четверг, 1 декабря 2022 г.

Швейцария четыре года спустя. Часть 18. Швейцарские железные дороги. Кур - Преда.

 

21.06.22. Знакомство с SBB - швейцарскими железными дорогами.

 Сказать по правде, мы уже пользовались этими дорогами и раньше, но эпизодически, вместе с дочкой и билеты при этом всегда покупала она. Но сегодня нам предстоит первое самостоятельное путешествие, без дочки. Пришлось осваивать премудрость сверки расписаний, планирования пересадок и вообще всей логистики самим. От покупки билетов мы были избавлены, поскольку дочка купила нам на 3 дня проездной Saver Day Pass. Полезная и выгодная опция: все поезда, кораблики, междугородные автобусы, а в большинстве городов городские автобусы и трамваи, некоторые фуникулёры - бесплатно. Но продают такой проездной только швейцарским резидентам. Есть, понятно, другие виды проездных для туристов-иностранцев, но они менее выгодные и надо ещё посчитать: окупятся - не окупятся. И какой вид проездного выгодней в конкретном случае взять. Нам было проще - наши друзья заказали эти "внутренние" проездные, дочка расплатилась, выкупила их, ну а пользовать их будем мы с женой. Билеты не именные, поэтому такой трюк здесь проходит. Тупые они, ну тупые (как говорил наш юморист Михаил Задорнов) - эти швейцарские транспортники. Не догадываются, что у каждого русского по несколько друзей и родственников в любой европейской стране, поэтому их ограничения в случае русских не работают.

Не удивляйтесь ракурсу: это жена упала и прежде, чем подняться, сделала снимок.

Маршрут разрабатывали сами. Что-то подсказал Франк, который ездил однажды по маршруту "Ледникового экспресса". Вообще в Швейцарии туристу нет надобности ломать голову, как посмотреть различные регионы и культуры Швейцарии. Здесь всё уже продумали за вас, только платите денежки.  Они разработали так называемый Grand Train Tour (Великий поездной тур). Можно в рамках серии маршрутов туристических поездов быстро, в течении недели, получить общее представление о природе, ландшафтах и культуре всех регионов страны. Но нам шапочное знакомство уже не подходит, так как Швейцарию вдоль и поперёк мы изъездили на машине, поэтому нужно искать другое применение свалившейся на голову "халяве".

Поезда в Швейцарии — это не просто транспорт, а неотъемлемая часть швейцарской ДНК. Вряд ли какое-то достижение человечества можно вписать в окружающую среду лучше, чем швейцарский экспресс. Бесшумный и экологичный, он идет там, где простираются девственные альпийские луга, высятся горные вершины и шумят водопады — так близко, что кажется, будто их брызги могут долететь до окон.

Есть 6 или 7 наиболее популярных маршрутов панорамных поездов. Самые известные из них: Ледниковый экспресс (Glacier express), Золотой перевал (Golden Pass), Бернина экспресс (Bernina express), Шоколадный поезд (Swiss Chocolate Train). 

На этот день запланировали проезд по участку курсирования Бернина экспресса с ночёвкой в Куре и осмотром этого старинного городка. При этом весь маршрут от Кура до Тирано (Италия) планировался только в случае если до Понтрезины будет все Ух-ты и Ах. В общем, по обстоятельствам. 

Почему по маршруту курсирования, а не на самОм панорамном поезде? Во-первых, «Бернина Экспресс» – не что иное, как вагоны 2000 года выпуска с наглухо зафиксированными панорамными окнами. И подвох в том, что они не открываются. Со стороны экспресс выглядит эффектно и красиво, а вот на фотографиях отражается окно.  Сразу после дождя или снегопада следы воды на окнах не успевают помыть, что потом прекрасно видно на фото. Даю гарантию, что 95% всех рекламных фотографий «Бернина экспресс» сделаны из не панорамных классических вагонов 2 класса, окна в которых можно открывать. Во-вторых, цены на панорамные поезда "кусаются", а действие нашего проездного на такие поезда не распространяется. При этом другой дороги нет, все поезда идут по одному маршруту, по тем же самым рельсам и так же точно машинисты всех пассажирских поездов сбрасывают скорость в наиболее красивых местах. А если разницы нет, зачем платить больше? В обычных поездах в вагонах второго класса есть такие грузовые отсеки для колясок, велосипедов и больших чемоданов. Обратите внимание на ряд окон под потолком: чем не панорамные окна? И самое главное, их можно открывать! 

Почему маршрут «Бернина экспресс», а не "Ледниковый экспресс" или "Золотой перевал"? Линия Бернины простирается на 122 километра, проходит через 55 туннелей и по 196 мостам и виадукам. Её часть, 61-километровая Бернинская железная дорога, признана наследием ЮНЕСКО. В 1940-х годах ее приобрела Ретийская железная дорога. Линия Бернина соединяет коммуны Санкт-Мориц (Швейцария) и Тирано (Италия), проходя через перевал Бернина. Основные вехи маршрута: Chur (Davos) — Thusis — Filisur — Berguen — Preda — Samedan — St. Moritz — Pontresina — Morteratsch — Ospizio Bernina (2 253 м) — Alp Gruem — Poschiavo — Le Prese — Brusio — Tirano (-Lugano). Хитросплетения железнодорожных веток кантона Граубрюнден можно подробно рассмотреть на газетных столиках любого пассажирского вагона. Очень удобно, почему у нас так нельзя сделать? Приходится бегать в коридор и искать на стене мелким шрифтом напечатанное расписание.

Железнодорожную линию «Бернина» начали строить в 1906 году и закончили в 1910-м. Основной рабочей силой при строительстве Бернины были жители приграничной Италии. Ничего необычного – просто в Швейцарии зарплаты на порядок выше. 

Технически линия получилась просто шедевром инженерной мысли: ж/д является самой крутой в мире, куда поезда поднимаются без зубчатого рельса. Максимальный уклон составляет 7%. В переводе на русские железнодорожные меры - 70 тысячных! Для сравнения: многие руководящие подъёмы на сети РЖД не превышают 7 тысячных. Поезд переезжает перевал Бернина (2253 метра), преодолевая перепад высот в 1800 метров по железнодорожному серпантину. 

Ретро-фотографии сделаны с монитора в интерактивном музее станции Преда, где мы окажемся минут через 40. На фото вверху - знаменитейший виадук Ландвассер.

С лета 2008 года дорога между городами Thusis и Tirano причислена к списку всемирного наследия ЮНЕСКО. Читаем на сайте ЮНЕСКО: «Объект является показательным примером использования железной дороги в целях выведения центральных Альп из изоляции в начале ХХ века и создания здесь условий для устойчивого социально-экономического развития. Она воплощает собой сооружения архитектуры и гражданского строительства, выполненные в гармонии с окружающим их природным ландшафтом».

Нам хотелось, кроме знакомства с наследием ЮНЕСКО изнутри, проехать по виадукам  Ландвассер, Солис, 
Шмиттентобель. Мы их видели со стороны в прошлые приезды (смотри отчёт за 2018 год: "В Италию. 4 виадука, 2 перевала и деревушка, в которой запрещено фотографировать".

 https://fsssv.blogspot.com/2018/12/22.html)

Не поленитесь зайти на указанную страничку, виды грандиозные! Я читал мнения многих блогеров, которые уверены, что из поезда фотографии получаются гораздо менее эффектными. Будем посмотреть...

Жена не стала пользоваться преимуществами вагона второго класса и снимать через открытые окна, зато какой изумительный снимок получился! Нет, не пейзажей, а любимого мужа в образе Духа Гор.


Подходим к виадуку Солис. Из поезда он не особо представительно выглядит, но его высота — 89 метров. Второй по высоте железнодорожный мост в Швейцарии, уступает первому 10 метров. Параллельный мостик попроще, высоту можно примерно оценить. Внизу — река Альбула.

Начинаясь от Кура, экспресс идёт в Reichenau, где маршруты раздваиваются — здесь вы едете либо в сторону Вале по маршруту Ледникового экспресса, либо в сторону Италии на Бернина экспрессе.


Наслаждаемся видами развалин средневековых башен


И ещё не развалившихся замков.


Но вот и то, ради чего мы сюда ехали. Сразу за Филисуром находится визитная карточка линии Альбула — виадук Ландвассер (Landwasserviadukt), фотография которого украшает все рекламные буклеты страны.

Это - 6 высоченных арок, образующие между собой изогнутый железнодородный мост. Виадук расположен между станциями Tiefencastel и Filisur. Это одна из главных построек железной дороги Альбула, являющейся частью наследия ЮНЕСКО. Мост имеет высоту 65 метров и длину 136 метров. А один из его концов упирается в туннель Ландвассер, длиной 216 метров.


Ландвассер — это ещё и река, что внизу протекает. 



Вид с виадука Ландвассер назад. В левой части снимка, за тоннелем - виадук Шмиттентобель. Он всего 35 метров высотой, отсюда видна одна его арка. Но все-равно место тут фотогеничное.

Насладиться в полной степени видами мешает тоннель, в который скрывается поезд сразу после виадука.

Но что мы всё о виадуках? Интересно посмотреть и на промышленные площадки,


на транспортные развязки,


на церкви среди зелёных полей,


водопады,

фермы,

озёра,

долины, 

городки,


на леса,



горы и тоннели.

В Бергюне, признанном в 2017 году самой красивой деревней Швейцарии, мы бывали раньше на машине. Ссылка на рассказ об этом - выше. Но на вокзале мы тогда не были - хватило прочих красот.

Во время остановки заметили большую вывеску: Железнодорожный музей Альбула. Света сразу положила на него глаз. Но стоянка только 1 мин., времени обсудить, стоит выходить или нет, не хватило. Едем дальше.



Двигаясь к следующей станции Преда, поезд проходит свой первый спиральный тоннель и преодолевает разницу в высоте около 400 метров на дистанции 5 км. Зубчатая передача при этом не используется. На этом участке дорога состоит из множества спиралей.

В итоге эту живописную деревню мы проезжали несколько раз на разной высоте. Всякий раз после тоннелей открывался вид на деревню, при этом пару раз она была видна с окон другого борта поезда.

До Преды не отрывались от окон - очень живописные места. 




В правом нижнем углу фото виден ж.д. путь, по которому мы только что ехали на нижней петле серпантина.



Опять виадуки, куда здесь без них.






Дальше по карте - длинный тоннель Альбула. После него - станции Шпинас, Ст. Мориц, Понтрезина, потом выпадает нам дальняя дорога до итальянского Тирано. Впечатлений мы уже к Преде получили полные штаны, по основным виадукам проехали, смысла сидеть в полной темноте туннеля пол-часа не нашли. После короткого совещания вышли в Преде, чтобы пересесть на обратный поезд.


Поезда ходят в одно и то же время каждый час. Очень удобно запоминать. Сверим швейцарские наручные часы со швейцарскими станционными, до поезда - 40 минут.

Туннель Альбула (его северный портал у меня за спиной) самый длинный на линии — 5865 метров. Он проходит под водоразделом Рейна и Дуная.



А все вот эти транспортёры, тут стоящие, мостовые краны и эстакады — место стройки нового туннеля. Старый износился за сотню лет, потому вместо ремонта (и чтобы не прерывать сообщение) рядом решили прокопать ещё один тоннель. Как закончат, всё движение перейдёт туда, а старый отремонтируют и переведут в резерв или сделают двухпутное сообщение.


Площадка для техники и стройматериалов отгорожена от платформы таким вот оригинальным забором:

Забор выполняет несколько функций: защита от несанкционированного вторжения на опасный производственный объект малолетних "диверсантов", защита от их же любопытных взглядов и познавательно-игровая функция опять же для "цветов жизни".


Я был в восторге от такого гениального решения, в том числе и от познавательной части функции этого забора. И конечно, как локомотивщику не постоять рядом с электровозом?

Не сфотографировать вагон - тоже преступление.



Хочешь сделать карьеру? 

Не делай лицо умнее, чем у начальника! 


Исследуем забор дальше. В выдолбленных внутри деревянных чурбаках, имитирующих тоннель, размещаются макеты подвижного состава. Нижний ряд чурбаков вращается.

Бернина-экспресс:

Ретропоезда:


Хопер-дозаторы:

В общем, музей под открытым небом, а не забор. Вот общий план тоннеля Альбула.

Его размеры в сравнении со старым (действующим).

Планы строительства по годам. В 2023 году планируется ввод в эксплуатацию.

А здесь описаны основные трудности, с которыми пришлось столкнуться строителям на каждом этапе и работы, какие пришлось выполнить, чтобы эти препятствия преодолеть.


Внутри этой экспозиции можно полазить. Но залезть в нору у меня плохо получилось. Наверное, рюкзак мешает... Как говорится в известном мультфильме: 
— Это всё потому что у кого-то слишком узкие двери!
— Нет, это все оттого, что кто-то слишком много ест!

Остаётся только завидовать группе маленьких туристов, спустившихся с гор и коротающих время до поезда. Они как мыши по норам, легко ползают по этим тоннелям.




По указателю прошли к информационному павильону. Расположен тут же, на платформе. 

Да какой же это павильон? Только по размерам, а по содержанию - полноценный интерактивный музей. 

Выбираем ролик о линии Альбула в целом. Можно выбрать и другие темы, например, о строительстве тоннеля Альбула или виадука Ландвассер. Обратите внимание: не длинные составы таскали паровозы на тройную тягу!

Паровая тяга на виадуке Ландвассер смотрится поинтересней.



Вокзал деревни Бергюн попал в кадр. Наверное, из-за музея. Мы голос за кадром не поняли: он на немецком, без вариантов на японском или китайском. 

Выйдя из музея туннеля, продолжили осмотр оставшейся неисследованной последней части забора. 



Интересно обыграли старую фотографию, не правда ли?

Очень интересна и эта часть забора. Я сразу окрестил её школой юного диверсанта. А большой дяденька за забором провоцирует неокрепшие умы подрастающего поколения взорвать к чёрту весь этот динамит. И фитили так заманчиво торчат...

Один неокрепший ум, как видите, повёлся на провокацию.

Но вместо взрыва из адской машины вылезали буклетики. Они предлагают вписать свои данные и на каждой станции линии проштамповать буклеты. Потом сдаёшь и получаешь приз. Жена решила получить сразу 3 приза.

Было большое желание пройти до Бергюна по живописным окрестностям пешком. Но, во-первых, смотритель музея-павильона отговорил нас от этой авантюры, указав на нашу неподходящую для этого похода обувь (простые кроссовки тут не котируются, они щиколотку не фиксируют, нужны специальные горные ботинки), 

во-вторых, вы обратили внимание на указатели? Верхний указывает, что Бергюн - направо, следующий - что налево. Нет, вы бы как-то между собой определились, прежде чем нас посылать... куда подальше. И тот и другой указатель снабжён бело-красно-белым значком, обозначающим, в подтверждение слов смотрителя, сложность маршрута.

В итоге, после небольшого совещания, решили перенести хайкинг в этих местах на потом, пригласив с собой детей, а сегодня сэкономить время на осмотр музея в Бергюне. На снимке - вагоны с контейнерами СООР - это одна из самых популярных в Швейцарии сетей продовольственных магазинов.

Подведём итоги первой части сегодняшнего дня:  
1. Проехали по всем запланированным виадукам, в том числе по Ландвассеру. Вопреки моим ожиданиям и мнениям многих блогеров, проехать по виадуку так же интересно, как и посмотреть на него со стороны. 
2. Преда нас приятно удивила своим интерактивным павильоном и оформлением ограждения промышленной площадки. 
3. Удивила и жена: не думал, что она проявит такой живой интерес к каждой мелочи процесса строительства туннеля, истории линии Альбула и к диверсантскому хлебу - взрывному делу.
4. Швейцарские поезда очень комфортные, с просторными вагонами. Ходят строго по расписанию. Поездки на них не утомительны.
5. Продолжение - в следующей части.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...