вторник, 13 июня 2023 г.

Рождество в Европе. Часть 19/3. Париж на 3 часа. Гранд Пале и Пети Пале.

 


6.01.2023г.

С моста Александра III прекрасно видны Большой и Малый дворцы - наша следующая цель (Grand Palais и Petit Palais). Они расположены напротив друг друга, между ними - проспект Уинстона Черчилля. Сходим с моста, пересекаем набережный проспект со странным названием Двор Ла Рен, чудом уклоняясь при этом от безбашенных велосипедистов, несущихся на бешеной скорости, и вот уже шагаем по проспекту Черчилля. По левую руку - Большой дворец (он на снимке), по правую - Малый.

Проспект Черчилля будет длиться недолго - 1 квартал, метров 300, до пересечения с Елисейскими полями. Такова длина большинства парижских улиц - 1 квартал, до первого перекрёстка. Дальше улица меняет название. Ты можешь протопать не сворачивая метров 800-900, при этом окажется, что ты прошёл полностью несколько разных улиц. Впечатление, что парижане стремятся увековечить в названиях улиц как можно больше имён. Бедные парижские таксисты! Как они в таких условиях находили адреса без навигаторов? 


Сразу бросается в глаза венчающая обращённый к Сене угол фасада медная квадрига, созданная Жоржем Ресипоном. Называется композиция: «Гармония, побеждающая раздор». Полюбовавшись ею, мы с женой забыли про все наши раздоры. Надеюсь, что надолго. Есть ещё вторая, на углу, обращенном к Елисейским полям. Она символизирует Бессмертие, обгоняющее Время. Но до бессмертия мы не дошли...


Крыша дворца, как видите, полностью стеклянная. На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства».

Ни короли, ни императоры в этом дворце никогда не жили. Только посещали. И то не французские. Дело в том, что оба дворца были построены для размещения экспонатов к Всемирной выставке 1900 года. Вместе с мостом Александра III; Эйфелевой башней; вокзалом, а ныне музеем Орсе; Лионским вокзалом и первой парижской линией метро. А королей и императоров, посетивших работавшую пол-года выставку, я не считал.



Грань XIX-XX столетий отмечена уходом от преувеличенной помпезности ампира, рококо и барокко в чистом виде. На их место приходит новый дух модернизма и индустриализации с явными элементами направления боз-ар, для которого характерны симметрия, продуманная система входов, лестниц и наполнение пространства барельефами, скульптурами и картушами. Это позволило естественно вписать в городской патриархальный ансамбль модернизированные постройки, которые и ныне смотрятся вполне прогрессивно, интересно, а главное – уместно.


Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.
Это уже Ар-нуво, один из моих любимых архитектурных стилей. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.


Часть северного крыла дворца занимает Художественная галерея, западное крыло отведено Музею открытий и изобретений. На территории Большого Дворца постоянно проходят показы мод, представления и крупные художественные выставки. 

К сожалению, знакомиться с экспозициями выставок времени не было, мы только осмотрели бегло интерьеры дворца.



На углу Малого дворца квадриг нет, зато решительным шагом направляется к Сене Черчилль. В аккурат от Малого дворца. Впечатление, что ему не понравилась экспозиция. Им бы развернуть статую ровно на 180 градусов, чтобы герцог Мальборо так же решительно направлялся ко входу в музей... 


В своей работе архитектор Малого Дворца Ш. Жиро ориентировался на традиции французской архитектуры конца XVII- начала XVIII вв. Он также частично принял за образец Шатильонский замок, спроектировав подобную аркаду и оформление центральной части здания с куполом.

Планировка Малого дворца имеет форму трапеции, широкая сторона которой длиной 150 м обращена к авеню Уинстона Черчилля. Главный фасад здания в стиле Beaux-Arts украшен ионическими колоннами, его арка центрального входа расположена в архивиллете над которым возвышается купол.


Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Да и архитектор у них один. Он трудился одновременно на двух строительных площадках.



В тимпане над центральным входом размещена скульптурная группа Ж. А. Аджельберта с аллегорической фигурой сидящей в окружении муз женщины с макетом корабля в левой руке, олицетворяющей Париж. С левой стороны размещено скульптурное произведение Л. Конверса «Четыре сезона», изображающее нескольких несущих фрукты и пшеничные колосья женщин. Правее неё находится созданная скульптором М. Феррари композиция изображающая Сену и её притоки. Я не видел притоков, но Сена довольно загажена, как и давно не чищенная скульптурная композиция. Символично...


Постоянные выставки Пти Пале открыты для всех бесплатно, что очень радует, хотя это и необычно. Правда, досматривали меня при входе минут 15, всё время на что-то пищала досмотровая аппаратура. В конце концов сошлись с охранницей на том, что причина - металлические застёжки на моей курточке.


Стилистика оформления Малого дворца, как видите, сильно отличается от Большого. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений с учетом особенностей экспонирования различных видов изобразительного искусства. Это отразилось на планировке его внутренних помещений: на двух этажах анфилады залов расположены параллельно и симметрично.


В 1902 г. здание передают Музею изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов бытия и их осмысления.






Только здесь я понял, чего балеринам стоит пенсия в 30 лет...




В целом музейное собрание Малого дворца охватывает исторический период с античных времен до недавнего прошлого. Среди многочисленных ценных произведений в залах городского музея изобразительного искусства выставлены картины П. Рубенса, Н. Пуссена, Х. Рембрандта, Ж. О. Фрагонара, Ж. О. Энгра, Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Писарро, П. Сезанна. скульптуры О. Родена, Ж. Далу, О. Ренуара и А. Майоля. Ныне в хранилищах Petit Palais находится около 45 000 бесценных произведений, не вошедших в коллекции главных художественных музеев.





Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. 


Двор по всему периметру окружен перистилем, состоящим из двойных колонн из розового мрамора с позолоченными бронзовыми деталями. 


Его украшают многочисленные высокие барельефы и скульптуры Э. Берто, П. Дюбуа, Л. Конверса. Небольшой сквер в форме полукруга с ухоженными цветниками и газонами занимает большую часть двора. В центре Пти Пале находится прекрасное, уютное кафе «Le Jardin Du Petit Palais», где в тишине приятно посидеть подальше от суеты большого города. Изысканная обстановка располагает к отдыху – экзотические растения, колонны, а мозаичный рисунок присутствует даже на посуде. Стоимость блюда дня с десертом – 15,90 евро. И самое ценное: здесь имеется туалет, правда одна маленькая кабинка и для мальчиков и для девочек, приходится ждать очереди, но он хотя бы есть! В залах дворца мы туалетов не нашли. Интересно, а как в 1900 году посетительницы выставок решали эту проблему? Их юбки в это время, конечно, уже не были столь объёмными, как в 17-18 веках, но и из двух лоскутков, как сейчас, не состояли.


Тут и правда очень тихо. Шум улицы сюда не проникает. Пения птиц тоже не слышно, но оно и понятно: зима-с однако...





Большой и Малый дворцы окружены проспектами: генерала Эйзенхауэра, Уинстона Черчилля, Франклина Делано Рузвельта. Всех союзников во 2-й Мировой увековечили. Кроме Сталина. Но для русских есть утешение: четвёртый проспект из близлежащих я выше не назвал. Это – Елисейские поля. Правда, в честь какого Елисея эти поля назвали, не знаю, но русское имя согревает душу. На фото: вид на Малый дворец с Елисейских полей.


Продолжение в следующей части.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...