надеялся взять город штурмом, но после еще нескольких неудачных попыток, взял город в осаду, которая длилась до 4 февраля 1582 года и закончилась его бесславным уходом восвояси.
После снятия осады Пскова в 1582 году псковичи перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну - во имя Рождества Богородицы, которые объединяла общая классическая псковская звонница. С тех пор монастырь и храмы получили к своему основному названию добавку "от Пролома", как расположенные рядом с тем самым проломом в крепостной стене.
В память о героической обороне Пскова была написана знаменитая икона "Богородица Псково-Покровская".

Построена из местной известняковой плиты, обмазана и побелена. Обладает компактными размерами. Фасады четвериков и притворов не имеют декора, лишь главы и апсиды декорированы поясами, состоявшими из "поребриков" и " бегунцов".
А еще хочу обратить внимание, что церковные главы покрыты лемехом. Осиновый лемех имеет удивительное свойство светиться, сиять на солнце. Отчего покрытие кажется серебряным. И это, пожалуй, теперь уже единственная церковь в Пскове, сохранившая покрытие из натурального лемеха. А ведь это очень красиво!

Известна православная достопримечательность и своей неповторимой атмосферой. В 1966 г. на ее территории снимались отдельные сцены фильма "Андрей Рублев".

Ещё один замечательный памятник псковской школы зодчества, являющийся шестым на сегодня памятником ЮНЕСКО: церковь Богоявления Господня с Запсковья.
Церковь великолепно поставлена на высоком берегу Псковы, над Бродами. На противоположной стороне в старину было еще две Богоявленских церкви, образующих своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия.
Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье.

Архитектурная композиция - сложная, живописно-асимметричная: одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами (во имя Трех Святителей и Усекновения главы Иоанна Крестителя). К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей (16 века).


Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик - бегунок - поребрик».

Богоявленская церковь по общим габаритам плана равна Благовещенскому собору Московского Кремля.

Храм Богоявления с Запсковья считается одной из "наиболее выдающихся в художественном отношении построек древнего Пскова". Церковь стала эталонным памятником, образцом для строительства кончанских храмов и городских соборов Пскова и Псковской земли.

Мощная четырёхпролетная звонница - одна из лучших во Пскове. Она стоит у северо­западного угла церкви, примкнув к притвору, но представляет собой самостоятельный объём. Внутренние помещения могли служить в качестве складов. На иконе часовни Владычного Креста звонница увенчана тремя высокими шатрами впереди виден контрфорс, придающий ей устойчивость - он существует и сейчас.

Идею массы выявляют и отяжелевший барабан, и приделы, словно довески, прилепленные по бокам (кстати, их тут три, если вы заметили), и лепная стена, которую подчёркивают скупые узоры и проёмы, и расширяющиеся книзу стены звонницы, придающие ей устойчивость и монументальность. Хочется перефразировать слова поэта: «весомо... зримо», но не грубо, а удивительно мягко и тепло.

Замечательна композиция памятника. Церковь стоит на высоком берегу, словно выплывает по течению реки, которая её чуть-чуть огибает. Динамику создаёт звонница, выдвинутая вперёд и в сторону; она не загораживает храма. За ней разворачиваются остальные объёмы, словно привязанные к ней и друг к другу (Богоявление словно «выезжает» на звоннице). Асимметрия композиции зависит от того места, на котором стоит церковь.

Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей.

В древности храм был расписан; обнаружены фрагменты фресковой живописи.

Известный французский архитектор и теоретик архитектуры Ае Корбюзье (1887-1965), много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами, как я уже говорил, побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был именно образом Богоявленской церкви Пскова.

Примером высокого развития гражданской архитектуры может служить музейный комплекс Поганкины палаты. История гласит, что бедный бондарь однажды нашел большой клад и построил на эти деньги шикарные апартаменты. А так, как богатство, найденное случайно считалось плохим (поганым), то и новоявленного купца стали называть Поганкин. Посчитайте, сколько бы однофамильцев появилось в России, если бы эта традиция сохранилась! Я бы начал с президента, работа которого настолько тяжела, что уже 20 лет он тащит в одиночку на себе эту непосильную ношу, избавляя тем самым других от необходимости денно и нощно...


Итак, дом получил свое не слишком благозвучное название от фамилии купца С. Поганкина, построившего в XVII в. целый комплекс зданий, который включал жилые палаты, склады и цеха. Экстерьер палат полностью соответствует канонам северорусской архитектуры. Здания имеют толстые стены, окна которых как крепостные бойницы заглублены в ниши. Каменные ступени крылец, ведущие в дома, укрыты шатрами, опирающимися на массивные невысокие колонны.
Палаты представляют собой огромное сооружение. Внешне оно кажется не особо привлекательным. Однако, в то время, такое здание считалось показателем достатка и красоты. Строение отлично сохранилось до нашего времени. Реставрации подверглось лишь крыльцо дома купца.



Псковский Кремль называют «сердцем Псковской земли». Крепость расположена на части суши, где река Пскова сливается с водами Великой реки. Над величественным белым строением возвышаются золотые купола Троицкого собора. Ранее Кремль назывался «Кром». Позднее название претерпело изменения. Сейчас строение носит два имени. Крепость пережила на своем веку много битв и сражений. Она с достоинством отбивала атаки Золотой Орды, Литовского Княжества и ливонских рыцарей. Кром построен для защиты народа от врагов. Поэтому его красота заключается в мощи и силе строения.
Кром построен в конце X века на возвышенном месте над слиянием рек Псковы и Великой. Разрозненные дома, поля и земляные валы тут были и раньше — возможно, территория активно обживалась ещё во времена Великого переселения народов. Но противостоять натиску сильного противника, в частности — набегам из скандинавских стран, псковитяне без «нормальной» крепости уже не могли; так и было принято решение о постройке Кремля, способного в нужный момент собрать горожан и дать им надёжную защиту от любого врага.

Высота крепостных стен Крома в верхней точке — более восьми метров; средняя — шесть с небольшим метров. Длина по периметру (с учётом всех перепадов и выступов) — около километра. В общей сложности в ансамбле насчитывается семь башен: три, принадлежащие древнейшей части комплекса Довмонтову городу, а также Власьевская, Кутекром (Угловая), Покровская и Рыбницкая.












 








Самая интересная из башен Псковского Кремля — Власьевская (дальняя на фото). Построена она была в середине XV века на спуске к Великой реке; примечательные детали сооружения — смотровая площадка для дозорных, называемая по старой традиции чердаком, и шатёр из дерева. Когда-то через Власьевскую башню проходила единственная проезжая дорога из заречного района в центр города; несложно догадаться, что именно здесь находилась псковская таможня.


Довмонтов город. Старинный град расположен возле Псковского Кремля. Он является частью комплекса. Свое название город получил благодаря литовскому князю Довмонту. Князя считают защитником города. Покинув Литву, он поселился на русских землях. Здесь он крестился, женился и одержал большое количество побед в сражениях, защищая Псков от врагов. Именно великий князь построил второе оборонительное кольцо города. Теперь его называют «Домантовая стена». Князь возвел около кольца 18 храмов, однако после их снесли. Позже, во время раскопок, были найдены останки 2-х церквей.

Сейчас в Довмонтовом городе можно увидеть стародавние сохранившиеся постройки из камня. Огромные стены укрепления города остались частично. Однако по этим остаткам можно судить, какой силой и мощью обладал русский город. Самая большая стена в передней части Довмонтова города называется Перси. На ней находится памятный знак – щит и меч Александра Невского.


Довмонтов город еще называют «Псковсие Помпеи». Место чем-то схоже с разрушенным древнеримским городом. Здесь интересно и красиво. Тихим утром, или в дождливую погоду, когда в городе немного туристов, возникает чувство спокойствия и защищенности. Фундаменты храмов, остатки стен, купола возвышающегося далее собора, – все это ненадолго переносит в стародавние времена древнего Пскова.




Что за крест поставлен посреди поля? Это самое интересное место Довмотнтова города - вечевая площадь. А крест поставлен, чтобы её увековечить. В Новгородской республике было 3 города, обладавшие правами вечевого управления: Господин Великий Новгород, Псков и Вятка.

А это тот самый вечевой колокол.

Приказные палаты, входящие в состав Довмонтова города Псковского Кремля, построены в середине XVII века. Для возведения государственного учреждения (здесь, как и следует из названия, размещались органы власти — приказы) было использовано простое дерево, что и привело к полному выгоранию в результате очередного пожара.

Новые палаты стали уже каменными (из столь распространённого в этих местах известняка) и со стенами толщиной до двух метров. Проектировали их воевода Пётр Апраксин и дьяк Павлов; общие старания доморощенных «архитекторов» увенчались безоговорочным успехом — здание стоит до сих пор, вполне пригодное как для проживания, так и в качестве крепости. Не правда ли, красивое крыльцо?

Когда-то здесь размещалось пять «столов» — отделений, отвечавших за сбор налогов, регулирование земельных вопросов, набор ратников, судопроизводство и взаимодействие с другими державами. На первом этаже была обустроена мини-тюрьма — перевалочный пункт для колодников. На втором — сидели сам воевода и дьяк. И не боялись ведь такого соседства. 

Набережная Псковы - красивое место само по себе, но это ещё не всё: отсюда открывается самый красивый вид на Кром и Троицкий собор.  Известный псковский архитектор Владимир Николаевич Шуляковский прекрасно формулирует градостроительные константы в  проекте набережной Псковы:

«Первый – это максимальное сохранение природно-исторической среды. Далее – использование особенностей самого ландшафта с одновременным акцентированием наиболее выигрышных видовых точек, панорам и так далее. Конечная цель – создание уникальной среды и, если хотите, формирование «духа местности».


Третий обязательный принцип – это общедоступность, открытость и смешанное использование пространства. Далее – симбиоз природных и искусственных элементов, гармоничное сочетание исторического и нового. И, наконец, при проектировании мы отдавали приоритет пешеходам и велосипедистам, не забывая, впрочем, о возможности проезда обслуживающего транспорта…»
 
Давно обещанный Троицкий Собор. Виден отовсюду. Свято-Троицкий собор почти с самого начала являлся кафедральным, то есть центральным для Псковской епархии. Как и несколько веков назад, здесь проводят службы, работают мастера-иконописцы, а библиотека храма включает редчайшие древние и современные произведения.

Легенда, распространённая среди псковитян и в большой степени подтверждаемая современными научными исследованиями, приписывает заслугу основания Троицкого собора самой княгине Ольге, матери князя Святослава и бабушке святого Владимира. Таким образом, первый храм появился здесь более тысячи лет назад, ещё до крещения Руси.

Позже он был многократно перестраиваем, укрепляем и украшаем; к примеру, в середине XII века по приказу прямого наследника Владимира  - князя Всеволода храм стал полностью каменным; в качестве материала был использован опять распространённый в тех местах известняк — не слишком прочный, но вполне подходящий для «переходного» этапа.
 
Вторая перестройка после внезапного обрушения крыши состоялась в конце XIV века: Троицкий собор в очередной раз стал вместительнее, обзавёлся куда более надёжными перекрытиями и позолоченным центральным куполом. В таком виде он простоял без малого три века — вплоть до 1610 года. Парадоксально, что и в третий раз здание, фактически стоящее перед лицом врага, пострадало по «внутренней» причине: на пороховом складе Кремля случился небольшой пожар, плавно перетекший в страшный взрыв, полностью разрушивший храм и строения неподалёку. От собора остались лишь гробницы двух святых: князей Всеволода и Довмонта.

Тот собор, который мы видим сейчас, — четвёртый по счёту. Работы по его восстановлению начались в конце XVII века, а завершились уже в следующем столетии при первом российском императоре. Высота возрождённого Троицкого собора — почти 80 метров; он увенчан пятью куполами: как и ранее, центральным с позолотой и боковыми, покрытыми черепицей. На отделку главного купола, символизирующего Живоначальную Троицу и имеющего площадь более 300 квадратных метров, ушло полторы тонны сусального золота.

Рядом с храмом находится колокольня. Ее основанием послужила башня одной из стен крепости Крома. На колокольне установлены часы.


В архитектуре храма заметны традиции Московского стиля XVII века. Церковь беспрерывно работала до 1935 года, затем была закрыта по приказу советских властей. Тогда здесь функционировал антирелигиозный музей, но в 1941 году, когда город заняли немцы, храм вновь открыл свои двери для верующих. Сегодня Троицкий собор по-прежнему успешно функционирует.

Внутри собора — древний резной иконостас общей высотой 42 метра. Он состоит из 7-ми ярусов, что довольно редко можно увидеть в православии. В церквушках собора находятся такие уникальные вещи, как крест Св. Княгини Ольги.


Храм оборудован интересными 2-х ярусными окнами, отделан красивой лепниной и орнаментами. Первый этаж собора занят под усыпальницу. Здесь обрели покой служители церкви: митрополиты, епископы.
 
Барельеф славянским просветителям установлен на внешней стене собора.

Гуляя по городу наблюдали учения силовых ведомств. Правда, сначала я грешным делом подумал, что это ГКЧП организовало очередной переворот.

 
Так вот ты какая, княгиня Ольга - Хельга. Бронзовая статуя Ольги украшает Октябрьскую площадь в Детском парке. История волевой и мудрой женщины началась с ее романтичной встречи с князем Игорем, который был влюблен в нее с первого взгляда, приняв за простого лодочника. После смерти мужа руки княгини добивался даже византийский правитель, но Ольга носила траур и поклялась своему народу, что никогда больше не будет сочетаться узами брака, тем более с язычниками.

На постаменте она стоит со своим внуком Владимиром, который перенял веру бабушки, первой правительницы Киевской Руси, кто принял христианство. Ее лик выглядит строгим и непреклонным, если в религиозных источниках ее рисуют справедливой и исключительно положительной личностью, то согласно историческим документам княгиня была жестокой и беспощадной. Тем не менее она любима и уважаема жителями, а ее образ здесь неоднократно воспет и увековечен.

 
Итак, в заключение диагноз: для нас всё ещё необычайно справедливы слова Н. К. Рериха: «Но нам ли искать красивое? До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам, красивый Псков и то мало знаем. Никого не тянет посидеть на берегу Великой перед лицом седого Детинца; многим ли говорит что-нибудь название Мирожского монастыря, куда следует съездить хотя бы для одних изображений Спаса и Архангела в приделах. Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей, как всё это красиво, как всё это близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами… И как мало всё это известно большинству. Ведь стыд сказать: местная администрация, местные власти часто понятия не имеют об окружающей их старине. Не с гордостью укажут они на памятники, близ которых их бросила судьба и которыми они могут наслаждаться; нет, они, подобно захудалому мужичонке, будут стараться скорее отделаться от скучных расспросов о вещах, их пониманию недоступных, и карты и сплетни куда важнее для них всей старины, вместе взятой. Откуда же тут возьмётся здоровая почва? Откуда сюда придёт самосознание?"




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...