21.06.22. Знакомство с SBB - швейцарскими железными дорогами.
Сказать по правде, мы уже пользовались этими дорогами и раньше, но эпизодически, вместе с дочкой и билеты при этом всегда покупала она. Но сегодня нам предстоит первое самостоятельное путешествие, без дочки. Пришлось осваивать премудрость сверки расписаний, планирования пересадок и вообще всей логистики самим. От покупки билетов мы были избавлены, поскольку дочка купила нам на 3 дня проездной Saver Day Pass. Полезная и выгодная опция: все поезда, кораблики, междугородные автобусы, а в большинстве городов городские автобусы и трамваи, некоторые фуникулёры - бесплатно. Но продают такой проездной только швейцарским резидентам. Есть, понятно, другие виды проездных для туристов-иностранцев, но они менее выгодные и надо ещё посчитать: окупятся - не окупятся. И какой вид проездного выгодней в конкретном случае взять. Нам было проще - наши друзья заказали эти "внутренние" проездные, дочка расплатилась, выкупила их, ну а пользовать их будем мы с женой. Билеты не именные, поэтому такой трюк здесь проходит. Тупые они, ну тупые (как говорил наш юморист Михаил Задорнов) - эти швейцарские транспортники. Не догадываются, что у каждого русского по несколько друзей и родственников в любой европейской стране, поэтому их ограничения в случае русских не работают.
Не удивляйтесь ракурсу: это жена упала и прежде, чем подняться, сделала снимок.
Есть 6 или 7 наиболее популярных маршрутов панорамных поездов. Самые известные из них: Ледниковый экспресс (Glacier express), Золотой перевал (Golden Pass), Бернина экспресс (Bernina express), Шоколадный поезд (Swiss Chocolate Train).
На этот день запланировали проезд по участку курсирования Бернина экспресса с ночёвкой в Куре и осмотром этого старинного городка. При этом весь маршрут от Кура до Тирано (Италия) планировался только в случае если до Понтрезины будет все Ух-ты и Ах. В общем, по обстоятельствам.
Почему по маршруту курсирования, а не на самОм панорамном поезде? Во-первых, «Бернина Экспресс» – не что иное, как вагоны 2000 года выпуска с наглухо зафиксированными панорамными окнами. И подвох в том, что они не открываются. Со стороны экспресс выглядит эффектно и красиво, а вот на фотографиях отражается окно. Сразу после дождя или снегопада следы воды на окнах не успевают помыть, что потом прекрасно видно на фото. Даю гарантию, что 95% всех рекламных фотографий «Бернина экспресс» сделаны из не панорамных классических вагонов 2 класса, окна в которых можно открывать. Во-вторых, цены на панорамные поезда "кусаются", а действие нашего проездного на такие поезда не распространяется. При этом другой дороги нет, все поезда идут по одному маршруту, по тем же самым рельсам и так же точно машинисты всех пассажирских поездов сбрасывают скорость в наиболее красивых местах. А если разницы нет, зачем платить больше? В обычных поездах в вагонах второго класса есть такие грузовые отсеки для колясок, велосипедов и больших чемоданов. Обратите внимание на ряд окон под потолком: чем не панорамные окна? И самое главное, их можно открывать!
Почему маршрут «Бернина экспресс», а не "Ледниковый экспресс" или "Золотой перевал"? Линия Бернины простирается на 122 километра, проходит через 55 туннелей и по 196 мостам и виадукам. Её часть, 61-километровая Бернинская железная дорога, признана наследием ЮНЕСКО. В 1940-х годах ее приобрела Ретийская железная дорога. Линия Бернина соединяет коммуны Санкт-Мориц (Швейцария) и Тирано (Италия), проходя через перевал Бернина. Основные вехи маршрута: Chur (Davos) — Thusis — Filisur — Berguen — Preda — Samedan — St. Moritz — Pontresina — Morteratsch — Ospizio Bernina (2 253 м) — Alp Gruem — Poschiavo — Le Prese — Brusio — Tirano (-Lugano). Хитросплетения железнодорожных веток кантона Граубрюнден можно подробно рассмотреть на газетных столиках любого пассажирского вагона. Очень удобно, почему у нас так нельзя сделать? Приходится бегать в коридор и искать на стене мелким шрифтом напечатанное расписание.
Железнодорожную линию «Бернина» начали строить в 1906 году и закончили в 1910-м. Основной рабочей силой при строительстве Бернины были жители приграничной Италии. Ничего необычного – просто в Швейцарии зарплаты на порядок выше.
Технически линия получилась просто шедевром инженерной мысли: ж/д является самой крутой в мире, куда поезда поднимаются без зубчатого рельса. Максимальный уклон составляет 7%. В переводе на русские железнодорожные меры - 70 тысячных! Для сравнения: многие руководящие подъёмы на сети РЖД не превышают 7 тысячных. Поезд переезжает перевал Бернина (2253 метра), преодолевая перепад высот в 1800 метров по железнодорожному серпантину.
Ретро-фотографии сделаны с монитора в интерактивном музее станции Преда, где мы окажемся минут через 40. На фото вверху - знаменитейший виадук Ландвассер.
С лета 2008 года дорога между городами Thusis и Tirano причислена к списку всемирного наследия ЮНЕСКО. Читаем на сайте ЮНЕСКО: «Объект является показательным примером использования железной дороги в целях выведения центральных Альп из изоляции в начале ХХ века и создания здесь условий для устойчивого социально-экономического развития. Она воплощает собой сооружения архитектуры и гражданского строительства, выполненные в гармонии с окружающим их природным ландшафтом».
Шмиттентобель. Мы их видели со стороны в прошлые приезды (смотри отчёт за 2018 год: "В Италию. 4 виадука, 2 перевала и деревушка, в которой запрещено фотографировать".
https://fsssv.blogspot.com/2018/12/22.html)
Не поленитесь зайти на указанную страничку, виды грандиозные! Я читал мнения многих блогеров, которые уверены, что из поезда фотографии получаются гораздо менее эффектными. Будем посмотреть...
Жена не стала пользоваться преимуществами вагона второго класса и снимать через открытые окна, зато какой изумительный снимок получился! Нет, не пейзажей, а любимого мужа в образе Духа Гор.
Подходим
к виадуку Солис. Из поезда он не особо представительно выглядит, но его высота
— 89 метров. Второй по высоте железнодорожный мост в Швейцарии, уступает
первому 10 метров. Параллельный мостик попроще, высоту
можно примерно оценить. Внизу — река Альбула.
Начинаясь
от Кура, экспресс идёт в Reichenau, где маршруты раздваиваются — здесь вы едете либо в
сторону Вале по маршруту Ледникового экспресса, либо в сторону Италии на
Бернина экспрессе.
Это - 6 высоченных арок, образующие между собой изогнутый железнодородный мост.
Виадук расположен между станциями Tiefencastel и Filisur. Это одна из главных построек железной дороги Альбула,
являющейся частью наследия ЮНЕСКО. Мост имеет высоту 65 метров и длину 136
метров. А один из его концов упирается в туннель Ландвассер, длиной 216 метров.
Во время остановки заметили большую вывеску: Железнодорожный музей Альбула. Света сразу положила на него глаз. Но стоянка только 1 мин., времени обсудить, стоит выходить или нет, не хватило. Едем дальше.
Дальше по карте - длинный тоннель Альбула. После него - станции Шпинас, Ст. Мориц, Понтрезина, потом выпадает нам дальняя дорога до итальянского Тирано. Впечатлений мы уже к Преде получили полные штаны, по основным виадукам проехали, смысла сидеть в полной темноте туннеля пол-часа не нашли. После короткого совещания вышли в Преде, чтобы пересесть на обратный поезд.
Поезда ходят в одно и то же время каждый
час. Очень удобно запоминать. Сверим швейцарские наручные часы со швейцарскими станционными, до поезда - 40 минут.
Туннель
Альбула (его северный портал у меня за спиной) самый длинный на линии — 5865 метров. Он проходит под водоразделом
Рейна и Дуная.
А все вот эти транспортёры, тут стоящие, мостовые краны и эстакады — место стройки нового туннеля. Старый износился за сотню лет,
потому вместо ремонта (и чтобы не прерывать сообщение) рядом решили прокопать
ещё один тоннель. Как закончат, всё движение перейдёт туда, а старый отремонтируют и переведут
в резерв или сделают двухпутное сообщение.
Не делай лицо умнее, чем у начальника!
Комментариев нет:
Отправить комментарий