суббота, 21 января 2023 г.

Швейцария четыре года спустя. Часть 21. Кур - древнейший город Швейцарии.

 

Продолжается 21 июня 2022 года. Вернулись с железнодорожной станции Кур в отель. Умывшись, трезво взвесили  оставшиеся силы и решив, что они у нас ещё есть, пошли знакомиться с древнейшим городом Швейцарии. Тем более, что захотелось что-нибудь съесть. 

По выходу из отеля наше внимание привлёк вертолёт, зависший над одним из зданий города. По совокупности наблюдений над швейцарской повседневной жизнью приходится признать, что вертолёт здесь - не средство передвижения олигархов, а преимущественно грузовой транспорт, выполняющий рутинные работы по вывозке порубочных остатков на склонах гор или строительного мусора с крыш реконструируемых зданий. 

У нас он в качестве не лимузина, а трудяги, используется только в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. В последнее время начали применять и для оказания медицинской помощи живущим в районах области больным. Всё проще и дешевле, чем дороги в области строить.


Надо сказать, что наш отель "Central Hotel Post Chur" находится на центральной улице Постштрассе, ведущей от вокзала к старому городу. Фактически отель уже является частью Старого города, так что все достопримечательности - в шаговой доступности. 

Пусть вас не смущают украшенные ёлочки посреди лета. Они не с ума сошли, швейцарцы. Дело в том, что в начале нашей прогулки погода стала портиться, пошёл дождик. В результате не все фотографии летом получились удачными. А ровно через пол-года, 27 декабря, мне снова довелось тут побывать. На сей раз погода была замечательная, морозное зимнее утро (относительно морозное, на термометре +10 с ветерком), снега нет. Два раза рассказывать о городе смысла нет, поэтому все фотографии решил объединить в одном обзоре. Определить, где июньские фото, а где - декабрьские просто: на первых небо хмурое и жена в лёгкой одежде, на вторых - солнце и ёлки. 

Через два дома от нашего отеля - ратуша (светло-жёлтое здание, у которого припаркован белый автомобиль). Обратите внимание на количество флагов - государственных и кантональных. Если в остальных странах тесной Европы порой бывает трудно сориентироваться, где ты находишься (в Австрии или Германии, например), то в Швейцарии такое исключено. Удивительно патриотичная нация!

Rathaus, или ратуша, располагается на центральной улице Poststrasse. Это двухэтажное желтое здание ни с чем спутать нельзя: ставни, раскрашены в характерные черно-бело-красные полоски. 

Здание было построено во второй половине 15-го столетия. Можно отметить замечательный внутренний дворик, в нём в нашу бытность там давали какой-то футуристский спектакль. Но опять не по-русски, так что мы задерживаться на долго не стали. Путеводители отмечают также изыскано декорированные залы (особенно Ratssaal) и огромную коллекцию минералов.


Пока далеко от отеля не отошли, немного истории. Кур является столицей швейцарского кантона Граубюнден, и в древности его земли населяли племена ретов, которые появились там в 5-м веке до н. э. Поэтому, когда римляне захватили эти территории в 15 году до н. э., во времена правления императора Октавиана Августа, они назвали свою новую провинцию Рецией, а её столице дали имя Curia Raetorum. Именно отсюда и происходит нынешнее название Кура. 

Однако римляне основали город не на пустом месте — поселение ретов существовало там задолго до их прихода. Именно подобный смысл, как выяснилось, вкладывается в определение Кура как старейшего постоянно населённого швейцарского города. Его расположение было очень выгодным: благодаря удобным проходам и перевалам, и при римлянах, и в средние века Реция была главным маршрутом между Италией и Германией. В Куре сходились все дороги через альпийские перевалы, а рядом протекал Рейн, обеспечивая беспрепятственное движение дальше на север. После завоевания Римом реты стали его гражданами и перешли на латинский язык, который, как архаичная форма латыни, сохранился до наших дней и называется ретороманским.


В 5-м веке власть Рима кончилась, и Реция была захвачена остготами. В раннем средневековье она стала частью союза германских княжеств под названием «Священная Римская империя» и управлялась князьями-епископами из Кура. А затем Реция фактически перешла на самоуправление в рамках так называемого «Союза трёх лиг», или местных политических образований. Самая влиятельная из этих лиг называлась «Серым союзом» (Graue Bund) по преобладающему цвету одежды жителей, и отсюда возникло название Граубюнден. Союз трёх лиг правил Рецией/Граубюнденом больше трёхсот лет: с 1471 по 1798 год. После окончания в 1815 г. наполеоновских войн и заключения швейцарцами нового союзного договора, Граубюнден вошёл в состав Швейцарии как один из кантонов.


В раннем средневековье
Куру не очень везло: в 10-м веке его неоднократно грабили венгры (бывшие гунны), а также сарацины (арабские бандиты). Затем он восстановился и стал извлекать выгоду из своего географического положения, но практически полностью сгорел в пожаре 1464 г. Поэтому сейчас большая часть города, за исключением трех сохранившихся средневековых башен и романского кафедрального собора, датируется 16-м веком. Наплыв немецкоязычных ремесленников, прибывших для восстановления города, привел к тому, что местный ретороманский язык был потеснён немецким и с тех пор они сосуществуют вместе. Сейчас большинство населения Кура (35 тыс. человек) говорит по-немецки, а на ретороманском и итальянском разговаривают примерно по 5% его жителей. Хотя ретороманский и является одним из четырёх государственных языков Швейцарии, в настоящее время он всё больше вытесняется немецким.

Это здание находится рядом с ратушей. Замечательная роспись 17 века.

Идём по Почтовой улице дальше. Ориентир - высокая башня лютеранской церкви. 

Протестантская церковь Св. Мартина (St. Martinskirche, 1491-й год) была построена в стиле поздней готики после разрушительного городского пожара 1464 г.
 Церковь Св. Мартина в Куре относится к числу крупнейших протестантских зданий в кантоне Граубюнден. Его готическая башня, возвышающаяся над домами, является главной достопримечательностью города. На эту башню удобно ориентироваться в поисках старого города.

Она же зимой, уже с рождественскими звёздами.

Она же, вид с алтарной части.

Только сейчас на фото заметил, что надо мной, когда я удалялся от церкви, кружился херувим (справа вверху). Наверное, радовался, что русские еретики покидают протестантскую святыню.


Но радовался он рано: я ещё в церковь своё православное рыло не совал не заходил.


Перед входом в церковь в 18 веке установлен фонтан со знаками зодиака.

Рядом с фонтаном — макет старого города Кура.

Интерьер церкви Св. Мартина строг, как во всех протестантских церквях.

Даже рождественского ковчега не соорудили, обошлись ёлкой.


Орган в алтаре: оригинальный ход. Обычно его располагают над входом, напротив алтаря. В больших соборах - вдоль нефа.


Почему не установить его здесь, на хорах?

Интерьер церкви интересен прежде всего тремя замечательными витражами работы Августо Джиакометти, выполненными в 1919 году и посвященными рождению Иисуса Христа.



Кто знает, что обозначают эти цифры на стенах? Минуту на размышление, ответ - в постскриптуме п.1.

Театр начинается с вешалки. То, что церковь - театр, я думаю ни у кого после этого не будет сомнений. Но забота о людях чертовски очень приятна...
В ту же тему и крючки на спинках сидений.


Поскольку Кур долго управлялся князьями-епископами, для них на холме был построено что-то вроде крепости, внутри которой находился их дворец и кафедральный собор. Простые горожане жили внизу, там, где мы сейчас находимся. 
Поднимаемся по каменным ступеням вверх через башню Hoftor


и оказываемся внутри крепости.

Отсюда открывается удивительный вид на снежные вершины.
Hof — (дословно — «двор») это некогда форт, окруженный стеной, на котором возвышается Кафедральный собор Вознесения Богородицы. Здесь же находился замок епископа. 
Я назвал собор Вознесенским, но с тем же успехом можно назвать его Успенским. На протяжении многих столетий и православная и католическая церкви отмечали праздник Успения Богородицы. Даже даты в обеих церквях совпадали: 28 и 15 августа, соответственно. И тут начинается самое интересное: Папа Римский Пий Двенадцатый написал энциклику "Munificentissimus Deus" от 1 ноября 1950 года и там установил догмат "assumptio", о телесном взятии Девы Марии на небо. Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено.

Зачем нужен был этот Папский догмат, даже западное духовенство это не могло понять, ведь историю праздника знали все Церкви и до 1950 года и ни кто не сомневался  в восшествии на небо Девы Марии. Кроме того, ещё средневековые художники писали картины и росписи для западных храмов о Вознесении Девы Марии на небо. Но Папа решил всё это утвердить своей подписью! (Как это по-русски, утверждать документально в один прекрасный момент  веками устоявшуюся традицию! Он, наверное, в КГБ работал? Нет, тогда ещё оно именовалось ГПУ. Явный прокол резидента... Всё равно, что "засветиться" на светском рауте с папиросой, у которой мундштук прикушен русским двойным прикусом, курильщики со стажем меня поймут). С этого времени (1950 год), праздник получил новый статус,  как  Вознесение на небо Девы Марии. Поэтому православные продолжают отмечать Успение, а католики  стали отмечать Вознесение. Мне на эти конфессиональные разногласия наплевать, здание было построено задолго до 1950 года, поэтому я считаю себя вправе именовать данный собор  как захочу. Не удивляйтесь, если через раз, это один и тот же собор.

Сейчас здесь сохранились башни и окружная стена, а также различные старинные постройки вокруг Кафедрального собора.


В центре Хофа - старинный фонтан.

На асфальте - схема Старого города.


В одном из помещений соседнего с епископским дворцом дома проводится ремонт. Строительный мусор выбрасывается из окна не на землю, поднимая тучи пыли, коими дышат горожане и туристы, а в мусоропровод. Опять забота о людях, ну и культура производства.

Интересно что за пол-года ничего не изменилось. Добавилась только гигантская бетономешалка. Очевидно, здесь не просто масштабный ремонт, но кропотливая реставрация. 

Вот, собственно, и сам епископский дворец, украшенный в барочном стиле.



Интересные и явно старинные лоджии на одном из домов Двора.


К сожалению, нас в дом никто не пригласил, каравая с солью не вручил, поэтому пришлось снимать издали. 




Главная достопримечательность Хофа — католический собор Вознесения Девы Марии (Kathedrale St. Maria Himmelfahrt). Когда-то на этом месте находилось святилище ретов, потом римский храм Юпитера, а затем — ранние христианские церкви.


Епархия в Куре образовалась еще в 4-ом веке. Первый епископ епархии Кура был зарегистрирован в 451 году. Предположительно первый собор был построен около 450 года. Нынешнее здание кафедрального собора строилось в период 1150-1272 годов в виде романской базилики.


Башня с куполом в стиле барокко была добавлена в 1600 году. По стилю не сочетается с собором и смотрится инородным телом, но путеводители об этом диссонансе не упоминают, одни восторги.


На портале собора - остатки росписи, он действительно хорош!. 


Посмотрите, какая тонкая резьба!

Внутри собор построен по схеме трёхнефной романской базилики. Современный интерьер, созданный несколькими веками позже, не представляет особого интереса, 


однако внутри можно найти несколько сокровищ. Например, сохранившиеся местами средневековые фрески. Под ними триптих-складенец, мне он тоже понравился, но эта работа не древняя, скорее всего 20 век, край - конец 19-го.

Или хоры, стоящие под углом к нефу - уникальная особенность храма.



В алтаре собора находится уникальный готический триптих, посвященный Деве Марии и выполненный в 
1486-1492 годах мастером Якобом Руссом. Вырезанный из дерева и богато позолоченный, это самый большой готический триптих в Швейцарии. У входа в крипту - статуи 13 века. С этого ракурса видны только 3 из 4-х, последняя спряталась под лестницей.

В крипте находятся средневековые захоронения. Вот где подлинная старина!

Там же нахожу ещё один триптих, посвящённый Деве Марии, по виду - 16 век.


За углом кафедрального собора видна колокольня ещё одного храма. Это - церковь Святого Луция. Считается самой старой церковью в городе. Спорный вопрос. Да, изначально она была построена в 730 г. Но нынешний облик церкви относится к началу 16-го века, т.е. стены моложе собора Успения Девы Марии. Хотя крипта 8 века действительно самая древняя в городе. Как судить? Но в любом случае оба собора хранят очень древние святыни. С ума сойти, начало 8 века!!! Для справки: первый правитель на Руси - князь Рюрик правил с 862 - по 879 год, т.е. на 1,5 века позже! 
Мы подойдём к собору Святого Луция чуть позже и с другой стороны. Белая башня на снимке относится к нему.

 Дальше нас с женой ожидало приключение. Мы дошли до окраины Кура. Упёрлись в горы. Одинокая ленточка шоссе серпантином вгрызалась в скальную породу и исчезала где-то в небесах. Мы уже хотели было вернуться, но тут я заметил, что за вторым витком серпантина на склоне горы стоит ротонда. Вот бы туда забраться, вид изумительный! Весь город будет на ладони! Мою фото-инициативу поддержала жена, но подниматься в гору пешком она категорически отказалась. Не беда, наш проездной действует и на общественном транспорте Кура. На остановке посмотрел расписание, в горы идёт единственный маршрут автобуса - №20. А! Плавали - знаем, этот автобус идёт до Аросы - всемирно известного горнолыжного курорта в 40 км от Кура. 


Подойдёт через 15 минут, проедем одну остановочку. Садимся. Едем. Но несмотря на то, что мы встали у дверей заранее и даже нажали кнопку звонка водителю, мимо ротонды автобус пронёсся, не снижая скорости. Получилось, действительно проехали остановочку. Только свою (смотри P.S. п.2.). Виток за витком автобус поднимался всё выше в горы. На очередном повороте далеко внизу промелькнул Кур. Ещё и ещё раз. Наконец, автобус остановился. Два домика, похожие на служебные помещения и больше ничего: скалы и лес. Двери домиков заперты: в Швейцарии чтут трудовой кодекс. Если клерки ещё могут остаться на переработку, то рабочие: ни-ни. Делать нечего, надо возвращаться. Но тропинок вниз нет. Идём вдоль шоссе по встречке, максимально прижимаясь к отбойнику. Дорога узкая, пешеходной дорожки нет. В довершение наших бед возобновился дождь. Водители, по возможности объезжая нас, иногда для этого останавливаясь и пропуская встречный поток, с удивлением на нас поглядывали: откуда здесь эти идиоты туристы? Вот это шоссе, справа на фото:

Зато виды порой открывались офигенные, нет худа без добра.


Наконец, появилась тропинка, ведущая от шоссе вниз и вскоре мы оказались у каменной стены какого-то монастыря. Ба! Да это же церковь Св. Луция! С этой точки съёмки выстроились в ряд башни всех трёх церквей: Св. Луция, Вознесенской, Св. Мартина.

Спортивный комплекс с шикарным бассейном.

На склонах холма - церковные виноградники.


Очень удобная дорожка огибает владения церкви Святого Луция. Немного о последнем: Святой Луций распространял христианство в этих краях и был замучен римлянами в 176 г. Его останки хранятся в соборе, а сам он считается святым покровителем Кура и всей Реции. Справа - стена церковной ограды. На горизонте - барочная колокольня церкви Успения.

Спускаемся с гор на равнину мимо средневековой башни 
Sennhofturmn, являющейся остатком средневековой тюрьмы, в настоящее время - частью городской тюрьмы (какая преемственность! В левом нижнем углу снимка),

и гуляем по городу. Много примечательных зданий. Например, Antistitium (справа). Это здание включено в список памятников архитектуры. Дом расположен на улице Kirchgasse 12, в старом городе Кура. Его можно найти, если идти от церкви св. Мартина в сторону холма Hof.


В 1470 году этот дом был выкуплен настоятелем из Дисентиса. До Реформации здание принадлежало монастырю Disentis. После Реформации с 1557 года оно использовалось в качестве официальной резиденции главного священника Кура, который проповедовал в церкви св. Мартина. Это было одно из немногих зданий, уцелевших после пожара в 1574 году.

Стоит зайти внутрь здания и полюбоваться изукрашенными потолками.


Или вот ещё дом. Всё собрали на этом фасаде: гербы, солнечные часы, график какой-то функции, всадника. Что общего между этими символами?

Мощёные улочки, подворотни, магазинчики… Атмосфера спокойствия и неторопливости, так и хочется задержаться здесь подольше.


Возможно, эту дверь сделали сразу после пожара, в 16 веке, до того старой она кажется. 

Эркеры - непременный атрибут большинства швейцарских городов. Но здесь они неглубокие, выступают из стены совсем чуть-чуть. Расписной козырёк крыши часто встречается в другом швейцарском городе - Бадене (близ Цюриха), но в Куре - редкость. 

Уютная средневековая площадь под названием "Арки" (Arcas). В маленьких городках такие площади обладают особым шармом. Они как бы останавливают суету и приглашают посидеть за одним из столиков многочисленных ресторанчиков с многовековой историей. Площадь, заметьте, неправильной формы, ближе к равнобедренному треугольнику.


Вот ещё замечательная роспись, судя по манере исполнения, не очень древняя. Я её назвал: "Пастух на ходу застёгивает ширинку".

И сам домик очень швейцарской архитектуры.

А здесь моё внимание привлекли окна второго этажа.


Массивные железные средневековые створки. Вот такими мелочами и интересен Кур. Они объединяют вроде бы разные по стилистике здания в единый ансамбль, создают ощущение целостности и прикосновения к средневековью. 


Вскоре после пожара было отстроено и это здание: 1584 год. Крыша не симметрична от слова "
совсем". Зеркальные окна первого этажа - уже современные веяния. Лайфхак: прежде, чем зайти, можно привести в порядок свою одежду и внешность. 

Орёл здесь утратил державные черты и больше похож на ворону обыкновенную из средней полосы России.

На первом этаже этого дома - один из старейших ресторанов Кура. "Союз трёх" буквально переводится название. По нашему: "Сообразим на троих". 


Узкие улочки, в которых никогда не бывает солнца, здесь тоже имеются.

Часто на домах рисовали картинки, обозначавшие род занятий владельца. Кто здесь жил: портной или банщик?  Но причём здесь дубина, которую он держит двумя пальцами? Почему на фоне гор? Свои версии оставляйте в комментариях.

Магазин известного швейцарского бренда. В России такие часы - предмет роскоши и элемент престижа.

- Скажите, который час?
 - Ща на Ролексе гляну, братан!
Здесь страна равных возможностей и любой человек может посмотреть время на Ролексе, висящем на фасаде.

В том числе и украинцы, для которых предназначена информация на дверях департамента культуры и образования. Наверное, бесплатные курсы ретороманского языка. Или работа уборщиком в департаменте.

Такой оригинальный фонтан или чаша для сбора дождевой воды установлен на Почтовой улице недалеко от нашей гостиницы. Можно использовать в качестве джакузи. Название фонтана - Слезы Лукреции. Похоже на её глазное яблоко в срезе. Немного кровоточит после операции.

Есть и монументальные здания. Что за контора? Административное здание Ретийской железной дороги. Коллеги, в общем. Здание красивое. И парк хороший. Но слабовато для управления дороги. Много ли тут чиновников разместишь? Наши управления дорог покруче будут. По 12 - 15 этажей и то всех чиновников не вмещают. Приходится дополнительно арендовать другие здания в городе. Швейцарские чиновники что, о детях своих не думают? Сам засел в кабинете и ладно? А дети пойдут путевыми обходчиками или слесарями по ремонту локомотивов работать? Так там же платят копейки, да ещё и работать надо. Наши чиновники не в пример швейцарским, думают на перспективу. И о детях, и о внуках, и о внучатых племянниках. Административные здания служб железных дорог являются городом в городе. У нас на одного рабочего приходится 3 чиновника. И это не предел. Вот - размах! Сам забрался - помоги другому. Так что это 
здание по российским меркам маловато будет...

Кантональный банк Граубюндена - это уже эклектика с элементами барочного стиля и модерна.  



Интересная скульптура установлена рядом с банком, названия в инете я не нашёл. По виду - трубочист на ходулях.



Начало Почтовой улицы, которая ведёт в старый город и к нашему отелю. Вдали - башня Св. Мартина, мы там уже были.


Ещё здесь интересно здание кантональной библиотеки. Тоже эклектика с элементами барокко и классицизма. Уже не современное, как банк, а 18 или 19 века.

Если есть желание лучше ознакомиться с творчеством швейцарских художников Августо Джиакометти и его кузена Джованни, а также сына Джованни — Альберто Джиакометти, стоит заглянуть в Музей Искусств Граубюндена — Bündner Kunstmuseum.

Клан Джиакометти, и, в частности, Альберто (все родом из Val Bregaglia, из южного Граубюндена) — единственные всемирно известные местные мастера. Их работы занимают почти весь верхний этаж музея, посвященный художникам кантона Граубюнден. Зал на первом этаже отдан под работы Анжелики Кауфманн (1741-1807), уроженки Кура. Кроме этого имеются работы целой плеяды современных художников, включая Ленца Клотца и Гигера.




Своеобразное у них тут, в Граубюндене, представление об искусстве...


Но понять их вкусы можно: кантон считается горным, не случайно ретороманский язык сохранился именно в здешних труднодоступных горах. Людям, впервые с гор спустившимся, такие композиции, как эта, "зайдут" на ура. Они и не такие скалы ещё видели. Называется она незамысловато: "Авто со скалой". Мысль создателя, похоже, тоже незамысловата.

Приближу для ясности. Что до меня, то мне жалко птичку машину. Я к ним отношусь как к живым существам. Отдали бы в Россию, в условиях санкций ещё поездила бы. И бетон, изображающий скальную породу, тоже бы пристроили для восстановления разрушенных украинских городов.


Эта скульптура, очевидно, гимн феминисткам. Мужичок  боязливо выглядывает 
из кармана, в одной руке она крепко держит маску измождённого своей угнетённостью бедолаги, в другой - шар Земной. Из головы торчат ракеты, за спиной - меч, или скалка. Кто вообще сказал,что феминизм - борьба женщин за равноправие? Ерунда! Это борьба женщин за тотальное доминирование над мужчинами. Если хотите, не только борьба, но и образ мыслей. Покажите мне хотя бы одну женщину, которая бы отстояла равные с мужчинами права и остановилась на этом? Она по инерции будет стремиться создать перевес в правах в свою пользу и подчинить мужика. Странно только, что скульптура пока не на центральной площади, а всего лишь на выходе с центральной городской парковки. Хотя и это можно объяснить: время открытых массовых демонстраций закончилось, теперь женщины действуют умнее, из тени. Пользуясь отсутствием дома большую часть дня работающего мужчины, захватывают исподволь этот плацдарм и диктуют уставшему после работы мужу свои условия. И детей соответственно воспитывают.

Кстати, вот и они, мечтательно смотрят вверх, задрав головы. Но взгляд мальчика ниже и он более зажат, чем будущий гегемон справа от него. Видимо, уже предчувствует свою участь...

Рисунки на стенах с обозначением профессии хозяина ныне уже не в моде. Да и муниципальные они - эти многоквартирные дома. Не допросишься разрешения на разрисовывание фасада. Проще поставить на балкон такую вот конструкцию. Тут живёт мастер по слуховым аппаратам. Хотя, если вспомнить о существовании ЦРУ и КГБ ФСБ, можно и другое объяснение найти...

А тут всё в одном: и барометры и термометры и другие приборы, отслеживающие состояние атмосферы. Можно прогноз погоды самому составлять.

В заключение предлагаю посмотреть новогодние украшения города.  Кабинки фуникулёра из Люцерна на знаменитую гору Пилатус здесь летом не было, установили к Рождеству. Деревянные кабинки на переднем плане - не пункт бесплатной раздачи компота, хотя слово "компот" и написано. Это - домики одного архитектора.

Справа - фрагмент уже известного нам по июньскому путешествию глазного яблока Лукреции.

Сейчас оно накрыто крышкой.


К сожалению, Рождественские конструкции уже начали разбирать, не дожидаясь Нового года. Что поделаешь, главный праздник в Европе - Рождество.

Но получить представление, как здесь было весело, пока ещё можно. 

У Кура есть одно преимущество, вытекающее из его расположения — отсюда расходится множество туристических маршрутов, например, железнодорожные «Ледяной экспресс» и «Бернина-экспресс», а также целый ряд автобусных рейсов по кантонам Граубюнден и Тичино. Поэтому вполне можно совместить посещение города с какой-нибудь поездкой. Например, если ехать в Санкт-Мориц, Преду или Давос, то дорога в любом случае пройдет через Кур. Это, кстати, и стало главной причиной, по которой мы в нём оказались летом. Так что если транзитом здесь окажетесь, не поленитесь уделить время на знакомство с городом, он того стоит. Одного дня вполне хватит.



Р.S. 1. Это номера псалмов, которые поют во время службы. Маленьким шрифтом - номера отрывков, которые надлежит петь. Псалтыри или раздаются перед началом службы или лежат постоянно на полочках в спинках сидений. В данном случае - номера псалмов, певшихся на Рождественской службе 2 дня назад. 
2. Для иностранных читателей блога: "проехать остановку" - тут игра слов в русском языке. Одно значение - проехать на общественном транспорте от остановки А до остановки В. Другое значение - пропустить её, не выйти на своей остановке.













Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...