суббота, 5 ноября 2022 г.

Швейцария четыре года спустя. Часть 13. Парк скульптур Бруно Вебера.

 

15.06.22. Начал прорабатывать 3-х дневный маршрут по Швейцарии на поездах. С 21 июня дочь с зятем планируют быстренько поработать работку, а нас на это время отправить в свободненькое плаваньеце. Не хватило информации, сходил на ж.д. вокзал в надежде найти там туристический центр. Не тут-то было: ничего похожего на туристический офис на обычном, не центральном вокзале, конечно нет. Кроме 2-х билетных кассиров, в вокзале работников вообще не оказалось. Но тут один из них, мужчина лет 45, видя мои затруднения, предложил свою помощь. На прекрасном английском он ответил на все мои вопросы, дал очень хорошую карту и дал несколько дельных советов, несмотря на то что на это потребовалось минут 30. Респект швейцарским железным дорогам.
Следующим номером программы значилось посещение парка Гуэля. Точнее его швейцарского варианта под лейблом парк Бруно Вебера. Это в городке Диетикон, пригороде Цюриха.
От парковки к парку вдоль полей идёт асфальтовая дорожка, вдоль которой растут редкие деревья. На фото: виды на Диетикон справа от дорожки. Слева - высокие заборы особняков новых русских швейцарцев, фотографировать не стал, заборами вы и дома можете налюбоваться. 

По дороге нарвали черешни. Редкие деревья оказались плодовыми. 


Ближе к парку растительности становится больше.

Аллеей жирафов (или оленей) подходим ко входу в парк. Что-то они мне напомнили... 


Ба! Да вот же они - на горе Уитлиберг, про которую я рассказывал в прошлом отчёте:

Что называется: найди 10 отличий. Одно я нашёл: рога у жирафов на горе Уитлиберг имеют по 4 фонаря, а здесь - по 2. Значит в парке Бруно Вебера - жирафы, а там - олени. Но отлиты те и другие по одному лекалу. 

Окошко кассы не ищите, билеты продают за одним из столиков под зонтиками. Входной билет стоит около 20 франков.

Ворота "День и Ночь" были первой функционирующей скульптурой и завершены в 1972 году. На одну из сторон ворот никогда не попадают прямые солнечные лучи. Мы сейчас страдаем от жары на стороне дня и добра. Сторону ночи и зла, где спасительная тень, снять против солнца не получилось: в этот раз были без камеры с блендой, снимали на смартфоны.

Площадь парка занимает 15 тыс. кв. м., на ней разместились главный особняк Бруно Вебера с его рабочей студией-мастерской, собственно парк скульптур и скульптурных тематических инсталляций, лесной участок и комплекс прудов и фонтанов. В 2004 году кантон Цюрих официально придал парку статус особой природой и культурной зоны.


Как возникла идея парка? Элементарно. Началось всё с того, что после трех десятилетий, посвященных живописи, основатель теории цвета, архитектор и художник Бруно Вебер увлёкся скульптурой. В это же время он получил в наследство участок земли.  Что бы вы сделали в этом случае? Правильно, построили бы дом и разбили сад-огород перед ним. Ну вот и он построил маленький скромненький домик по своему проекту и спланировал парк перед ним, при этом он трудился в качестве художника, скульптора, землекопа, плотника, штукатура, плиточника, архитектора и дизайнера. Такой вот "скромненький" домик в деревне.


Украшенный 25-метровой башней дом — настоящее чудо и одновременно бред больного ума. Поразительно интересный и красивый. 

Покрытый фресками и напоминающий одновременно и об индийском храме, и о готическом соборе, "домик" является еще более причудливым, нежели окружающий его сад скульптур.

Его можно изучать с лупой неделями, столько в нем мелких деталей. Не путать с Саграда Фамилия Антонио Гауди!!! Тот собор можно изучать с лупой годами. Там каждая отдельная деталь глубоко символична, имеет сакральный смысл и подчинена общей композиции. Здесь я общей композиции не заметил. Так, обрывки снов автора после посещения Индии и Барселоны. Зачастую кошмарных снов. Возможно, в Барселоне он видел не только творения великого Гауди, но и побывал в музее Сальвадора Дали. Типа сна в летнюю ночь, навеянного полётом пчелы.

На фото - самые безобидные скульптуры, вероятно, из редких спокойных снов.


Вокруг дома - резная терраса. Колонны выполнены из бетона в виде фигур. Все разные. Окна тоже ажурные, с разнообразной отделкой, одинаковых нет. Мансардный этаж дома — огромные маски из металла, со шпилями. Эти уже из снов неспокойных.




Бруно Вебер умер в октябре 2011 года. Некоторые члены его семьи по-прежнему продолжают жить в Тауэрхаусе (так официально называется домик в деревне), 

однако посетителям открыт вход в одну из его комнат на первом этаже. И вот что мы увидели там:
Колонны с химерами своими крыльями подпирают потолок.  


Мебель тоже изготовлена хозяином собственноручно.



Шкуры белого медведя перед камином нет, но у кого же поднимется рука закрывать шкурой такой пол?


По стенам висят совы, составленные из кусков оплавленного стекла, диковинные зеркала. Кругом лепнина. 

Гарнитур из шести красных стульев вокруг мозаичного мангала. В углу - мини бар. Видно, что хозяин был не против шашлычка под коньячок. 

Чтобы облагородить “участок”, вокруг дома разбивается парк, который включает в себя целый ряд удивительных зданий, павильонов, арок, фонтанов, скульптур фантастических существ разных форм, цветов и стилей. 
Открыт с начала апреля по конец октября два дня в неделю: среду, субботу с 11 до 18 часов, за исключением дней общественных праздников: Пасхи, Вознесения, Троицы, а также 1 Мая. Начнём с зоны прудов. Это самая тенистая и прохладная часть парка. Откровенно говоря, оттуда выходить в другие части парка в такую жару не очень и хотелось. Но что бы я вам потом рассказывал, если бы ограничился только этой частью? Приходится жертвовать собой

и женой.

Но пока наслаждаемся тенью и прохладой.

Два 28-метровых моста в виде змеи.





Это подразумевалось стать фонтаном. Но не стало в полном смысле, вода бьёт изо рта только одного участника композиции... Несмотря на сей факт, ф
онтан Дельфин занял первое место в конкурсе “Лучший фонтан города”, который состоялся в Диетиконе. Ну, Диетикон - не Рим и не Петергоф, наверное там фонтанов больше просто нет...


При взгляде на лягушек, бросается в глаза, что Вебер поставил производство своих фигур на поток. Все фигуры в одной группе сделаны по одному лекалу. Например, лягушки, жирафы, слоники и т.д. Увидите дальше сами. В форму заливают бетон, кладут туда арматуру и готово. Сколько угодно фигур из одной формы. Только выкрашены в разные цвета. Сами формы стоят в другой части парка, возле павильона.

У одной из лягушек из верхней губы (вы, небось, думали, что у лягушек нет губ?) бьёт струя воды. Ага! Значит в Диетиконе не один фонтан, а два! Я был неправ, у фонтана Дельфин был конкурент.

Переходим  в лесную часть парка. 


Ограда - опять штамповка, но бегущие волки (возможно, это и лошади такие) здесь хотя бы несут какой-то функционал.

Как, в прочим, и бетонные кресла. Не очень удобно сидеть, но при нужде можно. Зато рожи на спинках этих кресел все разные.




Здесь ограждения уже не кажутся лошадями, а больше похожи на собак. Но снимал я не их, а единорога в глубине.


Есть скульптуры огромные.
И если париться в стеклянной клетке на спине этих быков желающих не много,
То на Кота-Баюна со слоновьими ушами
забраться уже можно.
Место для гриля “Райская и огненная птица”.




Крылатый бык с грустными глазами,

пожалуй, самый симпатичный персонаж этой части парка.

Вебер был взволнован угрозой модернизации и урбанизации, которая некогда нависла над сонным фермерским поселением Дитикон, и хотел, чтобы его парк оставался местом, свободным для полета фантазии.


Третья часть парка: 2 крылатых дракона с прудом и павильоном. На дальнем плане возвышается 18-метровая колонна Совы, между крыльев которой запланировано открыть кафе. Правда, сравнивая фотографии Совы в отчётах путешественников за 2009, 2011 годы, делаешь вывод, что стройка сия заморожена: ничего не изменилось по состоянию на 2022 год.


Но вернёмся к нашим драконам. Все источники единодушно эту скульптурную группу называют крылатыми собаками. Наверное, пишут люди, знакомые с немецким языком и прочитавшие название на табличке. Некоторые, возможно, читали первоисточники о творчестве Вебера. Поскольку мы люди тёмные и университетов ваших не заканчивали, допущу, что он, скорее всего, хотел изваять собаку, но получился-то ... дракон! Увы, не всегда у авторов получается то, что задумали. Сделать хотел грозу, а получил козу. Поэтому и называть я эту тварь скульптуру буду драконом, а не собакой.

Морды у драконов не очень дружелюбные, но кто сказал, что они должны быть белыми и пушистыми? Диснеевские мультики?

Размеры языка, опять же, не позволяют идентифицировать это животное, как собаку. Зануда я, правда?

Каждый из драконов имеет длину 103 метра. Ну где вы видели собак такого размера? А вот драконов можно было раньше встретить и покрупнее. Пока всякие рыцари, былинные богатыри, Святые Георгии и иже с ними не поставили  популяцию этих милых существ на грань вымирания.

Между пастями драконов есть переходный мостик, так что можно пройти полную длину их спин, 206 метров, не спускаясь на землю.


Гуляя по их спинам, ощущаешь себя крохотной блохой на теле великана.

Красиво, не правда ли?  Только здесь, в этой зоне парка, нет ни тенёчка, в 35-градусную жару - раскалённая сковородка.

Под многочисленными ногами драконов крутятся разнообразные, ещё более мелкие, чем мы, твари:

В центре ВДНХ пруда - фонтан Дружба Народов (по-Веберу). Ну это когда змеи сползаются в один клубок. Только он не работает. Фонтан имею в виду.

Нашли таки одно тенистое место:

Это я себя, любимого, снял в качестве спичечного коробка или линейки, чтобы вы оценили размеры скульптур, а вообще я с петухами не снимаюсь.


Жену снял, напротив, ради красоты и гармонии.


Перейдём в галерею-павильон. Подключаем фантазию и представляем её без стройматериалов на крыше. Правда, изящное, практически воздушное сооружение?

Но туда даже заходить страшно: выдержит ли крыша? Стройматериалы предназначены для строительства музея Вебера, это может утешить в случае обрушения несущих конструкций и перекрытий.

Утешившись, рискнули зайти. В галерее устраиваются всевозможные семинары, выставки и тренинги; здесь же собраны живописные работы Вебера, созданные с 1950 по 1975 год. Работают кондиционеры, живительная прохлада...

Мы как раз попали на просмотр фильма о творчестве Вебера. Только он на немецком языке. Не желают швейцарцы, понимаешь ли, изучать великий и могучий русский язык...

Весь потолок покрыт морскими и небесными звёздами, не понимаешь, что ты рассматриваешь, задрав голову: морское дно или небесный свод.

Есть звёзды и на террасе. Морские коньки, поддерживающие свод, отсылают нас всё-таки в пучину, а не к небесам. Жена устроилась в тенёчке изучать огромную иллюстрированную книгу о творчестве Бруно Вебера. Книга тоже на немецком, но в ней множество фотографий.

Туалеты в павильоне - отдельная сказка, оцените:




В 1976 году у Бруно Вебера возникли разногласия с городскими властями из-за нелегально выстроенного дома и фигур в лесу. Постепенно они были улажены и в 1998 году, наконец, все проблемы были решены, мастер получил все необходимые разрешения и соорудил подходы к своему парку для того, чтобы посетителям было удобно посещать парк.

Парк создавался с 1962 года, постепенно расширяя свои границы вокруг ателье и дома Бруно Вебера.


К сожалению, творец не смог увидеть воплощение своих грез о доступности парка для публики — парк скульптур Бруно Вебера (Bruno Weber Park) распахнул свои двери перед посетителями спустя шесть месяцев после смерти своего основателя.

Однако, несмотря на большое количество посетителей, возникли финансoвые проблемы. Денег не хватало на реставрацию и поддержание всех скульптур в нормальном состоянии. Поэтому было решено в октябре 2014 года парк закрыть. Было собрано более 15 000 подписей против этого. Был найден спонсор, фамилия которого не разглашается. Русский олигарх, мне думается. И в 2015 году парк снова открыл свои ворота и посетители могут любоваться всем этим великолепием и раздвигать границы своего воображения.

Удобно расположившись в одном из кресел языческого капища, 


включаем мозги и делаем выводы:  Сказать, что Вебер достиг уровня Антонио Гауди не могу. Человек явно долго изучал индийскую культуру, кое-что заимствовал у Гауди. Что-то Веберу  приснилось в кошмарных снах, что-то подсказали фантазии Сальвадора Дали. Но в целом интересно. Рекомендовано к посещению, правда детей я бы сюда не приводил - не уснут потом или будут им сниться всякие чудовища...


Возвращаемся той же аллеей. Над розовым котом возвышается всё та же недостроенная сова, только в профиль.

По выходу из парка свернули на другую дорожку, не по которой сюда пришли. И набрели на садоводческое товарищество, как у нас говорят. Интересно, чем оно отличается от наших, кроме названия? 

Обилием флагов, это сразу бросается в глаза. Каждый участок имеет флагшток, на котором поднимается любой флаг: страны, кантона, города. 


Заборов и оград нет.

Дорожки только пешеходные, по ним никто не ездит. Соответственно, на участках парковок тоже нет. Все свои сараи на колёсах люди оставляют на площадке перед воротами. Смотри первый снимок с доской объявлений - именно там.

Все участки небольшие, 6 соток встречается очень редко, всё больше 3 - 4.



Все участки ухожены, заброшенных или запущенных нет, 


Все дома - одноэтажные. В остальном отличий нет. 









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...