суббота, 9 июня 2018 г.

На авто по Андалусии. Кордоба.


5 апреля, четверг. Кордоба.
 
С 8-30 до 10-00 тургруппы в Месхиту не пускают, только местных и одиночных турисов-дикарей вроде нас. Бесплатно. Эту инфу мы не раз находили в инете, а накануне, прогуливаясь вокруг Мескиты, зашли в её двор и уточнили у охранника-контролёра, который как ни странно прекрасно изъяснялся по английски. Так и есть. Зачем английский охраннику, который только проверяет билеты, я не совсем понял. Но нам это было на руку.
С утра не стали пораньше занимать очередь в бесплатную Месхиту: жена резонно рассудила, что 20 евро на двоих не слишком большие деньги, чтобы попасть туда в официальные часы работы и воспользоваться услугами аудиогида. К тому же поспать вдоволь хоть в отпуске. После завтрака поспешили в мечеть. Очередь за билетами была, но двигалась быстро. К тому же через 5 минут, оглядевшись, мы обнаружили билетные автоматы. Потратили 20 секунд. Плюс 4 минуты и 8 евро за 2 аудио гида в другом окошечке, в котором дают только схемки собора и аудиогиды. Сказать по правде к Месхите мы не подготовились должным образом, поэтому аудиогид был очень кстати.
Во второй раз был впечатлён не меньше первого, к тому же времени на этот раз было предостаточно для детального её изучения. Мескита (Mezquita) или Соборная мечеть – самая грандиозная мавританская мечеть в  Испании. Возведена она в центре города, рядом с набережной реки Гвадалквивир. Окружают Мескиту старые мавританские и еврейские кварталы. Сейчас это Кафедрального собора в Кордове (catedral de Córdoba).  Его уникальность  проявляется в том, что он одновременно считается святыней различных культур, известной мечетью Мескита и главной церковью епархий.
 Даже если в Кордове не было бы ничего кроме Мескиты, этот город всё равно занимал бы первые строчки в туристических рейтингах Андалусии. Невероятной красоты собор-музей, бывший во времена Кордовского халифата второй по величине мечетью исламского мира, безмятежно взирает на суетный мир под плеск Гвадалквивира. Как ни странно, даже в самые пиковые туристические месяцы здесь неизменно тихо, прохладно и пустынно: толпы рассеиваются между тысячами мраморных, яшмовых и ониксовых колонн,



 а голоса тонут в головокружительной выси купола, украшенного золотыми плитками-«звёздами». Упоминать, что Мескита числится в Списке ЮНЕСКО, думается, нет необходимости.

Место, на котором находится Мескита, почиталось священным ещё с античных времён — тогда здесь поклонялись богам древнеримского пантеона: в римские времена здесь был храм Януса. Завоевавшие Рим вестготы построили на месте древнего святилища церковь во имя святого Викентия из Сарагосы, а появившиеся здесь в 8 веке мусульмане купили близлежащий участок земли и построили первую мечеть. Причём очень близлежащий, не обошлось без использования целых элементов этого вестготского храма при постройке мечети. Эти массивные колонны - от него.



Несмотря на то, что аудиогид относит эти колонны к временам вестготского храма, мне показалось, что это остатки древнеримского храма Януса. Наверное и вестготы не стали заморачиваться изобретением велосипеда и использовали его в строительстве церкви Св. Викентия. Авторского права тогда не существовало.

 
Примечательно, что на протяжении 8 века христиане и мусульмане молились практически в одном здании.
С увеличением исламского населения в Кордове правитель Абдеррахман I выкупил весь участок и построил полноценную мечеть.   Ниша в стене мечети, к которой мусульмане обращаются во время молитвы, называется михраб. Обычно он обращен в сторону Мекки. То есть михраб Мескиты должен был бы быть обращен на восток, однако в действительности он находится с южной стороны. Одна из версий гласит, что он обращен в сторону реки, где высадился эмир Абд ар-Рахман, когда приехал из своего родного Дамаска. По другой версии он обращён  на столицу империи Омейядов  — собственно на сам Дамаск. 

Другая особенность михраба Мескиты — его расположение далеко от центра, что противоречит традициям. Причиной этого стало то, что при эмире Аль-Мансуре мечеть пришлось расширять только с востока, так как с южной стороны протекала река, а с западной стороны находился халифский дворец.

Михраб может похвастаться невероятно изящным декором в мусульманской традиции. Ни одна фотография в полной мере не передает всей красоты свыше тонны цветного стекла и эмали, составляющих украшение Михраба соборной мечети Кордовы.
 
Входом в соборную мечеть Кордовы служит Puerta de las Palmas (Пальмовые ворота). От них вглубь здания уходит типичная для мавританской архитектуры красно-белые арки. Их поддерживают 856 колонн, выполненных из мрамора, гранита, яшмы и оникса. Это лишь часть дошедших до нынешних дней колонн, изначально их было 1293!
114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII в. Колонны были выполнены из разных материалов и имели разную высоту, поэтому некоторые пришлось утопить в пол, а для других, наоборот, делать базы. Однако несхожесть колонн совершенно незаметна в общем ритмическом ряду аркад.



Русский путешественник В.П. Боткин так описывал Мескиту: «Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали; редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления».



 Высота колонн — чуть больше трех метров, но за счет сложнейшей системы подковообразных двухъярусных арок полосатых арок, создается ощущение, что они выше. Расходящиеся во все стороны длинные коридоры из колонн и бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства, будто поглощая человека. Многие исследователи сравнивали интерьер кордовской мечети с пальмовым лесом: эмир Абд ар-Рахман I очень любил это дерево, даже посвятив пальме стихотворение.



Попробуйте назначить деловую встречу в мечети: у какой колонны вы договоритесь встретиться?

 
Молельный зал Мескиты представляет собой пять разных зон с уникальными архитектурными особенностями каждой — по ним можно проследить историю расширения мечети. 
 
Это не люди движутся при большой выдержке, а время отделяет мгновение от вечности, смазывая сиюминутное и приходящее-уходящее.
 
 
 
Представители Омейядской династии не прекращали обогащать Мескиту ценными интерьерами из камня и дерева, выполненными лучшими мастерами средневекового исламского мира. И не только исламского: в строительстве и оформлении мечети принимали участие и византийские мастера и в большом числе. Поэтому в мечети очень жгучая, но гармоничная смесь мусульманских и христианских элементов. 



 






 
 
В период Реконкисты это бесценное здание захватили испанцы, однако новое правительство было тронуто его величием и красотой. Решено было не разрушать мечеть, а построить католический собор между ее колоннами. Население Кордовы выступило против этой затеи. По поводу строительства церкви разгорались нешуточные страсти. После долгих споров архиепископ Кордовы Алонсо Маурике обратился к императору Карлу V, который дал свое согласие на возведение храма, хотя и пожалел об этом впоследствии. Он посетил Кордову в 1526 году и, увидев Мескиту, признался, что ни за что бы не согласился на постройку в мечети собора, если бы видел ее раньше: «Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире». Полностью с ним согласен, гениальные слова. Завершили это строительство только спустя примерно столетие. Так в мавританский облик Мескиты добавился готический христианский Кафедральный собор Кордовы (Catedral de Córdoba),  

 
к которому потом добавились еще и барочные элементы.
 
Другие названия церкви: Мечеть Кордовы (Mezquita-Catedral de Córdoba/ Mezquita de Córdoba); Святая Мария, Матерь Божия (Santa María Madre de Dios); Большая мечеть Кордовы (Gran Mezquita de Córdoba); Собор Успения Пресвятой Богородицы (Catedral de la Asunción de Nuestra Señora). Это уникальное явление: христианская церковь прямо посреди мусульманского храма! 




 
Стены добавленной церкви оказались выше крыши мечети, хотя архитектор Р. Руис старался использовать уже имевшиеся конструкции и, по возможности, сохранить прежний облик здания. Согласитесь, временами очень органично, если не сказать гениально, вписано.

 
 
А временами не очень... Напомнило антикварную лавку, в которой соседствуют из-за совершенного беспорядка несовместимые по стилю вещи.



Хоры 18-го го века сделаны из антильского красного дерева. Главным мотивом хоров стали фигуры из Ветхого и Нового завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду изображено 105 образов святых.


Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых.



Главное ретабло соборной мечети Кордовы изготовлено из кабрского мрамора в 1618 году по заказу иезуита Алонсо Матиаса. Изначальную живопись ретабло в церкви, где были изображены святые Кордовы, позже заменили на работы Паломино – автора огромного полотна со сценой Успения Богоматери, давшего название соборной мечети в 16 веке.


 В части Кордовской Мескиты, отведенной под кафедральный собор располагается довольно много небольших капелл. Такое количество капелл объясняется, в том числе и тем, что многие богатые городские семьи, финансировавшие перестройку и поддержание текущего состояния храма, получали в свое распоряжение небольшую семейную капеллу. Многие капеллы богато украшены и изображают священные образы, сцены из жизни Христа.



Обращают на себя внимание  плиты - надгробия, правда не узнали чьи.



Интересна сокровищница. Главной жемчужиной ее коллекции считается огромная дарохранительница, которая датируется 1514 годом. Это священный сосуд, в котором хранятся Тело и Кровь Христовы, , используемые во время причастия.
Дарохранительница в Кордове сделана из золота и серебра немецким мастером Энрике де Арфе. Ежегодно в праздник тела Христова (Corpus Christi), который проходит через 60 дней после Пасхи, это двухметровое произведение искусства выносят для участия в процессиях по городу. Дарохранительница стоит в часовне Святой Терезы. Сама Святая на картине на заднем плане 1-й фотографии.


 Мескита ещё не всё нам показала, скрыла под поздними постройками и штукатуркой множество тайн.



Архитектурно Мескита делится на две части: внутреннего двора и молельного зала.
Внутренний двор мечети с изящными портиками был спроектирован при Абдеррахмане III и в 13 веке обсажен пальмовыми деревьями. В 15 столетии сюда добавили апельсиновые деревья, а в 18 — кипарисы и оливы, которые можно видеть и сегодня.
На заднем плане: Puerta de las Palmas.

 Здесь же можно найти великолепные кованые решётки и древнеримские колонны, взятые для строительства с руин античных городов Андалусии.
 Минарет Мескиты, он же колокольня позднейшего собора, ведёт свою историю с конца 16 века. Его венчает статуя покровителя города архангела Рафаила, а чуть ниже располагается колокольный ансамбль 17 века.

Покинули Мескиту и после обеда с сиестой пошли в город. В нём тоже немало достопримечательностей. Наша цель на сегодня пройти по исторической части города, посетить синагогу и виллу Виана.  Вся историческая часть Кордобы является историческим наследием и объектом опять же ЮНЕСКО. Эту фразу пишу в блоге об Андалусии наверное уже в сотый раз. Проще было в заглавии один раз написать: "Андалусия. Является наследием ЮНЕСКО". Было бы не очень большим преувеличением.
Начали с синагоги. Синагога (Sinagoga) Кордовы – единственный сохранившийся еврейский храм на испанском юге. Является главной из 3-х испанских синагог. Построена в 1314-1315 гг.В 1885 году объявлена национальным памятником Испании. Но сейчас находится на масштабной реставрации, обнесена лесами. Попасть туда нет возможности.

Цветочная улица Кордовы, исторического и культурного центра Испании, а также просто необыкновенно красивого, уютного и привлекательного города – это одна из самых впечатляющих частей города, расположенной в живописном старинном арабском квартале.
Цветочную улицу считают символом Кордовы, ее название полностью оправдано – ее дворики, стены и балконы домов украшены большом количеством цветов. Здесь высажены в основном герань, гортензии, гвоздики и розы. На фоне выкрашенных в белый цвет стен домов цветы выглядят особенно ярко.


Весной же здесь, во время цветения, не только красиво, здесь еще и очень приятно пахнет. Именно в это время жители Цветочной улицы открывают свои дворики для посещений туристов, ведь с конца апреля и по конец мая в Кордове устраивается конкурс на самый красиво украшенный дворик. Купив билет за 10 евро, желающие могут отправиться на прогулку по дворикам города и сами оценить их красоту. К счастью мы были в начале апреля и красоту оценили бесплатно.



Временами через решётку.


Местами с посещением: многие открыты. Никто не смотрит на тебя как на взломщика чужого жилья, если зайдёшь и сделаешь пару снимков..


Если хозяева не хотят, чтоб заходили посторонние, просто закрывают решётку дверей. Но фотографировать через неё опять же не возбраняется. В порядке вещей. Иначе бы дверь была сплошная.




Римский храм. Остатки древнеримского святилища находятся прямо посреди оживленного городского квартала на пересечении улиц. Они были обнаружены в 1950-х годах во время строительных работ. Очевидно, что в античный период истории Кордовы храм являлся главным городским святилищем. Сооружение было возведено в I веке. Считается, что оно использовалось для отправления культа римских императоров.

Одна из центральных площадей Кордовы, расположенная на пересечении двух главных торговых улиц города. Посередине установлен памятник Гонсало Фернандесу де Кордова – знаменитому полководцу, который внес существенный вклад в копилку военных побед Испании в XV-XVI столетиях.

Архитектурный облик площади Корредера достаточно нетипичен для Кордовы и Андалусии в целом. Место напоминает знаменитую Plaza Mayor в Мадриде, так как построено в «королевском» кастильском стиле. Подобно главной площади испанской столицы, Корредера имеет форму прямоугольника, по краям которого расположены идеально ровные фасады домов. Ее внешний вид остался неизменным с XVII столетия. В домах сейчас номера отелей.

Прогулка по улочкам Кордобы - сомнительное удовольствие. Пешеходная часть едва обозначена, выполняет чисто декоративную функцию.

Вслед за приглянувшейся испанкой

я попытался пройти по этой тропке-тротуару, не ступая на проезжую часть,
 

 Не получилось. Надо садиться на диету.


А вообще улочки красивы.


Дворец Паласьо де Виана – аристократическое здание в Кордове, возведённое на руинах римской виллы в XIV веке, с 15-го по 19-й века находившееся в собственности маркизов Вильясека. В 1873-м году маркиза Вильясека, единственная наследница всего фамильного имущества, вышла замуж за дона Теобальдо Сааведра, сына герцога Риваса, которому король Альфонсо XII даровал титул маркиза Виана, – отсюда и произошло современное название дворца.
Считается, что главный фасад дворца был сооружен в XVI в. Хуаном де Очоа, придавшим всему зданию маньеристский стиль.
 

Нынешний владелец – банк Cajasur — пожелал основать в нем музей, где и по сегодняшний день представлена разнообразная коллекция.



Особой достопримечательностью дворца являются его 12 внутренних двориков и сад, каждый из которых оформлен в своем уникальном стиле. Только здесь, пройдя по роскошным галереям, можно увидеть пять веков истории Кордовы, не покидая одного здания.

Дворик кошек оформлен в средневековом стиле, Двор эпохи Возрождения служит символом могущества и родословной, как и Двор приемов.





 Стиль барокко представлен в Архивном дворе, а типичный романтический сад можно найти во Дворе Мадама и Саду Виана.




Есть здесь и рабочие зоны – Двор садовников,
 
Бассейновый двор и Колодец;

 
зоны для уединения, например, Часовенный двор,
 
 
 


и настоящие оранжереи – Апельсиновый двор.




В жаркий день, типичный для Кордобы, сиеста в одном из этих патио - райское наслаждение. А жизнь здесь при таком климате - сплошное удовольствие. При наличии садовника, разумеется. Мы даже не пошли по залам дворца, чтоб не разжигать желания.

После отдыха в садах продолжили знакомство с городом.
Небольшая площадь, ранее находившаяся на территории обители капуцинов. Через нее проходил путь из одного жилого квартала в другой. В конце XVIII столетия здесь был установлен монумент в виде распятия работы скульптора Х. Наварро-Леона. Фигура Христа окружена фонарями, поэтому статуя получила название Эль-Кристо-де-лос-Фаролес («farol» по-испански значит «фонарь/маяк»).

Церковь святого Павла (Iglesia de San Pablo) находится через дорогу от Римского храма.
В свое время она являлась частью одноименного монастыря. Обитель была построена на месте, где сначала возвышался Римский цирк, а затем дворец исламской династии Альмохадов. Монахам эта земля была подарена королем Фердинандом IV вскоре после завоевания города в 13 веке, церковь же начали возводить в 15 веке.

Мраморные ворота ограды церкви, высеченные в барочном стиле в 1708 году, выходят на улицу Calle Capitulares. Железную решетку ворот обрамляют витые колонны, а наверху возвышается каменная статуя апостола Павла. Они ведут на церковный двор. Фасад храма выполнен в 16 веке в маньеристском стиле. В церкви хранится одна из главных скульптур, которые участвуют в Святой Неделе города – Богородица Скорбящая (Nuestra Señora de las Angustias), выполненная в 1627 году Хуаном де Меса.

Церковь Святого Андрея находится на одноименной площади города Кордовы в Испании, недалеко от церкви Святого Павла. Ее основание произошло в XIII веке, а построена она была предположительно на месте, где ранее находилась базилика вестготов. Нижняя часть колокольни церкви была построена в XVI веке и сохранилась по сей день. Верхняя часть и ее главный вход построены в XVII столетии. Главный вход в церковь украшен гербом епископа Siuri. Ее алтарь оформлен в барочном стиле, с использованием многочисленных ценных картин художника Антони дель Кастильо и Паломино.

Хорош скверик у церкви.

На площади Пласа де Сан-Агустин


расположена старинная церковь Святого Августина. Строительство этого сооружения, выдержанного в готическом стиле, было начато в 1328 году, а закончено семью годами позже, в 1335 году.
Сегодняшний облик церкви отличается от того, каким он был после завершения строительства. Первоначальное здание церкви выглядело строже и сдержаннее, но в первой трети 17 века в церкви проводились реставрационные работы, т.к. ее здание обветшало, и его внешний вид был несколько изменен.

Фасад здания украшен прекрасной высокой колокольней, построенной в 16 веке и украшенной пилястрами, балюстрадами и другими декоративными элементами.

Мусор здесь сортируют,



улицы и площади подписывают крупным шрифтом




 

 А соборы, на реставрацию которых не хватает денег, используют в качестве концертных залов с потрясающей акустикой. Мы как раз попали на репетицию.


По пути домой мы встретили ещё не мало интересных зданий.





Ворота в стиле мудехар.

Окна верхнего этажа и башенка - тоже мудехар.

Возле дома, буквально в 50 метрах - целое созвездие must see. Мы их оставляли напоследок. Время подошло. Церковь Сан-Лоренцо.
Церковь Сан-Лоренцо — один из своеобразных памятников событиям, которые происходили здесь века назад. Вестготы в VI столетии возвели на этом месте христианский храм. Захватившие через сотню лет эти земли арабы перестроили его в мечеть. В XIII веке после реконкисты историческая справедливость была восстановлена — в частично переделанном здании вновь зазвучали христианские молитвы.
Для того чтобы превратить мечеть в храм, пришлось потрудиться. В итоге получилось удивительное здание, сочетающее в себе элементы, популярные в европейской и арабской архитектуре. Церковь была выстроена во второй половине 13 века, предположительно в период между 1244 и 1300 годами. Храм возводился в период, когда готический стиль в архитектуре приходил на смену романскому, что и получило отражение в его внешнем облике.
Прямоугольная трехнефная церковь из светлого кирпича выглядит строго и необычно. Ниши с ангелами и святыми, многочисленные резные орнаменты и барельефы библейской тематики — не найдете этих привычных украшений, разглядывая Сан-Лоренцо. Строгость линий, никаких дополнительных деталей.

Лишь круглое окно-розетка в стиле мудехар на верхней части фронтона немного разбавляет эту аскетичность и в то же время делает образ церкви необычным и запоминающимся. Высокая башня-колокольня в «прошлой жизни» была минаретом. Сейчас же вместо пения муэдзина с нее слышен веселый перезвон.
Церковь Сан-Лоренцо справедливо считается одной из самых красивых церквей Кордобы. В 1985 году она была объявлена национальным культурным памятником.

Плаза дель Потро. Название площади происходит от небольшого фонтана, увенчанного фигурой жеребенка («potro» по-испански значит «жеребенок»). Здесь расположен одноименный отель, упомянутый в бессмертном произведении Мигеля Сервантеса. Плаза дель Потро – классическая андалузская площадь: небольшая, уютная и тихая, окруженная фасадами старинных домов. Здесь можно отдохнуть, подумать о прекрасном, или просто насладиться атмосферой Кордовы.


Музей фламенко «Фосфорито», расположенный в здании средневековой гостиницы Посада-дель-Потро, пожалуй, лучшая экспозиция, посвящённая этому традиционному искусству во всей Андалусии.
Посада-дель-Потро — традиционная гостиница, построенная в 14-15 веках на манер арабского караван-сарая, когда Кордова была важным центром торговых путей Испании и всего Средиземноморья. В плане это двухэтажное здание с прямоугольным внутренним двором и колодцем посередине, конюшней и складами, где можно было оставить на ночь привезённые товары. Во внутренний двор ведёт единственный вход с улицы — так обеспечивается безопасность гостей. Двери комнат выходят на открытую галерею второго этажа, опять же смотрящую внутрь, — своего рода гостиница-замок. По своему прямому назначению Посада-дель-Потро использовалась вплоть до 1972 года, когда была превращена в музей — и вскоре здесь открылся Музей фламенко, носящий имя (а точнее, прозвище) великого андалусского музыканта и исследователя Антонио «Фосфорито» Фернандеса.

В Посаде-дель-Потро некогда останавливался Сервантес и даже запечатлел сию обитель в одной из глав «Дон Кихота». Правда, там ей отводилась незавидная роль сборища воров и негодяев.
 
Экспозиция Музея фламенко рассредоточена по нескольким залам. Зал «Фосфорито» предваряет портрет великого кантаора, внутри ждёт рассказ о его блистательной карьере и вещественное ей подтверждение — Золотой ключ пения, главная награда артиста. Зал «Фламенко и время» расскажет о путешествии этого музыкального стиля сквозь века. Посетителям предлагается выдвигать ящички гигантского комода, каждый из которых посвящён определённому периоду.
Экспозиция «Элементы фламенко» освещает четыре столпа этого искусства: ритм, пение, гитара и танец. А великолепный интерактивный зал «Ключи фламенко» предложит выбрать для прослушивания и просмотра манеру того или иного известного исполнителя, самому отбить ритм хлопками в ладоши и научиться базовым шагам танца.

Музей изящных искусств (Museo de Bellas Artes de Córdoba) Кордобы  находится на площади Plaza del Porto (в переводе с испанского — «жеребиная площадь») в здании старой благотворительной больницы (antiguo Hospital de la Caridad) и соединен внутренним двором с  Музеем Хулио Ромеро де Торреса (Museo Julio Romero de Torres). Фасад музеев повернут к площади, центральную часть которой украшает фонтан, выполненный в духе ренессанс, со статуей жеребенка. Отделка здания Музея  изящных искусств в барочном стиле достаточно скромна. Во внутреннем дворе, представляющим собой крытую галерею, разбит сад с фонтаном.
Музей изящных искусств

В довершении программы дня - фото на лестнице к нашим апартаментам.




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...