Завтрак в отеле "Шишкинъ" нам очень понравился. Очень вкусно, выбор блюд шикарный, можно посидеть как в помещении с кондиционером, так и на улице под навесом. Мы выбрали второй вариант и долго гурманили в тени на лёгком ветерке.
Остаток утра решили посвятить изобразительному искусству. Но дом-музей Шишкина ещё был закрыт, поэтому мы быстро скорректировали планы и направились в парк "Шишкинские пруды". Нам какая разница, какой частью тела прикасаться к искусству. Правда, к великому русскому живописцу парк не имеет отношения, зато его отец связан с парком напрямую: парк был разбит в 19 веке отцом живописца. Ну хоть так, опосредованно, приблизимся к нему - высокому искусству.
Шишкинские пруды являются одной из современных зон отдыха Елабуги, но в советские времена парк был изрядно запущен.
Парк восстановлен только в 2007 году.
Но на мой взгляд, из запустения парк не может выбраться до сих пор: огромное открытое пространство, деревьев практически нет, из растительности одна трава и ряска на прудах. В жару находиться здесь не комфортно. Благо, ещё было утро.
На деревья вдали не обращайте внимание: это не о парке, это пойма реки Тойма. Стихи сами слагаются: пойма - Тойма.
В отсутствии деревьев есть один плюс: виды со всей территории парка и на город и на Чёртово городище ничем не заслоняются.
Ряды колон справа от моста - не остатки Парфенона. Это, опять же в 90-х прошлого века пытались построить увеселительное заведение. Но что-то пошло не так и с тех пор стоит недостроенное, унося нас мечтами в Элладу.
И ещё один плюс: здесь, на открытом пространстве, можно разместить множество людей. Именно здесь ежегодно проводится крупнейшая Спасская ярмарка.
А вот эта изящная конструкция, похоже, действительно была восстановлена в 2007 году (или построена заново) и смотрится оазисом посреди пустыни. Особенно в сравнении с лестницей, ведущей к ней. Стройность линий, пропорции создают ощущение воздушности, невесомости.
А такое вы когда-нибудь наблюдали в России? Это моют таблички с именами елабужан - героев Великой Отечественной. Догадываюсь, что где-то это делают перед 9 мая, но, во-первых, сам не видел, во-вторых, возможно только в больших городах-героях типа Москвы, Волгограда, может в Питере, куда могут приехать иностранцы, но в маленьких губернских, тем более в уездных городках на это нет денег, в-третьих, с утра было 23 июля. Юбилеев и праздников в ближайшие 2 недели не предвиделось в городе, проверял. Значит, это - не к дате, а обыденность Елабуги!!!
Стало хорошенько припекать и мы сразу вспомнили, что пора в музей. Купив аудиогид, мы начали знакомство с музеем Шишкиных ... с туалета. Вполне себе современный. Не во дворе из досок и устроиться здесь можно с полным комфортом. Кстати, с 1836 года прошло почти 2 века, но реалии в России мало изменились. Каждый 4-й житель Раши сейчас живёт в домах без канализации.
Я не буду подробно описывать экспозицию музея. Она нам очень понравилась. Чрезвычайно много подлинных вещей в интерьере. Но более всего подкупает не это. Я ожидал увидеть весь дом обставленным картинами и вещами, принадлежавшими лично художнику, а экспозицию - посвящённую только ему. Но нет, практически весь первый этаж, посвящён другим членам семьи художника: отцу, матери, брату, сестрам. Всё как и при жизни Ивана Ивановича, у каждого в семье своя роль: вот кабинет отца, малая и большая гостиная, столовая, буфет и т.д. А отец художника, Иван Васильевич, на могиле которого мы побывали в первой части рассказа о Елабуге, был выдающейся личностью, может быть в своей области талантливее сына и заслуживает отдельного музея или, по крайней мере, огромной части экспозиции этого дома. Отдельный рассказ о нём заинтересовавшиеся могут прочитать в P.S.
В стенах большой гостиной в свое время собирались
интереснейшие люди, имевшие достаточно прогрессивные взгляды для той эпохи. В доме Шишкиных
принимали купцов Стахеевых, промышленников Ушковых, художников: Осокина, Гуна,
братьев Верещагиных, Ознобишина. С отцом художника была очень дружна известная
кавалерист-девица Надежда Дурова, которая, как мы знаем из 1-й части, по выходу в отставку также проживала
в Елабуге.
Но особенно уютно мне показалось в малой гостиной:
В комнате можно увидеть
музыкальные инструменты, в основном на фисгармонии или гитаре играл старший
брат Ивана Шишкина, Николай. Импровизатор и хороший певец, он был душой
литературно-музыкальных вечеров, проводившихся в родном доме, побывать на
которых стремились многие из избранного городского общества.
Таким образом, экспозиция рассказывает не о годах расцвета творчества И.И.Шишкина, его жизни в Петербурге или Москве, но об отчем доме художника и о развитии его талантов в контексте влияния семьи на его выбор профессии и становлении его как личности. Проще: тут буквально кожей ощущаешь атмосферу дружной интеллигентной семьи. Представляешь, чем они занимались длинными зимними вечерами. Кстати, мать и старший брат, Николай были против увлечения Ивана-младшего рисованием, считая это занятие никчемным и не способным обеспечить стабильный доход. Но отец его всецело поддерживал.
Буфет:
Это - второй этаж, комната художника. Совсем небольшая по размеру. Но здесь и прошло детство и юность художника.
Картины Шишкина, конечно есть. На втором этаже. Старинный мольберт с великолепным этюдом «Хвойный лес», одной из первых работ художника, находится в его мастерской. В зале графики и
живописи представлен ряд известных работ
художника, среди которых более 50 офортов. Этим видом графики художник увлекся
в начале 1870-х годов и за долгий творческий путь создал более тысячи
гравировок на меди (офортов). Кстати, это - единственная комната в музее, где фотографировать запрещено.
Оригинальные живописные произведения художника, представленные
в экспозиции дома-музея, состоят в основном из полотен, написанных Шишкиным в
начальный период своего творчества. С веранды дома открывается потрясающий вид на Шишкинские пруды.
Следующим пунктом программы стала архитектура Елабуги. В первой части я про неё уже рассказывал, сегодня мы просто восполнили, что есть некоторые оставшиеся белыми пятна.
Изумрудные крыши белокаменного собора можно
разглядеть с разных концов Елабуги. Вы, наверное, заметили их на фото из шишкинского парка и с Чёртова городища. Действующий пятиглавый собор с пятиярусной
колокольней, построенный в стиле русского классицизма с элементами эклектики, эффектно выделяется на фоне
малоэтажной застройки города. Спасский
собор Елабуги, освященный в начале 20-х годов XIX века, выглядит, пожалуй,
слегка архаично для времен правления Александра I. Более органично он смотрелся
бы во времена Екатерины II, когда классицизм успешно конкурировал с барокко;
например, в Малороссии было немало церквей, стилистически близких елабужскому
храму.
Так или иначе, Спасский собор органично объединил в
себе пятиглавие церкви и пятиярусность колокольни, два этажа пристроя для
духовного правления и длинную одноэтажную трапезную, имеющую по 11 окон на
каждой стороне. При этом архитекторам удалось с помощью высокой колокольни и
дистанции между ней и четвериком основного храмового здания, обеспеченной
трапезной, органично уравновесить весь соборный комплекс.
На месте нынешнего Спасского собора еще в конце XVI
века существовала деревянная церковь. В 1684 году была выстроена каменная
церковь с приделом в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Главной
святыней собора была икона Нерукотворного Образа Спасителя, обретенная в
середине XVII века ... где бы вы думали? ... в селе Красное под городом Вятка (храм 1684 года и был построен в честь этого обретения). Именно
иконе церковное предание приписывало чудесное избавление Елабуги в 1739 году от
разорения восставшими башкирскими отрядами под предводительством Акая Кусюмова.
В честь этого избавления ежегодно совершался крестный ход с иконой в
Мензелинск. Вот это да!!! В селе Великорецкое под Вяткой обрели икону Николая Чудотворца в 16 веке, в селе Красное близ той же Вятки спустя 100 лет обрели икону Нерукотворного Образа Спасителя. Да они у нас что, как грибы растут, эти иконы? Не пора ли объявлять нашу Вятку Святой землёй и новым Иерусалимом? Туристический бизнес развить, чтобы к нам не только в начале июня на крестный ход, но круглый год, как в Израиль, приезжали паломники. Точнее, вместо Израиля.
Редко возле собора можно увидеть "домик неизвестного архитектора". В России - почти никогда. А тут со всеми удобствами, на 4 кабинки, бесплатный. В глазах моей жены рейтинг Елабуги после этого поднялся до недосягаемых высот. Хотя, казалось бы, вполне логично для любой церкви: чтобы верующие во время службы думали о Боге, а не переминались с ноги на ногу с грешными земными мыслями, построй ты перед храмом туалет. Но нет... Может, пример елабужан поможет.
Мне очень интересным, как и в случае с Покровским собором Елабуги, показался не сам собор, а находящаяся за ним, построенная на месте разобранного в 1820 году старого собора (это который 1684 года постройки) часовня. Освящена во имя святого благоверного князя Александра
Невского в 1877 году.
Опять эклектика, но с элементами Вятского барокко. Ажурна и изящна, согласитесь, особенно на фоне массивного собора. Имя архитектора мне узнать не удалось, но не удивлюсь, если выяснится, что это наш, вятский Чарушин. Стиль его.
Вот о таких горках я в детстве мечтал, когда летишь на сотни метров в просторы земли русской.
Пользуясь небольшой передышкой от зноя, любезно предоставленной набежавшими минут на 10 небольшими тучками, полюбовались купеческими улочками 19 века. Гостиный двор. Уж не в Питере ли мы? Ущипнул себя, видение не исчезло.
Гостиные ряды были построены в Елабуге в 1865-1868
годах по распоряжению городского головы Дмитрия Стахеева. Его купеческой семье
нужно было помещение для осуществления торговли. В итоге были сооружены два
комплекса гостиных рядов, симметричные друг другу. К сожалению, один из них находится сейчас на территории Суворовского училища, зато по второму можно свободно прогуляться.
Сравните души прекрасные порывы: городской голова Иван Шишкин строил на свои кровные для города, а городской голова Дмитрий Стахеев - на городские деньги для своих купеческих нужд. Предтеча современной власти.
Обратите внимание на печать Стахеевых, она не реставрированная сохранилась в течении 200 лет. Из неё можно понять, что Стахеевы - купцы 1 гильдии. Им разрешалась международная торговля. Купцам 2 гильдии разрешалось торговать внутри России во всех губерниях, а 3 гильдии разрешалось торговать только в пределах одной губернии.
Музей частный. Первоначально это была коллекция энтузиаста, любителя старины. Когда раритеты перестали умещаться в стенах его большого дома, он купил один из особняков усадьбы купца Стахеева, отремонтировал его и организовал там музей. Один из редких случаев, когда богатый коллекционер хочет поделиться своими находками с людьми. Плата чисто символическая, наши деньги его не особо интересуют. Так, на бонусы персоналу. Удивительно, но факт: кассовый аппарат действует до сих пор.
Второй этаж посвящен послереволюционному периоду страны. Экспонаты музея до боли узнаваемы. Кто из нас не сдавал молочные бутылки?
Огромная коллекция кинотехники, радиоэлектроники, фотоаппаратов и прочих атрибутов советской эпохи.
Набор ловеласа в авоське:Есть ещё отдельный зал, посвящённый Великой Отечественной войне с интересными предметами и в подвале воспроизведена пыточная комната. Но последняя меня не очень впечатлила после аналогичных в средневековых замках Европы. Общие впечатления от музея: жена - в восторге, мне в общем и целом понравилось. Рекомендую. Любители старины найдут здесь немало редких артефактов, детям будет в диковинку и советская экспозиция и дореволюционная, взрослые, не интересующиеся историей, в зависимости от возраста вспомнят молодость или времена, которые они ещё застали.
Вытащить жену из этого изобилия советского дефицита было довольно сложно. Помогла наводка девушки с веслом на кассе. Она подсказала, что в окрестностях Елабуги есть Екатерининский тракт. Примерно рассказала, где искать. Только это смогло оторвать жену от экспонатов музея. Загрузившись в машину, двинулись на поиски. Искать место по объяснениям женщины - тот ещё квест. Ну не умеют они объяснять дорогу. Благополучно проскочив нужное нам место с большой парковкой, углубились в лес и просёлочной дорогой по ухабам и лужам доехали до небольшой парковки. Оказалось, это - святое место, ключ и часовня Св. Пантелеймона. Местные, да и жители окрестных городов приезжают сюда помолиться, омыться в купели и набрать святой воды. Про Екатерининский тракт никто не знает. Лишь один подсказал, что возможно что-то есть в районе ближней парковки. Вернулись на первую парковку и точно: вот оно - искомое место.
Дальше нам предстоял маршрут Елабуга - Можга (95 км) - Кильмезь (110 км) - Киров (238 км). Правда, участок Можга - Кильмезь, а точнее Водзимонье - Кильмезь, т.е. Кировская область, частично, километров 5, имеет грунтовое покрытие, но это в сухую погоду - мелочи.
Ну и напоследок - обещанный
Иван Васильевич Шишкин был
для Елабуги знаковой фигурой. Купец, дважды избиравшийся городским головой,
мастер-изобретатель, археолог, писатель и благотворитель – он всю жизнь работал
без устали, а побуждением к труду называл «одну-единственную любовь к Родине».
Иван Васильевич родился он 30 мая 1792 года, в семье елабужского купца Василия Афанасьевича Шишкина–Серебрякова, занимавшегося хлеботорговлей. С детства Иван проявлял пытливость ума и недюжинный талант к освоению различных механизмов, получив позднее прозвище «елабужский Кулибин».
Как он сам напишет в дневнике: «С самого детского возраста имели в содержании постоянно мельницы. Бывали случаи, — сам делал шестерни и насады, и ещё родителями моими были вводимы в употребление железные шестерни. Но впоследствии я, постоянно вникая во всю подробность мельничного дела, как по устройству механизма мельничного… опытом постиг очень много для нового улучшения». До конца жизни Иван Васильевич оставался верен своей страсти, а в 1857 году даже написал и издал книгу «Руководство по строительству мельниц».
Став взрослым, Иван Васильевич Шишкин пошел по стопам отца и тоже стал торговать хлебом, записавшись купцом 2-й гильдии. В 1819 году он женился на восемнадцатилетней дочери казанского мещанина Дарье Романовне Киркиной (Каргиной), родившей в этом браке четырех дочерей – Александру, Анну, Екатерину, Ольгу, и двоих сыновей – Николая и Ивана.
В 1832 году Иван Васильевич разделил с братьями наследство отца, и ему достался кусок земли на улице Набережной, расположенной на высоком берегу реки Тоймы. На нем он выстроил для своего семейства каменный одноэтажный дом, в котором Шишкины благополучно прожили до 20 августа 1850 года: в тот роковой для Елабуги день случился сильнейший пожар, в результате которого сгорела большая часть города. Сильно пострадал и дом Ивана Васильевича, вследствие чего его пришлось отстраивать заново. Именно тогда шишкинский особняк стал тем самым уютным двухэтажным особняком. Кстати, сам художник тоже принимал участие в восстановлении отчего дома: сначала помог с проектированием, а потом наравне с другими возводил его стены и дворовые постройки.
Дарования Ивана Васильевича не остались без внимания общественности, и он дважды был избран городским главой (или, говоря на современный лад – мэром): в 1832-1835 годах и в 1844-1846 годах. Всю свою энергию и большую часть денег он тратил на городские нужды. При его участии в Елабуге появились Троицкая церковь, казармы для инвалидов, манеж, а берега реки Тоймы украсила красивая ограда. Иван Васильевич строил новые мельницы и совершенствовал уже работающие. В те годы за питьевой водой горожанам приходилось ездить к огромным цистернам. Дорога к ним вела ужасная, в дождь к ней лучше было и не приближаться - Шишкин замостил её. А в 1833 году проложил в Елабуге первый деревянный водопровод. Сам разработал проект, сам нанял мастеров «вертеть трубы» из соснового леса. Когда их уложили в канавы, началась сильная гроза - трубы унесло потоками воды. Шишкин начал всё заново и воду благополучно пустили. На городских площадях под специальными навесами установили краны, которые елабужане назвали «фонтанами». И били эти фонтаны, писал Шишкин, «на несколько сажен вверх как нельзя лучше».
Увлёкшись историей Елабуги, Шишкин занялся делом совсем не характерным для купца – археологией и раскопками. Следы деятельности Ивана Васильевича по сей день украшают город. Например, старинная Булгарская башня уцелела только благодаря Шишкину – он отреставрировал ее на собственные деньги. На свои же средства провел раскопки в селе Ананьино и нашёл множество древних предметов. Таинственный курган, где проводились поиски, учёные назвали Ананьинским могильником. Финно-угорские племена жили здесь в восьмом веке до Рождества Христова. За проведённую исследовательскую работу Ивана Васильевича удостоили звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
В 1871 году Шишкин написал и издал книгу «История города Елабуги». Один из её читателей – житель Чистополя Зотиков - отправил Ивану Васильевичу письмо: «Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека, столь любознательного, за всем следящего 80-летнего старца. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам в назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями и всякими превратностями, где вы во всём сохранили нравственный долг». В этих словах не было лести. Вся Елабуга знала, что Шишкин никогда не претендовал на звания и почести. И вся Елабуга пришла поздравить Ивана Васильевича, когда царском указом его пожаловали парадным мундиром, расшитым золотом, с орденами и лентой. Конечно, траты собственных средств на нужды города не прошли даром. Ему пришлось из купцов 2-й гильдии сначала перейти в 3-ю гильдию, а потом и в мещане. Сравните с нынешними мэрами и выше по рангу правителями: радеют только о своём кармане, наблюдая с вертолёта ставшие непроезжими улицы и разваливающиеся лестницы построенных предками парков.
Иван Васильевич родился он 30 мая 1792 года, в семье елабужского купца Василия Афанасьевича Шишкина–Серебрякова, занимавшегося хлеботорговлей. С детства Иван проявлял пытливость ума и недюжинный талант к освоению различных механизмов, получив позднее прозвище «елабужский Кулибин».
Как он сам напишет в дневнике: «С самого детского возраста имели в содержании постоянно мельницы. Бывали случаи, — сам делал шестерни и насады, и ещё родителями моими были вводимы в употребление железные шестерни. Но впоследствии я, постоянно вникая во всю подробность мельничного дела, как по устройству механизма мельничного… опытом постиг очень много для нового улучшения». До конца жизни Иван Васильевич оставался верен своей страсти, а в 1857 году даже написал и издал книгу «Руководство по строительству мельниц».
Став взрослым, Иван Васильевич Шишкин пошел по стопам отца и тоже стал торговать хлебом, записавшись купцом 2-й гильдии. В 1819 году он женился на восемнадцатилетней дочери казанского мещанина Дарье Романовне Киркиной (Каргиной), родившей в этом браке четырех дочерей – Александру, Анну, Екатерину, Ольгу, и двоих сыновей – Николая и Ивана.
В 1832 году Иван Васильевич разделил с братьями наследство отца, и ему достался кусок земли на улице Набережной, расположенной на высоком берегу реки Тоймы. На нем он выстроил для своего семейства каменный одноэтажный дом, в котором Шишкины благополучно прожили до 20 августа 1850 года: в тот роковой для Елабуги день случился сильнейший пожар, в результате которого сгорела большая часть города. Сильно пострадал и дом Ивана Васильевича, вследствие чего его пришлось отстраивать заново. Именно тогда шишкинский особняк стал тем самым уютным двухэтажным особняком. Кстати, сам художник тоже принимал участие в восстановлении отчего дома: сначала помог с проектированием, а потом наравне с другими возводил его стены и дворовые постройки.
Дарования Ивана Васильевича не остались без внимания общественности, и он дважды был избран городским главой (или, говоря на современный лад – мэром): в 1832-1835 годах и в 1844-1846 годах. Всю свою энергию и большую часть денег он тратил на городские нужды. При его участии в Елабуге появились Троицкая церковь, казармы для инвалидов, манеж, а берега реки Тоймы украсила красивая ограда. Иван Васильевич строил новые мельницы и совершенствовал уже работающие. В те годы за питьевой водой горожанам приходилось ездить к огромным цистернам. Дорога к ним вела ужасная, в дождь к ней лучше было и не приближаться - Шишкин замостил её. А в 1833 году проложил в Елабуге первый деревянный водопровод. Сам разработал проект, сам нанял мастеров «вертеть трубы» из соснового леса. Когда их уложили в канавы, началась сильная гроза - трубы унесло потоками воды. Шишкин начал всё заново и воду благополучно пустили. На городских площадях под специальными навесами установили краны, которые елабужане назвали «фонтанами». И били эти фонтаны, писал Шишкин, «на несколько сажен вверх как нельзя лучше».
Увлёкшись историей Елабуги, Шишкин занялся делом совсем не характерным для купца – археологией и раскопками. Следы деятельности Ивана Васильевича по сей день украшают город. Например, старинная Булгарская башня уцелела только благодаря Шишкину – он отреставрировал ее на собственные деньги. На свои же средства провел раскопки в селе Ананьино и нашёл множество древних предметов. Таинственный курган, где проводились поиски, учёные назвали Ананьинским могильником. Финно-угорские племена жили здесь в восьмом веке до Рождества Христова. За проведённую исследовательскую работу Ивана Васильевича удостоили звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
В 1871 году Шишкин написал и издал книгу «История города Елабуги». Один из её читателей – житель Чистополя Зотиков - отправил Ивану Васильевичу письмо: «Я всегда с сердечным удовольствием читаю о вашем крае. Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека, столь любознательного, за всем следящего 80-летнего старца. Ваша Елабуга должна поставить памятник в пример своим гражданам в назидание грядущему поколению; так как жизнь ваша изобильна приключениями и всякими превратностями, где вы во всём сохранили нравственный долг». В этих словах не было лести. Вся Елабуга знала, что Шишкин никогда не претендовал на звания и почести. И вся Елабуга пришла поздравить Ивана Васильевича, когда царском указом его пожаловали парадным мундиром, расшитым золотом, с орденами и лентой. Конечно, траты собственных средств на нужды города не прошли даром. Ему пришлось из купцов 2-й гильдии сначала перейти в 3-ю гильдию, а потом и в мещане. Сравните с нынешними мэрами и выше по рангу правителями: радеют только о своём кармане, наблюдая с вертолёта ставшие непроезжими улицы и разваливающиеся лестницы построенных предками парков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий