понедельник, 12 декабря 2022 г.

Швейцария четыре года спустя. Часть 19. Швейцарские железные дороги. Музей железной дороги в Бергюне.

 21.06.22. Преда - Бергюн.

Возвращаемся в Бергюн - соседнюю станцию, где был обнаружен железнодорожный музей. 

Заметный даже невооружённым взглядом уклон вниз. 







После Преды на протяжении пяти километров надо спуститься на четыреста метров, что довольно серьезно — ведь тут нигде третий рельс с зубчатым колесом не используется. Потому было построено несколько мостов, виадуков и прочих тоннелей, включая изогнутые и спиральные. Что позволило удлинить проходимый поездом путь до 12 километров и сильно уменьшить уклон.

Для сравнения: мы сначала планировали пеший переход по горным тропинкам из Преды в Бергюн. Согласно указателям, длина его: 7 км. При том что это - сильно петляющая горная козья тропа, напрямую - гораздо ближе. Я думаю, километра 3. Так что из 3 - 4 км сделали 12. Но тем красивее виды из окна.




Выходим из противокамнепадного навеса 

и заходим на виадук (в центре снимка, между деревьями)




Идиллия с коровками веселит Духа Гор:


Въезжаем в тоннель.

Внизу справа - петля следующего уровня, на которую ещё предстоит спуститься поезду. Сейчас мы заходим в левую петлю, объезжаем гору и выныриваем из тоннеля на уровень ниже, чтобы снова нырнуть в тоннель. Вот такой слалом...

Величина уклона - 70 тысячных! На этом снимке особенно заметно.

Автодороги тоже не отличаются прямотой. Но обратите внимание: В правом нижнем углу снимка после автомобильного моста через речку - карман для того, чтобы туристы могли остановиться, передохнуть и полюбоваться окрестностями. Тут постоянно ощущаешь заботу о себе, любимом.



Интересно, как часто они точат колёса? Раз в месяц, в неделю? При таком обилии кривых должно сильно резать гребни колёс.








В Бергюне начинают ликвидировать безграмотность и давать уроки географии уже на платформе. И на береговой, и на островной платформах стоят информационные стенды-карты, дающие представление о линии Альбула и о Рейтинской ж.д. И это мы ещё в музей не заходили (он слева на снимке).

Прямо у платформы стоит ретро подвижной состав. В принципе, в музей уже можно и не заходить, на улице экспонатов и информации достаточно.

К сожалению, показать уличные экспонаты вам я не смогу. Фото этой техники не сохранились: их делал я на смартфон, пока жена снимала стенды Никоном. Вечером, при просмотре моих кадров одно неосторожное движение - и весь день насмарку, куда-то исчезли все фото.  

Но самый ценный экспонат этой экспозиции у меня был заснят в действии 4 года назад, поэтому сделаю маленькую подмену. Здесь стоит вечным памятником электровоз Rhaetian Railway Ge 6/6 I №407, 1922 года постройки, прозвище «крокодил». 

Эта серия электровозов (1921-1929) в количестве 15 штук заменила паровозы на линии Альбула. Большую часть списали в середине восьмидесятых. Что-то разобрали, что-то раздали музеям (как этот), но две штуки (414 и 415, оба 1929 года) ещё на ходу. Как видите, 4 года назад я заснял №414, 

исследовал кабину, 


и даже прокатился на нём из Давоса в Филизур. Видео этого электровоза в действии я выложу. Представьте, ему скоро исполнится 100 лет, а он ещё на ходу!!!


Но вернёмся к нашим баранам. Вся линия от Кура до Тирано (Италия) имеет протяжённость 122,3 км.

Её частью является линия Альбула, участок от Тусиса до Санкт Морица. На протяжении всей линии Альбула, 61,6 км, есть 13 туннелей и более 50 крытых галерей и мостов. 





Линия Альбула проходит по кантону (региону) Граубюнден — самому большому в Швейцарии. Он выделен белым цветом.

Население Граубюндена – 193 000 человек, при этом он многоязычный. Главный язык — немецкий; в долине Поскьяво разговаривают на итальянском; в горах знают ретророманский.

Если сильно повезет, в горах можно увидеть альпийских козлов, которые изображены на флаге региона. Их легко узнать по большим изогнутым рогам длиной до 1 метра. В астрологии данные животные стали прототипом Козерога :))


Поскольку в музее нас за своих, за железнодорожников, не признали (вот он, звериный оскал капитализма), для знакомства с внутренней экспозицией покупаем билеты.

Для начала - макеты, но сделаны очень искусно, локомотивы с вагонами бегают. 




Дрезина оригинальной конструкции, по сути - большой велосипед. Обратите внимание - колёса не цельнометаллические, как у наших, а облегчённый вариант. Квёлые они, наверное, эти швейцарцы. То ли дело наши путейцы - богатыри!


А это - фото с места трагедии, произошедшей в 1927 году: 

Тут вам не равнина, тут профиль иной, тут костей не соберёшь.

А такие, картонные билетики кто-нибудь из вас помнит?



А такие пульты на станциях? А у нас они ещё на многих постах ЭЦ.

На графике исполненного движения видно, что по ночам поезда здесь не ходят. Белые люди. Не то, что российские железнодорожники.







Меня многие спрашивают: как после 24 февраля швейцарцы относятся к русским. Смотрите сами, фото сделаны через 4 месяца после начала войны. Не подумайте, что эти линии -  возможные траектории полёта ракет из Москвы в Бергюн. 

На открытке написано: Санкт-Петербургъ, Обводный каналъ, Варшавскiй вокзалъ, если кто не узнал. И это выставлено в центре Швейцарии!

Текст на открытке: "Через 46 часов и 8 минут и 3671 км по железной дороге я почти достиг своей цели: город Санкт-Петербург, который находится немного севернее Москвы".

Если кто не узнал: Казанский вокзал Москвы.

Примерно тот же текст про Москву. Нет, меня определённо заинтриговало: что ещё должно учудить наше доблестное руководство, чтобы швейцарцы изменили к нам отношение?

Жена старательно изучала устройство буксы. 

Экспонаты касательно вокзального комплекса:



Диспетчерские пульты:


А вот экспонатов из истории вагонов-ресторанов мне до сих пор видеть не приходилось.

От поваров к проходчикам тоннелей.

Энергетиков и локомотиворемонтников-крышевиков тоже не обошли:


Но мне больше всего понравился этот экспонат:

Размеры впечатляют! А как вы представляете перевозку дамских длинных и пышных платьев? Это сейчас мини юбку размером с салфетку (тьфу, срамота!) и блузку в два лоскутка (вариант - топик с носовой платок) бросила в сумку через плечо и нет проблем.

Довольно скоро мне стало здесь скучно. Нет, определённо тут есть что посмотреть тем, кто железную дорогу видел только из окна вагона или, как жена, из окна своего кабинета. Жена буквально пищала от восторга, вот истинная ж.д. фанатка! Мне же показались интересными только пара-тройка экспонатов и ещё поностальгировал над несколькими. 

Даже карта с названиями вершин, мимо которых проезжаешь, не особо уже заинтересовала. 

Эти экспонаты посмешили изрядно. Если вам кто-то скажет присказку: "Точен как швейцарские часы", плюньте ему в глаза и покажите это фото.

А это - реклама перевозок авто на железнодорожных платформах через тоннель Альбула. Титры: "Всего чуть более 1,5 часа 

и вы можете продолжить путешествие на авто".

А шкафчики для одежды узнаёте? Тут - музейный экспонат, а у нас до сих пор на некоторых предприятиях такими пользуются. А при организации импортозамещения по-русски, будут пользоваться ещё лет 100. 

Знакомый нам виадук Ландвассер на всех открытках. Сейчас это место съёмки изрядно заросло деревьями. Но тропки с указателями там есть.


Макеты виадуков выполнены максимально точно.











Впрочем, и тоннели тоже не отличаются от оригиналов.


Вокзальный буфет с перекусоном на вынос. Можно и поплотнее пообедать - в ресторане, от здесь же находится. 

Выйдя на улицу поняли, что правильно поступили, сев на поезд вместо прогулки пешком из Альбулы по горам: прошла сильная гроза. И застала бы она нас именно в горах. А гроза в горах - довольно опасное явление, не считая мокрой одежды.

Подводим итоги. Жене музей очень понравился. Мне показался бедноватым на экспонаты. Но посетить его стоит, особенно детям.

Обещанное видео:
























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...