вторник, 9 июля 2019 г.

Путешествие в Лихтенштейн. Сказки городка Штайн-Ам-Райн


Путешествие в Лихтенштейн. Часть 1-я. Сказки городка Штайн-Ам-Райн - топ-1 в рейтинге швейцарских деревень. 30 сентября 2015 г., среда. день 13-й.

С вечера спланировали следующие два дня нашего путешествия. В связи с необходимостью дочке 2 дня позаниматься с руководителем её проекта в университете Лихтенштейна, мы спланировали путешествие на Восток Швейцарии с тем, чтобы вечером, к концу первого дня занятий, семья воссоединилась в этом княжестве. С утра дочка уехала в Лихтенштейн на поезде, а мы, отоспавшись, выехали в том же направлении, что и вчера: через Шафхаузен, где накануне были у Рейнского водопада. Цюрих - Штайн-Ам-Райн: 114 км. До промежуточной цели нашего путешествия от водопада остаётся всего 19 км в сторону Боденского озера, откуда вытекает Рейн. На этот раз по автобану, поэтому таможня не останавливала.
Довольно быстро доехали до Штайн-Ам-Райна. Переехав по мосту через Рейн, сразу оказались в центре городка. Тут же нашли платную парковку на 4 машины.
Штайн-Ам-Райн был основан еще во времена Римской империи, но известность приобрел в XI веке, когда император Генрих II заложил здесь бенедиктинский монастырь Св.Георгия.  Присоединение города к Швейцарской Конфедерации состоялось в XV веке.
Из воспоминаний счастливого советского детства: каждое воскресенье к одиннадцати утра наш двор вымирал. Нет, бабушки-старушки на лавочках никуда не девались, но вот визги, крики и прочий шум, производимый детьми, исчезал напрочь. Часа на два. А всё потому, что начиналась передача «В гостях у сказки».
С тех пор я слегка подрос. И даже набрал десяток-другой лишних килограммов. Это к тому, что морда стала шире, а сказки стал воспринимать исключительно как дополнения к анекдотам. И в жизни бы не подумал, что где-то в мире есть городок, где сказки живут в каждом доме. Вернее не в доме, а на домах. Итак, господа, добро пожаловать в Штайн ам Райн.
Выйдя из машины, потеряли дар речи: мы оказались в картинной галерее под открытым небом.

Таких сказочных городков я ещё к тому времени не встречал. Уже потом я побывал в Роттенбурге-на-Таубере. Но последний сказочен по-другому: фахтверх и рождественские игрушки. А здесь: фрески на самые разнообразные сюжеты.
Итак, Штайн ам Райн. Всего пятьсот метров в длину. В ширину и того меньше. Квартал в одну сторону и упираешься в Рейн. Квартал в другую, и обзор на зелёные поля. Зато в самом центре, как и положено в каждом городе, стоит ратуша. Само здание ратуши (Rathaus) относится к 16 веку. Долгое время она использовалась в качестве торгового дома. Зал совета был преобразован в музей и содержит коллекцию старых городских документов, оружия, доспехов, а также символов и гербов города Штайн ам Райн.

А площадь, значит так и будет называться «Ратушной». Во всяком случае, немецкий знать не нужно, чтобы перевести слово Rathausplatz.

От неё мы и начнём своё путешествие по сказкам.
Сказка первая. Кровожадная, но почти русская народная. Георгий Победоносец чморит злющего-презлющего Змия. Все её знают, поэтому расскажу вкратце.
Повадился, значит, в стародавние времена некий Змей Горыныч таскать девок у жителей Бейрута. Имя змия может варьироваться, но место действия изменить нельзя: в Библии прописано. Я уж не знаю, почему зелёный по женщинам сох, то ли они были мягче и слаще на вкус, то ли у него ещё какой свой интерес был, но от полной безнаказанности затребовал этот зверь царскую дочку.
- Или её одну, или сожру всех! А кого не съем, тех понадкусываю.
Понятное дело, в городе плач и слёзы. И вот, в момент передачи выкупа, появляется с небес Георгий Победоносец. На белом коне. Наехал на Змея недуром. Одним копытом в морду. Другим в пах. Остальными наступил на хвост. Пока Змей решал, куда бежать, копьё подоспело.

Зная место действия, а если помните, это был Ближний Восток, смею уверить: шашлык получился отменный.
Потом на радостях, да по-пьяни жители города решили принять христианство. Этим, собственно, Святой Георгий и прославился. Прославился настолько, что каждый второй город решил эту легенду принять в качестве городского герба. Ну, первый город, это понятно, Штайн ам Райн. Раз мы о нём говорим. О других догадайтесь сами, надеюсь, тоже много, где бывали. Кто мало, рекомендую посетить Осетию.
Уж если герб принят и утверждён собранием депутатов, то где он должен красоваться? Правильно, на городской ратуше. Наняли жители талантливого художника и расписали все стены под картину маслом. Георгий Победоносец получился, правда, вполне современным. Я говорю о современниках художника, а не о нас с вами. Шестнадцатый век всё же на дворе. Поэтому видим, что на коне сидит типичный рыцарь в титановых железных доспехах по полной моде того средневекового времени. Но картинка получилась красочной. Сколь Змий пламенем не плевался, всё равно ему каюк.

 Встаём к ратуше спиной. Перед нами красуется практически единственная улица города: Unterstadt. Почему единственная? Да потому что все остальные - сплошные переулки и подворотни. Зато каждый дом на ней не просто так, а конфетка. Сказочная конфетка. Но её мы съедим чуть позже, когда погода наладится. А пока: "бросим мир и уйдём в монастыр. Тыр-тыр-тыр". Помолиться о погоде и удаче в путешествии.
Klostermuseum St. Georgen. Это бенедектинское аббатство — один из наиболее сохранившихся средневековых монастырей Швейцарии. Оно сыграло ключевую роль в становлении города.

 

Монастырь был основан в римский период и претерпел существенные архитектурные изменения с 15 до начала 16-го века. После реформации монастырь закрыли, а церковь стала приходской. Сам монастырь превратился в городской музей.
Наибольший интерес представляют готическая галерея и цикл фресок в так называемом торжественном зале, одни из ранних свидетельств Ренессанса в северной Швейцарии. Но несмотря на то, что нас в музей активно зазывала билетёрша, весьма недурно изъяснявшаяся по-английски, мы, наобещав ещё вернуться, пошли гулять по монастырскому двору.

Монастырское здание передо мной датируется 1002-1007 годами!!!


В результате исследований обнаружили в стене, выходившей к реке, не запертую дверь, по-нашему - калитку. 

Конечно, шансом мы воспользовались, хотя при солнечной погоде кадры получились бы лучше. Они и получились, но чуть позже.




Почему-то в монастыре старину и спокойствие ощущаешь, а сказки нет... Не обращали внимание, что ни в одной сказке монастыри не упоминаются и монахи персонажами не являются? Церковь жила отдельно, миряне - отдельно. И не всегда мирно. И сказок монахи не писали: всё больше летописи, да священные писания переписывали: не до мелочёв было. Да и не разрешалось затворникам на описание жизни мирской и светской бумагу переводить, кропать о чём-то окромя жития святых. "Ох, житие мое..." Я даже удивляюсь порой, как у нас могли в стенах монастырей родиться Лавренёвская и Ипатьевская летописи, "Задонщина", "Слово о полку Игоревом" и пр. шедевры. В прочим, новейшие исследования доказывают, что последние два были написаны не монахами, а самими князьями. Нестор - литературный псевдоним. А народ, сочинявший сказки, мало интересовала жизнь монашеская.


Поэтому снова возвращаемся в мир, в город, в гости к Сказке. Собственно, положа лапу на самое сокровенное место, Штайн ам Райн городом как таковым не является. Это если по закону. В Швейцарии городом считается поселение, если в нём насчитывается никак не менее десяти тысяч жителей. Здесь обитает всего три тысячи. Но по понятиям живут не только у нас. Из любого бумажного уклада всегда можно сделать исключение. Особенно, если очень сильно хочется. Касаемо Штайн ам Райна хочется очень-очень. Потому что каждый дом в нём идеален. Как произведение искусства. Причём ещё тех, далёких времён. Городу-то почти тысячу лет стукнуло.
Сразу за мостом через Рейн домом "У черного медведя" / “Zum Schwarzen Bär” открывается следующая страница разноцветной книги Штайна.


 Возвратились на ратушную площадь. Vordere Krone, "Передняя корона".
Этот импозантный и живописный дом служил в качестве жилого и как коммерческое учреждение. От выделяется на фоне других домов необычно широким выступом крыши. Первое упоминание об этом доме относится к 1398 году. В нем до сих пор сохранилось старинное убранство в стиле ренессанс.

Фасад здания был расписан в 1734 году, а магазин внизу открылся в начале 20-го века.
 


Дом «У красного быка» — старейшая таверна в городе Штайн-ам-Райн (с 1466 года). Эркер и фрески были добавлены уже в 17-м веке: в 1615 году местный учитель и художник A.Schmucker расписал фасад на библейские мотивы. Внутренний интерьер дома также весьма примечателен.

В загривке быка уже точит мулета. Где только они набрались вульгарщины типа коррид?  Напомню: мы в Швейцарии, а не в Испании и Португалии.

Тема эркеров заслуживает отдельного обсуждения. Вот, например, гостиный двор «У солнца» (справа на фото на верхнем этаже фахтверх с зелёными ставнями). Выделяется среди себе равных массивным эркером на уровне второго этажа. Эркеры, вообще, очень интересные архитектурные запчасти. А главное, у них очень разнообразное предназначение. Во многих городах, и это самое распространённое, их использовали в качестве оборонительном. С них хорошо было ворогов мочить на дальних подступах к дому. Иногда, как, например, во всеми туристами любимой Праге, их использовали в качестве туалетов. То есть мочили не в переносном, а буквальном смысле. Зато в Штайн ам Райне назначение только единственное. Эстетическое. Эркер строили как декоративный прибамбас, чтобы потом хвастаться крутизной и богатством. Кстати, «У Солнца» - самая старая гостиница в городе. И, кажется, она до сих пор действующая. Когда-то при строительстве ей заложили три этажа. Но потом в 1659 году добавили сверху мансарду в фахверковом стиле.

Но фишка этого дома, как и любого другого в Штайн ам Райне, это рисунки на фасаде по сказочному поводу. Итак, сказка номер два.
Подваливает как-то раз Александр Македонский к Диогену.
--- Мужик! Ты чё, самый умный?
--- Типа, да.
--- Раз ты такой умный, то почему такой бедный? И какого лада в бочке сидишь?
--- Ты кто вообще такой, чтоб вопросы задавать?
--- Я царь. Я всемогущ и могу исполнить любое твоё желание.
--- Слышь, царь! Свали отсюда. Ты мне солнце загораживаешь…

Солнце, нарисованное на фасаде дома «У Солнца» не заслонить никому.
Продолжаем тему эркеров. В 1707 году в городе разгорелся нешуточный скандал, который вошёл в анналы истории под названием «Эркерного спора». Дело было так. Хозяин дома «У черного ворона» решил сделать косметический ремонт. Поклеить новые модные обойчики. Заодно и рамы на окошках поменять. Но, то ли руки кривые попались у подмастерьев, то ли дом от старости рушиться начал. Короче, окно выпало. Совсем.
Что делать? Умный строитель из столицы (суб-субподрядчик) предложил решение:
--- А давайте мы эркер зафигачим? Защемим балки и на них конструкцию разместим. Будет красиво и понтовито. А стоить тебе это будет…
Сумма оказалась большой, но не запредельной.


В итоге появился массивный и красивый эркер. Дальше события развивались по классическому сценарию зависти:
--- Не нужно мне, Господи, корову. Сделай так, чтобы у соседа сдохла.
Кляуза бургомистру с требованием снести новодел и не портить улицу.
Вызывают хозяина «Чёрного ворона» на ковёр в ратушу.
--- Своевольничаешь?
--- Никак нет. Дом мой? Мой. Ремонт имею право делать, никого не спрашивая? Имею. А согласно Бернскому уложению, все площади, что нависают над улицей, даже налогом не облагаются. А будете прижимать, я в Страсбургский Суд по правам человека обращусь!
Судили да рядили долго. Но так-таки постановили:
--- Хозяин дома был в своём праве.
Дальше пошла цепная реакция:
--- Если ему можно, а я чем хуже?
 И появились эркеры по всей улице. И в доме «У Оленя» (слева на фото), и в «Передней короне». Короче, каждый, кто мог заплатить за перепланировку, её сделал.



 Погода между тем разыгралась.

Ещё одно очень интересное здание на Ратушной площади: Zum Weissen Adler, дом "У белого орла". Он стоит совсем рядом с ратушей, а украшают его самые старые фрески в городе, созданные в 1520-30 гг (предположительно - Томасом Шмидтом) в стиле раннего ренессанса. Впервые этот дом упоминается в 1418 г. На фасаде нарисована не одна сказка, а целый сонм поучительных историй.



Вот, например, бородатая-пребородатая сказка. Типа о том, как батяня учил своих неразумных детишек держаться вместе и не лаяться по пустякам. Дескать:
--- Сыночки мои дорогие, наломали вы дров, перелопатив кучу прутьев поодиночке. А попробуйте – ка сломать вязанку хвороста?
И картинка показывает, как братаны пытаются таки переломить охапку. Но ничего у них не получается. И не получится, потому что службу они явно не в десантных войсках проходили, и кирпичи об голову ломать не приучены… Опыта маловато. (Левая фреска).

Следующая история в наших краях не сильно известна, потому что славяне некрофилов всегда недолюбливали.
Но нам известны две других, по мотивам которых эта конкретная сказка и была придумана. За основу принята библейская притча о царе Соломоне и двух матерях, которые сына делили. Помните? Это когда Соломон принял решение «от противного» и приказал для выяснения обстоятельств младенца разделить пополам. И добавили к ней чисто швейцарскую примочку а-ля меткий стрелок, и по совместительству бандит и разбойник Вильгельм Телль (правая фреска).

Итак, пересказываю своими словами, что получилось:
Помер, значит, однажды крутой мэн, типа нефтяной  или стальной магнат, а может просто новый русский, внезапно. Не оставив завещания. А так как мужик был многодетным, то наследничков набралось тоже немало. И начали благородные сыночки папашкино наследство дербанить. Переругались, понятно. Для выяснения всех обстоятельств обратились в суд. Судья был понятливым. Судил по совести, но не без доли чёрного юмора. Поэтому вынес постановление в духе Соломона:
--- Значит так, наследнички! Выкапываете труп своего отца. Ставите к стеночке и начинаете в него стрелять. Кто первым в лоб ему стрелой засветит, тот наследство и огребёт…
 На картинке, что на доме красуется, как раз и нарисовано, как жмурика выкапывают, да расстреливают.

Чем сказка кончилась? Дык всё по классике. Один из сыновей возмутился:
--- Не буду я стреляти в труп своего батяни, хоть ты тресни.
Вот ему всё наследство и досталось, как самому почтенному сыну и замечательному гражданину своей родины.
И царь Соломон, кстати, отдал ребёнка той женщине, которая отказалась делить ребёнка пополам и в слезах уступила было его сопернице.

А вот намалёвана сказка из жизни королевских особей и шутов. История тёмная и непонятная, потому что аналога в русских сказках нет.
Жили-были в тридесятом царстве, в Европейском правовом государстве король со своей королевой. Дальше история поворачивается по классической анекдотичной схеме:
--- Возвращается муж из командировки…
Короче, король цеплялся рогами за каждую низковисящую ветку. И не то, чтобы король догадывался об этом. Просто слегка подозревал. Хоть и принимал пыль от рогов за перхоть после употребления неправильного шампуня.
Однако на всякий случай решил он убедиться в верности своей супруги. Раз у нас сказка, то и методы выведения неверных жён на чистую воду тоже будут сказочными. Подсуетился король и привели ему во дворец волшебный детектор лжи. Конкретного хищника в облике льва.
Работала система так: нужно было засунуть руку в пасть зверю и произнести слова. Если правда, то ничего особенного не произойдёт. А если соврёшь, то Лёва ручонку-то и откусит. Простой и надёжный метод. Нам бы такой, только без последующей пенсии по инвалидности, а то никакого бюджета не хватит на выплаты трём четвертям населения страны. ОАО "РЖД" полностью останется без рукастых руководителей всех уровней. Депутаты тоже лишатся возможности сонно пальцем в носу ковыряться. Правительственные чиновники из жуликов с неограниченными возможностями превратятся в людей с ограниченными возможностями. А пресса и телевидение? Это ж 100%-е инвалиды поголовно! Гайцам, опять же, будет нечем палку-кормилицу держать. Ой, что начнётся! Нет, нельзя нам такой детектор.
И вот, значит, настал час икс. Именно он и изображён на фресках. Королева суёт руку в клыкасто-зубастую пасть и говорит:
--- Я люблю исключительно того мужчину, который рядом со мной.
И… ничего не происходит.
Король доволен. Шута, который трётся рядом с королевой, никто всерьёз не воспринимает. А зря. Шуты, как известно изо всех сказок, всегда самые шустрые.

Сарацин швейцарцы в глаза не видели, в итоге по рассказам жителей соседних стран получился кровожадный туземец-папуас, обвешанный саблями. Вы мне покажите ради любопытства хоть одного туземца, владеющего саблей. Они всё больше каменными копьями интересуются. Максимум - бумерангом и томагавком.

Stadtbrunnen, Городской фонтан. Также носит завание Marktbrunnen - рыночный фонтан. На этом месте он находится с 16-го века. После реставрации в 1601 году на фонтан добавили статую штайнского воина. За ним находится розовый дом: это Meise. Этот дом имеет скромный фасад с классическим треугольным фронтоном. Хорошо оттеняет другие дома и вносит некое разнообразие во внешний вид площади Rathausplatz. Роспись дома была создана в 1924 году А. Шмидтом и Н. Кнехтом.

Легенд про этого бойца я не слышал, да и судя по виду, не очень пацан жалует ратную службу: тяжело опирается на щит и с трудом держится за фонарный столб, не понимая где он и куда ему идти.


Дом "У черного рога". Внушительное пятиэтажной здание на углу улицы, с дополнительной фахверковой надстройкой и изящным эркером, достроенным в 1515 году. В этом доме родился Йоханн Рудольф Шмидт, позднее - барон фон Шварценхорн, который был кайзеровским послом к турецкому султану в 1629-43 гг. Это его везут в карете. И именно этому султану писали знаменитое письмо запорожские казаки на картине Репина. Но последний факт случился несколько позже, а тогда, как видно на фреске, казак сопровождал к султану посла. Точнее, указывал дорогу. Или возглавлял охрану. Да уж не засланный ли это казачок? Откуда вообще появились на картине запорожцы?! Причём костюм казака прописан довольно точно.

Дом с названием «Пеликан» украшает чудная иллюстрация древней легенды о самопожертвовании, согласно которой пеликаны при голоде расклевывают себе грудь, чтобы выкармливать птенцов собственной кровью.
 
 
 
 


Brodlaube (справа белого цвета). Это массивный угловой дом 14-го века со ступенчатым фронтоном, типичными дверьми для подъема тяжестей наверх и импозантным фасадом. Предположительно, здание служило пивной для дворян примерно до 1500 года. Позднее оно было центральным торговым залом пекарей и ремесленным домом гильдии мельников и пекарей. Какое то время оно даже использовалось для собраний пиетистов и в качестве городской гимназии.


Вообще, там в городе много чего ещё нарисовано. Дом «У каменного винограда». Он служил и жилым, и торговым домом. Внешний облик дома сложился к 17-му веку. Четырехугольный эркер был сделан в 1688 году. В 1900 году C. Schmidt расписал фасад, изобразив Иисуса и Калеба в стране, "где молочные и медовые реки". Внутри дом богато украшен лепниной и медальонами.
И что мы видим? Два пацана тащат огромную кисть винограда. Наперевес. Как охотничий трофей. По идее они находятся в волшебной стране, где молочные реки и медовые берега (не путать с кисельными из русских сказок). Я был очень сильно разочарован: по моим представлениям трудиться в такой стране совсем не нужно. А мужики согнулись от тяжести.


Дом «У ворона». Примечателен скорее не сам дом, а эркер. Массивный, с изображениями черного ворона. Несанкционированное строительство именно этого эркера в 1707 году и вызвало так называемый эркерный спор, о котором я только что писал.

Снизу эркерные консоли украшены маскеронами.

Сворачиваем налево, к набережной Рейна. На ней где-то должен находиться информцентр. Чем дальше от Ратуши, тем дома проще.

Но интересных деталей меньше не становится, только смотришь уже не вверх, а под ноги


и по сторонам.
 

Рейн при солнечном свете преобразился. Остров Werd и провостерия Wagenhausen.
Это маленький островок на Рейне в нижней части Боденского озера имеет долгую историю. Самые ранние находки относятся к группе местных жителей. На протяжении полувека капеллу «Otmarskapelle» охраняли францисканские монахи. Провостерия Wagenhausen является другой достопримечательностью острова.
Весьма интересна ранняя история монастыря, поскольку она хорошо показывает конфликты, возникшие после реформации, пришедшей из Hirsau (район города Кальв в Германии). Колокол, отлитый в 1291 году является одним из старейших рабочих колоколов в Швейцарии.


Начиная с 1200 года, замок Hohenklingen возвышался над маленьким городком Штайн-ам-Райн. Недавно замок был полностью отреставрирован, теперь в нем открыт ресторан. Обратите внимание и на маленькую церквушку с розовыми часами и колокольней.

Информационный центр мы нашли, но он оказался закрыт на обед. Посмотрели на сувениры, взяли доступную литературу и вернулись на центральную улицу. При солнечном свете фрески заиграли другими красками.
Его немецкое название – «Stein-am-Rhein» – переводится как «камень на Рейне».

#switzerland #news #швейцария #новости #schweiz https://business-swiss.ch/goroda-shvejtsarii/shtajn-am-rajn/







Время к обеду, потянуло к ресторанам.



Ещё раз засланный казачок, теперь при другом свете.

Помимо роскошных фресок, Штайн ам Райн радует глаз и фахверком не менее высокой пробы.

Слева на снимке - Нижние ворота (Undertor). Ворота существуют с 1367 года, а вот старый часовой механизм в 1908 году был заменен на новый. 
Старая советская книга, посвященная вопросам реставрации памятников, приводила Штайн ам Райн в качестве образцового примера кропотливой комплексной научной реставрации города, пострадавшего в годы Второй мировой войны. Вот и эта башня с часами несёт следы реставрации. Её восстанавливали. И совсем не террористы в этом виноваты. Просто городу слегка не повезло, что он расположен у немецкой границы. Швейцария, хоть и была нейтральна во Второй Мировой войне, но попробуйте объяснить это американцам? Летели бомбардировщики в феврале 1945 года на врага. Слегка заблудились. Оно понятно: американцы и сейчас плохо учат в школе географию. Согласитесь, не домой же боезапас тащить? Вот и отбомбились по первому, что подвернулось под руку. А то, что под руку подвернулись друзья, так что? Нечего жить там, где мы летаем…
Они, конечно, выделили после деньги на реставрацию, но не свои, а из немецких репараций. Когда родился американец, евреи с хохлами надели траур. Ортодоксальные евреи, кстати, до сих пор его носят.


Женщины-рыцаря я доселе не встречал. Да ещё с ребёнком. И с алебардой, которая изобретена позже. И с табличкой: "Не прикасаться". Вот недотроги! Даже в доспехах в своём репертуаре.










Выходим на мост, чтобы полюбоваться Рейном и аббатством Св. Георгия.


Видите слева проход из монастыря к реке? Рядом скамейка. Вот на ней мы в конце-концов и расположились на обед, продолжая традицию трапезничать на берегу Рейна в самых живописных его местах.






Ну а мы отправляемся дальше - в Констанц. Он по пути от Штайн ам Райна к Лихтенштейну. Но об этом - во второй части рассказа о сегодняшнем дне.











Его немецкое название – «Stein-am-Rhein» – переводится как «камень на Рейне».

#switzerland #news #швейцария #новости #schweiz https://business-swiss.ch/goroda-shvejtsarii/shtajn-am-rajn/












Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...