четверг, 4 марта 2021 г.

Долго будет Карелия сниться... Часть 17. Соловки. Секирная гора и озёра.

 

Часть 17. Поездка вглубь острова. Девятый день путешествия. 7 августа. 


С утра, загрузившись в 2 машины, поехали осваивать внутреннюю часть Большого Соловецкого острова. 
Сначала нас привезли к подножию знаменитой Секирной горы. Заметная с моря и удобная для наблюдения за окрестностями Секирная гора издавна привлекала к себе внимание. 

Тем не менее, она долгое время оставалась безлюдной. В XV веке у ее подножия поселились искавшие уединения старцы Савватий и Герман Соловецкие, а в Смутное время на рубеже XVII—XVIII вв. на вершине холма располагался сторожевой пост. В середине XIX столетия монахи основали здесь Свято-Вознесенский скит. В период существования Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), на «Cекирке» был организован штрафной изолятор, прославившийся изощренными издевательствами над заключенными и убийствами «ради забавы». На холме и у его основания расположено несколько объектов, достойных внимания. Всё подробно обозначено на карте, размещённой на щите у подножия горы. 

Поднимались к скиту мы по юго-восточному, пологому склону горы, на фото вверху начало маршрута обозначено красной стрелкой. 

Поднимаемся сквозь чахлый, но сказочно-мшистый лес. Владения Кощея Бессмертного я представлял именно так, без не успевающих вырасти вековых дубов-колдунов.

Хотя современных туристов ведут по пологому склону горы, но паломники - дело другое. Для отпущения грехов они способны на многое. На Северном склоне имеется деревянная лестница. Первая лестница была построена монахами скита ещё в 19 веке. Существовало поверье, что паломнику, поднявшемуся по всем 298 ступеням, Господь отпускал грехи по числу шагов. Вот и взбирались они по крутой лестнице к самому храму... Некоторые, особо грешные, наверное, не по одному разу. 

По ней во времена СЛОНа ради потехи спускали привязанных к бревну заключенных. По слухам, ведь официальных документов на сей счёт не сохранилось. Оно и понятно: выжить в этой ситуации не смог бы никто, а документально такие "развлечения" не фиксировались... 

Последний раз она была реконструирована несколько лет назад на денежные средства норвежцев(!!!). Не буду комментировать...


Нам на путь искупления грехов встать было не суждено: мы по ней только спускались. Да и "не виноватые мы..."


Туристам рассказывают, что название холма связано с легендой, повествующей о чудесном явлении ангелов, косвенными свидетелями которого стали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В то время они уже возвели крест у подножия горы, соорудили келью, усердно работали и восхваляли Господа. В какой-то момент (а именно лет за 300 до появления монахов) неподалеку поселились рыбаки (рыбаки, в километре от моря, ага!) со злобными женами (этому я не удивляюсь и не оспариваю, распространённое явление) и, пытаясь изгнать старцев с острова (в сезон на остров прибывало на промысел несколько десятков семей поморов, какое им дело до двух монахов, если только те сами не наглели, например, начинали воровать добычу у рыбаков) начали их оскорблять (например, называть ворами). В одно прекрасное утро с неба сошли крылатые светозарные юноши, которые высекли (беспрецедентный случай в теологии, до этого ангелы в насильственных действиях замечены не были, а может, это были демоны?) одну из женщин (оскорбляли добрые мужья, а наказали злобную жену, причём, только одну из двух) и предрекли, что жить тут будут лишь иноки «во имя Божие», а остальных постигнет смерть. После этого знамения семьи покинули Большой Соловецкий остров, и долгое время миряне здесь селиться даже не думали. О происшедшем событии упоминается и в надписи на гранитной плите, установленной у подножия Секирной горы. 
 
Насколько тут всё переврано, перевёрнуто с ног на голову и как обстояло дело в действительности, я уже рассказывал вот тут: https://fsssv.blogspot.com/2021/02/15.html
Но всё равно не могу ещё раз не возмутиться беззастенчивой ложью "представителей Бога на Земле". Внимательные читатели, изучившие по предыдущему фото надпись на камне, наверняка заметят, что посыл в ней абсолютно другой: возбраняется подниматься на Чудову гору только женскому полу. Женщина на корабле? Похоже, из этой оперы. Видимо, была какая-то история между праздным монахом и женой ушедшего в море рыбака. И дабы не искушать монахов, женщин надо держать на расстоянии. Отсюда и легенда про ангелов. По крайней мере в таком разрезе объяснимо, почему секли именно жену. Но если легенда берёт начало от двух первых монахов, то кто-то из двух преподобных согрешил. Кто, Савватий или Герман? И от чего умер Савватий? Не от болезни любви? И почему Герману, искавшему уединения,  постоянно нужен был партнёр: сначала Савватий, а потом Зосима? Как у него с ориентацией и не потому ли он так ненавидел женщин? В любом случае, история эта не красит преподобных.
Но вернёмся к происхождению названия горы. Казалось бы, такое великое чудо, как "сечение" мирянки, определившее святое право монахов на владение островами, данное Самим Господом, должно быть немедленно увековечено строительством храма, или хотя бы часовни... ан нет! Долгое время легендарная гора совсем не интересовала братию. Лишь через 430 (четыреста тридцать!!!) лет, только в 1857 году, монахи наконец решили увековечить чудо и обратились с просьбой о строительстве на горе Вознесенской церкви. Что происходило на Секирной и почему монахи бездействовали, если четыре столетия знали о чуде? 
О чуде избиения рыбачки все эти 400 лет монахи знали точно, причем эта легенда ходила со времен св. Германа, Зосимы и Савватия. Первое графическое изображение экзекуции на Секирной горе восходит к житийной иконе, которую игумен Филипп заказал московским мастерам для Соловецкого монастыря аж в 1545 году. "Икона, которая называется «Богоматерь Боголюбская с предстоящими и житием преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», хранится в Соловецком собрании историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Четыре верхних клейма этой иконы кадр за кадром воссоздают сериал под названием «Чудо наказания ангелами жены рыбака и изгнание её и рыбака с острова». И действительно, легенда об избиении поддерживалась и сохранялась, в том числе и в виде артефактов - миниатюр в рукописях, каменных стел, поклонных крестов. И везде употреблялось только слова "бить": «…при горе сей ангелы биша прутьями...»
Широко распространенная история о том, что гора якобы получила свое название в честь "светлых юношей-ангелов", которые высекли тут жену рыбака - поздняя красивая выдумка наивных, но, увы, не очень грамотных монахов. В деле имеется одна, но весьма критичная для церковной версии неувязочка... Соловецкие монахи начала XIX века не знали, что их предшественники не использовали и не могли использовать слово "секирная" для описания избиения. Для описания наказания палками было совсем другое слово, и гора в таком случае, должна была бы называлться "Битная гора" или "Поротная гора". 
 Дело в том, что в XV веке физическое наказание определялось словами «бить» и «пороть», а «сечь» (к примеру — розгами) появилось гораздо позже. В те времена "сечь" употреблялось в значении "рубить", а людей секли только насмерть, ну или отделяли от тела менее критичные для жизни части туловища. Вспомните: "и началась кровавая сеча". Что касается «секиры», то одно из смысловых значений данного слова относится к узкому и тяжелому лесосечному топору, о чем есть разъяснение в «Толковом словаре» Даля. Исходя из этого, Секирная гора получила свое название благодаря промыслу, ведь она была монастырской «секирной», где заготавливались дрова для обители и лес для строительства еще со времен Германа и Савватия. Менее красивая версия, но зато она гораздо ближе к истине.

Валунная баня - вот где хотелось бы попариться... Это здание является типичной конструкцией для построек хозяйственного назначения Соловецкого монастыря XIX в. Баня, построенная из валунов, представляет собой здание прямоугольной формы с несколькими прорезанными окнами. Оно расположено на Секирной горе, примерно на середине пути до её вышины. Местом для постройки выбрана небольшая площадка, где были обнаружены грунтовые воды, это позволило построить колодец неподалеку. Мощные стены из валунов слегка наклоняются внутрь. У здания большая двускатная крыша и достаточно большой чердак. 

Трехъярусный каменный храм на Секирной горе был построен в 1860–62 гг. 
Храм Вознесения Господня уникален: венчает его не просто купол с крестом, а настоящий маяк. Надо отметить, что в мире второго такого храма нет и поныне. Около года рассматривался проект, и в итоге было решено, что не будет святотатством, если купол церкви будет и путеводной звездой для моряков. Изначально для питания лампы использовался керосин, но в 1904 году маяк был реконструирован, была поставлена французская линза, которая находится до сих пор в рабочем состоянии. В 1960 году маяк был капитально отреставрирован. Свет его и сейчас указывает кораблям путь. Маяк является самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря), работая в автоматическом режиме, обеспечивает дальность видимости до 10 миль. Храм был построен по проекту архитектора Шахларова. В двухэтажном здании без алтарных апсид расположено две церкви: на первом этаже - престол в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на втором – в честь Вознесения Господня. На третьем ярусе была колокольня с четырьмя колоколами. 
Советский период принёс Секирной горе дурную славу: в храме был устроен мужской штрафной изолятор. Страшное это было место, мало кто выходил оттуда живым. На Секирной горе мужской штрафной изолятор Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), по сути — соловецкий карцер, находился с 1925 по 1930 гг., после чего объект был реорганизован в обычный лагерный пункт. Сюда отправляли злостных уголовников, нарушителей режима СЛОНа и тех, кого считали «неисправимыми». Сажали за побеги и подготовку к ним, за самоувечья (некоторые из заключенных играли в карты на отрезание пальцев), за отказ от работ и «контрреволюционную агитацию в лагере». Изолятор-карцер славился на всю страну жестоким обращением, строгим содержанием, изощренными издевательствами и пытками, расстрелами «на выбор» в момент пьяных разгулов начальства и, как следствие, чрезвычайно высокой смертностью. Сюда ссылали на срок от 2 недель до года, но мало кому удавалось выдержать нечеловеческие условия более 2 недель.
Трудились на лесозаготовке. Норма – 8-10 деревьев: срубить, очистить от веток и сучьев, приготовить к отправке. Питание: утром – кружка кипятка на троих, по фунту хлеба, пшенный отвар, цинготникам – вобла на двоих и по ложке тюленьего жира (использовавшегося ранее монахами только для чистки сапог). Спали в храме. На ночь одежду изымали. Чтобы как-то отогреться на заиндевевшем полу заключенные придумали спать «в штабелях». Люди ложились друг на друга, слоями: первый - вдоль, второй – поперек, третий – опять вдоль. Больше 4 слоев разместить было невозможно: «низы» не выдерживали. Время от времени менялись местами. Нередки были случаи, когда задавленные или задушенные с нижних ярусов умирали.
На Секирке часты были пытки: кого-то заставляли переливать из одной проруби воду в другую, предварительно раздев донага, других - обливали холодной водой в мороз, третьим доставались "комарики" - обнажённого человека привязывали в лесу к дереву и оставляли так на ночь. Соловецкий комар - крупный и их много, так что редко кто доживал до утра... 


Этот соловецкий карцер, называемый «секиркой», служил для устрашения заключенных всего СЛОНа. Музей штрафного изолятора находится в боковом приделе Вознесенского храма. Два неотапливаемых этажа, окна, забитые щитами, каменный пол вместо нар, отхожее место в алтарной части.
Умерших скидывали в общие могилы. Долгое время не было известно место этих захоронений, но в 2005 году, при попытке разровнять часть склона под огород, было обнаружено первое из них.  Раскопки проводятся до сих пор, устроено кладбище жертв СЛОН. К захоронениям заключенных с пронумерованными братскими могилами ведёт довольно крутой спуск. На мрачном кладбище становится не по себе, так как появляется ощущение, будто идти приходится по человеческим костям. На могилах — кресты с табличками, где указано лишь количество человек. Фотографировать рука не поднялась... Схожие чувства испытывал в Сандармохе.

Спуск к захоронениям заключенных предваряет Поклонный крест, освященный в 2008 году, и часовня в честь погибших на Соловках новомученников, построенная на год раньшеКресты на северных просторах не случайно устанавливают в этаких кадках, засыпанных валунами: земляной покров очень мал, вкопать основание высокого креста невозможно. А так - стоят...

С западной стороны находится келейный корпус. Двухэтажное строение было возведено в XIX веке. Оно предназначается для проживания монахов и остановки паломников. Ранее на склоне были посажены ягодные кустарники, выкопаны огороды, построена конюшня, а с другой стороны, там, где ангелы секли рыбачку - возведена часовня в честь чуда Михаила Архистратига в Хонех. До наших времен ни часовня, ни конюшня с огородами не сохранились.

Поклонных крестов на Секирке ещё два: один - в основании горы с пологой её стороны, второй - у подножия лестницы. На фото - тот самый экскурсовод и учёный Олег Кодола, о котором я упоминал в предыдущих постах.

Папка в его руках содержит копии бесценных исторических документов. В частности, Олег рассказал нам о знаменитом "сидельце" Соловков, лауреате Нобелевской премии Александре Исаевиче Солженицыне.  Да, от описанных им ужасов заключения волосы становятся дыбом. Но, как оказалось, лес он не рубил, к другим тяжёлым работам не привлекался, был писарем в тюремной канцелярии, имел право бесконвойного передвижения по острову, свиданий с родными. Да, да! Несколько раз в год к нему приезжали родственники, как в пионерский лагерь! А за что такие привилегии? Олег показал нам очень интересный документ: донос на соседа по камере и результат подчерковедческой экспертизы, доказывающей, что донос написал будущий писатель. По результату доноса сокамерник Солженицына был отправлен на Секирку в ШИЗО, где и сгинул. Вот так мироборцы и правдолюбцы выползают наверх по костям других людей.

Со смотровой площадки в солнечную погоду открываются шикарные виды на Белое море и на Савватиевский скит с окрестностями, сейчас они покрытыми туманом. 

Спускаемся с Секирки и слушаем увлекательнейший рассказ Олега о системе озёр, объединённых в единое целое каналами, устроенными по проекту Филиппа Колычева и под его непосредственным руководством. Венеция отдыхает... 

Этот проект первой половины 16 века намного опередил своё время и показал будущего митрополита Всея Руси как незаурядного инженера. 





Если нельзя осмотреть издали, то можно подъехать по раскисшей дороге к самому скиту вплотную. На месте первой высадки на остров Савватия и Германа установлен 4-метровый поклонный крест.

Пока ехали, туман рассеялся и начало проглядывать солнце. При такой видимости уже можно полюбоваться видами на Секирную гору.



Савватиевская пустынь была основана в 12 верстах к северо-западу от монастыря, на месте, где в течение шести лет жили первооснователи обители преподобные Савватий и Герман, придя на Соловки в 1429 году. Место выбрано не случайно: всего в километре находится выход в море - Сосновая губа, рядом - озеро и невдалеке прекрасный ориентир - гора. Вскоре пустынниками была возведена деревянная часовня, куда поставили привезенную преподобным Савватием икону Божией Матери «Одигитрия». После смерти Савватия Герман вместе со схимником Зосимой вернулся на остров, но обосновались они уже южнее, там, где нынче высятся стены Соловецкого монастыря. До середины 19 века в старой землянке первых поселенцев жили только отшельники.
Развитие монастырского хозяйства потребовало освоения новых территорий. Вот тогда на месте обветшалой деревянной часовенки построили Савватиевский скит, окрестные болота осушили, на образовавшихся лугах разбили огороды и косили сено. Этим занимались паломники, желавшие своим трудом помочь монахам. Они жили в специальном кирпичном корпусе, который в 1923 г. стал тюрьмой для меньшевиков, эсеров, анархистов. Перед войной Соловецкий лагерь закрыли, и в Савватиевском ските разместилась школа юнг Северного флота. Здесь учились будущий писатель Валентин Пикуль и оперный певец Борис Штоколов.
В 1858-1860 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии, в память избавления обители от англичан в Крымскую войну, построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» по проекту архитектора Шахларева. В трехъярусном иконостасе храма слева от царских врат помещалась икона, привезенная преподобным Савватием, внизу которой была сделана надпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом. А привезен первым на остров Савватием чудотворцем». В 1886-1890 годах строители из Великого Устюга возвели в пустыни каменный двухэтажный келейный корпус. 

В ХIХ веке пустынь стала местом, где летом жили монастырские рыбаки и сенокосцы. Была увеличена площадь лугов, построены жилые корпуса, на канале, соединяющем озеро с морской губой, сооружена валунная баня.





Сейчас церковь иконы Смоленской Богоматери «Одигитрия» и келейный корпус восстановлены. В отремонтированном корпусе и сегодня поселяются паломники, приезжающие сюда со всех краев России. Они следуют монастырскому расписанию, участвуют в службах, работают на огородах, восстанавливают скит. В отличие от иноков, у них остается время для прогулок по лесу или на лодках по запутанному лабиринту проток и близлежащих озер. 

Окружающие скит ландшафты полны тихой прелести.


До отплытия на материк оставалось время. Пользуясь погодой, мы ещё раз погуляли возле Соловецкого монастыря. 




Согласитесь, совсем другой вид в сравнении со вчерашним. 





















Два часа плавания 


и мы снова на материке.


Обратная дорога от Кеми до Александровки прошла без приключений. На турбазу приехали уже в темноте.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...