Она же зимой, уже с рождественскими звёздами.
Она же, вид с алтарной части.
Только сейчас на фото заметил, что надо мной, когда я удалялся от церкви, кружился херувим (справа вверху). Наверное, радовался, что русские еретики покидают протестантскую святыню.
Но радовался он рано: я ещё в церковь своё православное рыло не совал не заходил.
Перед входом в церковь в 18 веке установлен фонтан со знаками зодиака.
Рядом с фонтаном — макет старого города Кура.
Интерьер церкви Св. Мартина строг, как во всех протестантских церквях.
Даже рождественского ковчега не соорудили, обошлись ёлкой.
Орган в алтаре: оригинальный ход. Обычно его располагают над входом, напротив алтаря. В больших соборах - вдоль нефа.
Почему не установить его здесь, на хорах?
Интерьер церкви интересен прежде всего тремя замечательными витражами работы Августо Джиакометти, выполненными в 1919 году и посвященными рождению Иисуса Христа.
Кто знает, что обозначают эти цифры на стенах? Минуту на размышление, ответ - в постскриптуме п.1.
Театр начинается с вешалки. То, что церковь - театр, я думаю ни у кого после этого не будет сомнений. Но забота о людях чертовски очень приятна...
В ту же тему и крючки на спинках сидений.
Поскольку Кур долго управлялся князьями-епископами, для них на холме был построено что-то вроде крепости, внутри которой находился их дворец и кафедральный собор. Простые горожане жили внизу, там, где мы сейчас находимся.
Поднимаемся по каменным ступеням вверх через башню Hoftor
и оказываемся внутри крепости.
Отсюда открывается удивительный вид на снежные вершины.
Hof — (дословно — «двор») это некогда форт, окруженный стеной, на котором возвышается Кафедральный собор Вознесения Богородицы. Здесь же находился замок епископа.
Я назвал собор Вознесенским, но с тем же успехом можно назвать его Успенским. На протяжении многих столетий и православная и католическая церкви отмечали праздник Успения Богородицы. Даже даты в обеих церквях совпадали: 28 и 15 августа, соответственно. И тут начинается самое интересное: Папа
Римский Пий Двенадцатый написал энциклику "Munificentissimus Deus" от
1 ноября 1950 года и там установил догмат "assumptio", о телесном
взятии Девы Марии на небо. Догмат основывается на сказании, согласно которому
умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом
вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим
Фомой, останков не было обнаружено.
Зачем
нужен был этот Папский догмат, даже западное духовенство это не могло понять,
ведь историю праздника знали все Церкви и до 1950 года и ни кто не сомневался
в восшествии на небо Девы Марии. Кроме того, ещё средневековые художники
писали картины и росписи для западных храмов о Вознесении Девы Марии на небо. Но Папа решил
всё это утвердить своей подписью! (Как это по-русски, утверждать документально в один прекрасный момент веками устоявшуюся традицию! Он, наверное, в КГБ работал? Нет, тогда ещё оно именовалось ГПУ. Явный прокол резидента... Всё равно, что "засветиться" на светском рауте с папиросой, у которой мундштук прикушен русским двойным прикусом, курильщики со стажем меня поймут). С
этого времени (1950 год), праздник получил новый статус, как
Вознесение на небо Девы Марии. Поэтому православные продолжают отмечать Успение, а католики стали отмечать Вознесение. Мне на эти конфессиональные разногласия наплевать, здание было построено задолго до 1950 года, поэтому я считаю себя вправе именовать данный собор как захочу. Не удивляйтесь, если через раз, это один и тот же собор.
Сейчас здесь сохранились башни и окружная стена, а также различные старинные постройки вокруг Кафедрального собора.
В центре Хофа - старинный фонтан.
На асфальте - схема Старого города.
В одном из помещений соседнего с епископским дворцом дома проводится ремонт. Строительный мусор выбрасывается из окна не на землю, поднимая тучи пыли, коими дышат горожане и туристы, а в мусоропровод. Опять забота о людях, ну и культура производства.
Интересно что за пол-года ничего не изменилось. Добавилась только гигантская бетономешалка. Очевидно, здесь не просто масштабный ремонт, но кропотливая реставрация.
Вот, собственно, и сам епископский дворец, украшенный в барочном стиле.
Интересные и явно старинные лоджии на одном из домов Двора.
К сожалению, нас в дом никто не пригласил, каравая с солью не вручил, поэтому пришлось снимать издали.
Главная достопримечательность Хофа — католический собор Вознесения Девы Марии (Kathedrale St. Maria Himmelfahrt). Когда-то на этом месте находилось святилище ретов, потом римский храм Юпитера, а затем — ранние христианские церкви.
Епархия
в Куре образовалась еще в 4-ом веке. Первый епископ епархии Кура был
зарегистрирован в 451 году. Предположительно первый собор был построен
около 450 года. Нынешнее здание кафедрального собора строилось в период 1150-1272 годов в виде
романской базилики.
Башня
с куполом в стиле барокко была добавлена в 1600 году. По стилю не сочетается с собором и смотрится инородным телом, но путеводители об этом диссонансе не упоминают, одни восторги.
На портале собора - остатки росписи, он действительно хорош!.
Посмотрите, какая тонкая резьба!
Внутри собор построен по схеме трёхнефной романской базилики. Современный
интерьер, созданный несколькими веками позже, не представляет особого интереса,
однако внутри можно найти несколько сокровищ. Например, сохранившиеся местами средневековые фрески. Под ними триптих-складенец, мне он тоже понравился, но эта работа не древняя, скорее всего 20 век, край - конец 19-го.
Или хоры, стоящие под углом к нефу - уникальная особенность храма.
В алтаре собора находится уникальный готический триптих, посвященный Деве Марии и выполненный в 1486-1492 годах мастером Якобом Руссом. Вырезанный из дерева и богато позолоченный, это самый большой готический триптих в Швейцарии. У входа в крипту - статуи 13 века. С этого ракурса видны только 3 из 4-х, последняя спряталась под лестницей.
В крипте находятся средневековые захоронения. Вот где подлинная старина!
Там же нахожу ещё один триптих, посвящённый Деве Марии, по виду - 16 век.За углом кафедрального собора видна колокольня ещё одного храма. Это - церковь Святого Луция. Считается самой
старой церковью в городе. Спорный вопрос. Да, изначально она была построена в 730 г. Но нынешний облик церкви относится к началу 16-го века, т.е. стены моложе собора Успения Девы Марии. Хотя крипта 8 века действительно самая древняя в городе. Как судить? Но в любом случае оба собора хранят очень древние святыни. С ума сойти, начало 8 века!!! Для справки: первый правитель на Руси - князь Рюрик правил с 862 - по 879 год, т.е. на 1,5 века позже!
Мы подойдём к собору Святого Луция чуть позже и с другой стороны. Белая башня на снимке относится к нему.
Дальше нас с женой ожидало приключение. Мы дошли до окраины Кура. Упёрлись в горы. Одинокая ленточка шоссе серпантином вгрызалась в скальную породу и исчезала где-то в небесах. Мы уже хотели было вернуться, но тут я заметил, что за вторым витком серпантина на склоне горы стоит ротонда. Вот бы туда забраться, вид изумительный! Весь город будет на ладони! Мою фото-инициативу поддержала жена, но подниматься в гору пешком она категорически отказалась. Не беда, наш проездной действует и на общественном транспорте Кура. На остановке посмотрел расписание, в горы идёт единственный маршрут автобуса - №20. А! Плавали - знаем, этот автобус идёт до Аросы - всемирно известного горнолыжного курорта в 40 км от Кура.
Подойдёт через 15 минут, проедем одну остановочку. Садимся. Едем. Но несмотря на то, что мы встали у дверей заранее и даже нажали кнопку звонка водителю, мимо ротонды автобус пронёсся, не снижая скорости. Получилось, действительно проехали остановочку. Только свою (смотри P.S. п.2.). Виток за витком автобус поднимался всё выше в горы. На очередном повороте далеко внизу промелькнул Кур. Ещё и ещё раз. Наконец, автобус остановился. Два домика, похожие на служебные помещения и больше ничего: скалы и лес. Двери домиков заперты: в Швейцарии чтут трудовой кодекс. Если клерки ещё могут остаться на переработку, то рабочие: ни-ни. Делать нечего, надо возвращаться. Но тропинок вниз нет. Идём вдоль шоссе по встречке, максимально прижимаясь к отбойнику. Дорога узкая, пешеходной дорожки нет. В довершение наших бед возобновился дождь. Водители, по возможности объезжая нас, иногда для этого останавливаясь и пропуская встречный поток, с удивлением на нас поглядывали: откуда здесь эти идиоты туристы? Вот это шоссе, справа на фото:
Зато виды порой открывались офигенные, нет худа без добра.
Наконец, появилась тропинка, ведущая от шоссе вниз и вскоре мы оказались у каменной стены какого-то монастыря. Ба! Да это же церковь Св. Луция! С этой точки съёмки выстроились в ряд башни всех трёх церквей: Св. Луция, Вознесенской, Св. Мартина.
Спортивный комплекс с шикарным бассейном.
На склонах холма - церковные виноградники.
Очень удобная дорожка огибает владения церкви Святого Луция. Немного о последнем: Святой Луций распространял христианство в этих краях и был замучен римлянами в 176 г. Его останки хранятся в соборе, а сам он считается святым покровителем Кура и всей Реции. Справа - стена церковной ограды. На горизонте - барочная колокольня церкви Успения.
Спускаемся с гор на равнину мимо средневековой башни
Sennhofturmn, являющейся остатком средневековой тюрьмы, в настоящее время - частью городской тюрьмы (какая преемственность! В левом нижнем углу снимка),
и гуляем по городу. Много примечательных зданий. Например, Antistitium (справа).
Это здание включено в список памятников архитектуры. Дом расположен на улице Kirchgasse 12, в старом городе Кура. Его можно найти, если идти от церкви св.
Мартина в сторону холма Hof.
В
1470 году этот дом был выкуплен настоятелем из Дисентиса. До Реформации здание
принадлежало монастырю Disentis. После Реформации с 1557 года оно
использовалось в качестве официальной резиденции главного священника Кура,
который проповедовал в церкви св. Мартина. Это было одно из немногих зданий,
уцелевших после пожара в 1574 году.
Стоит
зайти внутрь здания и полюбоваться изукрашенными потолками.
Или вот ещё дом. Всё собрали на этом фасаде: гербы, солнечные часы, график какой-то функции, всадника. Что общего между этими символами?
Мощёные улочки, подворотни, магазинчики… Атмосфера спокойствия и неторопливости, так и хочется задержаться здесь подольше.
Возможно, эту дверь сделали сразу после пожара, в 16 веке, до того старой она кажется.
Эркеры - непременный атрибут большинства швейцарских городов. Но здесь они неглубокие, выступают из стены совсем чуть-чуть. Расписной козырёк крыши часто встречается в другом швейцарском городе - Бадене (близ Цюриха), но в Куре - редкость. Уютная средневековая
площадь под названием "Арки" (Arcas). В маленьких городках такие площади обладают особым шармом. Они как бы останавливают суету и приглашают посидеть за одним из столиков многочисленных ресторанчиков с многовековой историей. Площадь, заметьте, неправильной формы, ближе к равнобедренному треугольнику.
Вот ещё замечательная роспись, судя по манере исполнения, не очень древняя. Я её назвал: "Пастух на ходу застёгивает ширинку".
И сам домик очень швейцарской архитектуры.
А здесь моё внимание привлекли окна второго этажа.
Массивные железные средневековые створки. Вот такими мелочами и интересен Кур. Они объединяют вроде бы разные по стилистике здания в единый ансамбль, создают ощущение целостности и прикосновения к средневековью.
Вскоре после пожара было отстроено и это здание: 1584 год. Крыша не симметрична от слова "совсем". Зеркальные окна первого этажа - уже современные веяния. Лайфхак: прежде, чем зайти, можно привести в порядок свою одежду и внешность.
Орёл здесь утратил державные черты и больше похож на ворону обыкновенную из средней полосы России.
На первом этаже этого дома - один из старейших ресторанов Кура. "Союз трёх" буквально переводится название. По нашему: "Сообразим на троих".
Узкие улочки, в которых никогда не бывает солнца, здесь тоже имеются.
Часто на домах рисовали картинки, обозначавшие род занятий владельца. Кто здесь жил: портной или банщик? Но причём здесь дубина, которую он держит двумя пальцами? Почему на фоне гор? Свои версии оставляйте в комментариях.
Магазин известного швейцарского бренда. В России такие часы - предмет роскоши и элемент престижа.
- Скажите, который час? - Ща на Ролексе гляну, братан!
Здесь страна равных возможностей и любой человек может посмотреть время на Ролексе, висящем на фасаде.
В том числе и украинцы, для которых предназначена информация на дверях департамента культуры и образования. Наверное, бесплатные курсы ретороманского языка. Или работа уборщиком в департаменте.
Такой оригинальный фонтан или чаша для сбора дождевой воды установлен на Почтовой улице недалеко от нашей гостиницы. Можно использовать в качестве джакузи. Название фонтана - Слезы Лукреции. Похоже на её глазное яблоко в срезе. Немного кровоточит после операции.
Есть и монументальные здания. Что за контора? Административное здание Ретийской железной дороги. Коллеги, в общем. Здание красивое. И парк хороший. Но слабовато для управления дороги. Много ли тут чиновников разместишь? Наши управления дорог покруче будут. По 12 - 15 этажей и то всех чиновников не вмещают. Приходится дополнительно арендовать другие здания в городе. Швейцарские чиновники что, о детях своих не думают? Сам засел в кабинете и ладно? А дети пойдут путевыми обходчиками или слесарями по ремонту локомотивов работать? Так там же платят копейки, да ещё и работать надо. Наши чиновники не в пример швейцарским, думают на перспективу. И о детях, и о внуках, и о внучатых племянниках. Административные здания служб железных дорог являются городом в городе. У нас на одного рабочего приходится 3 чиновника. И это не предел. Вот - размах! Сам забрался - помоги другому. Так что это здание по российским меркам маловато будет...
Кантональный банк Граубюндена - это уже эклектика с элементами барочного стиля и модерна.
Интересная скульптура установлена рядом с банком, названия в инете я не нашёл. По виду - трубочист на ходулях.
Начало Почтовой улицы, которая ведёт в старый город и к нашему отелю. Вдали - башня Св. Мартина, мы там уже были.
Ещё здесь интересно здание кантональной библиотеки. Тоже эклектика с элементами барокко и классицизма. Уже не современное, как банк, а 18 или 19 века.Если есть желание лучше ознакомиться с
творчеством швейцарских художников Августо Джиакометти и его кузена Джованни, а
также сына Джованни — Альберто Джиакометти, стоит заглянуть в Музей Искусств
Граубюндена — Bündner Kunstmuseum.
Клан
Джиакометти, и, в частности, Альберто (все родом из Val Bregaglia, из южного
Граубюндена) — единственные всемирно известные местные мастера. Их работы
занимают почти весь верхний этаж музея, посвященный художникам кантона
Граубюнден. Зал на первом этаже отдан под работы Анжелики Кауфманн (1741-1807),
уроженки Кура. Кроме этого имеются работы целой плеяды современных художников,
включая Ленца Клотца и Гигера.
Своеобразное у них тут, в Граубюндене, представление об искусстве...
Но понять их вкусы можно: кантон считается горным, не случайно ретороманский язык сохранился именно в здешних труднодоступных горах. Людям, впервые с гор спустившимся, такие композиции, как эта, "зайдут" на ура. Они и не такие скалы ещё видели. Называется она незамысловато: "Авто со скалой". Мысль создателя, похоже, тоже незамысловата.
Приближу для ясности. Что до меня, то мне жалко птичку машину. Я к ним отношусь как к живым существам. Отдали бы в Россию, в условиях санкций ещё поездила бы. И бетон, изображающий скальную породу, тоже бы пристроили для восстановления разрушенных украинских городов.
Эта скульптура, очевидно, гимн феминисткам. Мужичок боязливо выглядывает
Комментариев нет:
Отправить комментарий