воскресенье, 10 ноября 2019 г.

Галопом по Испании. Барселона. Часть 2-я:

Испания, tan diferente y emocionante. Барселона. Часть 2-я: Город Гауди.
День второй, 4 марта 2012 года.

В Барселоне находится восемь объектов наследия ЮНЕСКО, шесть из которых создал великий каталонский зодчий Антонио Гауди. Недаром Барселону именуют «городом Гауди». Поэтому мой главный рассказ сегодня именно об этом человеке и его творениях. Кому не интересно, можно комменты не читать, но фото обязательно посмотрите: этим нельзя не восхищаться.
 Один из рекомендуемых туристам видов транспорта, экскурсионный автобус, в котором ездишь целый день по одному билету, после осмотра заинтересовавшей тебя достопримечательности продолжаешь свой вояж до следующего маст си, не является чем-то эксклюзивно Барселонским: в любом мало-мальски уважающем себя туристическом городе Европы такие не редкость. а вот место, где это снято, во многом является целью нашего путешествия и заслуживает обстоятельного рассказа. За автобусом видна церковь. Это - Саграда Фамилия.


Здесь мы к ней спиной, с видом на парк.
  

Поворот на 180 и сама красавица-церковь, главный шедевр Гауди – Temple Expiatori de la Sagrada Família, которому архитектор отдал 44 года жизни. Саграда Фамилия с 2005 года — объект Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Искупительный храм Святого Семейства (а это именно так переводится) в наибольшей степени отражает уникальный талант и личные черты гения архитектуры. В русскоязычных источниках часто встречается ошибочное название — собор Святого Семейства. Собор — титул главного храма города, в Барселоне это — кафедральный собор Святой Евлалии. Саграда Фамилия — церковь или храм со статусом Малой папской Базилики. Наверное, епископ перенёс бы сюда свою резиденцию, если бы поверил, что когда-нибудь этот храм будет достроен.

Antonio Gaudí родился в 1852 г. Мальчик с детства болел ревматизмом, не позволявшим играть в обычные детские игры со сверстниками. Вместо этого Антонио пристрастился к длительным одиночным прогулкам на лоне каталонской природы, ставшей для него основным источником творческого вдохновения. Архитектуру часто именуют застывшей музыкой. Творения Гауди можно назвать застывшей природой.
В личном плане судьба не баловала Гауди. Он рано потерял близких родственников – малолетних братьев, затем мать и сестру. Никогда не было у Антонио и своей семьи.
В 1878 г., при получении им диплома архитектора, один из профессоров экзаменационной комиссии сказал, что Гауди – или сумасшедший, или гений. И вот тут, на заре творческой карьеры, судьба улыбнулась ему, подарив встречу с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем. Огромное богатство не мешало Гуэлю быть тонким ценителем искусства и архитектуры. Они стали настоящими друзьями, а Гауди фактически стал личным архитектором Гуэля. Проекты, выполненные по заказам Гуэля и других, принесли Гауди широкую известность, поэтому к моменту начала работы над Саграда Фамилия его авторитет был непререкаем.

В студенческие годы и в начале карьеры Антонио Гауди подвергал сомнению любые догматы (религиозные в том числе), обретая собственный взгляд. К 40 годам ироничного скептицизма в отношении веры не осталось. «Мастер архитектурных мистификаций» строит надёжное здание, символизирующее прочность и силу веры. В то же время, кажущаяся хрупкость и нестабильность подчёркивает бренность бытия и скоротечность земной жизни.
Саграда Фамилия – один из самых известных долгостроев в мире; в настоящее время окончание работ планируется к 2026 году. Но испанцы не очень торопятся, ведь существует легенда, что когда окончится строительство храма, наступит конец Света.

Возведение здания началось в 1882 году. Храм Святого Семейства был вдохновлен в 19 веке испанцем по имени Хосеп Бокабелла. Бокабелла основал «Орден приверженцев святого Иосифа», который проводил кампанию по возведению в Барселоне новой церкви, посвященной Святому Семейству.
В конце концов, ассоциация собрала достаточно денег, чтобы купить участок земли за 7 км от Барселоны и нанять архитектора по имени Франциско де Паула дель Вильяр-и-Лоцано. Первоначальный план предполагал неоготическую базилику в форме латинского креста.
Через год после начала строительства в 1883 году, приняв руководство проектом, Гауди поменял направление. 
Саграда Фамилия стала главным делом жизни зодчего, который посвятил собору более 40 лет. Гауди считал готику и неоготику нежизнеспособными и устаревшими направлениями, поэтому использовал только их базовые компоненты. Дополнительно архитектор ввел элементы барокко, модерна и мавританского стиля, прибавив к ним изрядное количество собственных разработок. Гениальный зодчий был набожным человеком, он собирался воплотить в камне весь Новый Завет. Известно, что Гауди не любил заранее продумывать каждую деталь, создавая отдельные эскизы по ходу строительства. Бесконечная смена идей иногда приводила к тому, что строителям приходилось приостанавливать работы или даже разбирать и переделывать отдельные части здания по требованию архитектора.


Он был так увлечен проектом, что поселился прямо на стройплощадке, чтобы иметь возможность беспрепятственно творить, а также контролировать работы. Иногда он лично выходил на улицу собирать подаяния на продолжение строительства Саграда Фамилия. Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами, лесом, но именно таким и был замысел художника.
Гауди задумывал грандиозный архитектурный комплекс, но прекрасно понимал, что не успеет закончить его при жизни. Планировалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Под непосредственным руководством архитектора был построен лишь первый из них. В 1892 г. была начата работа над фасадом Рождества, а достаточно подробный план стороны Страстей был готов только к 1923 г.
В 1926 г., будучи уже в преклонном возрасте, Гауди погиб под колесами трамвая, не оставив после себя почти никаких конкретных указаний или готовых чертежей. Сохранились наброски, черновики, несколько макетов. Руководство проектом перешло к его ученику и соратнику Доменеку Сугранесу, но и он не успел завершить строительство до конца жизни. В XX и XXI веках над храмом успело поработать трое выдающихся зодчих - Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Все они использовали немногие сохранившиеся чертежи Гауди, одновременно реализуя собственные представления о соборе.

Возведение Саграда Фамилия продолжается и сегодня. Несмотря на это, церковь признала постройку пригодной для проведения богослужений, поэтому в 2010 году собор был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI. По проекту Гауди, каждый из трех фасадов должен был быть украшен четырьмя криволинейными шпилями. В общей сложности должно было получиться 12 вершин – по числу апостолов. Дополнительно задумывалась центральная, самая крупная башня с четырьмя шпилями вокруг, которая бы символизировала Христа и евангелистов. Именно на ней планировалось разместить сияющий крест. 
Поражает детализация, с которой выполнены скульптуры и барельефы фасада и интерьеров. Гауди приложил немало усилий, чтобы рельефные изображения выглядели максимально реалистично. Так, он вручную снимал слепки с мертворожденных младенцев, животных, временно усыпленных хлороформом.
Все ныне существующие внешние детали являются довольно подробным изложением Нового Завета. Сегодня готовыми признаны фасады, посвященные Рождеству и Страстям Христовым. Внутреннее убранство храма не менее сложно и живописно: ассиметричные ветвящиеся колонны, цветные и прозрачные окна, расположенные на разной высоте, сложнейшие витражи и росписи. За счет использования законов геометрии творец добился визуального развертывания пространства при приближении к каждой архитектурной детали. Этот эффект граничит с оптической иллюзией и создает необыкновенное настроение у посетителя. Интересно, что высота собора составляет 170 метров – на 60 сантиметров ниже главной горной вершины города. Это не совпадение, архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь.



В отличие от богато украшенного Рождественского фасада, фасад страстей прост и строг. Архитектор предназначил его для изображения грехов человека. Строительство началось в 1954 году по чертежам и инструкциям, оставленным Гауди для будущих зодчих.
Гауди хотел, чтобы этот фасад вселял страх в зрителя. Чтобы дополнительно показать суровость и жестокость жертвы Христа, он предполагал использовать игру света и теней — эффект кьяроскуро.

Фасад Страстей поддерживается шестью большими наклонными колоннами, напоминающими стволы секвойи. Вверху находится пирамидальный фронтон, состоящий из восемнадцати колонн, который завершается большим крестом с терновым венцом. Как и Фасад Рождества, имеет три портала, каждый из которых представляет богословские добродетели, хотя и в совершенно ином свете.

Повествование о распятии и воскресении Христа отражено сценами, поднимающимися в форме S. На самом нижнем уровне скульптурная композиции «В Гефсиманском саду», «Тайная вечеря», «Поцелуй Иуды» и другие.  Выше идут изображения Голгофы, Христа, святого Лонгина, святой Вероники с платом. На самой верхней части можно увидеть Смерть, Погребение и Воскресение Христово.

Интересен способ создания фигур. Прежде, чем скульптору разрешалось приступить к работе, гипсовая модель помещалась на предназначенное ей место. Если Гауди был удовлетворён, фигуру фотографировали в лаборатории, а готовое фото прикрепляли так, чтобы видеть искажения формы, появляющиеся из-за поднятия на высоту.
Затем с уже «искажённых» фото  делали трёхмерную модель и окончательный гипсовый вариант вновь поднимали на фасад. После одобрения фигуру передавали скульптору.


Самым большим и наиболее ярким из фасадов запланирован фасад Славы. Его строительство началось в 2002 году. Он станет основным фасадом и обеспечит доступ к центральному нефу.
Посвященный Небесной Славе Иисуса, фасад символизирует путь к Богу: через Смерть, Страшный Суд к Славе. Ад оставлен для тех, кто отклоняется от божественной воли. Гауди оставил модель фасада, которая была разбита в 1936 году. Для разработки нового дизайна за основу взяли авторские оригинальные фрагменты.

Ученик и помощник Гауди Доменек Сурганьес продолжил руководство проектом.  До 1938 года под его началом были завершены колокольни, ворота Веры и центральное кипарисовое дерево на фасаде Рождества.
В июле 1936 года во время гражданской войны в Испании революционеры сожгли склеп и Временные школы Саграды Фамилии, уничтожив мастерскую. В результате были утрачены рисунки, оригинальные фотографии, чертежи. Частично были уничтожены и гипсовые модели.
Тем не менее, несмотря на эти акты вандализма, строительство церкви никогда не останавливалось. Это называют чудом и говорят, что Гауди продолжает руководить проектом: ведь его похоронили в крипте недостроенного храма, чтобы он и после смерти мог продолжать дело жизни. Внутрь храма мы в тот раз не попали, но об интерьерах я подробно и, быть может, слишком эмоционально рассказал после путешествия 2018 года.
На бронзовых воротах фасада Страстей помещён текст Евангелий, повествующих о Страстной неделе.

Рядом с храмом есть книжно-сувенирный магазинчик, где мы купили две книги о Гауди и о Саграде. Кроме того, здесь есть макет храма и можно получить представление, каким он будет в конечном виде.


Парк Гуэль в Барселоне — удивительное явление среди городских парков мира. Каждое решение архитектора Антонио Гауди талантливо поддерживает гармонию между цивилизацией и природой. Изначально парк спроектирован так продуманно и четко, что много лет не нуждался в реставрации. Парк Гуэль представляет собой живописную композицию, в состав которой входят жилые дома и зоны отдыха в виде роскошных садов с аллеями и террас с водоемами, цветниками, беседками, галереями, гротами. Сегодня Парк Гуэль признан одним из красивейших парков мира, на одном уровне с самыми знаменитыми садами и парками планеты, включая парк Летний императорский дворец Ихэюань в Пекине, парк Хитачи в Японии, парк Версаля в предместье Парижа. Архитектурное творение знаменитого автора получило множество наград и является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительство продолжалось 14 лет – с 1900 до 1914 годы.
Забавно, что в момент стройки проект был экономически провальным. А спустя примерно век мы можем посетить его в статусе абсолютной супер-звезды среди архитектурных памятников. А Барселона стала богаче на еще один шедевр Гения Гауди в виде уникального городского парка.  Парк Гуэль на карте Барселоны находится на возвышенности в северо-западной части города. Если соберетесь в парк пешком, получите неплохую физическую нагрузку. А бонусом за усилие станет прекрасный вид на Барселону, совмещенный с морским пейзажем. В парке находится одна из лучших смотровых точек Барселоны с видом на море.


 Спешить на самую верхушку нет особого смысла, потому что по дороге к ней ждут 17,8 га потрясающего города-сада того самого знаменитого Антонио Гауди. Отличный повод позволить себе никуда не спешить и насладиться каждым строением, камнем и растением райского сада.

Весь парк тщательно продуман и каждый камень, каждая мелочь там на своем месте. Примерно как в коммерческом и всеми любимом Диснейлэнде. Только в Парке Гуэль все создавалось не для массового пользования, а под конкретного человека. Эусеби Гуэль был в тренде своего времени и решил совместить родные каталонские пейзажи с популярной тогда английской концепцией города-сада. Возможность прогуляться по парку и оценить его была только у верхушки общества. Задумкой Гуэля был загородный оазис для богачей. Он должен был заполниться особняками самого высокого класса и избранными людьми.
Под эту идею промышленник и меценат Эусеби выкупил кусок земли на окраине города. Он видел здесь 60 отдельных участков с виллами. И чтобы из каждой открывался изумительный вид на столицу. Так высшее общество могло бы с лучшего ракурса наблюдать за суетой города и наслаждаться жизнью.
Утопия реализовалась очень частично. Верхушка общества отказалась переезжать из насиженных мест в центре города куда-то на окраину и строительство продолжилось всего лишь на трех участках.
Промышленник Гуэль хотел получить эксклюзивную зеленую зону рядом со своим домом. У него было два преимущества: дружба с начинающим талантливым архитектором Антонио Гауди и деньги. По сути Гуэль решил вложиться в строительство для себя. В итоге парк логично получил и увековечил его имя. С одной стороны, Гуэль сильно рисковал и потратил целое состояние на свою прихоть. А с другой, сделал лучшую инвестицию своей жизни и преподнес подарок нескольким поколениям вперёд.
 
Архитектор-легенда реализовался во многом благодаря встрече с Эусеби Гуэлем. Он мог позволить себе воплотить в жизнь практически любую фантазию, а Гауди в своих работах умело превосходил ожидания.
У мастера был главный козырь — вера магната и богатейшего человека Каталонии в талант Гауди. Парни подружились и полностью доверяли друг другу. Поэтому архитектор сделал все так, как посчитал нужным. Каждое из решений было неординарным и гениально простым.
Гений сразу оценил рельеф местности как абсолютно неподходящий для проекта. По крайней мере в том виде, в котором его ожидал увидеть заказчик.
Он постарался сохранить созданный природой ландшафт нетронутым и просто разместил аллеи и рощи на разных уровнях высоты.
Первым этапом работ было укрепление склонов, продумывание подъездов к парку и ограждений. Вторым шагом Гауди уже начал стройку архитектурных композиций парка.


Три виадука, ведут к самой высокой точке Парка Гуэль — Голгофе. Здесь по проекту должна была быть размещена часовня, но на сегодня находится только 3 каменных креста. 

Гения всегда отличает простота решений самых сложных задач. В своих работах Антонио Гауди избегал прямых углов, что казалось абсурдным и сложным для понимания. Но Гауди повторял, что прямые углы придуманы людьми, а в природе их просто не существует. Его искренне восхищали натуральные формы и краски, созданные природой. И он переносил самое совершенное из увиденного в свои работы.



Единую систему сообщения по всей территории Парка Гуэль Гауди назвал «Птичьи гнезда». Название обусловлено тем, что для строительства применялись местные виды камней причудливой формы. Сюда входят не только большие аллеи, но и широкие и узкие дорожки и тропинки. Галереи Парка Гуэль в два уровня с наклонными колоннами выступают из склонов и выглядят очень естественно.

 Туннели и переходы Парка Гуэль настолько гармонично вписаны в ландшафт местности, что кажутся естественными объектами, вроде пещер и гротов. 

Это было изначально или это грамотное решение архитектора? Этот вопрос можно часто задавать себе, прогуливаясь внутри.



 Дорожки парка ведут к его тайным площадкам, украшенным искусственными пещерами, растительностью, беседками, фонтанчиками и райскими обитателями. Семья попугаев поселилась здесь достаточно давно: домашние птицы сбежали от нерадивых хозяев и стали жить свободной жизнью, благо мягкий средиземноморский климат позволяет. За стремление к свободе - респект. Этакие Кеши: "Вот вы говорите Таити, Таити. А нас и тут неплохо кормят".
 

Розовый особняк, построенный по проекту Франческа Беренгера, долгое время служил великому Гауди и его семье домом. Под конец жизни Антонио Гауди переехал в мастерскую возле Саграда Фамилия, чтобы ни на минуту не отрываться от работы. Через 37 лет после гибели архитектора, в 1963 г., особняк был учрежден как дом-музей Гауди в парке Гуэль.

Первый этаж посвящен предметам мебели, спроектированными Гауди. Их специально выкупили у владельцев.
Второй этаж особняка воссоздает интерьеры, в которых обитал архитектор со своей семьей. Спальня и личные вещи Гауди показывают, насколько мастер был погружен в работу. Личный комфорт был для зодчего далеко не на первом месте. Здесь же расположена практически нетронутая мастерская с макетами и набросками проектов Гауди.
Третий этаж включает библиотеку на 30 000 книг, записей, черновиков и документов великого мастера. В саду особняка размещена экспозиция кованых фигур, также изготовленных по чертежам Антонио Гауди.



Все элементы парка одинаково важны и составляют единую целостную систему. Это характерно для всего творчества Антонио Гауди. Но все же некоторые объекты заслуживают особого внимания.
 Зал дорических колон или «зал 100 колонн» Парка Гуэль на самом деле включает в себя 86 колонн. Здесь согласно проекту должны были базироваться приезжие торговцы, так как стационарную торговую площадь по договору размещать на территории парка было нельзя. Но этому не суждено было сбыться. Сейчас зал 100 колонн часто используется для проведения концертов из-за неповторимой акустики.

Дорические 6-метровые колонны по периметру зала удерживают площадь, расположенную на следующем уровне. Это возможно благодаря их небольшому наклону и железным балкам. 

Кроме поддерживающей функции, полые колонны являются частью дренажной системы. Верхняя площадь покрыта камнями в несколько слоев, что выполняет роль фильтра. Дождевая вода, проходя через «фильтр», попадает в полость колонн и стекает в подземное водохранилище.

Потолок зала украшен 4 «солнечными» плафонами, олицетворяющими 4 времени года. Плафоны поменьше с вихрями и завитками отражают лунный цикл. Их 14.

Когда велось строительство, на этом месте был найден источник с минеральной водой. Гуэль начал ее продажу под маркой SARVA, чтобы хоть немного возместить убытки. На этикетках бутылочек было размещено фото зала дорических колонн и лестницы.
 
Над Залом ста колонн расположена верхняя терраса, которая должна была стать рыночной площадью городка.
 
Гауди не удалось воплотить в жизнь свой замысел, и вместо рынка на плоской крыше зала расположена большая прогулочная площадка с огромной каменной скамьей извилистой формы, в которой угадываются очертания морского змея. Это - театральная площадь парка.

Именно её поддерживают колонны.


Скамейка в Парке Гуэль имеет несколько функций — ограждение террасы, сток воды и место для отдыха. Ее сооружение началось в 1909 г. При строительстве Гауди усаживал на еще не просохший раствор рабочих, тем самым фиксируя форму сидения, пока материал твердеет. Так что наши задницы соприкасаются с задницами рабочих начала 20 века спустя 100 лет через эти камни. Связь поколений.

Но не только в этом приеме кроется таинственная притягательность этого объекта. Мозаичный узор из осколков керамики на первый взгляд кажется хаотичным, но здесь спрятано множество головоломок и составных изображений. Глубокий смысл несет и цветовая гамма — триединство зеленого, желтого и синего, тождественное Вере, Любви и Надежде.


 Стоит обратить особое внимание на облицовку фасадов, колонн, потолка зала, скамьи-змеи, в которой была применена техника ломанной мозаики или тренкадис. Для украшения Гауди использовал осколки керамической плитки, битой разноцветной стеклянной и глиняной посуды, мелкие камешки, строительный мусор, которыми было удобно отделывать волнистые поверхности.

Необходимо отметить, что все элементы парка выполняют не только декоративную, но и утилитарную функцию. В колонны Зала, как уже говорил, вмонтирована сложная система ливневой канализации, обеспечивающая парк водой. В нижней части скамьи скрыты трубы ливневой канализации, выведенные в колонны Зала.
  
В конструкциях парка нет ни одной прямой линии и угла, все выдержано в естественных природных формах — волнах, изгибах, овалах и округлостях.


Бросаются в глаза два знаменитых «пряничных» домика, как будто сошедшие со страниц сказок братьев Гримм. Сказочные домики-павильоны облицованы мозаикой в стиле тренкадис и украшенны множеством декоративных элементов. По замыслу архитектора, левый предназначался для административного офиса, правый должен был стать местом обитания привратника.
В наши дни в домике администрации размещен сувенирный магазин, второй павильон сохранен в качестве образца. Стоит обратить внимание на каждый элемент декора павильонов — сияющие на солнце крыши с фигурными башенками, отделанные керамической плиткой, облицовку фасадов, дымоходы в форме грибов, огромные окна в фигурных рамах, изящные балкончики, медальоны.

Глядя только на них можно часами разгадывать фигуры и смыслы. Кто-то видит религиозные темы, обращая внимание на кресты. А кто-то видит в формах крыш мухомор с точками в виде перевернутых чашек. Считается, что так Гауди заявлял о своем отказе от кофе.



Покупателей, жаждущих проживать в элитном районе, по-прежнему не было, построенные дома стали резиденциями самого Гуэля, Гауди и их общего друга, адвоката Триаса-и-Доменека.
Строительство и безуспешные попытки продать хотя бы часть построенных вилл значительно подорвали здоровье владельца города-парка. В 1918 году Гуэль скончался, и весь архитектурный комплекс вместе с постройками и садами был продан наследниками городской администрации Барселоны. Очередной шедевр Гауди получил статус общественного парка. Все элементы садово-парковой архитектуры, включая дом-музей Гауди и особняки Гуэля и Триаса-и-Доменека, сохранились до наших дней практически без изменений.


 Семья Триас-и-Доменека живет там по сей день. И это единственная частная территория парка в настоящий момент. Все остальное уже принадлежит государству.
 


Парадная лестница устремляется вверх из прихожей парка. 


На ней размещено 4 площадки. На второй площадке установлен фонтан в виде медальона со змеиной головой и флагом Каталонии.

К сожалению, среди всей этой красоты и символизма жена, как и прочие туристы, восхищаются не шедеврами,

а ... местным котофеем. Дома бы на него не обратила внимания...

Третья площадка увенчана знаменитым «драконом Гауди» — статуей саламандры, облицованной мозаикой - любимого мифологического персонажа Гауди. Кстати, сказочная ящерица-саламандра считается символом Барселоны.

Ящерица в Парке Гауди раньше обладала острыми зубами, которые стерлись многочисленными туристами, не упускающими возможности дотронуться до произведения искусства.
 

Скамья на верхней площадке установлена так, что в летнее время затенена, а в зимнее находится под солнечными лучами. Завершается лестница зубцами, подобными зубцам на стенах крепости, и входом в зал дорических колонн.
 

Несмотря на то, что некоторые конструкции выглядят хрупкими, они сделаны очень основательно и не нуждаются в реконструкции. Даже через сто с лишним лет реставрация парку практически не требуется.

Проезжая по жилым кварталам Барселоны опять удивляемся плавным изгибам перекрёстков.

 В жаркой и жгучей Испании, на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасия с улицей Каррер-де-Провенс находится чудо архитектурной и инженерной мысли — Дом Мила. Первоначально барселонцы не приняли новое творение Гауди. За свой неровный и тяжеловесный вид дом Мила получил прозвище «Педрера», что значит «каменоломня». Строителей и хозяев дома даже несколько раз штрафовали за несоблюдение общепринятых норм. Но скоро страсти улеглись, к дому очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.

В этом творении Гауди пытался передать хрупкость и громоздкость одновременно, морские волны — как вдохновение при отделке фасада, а сама Барселона — фундамент для архитектурных творцов. Сам дом Мила стал последним светским творением, которое он сделал по запросу буржуазного купца Пере Мила-и-Капс. В честь заказчика и было названо здание. После автор занялся иным творением — храмом Саграда Фамилия.

При строительстве Педреры Антонио Гауди использовал технологии, надолго опередившие свое время. Вместо классических опорных и несущих стен он использовался стальной каркас неправильной формы, укрепленный арками и колоннами. Благодаря этому удалось придать фасаду дома необычную плавающую форму, а планировки квартир по желанию владельца дома могли меняться в любое время. Эта технология очень популярна и среди современных строителей, которые используют ее при возведении монолитно-каркасных домов. А ведь прошло уже больше века!

Не смотря на свою культурную ценность, дом Мила и сегодня является жилым. Для осмотра открыты только выставочный зал с работами Антонио Гауди, квартира, отражающая быт того времени, и крыша здания.



Барселонские дома вообще поражают своими смелыми архитектурными решениями.





Дом Бальо — одно из самых эпатажных творений Антонио Гауди, известное как «Дом костей» и «Дом-Дракон». Дом Бальо привлекает внимание невероятной формой и шокирующим сочетанием жизнеутверждающих мотивов с мрачноватой атрибутикой смерти.
Фантастическое сооружение вызывает самые противоречивые эмоции у наблюдателей, от восторга до неприятия, но никто не остается равнодушным. Внешний и внутренний фасады, облицованные яркой плиткой, огромные окна неправильной формы, напоминающие глаза сверхъестественного чудовища, балконы-черепа, горбатая черепичная крыша заставляют вернуться в мир сказок и таинственных легенд.
Восьмиэтажное сооружение в центре Барселоны, один из главных предметов гордости барселонцев, ежедневно притягивает многочисленных туристов. Дом Бальо доступен для посещения. Помимо фасадов, внутреннего двора, крыши можно увидеть интерьеры и предметы мебели, созданные по проектам Гауди.

Доходный дом на проспекте Пасео-де-Грасиа в районе Эшампль, принадлежавший текстильному магнату Жозепу Батльо-и-Касановасу, был построен к 1877 году и в начале XX века представлял собой довольно жалкое зрелище. Собственник решил снести не имевшее никакой ценности в плане архитектуры сооружение и создать на этом месте что-то более соответствующее его статусу и финансовому положению. Работа над проектом была поручена Гауди, который убедил Батльо произвести масштабную реконструкцию здания, оставив фундамент и несущие конструкции старого сооружения. Заказчик предоставил архитектору полную свободу действий.
Реконструкция здания длилась с 1904 по 1906 годы. В результате, на Пасео-де-Грасиа появился особняк, полностью затмивший все помпезные сооружения квартала. Гауди полностью преобразовал внешний фасад, спроектировал второй фасад, выходящий во внутреннюю сторону квартала, переделал крышу, добавив ступенчатую террасу и множество декоративных элементов в виде дымоходов необычной формы, перестроил вестибюль, цокольный этаж, бельэтаж, мансарду, сделал новую систему вентиляции, оформил интерьеры.
По замыслу архитектора, дом должен был представлять собой фантастическую аллегорию, символизирующую победу Святого Георгия-Победоносца над драконом, в которой отражены последние судороги чудовища над грудой костей и черепов своих жертв, повисших на покрытом чешуей теле мифологического пресмыкающегося.
Новая работа Гауди произвела настоящий фурор, а Батльо удалось увековечить свое имя благодаря гениальному архитектору. Дом считается ярким образцом стиля модерн, хотя сам Гауди не признавал никаких течений и направлений и предпочитал воплощать в жизнь собственные идеи и фантазии. Здание до 50-х годов оставалось в собственности семьи Батльо, затем несколько раз переходило из рук в руки, пока в 90-х его не приобрело семейство Бернат. Новые владельцы провели реставрацию дома Бальо и сделали его достоянием общественности.
С 1995 года шедевр гениального мастера стал музеем, в стенах которого проводятся экскурсии и торжественные мероприятия, посвященные творчеству Гауди. Музей открыт для посещения ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Каждому посетителю выпадает шанс увидеть результаты трудов талантливого дизайнера, великолепного оформителя и непревзойденного инженера.

Дом Батльо издалека бросается в глаза сияющим в лучах солнца внешним фасадом, отделанным разноцветной мозаикой из кусочков керамической плитки и стекла и множеством элементов декора. Огромные витринные окна вестибюля, украшены цветными витражами работы Пелегри, знаменитого стеклодува начала XX века. По мере возрастания этажей, размеры окон уменьшаются. Этот прием мастер использовал в целях максимальной концентрации естественного освещения внутренних помещений дома и патио.
Окна верхних этажей снабжены балкончиками с изящными коваными решетками, выполненными мастерами кузнечного дела братьями Бадия. Оконные конструкции привлекают внимание плавными асимметричными линиями, характерными для многих сооружений, созданных по проектам Гауди, и создают обманчивое впечатление мягкости материала. На самом деле, они выполнены из тесаного камня, добытого на холме Монжуик. Каждый элемент конструкции формой напоминает фрагменты гигантских костей и черепов. Дом Бальо особенно таинственно выглядит по ночам, когда фасад освещается оригинальной подсветкой.

Башенка с георгиевским крестом на крыше символизирует вонзенный в спину чудовища меч Георгия-Победоносца. Очень интересны здесь крыша и интерьеры, но я там не был, поэтому не буду их описывать. Только скажу в завершение, что работа над проектом стала переломным этапом в творчестве Гауди, в результате которого для архитектора перестали существовать классические каноны и основополагающие принципы. Дом Батльо был признан Художественным памятником Барселоны в 1962 году, а семь лет спустя — памятником национального значения. С 2005 года дом Батльо — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в разделе «Творения Антонио Гауди». Дом Батльо особенно ярко отражает уникальный талант Гауди, в котором сочетались гений архитектуры, тонко чувствующий малейшие оттенки и цвета художник, мастер символики и инженерной мысли. Каждый элемент конструкции, кроме высокой художественной ценности, представляет собой важную функциональную составляющую.
Кстати, обратили внимание на дом слева? Если бы не было рядом шедевра Гауди, к нему бы толпами водили туристов. А так он в тени знаменитого соседа. А между тем, это Casa Amatller (дом Амалье) — знаменитое барселонское здание, архитектурный стиль которого колеблется между неоготикой и модерном. Дом Амалье находится на улице Пасэо де Грасья в районе Эшампле между двумя не менее известными домами — Батльо и Лео Морера, которые были построены Антонио Гауди и Луисом Доменек-и-Монтанером. Эти три здания входят в так называемый «Квартал Раздора», получивший это название из-за резкого контраста стилей его модернистских зданий (первая версия названия квартала).
Своим нынешним видом дом обязан архитектору Жозепу Пуч-и-Кадафалку, который осуществил проект по его реконструкции между 1898 и 1900 г. Напомню, что Гауди реконструировал дом Батльо в 1904 - 1906 гг.. Представьте, что чувствовал Пуч-и-Кадафалк, когда рядом со своим твореньем увидел спустя 6 лет этот шедевр.
Дом Casa Amatller был куплен кондитером Антонио Амалье и его реконструкция была поручена каталонскому архитектору Пуч-и-Кадафалку. Здание имеет необычный ступенчатый фронтон в стиле голландской готики, а в оформлении окон верхних этажей заметны мотивы испанской готики. Галерея четвёртого этажа украшена колоннами с ажурными капителями. Нежный розово-песчаный цвет отделки фасадной стены отсылает к профессии заказчика здания. Главный вход украшен скульптурами на библейские темы и сюжеты средневековых легенд, размещенные выше аллегорические изображения представляют музыку, живопись, архитектуру и скульптуру. Над входом - аллегорический портрет домовладельца. Отделка вестибюля здания и главной лестницы характерна для каталонского модерна — сочетание каменных колонн, деревянного полотка, ламп из кованого железа и стен, облицованных цветным кафелем. Внутренний двор дома Амалье накрыт витражом.
В 1976 году королевским указом дом Amatller был объявлен каталонским памятником национального значения.

В квартале во времена реконструкции дома Бальо, были перестроены и другие здания. Сейчас дом Бальо является частью уникального архитектурного комплекса на Пасео-де-Грасиа, 
в который входят дом Мульерас, дом Амалье, особняк Жозефины Бонет, дом Льео-и-Мореры, возведенные по проектам именитых архитекторов, современников Гауди. Здания образуют так называемый Квартал Раздоров, вызванных глубоким внутренним конфликтом между конкурирующими мэтрами, так как  архитекторы соревновались между собой за премии от правительства Барселоны (вторая версия названия квартала). Но я думаю, это - не главная причина конфликта. Основная - это ревность к успехам и творческое неприятие своих коллег архитекторами и зависть друг к другу заказчиков.
 Дом Лео Морера спроектирован известным архитектором-модернистом Льюисом Доменеком и Монтанером (Lluís Domènech i Montaner). Здание было построено в 1864 и реконструировано в 1902 году. В отличие от многих зданий, построенных в это время, оно названо не в честь владельца, а в честь мотивов: львов (lleó) и тутовых деревьев (morera), использованных в украшениях фасада. Чтобы полностью закончить работу, Доменик и Монтанер сотрудничал со скульптором Эусеби Арнау, художником по керамике Антони Сера и Фитер, специалистами по мозаике Льюисом Бру и Марио Мараглиано, а также Гаспаром Хомаром, который занимался декором и мебелью.

Завершая разговор о Гауди, резюмирую: Великий зодчий создал 17 проектов, 10 из них расположено в главном городе региона. Это:
  • Саграда Фамилия;
  • Дома Мила, Бальо, Фигерас, Кальвет и Висенс;
  • Дворец и павильон усадьбы Гуэля;
  • Парк Гуэля;
  • Колледж ордена Святой Терезы.
Шесть из перечисленных объектов признаны Всемирным наследием ЮНЕСКО и включены во все туристические справочники. Остальные также не остаются без внимания путешественников благодаря своей оригинальной архитектуре. Мы сегодня увидели только 4 из них, но все осматривать за один день толку мало: слишком много впечатлений и каждый из них требует детального осмотра в течение по крайней мере, нескольких часов. А Саграда Фамилия и Парк Гуэля потребуют и нескольких дней.

Любуемся домами. Нечасто встречающееся здесь барокко, тем более, с элементами ампира:







Удивительно, как уживаются старое и новое:

 Со смотровой площадки холма Монтжуик открываются отличные виды на Барселону и порт.

Пока любуемся, традиционно коротко о главном: Барселона — главная туристическая жемчужина Испании и второй по величине город Пиренейского государства. Барселона расположена на северо-востоке страны в 120 километрах от испано-французской границы и является столицей автономной провинции Каталония — важнейшего с экономической точки зрения региона Испании. Город является важным промышленным и торговым центром не только Испании, но и всей Европы. Порт Барселоны входит в десятку самых загруженных портов Европы, а аэропорт Эль Прат — крупнейший среди всех аэропортов, расположенных на Средиземном море. Что, впрочем, неудивительно, так как Барселона как раз и является самым большим и густонаселенным городом Средиземноморья.





Население собственно города Барселона составляет 1 608 680 человек, однако Барселона не завершается только городской частью. В столичном округе Барселона, так называемой Большой Барселоне, на площади в 636 кв. километров проживает 5 292 354 человек. Плотность населения составляет 16 095 чел./км2. Все это делает Барселону шестой по величине агломерацией в Европе и крупнейшей на берегах Средиземного моря.
Географически город находится на прибрежном плато площадью 170 кв. километров, из которых 100,4 кв. километр занимает непосредственно сам город. С юго-запада это плато ограничено горами Кольсерола и рекой Льобрегат, а с севера — рекой Бесос. Благодаря горам город имеет неповторимый ландшафт, а высшей точкой Барселоны является гора Тибидабо высотой 512 метров.


История основания города уходит в глубокую античность. Считается, что Барселона была основана в III веке до н. э. карфагенским полководцем Гамилькаром Баркой, отцом легендарного Ганнибала. Во время военного похода на Иберийском полуострове он построил у подножья горы Монжуик укрепленное поселение, которое получило название Барсино — в честь семьи Гамилькара. Во II веке Барсино перешел под власть римлян и стал развиваться как военный и торговый центр. После заката Рима в V веке город был захвачен вестготами и некоторое время был столицей Вестготского королевства, называясь теперь Барсинова. Уже через некоторое время это имя смягчилось до всем известного Барселона. В 716 году город был захвачен маврами, но отвоеван уже в 801 году Людовиком Благочестивым — сыном Карла Великого. Барселона стала столицей Испанской марки Франкской империи.

Впоследствии город перешел во владение Гифреда Волосатого, которому Карл Лысый (какие звучные имена!!!) за отвагу в борьбе с маврами вместе с Барселоной пожаловал титул графа.  Именно с именем Гифреда связано происхождение герба города — желтого щита с красными полосами. Считается, что в одной из битв тяжело раненый Гифред пальцами оставил эти кровавые полосы на своем желтом щите (по другой версии — это сделал Карл Лысый кровью Гифреда). Сегодня и Барселона, и вся Каталония ассоциируются с этим символом. Кстати, отсюда хорошо виден кафедральный собор Барселоны.

Независимое графство Барселоны бурно развивалось, и в Средневековье Барселона была одним из крупнейших и важнейших городов Европы, столицей Арагонского королевства, которому принадлежали также Сардиния, Сицилия, Корсика и Неаполь. После объединения Арагона и Кастилии и начала централизации Испании влияние Барселоны начинает ослабевать, и одновременно стал возвышаться Мадрид, ставший столицей Испанского королевства. В Новое время Барселона несколько раз опустошалась войсками Мадрида, не терпевшими сепаратистских настроений каталонцев, но этот сепаратизм только укреплялся и до сих пор является неотъемлемой частью Каталонии и ее жителей. Несмотря на все испытания, город в XIX веке уверенно вошел в промышленную эпоху и стал бурно развиваться. Венцом этого времени стали две Всемирные выставки — 1888 и 1929 годов, а также творения Антонио Гауди, без которых город сегодня представить просто невозможно.

 Спускаемся ниже.

 Во время диктатуры Франко начались новые гонения на Каталонию и каталонский каталанский язык, что провоцировало всплески каталонского национализма и еще большую ненависть к Мадриду. Правильно писать и говорить о языке: "каталАнский". Всё каталОнское (культура, товары, менталитет и т.д.), а язык - каталАнский. И хоть времена Франко давно миновали, эти чувства до сих пор живы и распространяются среди каталонцев. Своеобразным символом противостояния с центром является вечная взаимная ненависть футбольного клуба «Барселона» и мадридского «Реала». А о последних событиях в Каталонии, из-за которых даже перенесли матч этих команд в октябре 2019 года, вы наверняка слышали.

Тут даже на колодцах каталонские гербы с кровью Гифреда Волосатого на жёлтом щите.






Мы в районе Старого порта. Решение о возведении памятника Колумбу в Барселоне было принято городской администрацией в 1881 году. Они решили таким образом оставить предкам память о мореплавателе, который пришвартовался в порту столицы после своей экспедиции в Вест-Индию и рассказал об открытии новых земель королеве Изабелле Кастильской и королю Фердинанду Арагонскому.
Сам мореплаватель выполнен в виде бронзовой статуи, она - плод мастерства скульптора Рафаэля Атче. В высоту скульптура возвышается на 7 метров, в правой ее руке зажата географическая карта, а левой она указывает на море. Установлена статуя Колумба на коринфской металлической колонне, вверху которой установлены четыре женских образа в бронзовом исполнении, каждый из них символизирует собой определенный континент мира: Европу, Азию, Африку и Америку. Колонна достигает в высоту 40 метров.
Колонна установлена на восьмиугольном постаменте, на каждой его стороне висит медальон с изображением людей, которые были близки Колумбу: Висенте Яньес Пинсон – конкистадор и мореплаватель, Мартин Алонсо Пинсон – мореплаватель и по совместительству судовладелец, Изабелла I Кастильская – королева того времени Кастилии и Леона, Фердининд II Арагонский – король Арагона, Кастилии, Неаполя и Сицилии, Отец Антонио де Маркена – астроном и по совместительству священный отец, который поддержал Колумба в его идее отправиться открывать Индию, Беатрис де Бобадилья – влиятельная придворная, помогавшая Колумбу, которая была близкой подругой королевы Изабеллы I, Адрес де Кабрера был одним из влиятельных вельмож, который поддержал королеву Изабеллу I в ее отстаивании своих прав на испанское наследство, Отец Жуан Перез, благословил плаванье Колумба, а также являлся его близким другом. 
Постамент статуи Колумба имеет выступы, которые украшают 4 статуи, знаменующие собой определенные части Испании: Арагон, Каталонию, Кастилию и королевство Леон. Каждая из них держит в своих руках скипетр, а на голове у них короны, символизирующее власть.
В углублениях постамента установлены четыре скульптуры, которые объединены одним стилевым решением, хотя и выполнены разными скульпторами:
  1. Луис де Сантангель – министр финансов, который помог убедить королеву Изабеллу I профинансировать морское путешествие Колумба, и чтобы набрать нужную сумму вложил свои средства. Из своего первого плаванья Колумб написал ему первому.
  2. Жауме Феррер де Бланес. Он занимался рисованием карт земли и после возвращения Колумба создал новую карту, дополнив ее изображением Америки.
  3. Отец Бернат де Боиль сопровождал известного мореплавателя в его втором путешествии.
  4. Педро де Маргарит – военачальник второй экспедиции.
Ближе к земле на постаменте установлены восемь барельефных панелей из бронзы, на каждой из них изображены различные сцены из первого путешествия Колумба, о которых он рассказывал.

Здание администрации порта я описывал вчера.

Вдоль яхтенного причала, со стороны города, проходит прекрасный прогулочный бульвар (Moll de Bosch i Alsina), гуляя по которому можно любоваться яхтами. Здесь места для отдыха и скульптуры.

Парусная яхта Santa Eulalia (Святая Елена), экспонат Морского музея Барселоны, была построена в январе 1919 года на верфях города Торревьеха и первоначально называлась Кармен Флоре в честь дочери судовладельца. Судно работало между Барселоной и Балеарскими островами, три раза меняло название. В 1997 году было выкуплено Морским музеем Барселоны и переименовано в Santa Eulalia в честь покровительницы Барселоны.
  

 


Звездочет, устремляющий свои взоры в небо. Вот так возвышенно. Не то, что писающий мальчик в Брюсселе...
Но какая связь звездочёта с портом? У меня другая, более грустная ассоциация: моряк на утлой скорлупке, коей является любое судно посреди моря-окияна, по звёздам ищет путь к гавани. Обратили внимание на его широко расставленные ноги? Так расставляют только моряки во время качки, никак не праздные звездочёты-астрономы. А брюки-клёш?




   От площади берет свое начало самый красивый мост порта Барселоны Rambla del Mar. Мост выполнен в виде волны и раздвигается, когда яхты заходят в закрытую гавань.

 Общий вид моста - слева на снимке.

Мост ведет к торговому центру «Maremagnum» и крупнейшему в Европе аквариуму (L’Aquàrium), в котором содержится 8000 рыб и 11 акул в 22 бассейнах заполненных 6 миллионами литров морской воды.



Велодорожки, как и вчера, по середине улицы. За ночь ничего не изменилось.

Выдвигаемся в сторону бульвара Ла Рамбла.

Бульвар Ла Рамбла — культовое место Барселоны. Здесь цвет местной богемы смешался с современной молодежью и восхищенными туристами, а лучшие архитектурные стили соседствуют с магазинами модных кутюрье и лучшими кофейнями. Сложно найти путешественника, который не посетил бы Ла Рамблу, приехав в Барселону. Уже много лет она является любимой пешеходной улицей города, прогулка по которой стала обязательным ритуалом. Протяженность улицы 1,2 километра. Бульвар стартует от памятника Христофору Колумбу, проходит между Равалем и Готическим кварталом, завершаясь на площади Каталонии. Памятник Колумбу мы осмотрели, продолжаем милой площадью Пласа Рейаль. Ее центр венчает фонтан «Три грации». Правда я их насчитал четыре, с женой - пять. Со мной - шесть. Ну да ладно: больше - не меньше.
 
По насыщенности событий, которые происходят на бульваре, Ла Рамбла — это истинная феерия. В ней участвуют все — любопытные туристы, бывалые горожане, цветочники и торговцы сувенирами, вольные художники, живые статуи, музыканты.
Атмосфера чем-то напоминает московский Арбат, но особый колорит Ла Рамблы создает веселый темперамент и любовь испанцев к яркой жизни, которым позавидуют многие центральные улицы спокойной Европы.

В 1766 году, когда барселонской крепости стало тесно в собственных стенах, было принято решение о сносе участка крепостных стен. Я об этом подробно писал вчера. Так и началась история бульвара Ла Рамба, который был создан по образцу французских бульваров тех времен. Идея бульвара горожанам очень понравилась и буквально за несколько лет он стал излюбленным местом отдыха, прогулок и проведения досуга совершенно разных слоев населения.

Несмотря на то, что Ла Рамбла кажется совершенно единой улицей, на самом деле она имеет пять частей, каждая из которых получила уникальное название. Последние годы наметилась и шестая часть Рамблы — это пешеходный мост, возведенный к Олимпиаде 1992 года. Он начинается от площади Портал-де ла Пау (Portal de la Pau) и ведет к популярному торговому центру "Маремагнум". Мы там были только что, на этом мосту.





Дом Бруно Квадрас — начало Рамблы Капуцинов. Также это здание известно как Дом Зонтиков, так как в свое время здесь располагался магазин  добротных зонтов и милых мелочей.

Это модернистское здание, которое в 1883 году реконструировал каталонский архитектор Хосеп Виласека. Он соединил предыдущую модернистскую направленность здания со всевозможными экзотическими элементами, так что до сих пор проходящие мимо дома Бруно Квардаса видят и удивительного китайского дракона на углу фасада, и египетские изображения на балконах и верхней галерее и много другой подобной экзотики.



Обратите внимание и на фонари — они созданы еще начинающим тогда свой большой путь архитектором Антони Гауди.

Ещё один интересный объект на Рамбла Капуцинов — Гран-Театр Лисео. Театр возвели на месте, где когда-то находился мужской монастырь. К строительству театра приступили весной 1845 года, а в апреле 1847-го на сцене нового театра уже шло первое представление. Этот театр по праву считается оперным центром Барселоны, да и всей Испании. Главный фасад здания театра не поражает великолепием, он весьма скромен и сильно контрастирует с интерьером театра. Внутренняя отделка выполнена в стиле барокко и необыкновенно красива; она вызывает ощущение своеобразной симфонии позолоты и узорчатых тканей. Здесь много мраморных поверхностей, зеркала, бархат, бронза.
Этот театр принадлежит к категории самых роскошных и крупных залов мира. Однако, вне всякого сомнения, главным достоянием театра являются прославленные артисты, выступавшие на его сцене. Среди этих блистательных имен — Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Альфредо Краус, Федор Шаляпин и Максим Михайлов. Зимой 1994 года случился страшный пожар, безжалостно уничтоживший здание известнейшего театра мира, от которого остался лишь обугленный остов. Тогда Монтсеррат Кабалье, начинавшая здесь свою артистическую карьеру, пела на руинах театра, прощаясь с символом музыки Испании. Вскоре после пожара руководство театра объявило журналистам, что театр будет отстроен заново на прежнем месте и в первоначальном виде. В действительности театр остался там же, где и был, а вот первоначального вида полностью сохранить не удалось.
Следует сказать, что строители, как и реставраторы, такой задачи перед собой и не ставили, вследствие того, что строительная технология за истекшие 160 лет, конечно же, ушла далеко вперед. Театр Лисеу восстанавливала практически вся Испания. Знаменитые артисты устраивали специальные концерты, сбор от которых направлялся в специальный фонд восстановления театра. Кроме того, средства на реконструкцию поступили от Европейского инвестиционного Банка. В ходе реконструкции был перестроен главный фасад и зрительный зал, который после этого вошел в число самых крупных в Европе (почти 2300 мест).
В октябре 1999 года обновленный театр вновь открыл свои двери для зрителей.

В Готический квартал мы за неимением времени не пошли.

  
Рамбла Учения (Rambla dels Estudis). Старый университет Барселоны дал название этой части бульвара. Рамбла дельс Эстудис привлекает внимание туристов зданием Королевской Академии наук и Искусств, построенным в XVIII веке. В наше время здесь обосновался театр "Пилорама" «Полиорама».

 Рамбла Святого Иосифа имеет еще народное название — Рамбла Цветов (Rambla de les Flors). Как нетрудно догадаться, здесь находится один самых больших цветочных рынков города. Насыщенный аромат цветов наполняет воздух, сложно остаться равнодушным, проходя мимо этих милых магазинчиков.









Рынок Бокерия или Сан-Жузеп (Mercado de la Boqueria) — одна из самых популярных достопримечательностей Барселоны, раскинулся в районе Рамбла Цветов. Торговые площадки расположены в гигантском павильоне из стекла и железобетона площадью более 2500 м². Бокерия предлагает широкий ассортимент сельскохозяйственной и гастрономической продукции — от свежайшего мяса до кондитерских изделий.


Рынок Бокерия считается самым старым в Каталонии. Первые упоминания о торговых рядах датируются XIII веком.
В XVIII веке рынок находился за пределами города и там торговали фермеры: они привозили сюда свои продукты — мясо, молоко, овощи, хлеб. Часто на рынке Бокерия проводили различные праздники. В 1830-м году землю, принадлежавшую церкви Святого Иосифа и бывшему монастырю Кармелитов, выкупили торговцы. Строительство корпуса началось в день Святого Иосифа в 1840 году. В честь этого рынок Бокерия получил второе название — Сан-Жузеп.
В 1914 году у павильона появилась крыша (она, кстати, сохранилась до наших дней). В 1985 году на рынке прошла небольшая реконструкция, появилась парковка и площадка для выгрузки товара.
Сейчас в павильоне рынка Бокерия открыты более 300 прилавков. Некоторые продавцы гордятся тем, что их предки работали здесь и эта профессия передается из поколения в поколение.


В Бокерии работает справочная служба: там можно узнать не только необходимую вам информацию о рынке, его структуре, там же вы можете получить талоны на бесплатную парковку, предварительно предъявив чек о покупке. О парковке лучше узнать заранее в справочной службе, так как там есть определенные условия пользования (первый час бесплатный при покупке товаров на сумму в 30 евро). Точно так же уборная — вы должны предъявить чек о совершенной на рынке Бокерия покупке. Если вы еще ничего не успели приобрести, то за вход в туалет придется заплатить 0,5 евро.
Также на территории рынка Бокерия есть специальное помещение для организации различных гастрономических мероприятий и кулинарных мастер-классов.
На продуктовом рынке Бокерия в Барселоне можно найти такие деликатесы, которых вы не увидите в обычных супермаркетах. Здесь есть мясо и рыба, сыры и молочные продукты, хлеб и кондитерские изделия, овощи, сухофрукты, орехи, соленья, вина, сладости, которые, по словам туристов, даже есть жалко, специи, в том числе и очень редкие.
Здесь вы точно не запутаетесь и не будете искать нужный вам отдел по всему рынку. Бокерия разделен на секции, в каждой из них покупателям предлагают определенный вид продуктов.


Цены на рынке Бокерия немного выше, чем в супермаркетах, но зато продукты здесь всегда свежие, поэтому в их качестве не приходится сомневаться. Каждый прилавок по-своему украшен, привлекает внимание покупателей каким-нибудь интересным элементом в декоре. На рынке, кстати, всегда чисто — здесь за этим тщательно следят.
На территории павильона открыты различные кафе, бары и закусочные. Здесь можно попробовать испанские блюда, закуски, выпить чашечку кофе, отдохнуть и дальше продолжить прогулку по огромному рынку.

На этом наше первое знакомство со столицей Каталонии подошло к концу. Но мы твёрдо решили ещё сюда вернуться, чтобы осмотреть множество оставшихся за пределами нашего маршрута достопримечательностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...