вторник, 22 ноября 2022 г.

Швейцария четыре года спустя. Часть 17. Хайкинг по Восточным Альпам.

 

20.06.22. Встали пораньше, до жары. В программе - хайкинг на 10 км. 

Франк подвёз нас до развилки туристических троп немного повыше Амдена, где и оставил. Дальнейшее продвижение - самостоятельно. Роль чичероне любезно взяла на себя Элизабет.

На залитых солнцем альпийских лугах пережёвывают сочные, экологически чистые травы местные коровки. 



Интересно, сколько терминов из нашей повседневной жизни, которые мы употребляем не задумываясь, связаны с этими горами: альпинизм, альпийские луга, альпийские травы и т.д..


Фермеры заботятся не только о водном балансе бурёнок, но и о себе любимых: зачем таскать воду вёдрами из колодцев, если можно провести водопровод.  

Наличие водопровода посреди альпийских лугов идёт несколько вразрез с моими представлениями о нетронутой цивилизацией первозданности дикой альпийской природы, но меньше всего в этой жизни местных фермеров интересует моё мнение. Как видите, здесь и канализация есть. 

Швейцария, по сравнению со многими другими странами, имеет одно важное преимущество — невероятно красивую природу.


Швейцарцы очень гордятся своими величественными горами - и есть за что! Хотя весь массив Альп простирается на территории 6 государств (Франция, Швейцария, Италия, Австрия, Германия и Словения), именно швейцарские Альпы – самые высокие.

 
Здесь находятся 48 из 82 альпийских гор-четырехтысячников. Наиболее высокие из них — Маттерхорн (4478 м), Монте-Роза (4634 м), Дом (4545 м), Лискамм (4527 м) и Вайсхорн (4506 м).

Швейцарские Альпы занимают 60% общей территории Швейцарии. Они расположены к югу от Швейцарского плато и к северу от национальной границы и состоят из нескольких горных массивов. Самые известные из них — Пеннинские, Бернские и Восточные Альпы. В Восточных Альпах мы находимся сейчас, в Бернских были неделю назад (смотрите части  6 - 10 данного кластера), в Пеннинских - четыре года назад и через пару дней поедем снова. 


В Швейцарии есть уникальная 88 статья Конституции (!!!), которая требует, чтобы швейцарские пешеходные тропы и маршруты содержались в хорошем и безопасном состоянии. Поэтому на кантональном и муниципальном уровнях здесь постоянно ведутся ремонтные работы. Около 1500 добровольцев и помощников регулярно занимаются обрезкой веток, ремонтом ступеней и подновлением указателей.


Благодаря усилиям любителей пешего туризма в 1930-х годах указатели в Швейцарии (и в Лихтенштейне) приобрели единую форму. На них маршруты для новичков, требующие минимального физического усилия, отмечены желтыми знаками или стрелками, часто — с изображением фигуры с рюкзаком и тростью. 


Желтым рисуются также знаки, обозначающие высоту, перекрестки и расстояния, также желтые указатели могут обозначать различные типы маршрутов. Они ориентируют по времени, за которое можно добраться до ближайших населенных пунктов, а также до железнодорожных станций или автобусных остановок. 64% тропинок Швейцарии относятся к "желтому" уровню сложности, то есть самому простому.


А знаете, какая общая протяжённость туристических троп в этой стране? ...65 тысяч километров!

Красно-белые знаки, полосы, которые нередко можно увидеть нарисованными на скалах 


и на концах стрелок указателей, предупреждают об узких тропах с крутыми подъемами и спусками. «Пользователи должны быть уверенными в себе, не страдать от головокружения и находиться в хорошей физической форме, а также отдавать себе отчет в том, что горы могут быть небезопасны», — отмечает федерация хайкинга.


Зимой же выпавший в горах снег превращает большинство основных «желтых» тропинок в сезонные зимние пешеходные маршруты. Они отмечаются уже розовыми знаками. Никакого специального снаряжения для того, чтобы пройти по ним, не требуется — разве что кроме приличных зимних ботинок на толстой подошве с протекторами, чтобы справиться с ледяным настом.


Опять пересекаем фермерские владения. То что я говорил в прошлой части (№16) о малой площади земельных участков швейцарцев к фермерам не относится.

На границе фермерского участка был замечен невзрачный щит нейтрально-зелёного цвета. Рисунок на нём я издали принял  за приглашение погладить телёнка, если встретится. 

На деле щит предупреждает об опасности приближения к кормящим коровам: они могут кинуться защищать своих телят. Хоть бы в оранжевый или красный цвет покрасили, если хотят предупредить об опасности!

Граница фермерского хозяйства. Далеко пришлось до неё идти, в том числе лесом. Это к вопросу о величине земельных наделов в этой крошечной стране. 


Небольшой перелесок. Вопреки заранее прочитанной мною информации об альпийской растительности, дубов и каштанов я не заметил. Зато ёлок - хоть отбавляй. 




Ещё несколько отсылок к цивилизации встретилось на маршруте.






Амденский заповедник. Одной из мер спасения исчезающего у них вида птиц - глухарей является улучшение его среды обитания путём прореживания леса. Посмотрим дальше на результаты данной работы. А вообще - удивительно, что очень распространённая в России птица у них на грани вымирания.

Дошли до оазиса. Как я понял из таблички - создан для семейного отдыха. Ещё и приятного аппетита авторы пожелали.

Оазис обнесён проводом под напряжением. Наш гид Элизабет остановила нас жестом сапёра, обнаружившего мину, первая подошла, аккуратно и профессионально выкрутила взрыватель,  держась за изоляторы, сняла оба провода, преграждавшие нам путь и, сияя, как обезвредивший опасную мину минёр, пригласила нас зайти внутрь. 

Кстати, хайкинг в Швейцарии - опасное занятие. Каждый год в Швейцарии около 20 тыс. туристов становятся жертвами несчастных случаев и происшествий, несколько десятков несчастий заканчиваются смертельным исходом. Так что во время привала благодарим Элизабет за наши спасённые жизни.

Как видите, здесь можно и шашлыки жарить и целую тушу на вертеле приготовить.



Дорожка превращается в тропинку, которая ведёт нас в лес посерьёзней первого.


Увидев порубочные остатки, которым не один год, спрашиваю Элизабет, будут ли их вывозить? Как же забота о среде обитания исчезающих птиц?

Не факт - отвечает она. Что-то вывозят, когда просохнет древесина, на отопление. Что-то так и оставляют. Если лес чистили после оползня на крутом склоне, куда не подобраться технике, себе дороже вызывать вертолёт. Так и оставят. Хоть в этом конкретно месте есть даже дорога, всё-равно могут так и оставить. 
Совсем как у нас. Но у нас-то глухарей не счесть...

Сарайчик лесника. В точь, как у меня в саду.

Между тем открываются новые горные ландшафты и самое время продолжить рассказ об Альпах. Согласитесь, он был более чем не уместен в лесу с русскими елями.



Неудивительно, что именно горные вершины стали колыбелью швейцарского туризма. С наплывом британских альпинистов еще в 1850-их годах Конфедерация всерьёз взялась за развитие туристической сферы. 


Как результат, несколько лет спустя путешественники могли с комфортом отдыхать в милых глазу швейцарских домиках и гостиницах. Сегодня швейцарский сервис заработал себе всемирную репутацию настоящего эталона первоклассного сервиса и «курорта богачей».

Пусть мы не богачи, но сервис нам наши друзья устроили на высшем уровне! Это я не голову повесил, а осторожно смотрю под ноги на горной тропе. 

Не забывая поминутно любоваться пейзажами.


Опять порубочные остатки. Это точно Швейцария, а не Россия?








Многие альпийские цветы занесены в Красную книгу. Не вижу в этом ничего удивительного: сначала запускают сюда коров, потом заносят съеденное и вытоптанное в разные книги. Вы бы определились, господа, что для вас важнее. Два гриба на ложку поместить не получится, если, конечно, коров не научить разбирать цветы, какие есть запрещено.

В прочим, попробуйте. Может, и удастся. Это же умные и породистые швейцарские коровы, а не беспородные тупые русские бурёнки.



Далеко внизу виден Амден. В горах, в глуши, он в одночасье стал нам мил и дорог, как родной.



Сглазил насчёт глуши. Вдоль узкой горной тропинки, куда забираются только горные козлы и изредка альпинисты, змеёй вьётся шланг водопровода.

Представляете картину: альпинист весь обмороженный, прошедший сквозь вьюги, бураны, слепящее солнце, вертикальные стены, шкуродёры, лавины, камнепады, пропасти ледники, расщелины и прочие "радости", вскарапкивается, наконец, на горную вершину, к которой так долго стремился? И видит там... водопроводный шланг. Какими, как вы думаете, будут его первые слова на той вершине? (Свою версию я озвучивать поостерегусь из соображений цензуры).

Или даже трубу, обычную, металлическую... Я, конечно, радуюсь за местных бурёнок и желаю им и впредь поддерживать водный баланс организма, но побороть, как и тот альпинист, ощущения обмана не могу.

Отвлечёмся на диковинные здесь цветочки, коих в России так много, что мы их там просто не замечаем. Вот так, нужно потерять что-то, чтобы начать ценить... 

Лес, между тем, превращается в сказочный - с корнями навыпуск и переплетением ветвей.

А тропинка становится всё круче.


Очередная ферма на пути.

На окнах коровника - пластик. Проза жизни... Я не работаю в фирме, продающей и устанавливающей пластиковые окна, поэтому рекламы здесь нет.


И снова - волшебные, не сравнимые ни с чем горы...





Очередной турникет на тропе. Ощущение, что проходишь через ту заводскую проходную, что в люди вывела меня.

Но они здесь нужны из соображений безопасности: перекрывать доступ к опасным участкам троп в непогоду и в не сезон. Опасность схода лавин, оползней и камнепадов здесь постоянно мониторят.







Встречая такие вот приспособления для переноса тяжестей, невольно задумываешься о тяжёлом фермерском труде. Это мы тут на отдыхе и наслаждаемся природой.

Но вечерком, после трудов тяжких они, наверное, выходят за околицу, чтобы насладиться этой красотой.





А вот, собственно, и сами фермеры. Определённо - не белые воротнички...


Даже в 21 веке сено таскают на спине. Экономят дизельное топливо? Проникаешься уважением к этим трудягам.

Поилке скоро исполнится 100 лет.


Последние усилия - и мы спускаемся в соседнюю с Амденом коммуну - Арвенбьюль. Обратите внимание, что пропагандируют швейцарские памятники - вечные ценности. Сравните с нашими памятниками, коими стало модно украшать центральные пешеходные улицы губернских и уездных городов: чистильщики обуви, половые (официанты) и городовые (те же полицейские). Сие - то, для чего мы нужны нашей "народной" власти. 

На балконе одного из домов расправляет крылья гордая птица. 

Вот то, что мне особенно нравится в швейцарских домах (шале) - это огромные балконы-лоджии-террасы. 


Деревенский спортивный комплекс. 


Здесь, на автобусной остановке, нас подобрал Франк, чтобы подвезти до Амдена. После небольшого отдыха было барбекю в исполнении несравненного повара Франка с последующим облизыванием  пальчиков и возвращением в Цюрих. 




Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...