6.01.2023г.
С моста Александра III прекрасно видны Большой и Малый дворцы - наша следующая цель (Grand Palais и Petit Palais). Они расположены напротив друг друга, между ними - проспект Уинстона Черчилля. Сходим с моста, пересекаем набережный проспект со странным названием Двор Ла Рен, чудом уклоняясь при этом от безбашенных велосипедистов, несущихся на бешеной скорости, и вот уже шагаем по проспекту Черчилля. По левую руку - Большой дворец (он на снимке), по правую - Малый.
Проспект Черчилля будет длиться недолго - 1 квартал, метров 300, до пересечения с Елисейскими полями. Такова длина большинства парижских улиц - 1 квартал, до первого перекрёстка. Дальше улица меняет название. Ты можешь протопать не сворачивая метров 800-900, при этом окажется, что ты прошёл полностью несколько разных улиц. Впечатление, что парижане стремятся увековечить в названиях улиц как можно больше имён. Бедные парижские таксисты! Как они в таких условиях находили адреса без навигаторов?
Сразу бросается в глаза венчающая обращённый к Сене угол фасада медная квадрига, созданная Жоржем Ресипоном. Называется композиция: «Гармония, побеждающая раздор». Полюбовавшись ею, мы с женой забыли про все наши раздоры. Надеюсь, что надолго. Есть ещё вторая, на углу, обращенном к Елисейским полям. Она символизирует Бессмертие, обгоняющее Время. Но до бессмертия мы не дошли...
Крыша дворца, как видите, полностью
стеклянная. На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается
Республикой славе французского искусства».
Ни короли, ни императоры в этом дворце никогда не жили. Только посещали. И то не французские. Дело в том, что оба дворца были построены для размещения экспонатов к Всемирной выставке 1900 года. Вместе с мостом Александра III; Эйфелевой башней; вокзалом, а ныне музеем Орсе; Лионским вокзалом и первой парижской линией метро. А королей и императоров, посетивших работавшую пол-года выставку, я не считал.
Грань XIX-XX столетий отмечена уходом от преувеличенной помпезности ампира, рококо и барокко в чистом виде. На их место приходит новый дух модернизма и индустриализации с явными элементами направления боз-ар, для которого характерны симметрия, продуманная система входов, лестниц и наполнение пространства барельефами, скульптурами и картушами. Это позволило естественно вписать в городской патриархальный ансамбль модернизированные постройки, которые и ныне смотрятся вполне прогрессивно, интересно, а главное – уместно.
В своей работе архитектор Малого Дворца Ш. Жиро ориентировался на традиции французской архитектуры конца XVII- начала XVIII вв. Он также частично принял за образец Шатильонский замок, спроектировав подобную аркаду и оформление центральной части здания с куполом.
Планировка Малого дворца имеет форму
трапеции, широкая сторона которой длиной 150 м обращена к авеню Уинстона
Черчилля. Главный фасад здания в стиле Beaux-Arts украшен ионическими
колоннами, его арка центрального входа расположена в архивиллете над которым
возвышается купол.
Стиль Petit Palais перекликается с Grand
Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и
взаимодополняют оформлением. Да и архитектор у них один. Он трудился одновременно на двух строительных площадках.
В тимпане над центральным входом размещена скульптурная группа Ж. А. Аджельберта с аллегорической фигурой сидящей в окружении муз женщины с макетом корабля в левой руке, олицетворяющей Париж. С левой стороны размещено скульптурное произведение Л. Конверса «Четыре сезона», изображающее нескольких несущих фрукты и пшеничные колосья женщин. Правее неё находится созданная скульптором М. Феррари композиция изображающая Сену и её притоки. Я не видел притоков, но Сена довольно загажена, как и давно не чищенная скульптурная композиция. Символично...
Постоянные
выставки Пти Пале открыты для всех бесплатно, что очень радует, хотя это и
необычно. Правда, досматривали меня при входе минут 15, всё время на что-то пищала досмотровая аппаратура. В конце концов сошлись с охранницей на том, что причина - металлические застёжки на моей курточке.
В
1902 г. здание передают Музею изящных искусств, а спустя год живописец Альберт
Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины
украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов бытия и их
осмысления.
Его украшают многочисленные высокие
барельефы и скульптуры Э. Берто, П. Дюбуа, Л. Конверса. Небольшой сквер в форме
полукруга с ухоженными цветниками и газонами занимает большую часть двора.
Продолжение в следующей части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий