пятница, 18 октября 2019 г.

Фрайбург - драгоценный камень Германии, и жизнерадостная столица Шварцвальда.


Фрайбург - самый солнечный город, он же драгоценный камень Германии, он же жизнерадостная столица Шварцвальда. 3 октября 2015 г., суббота. день 16-й.

Фрайбург (Германия) находится на юго-западе страны, а именно в регионе Баден-Вюртенберг. Также населенный пункт является столицей Шварцвальда. Из-за удачного географического расположения Фрайбург называют драгоценным камнем Германии, ведь построен он на краю живописной природной зоны с красивыми ландшафтами и чистейшим горным воздухом. Считается самым солнечным городом Германии.
Базель - Фрайбург: 71,5 км по скоростной трассе А-5. Это был мой первый визит во Фрайбург. О следующем посещении я писал раньше, в отчётах за 2016 год. Историю города и сведения о некоторых достопримечательностях, которые уже описал, повторять не буду. Расскажу о том, о чём не рассказал ранее. Пока мои девочки занимаются шопингом, я знакомлюсь с городом.  Прежде всего разберёмся с его названием. Дело в том, что на карте мира есть несколько населенных пунктов с аналогичным названием – в Нижней Саксонии и в Швейцарии. Чтобы не возникало путаницы, немецкий город принято называть Фрайбург-им-Брейгсау (в местности Брейгсау находится населенный пункт). Интересный факт: Фрайбург признан одним из наиболее комфортных для проживания населенных пунктов в Германии. Местные жители с легкостью ездят за покупками во Францию, а на отдых – на курорты Швейцарии. На самом деле я не понимаю, зачем шопиться во Франции, если цены там не ниже местных. Ассортимент даже победнее. Мои девушки, например, попросились на шопинг именно сюда, хотя до Мюлуза во Франции от Базеля даже ближе.
Остановился практически в центре на платной парковке, которая в выходной становится бесплатной. При входе на Ратушную площадь меня встретил очень приятный во всех отношениях собор. Новодел новоделом, но привлекает лаконичность и строгость форм. Каково мне было узнать, что монастырская церковь святого Мартина была построена монахами-доминиканцами аж в 1226 году(!!!), когда доминиканский орден собирался обосноваться во Фрайбурге по приглашению графа Конрада I. Довольно быстро выяснилось, что получившееся романское здание слишком мало для монастырских нужд, так что спустя несколько лет его принялись расширить, причём работы затянулись: в основном постройка была готова к 1286 году, но фасад строители сумели довести до ума лишь тридцать лет спустя.

Судя по фасаду, воздвигли в честь Богоматери. но не верь глазам своим, всё-таки это - церковь Святого Мартина. Если подойти поближе, то можно разглядеть, что центральная фигура и впрямь принадлежит не Богородице. Ратушная же площадь в средние века называлась Францисканской. 
Но наконец пазлы сошлись: церковь действительно современная и мой опыт не обманул. Дело в том, что во время многочисленных войн церковь несколько раз получала серьёзные повреждения; особенно сильно её затронула осада Фрайбурга французами в начале XVIII века. Однако все эти невзгоды не идут ни в какое сравнение с одним-единственным попаданием фосфорной авиабомбы, случившимся 27 ноября 1944 года — после произошедшего пожара погибло не только внутреннее убранство, но и шпиль рухнул прямо внутрь здания. Последующая реставрация придала церкви неоготический вид, а вот башня так и не была воссоздана.

По ходу рассказа буду загибать пальцы, чем необычен город с моей точки зрения: 
№1. Улочки исторического центра (Альтштат, нем. Altstad) очень чистые, даже по европейским меркам. И это несмотря на немалое количество туристов, посещающих город (более 3-х миллионов в год). Кстати, толп иностранцев не заметил.

Альтштат - это узкие мощенные булыжником средневековые улочки со старинными вывесками, которые придают городу особое очарование. Каждый дом обладает своим шармом. 
Дома украшены гербами или росписью, лепниной, скульптурой. Идешь по такой улочке и погружаешься в прошлое, представляешь старинные кареты, кавалеров и дам в кринолинах...




Примечательно, что в стране, где дерева не так много, как в нашей Сибири, скульптуры изготовлены именно из него. А у нас всё больше из металла льют. Чтоб на века! 
А здесь мне малость не понятно, почему у часовщика (или продавца)  часы показывают разное время? Я бы не стал у такого шарлатана чинить свои ходики.
№2: Часы с кукушкой считаются одним из символов города. Видимо, сказалась близость Чёрного леса, в котором много диких обезьяннн кукушек. Такого символа нет ни у одного другого города.



№3: в этом городе сразу 2 ратуши. В центре города на Ратушной площади (нем.Rathausplatz) построен комплекс зданий XVI-го века, в которых расположились Старая Ратуша (нем.Altes Rathaus) и Новая Ратуша (нем.Neues Rathaus, слева на фото белый фасад). Обычно новая ратуша строится или на месте старой или в другом месте, но никак не рядом. А эти ещё и построены практически одновременно. За это загибаю палец №4. Эти здания соединены аркой и в разные исторические периоды были местом городского самоуправления. 


Фрайбург в XV - XVI веках был процветающим городом, но здесь было мало больших и красивых представительских зданий. Поэтому городские власти решили выкупить у монастыря Францисканцев участок земли в центре города и построить Ратушу. Здесь были какие-то строения, которые благополучно снесли и на их месте возвели в 1557 – 1559 годах трехэтажное здание в стиле поздней готики с высоким ступенчатым фронтоном. На высоком фронтоне с завитками - двуглавый орел Священной Римской империи, гербы Венгрии, Чехии, Австрии и Кастилии: тех стран, которые находились под властью австрийской ветви династии Габсбургов. Город Фрайбург тоже был под покровительством Габсбургов в течение нескольких веков.
 
Когда-то стены Старой Ратуши были богато декорированы, сплошь покрыты росписями. Здание сильно пострадало от бомбардировок и пожара в 1944 году. В послевоенные годы здание было восстановлено, но без прежнего великолепия.
В 17-м веке художник Галенус Энтрингер (нем.Galienus Entringer) расписал стены Старой Ратуши. В основном это были лирические сцены о разных исторических событиях Фрайбурга. В 1881 году художник Фриц Гайгес (нем.Fritz Geiges) сделал новую роспись. Он украсил здание богатыми орнаментами, гербами и портретами. Сохранилась старинная фотография Старой ратуши 1898 года.  Согласитесь, земля и небо... Под ровной штукатуркой не осталось ровным счётом ничего от былого великолепия. (Люблю тавтологию). Вместо того, чтоб кормить мигрантов, фрау Меркель следовало бы вложиться в реставрацию, тем более, что есть не только описания, но и фотографии.
Обожаю старые фото. Кстати, на фотографии есть ещё одна деталь, характеризующая  особенность менталитета местных жителей: они никогда никуда не спешат, даже дети. На фото я насчитал 16 человек, в т.ч. четверых детей. В то время, на заре эпохи фотографии, из-за несовершенства объективов приходилось делать очень большую выдержку и движущиеся объекты просто не фиксировались кадром. Таким образом на фото запечатлены только объекты, неподвижные в течении секунд 30-40. Ладно, взрослые, но дети пол-минуты не движутся!!! Интересно, чего люди тут ждут? Конку? Или намеренно позируют фотографу, стоящему посреди улицы?  
Полезная информация: сегодня в здании Старой Ратуши располагается Информационный центр для туристов. Там можно получить карту города, купить Путеводитель и пр.   Старая Ратуша

 А это - запасной вход, двери информцентра левее. Обратите внимание на флаги на щитах: справа флаг Трирского курфюршества (не понятно, откуда он тут), а слева - династии Габсбургов, впоследствии преобразовавшийся без изменений в государственный флаг Австрии. Вы когда-нибудь видели в России над правительственным зданием, государственный флаг Бразилии, например? Или более близкой Украины? Я уже не говорю о звёздно-полосатом и прочих Юнион Джеках. Да что официальные учреждения, над частным домом нельзя поднять даже флаг Кировской или Нижегородской областей, а каждая их них размером превышает несколько европейских стран! Но палец за это не загибаю: не в одном Фрайбурге такое видел.


Новая ратуша - одна из главных достопримечательностей Фрайбурга. Как и Старая ратуша возведена 16-м веке. На этом месте в 1535-39 г.г. построили красивый жилой дом с двумя фронтонами в стиле Ренессанс.
А теперь самое интересное: так называемая Новая ратуша на двадцать лет старше Старой!!! Суть проблемы лежит в назначении зданий: если Старую ратушу строили специально для размещения городских властей в 1560 году, то Новая досталась чиновникам от университета, размещавшегося в здании с 1539 года. В 1891 году за 140 золотых марок город выкупил постройку и занял её под свои нужды, окрестив её Новой ратушей, из-за чего и произошла забавная путаница.


Во время реконструкции в 1901 году над тремя арками построили красивую галерею, которая завершается небольшим фронтоном с часами-курантами (нем.Glockenspiel) и барельефом - два льва поддерживают герб Фрайбурга. В центре крыши установили колокольню, в ней 20 небольших колоколов. В центре фронтона Новой Ратуши - знаменитые часы-куранты. Ежедневно в 12-00 начинается перезвон, исполняются прекрасные мелодии, послушать которые собираются туристы и местные жители. Музыка завораживает чистым и нежным звуком колокольчиков, а механизм, который ими управляет, изготовлен на известном заводе Welte по производству оргАнов в 1898 году.



А это прелестное здание бывшего Францисканского монастыря Св. Мартина расположено сразу за аркой, соединяющей ратуши.


Монастырь знаменит тем, что здесь когда-то жил монах Бертольд Шварц (настоящее имя — Константин Анклитцен), который придумал европейский порох и в общежитии студентов-химиков имени которого проживал в Москве Остап Бендер с Кисой... На вершине фонтана стоит в задумчивости именно он. Шварц был алхимиком. Историки полагают, что порох он изобрел случайно во время своих опытов. И хотя доподлинно неизвестно, произошло ли это именно во Фрайбурге, жители города все-равно установили ему памятник.

Здесь же, в тихом переулке Турмгассе (нем.Turmgasse), чуть наискосок от  здания монастыря сохранилось здание, где городские власти заседали до строительства Старой Ратуши. Оно называется Старейшая Ратуша Фрайбурга. Даже в разных местах одного города 3-х Ратуш не бывает!!! Но не во Фрайбурге... Несомненно, палец №5. А 3 ратуши на площади в несколько соток - это вполне заслуженно палец №6

Этот прелестный готический особнячок построен ок. 1303 года. Потом городские власти передали это здание городскому суду (нем.Gerichtsstube).
 Жемчужиной своей истории называют фрайбуржцы это здание. С ним связано много событий, важнейшим из который был Рейхстаг (съезд имперских князей), который здесь провел император Максимилиан I в 1498 году. Именно тогда и выяснилось, что здание маловато для таких грандиозных средневековых событий. 



№7: Фрайбургские ручейки или Бэхле – еще одна достопримечательность и символ города.
Они освежают в жаркий день, дети здесь затевают свои игры, а взрослые придумывают счастливые приметы. Считается, что если турист нечаянно оступится и попадет ногой в бэхле, он обязательно сюда вернется еще раз. Ну, а если местная девушка? Тогда она обязательно выйдет замуж за фрайбуржца.  Википедия утверждает, что подобная завидная судьба пока не постигла Герхарда Шрёдера (предшественника Ангелы Меркель на посту бундесканцлера Германии), хотя его угораздило оступиться по дороге в ратушу во время немецко-французских переговоров в 2001 году. Но ведь ещё не всё потеряно: экс-канцлер хотя и довольно стар, но всё ещё жив.

Ручейки-бэхле (нем. Bächle), которые текут по улицам прекрасного города Фрайбург-в-Брайсгау, возникли очень давно. В исторических документах они впервые упоминаются в 13-м веке, а археологи раскопали, что бэхле существуют с времен основания города в 1120 г.
Бэхле - это часть старинной дренажной системы. Они использовались для снабжения города чистой не питьевой водой, т.к. грунтовые воды расположены здесь на глубине 12 метров, и трудно было делать скважины или колодцы. Питьевой воды из речки Драйзам (нем. Dreisam) городу вполне хватало. А в ручейках-бэхле собирали талую или дождевую воду.
Вопреки байкам экскурсоводов, Бэхле никогда не использовались для сточных вод или канализации. Более того, городские власти всегда строго следили за их чистотой. Например, в постановлении городского совета 16-го века написано, что никто не смеет бросать мусор, навоз, солому в бэхле. (нем."Und soll nymandt dhein mist, strow, stain in die bäch schütten…"). Это подтверждение моих слов нашёл в одном из источников инета. Не пугайтесь, я не полиглот, на самом деле я не знаю, как эта фраза переводится. Может, страшное немецкое ругательство? Незаменимый помощник ГУГЛ выдал нечто среднее между ругательством и приведённым выше переводом: "И не следует называть гадость, струю, пятно вливать в ручей".

Несколько веков текли по улицам Фрайбурга ручейки-бэхле... Но вот на улицах города стали появляться автомобили и трамваи. И бэхле стали мешать движению транспорта и пешеходов. Население тоже увеличивалось. А ручейки бежали себе по центру улочек. И тогда их передвинули к тротуарам, перекинули через них деревянные и железные мостики, а потом и вовсе закрыли сверху. Бэхле потекли по желобам и трубам, к большому огорчению населения.
Когда в 70-е годы прошлого века исторический центр города сделали пешеходной зоной и началась реконструкция, жители "воспользовались случаем" и обратились к городским властям с просьбой открыть бэхле. Здесь, в отличии от России, обращения народа хотя бы читают, поэтому ручейки вновь открыли на радость местных жителей и многочисленных туристов.

Тогда же, в 70-е годы прошлого века, тротуары вымостили природным камнем - красноватым кварцитом, гранитом и галькой с берегов Рейна и украсили мозаичными картинами. Желоба, по которым сегодня текут бэхле, тоже вымощены природными камнями.
Общая длина канала составляет 15,5 км., 6,4 км. из которых проходят под землей.  Канализационные люки, без которых современный город просто не может существовать, выглядят как произведение искусства, это чеканка, выполненная с неповторимым мастерством. На этих изображена гербовая печать средневекового Фрайбурга.

Вода в ручейках-бэхле всегда чистая и прозрачная, виден каждый камешек на дне. Поэтому здесь так легко дышится, поэтому здесь так красиво. Поэтому здесь всегда поднимается жизненный тонус и настроение. Не зря Фрайбург называют "жизнерадостной столицей Шварцвальда". В этих ручейках с удовольствием играют дети, запускают свои кораблики и командуют своей игрушечной флотилией. 

 Надо отметить, что мамы кораблики не приносят с собой, флотилия общественная. За такую заботу о детях городских властей загибаю ещё палец (№8).


Пришвартованная жёлтая лодочка и синий кораблик наверху стойки ещё дожидаются своих капитанов.

№9: Музыканты играют не в подворотнях и подземных переходах, а на площадях, улицах и других публичных местах, развлекая посетителей уличных кафе и просто прохожих. Так и напомнило Гамбринуса, только этот играет не на скрипке, а на индейских этнических инструментах.


 №10: такого слияния балкона-галереи и эркера я не встречал ни в одном городе. В других городах эркеры - самостоятельный и обособленный архитектурный элемент. Тот кто читал мои предыдущие отчёты, наверняка заметил, что эркеры, как и фахтверх - моя слабость, поэтому я знаю о чём говорю.


Не встречал даже просто сочетаний, а о такой гармонии даже не мечтал!


Есть во Фрайбурге здание с экстравагантным названием «Дом у Кита», с богатой родословной, как у настоящего аристократа. Откуда появилось такое название и что оно означает? Это затрудняются объяснить даже местные историки. Однако достоверно известно, что в 1515 году дом упоминается в юридических документах с таким названием.
«Дом у Кита» (нем.Haus zum Walfisch) - это комплекс из нескольких зданий, которые соединены стеной с арочными воротами. Фасад главного здания находится на улице Францисканцев (нем.Franziskanerstraße), а красивые украшенные гербами ворота двора и здание сбербанка выходят на уютную маленькую площадь Картофельмарктплац (нем.Kartoffelmarktplatz).
Внутри двора есть еще одно здание и башня с винтовой лестницей. Весь комплекс невозможно рассмотреть сразу со всех сторон. Я показываю его самые выразительные детали, но чтобы их увидеть, нужно обойти это сооружение.


Заметили, какое искусное литьё защищает окна? Назвать это чудо решёткой как-то не поворачивается язык. А балконы на следующем фото? Начинаю загибать пальцы ног. Пожалуй, потянет на палец №11.


Когда на интервью у мэра города Фрайбург спросили: «Что Вы видите из окна своего кабинета?» - он ответил: «Роскошный эркер на фасаде «Дома у Кита».


Вот и я любуюсь эркером. Главной его особенностью являются горгульи. 

Посмотрите на декоративное оформление арок, которые сплетаются в геометрические узоры, а лепнина на балконе выглядит как украшенный дорогими кружевами бархатный балдахин. И все это великолепие подчеркивается обильной позолотой.
Дом «Дом у Кита» - великолепный пример позднеготического стиля с впечатляющим эркером.

А теперь вернемся к «родословной». На этом месте были здания еще в XIII в. В 1514-1516 годах Якоб Виллингер фон Шоненберг (нем.Jakob Villinger von Schönenberg) - казначей Максимилиана I построил себе дом на улице Францисканцев.
После смерти Виллингера домом владел полковник императорской армии Лазарь фон Швенди. В последующие столетия здесь менялись владельцы. Аристократов сменили богатые бюргеры.
Наконец, в 1905 году городской совет Фрайбурга приобрел «Дом у Кита» и передал его сберегательному банку.

В 1909-11 годах началась реконструкция этого здания, которую проводили известный архитектор Макс Мекель и его сын Карл. Они реконструировали готическую лестничную башню во дворе этого архитектурного комплекса, украсили здание великолепным геральдическим порталом.
В целом, в те годы «Дом у Кита» приобрел тот неповторимый облик, которым мы любуемся сегодня. Он стал одной из главных достопримечательностей Фрайбурга. «Дом у Кита» знаменит тем, что здесь с 1529 г. по 1535г. жил выдающийся гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский. Он приехал сюда из Базеля бурные в годы Реформации, опасаясь преследований кальвинистов.

 №12: Мозаика на мостовых. На площади перед Новой Ратушей на каменной мостовой по кругу выложены мозаичные гербы девяти городов-побратимов Фрайбурга: Безансон (Франция), Инсбрук (Австрия), Падуя (Италия), Гилфорд (Великобритания), Мэдисон (США), Мацуяма (Япония), Львов (Украина), Гранада (Испания), Исфахан (Иран). 



Это бы ещё пол-беды, в Севилье и не такое видел, но здесь все мостовые в центре... тоже выложены мозаикой!

 

Фрайбург был одним из первых немецких городов, в котором центр города был закрыт для движения транспорта. Уже в 1949 году автомобильное движение было запрещено на пяти небольших переулках возле улицы Иосифштрассе в Старом городе.
В 1972 году "эксперимент" расширили на весь исторический центр. Именно там сосредоточены главные достопримечательности. Здесь посадили деревья, установили красивые фонари и светильники, украсили улицы и площади предметами искусства.
Городские власти выдели большие средства для того, чтобы тротуары превратились в "городской ковер". Их решили украсить мозаичными картинами. Художники, специалисты-мозаичники усердно и с удовольствием воплощали этот проект в жизнь. 

Геометрические и цветочные орнаменты, гербы и фирменные знаки, занимательные веселые картинки - все это сделали в традиционной манере средневековых ремесленников, работающих с различными цветными камнями. "Городской ковер" - это произведение искусства, оно развивает фантазию и воображение, напоминает о славном историческом прошлом прекрасного города Фрайбург-в-Брайсгау.


Соборная площадь во Фрайбурге необычайно красива и здесь можно увидеть уникальные достопримечательности. Прежде всего кафедральный Собор Богоматери, который является национальным памятником культуры Германии, это несравненный шедевр немецкой готики.

В средневековой Германии храмы строились не только церковью. Они возводились, в основном, на средства горожан и были центром общественной жизни. В соборах читались университетские лекции, разыгрывались мистерии, а на Соборной площади проводились разные мероприятия, собирая толпы жителей.
Во Фрайбурге на Соборной площади традиционно в течение многих столетий был рынок и Исторический Торговый Дом расположен здесь не случайно. И в наши дни здесь ежедневно проводится торговля сельскохозяйственными фермерскими продуктами, разные ярмарки бывают здесь ежедневно, кроме воскресенья.
 Днем центр площади отдан торговым палаткам, которые разворачиваются рано утром, к вечеру торговля прекращается и можно полюбоваться великолепием площади. А днем публика с удовольствием торгуется, все что-то покупают-продают. Расположился цветочный рынок у "подножия" огромного собора Мюнстер.





 Исторический Торговый дом (нем.Historic Kaufhaus) – одно из выдающихся зданий Фрайбурга. Он находится на южной стороне площади Мюнстерплатц. Здание построено XIV веке для проведения таможенных операций и товарооборота. В исторических документах впервые упоминается в 1378 г. Глядя на достаточно невысокое и не слишком разукрашенное здание, сложно предположить, что когда-то из-за этих стен местные воротилы управляли финансами всей юго-западной Германии. А между тем именно так и было, поскольку здание построила местная гильдия купцов. Для воплощения своих замыслов в жизнь фрайбургские богатеи специально пригласили эттлингенского архитектора Льена Миллера, который постарался на славу.

 Здание Исторического Торгового дома красного цвета и это его выделяет среди других строений. Фасад здания украшают габсбургские колонны со сказочными эркерами-фонариками с высокими конусными крышами. Эркеры украшены гербами габсбургских владений, которые выполнил скульптор Ханс Сикст фон Штауфен в 1520-1531 годах. 

 Гербы и скульптуры подчеркивали тесную связь города с Габсбургами. В 1368 г. богатые бюргеры откупились от неугодного графа Фрайбургского огромной суммой – 15.000 марок серебром - и добровольно попросили покровительства Габсбургов, которые и правили Фрайбургом до начала XIX столетия.
Фронтон здания украшен великолепными скульптурами правителей династии Габсбургов: император Максимилиан II, король Филипп Красивый, король Фердинанд I и император Священной Римской империи Карл V.

 В настоящее время Исторический Торговый дом используется для проведения разных мероприятий, конференций, концертов и пр.
 Ещё в этом здании находится изумительно красивый кабинет, оформленный щитами, гербами, витражами, гобеленами и картинами, отражающими историю Фрайбурга-в-Брайсгау. Низкие потолки с деревянными балками, массивная резная мебель, панели, люстры - все воссоздает обстановку средневековья. Здесь проводит свои собрания городское Историческое общество.

  Юго-восточную часть этой площади формируют не только знаменитый Исторический Торговый Дом, но и расположенный рядом барочный особняк 18 века с оригинальным названим - Дом в красивом уголке (нем.Haus zum Schönen Eck). Его построил для себя по собственному проекту известный фрайбургский архитектор, скульптор и художник Иоганн Венцигер. 



Облик площади формируют здания разных архитектурных стилей, которые создают гармоничный ансамбль. 



Какого-то несерьёзного позёра сделали из Георга-Победоносца...

На следующем фото слева - Корнхауз (нем. Kornhaus) - дом с прекрасным ступенчатым готическим фронтоном. Здание было построено в 1489 г., реставрировано в 1969/70 гг. В 16-м веке здесь был танцевальный зал, после 1770 года располагался городской театр. Перед зданием сооружен красивый готический Рыбный фонтан (нем.Fischbrunnen).

 А вокруг рынка масса кафешек на открытом воздухе. Кофе, пиво, франконские вина и мороженное всех сортов и цветов... Люди с удовольствием проводят здесь время.
Над площадью витает восхитительный запах жаренных колбасок... Устоять просто невозможно. Какие там диеты... Свежайшая булочка надрезается посредине, внутрь положат ложку жаренного лука, а сверху - большую жаренную колбаску. Соусом и горчицей поливайте сами, бутылки рядом. Это удовольствие стоило в 2015 году 2.50 евро. Но вкус и аромат будете помнить всю жизнь! 


  Ну а теперь - к главной достопримечательности площади, в честь которой, собственно, она и получила своё название. Мюнстер заслуживает отдельного рассказа. Строительство собора началось в 1200 г., через 80 лет после того, как город Фрайбург получил право называться городом и построить городские стены, собор и рынок. Первоначальный план строительства подразумевал простое здание в позднероманском стиле по образцу собора в соседнем Базеле, и части его до сих пор видны — это нижние ярусы собора. Затем мода несколько раз менялась, и так как строительство продолжалось более 300 лет и окончилось только в начале 16 века, то все перемены моды на нем отразились: и французская готика, и немецкая, и раннее барокко, и много что еще. Такой срок строительства обычен для соборов Европы. Кёльнский собор, например, строился 400 лет.

Интересно, что основным собором крупного немецкого региона стал католический собор, но в этом регионе это случалось часто — сказывалась близость к Франции (тут и до сих пор примерно половина населения — католики). Любопытно и то, что католический собор в городе традиционно называют мunster — обычно в таких случаях использовали другие словоопределения (чаще всего — традиционное dom). А в остальной Европе Мюнстер - это  название протестантского собора.
№13. Еще одна особенность — то, что это здание не являлось собственностью церкви, и до сих пор ее право владения ограничено. А еще собор несколько веков был «домашней» церковью местного университета (основанного в 15 столетии). И почему только у наших атеистических университетов и ВУЗов нет своих церквей? Представляете, с каким рвением били бы челом об пол нерадивые студенты всю ночь перед экзаменом!
Мюнстер во Фрайбурге является национальным памятником культуры Германии. О соборе во Фрайбурге искусствоведы говорят, как о несравненном шедевре германской готики. Его единственная башня как бы заключает в себе весь собор, она сливается с его фасадом, из него своим ажурным шпилем рвется к небу. Недаром считается, что эта башня - "самое высокое и ясное откровение готической мысли".
В 19-веке историк культуры из Базеля Якоб Буркхардт (нем.Jacob Burckhardt) назвал шпиль собора "самой красивой башней христианства" (нем."den schönsten Turm der Christenheit" .

Итак, за 300 с лишним лет собор достроили и отделали — позже добавляли только боковые часовни, для чего приглашали лучших мастеров. Его счастливо миновали все войны региона — он даже во время бомбежек Второй мировой практически не пострадал, поэтому уровень сохранности тут очень-очень высокий.
Основное романское здание 12 века в плане прямоугольной формы, но к нему добавлены более поздние пристройки. Колокольня была построена в начале 14 века и почти 100 лет после этого считалась самым высоким зданием мира
(116 метров). Боковые пристройки в готическом стиле были сделаны в основном в 15 столетии, а часовни (всего их 11) — между 16 и 18 веками. Снаружи стены украшены горгульями (у некоторых совершенно непередаваемые лица, и не только лица) и прочими декоративными элементами.

Устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.






     Внешне это очень красивое готическое здание, но самое интересное тут — внутри.     Внутренняя отделка была в основном сделана в 15—16 веках, и она сохранилось. Самые знаменитые части — алтарные росписи, выполненные Гольбейном в 1512—1516 гг.  По другой версии автор - Ганс Бальдунг Грин, 1513-16 г.г.  

Очень выразительны лирические сцены из жизни Богоматери на створках алтаря и полная ликования центральная композиция "Коронование Марии".  По форме это двухсторонний алтарный триптих (створчатый алтарь-складень из трех частей). В течение года разные створки и алтарные картины открываются по определённым датам и праздникам, соответствующие религиозному событию. В течение литургического церковного года алтарь открыт, за исключением Рождества и Великого поста. Центральной частью Главного алтаря является Коронация Девы Марии.
«Коронация Девы Марии» - центральная картина алтаря. Средневековая религиозная живопись символична. Здесь нет случайных элементов и деталей. В картине отражена главная идея христианства - учение о Троице (триединстве). Человеческим разумом Бог не постижим, но из любви к своему творению, Бог открывается и являет Себя человеку в трёх Лицах. Три божественных Лица это – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Дева Мария парит в окружении ангелов, которые радостно трубят в трубы, играют на арфах, лютнях, флейтах, исполняя гимн во славу Богоматери. Над нею голубь - символ Святого духа. Справа от Марии изображен Иисус Христос в красной мантии, под ней мы видим раны на его груди. На руках и ногах Спасителя также обозначены раны от гвоздей. Христос увенчан короной, символизирующей терновый венец. Правой рукой Христос держит шар, в нем Мария видит свое отражение. Слева от девы Марии изображен седовласый Бог-Отец, увенчанный короной с драгоценными камнями. Бог-Отец, Иисус Христос коронуют Деву Марию.

Согласно второй версии гениальным немецким художником Гансом Гольбейном Младшим выполнен алтарь со сценой Поклонения младенцу Христу:

Я люблю и знаю творчество Гольбейна и поэтому склоняюсь к первой версии: очень своеобразно Гольбейн выписывал мадонн, в сцене коронования узнаваемо его кисть. Но интересно даже не это: изюмина в том, что закрытые створки алтаря не только закрывают наглухо предыдущее изображение, но и открывают новую, абсолютно другую композицию! Это и есть двухсторонний алтарный триптих - створчатый алтарь-складень. Алтарь с закрытыми створками, где изображены лирические сцены из жизни Богоматери, это Рождественский вид алтаря, фото, как понимаете, из инета.  

 №15. Со складенями я знаком, но именно такую конструкцию не видел больше нигде. Да и сам подход необычен: по каким-то праздникам и даже по часам одного дня - основное изображение, в иное время - другое. Так в футболе основному составу тренер иногда даёт отдохнуть и выставляет на матч дублёров.
12 колонн собора украшены фигурами 12-ти Апостолов, выполненными выдающимися скульпторами Германии.

Готические соборы потрясающе красивы, здесь продумана каждая деталь и она полна глубокого смысла. Эту символику понимали граждане той эпохи. Ведь не случайно в соборе 12 капелл и 12 колонн по числу Апостолов - учеников Иисуса Христа.

Есть готическая скульптура Девы Марии (1300 г.) и множество других бесценных произведений искусства.

Дело было осенью, время года отнюдь не пасхальное, тем не менее, люди несут эту красивую вкуснотищу к алтарю. А как искусно выложен натюрморт!


 Особое место занимают в соборе витражи. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет.
Витражи в Соборе Богоматери Фрайбурга, в основном, создавались в 13-16 в.в. Они отражали сюжеты Ветхого и Нового заветов, есть прекрасные витражи на разные темы - университет, Императорская семья Габсбургов, которая покровительствовала городу. Есть изумительный витраж, который ремесленная гильдия шахтеров Шварцвальда принесла в дар Мюнстеру в 1320-1330 г.г. Размер витража небольшой и он является частью композиции одного из громадных витражных окон собора.
 

В соборе несколько оргАнов

 

и изумительные  своим изяществом католические композиции, не знаю, как они правильно называются. Вместо наших икон. Или наоборот, наши иконы заменили в православии эти композиции.







А вот фонтаны не так часто встретишь в церкви.


Поэтому я его "облизывал" со всех сторон,

пока не наткнулся на ещё один. Такого точно нет ни в одном другом соборе. Без колебаний загибаю палец №16 за фонтаны в соборе.

Наслаждаемся другими деталями убранства собора:
 


 


 









Выйдя из собора, ещё раз любуюсь башней,

контрфорсами и горгульями. 

Кто не в курсе: горгульи – это вырезанные из камня небольшие фигуры животных, мифологических персонажей и т.п., которые "вырастают из стен здания". Архитекторы использовали их для завершения желобов, чтобы дождевая вода не стекала по каменным стенам и не разъедала раствор. Считалось, что горгульи отпугивают злых духов и охраняют здание.


Что у этого сеньора между ног делают младенцы? И таких интересных деталей-загадок у каждой скульптуры не одна. Какие-то после ломки головы разгадываются, иные так и остаются загадками. Насчёт этого сеньора у меня, например, есть два предположения, но озвучивать не буду, приглашаю пофантазировать.

Горгулий и причудливую каменную резьбу на стенах можно разглядывать бесконечно. И всё бы ничего, горгульи есть на всех готических соборах, но Фрайбург и здесь отличился...
 №17. Во всей Европе вода выливается из пастей и ртов горгулий, то же и во Фрайбурге, но! Одна из горгулий Фрайбургского Мюнстера, наоборот, держится руками и ногами за стену, а вода выливается через её задний проход!!!
 

По одному из предположений, на строительство собора жертвовали деньги местные жители, большей частью те, кто проживал рядом с местом постройки. Но один домовладелец отказался внести пожертвование, поэтому к его дому и направлена одна-единственная горгулья, расположенная задней частью туловища.  А по второму предположению, местный городской совет не оплатил сполна расходы каменщиков, и таким образом мастера решили ему отомстить.
Еще одна интересность — колокола. Их 19, старейшие сохранились с 13 и 14 веков. Самый большой колокол зовут Hosanna, он сделан в 1258 г. — это один из старейших сохранившихся колоколов такого размера в Германии. Уже почти 800 лет Hosanna остается городским набатным колоколом. Связано это с тем, что здание только частично принадлежало церкви, поэтому его могли использовать и город, и университет — и использовали: как набат, как дозорную вышку и как место для проведения физических опытов (тех, для которых нужна высота), и это, кстати, тоже очень необычно. Но палец не загибаю, потому как в Исаакиевском соборе Питера видел в действии маятник Фуко.

Прежде чем продолжить путь, озираю живописные окрестности.

Ещё раз любуюсь Новой Ратушей, теперь издали.

Ворота Мàртинстор (нем.Martinstor) расположены на центральной улице Кайзер-Йозеф-Штрассе (нем.Kaiser-Joseph-Straße) и это одна из главных достопримечательностей Фрайбурга. Они красивы, видны издалека и служат хорошим ориентиром для туристов.
Как и все средневековые города, Фрайбург был окружен крепостной стеной с башнями и воротами. От этого периода в центре города сохранились ворота Мартинстор и Швабентор, которые были частью городских укреплений. Впервые они упоминаются в исторических документах в 1238 году.
В 17-м веке фасад ворот Мартинстор украсила картина с изображением Св.Мартина Турского. Время шло, от городской стены остались одни воспоминания. Город разрастался и давно вышел за пределы древних городских укреплений. По ту сторону ворот и бывшей городской стены возникали и разрастались новые кварталы, население города увеличивалось.

Старинные ворота стояли посреди улицы, которая давно уже стала главной магистралью Фрайбурга. И городские власти, идя в ногу со временем, в 1899 г. решили проложить электрическую трамвайную линию. Нужно было принять "историческое решение" - что делать с воротами? Дебаты в мэрии были недолгими, ворота решили реконструировать. Проект подготовил архитектор Евгений Шмидт (нем.Eugen Schmidt). В основе дизайна было сочетание архитектурных элементов в стиле поздней готики и Ренессанса.
Кроме того, нужно было соорудить еще одну арку для трамвая. Кому нужен трамвай с односторонним движением? А пешеходы? Они все еще "составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть" (И.Ильф и Е.Петров. "Золотой теленок"). Сарказм для России, кстати, до сих пор актуален. Но не для Европы. Здесь пешеходов уважают. Пешеходам тоже нужно место под аркой. Об этом позаботился архитектор Карл Шефер, который соединил башню Мартинстор со зданиями по обе стороны улицы. Тогда появилась возможность соорудить еще одну арку.
Самые значительные реставрационные работы здесь были проведены в 1901 г. Высоту башни увеличили до 60 м., построили высокую крышу в архитектурном стиле 15-го века. Четыре балкончика - эркера с высокими крышами и шпилем отлично вписались в новый дизайн.

14 октября 1901 года во Фрайбурге через арочные ворота Мартинстор проехали первые электрические трамваи, а вся реконструкция была завершена в мае 1902 года.
В настоящее время внутри арки, построенной в 1901 г., находится ресторан Макдональдс. Городские власти не смогли устоять перед натиском этой мощной компании общественного питания. Что поделаешь... Макдональдс стал настолько привычным местом общественного питания любого города в мире, что его присутствие в этом историческом месте уже не обескураживает...

С другой стороны, это оказалось очень даже удобно. В воскресенье, например, когда магазины и многие кафешки на улицах закрыты. Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
 

В этот момент позвонили мои девушки и мы договорились встретиться, чтобы вместе пообедать. Но пока я их ждал в условленном месте, наткнулся на несколько необычных зданий. Этот дом называется Базельский Двор (нем.Basler Hof).

Во время Реформации (начало 16-го века) Фрайбург открыл двери беженцам из Швейцарии, где тогда свирепствовали кальвинисты. Город Фрайбург твердо противостоял Реформации и остался католическим. Во Фрайбурге более столетия пребывало в изгнании католическое духовенство Базеля, и в этом дворце в 1587-1667 гг. размещалась резиденция капитула Базельского собора. Поэтому его фасад украшают фигуры трех покровителей Базеля: императора Генриха II, Девы Марии и легендарного епископа Панталуса. В настоящее время является резиденцией администрации города.



Но особенно заинтересовал вот этот дворец:

 Роскошная резиденция архиепископа, построенная в начале 20 века в стиле историзма.


 


Очень вкусно, сытно и не дорого пообедали вот в этом пряничном домике:

На самом деле где вкусно поесть на любой кошелёк сейчас узнать не проблема, был бы ГУГЛ под рукой: сортировка по ценовому диапазону, рейтингу, отзывам гурманов.
Ну а мы, обсудив дальнейшие планы, опять разошлись по интересам. Я направился в квартал ремесленников.

Дорога пролегала по самой уютной и зелёной улице города - Konviktstrasse.

Это - глицинии. В период цветения вся улица озаряется фиолетовым светом.

Согласитесь, и зелёным неплохо?

Далее на пути к кварталу ремесленников были ворота Швабентор (нем.Schwabentor). Построены около 1250 года, когда вокруг города возвели крепостные стены. Об этой достопримечательности я уже рассказывал в отчёте по Фрайбургу 2016 г. Тем паче, что в 2015 году, про который я сейчас рассказываю, они были в лесах. (Справа на фото).

Но рассказал в прошлый раз не всё. Для нас башня имеет особую ценность: в 1904-1905 гг. недалеко отсюда, в пансионате на Wallstrasse 10, жили и учились сестры Марина и Анастасия Цветаевы. На здании бывшего пансионата установлена мемориальная доска на немецком и русском языках. 
Памятную с детства роспись на стене Schwabentor с изображением покровителя Фрайбурга
Св. Георгия (1903) вспоминала Марина Цветаева в стихотворении 1914 г. «Германии»:

«От песенок твоих в восторге
Не слышу лейтенантских шпор,
Когда мне свят Святой Георгий
Во Фрайбурге на Швабентор».  
 

Дальше путь пролегал направо, но пришлось свернуть налево: проходя мимо, не мог не заглянуть на Шлоссберг – 456-метровый холм у восточной оконечности Фрайбурга, на котором были построены мощные фортификации в 11-м веке. Некоторые из них еще видны сегодня.

Перебраться к нему через оживлённую дорогу можно по старинному пешеходному мосту, который берёт начало у не менее старинной гостиницы. О ней я тоже уже рассказывал.



Вид с моста.

Вид самого моста. Понятно, что стропила-доски поменяны на новые, но общий облик сохранился.

Ресторан с лифтом. Пользоваться я в это путешествие постеснялся, поднялся на холм пешком. Но не на самую вершину. Тогда мне и этого хватило. В следующем, 2016 году, исправил эту ошибку, сэкономив силы на подъём к самой вершине.


Уже с высоты птичьего полёта город начинает открывать свои пейзажи.

Здесь проходит граница города и Черного леса. "На краю черного леса" - это не литературный образ или красное словцо, Фрайбург действительно вплотную примыкает к Шварцвальду (нем.Черный лес). Именно здесь родились сотни сказок и легенд. Место крайне романтичное и интересное.

Чудом христианского мира называют именно венчающий башню шпиль (закончен в 1330). И действительно: много есть в Европе храмов куда грандиозней этого, но такого легкого, ажурного, насквозь прозрачного шпиля, как во Фрайбурге, вы не увидите больше нигде. №18. Сейчас башня реставрируется, но прежде можно было подняться на самый верх, чтобы вблизи рассмотреть ее каменные   кружева. 








После любований видами продолжаю путь к кварталу ремесленников. Бани так и манят отдохнуть.

Так, незаметно, попадаю в точку назначения. Квартал ремесленников (нем.Handwerkerviertel) - красивейший уголок в исторической части Фрайбурга. Красивые средневековые улицы и дома отражаются в водах канала. Это место еще называют "Маленькой Венецией Фрайбурга".


Район ремесленников возник и развивался вокруг канала (нем.Gewerbekanal). Коммерческий канал - так можно перевести на русский его название. Здесь жили рыбаки, мясники, дубильщики и пр. По каналу сновали лодки, суетились торговцы, мастера. Сегодня это тихий и очаровательный район, от его прошлого остались только названия улиц, которые обязательно нужно посмотреть: Fischerau - улица рыбаков, Gerberau - улица дубильщиков, Metzgerau - улица мясников.

Квартал ремесленников выглядит так респектабельно потому, что в средневековой Германии ремесленники были состоятельными людьми и славились качеством своих изделий. Они объединялись в цехи и гильдии со своими уставами. Если какой-то ремесленник делал брак, его продукцию с гиком, смехом и свистом сжигали на костре, а бракодела изгоняли из гильдии.


Через канал перекинуты мостики, в воде отражаются нарядные дома и осенние деревья. Если вы вдруг проголодаетесь, есть уютные кафешки, а еда во Фрайбурге очень вкусная. Знатоки утверждают, что самая изысканная кухня Германии - здесь, во Фрайбурге.



Вот куда переселился, выйдя на пенсию, любимец публики - крокодил Гена.

Если верить табличке, он смотрит, как небо отражается в ручье и обмозговывает все, что видит. А может, вспоминает Чебурашку. Вкусным был, чертяка. Но на российскую пенсию без дополнительного подкорма ноги протянешь, даже если ты народный артист... А в Германии он заметно округлился.

У ремесленников была своя иерархия. Самыми уважаемыми были золотых дел мастера, которые имели Королевскую Привилегию (лицензию) чеканить золотые и серебряные монеты. Затем ювелиры и художники. Художники в средневековой Европе были ремесленниками и живопись считалась ремеслом, а не искусством. Ремеслом, которому учились долгие годы у знаменитых мастеров.

Ремесленники были богатыми и уважаемыми бюргерами (горожанами), они строили прекрасные дома, которые простояли века. Здания проектировали известные архитекторы, а каменных дел мастера их строили, облицовывали фасады камнем. Скульпторы украшали дома гербами и барельефами.

В Квартале ремесленников расположена одна из самых красивых площадей Фрайбурга - Августинерплац (нем.Augustinerplatz) с комплексом зданий 14 века. Когда-то здесь был монастырь августинцев, отсюда произошло название. Ее любят все местные жители, она нравится туристам всех стран, молодежь здесь проводит тусовки. Это важнейшая достопримечательность города. Августинский монашеский орден получил разрешение основать тут монастырь в конце 13 столетия, и им выделили для этого участок земли — прямо на так называемой Соляной дороге (по ней, соответственно, возили соль — это была самая крупная торговая дорога города). Здания монастыря были построены чуть позже — в начале следующего, 14 века. В 16—17 веках его перестроили в стиле барокко, а в конце 18 века монастырь закрыли. Затем тут был городской театр. Сегодня в историческом здании располагается Августинский музей, он посвящен истории знаменитого монашеского ордена. В музее хранятся очень ценные предметы церковного искусства, а еще старинные артефакты, которые когда-то принадлежали монастырю.

Во Фрайбурге в Квартале Ремесленников можно увидеть прекрасные здания разных архитектурных стилей - поздняя готика, Ренессанс и др. А все вместе создает гармоничный архитектурный ансамбль, который отражается в водах канала с таким прозаическим названием.



Ангелы в женском обличье. Я их представлял игривыми младенцами мужеского пола. Или бесполый архетип, но больше с мужскими чертами.

Детей тут с детства приучают к ремеслу сапожников. Мне очень понравилась эта скульптурка: выливающий из сапога подружки воду мальчик мне пришёл на ум в последнюю очередь. Сначала была ассоциация с мальчиком, чинящим обутки подруге. Обратите внимание как трогательно она прячет голые пальцы правой ноги за оставшийся сапог. Нежность, с которой она прислонилась к мальцу, многократно усиливает впечатление благодарности, а её беззащитность и надежда даёт мальчику шанс показать себя настоящим мужчиной. И он с этим прекрасно справляется. Посмотрите на его уверенные движения. Они не оставляют сомнений, что с ним она будет как за каменной стеной. Именно слабость женщины даёт нам дополнительные силы и стимул к самосовершенствованию. 


Ещё один совмещённый с балконом эркер.

Сам балкон-променад очень изящен.

В историческом центре Фрайбурга (Freiburg im Breisgau) на пересечении 3-х улиц: Kaiser-Josef-Strasse (местные жители называют ее «Кайо»), Bertoldstrasse, Sallzstrasse и 4-х трамвайных линий находится памятник, привлекающий всеобщее внимание. Это Bertoldsbrunnen. Первоначально, монумент, открытый в 1807 году, представлял рыцаря с копьем и щитом на высоком пьедестале. Памятник создали скульптор Франц Хаузер (Franz Xaver Hauser,1739-1819) и мастер Иоганн Рисшер (Johann Georg Riescher 1759–1827).
Принято считать, что фонтан Bertoldsbrunnen символизировал уважение жителей Фрайбурга к правителю земли Баден, Карлу-Фридриху (Karl Friedrich von Baden, 1728-1811), великому герцогу Баденскому. Одна из его дочерей, Елизавета Алексеевна (Louise Marie Auguste von Baden, 1779-1826) была российской императрицей, супругой императора Александра I. Однако, Bertoldsbrunnen был также данью памяти и Бертольду III (Berthold III von Zaehringen, 1085-1122), основавшему Фрайбург, и Конраду I (Konrad I, 1226-1271), начавшему строительство уникального собора Freiburger Munster, и Альберту IV (Albert IV,1377-1404), открывшему местный университет.
В 1888 году скульптор Юлий Зейц (Julius Seitz, 1847-1912) изменил и реконструировал ряд элементов памятника, а полвека спустя, 27 ноября 1944 года, во время британского авианалета фонтан был полностью разрушен.
Для восстановления скульптуры Bertoldsbrunnen, в 1957 году во Фрайбурге учредили Попечительский совет, местные жители пожертвовали 120000 немецких марок, необходимых на его сооружение. Скульптор Николаус Рёльмейр (Nikolaus Röslmeir (1901– 1977) создал новый визуальный образ мемориала: бронзовая скульптура всадника на лошади установлена на 4-х метровом пьедестале в окружении фонтана. Его открыли 27 ноября 1965 года. С тех времен, Bertoldsbrunnen – один из самых популярных памятников и для местных жителей и для туристов.



Католическая университетская церковь была построена в начале 18 века как иезуитский костел. Церковь была передана университету в 1793 году. В 1944 году здание было разрушено и восстановлено в 1955 году. На фасаде установлены фигуры святых, умерших в молодом возрасте, Алоизия Гонзага и Станислава Костко. В храме установлено необычное распятие, где вместо креста 16-метровая стальная балка, 6-метровая фигура Христа вырезана из дубового ствола, золотые пластины на балке обозначают божественный свет. Стены церкви помнят выдающегося российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который во время своего проживания в Фрайбурге не раз бывал в этой церкви.

Пусть вас не введёт в заблуждение название Петергоф. Здание было построено за 100 лет до нашего императора Петра Алексеевича.


Университет Альберта-Людвига во Фрайбурге (нем. Albert-Ludwigs-Universität Freiburg) - один из старейших в Германии. Основан 21 сентября 1457 года эрцгерцогом Австрии Альбрехтом VI Габсбургом. В настоящее время в этом элитном учебном заведении есть 11 факультетов, где обучается около 21 022 студентов. 16% всех студентов - иностранцы из 120 стран.
Фрайбуржский университет имеет давние традиции преподавания гуманитарных, социальных и естественных наук. Поэтому он всегда был притягательным не только для студентов. В разные исторические периоды здесь преподавали, учились или занимались научными исследованиями знаменитые ученые и Лауреаты Нобелевской премии: Пауль Эрлих, Ганс Спеманн, Макс Вебер, Ганс Кребс, Отто Генрих Варбург, Фридрих Хайек и многие другие светила мировой науки.
В наши дни Университет, который рос и развивался вместе с городом, имеет три больших кампуса. Главный корпус находится в центре исторической части города, есть здания в Университетском квартале (нем. Institutsviertel), Инженерном городке и других районах Фрайбурга. Университетское здание в стиле неоготика (нем.Kollegiengebäude IV) построено в 1896-1902 г.г. Архитектор Карл Шефер (нем.Karl Schäfer). Во время Второй Мировой войны здание пострадало от разрушений. Восстановлено в 1956-59г.г. с добавлением элементов в стиле модерн. Сейчас здесь располагается университетская библиотека.

В истории каждого университета отражается история страны. Классические средневековые университеты были гуманитарными. Они создавались с основным факультетом теологии (богословие), здесь изучали философию, древние языки (латынь, греческий) и другие гуманитарные дисциплины. Латынь была научным языком, преподавали и писали научные труды на латыни. В развитием средневековой науки в университетах стали появляться научные кафедры. Именно это стало стартовой площадкой расцвета немецких университетов в будущем.
Университеты с момента своего возникновения имели свои научные школы, проводили диспуты. Поэтому орден Иезуитов в католических странах стремился усилить в них свое влияние. Для этого иезуиты открывали свои школы, колледжи, гимназии. В европейских иезуитских школах обучались Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега и многие другие знаменитости. Новые времена и новые великие научные открытия стимулировали университеты избавится от влияния иезуитов и развиваться независимо, как центры науки. Все эти этапы развития прошел в свое время и знаменитый университет во Фрайбурге. Здание университета (нем.Kollegiengebäude II):

Явно не последнюю лекцию обсуждают студентки...



Первые восемьдесят лет трудно учиться, дальше привыкается.

Во время Реформации Фрайбург открыл двери беженцам-протестам. Я показывал здание, которое называет Базельский Двор (нем.(Basler Hof), где жили беженцы из Швейцарии, а в Университете читал лекции выдающийся гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, который тоже в этот период бежал из Базеля.
Все драматические события истории Фрайбурга так или иначе отразились на его знаменитом университете. Когда в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты, евреев изгнали изо всех университетов. "Арийская наука", о которой мечтал Гитлер, канула в Лету, а Фрайбуржский Университет в трудные послевоенные годы восстанавливался быстро, и вновь стал открытым для талантливых студентов, преподавателей, научных сотрудников независимо от национальности или цвета кожи.
После Второй Мировой войны университет разрастался. Новые здания для естественных наук были возведены в Университетском квартале (нем.Institutsviertel) и других районах города. Именно здесь, в стенах Фрайбуржского университета, была выработана новая экономическая концепция. И появилось "немецкое чудо" - блистательный экономический расцвет послевоенной Западной Германии.

Технический факультет университета расположен в северо-западной части города. Университет Фрайбурга стал первым классическим университетом, который объединил традиционные дисциплины с изучением инженерии, микросистемной технологии и информатики. Этими дисциплинами прежде занимались только в Технических университетах и вузах.
Появились новые факультеты и специализации. Возникли передовые научно-исследовательские центры, такие как IMTEK - Институт микросистемных технологий и инженерии (нем. Institut für Mikrosystemtechnik, Department of Microsystems Engineering), где ведутся научные исследования в области микросистемной техники, нано-технологий, микро-медицины и др.

В университете создан Центр по развитию экологии, а также центр по изучению новых источников энергии (особенно солнечной) (нем.Solar-Uni Freiburg), Центр по изучению возобновляемых источников энергии ZEE (нем.Zentrum für Erneuerbare Energien), где студенты изучают геотермальные источники энергии, био-энергетику и многие другие новейшие дисциплины. В рейтинге европейских программ обучения и научных исследований Университет Фрайбурга признан ведущим в нескольких направлениях.
Сегодня в Университете Альберта-Людвига во Фрайбурге преподают 430 профессоров, работают 3695 академических сотрудников (доценты, ст.преподаватели и др.) и 8644 не академических сотрудников. Это значит, что элитный университет Фрайбурга не только признанный научный центр, но еще и крупнейший работодатель в регионе.

Городской театр.


О новой университетской библиотеке я уже рассказывал.

Удобная мелочь: указатели мест на парковках не у въезда на них, а заранее.

Вилла Коломби (нем. Colombischlössles) была построена на территории бывшего бастиона Фрайбургского городского укрепления в 1859-1861 г.г. для вдовствующей графини Марии де Коломби. (Maria Antonia Gertrudis de Colombi). От ее имени произошло название здания. Архитектор Якоб Шнайдер проектировал здание в стиле английской нео-готики.


В 1899 году городской совет Фрайбурга выкупил виллу. В 1909/1923 гг. здесь размещался художественный музей. Позже она использовалась как административное здание. С 1983 года в этом роскошном особняке располагается Музей древней истории и археологии, а название Вилла Коломби сохранилось.
Экспозиция Музея археологии богата и разнообразна, здесь представлено много интересных экспонатов времен палеолита, кельтского периода, эпохи римского владычества, алеманской культуры и др. Музей предлагает разнообразные программы для взрослых и детей.




В 1860 году вокруг Виллы Коломби начались работы по созданию английского ландшафтного парка с экзотическими растениями и деревьями. В парке появились аллеи, террасы, цветники и фонтан. В 1906 году парк был открыт для публики. В средине ХХ века здесь появились виноградники на террасах, там есть все сорта винограда, из которых здесь производят прекрасные вина. 





Скульптура привлекла внимание: впервые на моём веку её одежда - моветон. Голая по пояс, даже ниже, а под полутуникой - колготки (обратите внимание на коленки).




Комплекс "Дом У Кита" с другой стороны:


Напротив комплекса стоит интересный фонтан, изображающий женщину, несущую ведра с водой в окружении ребятишек.

Но сдаётся мне, что это не простые ребятишки, а времена года.


Мемориальная доска на стене с левой стороны от входа, говорит о том, что в этом доме (период 1529 г – 1535 г). жил выдающийся гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский.

Скамейки с необычным дизайном. Особенно для не испанской страны.

Очень красивый монумент. 

Аналогов в России я не припомню. Хотя Германия проиграла и Первую и Вторую Мировую, без стеснения увековечивают память о своих солдатах и генералах. А мы немцев били и бить будем. Но где памятники героям Шипки, Крымских войн, Отечественной 1812 года, Первой Мировой, наконец?





И, наконец, №19. Единственный город в Германии, подвергшийся бомбардировке своими ВВС. Это случилось  9 мая 1940 года.
Тут же немецкие газеты и радио со ссылками на генштаб и министерство иностранных дел сообщили, что город бомбила французская авиация, взлетевшая с территории Голландии и Бельгии, которые с Германией связывали договоры о нейтралитете. Из официального заявления Берлина следовало, что Брюссель и Амстердам нарушили соглашения.
10 мая Германия начала западный поход и нанесла удар по Франции с направления, которое в Париже считали для себя совершенно безопасным.
Уже после войны документально подтвердилось, что налет на Фрайбург совершила 51-я эскадрилья люфтваффе, которой руководил Йозеф Камхубер, в будущем командующий ВВС Федеративной Республики Германии.
 Я думаю, 19 уникальностей для одного города это очень много. Поэтому он стоит того, чтобы скорректировать свой маршрут если будете в этих краях.
Bachle. Центральная часть города практически на всех улицах имеет специальные стоки для воды. Именно они и называются Bachle. Представляют они собой обычную дренажную систему. За их чистотой следят специальные работники, убирающие попадающий в водосток мусор. С Bachle связано местное поверье, что если девушке вымыть в нем ноги, то в текущем году ее ждет замужество.
Источник: https://germanyask.com/frajburg-v-brajsgau-germaniya-zachem-ehat-chem-zanyatsya-gde-poest-sovety-turistov.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...