воскресенье, 11 июня 2023 г.

Рождество в Европе. Часть 19/2. Париж на 3 часа. Дом Инвалидов и мост Александра III.

 

6.01.2023 г.

От Военной школы по проспекту Дюкен идём в сторону Дома Инвалидов. Застройка на проспекте элитная, каждый дом - произведение искусства. Кружева кованых ограждений балконов не повторяются.



Много ресторанчиков. Название этого переводится как "Командование". Мы не заходили, но похоже, заказы тут принято делать безапелляционно строгим и громким командным голосом.


Ещё один запоминающийся ресторан "Терраса" расцветкой напомнил "Мулен Руж". Террас тут сразу 3 этажа.

Мы сворачиваем на авеню Де Сегюр и подходим к Дому Инвалидов. Перед входом - небольшая площадь Вобана, названная в честь знаменитого военного инженера, маршала, построившего немало отличных крепостей. Но, как ни странно, памятник на площади не ему, а Жозефу Симону Галлиени. Галлиени — французский военачальник, участник колониальных войн, военный комендант и организатор обороны Парижа в сентябре 1914, министр обороны в 1915—1916, Маршал Франции (1921, посмертно). А памятника Вобану на этой площади нет от слова совсем. Впрочем, искать логику у французов - пустая трата времени. Интересно, что бы сказали мои соотечественники, если бы в России на площади Ленина установили памятник Дзержинскому?


Комплекс Дома Инвалидов огорожен, на входе - проверка сумок-рюкзаков и карманов. Во всех без исключения музеях Парижа приходится проходить эту неприятную процедуру досмотра личных вещей. Боятся здесь террористов, ох как боятся!


Удивительно, как ловко время радикально меняет статусы и приоритеты. Когда в 1670 г. Людовик XIV (король-солнце) отдал приказ на строительство приюта для ветеранов войны, а по сути – богадельни, он лишь хотел убрать с улиц больных и обездоленных ветеранов войны, которые вынуждены были выживать, прося милостыню. Однако Дом Инвалидов в Париже (L’hôtel national des Invalides) однажды превратился в усыпальницу Наполеона Бонапарта I, а ныне это еще и величественный архитектурный памятник с музейными залами.


Война ассоциируется с храбростью, доблестью, лихостью и молодостью. Но мало кто задумывается над ее другой стороной – увечьем, страданием, старостью и потерей ориентиров в жизни ее участников за пределами поля боя.

Чем больше проходило военных кампаний, тем стремительней росло число ветеранов, ставших инвалидами. Проведя лучшие годы в обнимку с ружьем, мужчины уже не умели жить по-другому, и в мирное время оказались беспомощны. Без работы и жилья они превращались в бродяг, попрошаек, воришек и склонных к насилию преступников.

Когда армия несчастных стала слишком многочисленной, Людовик начал получать жалобы, что в городе небезопасно, и решил построить дом призрения, в котором бы содержались одинокие ветераны войны.

Таким образом, он достигал нескольких целей одновременно – повышал собственный авторитет в глазах солдат, стимулировал молодых к военной карьере, предлагая им худо-бедную гарантию на старость, и облагораживал лицо города.

По задумкам здание должно было вмещать до 6 000 пенсионеров, но по ходу событий стало ясно, что реально разместить только 4 000 человек. В 1674 году тут появились первые жители, но строительные работы продолжались.


Комплекс строений прекрасно просматривается с набережной Сены и моста, возведенного в честь императора всея Руси Александра III. Отсюда к Дому ведет эспланада, творцом которой стал Роберт де Кот. 



На площади раскинулись газоны, ряд артиллерийских трофеев и французских пушек.


Внутренний двор Дома призрения, пересекаясь с эспланадой, создает крупнейшее в городе открытое пространство, где также находятся здания посольств и Министерства иностранных дел Франции. Большой и Малый дворцы, расположенные на противоположном берегу Сены, завершают гармоничный городской ансамбль. 


Украшением 196-метрового парадного фасада L’hôtel des Invalides, являющего собой образец архитектуры классицизма, стал арочный портал с фигурой Короля Солнца верхом на коне.



Даже слуховые окна выполнены в виде рыцарских доспехов. Очень необычное архитектурное решение.



Весь комплекс состоит из четырехэтажных построек, образующих пятнадцать дворов, в главном из которых находится архитектурный центр — барочный собор. Это чтобы ветераны могли в любой момент обратиться с благодарностью к Всевышнему и помолиться за своего короля, чьей милостью они нашли пищу и кров при Доме Инвалидов. При этом король-солнце, как все правители, забывал, по чьей милости они получили увечья.


Круглый купол собора, декорированный стилизованным изображением военных трофеев и увенчанный фонарем со шпилем, доминирует над всей системой сооружений. На реставрацию купола диаметром 27 метров в 1989 году было потрачено 12 кг золота. В соборе Святого Людовика хранится самая большая ценность Франции. Здесь, в саркофаге, находятся останки императора Наполеона Первого. Но мы туда не пошли: генная память не позволяет поклониться человеку, вторгшемуся в 1812 году в Россию, с ордами которого воевали, гибли и получали увечья мои предки-казаки. 



Дом Инвалидов является военным учреждением до сих пор, тут проходят публичные парады и церемонии, располагается резиденция коменданта Парижа. Там же находится Музей Армии, где хранится огромная коллекция воинского оружия, знамен, трофеев и доспехов. 



Четыре музея расположились в основных зданиях. В Музее планов и рельефов хранятся модели военных крепостей и городов, Музей Ордена Освобождения представляет выставку, посвященную героям Второй Мировой Войны, а в Музее Шарля де Голля — современная экспозиция о жизни легендарного президента.  


Центральным местом Государственного дома инвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор. Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии.





В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстояние 6 км.  




В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану. 

С тех пор классические пушки немного видоизменились. Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.  



Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт. Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах. 

С начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.



По эспланаде прогуливаемся от Дома Инвалидов в сторону Сены. Очень красивое открытое пространство, нечто среднее между парком и проспектом. Справа в старинном здании - вокзал Инвалидов: транспортно пересадочный узел, где можно пересесть с одного вида общественного транспорта на другой. Метро, пригородная линия электропоездов и автобусы. 

Выходим на набережную Орсе и замираем в недоумении: а мы точно в Париже, а не в Санкт-Петербурге?

Конструкция и форма моста, колонны по углам, блеск позолоты скульптур на этих колоннах - всё отсылает нас к городу на Неве. 


Эти четыре скульптурные композиции символизируют Науку, Искусство, Промышленность и Сражение. Колонны выполняют, кроме эстетической, и практическую функцию: они служат противовесами, которые уравновешивают массивные арки моста.


И даже название: мост Александра Третьего напоминает о России.

Правда, сам Александр III не имеет к возведению моста никакого отношения. Первый камень в его основание был заложен в 1897 году сыном русского царя Александра III – Николаем II, который стал последним монархом Российской империи. Самое забавное, что на торжественной церемонии играли Марсельезу – французский гимн, и российскому самодержцу пришлось снять головной убор. Парадокс еще и в том, что это музыкальное произведение позже стало гимном русских революционеров.

Идея увековечить память венценосного отца в сердце французской столицы появилась у Николая неспроста. В то время наблюдалось укрепление политических и экономических связей между Россией и Францией, что привело к заключению франко-русского союза (1891-1917 г.г.). Подобный альянс был выгоден обеим сторонам, а потому державы вкладывали в него не только силы, но и душу.

Чтобы подчеркнуть по-братски теплые отношения, президент Франции Феликс Фор отдает приказ своим архитекторам спроектировать похожий мост через Неву в Петербурге (Троицкий), а затем сам присутствует при закладке краеугольного камня. Возводились обе постройки синхронно, и действительно имеют много общего.

Интересный факт: с одной стороны, конструкцию украшает фигура нимфы Сены и герб Франции, а с другой, нимфа Невы и герб России. Они нависают над рекой в центре снимка.


Несмотря на ампирные массивные колонны, сам мост удивительно изящен, находясь в некотором диссонансе с этими порталами. Длину он имеет 107,5 м с шириной 33,5 м., и это наряду с тем, что в промежутке нет дополнительных укреплений опорами. Пролет был важным условием при составлении плана, ведь под ним должны были проходить суда. Нависшая над рекой арка придала конструкции воздушность, легкость и невесомость.

При всём этом, чтобы не закрывать панораму Елисейских Полей, высота моста должна была не превышать шести метров. На время создания моста это было удивительное достижение инженерной мысли!


Сооружение сдано в эксплуатацию ранней весной 1900 года. А в апреле началась Всемирная выставка, ставшая символом нового века. Именно к ее началу старались возвести сразу несколько построек, где помимо моста также Большой и Малый дворцы; вокзал Орсе; Лионский вокзал, ради которого пришлось снести тюрьму Мазас, стоящую напротив; первая парижская линия метро. 


Вдоль всего периметра выстроились стройными рядами фонарные столбы, а в их основании интересно рассматривать искусно выполненные в бронзе гербы и вензеля Франции и России. Среди них галльский петух – один из французских символов, российский двуглавый орел, французская каравелла, монограммы.


Украшением моста служат фигуры пегасов, нимф, ангелов. Оформление было выполнено в сочетании со стилем Большого дворца Гран-Пале, культурного и выставочного центра. Богатое декорирование моста выполнено в эклектическом стиле боз-ар (фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства»), для которого характерны изящная лепка, барельефы, фигурная скульптура, строгая симметрия линий в сочетании с богатым декором.






Ящерица, кусающая собственный хвост. Этот символ имеет множество различных значений. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.


У моста приютился дебаркадер с рестораном. Сюда причаливают кораблики: мост пользуется популярностью у туристов.

Памятник Симону Боливару мы не ожидали здесь встретить. Один из самых любимых героев Южной Америки скачет по улицам Парижа. Потом прочитал, что граждане Эквадора, Панамы, Колумбии, Перу, Боливии подарили памятник Боливару городу Парижу. "Халяву" французы любят не меньше русских и троянцев. Даже объяснение нашли: Симон Боливар некоторое время жил здесь, был студентом Политехнической школы. Ну-ну!



Продолжение следует...













































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...