вторник, 17 марта 2020 г.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Киров - Псков. Часть 1-я: Кострома.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Киров - Псков. Часть 1-я: Кострома. День первый. 4 сентября 2014 года.

Маршрут с конечной точкой во Пскове планировал не от начальной точки до конечной по кратчайшей дороге, а с тем, чтобы не спеша охватить наиболее интересные города, для... семь вёрст - не круг. Выехали из Кирова довольно поздно: в 10 утра. Традиционно при выезде заморосил дождик, но для нас - это проверенная хорошая примета. Тем более, что вскоре он закончился. Первая точка для ночёвки намечена в Костроме. Я не раз раньше пролетал галопом мимо сего города, путешествуя в Ростов Великий, Переяславль-Залесский и другие города "Золотого Кольца", иногда заезжал на час-два, но в этот раз запланировал познакомиться с ним поближе. Забегая вперёд, замечу, что не пожалел.
Киров - Кострома: 622 км по Р-176 и Р-243 через Котельнич, Шарью, Судиславль. Хорошие места для поесть на трассе: на въезде с Кирова на объездную Котельнича справа, а если после Кирова ещё не успели проголодаться, то при выезде с объездной Мантурово в сторону Костромы. Тоже справа. Там ещё заправка чуть дальше, в 150 метрах. Выпечка там всегда свежая и кормят довольно неплохо.
На въезде в Кострому остановились на заправке, заодно посмотрели в инете отели. Хотелось в тихом месте рядом с легендарным Ипатьевским монастырём. Нашёлся неплохой отель "Ипатьевская слобода". На берегу реки, в 100 метрах от стен обители.



Для наглядности (читай: рекламы) сделал на следующий день с утра ещё несколько фото, вторая справа машина - моя:




Ипатьевский монастырь - за забором отеля, правда, между ними ешё дорога, но её не видно.


После заселения пошли на вечернюю съёмку. Ипатьевская слобода, как, в прочим, и сам монастырь, находятся на острове, ограниченном костромским водохранилищем, рекой Кострома и Волгой. Виды - сами оцените.

Река Кострома

 с единственным мостом на остров.
 

Слева белый теплоход идёт уже по Волге. Справа с зелёными башнями - престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане.
В целом - это Архиерейский корпус XVI-XIX вв. Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот).

Слобода - она и есть слобода... Как в деревне оказались. Закат в слободе:

Слобода:

Прогулялись по острову, преувлекательнейшее занятие, скажу я вам.



 



Много болотистых участков. На острове есть ещё музей деревянного зодчества, но путь к нему пролегал через шаткие мостки над болотом, а то что мы увидели, издали нас не впечатлило после Витославиц в Великом Новгороде и Кижей в Карелии.  К тому же время позднее, наверняка был закрыт. В общем, не пошли облизывать замки.

Но виды на Кострому отсюда - райские:








Так же как и на монастырь. Немного истории под виды монастыря: Ипатьевский монастырь в Костроме занимает особое место в истории нашей страны. Даже само упоминание «Ипатьевский монастырь» вызывает бессознательное волнение и трепет… Ипатьевский монастырь относится к числу наиболее известных и значимых монастырей России. Он не отделим от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связан с царскими династиями Годуновых и Романовых и издавна является одним из главных символов Костромы. Достаточно также сказать, что именно здесь была найдена знаменитая Ипатьевская летопись… В ней сохранилась самая древняя история Руси, там в том числе говорится и о том, «откуда есть пошла Русская земля».
На протяжении столетий братия монастыря берегла Ипатьевскую летопись, названную так по месту обнаружения. Это – древний общерусский летописный свод сложного состава. Летопись обнаружил в ризнице Троицкого собора монастыря в 1814 г. историк Николай Михайлович Карамзин.
С тех пор летопись находится в поле внимания исследователей самых разных специальностей: историков, литературоведов, лингвистов, текстологов, палеографов, художников, книговедов. Установлено, что рукопись создали во Пскове в начале XV в., а вот как она попала в Кострому и когда это случилось, остается загадкой. Монастырь настолько древний, что нет свидетельств о точном времени его основания. И вопросов очень много.
Начнём с того, что, приезжая в Костромской Ипатьевский монастырь, мы всюду слышим, что это «колыбель дома Романовых». Каждая власть изобретает свою историю и насаждает её массам. А если это написано в учебниках, кто из нас поставит её под сомнение? Не тот возраст ещё - 7-8 лет. И не думайте, что только Советская власть так поступала. Это давно испытанный метод воздействия на разум. И в наши затуманенные Романовской пропагандой головы даже не приходит, что на самом деле это колыбель дома Годуновых! Ведь именно предок Годуновых и Сабуровых основал Ипатий и они на протяжении 400 лет холили и лелеяли этот монастырь. В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых одну тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более, чем 400 селами. Но обо всём по порядку.

Основание обители. Официальная версия, рассказываемая гидами и опубликованная на сайте обители: Некий татарский вельможа, мурза Чет (мурза – это дворянский титул вроде нашего князя), направился из Золотой Орды в Москву, на службу великому князю Ивану Калите. Подойдя к Костроме, Чет решил отдохнуть в красивой дубовой роще. Во время отдыха ему во сне приходят Божия Матерь с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. После этого видения Чет избавился от какого-то недуга. Благодарный мурза решил принять христианство, а на том месте, где ему пришло видение, построить монастырь. Свое слово мурза сдержал, монастырь был заложен в 1330 году, а сам Чет крестился с именем Захария. После смерти Захария похоронили в том же монастыре, здесь же похоронили его сына и внука и других родственников. Вот такая история создания монастыря, описанная на его сайте.
Странно, но прочитав эту историю у меня возникли некоторые сомнения. Представьте, прилег значит, как-то мусульманин Чет отдохнуть в дубовой рощице и вдруг ему привиделся не родной Мухаммед, а христианская Божия Матерь, да не одна, а с апостолом и священномучеником, которых и в России-то не очень знают и чествуют. Причем Чет даже в лицо их узнал. И построил не мечеть, а православный монастырь!!! Странный мусульманин.
Эта легенда «о выезде», или, как теперь говорят, развесистая клюква, появилась очень поздно – в XVII веке, в то время, когда в России стало модно представлять своих предков из немцев, татар – кого угодно, только не из русских. Историкам прекрасно известно, что подобным легендам не стоит доверять, но как часто мы сейчас читаем историков?
В это время, то есть в начале XIV века, никаких выездов татар из Орды не было по одной простой причине – это было время стабильности в Орде. Бегут, как известно, с тонущего корабля, а зачем убегать из цветущего государства? Да и куда он, хворый, собрался. Здравомыслящий человек сначала возьмёт больничный, пролечится хорошенько, а потом, здоровый, поедет на работу, тем более, ещё только наниматься.
 До XVII века никому не приходило в голову называть основателя Ипатьевского монастыря татарином. Потом пришло. Это зафиксировал бдительный к слухам Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского». Его младший современник Пушкин прочитал и так впечатлился, что назвал Бориса Годунова, жившего через 300 лет после Захарии Чета, – татарином…

На самом деле он был исконно русским человеком, боярином, владевшим на костромской земле обширными землями. А служил он не великому князю Ивану Калите, а галицкому князю Даниилу.
Филипп и Ипатий празднуются в один день и святые эти – редкие, скорее всего это были второе и третье имена боярина Захарии Чета, а 27 ноября соответственно – день его рождения. И монастырь он основал в честь своих небесных покровителей.
Говорит ли это о том, что никакого явления Захарии Богоматери с Филиппом и Ипатием не было? Отнюдь! Известно немало примеров того, как святые покровители конкретного человека являются ему. Если же Захарии явилась Сама Богоматерь, то это, конечно, явление исключительное, что говорит о благочестии боярина.
Как человек, пусть знатный и богатый, но все-таки человек, может увековечить память о явлении Богоматери и святых? Конечно, построив на этом месте храм или монастырь. Именно это Захарий и сделал.
Но самое интересное, что Захарий не ограничился постройкой одного монастыря. Невдалеке от Ипатия, в Селище, стоит храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских, христианских подвижников начала IV века. Это еще более редкие святые, чем Филипп и Ипатий.
Раньше здесь был монастырь в их честь – Захарий Чет построил его по случаю благополучного разрешения своей супруги двойней – мальчиком и девочкой. По преданию, это произошло в дороге. Так как в этот день – 23 июня – празднуется память святых мучеников Александра и Антонины (брата и сестры), младенцы и были названы в их честь. А на берегу Волги выстроен монастырь. Вот как люди умели благодарить Бога. Строили не хоромы на Рублёвке, а храмы за пределами МКАД, где жизнь, кстати, есть! В честь рождения детей не пуляли в небо из Макарова с окон мерседесов на пыльных и многолюдных улицах Москвы, а строили церкви...

У правнука Захарии Чета - Ивана родились дети: Федор, прозванный Сабур, и Иван, прозванный Годун, – от них пошли фамилии Сабуровых и Годуновых.
В Никоновской летописи и в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается об участии праправнука Захария Чета - Федора Сабура в Куликовской битве. Тогда он спас жизнь самого великого князя Дмитрия Донского. Федор Сабур воевал в полку у воеводы Ивана Квашни.
Это был древний боярский род, служивший галицкому князю Даниилу. Они сохранили для нас древнейшую русскую летопись, а сам Захария Чет был известен своим благочестием. Поэтому неудивительно быстрое возвышение рода и то, что потомки Захарии Чета дали России двух царей – Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой набожностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Завещали похоронить себя на монастырском кладбище практически все потомки Захарии. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько поколений предков Бориса и Ирины: их родители — Фёдор Иванович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), их дед Иван Григорьевич Годунов и его супруга (нам известно только её иноческое имя Агриппина), их прадед Григорий Иванович Годунов (в иночестве Герасим) и другие. В монастыре был погребён и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделавший для карьеры своего племянника Бориса при царском дворе. Если бы Борис Годунов не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с отцом и матерью.
Сабуровы и Годуновы – родня от одного корня, и род этот настолько же велик, насколько и оболган в истории – это наша «потерянная царская династия».

Мы часто говорим о самодержавии, о царской власти, но у большинства из нас, после прославления царя Николая II и последней царской семьи, акцент чересчур смещен на Романовых. Они вроде как ближе и по времени, и по духу.
А что мы знаем про Годуновых? Про драму Пушкина все слышали, да не все читали. «Страшный властолюбец и убийца Борис Годунов» – вот что шепчет нам массовое сознание, глубоко ложное! И читаем мы в основном историков романовской эпохи: Карамзина, Ключевского и т.п.. Я не скажу, что их произведения - заказные, но политическая атмосфера той поры и того дома сказывается.
Здесь я скажу ключевую вещь: на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми, мало того – готовили их для занятия престола – в случае если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии.
Для Ивана III, Василия III, Ивана Грозного и Федора Ивановича это была, так сказать, запасная династия. Но я слишком увлёкся этой темой. Если интересно, пройдите по ссылке: https://pravoslavie.ru/57723.html
 
В смутное время, в октябре 1608 года, Ипатьевский монастырь перешел в руки сторонников Лжедмитрия II, но в феврале 1609 году костромичи восстали и осадили монастырь. Вот только взять его сразу не удалось, обитель представляла собой хорошо укрепленную крепость. На помощь повстанцам пришло войско Василия Шуйского во главе с воеводой Дмитрием Жеребцовым, к сентябрю того же года крепость была захвачена. После того как польские интервенты были выбиты из Москвы, князь Пожарский созвал представителей от городов по 10 человек, для выбора царя. В январе 1613 года Земский Собор был созван, число участников оценивалось от 700 до 1500 человек (ни хрена себе разброс, а может, 30!). После бурных споров выбор пал на несовершеннолетнего Михаила Федоровича Романова. Избрание состоялось 7 февраля, однако официальное объявление было сделано лишь 21 февраля. К тому времени Михаил Федорович со своей матерью, инокиней Марфой (Романовой), находились в Костроме в Ипатьевском монастыре.
Заметьте: то, что обитель приютила инокиню Марфу, а заодно и её сына, будущего царя Михаила, отнюдь не значит, что это их вотчина. Мне это скорее напоминает сюжет русской народной сказки про лису, попросившейся на ночлег в лубяную избушку доверчивого зайца, после того, как её, ледяная, растаяла. Да так лиса и осталась там жить. По вечерам лиса так же как и мы, наверное, любовалась закатами... Но этой идилии пришёл конец, когда польские интервенты прослышали про избрание и попытались разыскать Ипатьевский монастырь и Михаила Романова, опередив бояр, шедших звать его на царство. Правда тут вмешался случай в лице Ивана Сусанина, уведшего поляков в другую сторону по уже упомянутым мной болотам. К нему ещё вернёмся. Мне откровенно было не понятно поначалу, как находившийся с октября 1608 года до февраля 1609 года в руках сторонников Лжедмитрия II Ипатьевский монастырь до того стёрся из их, поляков, памяти, что через 4 года они прибегли к помощи проводника для его поиска? Потом, правда, разобрался. Позже расскажу.

 После восхождении Романовых на престол, члены царской семьи стали почитать монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады. Вот откуда убеждённость экскурсоводов и некоторых историков в том, что Ипатьев монастырь - колыбель дома Романовых. К основанию монастыря и к его строительству они не имеют никакого отношения. Разве только к пополнению своими вкладами монастырской библиотеки и к некоторым перестройкам стен.

С утра проходим в монастырь через Северные ворота. В 1767 году к приезду в Кострому Екатерины II с северной стороны стены были сделаны ворота в стиле барокко, в последствии они и стали основным входом в монастырь. В свой приезд Екатерина пожаловала монастырю 3000 рублей. 7 октября 1834 г. император Николай I так же посетил прославленную обитель и повелел ее восстановить. В марте следующего года монастырь уже был возведен в степень первоклассного. Восстановительные работы проводились и при Александре II. Все Российские императоры начиная с Николая I посещали Ипатьевский монастырь. Традицию посещения монастыря подхватили и президенты России. Улавливаете причину?


Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»). XVI-XIX вв. Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители - бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. Нам остановиться там не предложили...
Между колокольней и палатами бояр Романовых в 1839 году установлена мемориальная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

В этом здании проживал молодой Михаил Романов, когда в марте 1613 года сюда прибыло посольство Земского собора, и 16-летний Михаил был избран царем. 6 часов его уговаривали, прежде чем он согласился принять предложение и поехать в Москву на царство. С тех пор все члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей посещал обитель и приносил щедрые дары.
Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы - К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве) и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.

Экскурсии ведут штатные экскурсоводы турбюро и монахини. Я так и не понял, откуда в МУЖСКОМ монастыре монахини? Спросить не получилось: мы нарвались на штатную. За экскурс заплатили, а дополнительную плату за фотографирование в Царских чертогах посчитали нескромной и торг неуместным.

По преданию южную половину дома занимал Михаил, а северную — его мать инокиня Марфа. Северная - справа. Для женщин: там, где рябина.

С 1621 года началось восстановление монастыря. Были отремонтированы стены и здания, поврежденные во время его осады. По велению царя Михаила Федоровича территория монастыря была расширена и ограждена каменной стеной. Новая территория стала называться — Новый город.

Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче на месте «Годуновского» храма середины XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха - «зелейной казны», хранившейся, по некоторым сведениям, в подклете собора. После взрыва мало что уцелело из вкладных икон. Новый значительно превосходил размерами старую церковь. Была еще построена новая церковь Иоанна Златоуста, но в последствии за ветхостью она была разобрана.

В советские времена монастырь был закрыт. В его стенах размещались казармы, жилые кварталы, танцплощадки и только в 1958 году было принято решение о реставрации Ипатьевского монастыря. В 1993 году в обители возобновилась монашеская жизнь, а в 2004 году ее передали русской Православной Церкви. На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.



Внутри троицкий собор больше напоминает музей, чем храм. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле барокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.
Всюду снуют работники музея, их задача запрещать делать фотографии в храме. Я не пойму, откуда эта дикая традиция запрещать фотографировать в церквях? Тем более, что это церковь-музей, службы в данный момент не шло и фотографы ни кому не мешали.
Звонница. Колокольня. XVII-XIX вв. Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной. К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева. В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова. Спасибо, конечно, за халяву, но у нас на Руси не принято заранее поздравлять, а 400 лет исполнилось только в 2013 году.

Слева - свечной корпус. XIX в. Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки: поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость. Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города. Ипатьевский Свечной завод в XIX веке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.

Братский корпус XVI, XVIII вв. предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек.  Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами.


Вышли из монастыря погулять по слободе. Делаем выводы. Посещение монастыря не вызвало безудержных восторгов, коими я иногда грешу). Монастырь, понятно, древний, с историей. Но сейчас его энергетика ломаная, не чувствуется намоленности, глубокой и разлитой повсюду благости и умиротворения, которая несомненно присутствовала здесь раньше всецело и всюду. На старых фото обители мои бессознательные инстинкты бесспорно отмечают этот субъективный факт. А что еще ожидать от десятитилетий богоборчества в этом историческом месте? После танцулек и конюшен? Я больше умиротворился, гуляя по слободе.


Под хруст купленных в лотках за стенами монастыря пирожков по снятому вчера со всех ракурсов мосту через р.Кострому поехали в центр. Жене захотелось сделать перерыв между великими памятниками и она настояла на осмотре музея по-проще: музей-усадьба льна и бересты. Её бабушка ткала когда-то из этого материала разные изделия, тема знакомая жене с детства и напоминающая о нём. На траве у входа лежат пучки льна. А интересно, есть ли на Свете музей конопли?

Музей не очень популярный у местной публики и у туристов, надеяться на сбор группы не приходилось, поэтому экскурсию нам проводили индивидуально. Бесплатно, не считая мелочь за входной билет. Тут рады каждому посетителю.


Рассказывают и показывают всё очень подробно.







 Добавилась и береста:

Я выкладываю много фото на случай, если кто-то занимается поделками, может их натолкнёт на какую-то идею.











Всё можно потрогать и попробовать самому:



 

Женский Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костромской области — место хранения знаменитой чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, покровительствующей семейным ценностям, а также Романовым. Но последним не помогло. Обитель, первоначально бывшая мужской, за свою историю несколько раз перестраивалась. Монастырь закрыт для посещения мирянами, зайти можно только в часовни и Богоявленский собор — древнейшее уцелевшее каменное здание. Территория обнесена внушительным забором. Наталкивает на мысль о бешеном темпераменте костромских монашек, от которых миряне не раз страдали. В других женских монастырях вход на территорию мирян обоего пола не возбраняется.



В Богоявленский собор можно пройти сразу с улицы. Вход не впечатлил: заходишь в уличные ворота и через коридор попадаешь в сам храм.
К главной святыне монастыря — Феодоровской чудотворной иконе, почти всегда стоит небольшая очередь. Образ, считающийся творением Луки, относится к 12 веку. На его обратной стороне нанесено изображение мученицы Параскевы. Икона покровительствует невестам, рождению детей. Именно этой святыней отец Александра Невского Ярослав благословил брак своего сына. Образ, который хранился в Городце, пропал во время татаро-монгольского нашествия, а затем, согласно преданию, был обретен вновь на месте, где теперь построен храм. Стырили, короче, костромичи. Снимать категорически! Опять... Но зато снаружи храм смотрится очень выигрышно.

Богоявленско-Анастасиин монастырь был заложен в XV веке старцем Никитой – родственником и последователем преподобного Сергия Радонежского. Древнейшей постройкой монастыря является Богоявленский собор, на строительство которого крупную сумму пожертвовал Иван Грозный (в наше время сказали бы «выделил из бюджета»).


Среди других святынь монастыря — Смоленская-Костромская фреска с изображением Богоматери, мощи Никиты Костромского и страца Тимона, крест с частичками мощей, хранившийся раньше в Игрицком мужском монастыре, а также складень-мощевик с частью риз Иисуса Христа и Богородицы.

А в эту церковь мы ехали не целенаправленно, но случайно увидели, проезжая мимо вдоль Волги. Ай, какая красавица!

Эклектика, но древнерусский стиль преобладает.

Уже потом я прочитал, что церковь Воскресения на Дебре — одна из самых замечательных церквей Верхнего Поволжья, памятник русской художественной культуры 17 века. Построенная на Волжской набережной на пожертвования горожан, сегодня она осталась единственным сохранившимся в Костроме посадским храмом.

Она была построена в середине 17 в., правда, есть легенда, что этот храм намного старше. Князь Василий Ярославович любил выезжать на охоту в эти края и построил деревянную церковь для своих псарей.

За годы существования церковь неоднократно переделывалась. В 18 в. здесь появились арочные просветы галереи и новая кровля. 



К концу 19 в. была пристроена ризница и по-новому расписаны фрески.
 

В 1913 г. сюда заезжал сам Николай II, а вот в советские годы этой церкви, как и многим другим, пришлось туго, несмотря на то, что службы здесь продолжались до 1930-х гг. Здесь устроили зернохранилище, практически все имущество храма было разграблено, а пол и стены выломаны.



В 1960-е гг. началась реставрация здания и икон. Над иконами и иконостасом работа продолжается по сей день (нас внутрь не пустили), а вот здание практически восстановлено и снова радует удивительной росписью: зелеными и серебрянными куполами, шашечной раскраской и другими необычными для церкви декоративными элементами.





На этом прервёмся. Про Кострому можно рассказывать много. История Костромы насчитывает почти девять столетий, она основана в 1152 году. Про Ивана Сусанина, так же как и про дебаркадер, где снимался фильм "Жестокий романс", я расскажу позже, мы заглянем в этот город на обратном пути из Пскова. Сусанинскую площадь и набережную мы посетили вообще в другом путешествии. Не буду путать хронологию фото наших посещений объектов, пусть и в ущерб целостности рассказов о городах.
А мы продолжаем наше путешествие во Псков.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...