воскресенье, 19 января 2020 г.

Галопом по Испании. Монастырь Монсеррат.



Галопом по Испании. День седьмой. Продолжение. Монастырь Монсеррат. 9 марта 2012 года.

 Сарагоса - Барселона: по трассе строго на Восток 340 км, монастырь Монсеррат находится в 50 км не доезжая до Барселоны.
Местность становится поинтересней по мере приближения к Барселоне.


Временами становится похоже на русские пейзажи где-нибудь в Предуралье

 или в Удмуртии.



 
И снова в Гишпании.

Бенедиктинский монастырь Монсеррат (Монтсеррат), куда мы направляемся, расположен на высоте 720 метров над уровнем моря на священной горе Каталонии. Это важный духовный центр с богатой историей и уникальное по своей красоте место, окруженное фантастическим нерукотворным ландшафтом. Дикая природа, религия и памятники культуры сливаются здесь в единое целое.
    

Монастырь находится именно в этих скалах.

Монтсеррат, что обозначает «Разрезанные горы» - это скалистый массив, традиционно считающийся самым важным и значимым в Каталонии. Протяженность горы составляет около 10 км в длину и около 5 км в ширину, ее периметр достигает 25 км, а площадь поверхности — 45 кв. км. Состоит из известняковых скал, с недавних пор считается национальным парком Каталонии.
Такое имя комплекс получил благодаря большому количеству зубчатых скал. За тысячи лет дожди и ветра превратили горы в причудливые изваяния, и сейчас выглядят так, как будто их разрезали.
Существует и более красивая версия. Некоторые каталонцы и приезжие паломники уверены, что над необычной формой горы потрудились ангелы. Им наскучил унылый внешний вид, надоело ковыряться пальцем в носу от безделья, поэтому ангелы распилили массив и украсили его каменными изображениями. На гербе Монсеррата изображена группа золотых гор на красном фоне с золотой пилой в верхней части (фото из Инета). 
 Монастырь Монсеррат, герб

И вот что у них получилось:

А мы поднимаемся всё выше и выше.
  


Огромное значение горы Монсеррат в каталонской культуре связано в том числе и с ее характерной геологией и топографией, обусловившей невероятную красоту здешних пейзажей с неповторимыми причудливыми очертаниями гор. 

Сама природа, как скульптор, создала изрезанные скалы оригинальной конфигурации, напоминающие образы загадочных пузатых великанов, сфинксов, языческих идолов, сказочных уродцев и невиданных зверей.

Народная и поэтическая фантазия представляла эту гору с ее заостренными пиками в виде огромного корабля, величественного замка, гигантского органа с нагромождением труб или застывшего костра окаменелых языков пламени.

Среди крупных вершин стоит назвать пики «Мавр» (Moro) (1206,2 м), «Цилиндр» (Cilindre) (1101 м) и «Каваль-Бернат» (Cavall Bernat) (1110,7 м). Последний является самым известным и наиболее часто фотографируемым монолитом горного массива Монсеррат, с ним связано множество легенд и историй. К тому же, это одна из самых популярных вершин для восхождения: она считается настоящим символом каталонского альпинизма. Распространенное название этой вершины — Божий перст, или Толстый палец. 
Многие другие горные образования Монсеррата носят не менее изобретательные и колоритные имена (прозвища), связанные с их фантастической формой. Например, здесь есть скалы под названием Монах, Страж, Беременная гора, Череп, Мумия, Епископ, Фараон, Заколдованные гиганты, Верблюд, Кот, Слон, Попугай.

История монастыря Монсеррат и его развитие как духовного центра началось в Средневековье. Происхождение монастыря до сих пор до конца не выяснено. Вероятно, первоначально здесь находился ряд небольших вестготских часовен. К VIII-IX веку относится появление первых отшельников, облюбовавших уединенные пещеры на горе Монсеррат. В первом письменном документе об этой местности, датируемом 880 г., упоминаются четыре отшельнических скита, в числе которых и посвящённый Богородице. В том же году в близлежащей пещере была обнаружена статуя Девы Марии. Вообще-то она не возникла ниоткуда: статуя Черной Мадонны была создана Святым Лукой согласно легенде и завезена в Испанию Святым Петром. В 718 году фигура была спрятана от сарацинов в пещере в горах Монтсеррат.
Далее, согласно легенде, статую Девы Монсерратской обнаружили в 880 году мальчики-пастухи. Как-то в субботу вечером они увидели в горах яркий свет, сопровождаемый божественной мелодией. В следующую субботу мальчики вернулись на то же место со своими родителями. Видение повторилось. В последующие четыре субботы вместе с пастушками туда приходил священник из Олесы, и вновь их взорам предстало чудесное видение.
Вскоре новость дошла до самого епископа, который тогда находился в соседней Манресе. Услышав об этом чуде, он решил отправиться в Монсеррат. Тогда-то и была обнаружена пещера с образом Девы Марии. Епископ предложил торжественно перенести чудотворную статую в Манресу, но едва ее попытались сдвинуть с места, как она настолько отяжелела, что поднять ее стало совершенно невозможно. Епископ истолковал это как желание Богоматери остаться на прежнем месте и приказал построить часовню Девы Марии, ставшую началом нынешнего монастыря. Первый текст, упоминающий об этой легенде, датируется 1239 годом.
Эта легендарная статуя, вероятно, действительно существовала и пользовалась огромным почитанием верующих, но через некоторое время исчезла — так же таинственно, как и появилась.
 
После Реконкисты, в конце IX – начале X века, граф Барселоны Вифред I Волосатый (888) или его сын Сунийе I (933) передали эти места (включая четыре церкви) бенедиктинскому монастырю Санта-Мария-де-Риполь (Santa María de Ripoll).
 На горе Монсеррат тогда находилось четыре церкви, или скита (из них сохранилась часовня Capilla de Sant Iscle), а также монастырь Святой Цецилии (Santa Cecília de Montserrat). Глава монастыря Санта-Мария-де-Риполь аббат Олива (Олиба) (Oliva/Oliba) (971–1046) по праву претендовал на упомянутые церкви. Но монахи обители Святой Цецилии не подчинились новому порядку, и между общинами вспыхнул конфликт — борьба за контроль над группой упомянутых скитов. Ссора носила весьма серьезный характер и даже потребовала вмешательства графов Барселоны. Благодаря своим высоким покровителям монастырь Святой Цецилии на некоторое время отвоевал право распоряжаться этими скитами. Но в 1023 году аббат Олива обратился к графу Рамону Беренгеру, чтобы восстановить юрисдикцию своего монастыря на церкви, присвоенные монастырем Св. Цецелии, и благодаря этому вмешательству дело было решено в пользу Риполя. 
После благополучного исхода дела аббат развернул здесь активную деятельность. Он решил основать на том месте, где находился скит Девы Марии (одна из тех самых четырех церквей), одноименный монастырь Девы Марии Монсерратской (Санта-Мария-де-Монсеррат).
  
Десятилетие 1025-1035 гг. имело важнейшее значение в истории монастыря Монсеррат. К этому периоду относится его основание, хотя конкретный год назвать невозможно. Однако доподлинно известно, что монастырь Монсеррат находился в прямой связи с монастырем Риполь (был его «дочерним» монастырем) и что своим происхождением он обязан именно этому монастырю и конкретно аббату Олива. Последний был величайшей фигурой каталонского бенедиктинства, аббатом многих монастырей, епископом Вика, крупным ученым, поэтом и писателем. Документы указывают на прямое и личное участие аббата Олива в делах монастыря Монсеррат. Основание этой обители имело большое значение для того, чтобы утвердиться здесь, заявить о своих правах и не повторять больше конфликта с соседним монастырем. Поэтому и было решено превратить одну из церквей Монсеррата в полноценный монастырь, который бы непосредственно подчинялся Риполю. Вряд ли аббат Олива предполагал, что эта скромная обитель впоследствии не только поглотит монастырь Св. Цецилии, но и затмит по своему духовному значению многие почтенные монастыри, включая Риполь. Тем не менее, аббат очень заботился о своем новом монастыре и лично вмешивался во все его важные сделки и прочие дела. На снимке как раз монастырь Св. Цецилии. К нему ведёт паломническая тропа (справа внизу на фото)
 
В XIII веке Монсеррат по-прежнему оставался зависимым от монастыря Риполь, с которым у него часто возникали разногласия. Так, выборы приора Монсеррата осуществлялись непосредственно из этого монастыря. Впрочем, уже в 1287 году папа римский взял на себя смелость назначить нового приора Монсеррата без участия Риполя, а после смерти этого приора выборы его преемника осуществлялись параллельно папой и Риполем. Такое удвоение полномочий неизбежно привело к конфликту, для разрешения которого был привлечен архиепископ Таррагоны. Тот решил оставить всё по-прежнему, то есть Монсеррат продолжал подчиняться Риполю.
 Монастырь Риполь оставался главным религиозным центром Каталонии вплоть до XV века, после чего начался его упадок, ознаменовавшийся утратой контроля над монастырем Монсеррат в 1410 году. Статус независимого аббатства Монсеррату даровал папа Бенедикт XIII. Преемники папы подтвердили его автономию.

Слава Монсеррата множилась. В 1493 году бывший отшельник из Монсеррата бенедиктинский монах Бернандо Бойль (Bernardo Boyl) сопровождал Христофора Колумба в одном из его путешествий в Америку, что способствовало распространению культа Богоматери Монсерратской и на этом континенте. Бойль стал первым миссионером Нового света. В честь Монсеррата был назван один из Малых Антильских островов.

В марте 1522 года в Монсеррат совершил паломничество исцелившийся от полученных на войне ран Игнатий де Лойола, будущий основатель ордена иезуитов. На исповеди он раскаялся в своих грехах, переоделся в рубище и отказался от военной деятельности, отдав свое оружие исповедовавшему его монаху, а военное облачение оставив у образа Мадонны Монсерратской. Затем он провел несколько месяцев в уединенной пещере близ соседнего городка Манреса, где соблюдал строгую аскезу, после чего отправился в паломничество в Святую Землю. Считается, что именно после ночи молитв, проведенной перед Чёрной Мадонной Монсерратской, началась новая жизнь Лойолы и к нему пришла мысль основать Общество Иисуса.
 Девятнадцатый век стал трагическим для Монсеррата: в 1811 и 1812 годах монастырь дважды поджигали и грабили наполеоновские войска. В результате этих поджогов и мародерства Монсеррат был серьезно разрушен. Французами было убито несколько монахов, находившихся на горе, в том числе отшельник, спрятавший у себя главную святыню монастыря — образ Девы Марии Монсерратской. Вернувшись в аббатство, монахи увидели страшную картину опустошения. По счастью, Чёрную Мадонну удалось спасти, но многие ценные книги и другие монастырские сокровища, а также памятники средневековой архитектуры были утрачены.
В 1835 году монастырь был закрыт в связи с программой секуляризации премьер-министра Хуана Мендисабаля. Все владения Монсеррата были распроданы с торгов. Однако в 1844 году монастырская жизнь возобновилась. С тех пор (и по сей день) Монсеррат входит в бенедиктинскую конгрегацию Subiaco, являясь ее основным монастырем. В 1881 г. Папа нарёк Деву Марию Монсерратскую святой защитницей Каталонии. Хранящий реликвию собор Монсеррат удостоился статуса Малой папской базилики.

 Во время Гражданской войны в Испании 1936-39 гг. монахи были вынуждены покинуть монастырь. В эти годы трагически погибло 23 монаха. Образ Девы Монсерратской в это время хранился в тайнике и остался цел и невредим. Правительству Каталонии удалось спасти монастырь от разрушения и разграбления. В 1939 году монахи вернулись в Монсеррат.
В эпоху франкизма монастырь и возглавлявший его аббат Эскарре (Aureli M. Escarré) перешел в оппозицию по отношению к диктаторскому режиму Франко. Монсеррат превратился в центр каталонского национализма и антифранкистского сопротивления. В 1963 году аббат Эскарре опубликовал во французской газете Le Monde ряд статей, в которых открыто критиковал государственную политику пренебрежения правами человека. Вскоре он был вынужден уехать в изгнание и отказаться от места аббата. В те времена только в Монсеррате проводились службы и бракосочетания на запрещенном при Франко каталанском языке. В этот исторический период монастырь Монсеррат играл не только важную роль в развитии религиозной жизни в Каталонии, но и выполнял задачу, связанную с защитой культурных и гражданских ценностей, служил оплотом каталонского самосознания.

Нижняя станция кремальеры - зубчатой железной дороги.

А это - верхняя станция.

В действующем монастыре Монсеррат ныне живут 79 монахов. Кроме отправления религиозных обрядов и ремонта церковной утвари, они заняты обслуживанием многочисленных паломников, селящихся в монастырской гостинице. В ней, кроме обычных скромных номеров, есть и кельи. Братья также заняты производством натуральных продуктов – мёда, вина, творога, ликёров. Некоторые из них ведут научную теологическую и музыкальную деятельность (в частности, с мальчиками церковного хора).
 Хор Escolania de Montserrat – один из древнейших на планете. Есть документальные подтверждения его существования ещё в XIV в. Хор составляют 50 мальчиков 9–14 лет, отбираемых большей частью в Каталонии. Зачисленные в хор мальчики, одновременно с обычным школьным, получают основательное музыкальное образование. Его, помимо хорового пения, составляют вокал и освоение двух музыкальных инструментов. Репертуар хора – духовная и классическая хоровая музыка. Некоторые туристы приезжают в монастырь только для того, чтобы послушать этот хор. Кстати, он гастролирует по всему миру.

При монастыре функционирует Biblioteca de Montserrat – научная библиотека, насчитывающая сотни тысяч томов, включая сотни ценных манускриптов. Доступ в неё открыт лишь крупным учёным – мужчинам. Действующая при обители типография – одна из первых и лучших в стране.
 Гора и монастырь Монсеррат – главная религиозная святыня и национальный символ Каталонии. Крупные события в жизни каталонцев часто сопровождается приездом в обитель для поклонения Деве Монсерратской. Монсеррат – одно из наиболее распространённых в Каталонии женских имён.

Мы начали нашу экскурсию по монастырю Монсеррат на площади Креста (Plaça de la Creu), расположенной снаружи стен аббатства, около верхней станции кремальеры. Площадь находится на высоте 706 метров над уровнем моря и названа в честь креста, который был в 1962 году установлен в ее левой части.

Сворачивая с площади Креста направо, выходим на проспект Passeig de l´Escolania, названный в честь расположенного рядом с неороманской апсидой (1876–1885) базилики здания музыкальной школы "Эсколания" при монастыре Монсеррат (и апсида, и здание школы видны на следующей фотографии).
Длинный проспект проходит под навесом, буквально нависая над пропастью, и служит замечательной смотровой площадкой, с которой открывается вид на такие интересные достопримечательности Монсеррата, как часовня Святой Пещеры и часовня Святого Михаила, а также сам комплекс монастырских построек.


Станция канатной дороги.
Ещё один снимок неороманской апсиды

и через площадь Аббата Оливы (Plaça Abat Oliba) идём к площади Девы Марии.

Примыкающая к базилике площадь Девы Марии (Plaça Santa Maria) является главной площадью монастыря Монсеррат. От площади Аббата Оливы сюда ведет поднимающаяся в горку улица, ведущая начало от главного входа в монастырь — красивого портала, расположенного напротив памятника аббату и украшенного скульптурным гербом Монсеррата. Главный вход (обратная его сторона) - в центре снимка. Идущая в гору дорога носит название Pujada de Nostra Senyora, то есть «Подъем Богоматери», и засажена магнолиями.

На полпути к площади Девы Марии в нише левой стены можно заметить скульптуру святого Георгия, выполненную в характерном стиле каталонским скульптором Жузепом Субираксом в 1986 году. Субиракс изобразил покровителя Каталонии в образе рыцаря со щитом и мечом. Его лицо и корпус сделаны в виде углубления — имеют вогнутую поверхность, тогда как руки и остальная часть фигуры представляют собой более традиционный выпуклый рельеф. Многие туристы останавливаются на этом месте, обращая внимание на то, что рыцарь смотрит на вас, с какого бы угла вы к нему ни подошли. К тому же, сложно не заметить сходства в облике этой фигуры и скульптур Субиракса на фасаде храма Саграда-Фамилия (см. отчёт о втором дне нашего путешествия). Это отмечают даже те, кто плохо знаком с творчеством этого каталонского мастера.

Преодолев несколько оставшихся метров довольно пологого подъема, мы попадаем в самый центр монастыря. Площадь Девы Марии поражает простором и захватывающими пейзажами.
Площадь была спроектирована в 1929 году знаменитым каталонским архитектором Жузепом Пуч-и-Кадафалком (Puig y Cadafalch) (1867-1956). Она находится на высоте 720 метров над уровнем моря и представляет собой обширную эспланаду, как будто вырастающую прямо из гор и состоящую из трех расположенных каскадом уровней.
На этой площади по воскресеньям и праздничным дням часто устраиваются фольклорные представления, например выступления исполнителей традиционной каталонской сарданы и строителей человеческих замков «кастельс», шествия великанов и т.п. В этих мероприятиях по окончании богослужения в базилике принимают участие многие паломники. Расположенные в ряд фонари, как утверждается, установлены по количеству монахов, погибших при защите монастыря от наполеоновской армии. Впрочем, в официальном путеводителе по Монсеррату об этом даже не упоминается.


 Находясь на этой площади, можно наиболее полно оценить архитектурный ансамбль Монсеррата. Если стоять лицом к фасаду монастыря, то по левую руку видим рыжеватое здание отеля Abat Cisneros, построенное еще в 1563 году, а впоследствии модернизированное. С самого начала своей истории здание предназначалось для размещения паломников. Здесь, в самом сердце монастыря, верующие (и простые туристы) по сей день могут остановиться на ночлег и вволю полюбоваться великолепными видами горы Монсеррат и долины реки Льобрегат. Сегодня это вполне современная гостиница с бесплатным Wi-Fi и прочими удобствами.

 Перед зданием отеля находится небольшой садик, в центре которого стоит красивый готический крест XV века.
 

Жене же на этой Святой площади больше всего понравились шишки и она тут же, забыв обо всём, кинулась их фотографировать. Фото шишек, как не относящиеся к рассказу о монастыре, я поместил в конце своего отчёта.

   
Главный фасад монастыря. Первый камень этого нового фасада был заложен в 1942 году, а завершилось строительство в 1968 году. Фасад сооружен из полированного монсерратского горного камня (обратите внимание на характерную структуру конгломерата) по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси (Francesc Folguera i Grassi) (1891–1960), помогавшего Антонио Гауди при строительстве храма Саграда-Фамилия.
 В верхней части фасада можно прочесть латинскую надпись Urbs Jerusalem Beata Dicta Pacis Visio («Блаженный град Иерусалим, названный видением мира»), которая напоминает верующим о царстве Божьем, Небесном Иерусалиме. Три большие верхние аркады фасада украшены барельефами работы скульптора Жуана Ребуля (Joan Rebull) (1899–1981). Сцена с левой стороны посвящена покровителю Европы, родоначальнику западного монашеского движения и автору «Устава св. Бенедикта» святому Бенедикту. Центральная композиция изображает провозглашение догмата о Вознесении Девы Марии папой Пием XII, а барельеф с правой стороны — св. Георгия в окружении монахов Монсеррата, трагически погибших во время Гражданской войны в Испании (1936-1939).

С левой стороны главного фасада монастыря находится красивая двухъярусная галерея — небольшой готический клуатр.
Этот изящный клуатр был построен в 1476 году на средства аббата Джулиано делла Ровере, впоследствии ставшего папой Юлием II. Ровере был аббатом-коммендатором монастыря Монсеррат в 1472-1482 гг., хотя никогда здесь не жил и отдавал распоряжения из Рима. Строительством монастырского клуатра руководили барселонские архитекторы Жуаме Альфонсо (Jaume Alfonso) и Перас Бассет (Peras Basset). От оригинального готического клуатра уцелело лишь несколько фрагментов (в основном западное и северное крыло), остальное было разрушено наполеоновскими войсками. Клуатр был реконструирован в 1955 году. В садике перед клуатром высажены деревья, символика которых традиционно связывается с Девой Марией. Это пальма как символ красоты, олива как символ мира и плодородия, кипарис как символ молитвы и тишины и лавр как символ славы.

Клуатр состоит из двух уровней. Нижний уровень составлен из стрельчатых арок, которые покоятся на тонких колоннах, имеющих в сечении крестообразную форму. Некоторые капители украшены растительными орнаментами, рельефными изображениями людей, животных и причудливых существ. В местах пересечения арок расположены скульптурные портреты ряда выдающихся представителей каталонского дворянства той эпохи.
Верхний этаж клуатра относится к XV-XVI вв. и имеет меньшую высоту и более простую форму арок. 
 
 
Впечатляют нависающие над домами каменные глыбы. Место, конечно, святое, но ночевать здесь мне было бы неуютно.

Проходя через одну из пяти нижних арок главного фасада монастыря, ведущих во внутренний двор монастырского храма, мы попали в красивую галерею (портик) с рядом интересных скульптур. Например, та, что на фото.
Этот мавзолей служит местом упокоения рыцаря Жуана (Хуана) Арагонского, 2-го графа Рибагорса (Joan II de Ribagorça/Joan II d'Aragó) (1457-1528), который был незаконнорожденным внуком короля Арагона Хуана II, военачальником и членом ордена госпитальеров. Ренессансный саркофаг, в котором похоронили графа, был разрушен во время нашествия на Монсеррат наполеоновских войск и впоследствии восстановлен.


Из центральной арки (или двух боковых арок) вестибюля можно попасть уже непосредственно во внутренний двор базилики, именуемый также атриумом, или клуатром Аббата Аржерика (claustre/atri de l'abat Argerich). Атриум датируется XVIII веком, однако был существенно перестроен в середине XX столетия. Он представляет собой открытое пространство без крыши. В галереях, окружающих внутренний двор, установлен целый ряд скульптур, изображающих важных исторических деятелей разных эпох — королей и святых, так или иначе связанных с монастырем Монсеррат. Среди этих персонажей: Григорий Великий, король Арагона Хуан I, святой Антоний Мария Кларет, император Карл V, святой Пий X, святой Игнатий де Лойола. Все эти памятники были созданы в 1954-1957 гг. каталонскими скульпторами: Рафаэлем Солаником, Фредериком Маресом и Ф. Бассасом.
С трех сторон двор окружен арочной галереей со скульптурами и узорами в технике сграффито,


а с четвертой стороны его замыкает великолепный фасад базилики. Сердцем Монсеррата является монастырская церковь — базилика, которую иногда также называют «собором Монсеррата». Первый камень монсерратской базилики был заложен в 1560 году аббатом Бартомеу Гаррига (Bartomeu Garriga). Освящение собора состоялось в 1592 году, когда были завершены своды и купол центральной башни. По архитектурному стилю здание храма относится к переходному периоду между готикой и Возрождением (очень редкий пример подобной архитектуры в Каталонии).
В конце XIX века базилика была реконструирована после разрушительного нашествия наполеоновских войск, поджигавших монастырь в 1811 и 1812 годах. В 1900–1901 гг. на месте бывшего церковного фасада в стиле барокко появился новый, нынешний фасад. Этот фасад создал каталонский архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона (Francesc de Paula del Villar y Carmona) (1860–1927), а авторами скульптурного оформления и тимпанов выступили братья Вальмиджана-и-Барбань (Vallmitjana i Barbany) — Венанси (1826–1919) и Агапит (1833–1905).

Фасад базилики украшают скульптуры Христа и двенадцати апостолов, большое окно-роза и часы, изготовленные в начале XX века. Это западная часть церкви.
 

Устилающая внутренний двор красивейшая мостовая из белого и черного мрамора была создана в 1952 году художником Бенито Мартинеса по образцу спроектированной Микеланджело площади Капитолия в Риме. Центральную часть мостовой украшают изображения морских животных, обведенные круговой латинской надписью на тему крещения.
 
В центре - выложенная из черного мрамора окружность с латинской надписью. Ранее на этом месте находился алтарь вышеупомянутой романской церкви со статуей Чёрной Девы, которая сегодня хранится в нынешней базилике.

Среди некоторых туристов существует примета: считается, что нужно встать с закрытыми глазами и воздетыми к нему руками в этот «круг силы» в центре внутреннего двора базилики, поскольку сюда нисходит положительная энергия.

 Заходим в базилику через портал центрального фасада. При входе в церковь взгляд в первую очередь обращается к алтарной части, где располагается хор с сидениями монахов и главный алтарь.

Подойдя к пресвитерию, можно полюбоваться модернистскими росписями, украшающими участки стен между пилястрами. Крупные полотна в верхней части выполнили Александр де Рикер (Alexandre de Riquer) (1856–1920), Жуаким Вансельс (Joaquim Vancelles) (1956–1942) и Жуан Льимона (Joan Llimona) (1860–1926). Композиции, расположенные ближе всего к позолоченной нище с образом Черной Мадонны, изображают группы ангелов; крайние композиции посвящены легенде об обнаружении этой чудотворной статуи в Святой Пещере; на промежуточных полотнах представлены символы Монсеррата и Каталонии (справа) и Церкви (слева). Четыре полотна в нижней части посвящены сюжетам из жизни Богоматери. Эти росписи являются работой Жуана Льимоны, Диониса Башераса (Dionís Baixeras) (1862–1943) и Льюиса Гранера (Lluís Graner) (1836–1929).

Над алтарем находится ниша, выполненная в виде позолоченной часовни: именно в этом небольшом верхнем помещении (Тронном зале), нависающим над алтарем наподобие балкона, установлен серебряный трон (престол) с почитаемым верующими образом Богоматери Монсерратской. Спроектировал эту позолоченную нишу архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона.

Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости (ок. 1496-1497), преподнесенный монастырю в подарок в 1960 году. С 2007 года «Распятие Монсеррат» приписывают Микеланджело, хотя ранее оно считалось работой Лоренцо Гиберти. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина (1960) работы Мануэля Капдевилы.
 Главный алтарь базилики был освящен в 1959 году. Он выполнен из цельной каменной глыбы монсерратского камня весом 8 тонн. Алтарь покоится на каменном постаменте, который являлся частью прежнего алтаря базилики. Замечательно красивая фронтальная часть алтаря из серебра и эмали является творением Монсеррат Майнар (Montserrat Mainar) (р. 1928) и изображает тайную вечерю, брак в Кане Галилейской, чудо умножения хлебов и рыб, а также двух ангелов с кадилом и просфорой. Обрамляющая эту фронтальную часть рельефная серебряная рамка — работа ювелира Мануэля Капдевилы (Manuel Capdevila) (1910– 2006).

 
Церковь не особенно велика по размерам. Центральный неф имеет 58 м в длину, 15 м в ширину и 23 м в высоту. Полукруглые арки свода опираются на стены на уровне трибун верхнего яруса — там же, где стены храма прорезаны круглыми окнами-иллюминаторами. Над средокрестием возвышается восьмиугольная башня-фонарь, которая после реставрации 1990-х годов служит главным источником естественного света, в то же время не нарушая атмосферы интимного полумрака, которую проще всего почувствовать по вечерам, когда основной поток туристов спадает. Именно в такое время нам здесь посчастливилось оказаться.


Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями. Эти светильники зачастую обладают значительной художественной ценностью и являются яркими примерами каталонского ювелирного искусства послевоенного периода. Эти лампы заменили собой те, что украшали базилику до разрушения монастыря наполеоновскими войсками (1811-1812). Ансамбль светильников символизирует приношение каталонского народа и его постоянное присутствие у ног Чёрной Мадонны Монсерратской, святой покровительницы Каталонии.
 
Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена сестре святого Бенедикта — святой Схоластике Нурсийской. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (Enric Clarasó) (1857–1941) и Агапит Вальмиджана. Капелла была отреставрирована в 1886 году.

В четвертой капелле можно увидеть прекрасный модернистский алтарь (ретабло) (1891), созданный Франсеском Беренгером-и-Местресом (Francesc Berenguer i Mestres) (1866–1914) — известным каталонским архитектором, учеником, другом и соратником Антонио Гауди. Алтарь выполнен из кедрового дерева с декоративными деталями из кованого металла и посвящен святому Иосифу де Каласансу, педагогу и основателю ордена пиаристов. Именно этот человек открыл первую в Европе бесплатную общеобразовательную школу, а незадолго до этого, в 1585 году, посетил Монсеррат.
  
Капелла Святого Мартина (1898). Скульптор Жузеп Льимона изобразил святого в решающий момент его жизни, когда тот мечом разрубил свой плащ на две половины и отдал одну из них нищему. Лицо нищего является автопортретом самого скульптора.

 Замечательны витражи базилики:

 

А мы идём непосредственно к помещению, где находится образ Богоматери Монсерратской. Идея реконструировать этот «тронный зал» и прилегающие к нему комнаты, а также построить новую лестницу родилась в 1944 году. Предполагалось завершить работы к торжествам 1947 года, связанным с церемонией возведения Богоматери на трон. Однако в итоге закончить работы удалось лишь в 1954 году. Реализацией проекта руководили архитектор Франсеск Фольгер и художник Жузеп Обиольс. В качестве исполнителей были привлечены многочисленные каталонские архитекторы, скульпторы, ювелиры и художники. Результатом их совместной работы стало создание ансамбля, в котором воплотился синтез изобразительных искусств Каталонии середины XX века.
 Проход к помещению с образом Чёрной Девы осуществляется по широкой лестнице, через величественный алебастровый портал наподобие триумфальной арки. Эти Ангельские врата (Porta angèlica) украшены барельефами, изображающими библейские сцены, связанные с Богоматерью. Саму арку портала окружают многочисленные скульптуры музицирующих ангелов, давших название этим чудесным вратам, созданным в 1946–1956 гг. Энриком Монжо.
 

 Внутреннее пространство парадной лестницы украшено мозаикой Сантьяго Падроса по эскизам Бенито Мартинеса, монаха из Монсеррата. Мозаика изображает святых дев и святых жен.



 Росписи, украшающие стены и своды небольшого вестибюля (1946) перед помещением с троном Мадонны, выполнил художник Жузеп Обиольс. Эти росписи изображают выдающихся женщин, описанных в Библии. Аналогичный вестибюль находится по другую сторону помещения с Мадонной, и туда уже верующие попадают после поклонения святому образу.

Рельефные серебряные двери вестибюля датируются 1955 годом. Они выходят на небольшую лестницу, ведущую непосредственно в помещение с образом Черной Мадонны.
 Обычно к Чёрной Мадонне выстраивается очень большая очередь, но мы были уже довольно поздно вечером и паломников практически не было. Фотографировать Деву категорически запрещено, но я, пользуясь вечерним временем и отсутствием посторонних, сделал-таки несколько снимков.
Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María) (XIII в.). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монсеррата и сделало его местом массового паломничества.
 По мере завоеваний каталоно-арагонской короны слава о чудесах Черной Мадонны распространилась далеко за пределы Каталонии и Средиземноморья. Множество посвященных ей часовен появилось в Италии, культ Черной Мадонны проник в Австрию, Центральную Европу, Нидерланды, Францию. Первые церкви в Мексике, Чили и Перу были посвящены Богоматери Монсерратской, название «Монсеррат» было присвоено одному из Малых Антильских островов, а также нескольким горам, городам и посёлкам. В Бразилии португальские миссионеры основали два процветающих и поныне монастыря под названием Монсеррат. В наши дни также существует множество посвященных этой Мадонне храмов и духовных центров в Австралии, Америке, Азии и Африке.
 Это святое место посещали многие выдающиеся исторические деятели, политики, писатели и художники. Императоры Карл V и Филипп II Испанский скончались, держа в руках освященные свечи из Монсеррата. Французский король Людовик XIV оплачивал заступнические молитвы, которые читались в Монсеррате во здравие Королевы-матери. Австрийский эрцгерцог император Фердинанд III пожаловал монастырю щедрые пожертвования.
 Почитание Мадонны Монсеррата не ослабевает и в наше время. Особой любовью она пользуется, разумеется, в Каталонии. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монсеррат и поклониться Черной Деве. Помимо богомольцев, к чудотворному образу неустанно стекаются толпы простых туристов, мечтающих прикоснуться к легендарной святыне и загадать желание.
 Фигура Девы накрыта специальным защитным куполом из стекла (стеклянным колпаком), и желающие поклониться святому образу могут дотронуться только до шара в руке Мадонны, что мы с женой и проделали.

Mare de Déu de Montserrat установлена в Тронном зале монастыря. Каталонская святыня представляет собой датируемую концом XII в. копию упомянутой выше оригинальной 95-сантиметровой статуи Богородицы в золотых одеждах, сделанную из дерева белого тополя.
Лик Девы Марии, а также Младенца Иисуса – необычного тёмного цвета. Предполагается, что так окрасился окислившийся лак, которым были покрыты эти части скульптуры. По другой версии, на них отложилась копоть постоянно горевших перед статуей масляных ламп и свечей. Считается доказанным, что в XII в. лицо и руки Мадонны были покрыты свинцовыми белилами. При реставрации XVI в. потемневшие за столетия фрагменты покрасили в каштановый цвет, который продолжал темнеть и после этого.
Века существования скульптуры сказались и на её некоторых других фрагментах: пришедшие в негодность пришлось заменить новыми.
Статуя La Moreneta («Смуглянка», как её любовно называют каталонцы) обладает не только религиозной ценностью, но и несомненными художественными достоинствами. Тонкие и тщательно выписанные черты создают выразительный и нежный лик, от которого веет приветливым спокойствием. Статус величайшей святой утверждается позолоченной короной. Разноцветный платок XVI в., декорированный красивыми узорами и орнаментами на белом фоне, покрывает голову и плечи.
В фигуре Богородицы доминируют романские пропорции. В правой руке Чёрная Мадонна держит сферу, символизирующую власть над Вселённой. Жестом левой руки Богоматерь оберегает Младенца. Реставрированные руки статуи изящны не по-романски: оригинальные не выдержали непрерывных прикосновений множества верующих и были заменены.

Престол, на котором восседает Богородица, также изготовлен в XVI в. Фигура Младенца ещё более поздняя – первой четверти XIX в., поэтому в ней не следует искать романских черт. Одежда стилизована под облачение матери. Предполагается, что ко времени этой реставрации лик и руки уже приобрели чёрный оттенок, а вся скульптура была покрашена заново.


Выходя из зала с престолом Богоматери, по правую руку есть круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Эта капелла расположена в центральной из трех больших неороманских апсид в восточной части базилики. Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926) (именно Гауди разработал основную часть декоративных элементов), а затем и собственный сын зодчего, Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона. Последний продолжил работы по реставрации базилики и, в частности, построил ее новый фасад.
 По внутреннему убранству эта капелла с ее многочисленными неороманскими, неоготическими и ренессансными элементами является одним из самых интересных помещений церкви. Ее эклектичный стиль считается предтечей каталонского модернизма.




 Выходя из заалтарной капеллы, оказываемся в пространстве, именуемом Путем Аве Мария (Camí de l'Ave Maria). Это наружное пространство базилики, ограниченное с одной стороны стеной храма, а с другой — скальной породой. Чтобы соединить внутреннее пространство храма с внешним и одновременно защитить паломников от дождя, архитектор Жузеп Марторель (Josep M. Martorell) (р.1925) в 1982 году соорудил сводчатый полукруглый навес из оргстекла. Через эту прозрачную конструкцию видно небо, горы и покрывающую их растительность.
 
Также здесь находятся остатки прежнего (XVI века) фасада базилики.
 Путь Аве Мария утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской.




Мы тоже поставили здесь свои свечи (их нужно заранее купить во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик).

После этого ещё и набрали святой воды.

 Кроме того, в этом коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899–1988),



а также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982). Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (1908–2001). 


На выходе из монастыря на площади Креста скучающие в отсутствие туристов жительницы окрестных деревень предлагали отведать козьих и овечьих сыров, мёда и прочих продуктов. После дегустации мы купили немного сыра, очень вкусно.

Шишки с площади Девы Марии:


Зубья и "шпалы" кремальеры.





 
 
С мирадоров открываются новые виды на окрестности. К тому же освещение изменилось.






А мы загрузились в автобус и отправились в курортный городишко Льорет-де-Мар на побережье Коста-Брава.

После заселения в отель пошли прогуляться к морю.



Льорет-де-Мар считается молодёжным курортом, но веселящейся до утра молодёжи мы не заметили. Не сезон, наверное. Но магазинчики работают допоздна, чем мы воспользовались.


 

Картина очень романтичная. Вдали виднеется замок. Про него - завтра, не буду разрушать уют и романтику вечера.







Немного попрактиковались в ночной съёмке на "мыльницы", помедитировали под шум волн, подышали пропитанным солью воздухом, помочили ноги в Средиземном море. Купаться я не решился. 

 











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...