четверг, 9 апреля 2020 г.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Часть 7-я: Старица Тверской области и немного Ржева.


МЫ - ПСКОПСКИЕ. Киров - Псков. Часть 7-я: Старица Тверской области и немного Ржева. День четвёртый. Всё ещё 7 сентября.

В Старицу въезжаем через арочный мост 1963 года постройки. До него здесь наводили понтонную переправу.

Изначально, начитавшись о достопримечательностях, мы планировали заночевать среди этой красоты. Но единственная в городке гостиница "Волга" нам доверия не внушила: совковой постройки, разваливающиеся кровати, обшарпанные тумбочки, не открывающиеся шкафы, облупившиеся стены, полуметровый слой пыли и полчища тараканов. Ремонта не было со времени постройки. Но нас бытовыми неудобствами не проймёшь, заночуем в другом месте.
На этом поиски ночлега мы прекратили и, не теряя больше времени, отправились изучать городок. А мост, несмотря на советскую постройку, очень изящен.

По преданию, еще до монгольского нашествия (до 1237 года) на месте современного города Старицы располагалось другое поселение. Оно было полностью уничтожено монголами. В живых осталась одна-единственная старая женщина – старица, укрывшаяся от монголов в пещере. Она же укрыла в пещерах ребятишек. От этой женщины-старицы будто бы и получил название новый город, основанный в 1297 году Михаилом Ярославичем Тверским, в 1549 году причисленным к лику святых Русской православной церкви за мученическую смерть в Орде в 1318 году. В старину это место являлось важнейшим пунктом защиты границ великого княжества Тверского, а позднее – границ великого княжества Московского, Российского государства. На протяжении ХIII–ХVII веков здесь существовала крепость. Укрепление располагалось на мысу при впадении реки Старицы в Волгу. Сейчас это место называют старым городищем. В ХIV веке оно представляло собой поселение (Кремль), окруженное земляными валами, на которых возвышались деревянные стены с башнями. Позднее деревянные постройки Кремля были заменены каменными. Вскоре рядом со старым городищем образовалось новое укрепленное городище. Сейчас на нем возвышается Борисоглебский собор со Спасской церковью-колокольней начала ХIХ века. От обеих городищ до наших дней сохранились оборонительные сооружения – земляные валы ХIII–ХIV веков. На фото - вид на бывшее новое городище.

В начале ХVI века Старица, ставшая центром удельного Старицкого княжества, досталась младшему брату великого князя Московского Василия III (дяде Ивана Грозного) – Андрею, который с тех пор стал именоваться Старицким. При Андрее Старицком напротив Кремля, на противоположном берегу Волги, в 1530 году было начато строительство Успенского мужского монастыря – главной достопримечательности современного города.

В 1536 году Андрей Старицкий был обвинен Еленой Глинской, правившей великим княжеством Московским при малолетнем сыне Иване (будущем Грозном), в государственной измене и заключен в московскую тюрьму. Тюремному заключению подверглись также жена Андрея Старицкого Евфросиния и сын – Владимир.
В 1537 году князь Андрей Старицкий умер в тюрьме. Вдова князя Евфросиния и сын Владимир были освобождены из заключения через некоторое время после смерти Елены Глинской (она умерла в 1538 году). Вскоре после этого Владимир Старицкий получил во владение удельное Старицкое княжество. Однако Владимир Андреевич Старицкий, приходясь двоюродным братом Ивану Грозному, большую часть времени в 1540-х – 1550-х годах проводил при царском дворе. Он был талантливым полководцем, успешно участвовал во многих военных походах (в т. ч. во взятии Казани). Царь Иван Грозный доверял Владимиру Старицкому. Ситуация изменилась в 1553 году, во время тяжелой болезни Ивана Грозного. Тогда, предвидя кончину Грозного, многие бояре заявили о том, что хотят видеть будущим царем не сына Ивана Грозного – младенца Дмитрия, а Владимира Старицкого (двоюродного брата царя). Вопреки ожиданиям, Грозный выздоровел. После этого царь стал подозрительно относиться к Владимиру Старицкому (вместе с тем, Грозный еще не раз привлекал двоюродного брата к участию в военных действиях).
В 1563 году за измену по доносу была пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в Горицкий Воскресенский женский монастырь, расположенный неподалеку от Белого озера (Вологодская область), «глава» старицкого дома – княгиня Евфросиния Старицкая, мать Владимира Старицкого.
В 1569 году Грозный расправился с князем Владимиром Старицким и некоторыми членами его семьи. К тому времени князь состоял во втором браке с Евдокией Одоевской (первой женой Владимира Старицкого была Евдокия Нагая). От двух браков у Владимира Старицкого было шестеро детей: Василий, Евфимия (от первого брака), Мария, Евдокия, Юрий, Иван (от второго брака). Князя незаслуженно обвинили в подготовке отравления царской семьи. Владимир Старицкий, его жена Евдокия и, скорее всего, младшие сыновья Юрий и Иван были отравлены. В это же время уморили и находившуюся в монастыре старицу Евдокию (княгиню Евфросинию, мать Владимира Старицкого). Вот какие страсти-мордасти кипели, почище сериала "Война престолов".

Что касается Старицы, то центром удельного княжества она перестала быть еще в 1566 году. Иван Грозный выменял ее у князя Владимира Старицкого на Дмитров и др. подмосковные владения и включил в состав опричных земель (управляемых царем). Так Старица стала одной из резиденций Ивана Грозного. Старицкое удельное княжество прекратило свое существование.
Иван Грозный часто и подолгу находился в Старице. Во время Ливонской войны, в 1581 году, именно здесь состоялись переговоры между Иваном Грозным и иезуитом Антонио Поссевино – послом папы Римского Григория ХIII. Итогом переговоров стало перемирие, заключенное между Российским государством и Речью Посполитой.

В августе 1824 года в городе Старице побывал император Александр I.
Особое место в истории края занимает имя А. С. Пушкина. Поэту доводилось бывать как в Старице, так и в ее окрестностях, например, в Бернове, где мы сегодня побывали.

Основание монастыря относится к 1110 году. Пришедшие из Киевских пещер иноки Трифон (+1127) и Никандр (+1153) поселились на пустынном лесном берегу Волги, поставив для себя келью и часовню. Уже при жизни подвижников в это место стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и вскоре сложилась довольно значительная по количеству братия монастыря. Примечательно, что пустынь, основанная иноками Трифоном и Никандром, явилась одной из первых на Севере России, т.е. она оказалась центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона.

После присоединения в начале XVI века Старицкого княжества к Москве младший брат великого князя Ивана III князь Андрей Иванович Старицкий изменил месторасположение монастыря и совершил большое каменное строительство.

С левого берега открываются недурные виды. За такой красотищей стоило сюда ехать.

В первые века существования Старицы город был на этом берегу, где была крепость, а монастырь был на противоположном, где города еще не было. Теперь же основная часть Старицы - как раз за монастырем.

Старица – красивейший древнерусский городок в верховьях Волги, милый взору, белокаменный, спокойный, простой и искренний. Здесь почти нет новодела, лоска и кричащей рекламы, рассчитанных на залетного туриста с толстым кошельком. Даже свежеотреставрированный Успенский монастырь не режет глаз ослепительно белыми стенами, а смотрится вполне органично. В Старице все как положено для русской провинции — красивый арочный мост и крутой берег Волги, церквушки, главная улица с купеческими особняками, Его Величество Успенский монастырь и пара сотен исторических достопримечательностей.Источник: https://citysee.ru/russia/tsfo/tverskaya-oblast/staritsa-tverskaya-oblast-dostoprimechatelnosti.html
Старица – красивейший древнерусский городок в верховьях Волги, милый взору, белокаменный, спокойный, простой и искренний. Здесь почти нет новодела, лоска и кричащей рекламы, рассчитанных на залетного туриста с толстым кошельком. Даже свежеотреставрированный Успенский монастырь не режет глаз ослепительно белыми стенами, а смотрится вполне органично. В Старице все как положено для русской провинции — красивый арочный мост и крутой берег Волги, церквушки, главная улица с купеческими особняками, Его Величество Успенский монастырь и пара сотен исторических достопримечательностей.Источник: https://citysee.ru/russia/tsfo/tverskaya-oblast/staritsa-tverskaya-oblast-dostoprimechatelnosti.html

Это та самая Волга, которую можно увидеть в Костроме, Нижнем Новгороде, в лесах Татарстана и астраханских степях. Здесь, на Тверской земле, находится её начало.

Земляные валы ХIII–ХIV веков. На этих валах с ХIII по ХVII века располагался старицкий Кремль и крепость.


В 1923 году обитель прикрыли, она начала медленно разрушаться. На территории бывшего Успенского монастыря размещались различные учреждения (в т. ч. дом инвалидов, старицкий музей). Во время Великой Отечественной войны немцы устроили здесь лагерь для военнопленных. Наверное, это инвалиды так сильно монастырь разрушили, но к 90-м годам прошлого века тут мало что живого осталось.
В 1997 году он был возвращён епархии. Но возрождение началось только через несколько лет. Все началось с того, что в 2001 году в Старице побывал министр Виктор Христенко, который загорелся идеей восстановить монастырь. Деньги, которые, как поговаривают, давали на возрождение монастыря российские олигархи, аккумулировались в Фонде возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря. Проекты восстановления монастырей были сделаны «социальным обременением» для российских олигархов. Не стал исключением и монастырь в Старице. За 15 лет обитель была восстановлена практически в первозданном виде, и сегодня блещет лоском.

Увеличим.

Невозможно оторваться от такой красоты:

Нас встречают наливные яблоки монастырского сада.

Шатровая колокольня (в центре) была возведена в 1686 году у западного фасада Успенского собора на месте бывшего захоронения первого патриарха Иова (к тому времени останки патриарха уже были перевезены в Москву). Эта колокольня представляет собой трехъярусное сооружение на подклете, заканчивающееся шатром и украшенное наличниками.
 


Особого внимания заслуживает шатровая Введенская церковь 1570 года с объемной двухъярусной трапезной палатой (в нижней части которой размещались поварня, кладовые, погреба). Первым делом в монастырском дворе мой взгляд остановился (и надолго) на ней. Эта церковь была построена по приказу царя Ивана Грозного. Позднее к северной стороне Введенской церкви пристроили паперть, а к южной – ризницу.

Вытяжки напоминают минареты. Вот, наверное, тяга!


Вход в трапезную палату Введенской церкви с восстановленным новодельным крыльцом.



В глубине монастырского сада заметил беседку. Всё-таки понимают монахи толк в наслаждениях. А может это курилка? Так и представил братию, лениво потягивающую "Кент". Слева - братский корпус конца ХVIII – начала ХIХ веков. 

Южные Святые врата 1885 года и монастырская ограда с башнями. Они представляют собой двухъярусное сооружение. Нижний ярус служит воротами, ведущими в монастырь. Удивительно красивое сооружение.


Самой старой постройкой Успенского монастыря является стоящий на подклете Успенский белокаменный собор 1530 года. Он был возведен при Андрее Старицком. Успенский собор пятиглавый. Уникальность этого собора заключается в том, что его объемная центральная глава венчает более высокую среднюю часть здания, а четыре малые главы завершают пониженные угловые части строения. Следует отметить, что основания всех пяти глав украшены килевидными декоративными элементами – кокошниками. Фасады Успенского собора завершены килевидными закомарами.
 
Заканчивая знакомство с внешним видом Успенского собора, обращу внимание на резной портал (вход в собор) и оконные наличники (отличительную особенность архитектуры ХVI–ХVII веков).

Западный фасад собора украшен четырехколонным портиком с фронтоном. С этого ракурса несколько шокирует и разочаровывает нелепое смешение трёх архитектурных стилей. Но следует отметить, что Троицкая церковь является единственным храмом Успенского монастыря, имеющим росписи на стенах.

Надкладезная Георгиевская часовня со святой водой и купелью находится с северо-западной стороны от Успенского собора.
 

Неподалеку от Введенской церкви с трапезной палатой находится гостевой дом (на фото - в центре) и церковь Иоанна Богослова 1694 года (слева).

Она представляет собой одноглавый «восьмерик на четверике». Церковь Иоанна Богослова украшена наличниками и другими декоративными элементами. Следует отметить, что первоначально эта церковь была надвратной. В ХIХ веке монастырская стена была построена на новом месте, а церковь Иоанна Богослова оказалась в глубине обители. Так что церковь является свидетелем экспансии монастырской братии на земли мирян.


 Усыпальница генерала-аншефа Глебова-Стрешнева. Иван Федорович Глебов (1717-1774), крупный артиллерийский военачальник, участник Семилетней войны 1756–1763 годов, сенатор, киевский генерал-губернатор, кавалер орденов святого апостола Андрея Первозванного и святого Александра Невского. Скончался 13 июня 1774 года и погребён в Старицком Успенском монастыре.

 Усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Глебова была построена из белого камня в конце ХVIII века у паперти Успенского собора (площадки перед храмом). Она представляет собой сооружение, напоминающее часовню.

Слева - Троицкая каменная церковь, была построена в стиле классицизма у северного фасада Успенского собора в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина в память о его родителях. Нижняя часть этого храма стала усыпальницей дворянского рода Тутолминых.
Алексей Тимофеевич Тутолмин активно занимался благотворительной деятельностью. В 1810 году он открыл в Старице первую бесплатную больницу для бедного населения, передав для нее три своих дома и выделив на ее содержание личные сбережения. В 1941 году здание тутолминской больницы было разрушено немцами. Однако построенной на другом месте старицкой районной больнице было присвоено имя Тутолмина.
Троицкая церковь представляет собой одноглавую постройку на подклете, увенчанную куполом с маленькой главкой. Фасады церкви завершены фронтонами. При этом два фасада здания украшены полупилястрами (пилястры – вертикальные выступы на стене). Два других фасада декорированы полуколонками. Не люблю этот стиль, поэтому снял мимоходом, для полноты картины.

Первый российский патриарх Иов, в миру Иоанн (годы жизни – первая половина ХVI века – 1607) был уроженцем Старицы. В старицком Успенском мужском монастыре Иоанн принял иноческое пострижение с именем Иова. Более пятнадцати лет он провел в старицкой обители, пройдя путь от инока до настоятеля. Из Успенского монастыря Иов был переведен в Москву. С 1589 по 1605 годы он был первым патриархом Московским и всея Руси. В 1605 году Лжедмитрий I лишил Иова патриаршего сана за отказ признать в нем истинного царя.

После этого Иов был выслан из Москвы в старицкий Успенский мужской монастырь. Здесь он и скончался в 1607 году и был похоронен у западной стены Успенского собора обители. Впоследствии над его могилой была устроена часовня, позднее замененная колокольней. В середине ХVII века останки патриарха перевезли из Старицы в Успенский собор московского Кремля. Уже в наше время святитель Иов был канонизирован Русской православной церковью.


Территория монастыря очень ухожена.

Отсюда хорошо видны на холме противоположного берега Волги Борисоглебский собор со Спасской церковью-колокольней.

 Ну и всё вышеописанное ещё раз, крупными мазками:





 А теперь переходим по красявому мосту в историческую часть - на левый берег. Про берег и про крепость с кремлём я уже, забегая вперёд, рассказал. Теперь подробнее о том, что здесь кроме валов осталось.

В прибрежных кустах спряталась от недоброго глаза церковь Параскевы Пятницы.

 Это уникальный архитектурный комплекс - мало где такое увидишь! Она обозначена на одних картах, как Рождества Богородицы, на других - как Параскевы Пятницы, потому что Параскеве посвящен главный придел. Построена в 1750 году. Боковые приделы достраивались сильно позже, какие-то уже в 19 веке.

Эта церковь тоже построена из местного "белого камня", то-есть известняка. Но сейчас стоит заброшенная. Похоже, все деньги олигархов ушли на Успенский монастырь, а на настоящий шедевр и не хватило... Закончились, видать, деньги у Абрамовича-Березовского, по миру с сумой пошли подаяние собирать.

С этого ракурса видно, что у храма упала одна из глав.

Не могу оторваться от видоискателя "мыльницы", хочется снимать и снимать.

Здесь - еще один храмовый комплекс. Храм с колокольней - это церковь Спаса Нерукотворного Образа. А за ней - Борисоглебский собор. Построены в 1827 году. В колокольне была теплая, то-есть отапливаемая зимой, церковь, а в соборе - холодная, для служб летом.


Мы к ним подходили, но специально вблизи не снимали: неоклассицизм не мой стиль, да и очень плачевное состояние обоих храмов.
 Вот они, русские просторы!

Это мы уже взобрались на территорию старого городища.
Хорошо, жена не знает, что местные ходят сюда только весной, пока трава не выросла: змей видно издали. Иначе бы она дальше моста не зашла.


Неподалеку от Борисоглебского собора со Спасской церковью-колокольней, также на территории бывшего нового городища, находится братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами. Над ней установлен памятник в виде фигуры солдата, склонившего голову перед захоронением тех, кто не вернулся из боя. (Справа вверху на фото)

Как известно, в Великую Отечественную войну немецко-фашистские войска вышли на Волгу не только в Сталинграде, но ещё до этого и в верховьях великой реки — в Калининской (Тверской) области. Старица, как и Калинин, в оккупации пробыла недолго, — будучи захвачена врагом 12 октября 1941 года, она была вновь освобождена Красной армией 1 января, на новый 1942 год — спустя 16 дней после того, как Красное Знамя было поднято над освобождённым Калинином. В ходе Калининской наступательной операции советские войска преследовали немцев, отступавших в сторону Старицы, а затем Ржева и Зубцова. Хоть немцы и потерпели поражение, но план советского командования полностью не удался: окружить гитлеровцев не удалось, вместо этого при окончании наступления образовался так называемый Ржевский выступ, где противник закрепился уже весьма серьёзно, что обернулось крайне кровопролитными для обеих сторон боями.
Памятник установлен как раз на границе нового и старого городищ. Мы к нему подошли, прочитали имена павших воинов, представили, какими на этих высотках были бои. Но снимать вблизи не стали, зачем тревожить покой? Это место для поклона, а не для селфи.

 В довершение могу сказать: некоторые туристы считают, что городок Старица -  второй Суздаль в России. Только находящийся в руинах. Насчёт руин не могу не согласиться. Насчёт первого утверждения - лишь частично: Торжок, Углич, Кострому и т.д. именовать можно так же. Можно, да нельзя: второго Суздаля, увы и к счастью, в природе не существует. Может, я, как поклонник Владимирско-суздальского зодчества, не совсем объективен, кто там бывал - рассудит. Для тех, кто не был, я собираюсь по окончанию этого поста заняться описанием путешествий по Владимирской земле. Будет возможность сравнить.

Ну а мы поехали искать ночлег во Ржеве, который находится в 55 км от Старицы. Ржев стоит среди отрогов Валдайской возвышенности, на крутых берегах Волги, в 200 км от её истока. Ржев является центром Ржевского района Тверской области, находится в её южной части. Численность населения — около 60 тысяч человек.
  Заселились в гостиницу, поужинали и прогулялись по близлежащему парку. Сам город особо смотреть не было сил, да и стемнело. Да и нечего по большому счёту смотреть: Великая Отечественная война нанесла невосполнимый ущерб городу: из 5443 жилых домов уцелели только 297. Сейчас в наличии только пара церквей 19 века, восстановленных в наше время (опять неоклассика), да пара отреставрированных гражданских зданий. Поэтому, несмотря на солидный возраст (основание Ржева историческая литература относит к середине XII века, хотя в Новгородской уставной грамоте встречается его упоминание под 1019 годом), из архитектуры тут смотреть практически нечего. Город славен другим: духом Великой Отечественной. Он так и растворён в воздухе и этой земле.  

Город Ржев был оккупирован гитлеровцами в октябре 1941 года, но тогда это событие не привлекло особого внимания. На карте стояла судьба Москвы, а возможно, и всей войны.
 Ржев вышел на передний план после успеха советского контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года. Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция, продолжавшаяся до 20 апреля 1942 года, стала наиболее успешным для Красной армии этапом Ржевской битвы. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80-250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей. Немецкая группа армий «Центр» потеряла около половины своего личного состава.

Однако на завершающем этапе операции Красная армия потерпела серьезную неудачу. Была окружена и практически полностью разбита 33-я армия. Погибла большая часть личного состава и командования, включая командарма, генерал-лейтенанта Михаила Ефремова.
По итогам боев зимы-весны 1942 года образовался Ржевско-Вяземский выступ: плацдарм до 160 км в глубину и до 200 км по фронту. На территории Ржевско-Вяземского выступа проходили две крупные железные дороги: Великие Луки — Ржев и Орша — Смоленск — Вязьма.
Ржевско-Вяземский выступ немцы называли «воротами к Москве». Отсюда гитлеровцы могли провести новую операцию по захвату столицы. Стратегическая выгода данной позиции заставляла немецкое командование всеми силами держаться за плацдарм. На относительно небольшой территории были сосредоточены 2/3 всех сил групп армий «Центр».

Вышеприведенные обстоятельства одновременно объясняют, почему советское командование с таким упрямством и настойчивостью пыталось «срезать» этот выступ фронта. Ради этого были проведены три операции: первая Ржевско-Сычевская (июль-август 1942 года), вторая Ржевско-Сычевская, также известная как операция «Марс» (ноябрь-декабрь 1942 года), Ржевско-Вяземская (март 1943 года). Именно они и представляют собой ту «мясорубку», про которую так часто говорят и пишут. Здесь были сосредоточены отборные гитлеровские части, которые (в отличие от, например, Сталинграда) не были разбавлены гораздо менее боеспособными подразделениями итальянцев, венгров и румын. Гитлеровцы имели здесь большое количество танков и штурмовых орудий. Но главным фактором стал перевес немцев в артиллерии, в первую очередь — в снарядах для тяжелых орудий. Советская промышленность лишь ко второй половине 1943 года смогла преодолеть отставание в этом компоненте. Перевес в огневой артиллерийской мощи оставался главным фактором, позволявшим немцам отражать все попытки советского наступления и объяснявшим значительные потери. Непосредственно в боях за выступ они составили 1 160 000 человек, из них безвозвратные — 392 000 человек.

Но были ли эти потери бессмысленными? Несмотря на наличие удобного плацдарма для удара в направлении Москвы, немцы так и не сумели его осуществить. Это было просто невозможно из-за постоянной необходимости сдерживать натиск советских сил. Когда же группа армий «Центр» получала пополнение и теоретически могла приступать к подготовке наступательной операции, следовал новый удар.
Этот кровавый клинч подо Ржевом привел к тому, что судьба войны решалась на других направлениях. В итоге перелом внесла победа советских войск под Сталинградом. Но в этом успехе есть огромный вклад тех, кто жертвовал собой в боях за Ржевско-Вяземский выступ.

Для разбавления излишней патетики замечу, что в надписи на фото выше со словом "откосы" рифмуются не "солдаты", а "матросы". Явная переделка другого стиха.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...