5 апреля, четверг. Кордоба.
С утра не стали пораньше занимать очередь в бесплатную Месхиту: жена резонно рассудила, что 20 евро на двоих не слишком большие деньги, чтобы попасть туда в официальные часы работы и воспользоваться услугами аудиогида. К тому же поспать вдоволь хоть в отпуске. После завтрака поспешили в мечеть. Очередь за билетами была, но двигалась быстро. К тому же через 5 минут, оглядевшись, мы обнаружили билетные автоматы. Потратили 20 секунд. Плюс 4 минуты и 8 евро за 2 аудио гида в другом окошечке, в котором дают только схемки собора и аудиогиды. Сказать по правде к Месхите мы не подготовились должным образом, поэтому аудиогид был очень кстати.
Во второй раз был впечатлён не меньше первого, к тому же времени на этот раз было предостаточно для детального её изучения. Мескита (Mezquita) или Соборная мечеть – самая грандиозная мавританская мечеть в Испании. Возведена она в центре города, рядом с набережной реки Гвадалквивир. Окружают Мескиту старые мавританские и еврейские кварталы. Сейчас это Кафедрального собора в Кордове (catedral de Córdoba). Его уникальность проявляется в том, что он одновременно считается святыней различных культур, известной мечетью Мескита и главной церковью епархий.
Даже если в Кордове не было бы ничего кроме Мескиты, этот город всё равно занимал бы первые строчки в туристических рейтингах Андалусии. Невероятной красоты собор-музей, бывший во времена Кордовского халифата второй по величине мечетью исламского мира, безмятежно взирает на суетный мир под плеск Гвадалквивира. Как ни странно, даже в самые пиковые туристические месяцы здесь неизменно тихо, прохладно и пустынно: толпы рассеиваются между тысячами мраморных, яшмовых и ониксовых колонн,
а голоса тонут в головокружительной выси купола, украшенного золотыми плитками-«звёздами». Упоминать, что Мескита числится в Списке ЮНЕСКО, думается, нет необходимости.
Место, на котором находится Мескита, почиталось священным ещё с античных времён — тогда здесь поклонялись богам древнеримского пантеона: в римские времена здесь был храм Януса. Завоевавшие Рим вестготы построили на месте древнего святилища церковь во имя святого Викентия из Сарагосы, а появившиеся здесь в 8 веке мусульмане купили близлежащий участок земли и построили первую мечеть. Причём очень близлежащий, не обошлось без использования целых элементов этого вестготского храма при постройке мечети. Эти массивные колонны - от него.
Несмотря на то, что аудиогид относит эти колонны к временам вестготского храма, мне показалось, что это остатки древнеримского храма Януса. Наверное и вестготы не стали заморачиваться изобретением велосипеда и использовали его в строительстве церкви Св. Викентия. Авторского права тогда не существовало.
Примечательно, что на протяжении 8 века христиане и мусульмане молились практически в одном здании.
С увеличением исламского населения в Кордове правитель Абдеррахман I выкупил весь участок и построил полноценную мечеть. Ниша в стене мечети, к которой мусульмане обращаются во время молитвы, называется михраб. Обычно он обращен в сторону Мекки. То есть михраб Мескиты должен был бы быть обращен на восток, однако в действительности он находится с южной стороны. Одна из версий гласит, что он обращен в сторону реки, где высадился эмир Абд ар-Рахман, когда приехал из своего родного Дамаска. По другой версии он обращён на столицу империи Омейядов — собственно на сам Дамаск.
Другая особенность михраба Мескиты — его расположение далеко от центра, что противоречит традициям. Причиной этого стало то, что при эмире Аль-Мансуре мечеть пришлось расширять только с востока, так как с южной стороны протекала река, а с западной стороны находился халифский дворец.
Михраб может похвастаться невероятно изящным декором в мусульманской традиции. Ни одна фотография в полной мере не передает всей красоты свыше тонны цветного стекла и эмали, составляющих украшение Михраба соборной мечети Кордовы.
Входом в соборную мечеть Кордовы служит Puerta de las Palmas (Пальмовые ворота). От них вглубь здания уходит типичная для мавританской архитектуры красно-белые арки. Их поддерживают 856 колонн, выполненных из мрамора, гранита, яшмы и оникса. Это лишь часть дошедших до нынешних дней колонн, изначально их было 1293!
114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII в. Колонны были выполнены из разных материалов и имели разную высоту, поэтому некоторые пришлось утопить в пол, а для других, наоборот, делать базы. Однако несхожесть колонн совершенно незаметна в общем ритмическом ряду аркад.
Русский путешественник В.П. Боткин так описывал Мескиту: «Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали; редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления».
Высота колонн — чуть больше трех метров, но за счет сложнейшей системы подковообразных двухъярусных арок полосатых арок, создается ощущение, что они выше. Расходящиеся во все стороны длинные коридоры из колонн и бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства, будто поглощая человека. Многие исследователи сравнивали интерьер кордовской мечети с пальмовым лесом: эмир Абд ар-Рахман I очень любил это дерево, даже посвятив пальме стихотворение.
Попробуйте назначить деловую встречу в мечети: у какой колонны вы договоритесь встретиться?
Молельный зал Мескиты представляет собой пять разных зон с уникальными архитектурными особенностями каждой — по ним можно проследить историю расширения мечети.
Это не люди движутся при большой выдержке, а время отделяет мгновение от вечности, смазывая сиюминутное и приходящее-уходящее.
Представители Омейядской династии не прекращали обогащать Мескиту ценными интерьерами из камня и дерева, выполненными лучшими мастерами средневекового исламского мира. И не только исламского: в строительстве и оформлении мечети принимали участие и византийские мастера и в большом числе. Поэтому в мечети очень жгучая, но гармоничная смесь мусульманских и христианских элементов.
В период Реконкисты это бесценное здание захватили испанцы, однако новое правительство было тронуто его величием и красотой. Решено было не разрушать мечеть, а построить католический собор между ее колоннами. Население Кордовы выступило против этой затеи. По поводу строительства церкви разгорались нешуточные страсти. После долгих споров архиепископ Кордовы Алонсо Маурике обратился к императору Карлу V, который дал свое согласие на возведение храма, хотя и пожалел об этом впоследствии. Он посетил Кордову в 1526 году и, увидев Мескиту, признался, что ни за что бы не согласился на постройку в мечети собора, если бы видел ее раньше: «Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире». Полностью с ним согласен, гениальные слова. Завершили это строительство только спустя примерно столетие. Так в мавританский облик Мескиты добавился готический христианский Кафедральный собор Кордовы (Catedral de Córdoba),
к которому потом добавились еще и барочные элементы.
Другие названия церкви: Мечеть Кордовы (Mezquita-Catedral de Córdoba/ Mezquita de Córdoba); Святая Мария, Матерь Божия (Santa María Madre de Dios); Большая мечеть Кордовы (Gran Mezquita de Córdoba); Собор Успения Пресвятой Богородицы (Catedral de la Asunción de Nuestra Señora). Это уникальное явление: христианская церковь прямо посреди мусульманского храма!
А временами не очень... Напомнило антикварную лавку, в которой соседствуют из-за совершенного беспорядка несовместимые по стилю вещи.
Хоры 18-го го века сделаны из антильского красного дерева. Главным мотивом хоров стали фигуры из Ветхого и Нового завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду изображено 105 образов святых.
Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых.
Обращают на себя внимание плиты - надгробия, правда не узнали чьи.
Интересна сокровищница. Главной жемчужиной ее коллекции считается огромная дарохранительница, которая датируется 1514 годом. Это священный сосуд, в котором хранятся Тело и Кровь Христовы, , используемые во время причастия.
Дарохранительница в Кордове сделана из золота и серебра немецким мастером Энрике де Арфе. Ежегодно в праздник тела Христова (Corpus Christi), который проходит через 60 дней после Пасхи, это двухметровое произведение искусства выносят для участия в процессиях по городу. Дарохранительница стоит в часовне Святой Терезы. Сама Святая на картине на заднем плане 1-й фотографии.
Мескита ещё не всё нам показала, скрыла под поздними постройками и штукатуркой множество тайн.
Архитектурно Мескита делится на две части: внутреннего двора и молельного зала.
Внутренний двор мечети с изящными портиками был спроектирован при Абдеррахмане III и в 13 веке обсажен пальмовыми деревьями. В 15 столетии сюда добавили апельсиновые деревья, а в 18 — кипарисы и оливы, которые можно видеть и сегодня.На заднем плане: Puerta de las Palmas.
Здесь же можно найти великолепные кованые решётки и древнеримские колонны, взятые для строительства с руин античных городов Андалусии.
Минарет Мескиты, он же колокольня позднейшего собора, ведёт свою историю с конца 16 века. Его венчает статуя покровителя города архангела Рафаила, а чуть ниже располагается колокольный ансамбль 17 века.
Покинули Мескиту и после обеда с сиестой пошли в город. В нём тоже немало достопримечательностей. Наша цель на сегодня пройти по исторической части города, посетить синагогу и виллу Виана. Вся историческая часть Кордобы является историческим наследием и объектом опять же ЮНЕСКО. Эту фразу пишу в блоге об Андалусии наверное уже в сотый раз. Проще было в заглавии один раз написать: "Андалусия. Является наследием ЮНЕСКО". Было бы не очень большим преувеличением.
Начали с синагоги. Синагога (Sinagoga) Кордовы – единственный сохранившийся еврейский храм на испанском юге. Является главной из 3-х испанских синагог. Построена в 1314-1315 гг.В 1885 году объявлена национальным памятником Испании. Но сейчас находится на масштабной реставрации, обнесена лесами. Попасть туда нет возможности.
Цветочная улица Кордовы, исторического и культурного центра Испании, а также просто необыкновенно красивого, уютного и привлекательного города – это одна из самых впечатляющих частей города, расположенной в живописном старинном арабском квартале.
Цветочную улицу считают символом Кордовы, ее название полностью оправдано – ее дворики, стены и балконы домов украшены большом количеством цветов. Здесь высажены в основном герань, гортензии, гвоздики и розы. На фоне выкрашенных в белый цвет стен домов цветы выглядят особенно ярко.
Весной же здесь, во время цветения, не только красиво, здесь еще и очень приятно пахнет. Именно в это время жители Цветочной улицы открывают свои дворики для посещений туристов, ведь с конца апреля и по конец мая в Кордове устраивается конкурс на самый красиво украшенный дворик. Купив билет за 10 евро, желающие могут отправиться на прогулку по дворикам города и сами оценить их красоту. К счастью мы были в начале апреля и красоту оценили бесплатно.
Временами через решётку.
Местами с посещением: многие открыты. Никто не смотрит на тебя как на взломщика чужого жилья, если зайдёшь и сделаешь пару снимков..
Если хозяева не хотят, чтоб заходили посторонние, просто закрывают решётку дверей. Но фотографировать через неё опять же не возбраняется. В порядке вещей. Иначе бы дверь была сплошная.
Римский храм. Остатки древнеримского святилища находятся прямо посреди оживленного городского квартала на пересечении улиц. Они были обнаружены в 1950-х годах во время строительных работ. Очевидно, что в античный период истории Кордовы храм являлся главным городским святилищем. Сооружение было возведено в I веке. Считается, что оно использовалось для отправления культа римских императоров.
Одна из центральных площадей Кордовы, расположенная на пересечении двух главных торговых улиц города. Посередине установлен памятник Гонсало Фернандесу де Кордова – знаменитому полководцу, который внес существенный вклад в копилку военных побед Испании в XV-XVI столетиях.
Архитектурный облик площади Корредера достаточно нетипичен для Кордовы и Андалусии в целом. Место напоминает знаменитую Plaza Mayor в Мадриде, так как построено в «королевском» кастильском стиле. Подобно главной площади испанской столицы, Корредера имеет форму прямоугольника, по краям которого расположены идеально ровные фасады домов. Ее внешний вид остался неизменным с XVII столетия. В домах сейчас номера отелей.
Прогулка по улочкам Кордобы - сомнительное удовольствие. Пешеходная часть едва обозначена, выполняет чисто декоративную функцию.
Вслед за приглянувшейся испанкой
я попытался пройти по этой тропке-тротуару, не ступая на проезжую часть,
Не получилось. Надо садиться на диету.
А вообще улочки красивы.
Дворец Паласьо де Виана – аристократическое здание в Кордове, возведённое на руинах римской виллы в XIV веке, с 15-го по 19-й века находившееся в собственности маркизов Вильясека. В 1873-м году маркиза Вильясека, единственная наследница всего фамильного имущества, вышла замуж за дона Теобальдо Сааведра, сына герцога Риваса, которому король Альфонсо XII даровал титул маркиза Виана, – отсюда и произошло современное название дворца.
Считается, что главный фасад дворца был сооружен в XVI в. Хуаном де Очоа, придавшим всему зданию маньеристский стиль.Нынешний владелец – банк Cajasur — пожелал основать в нем музей, где и по сегодняшний день представлена разнообразная коллекция.
Особой достопримечательностью дворца являются его 12 внутренних двориков и сад, каждый из которых оформлен в своем уникальном стиле. Только здесь, пройдя по роскошным галереям, можно увидеть пять веков истории Кордовы, не покидая одного здания.
Дворик кошек оформлен в средневековом стиле, Двор эпохи Возрождения служит символом могущества и родословной, как и Двор приемов.
Стиль барокко представлен в Архивном дворе, а типичный романтический сад можно найти во Дворе Мадама и Саду Виана.
Есть здесь и рабочие зоны – Двор садовников,
Бассейновый двор и Колодец;
зоны для уединения, например, Часовенный двор,
и настоящие оранжереи – Апельсиновый двор.
В жаркий день, типичный для Кордобы, сиеста в одном из этих патио - райское наслаждение. А жизнь здесь при таком климате - сплошное удовольствие. При наличии садовника, разумеется. Мы даже не пошли по залам дворца, чтоб не разжигать желания.
После отдыха в садах продолжили знакомство с городом.
Небольшая площадь, ранее находившаяся на территории обители капуцинов. Через нее проходил путь из одного жилого квартала в другой. В конце XVIII столетия здесь был установлен монумент в виде распятия работы скульптора Х. Наварро-Леона. Фигура Христа окружена фонарями, поэтому статуя получила название Эль-Кристо-де-лос-Фаролес («farol» по-испански значит «фонарь/маяк»).
Церковь святого Павла (Iglesia de San Pablo) находится через дорогу от Римского храма.
В свое время она являлась частью одноименного монастыря. Обитель была построена на месте, где сначала возвышался Римский цирк, а затем дворец исламской династии Альмохадов. Монахам эта земля была подарена королем Фердинандом IV вскоре после завоевания города в 13 веке, церковь же начали возводить в 15 веке.
Мраморные ворота ограды церкви, высеченные в барочном стиле в 1708 году, выходят на улицу Calle Capitulares. Железную решетку ворот обрамляют витые колонны, а наверху возвышается каменная статуя апостола Павла. Они ведут на церковный двор. Фасад храма выполнен в 16 веке в маньеристском стиле. В церкви хранится одна из главных скульптур, которые участвуют в Святой Неделе города – Богородица Скорбящая (Nuestra Señora de las Angustias), выполненная в 1627 году Хуаном де Меса.
Церковь Святого Андрея находится на одноименной площади города Кордовы в Испании, недалеко от церкви Святого Павла. Ее основание произошло в XIII веке, а построена она была предположительно на месте, где ранее находилась базилика вестготов. Нижняя часть колокольни церкви была построена в XVI веке и сохранилась по сей день. Верхняя часть и ее главный вход построены в XVII столетии. Главный вход в церковь украшен гербом епископа Siuri. Ее алтарь оформлен в барочном стиле, с использованием многочисленных ценных картин художника Антони дель Кастильо и Паломино.
Хорош скверик у церкви.
На площади Пласа де Сан-Агустин
расположена старинная церковь Святого Августина. Строительство этого сооружения, выдержанного в готическом стиле, было начато в 1328 году, а закончено семью годами позже, в 1335 году.
Сегодняшний облик церкви отличается от того, каким он был после завершения строительства. Первоначальное здание церкви выглядело строже и сдержаннее, но в первой трети 17 века в церкви проводились реставрационные работы, т.к. ее здание обветшало, и его внешний вид был несколько изменен.
Фасад здания украшен прекрасной высокой колокольней, построенной в 16 веке и украшенной пилястрами, балюстрадами и другими декоративными элементами.
Мусор здесь сортируют,
улицы и площади подписывают крупным шрифтом
А соборы, на реставрацию которых не хватает денег, используют в качестве концертных залов с потрясающей акустикой. Мы как раз попали на репетицию.
По пути домой мы встретили ещё не мало интересных зданий.
Ворота в стиле мудехар.
Окна верхнего этажа и башенка - тоже мудехар.
Возле дома, буквально в 50 метрах - целое созвездие must see. Мы их оставляли напоследок. Время подошло. Церковь Сан-Лоренцо.
Церковь Сан-Лоренцо — один из своеобразных памятников событиям, которые происходили здесь века назад. Вестготы в VI столетии возвели на этом месте христианский храм. Захватившие через сотню лет эти земли арабы перестроили его в мечеть. В XIII веке после реконкисты историческая справедливость была восстановлена — в частично переделанном здании вновь зазвучали христианские молитвы.
Для того чтобы превратить мечеть в храм, пришлось потрудиться. В итоге получилось удивительное здание, сочетающее в себе элементы, популярные в европейской и арабской архитектуре. Церковь была выстроена во второй половине 13 века, предположительно в период между 1244 и 1300 годами. Храм возводился в период, когда готический стиль в архитектуре приходил на смену романскому, что и получило отражение в его внешнем облике.
Прямоугольная трехнефная церковь из светлого кирпича выглядит строго и необычно. Ниши с ангелами и святыми, многочисленные резные орнаменты и барельефы библейской тематики — не найдете этих привычных украшений, разглядывая Сан-Лоренцо. Строгость линий, никаких дополнительных деталей.
Лишь круглое окно-розетка в стиле мудехар на верхней части фронтона немного разбавляет эту аскетичность и в то же время делает образ церкви необычным и запоминающимся. Высокая башня-колокольня в «прошлой жизни» была минаретом. Сейчас же вместо пения муэдзина с нее слышен веселый перезвон.
Церковь Сан-Лоренцо справедливо считается одной из самых красивых церквей Кордобы. В 1985 году она была объявлена национальным культурным памятником.
Плаза дель Потро. Название площади происходит от небольшого фонтана, увенчанного фигурой жеребенка («potro» по-испански значит «жеребенок»). Здесь расположен одноименный отель, упомянутый в бессмертном произведении Мигеля Сервантеса. Плаза дель Потро – классическая андалузская площадь: небольшая, уютная и тихая, окруженная фасадами старинных домов. Здесь можно отдохнуть, подумать о прекрасном, или просто насладиться атмосферой Кордовы.
Музей фламенко «Фосфорито», расположенный в здании средневековой гостиницы Посада-дель-Потро, пожалуй, лучшая экспозиция, посвящённая этому традиционному искусству во всей Андалусии.
Посада-дель-Потро — традиционная гостиница, построенная в 14-15 веках на манер арабского караван-сарая, когда Кордова была важным центром торговых путей Испании и всего Средиземноморья. В плане это двухэтажное здание с прямоугольным внутренним двором и колодцем посередине, конюшней и складами, где можно было оставить на ночь привезённые товары. Во внутренний двор ведёт единственный вход с улицы — так обеспечивается безопасность гостей. Двери комнат выходят на открытую галерею второго этажа, опять же смотрящую внутрь, — своего рода гостиница-замок. По своему прямому назначению Посада-дель-Потро использовалась вплоть до 1972 года, когда была превращена в музей — и вскоре здесь открылся Музей фламенко, носящий имя (а точнее, прозвище) великого андалусского музыканта и исследователя Антонио «Фосфорито» Фернандеса.
В Посаде-дель-Потро некогда останавливался Сервантес и даже запечатлел сию обитель в одной из глав «Дон Кихота». Правда, там ей отводилась незавидная роль сборища воров и негодяев.
Экспозиция «Элементы фламенко» освещает четыре столпа этого искусства: ритм, пение, гитара и танец. А великолепный интерактивный зал «Ключи фламенко» предложит выбрать для прослушивания и просмотра манеру того или иного известного исполнителя, самому отбить ритм хлопками в ладоши и научиться базовым шагам танца.
Музей изящных искусств (Museo de Bellas Artes de Córdoba) Кордобы находится на площади Plaza del Porto (в переводе с испанского — «жеребиная площадь») в здании старой благотворительной больницы (antiguo Hospital de la Caridad) и соединен внутренним двором с Музеем Хулио Ромеро де Торреса (Museo Julio Romero de Torres). Фасад музеев повернут к площади, центральную часть которой украшает фонтан, выполненный в духе ренессанс, со статуей жеребенка. Отделка здания Музея изящных искусств в барочном стиле достаточно скромна. Во внутреннем дворе, представляющим собой крытую галерею, разбит сад с фонтаном.
В довершении программы дня - фото на лестнице к нашим апартаментам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий