воскресенье, 12 апреля 2020 г.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Часть 8: Пушкинские Горы и Остров.



 МЫ - ПСКОПСКИЕ. Киров - Псков. Часть 8: Пушкинские Горы и Остров. День пятый. 8 сентября, вторник.

После завтрака решили время на осмотр Ржева не тратить по описанной в предыдущем рассказе причине. Ржев -  Пушкинские Горы: 450 км по Е-22, Е-95 и Р-23. В Великие Луки не заезжали, хотя проехали рядом.
Пушкинские Горы – это музейный комплекс, расположенный в Псковской области в ста двадцати километрах от областного центра. Три усадьбы, живописные городища и деревни, реки и озера – это самое красивое место Псковской области. Александр Сергеевич Пушкин отбывал тут ссылку, здесь имение его деда и прадеда Ганнибала, здесь церковь с его могилой. На въезде в посёлок Пушкинские Горы стоит стенд с картой достопримечательностей. Усадьбы Михайловское, Петровское и Тригорское посетить за день можно только галопом, чего нам не хотелось. Обычно любители поэзии приезжают сюда на 2-3 дня. А посему пришлось выбирать.   
МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МИХАЙЛОВСКОЕ» принадлежало матери Пушкина, здесь он жил и творил во время ссылки.
МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ТРИГОРСКОЕ» является прообразом дома Лариных из «Евгений Онегин», Пушкин часто бывал в доме своих друзей.
МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ПЕТРОВСКОЕ» связана с Ганнибалами, которые были предками Пушкина. На территории расположен живописный парк, можно посетить небольшой дом прадеда поэта и барский дом его деда.
Представил себя витязем на развилке 3-х дорог у камня с надписью: "Налево пойдёшь - коня потеряешь, направо...", ну дальше вы знаете. После небольшого совещания большинством голосов сошлись на Тригорском плюс сами Пушкинские Горы, то бишь церковь с могилой поэта. Вчера во Ржеве, вытянув на кроватях в гостинице гудящие ноги, мы прорабатывали маршрут сегодняшнего дня и с удивлением узнали, что поэт, оказывается, похоронен здесь.  
Через 10 минут мы уже поднимались по каменной лестнице к одному из самых почитаемых мест в России - Святогорскому Свято-Успенскому монастырю.  

Предысторией возникновения монастыря стало явление на Синичьей горе иконы Божией Матери. Сначала местные жители поставили простую часовенку, но после того как икона явилась второй раз наместник заложил здесь монастырю. К открытию монастыря в 1569 году Иван Грозный прислал большой колокол, который местные жители прозвали «Горюном», за его заунывный звон.

Вскоре рядом возникла слобода Тобленец. Со временем она разрослась до размеров села, которое назвали Святые Горы. В 1925 г. его переименовали в Пушкинские Горы.
  Даже после того, как указом Екатерины II земли монастыря перешли в казну, а сам монастырь зачислили в третьеразрядные – он все равно оставался любим и почитаем в народе.
А.С. Пушкин любил бывать здесь. Он часто работал в монастырской библиотеке, изучал старинные летописи. Именно тут он нашел материалы для написания «Бориса Годунова». Во времена Пушкина настоятелем монастыря был игумен Иона. Это был мудрый старец, в которым Пушкин любил проводить время в беседах, хотя в Михайловскую ссылку поэт попал именно за атеистические взгляды и высказывания. 
Библиотека дала материал, а древние стены монастыря стали для Пушкина источником вдохновения для его драмы «Борис Годунов», которая рассказывает о том периоде истории, когда этот монастырь переживал золотое время. А вот игумен Иона стал прототипом летописца Пимена.
Пушкин часто приходил сюда и, наверное, его влекло то спокойствие и умиротворение, которое дарит это место. «То будет, что нас не будет» - так любил говаривать старец Иона, рассуждая о тленности мирской жизни.
 

Обитель эту нередко называют золотой точкой России. В наши дни к ней стремятся сотни паломников, ведь это исторический и духовный центр русской культуры.


Великий поэт похоронен у стен Свято-Успенского монастыря. Здесь находится родовое кладбище Ганнибалов-Пушкиных. Родные поэта регулярно делали пожертвования, благодаря чему получили право быть захороненными у алтаря Успенского собора. По легенде, за год до смерти поэт похоронил здесь мать, а затем внес 10 рублей серебром за место для себя.
По другой версии, Александра Сергеевича похоронили там по указу императора, который распорядился похоронить поэта «подалее от обеих столиц». По свидетельствам современников, русский император боялся народных волнений, поэтому не захотел похорон вольнодумного культурного деятеля в столице. Зимой 1837 г. тело Александра Сергеевича увезли на любимую псковскую землю. Сначала на могиле стоял деревянный крест, но через несколько лет, по заказу Натальи Николаевны, над склепом установили памятник из итальянского мрамора.



Начинаем лихорадочно изучать творчество поэта... Или штурман прокладывает дальнейший маршрут?


Остальные здания монастырского комплекса находятся у подножия горы. Очень необычна такая разбросанность, обычно здания в обителях расположены очень компактно.

 Мы направляемся в Тригорское. Опять придорожный камень, тут даже больше чем в сказке дорог. Но мы-то знаем, что опытного штурмана не собьёшь с пути: пока я вздыхал и лил слёзы на могиле Пушкина, мой деловой штурман времени не терял и у стен монастыря маршрут был проложен окончательно.

Упёрлись в шлагбаум. За 200 р. можно купить пропуск, который дает право въезда на парковку каждой усадьбы. Бесплатно можно ставить машину перед шлагбаумом и идти пешком. Но у нас выбора не было, по случаю вторника - выходного дня, усадьбы были закрыты и шлагбаумы, соответственно, тоже. Вход в усадьбы - 250 рублей, парки - бесплатно. Но только последние и открыты по музейным выходным. Зато мы опять в полном одиночестве. Я не знаю, что внутри господских домов можно такого увидеть, ради чего можно смириться с толпами снующих везде и галдящих экскурсантов в будний музейный день. Прочувствовать дух усадьбы можно только в одиночестве.
 
Данная территория не являлась собственностью поэта, а принадлежала людям, с которыми он дружил и любил проводить время.


 Гуляя по парку невольно замечаешь, как начинает одолевать меланхолия, наверное, то же самое чувствовал поэт когда писал:
Я всем чужой. Душа моя
Хранит ли образ незабвенный?
Любви блаженство знал ли я? 
Хотя именно здесь на этих тенистых аллеях, он впервые прочитал: «Я помню чудное мгновенье…» посвященное Анне Керн, которая гостила у знакомых в Тригорском.

 

Особое впечатление производит парк. Здесь много извилистых тропинок, которые уводят подальше в укромные места.



Создается впечатление что здесь время остановилось и все так же романтичный XIX век и сейчас из-за угла появится молоденькая барышня в сопровождении няньки, а рядом восторженный поклонник читает стихи став на одно колено. Здесь в парке есть скамья Онегина, на которой и происходило его признание. Быть может Александр Пушкин точно так же здесь сидел и читал чувственные стихи своей возлюбленной.
 








  Небольшой и уютный парк представляет собой традиционный вариант садово-паркового искусства 18 столетия. Изначально планировалось обустроить территорию в романтическом стиле. Закладкой процесса занимался Выдомский. Этот человек имел предпринимательскую жилку, поэтому ему пришла идея построить полотняную фабрику в восточной стороне. Также им были монтированы продовольственные амбары. Фруктовый сад служил в роли разделителя восточной и западной части. Местность была холмистой, с оврагами, поэтому разработка проекта заняла длительное время.



Гуляя по парку, то здесь, то там видим уголки, которые прослеживаются в знаменитом романе «Евгений Онегин». Как и в 18 веке, здесь есть извилистая тропа, ведущая к беседке. По краям дорожки растут липы. Этой - 400 лет.




Попадая в Тригорское, все кажется как будто знакомым. Начинаешь мысленно вспоминать, где же такое видел.


 













Ба! Да это же дом Лариных из «Евгения Онегина». Действительно этот сад, парк и сам дом поэт перенес в свое бессмертное творение. В нем жили его друзья – семья Осиповых-Вульф. Отчасти они являются прототипами героев поэмы «Евгений Онегин».

 Господский дом («приют, сияньем муз одетый») представляет собой длинное приземистое здание, обшитое тесом. Ранее оно было производственным. Хозяева разместились в нем на время ремонта своей усадьбы. Да так и остались, полностью приспособив его для постоянного жилья.

Усадебный дом больше напоминает сарай или сельскую школу. Пушкин любил пребывать в барском доме, баньке. Здесь он мог уединиться и насладиться тишиной. 

Своё название дом получил благодаря стараниям поэта. При создании романа «Евгений Онегин», Александр Сергеевич описывал пейзажи Тригорского и общую обстановку. После того, как роман получил широкую известность, даже сами друзья стали называть дом «Домом Лариных».





Следующий пункт маршрута - городок Остров Псковской губернии. Пушкинские Горы - Остров: 61 км по Р-28. 
Почему Остров? Городок архитектурой не выдающийся, тихий, провинциальный, захолустный. Дело в том, что в нём сохранился уникальный цепной мост через реку Великую 1853 года постройки. Аналогичные сооружения в других российских городах не сохранились. Припарковались у самого моста, далее можно только пешком - мост пешеходный.

Мост поражает смелостью воплощения технической идеи, свидетельствует о высоком искусстве российского мостостроительства. Мост состоит из двух отдельных пролетов, построенных через два рукава р. Великой. Величина каждого из пролетов 94 метра, со стрелой провеса цепей в 12 пролета. Опоры выведены из отборной известковой плиты и облицованы булыжным камнем. Три нижних и верхних ряда отдельных столбов сделаны из гранита.
 
Открытие цепного моста, на котором присутствовал сам Николай I, состоялось в ноябре 1853 года. Создатель цепного моста — инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский был удостоен ордена Святой Анны второй степени.
 
В 1944 г., во время освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, северный мост был поврежден, но к 1945 году он был уже восстановлен. Сейчас мосты являются пешеходными и связывают островок с двумя берегами реки Великой.


  

Немного о городе. Остров — древний русский город. Точная дата основания Острова не известна. Предполагается, что он существовал уже в XIII веке. Первое летописное упоминание об Острове относится к 1341 году, когда на помощь псковичам, которые вели бой с ливонцами, «приспели островитяне с посадником своим Василием Онисимовичем». То, что летописная история города начинается с военных событий, не случайно: Остров был не только крупным пригородом Пскова, но и важным пограничным форпостом на юге Псковской земли. Славную страницу вписала крепость в военную историю в период Ливонской войны. В августе 1581 года польский король Стефан Баторий двинул стотысячную армию на Псков; на пути был Остров. Начался ожесточенный трёхдневный штурм. Несмотря на превосходство в военной силе и технике, враг не смог сломить сопротивление защитников крепости. Лишь личное вмешательство короля привело к победе поляков; в результате город и крепость лежали в руинах. Под властью врага город находился до марта 1582 года, когда был возвращен России по Ям-Запольскому миру.
  
Островская крепость начала разрушаться ещё в XVII веке, последняя война стерла её с лица земли. Старинная крепость, к тому времени уже сильно руинированная, была разрушена немцами окончательно — её камни пошли на ремонт дорог и строительство плотины. А уже после войны местные жители разобрали и то немногое, что осталось от неё. Так погибла одна из самых мощных твердынь Северо-Западной Руси. Но, глядя на вкрапления бывших крепостных камней в кладках домов местных жителей я бы повременил винить в её разрушении немцев.

 Кстати, местные успели разворовать пока не всё: в правом нижнем углу снимка ещё виден кусочек крепостной стены.



 

Южным мостом перешли с соответствующего берега на остров.

Взгляд назад:

Ещё одна достопримечательность, ради которой стоило здесь остановиться - Никольская церковь. Псковские летописи сообщают под 1542 о построении в г. Острове храма. Никольский храм был патрональным и соборным до 1790, до тех пор, пока не был построен Троицкий Собор. Первое описание церкви относится к 1764. «Каменная, крытая тесом, на ней глава обита жестью, крест железной рогатной позлаженной. На колокольне два больших и два маленьких колокола, совсем обветшала». В 1801 построена двухъярусная колокольня над притвором. Материал стен — известковая плита.

На дальнем плане, за Северным мостом, видны купола Троицкого Собора, но он - один из сотен типовых Екатерининских времён. Ради него я бы сюда не поехал.

Появляются не знакомые в центральной России названия.
 
На барабане церкви сохранилась храмозданная керамическая надпись, подтверждающая дату постройки церкви. Одновременно перечисляются строители храма. Эта нескромность строителей другим уголкам России не свойственна: там строители предпочитали оставаться в тени Бога, который дал им силы и умение это построить.
Апсиды алтарной части, как ни странно, расположены не в восточной части храма, как принято в православии, а в северной. По одной из версий — алтарь указывает на Псков, демонстрируя свое подчиненное положение. По другой — вызвано необходимостью строительства храма параллельно дороге, соединяющей Псков с Опочкой и Варшавой.
По моей довольной физии видно, как радостно и  волнительно было увидеть такой храм. Стены очень массивные и не вертикальные - характерная особенность псковско-новгородской архитектуры 16-17 вв.

Южный мост плавно перетекает в Северный. Велосипед здесь - основное средство передвижения.


На этом мы закончили знакомство с городком: больше, по большому счёту, смотреть здесь не на что.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...