пятница, 9 февраля 2024 г.

По Ивановской губернии. Иваново. Часть 5. Конструктивизм.

 

9.09.1923. 

Особенность, которая бросается в глаза — отсутствие привычного исторического центра. В Иванове не найти район с концентрацией типичных для Центральной России мест: кремлем, старинными особняками, и церквями с золотыми куполами. И на это повлияло два фактора.

Во-первых, город появился в результате слияния села Иванова и Вознесенского посада, которые располагались на разных берегах реки Уводь. Река была их окраиной. Поэтому на ней строили промышленные фабрики. После объединения поселений эти мануфактуры оказались в центре города. До сих пор они занимают большие площади на обоих берегах. 

Во-вторых, в Иваново, как я уже писал в предыдущей части, особо рьяно боролись с церквями, потому что город считался одним из центров революционного движенияВведенский женский монастырь на Шереметевском проспекте - один из немногих, избежавших полного разрушения. 

Церковь в честь Введения Богородицы — памятник архитектуры начала XX века. Построена по проекту архитектора П.Г. Бегена на средства, собранные горожанами. В этом храме в 1918-м году служил Патриарх Тихон. Долгие годы в храме располагался государственный архив, в Никольском приделе был устроен туалет, установлены перекрытия, сняты кресты. Чтобы вернуть храм верующим, 16 дней продолжалась голодовка 4 женщин — членов православной общины Введенского храма. Благодаря им в 1990 году храм был передан Русской Православной Церкви. 27 апреля 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ об учреждении Свято-Введенского женского монастыря. Вокруг церкви построили много корпусов. В монастыре вместе с подворьями 170 насельниц.


Одно разрушили — другое построили. Ну не терпит природа пустоты... В Советском Союзе Иваново стал флагманом конструктивизма. Футуристичные дома и целые кварталы появлялись один за другим. В Иванове есть Первый и Второй рабочий посёлки. Это - второй.


При строительстве таких посёлков использовалась и концепция «городов-садов» Эбенизера Говарда, активно муссировавшаяся в начале 20-го века в мировом архитектурном сообществе. При домах имелись небольшие усадебные участки, росли плодовые деревья.


Словосочетание «советская архитектура» вызывает ассоциации с отвратительными панельными «человейниками», тесными «хрущевками» и серостью. Но вплоть до прихода к власти Хрущева в нашей стране делали достойные дома. 

Дома построены по одному проекту, поэтому похожи друг на друга, как близнецы. 


Близнецы, но не двойняшки. Клочки земли придворовой территории жители по разному обустраивают. Некоторые забрасывают совсем


или устраивают пикниковые зоны, совмещённые с кладовками для не нужных вещей.




Ещё один вариант для обитателей - внести изменения в первоначальный замысел архитектора. Если он планировал создать город-сад, где все люди - братья, живущие в мире и согласии, совместным трудом облагораживающие свой быт, входящие в дом через одно центральное крыльцо, 

то он глубоко заблуждался. Собственнические инстинкты никак не перечеркнуть, не поддаются люди перевоспитанию в духе коммунистической морали. Как говаривал классик: "Квартирный вопрос москвичей (в данном случае ивановцев) испортил (М.Булгаков, "Мастер и Маргарита"). Прорубили с торцов отдельные входы, оборудовали лестницами и верандами. И если на фото ниже ещё не самый плохой вариант, по крайней мере эстетично:

    то у жильцов соседних домов руки растут из другого места и получается то, что получилось: 

Пусть к дому теперь противно подходить, зато у каждого появился свой собственный отдельный вход.

Судя по обилию таких торцевых пристроек, явление носило массовый характер.


Улица Октябрьская, дом 3, 185-ти квартирный дом во Втором рабочем посёлке. К концу 1920-х годов стало понятно, что малоэтажной застройкой по типу посёлка Арсения в Шуе жилищную проблему не решить. Застройку посёлка, начатую двух-трёхэтажными домами заканчивали уже двумя большими конструктивистскими зданиями. Заказчик строительства - РЖСКТ "Второй рабочий посёлок", автор проекта - ивановский архитектор В.И. Панков.







Пройдёмся по соседним домам. Чем-то мне неуловимо напомнило Швейцарию с балконами, опоясывающими дома.


Когда-то это выглядело красиво. Насчёт охраны государством они погорячились. Вот здесь тот случай, когда уместнее сделать  мною критикуемую надпись: "Подлежит охране". Надо бы, знаете ли, поохранять, но руки ещё не дошли...

В 1920-е годы Иваново-Вознесенск, пролетарский город, претендовал на звание третьей столицы. И здания в то время здесь строились соответственно статусу, заметные, по индивидуальным проектам. Работали здесь и местные, и столичные архитекторы. По конструктивистской моде той поры здания получали имена: Дом-корабль, Дом-подкова, Дом-пуля.

Проспект Ленина, дом 53. Легендарный Дом-птица. Построен в 1928-м году по проекту В.И. Панкова. В плане здание на самом деле напоминает летящую птицу. Здание построено для размещения в нём школы.

Сама школа существует с 1918-го года. Первая единая Советская трудовая школа в Иваново - Вознесенске, была создана на базе бывшего реального училища. В 1928-м году школа переехала в это здание и получила название "первая Советская школа второй степени имени Десятилетия Октябрьской революции". Учеба в школе длилась 5 лет. Пятая группа соответствовала 9-му классу. В школе был ряд направлений: счетно-бухгалтерский, текстильный, фармацевтический, чертежный и др. В 1930-м году, школа стала называться 14-я фабрично-заводская семилетка, а в 1932-м - фабрично - заводская девятилетка №3. С 1943 по 1954 в СССР было раздельное обучение, в это время школа была женской. Сейчас это гимназия № 32.

Обсерватория, расположенная на одном из "крыльев" придаёт зданию асимметричность.


«Дом-корабль» жилищно-строительного кооперативного товарищества Второго рабочего поселка - жилой дом, состоящий из двух корпусов. Один из них расположен вдоль проспекта Ленина, второй - вдоль улицы Шестернина.  Построен комплекс в 1929—1930 годах архитектором Д.Ф. Фридманом. Мы зашли с "носа", на "корме" видна "рубка".

Главный корпус предназначался для начальства. Первый этаж имеет сплошное остекление, имитирующее водную гладь, отделяющую «корабль» от земли. Ленточные балконы - палубы на 5-м этаже. Скошенная северная часть имитирует нос корабля. Важными композиционными акцентами являются членящие фасад треугольные эркеры и угловые балконы. Главный корпус имеет 39 однокомнатных квартир и 77 двухкомнатных. Изначально главный корпус был серого цвета, как военный корабль. Потом перекрасили в бордовый.

Второй корпус «Дома-корабля» иронично прозвали «баржей», предназначался он для людей попроще. В доме 96 двухкомнатных квартир.


Элементы стиля "модерн" 1980-х годов:

Не надо думать, что Иваново - сплошной конструктивизм и модерн (хотя по числу конструктивистских зданий город занимает второе место в России после Москвы). Попадаются и классического стиля здания:

 и особняки 19 века:



Обычно я очень неохотно снимаю современные скульптуры, в обилии появившиеся в 90-е годы на "Арбатах" многих городов. Слишком они похожи, эти улицы, и вопреки желанию создателей не выделяют город, а унифицируют его. Но в Иваново нет такого "Арбата" от слова "совсем". А этот персонаж по мотивам мультфильма Ю.Норштейна "Ёжик в тумане" на пустынной улице показался мне весьма симпатичным.

Всё-таки золотые руки у ивановцев.

И народ очень приветливый, общительный. 

Чтобы закончить тему конструктивизма, переедем на железнодорожный вокзал. Осмотр вокзалов уже стал традицией нашего ивановского вояжа. Железнодорожный вокзал был построен в 1933-м году по проекту московского архитектора В.М. Каверинского. 


К протяжённому прямоугольному одноэтажному объёму пассажирского зала на флангах примыкают поперечно ориентированные трёхэтажные корпуса, где размещены вокзальные службы и лестничные клетки. При этом фасад узкого левого (со стороны площади) корпуса находится в плоскости фасада основного объёма, а более широкий правый корпус выступает в виде ризалита.

 Геометрические асимметричные объемы вокзала были подчеркнуты окнами различной формы: ленточными, вертикальными окнами-витринами и круглыми проемами. Главный вход в здание вокзала расположен между двумя низкими полукруглыми эркерами, а площадка перед ним перекрыта консольным бетонным козырьком. Вокзал отреставрировали в 2020 году и он стал одним из заметных примеров реставрации конструктивистской архитектуры в России. Современная версия вокзала — максимально близкая к историческому облику.


Работая на железной дороге, я повидал много вокзалов. Но то, что мы увидели в Иваново, заставило нас замереть в трепетном восторге и мы едва успели поддержать челюсти, чтоб те не отвалились. Все те вокзалы, которые я расхваливал ранее, даже Шуйский, внезапно стали выглядеть бледно в моих глазах.

Посудите сами:



Пространство основного объёма занято огромным пассажирским залом, разделённым на две различные по функции части поперечной перегородкой с широкими проходами. В левой расположены кассы и выходы в город, на перрон, в ресторан и т.д.; 


в правой — зал ожидания. 

В подвальном этаже, куда ведут расположенные в эркерах лестницы, находятся камера хранения и другие подсобные помещения. 

Старинный ткацкий станок в центре синего зала - чтобы не было сомнений, что вы приехали в Иваново.

Но какой же шикарный интерьер! Ласкают глаз узоры знаменитого ивановского агиттекстиля на колоннах в зале ожидания, и никакой серости т.н. корпоративного стиля ОАО "РЖД". Разве что на указателях присутствует. Ну не могут железнодорожники без ложки дёгтя в бочке мёда.



Мозаика а-ля 30-е годы прошлого века:

Панно и картины, напоминающие о роли Иваново-Вознесенска в революции 1905 года:


Деревянные скамейки изготовлены по оригинальным чертежам архитектора Владимира Каверинского.

В каждой оборудованы электрические розетки для зарядки гаджетов. Этим, увы, не могут похвастаться многие столичные вокзалы, например, Ярославский.

Колонка связи с экстренными службами тоже не обошлась без железнодорожной серости,

как и пункт подзарядки мобильных устройств:


Современно оформленные информационные стенды рассказывают о достопримечательностях города и области, истории строительства железной дороги и прочих интересных вещах. Как-никак ворота города.



Даже фольклора немного, только непонятно, почему в столице текстиля на гербе не ткачиха, а пряха.



На территории вокзала есть и красный зал, где периодически проводят выставки. Скамейками он не оборудован, к тому же вокзал вообще не очень загружен, поэтому по большей части зал пустует.



Лишь манекены в углу напоминают о назначении красного зала.

Девушка! Вам помочь?

Затолкали славянки бедную "шоколадку", да ещё и руки оборвали...

Неплохая получилась компания:


На этом мы заканчиваем с конструктивизмом и перемещаемся в музей советского автопрома. Но об этом - в следующий раз.














Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...