пятница, 4 сентября 2020 г.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Псков - Киров. Часть 13: Великий Новгород.


МЫ - ПСКОПСКИЕ. Псков - Киров. Часть 13: Великий Новгород. День девятый. 12 сентября, суббота.

Порхов - Великий Новгород: 150 км. Великий Новгород был выбран следующим пунктом путешествия и местом ночёвки не случайно: мы тут бывали в прошлых путешествиях и захотелось отдохнуть от довольно насыщенного графика в тихом, уютном и очень чистом городке, ещё раз полюбовавшись его памятниками. Городок с 200 тыс. населения действительно  поразил нас необычайной чистотой. Ни одного окурка и бумажки на улицах!!! Нигде в Западной Европе, особенно в не туристических местах, я не видел подобного. Да, в сравнении с Россией, вокруг достопримечательностей на Западе относительно чисто, но не так как здесь во всём городе!!! Как надо любить и уважать свой город, чтобы организовать и поддерживать такую чистоту! Браво, новгородцы! Буду к вам стремиться снова и снова.
Заселившись в уже облюбованной нами в прошлом году гостинице "Интурист", мы поужинали в находящемся неподалёку уютном и бюджетном буфете и пошли прогуляться в сторону кремля, он находится в трёх кварталах.
 Сегодня Новгород - изумительный небольшой и тихий город с богатой историей. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в декабре 1992 года, что подтверждает их выдающуюся универсальную ценность. Всего числом 37, так что перечислять их все не имеет смысла.
Вообще Великий Новгород - абсолютно уникальный город. Особенно мне нравится история его возникновения. В учебниках говорят: «Образовался на торговом пути из Варяг в Греки». В жизни же все было проще: в озере Ильмень на зимовку останавливались торговые караваны, тогда из леса выходили бородатые мужики с дубинами и просили оплатить стоянку. Позже эти бандиты-рэкетиры переквалифицировались в торговцев и политиков (ничего не напоминает?), а также основали самый богатый и влиятельный город древней Руси. Правда, нынешние политики и торговцы городов не основывали, но влияние распространили на всю Россию и успешно перекачивают все её богатства в Москву.
Конечно, Новгороду есть чем похвастаться: это и Александр Невский, который обманул и утопил шведское войско в 21 год; это первая демократия, когда новгородцы все решали на общем сборе (вече); это и первая на Руси письменность на берестяных грамотах. В общем, Великий Новгород — это абсолютная концентрация золота, власти, знаний и свободы! Все это было до 1569 года, когда Иван Грозный решил, что новгородцы зажрались и пошел на них войной. Война получилась так себе. По пути разграбили Тверь, Клин и Торжок. А когда подошли к Новгороду, то местная знать сама вышла на встречу к Ивану Грозному узнать «в чем собственно дело». Иван Грозный не растерялся и там же всех повязал, обвинив в измене. Дальше в городе творилось страшное: чиновников и духовенство казнили пачками, людей забивали на улицах палками, жгли заживо и всячески пытали. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми!
Вернёмся в наши дни. Новгородская крепость или детинец —  памятник военно-оборонительного зодчества России XV-XVII веков, расположен на левом берегу реки Волхов. Новгородский детинец как часть исторического центра Великого Новгорода входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я, пожалуй, не буду больше упоминать эту аббревиатуру, тут практически всё входит в этот список.

Традиционно, только уже без макета, в начале рассказа представляю общий план кремля.
Общая площадь крепости новгородского детинца, которая многие века оставалась одной из важнейших оборонительных линий Великого Новгорода, составляет 12,1 га. Построенные на валу крепостные стены, протяженностью 1487 метров, имеют высоту от 8 до 15 метров. Толщина стен в разных частях крепости варьируется от 3,6 до 6,5 метров. Из построенных в XV веке двенадцати башен, до наших дней сохранилось девать.
С момента своего основания новгородский кремль был политическим, религиозным и культурным центром Новгородской земли. Здесь находится самый древний храм России – Софийский собор, памятник "Тысячелетие России", самая древняя из сохранившихся на территории России гражданских построек – Владычная (Грановитая) палата.


История строительства кремля, как и вся ранняя история Новгорода и Руси в целом, окутана тайнами и легендами. Официальной датой основания города принято считать 859 год, основываясь на поздней Никоновской летописи XVI века. По знаменитой «Повести временных лет» Новгород был основан до призвания варягов, то есть до 862 года, однако, археологические раскопки, проводимые в центральной части города говорят о том, что на территории древнего Новгорода нет культурного слоя IX века. Древнейшие из найденных деревянных мостовых датируются серединой и второй половиной X века. Глубже этих мостовых располагается смешанный и неоднородный культурный слой, точную датировку которого установить очень сложно, но можно довольно уверенно предположить, что город  существовал здесь как минимум с начала X века. Самое раннее письменное упоминание Новгорода в иностранном источнике содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». 
Древнейший центр Приильменья, столица новообразовавшегося первого государства славянских племен, место резиденции варяжских князей, вероятнее всего, располагалось на Рюриковом городище. Это подтверждается археологическими раскопками.
Первое упоминание новгородского детинца в летописях относится к 1044 г. и связано со строительством первой крепости князем Владимиром Ярославичем. До недавнего времени считалось, что до наших дней не сохранилось ни одного следа самой древней крепости, среди историков велись споры о месте ее нахождения. В ходе раскопок летом 2015 года у внешней стороны северной стены Кремля археологи обнаружили массивные дубовые бревна, вероятнее всего, фрагменты древнейшей крепости XI века. Представляете: 1000 лет дуб пролежал в земле и сохранился!

В 1116 году Детинец был расширен и перестроен князем Мстиславом Владимировичем, в результате чего крепость достигла своих современных размеров.

Очень своеобразная по форме возвышается над городом на высоту до 34 метров сторожевая башня Кокуй. На месте этой башни еще в ХVII веке существовала низкая глухая башня, именуемая в документах «раскат», что свидетельствует о том, что верхний мост ее был предназначен для установки орудий. Нижняя часть существующей башни является остатком древней башни. Высота ее не превышала высоты примыкающей крепостной стены.
 В конце ХVII века башня Кокуй была капитально перестроена. Древняя раскатная башня была превращена в главную башню Воеводского двора. Прямоугольную в плане постройку увеличили по высоте на три яруса, а над ними соорудили два уменьшающихся восьмерика. Каков запас прочности заложен в фундаменты древними строителями, что потомки возвели на двух этажном основании ещё 5(!!!) этажей! Итого, если вы не забыли арифметику, 7!!! А немалых размеров купол я бы посчитал за 8-й этаж.
 Самое верхнее помещение, находившееся во втором восьмерике, называлось «осмотрительной всего города палатой». 
 



В 1136 году в результате восстания власть князя в Новгороде была сильно ограничена, а Детинец стал центром Новгородской республики. Княжеская резиденция была перенесена на Городище, где и располагалась в течение  почти 350 лет вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 году. Как я уже писал во время обзора Пскова, за всю историю на Руси было всего 3 вечевых города: Великий Новгород, Псков и Вятка. Ну не в чести у нас демократия!

Большую часть детинца во времена Новгородской республики занимала резиденция новгородского владыки (архиепископа). Владычный двор был застроен многочисленными церквями и хозяйственными постройками. Новгородский архиепископ был фактически главой государства, хранителем казны, контролером мер и весов. Владыка избирался пожизненно, и помимо всего прочего, он же заведовал строительством. Именно архиепископы возводили надвратные кремлевские храмы. В 1333 году архиепископ Василий начал строительство каменного детинца, полная же замена деревянной крепости на каменную закончилась в 30-х годах XV века. Кремль этого периода был сложен из известняковых плит и валунов. Фрагменты этой кладки сохранились до наших дней, например, около Владычной палаты.
В XIV веке детинец был уже не единственной постоянной линией обороны Великого Новгорода. В это время вокруг разросшегося города были построены укрепления Окольного города, от которого на сегодняшний день осталось кольцо земляного вала и Алексеевская (Белая) башня.


 Глобальная перестройка кремля, в результате которой он приобрел свой современный вид, началась после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству Московскому. Военное дело развивалось, при ведении боя и обороны ставка делалась на огнестрельное оружие, а старая крепость не была приспособлена к новым задачам. Не смотря на то, что в летописях говорилось о возведении детинца по старой основе, перестройка была столь значительной, что по факту он был отстроен заново. Строители использовали план старой крепости, так как хотели сохранить направление старых рвов и насыпей, а также воспользоваться мощной кладкой древних стен.
Новгородский детинец стал первой Российской крепостью, построенной из красного кирпича. Именно этот пример положил начало строительству крепостей с характерными зубцами в форме ласточкиного хвоста. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству позволило Ивану III (Великому, не путать с 4-м Иваном, Грозным, его внуком) построить десятки крепостей такого типа: из города были вывезены огромные богатства. Многие боярские семьи были высланы в Москву. В 1494 году Иван III разорвал связи с Ганзейским союзом, закрыл ганзейскую контору в Новгороде, конфисковав все товары на огромную по тем временам сумму. Все это послужило импульсом для активного строительства на территории России при Иване Великом, а также превратило Русское государство в могучую державу. Короче: разорил Новгородскую республику, разрушил многолетние экономические и культурные международные связи, чтоб сиюминутно залатать дыры в бюджете. Теперь Москва выступала не в роли просителя дани, а нагло забирала все деньги себе, и распределяла кому сколько посчитает нужным. Система, кстати, действует до сих пор, только в более утрированном виде: сейчас все изъятые деньги Москва тратит на себя, а России бросает подачки из остатков. Но скоро и их будут "осваивать", стремимся к безотходному производству. Тогда Российскому медведю останется только сосать лапу. Отвлеклись.  
Для строительства новгородского кремля были приглашены ведущие итальянские архитекторы, кладку выполняли немецкие рабочие.


В отличие от древних русских укреплений, новгородский детинец был крепостью нового типа, полностью пригодной для ведения боя с применением артиллерии. От круглых стен отскакивали пушечные ядра, не нанося почти никакого урона основному массиву башен, которые были рассчитаны на ведение обороны, в том числе круговой.
Башни новгородского кремля состоят из нескольких ярусов, каждый из которых рассчитан на пушки разного калибра. Верхний ярус башен позволял далеко просматривать пространство, замечать противника еще на подступах к крепости. Высокие островерхие шатры возводились над башнями для того, чтобы прикрыть защитников крепости и при этом дать едкому пороховому дыму рассеиваться.
Одна из самых мощных башен - Владимирская уже в древности была проезжей. В 1311 году к ней была пристроена надвратная церковь князя Владимира. Сильно подозреваю, что она и дала название башне. Владимирская проезжая башня по своим формам близка к расположенной рядом Спасской башне. Верхний ярус обеих башен не сохранился. На стенах этих сооружений можно увидеть щели («гнезда»), где располагались «опускные решетки», при штурме ворот преграждавшие путь неприятелю. Кроме того, воротный проезд запирался мощными дубовыми воротами, петли для навески ворот сохранились доныне. Фасад Владимирской башни, выходящий в детинец, прорезан высокой аркой, появившейся здесь после уничтожения примыкавшего к ней надвратного храма. Внешний фасад башни украшен характерным для новгородского зодчества декоративным пояском из треугольных впадинок и поребриком. Кирпичным пояском обведены и арочные завершения окон. В центре фасада в нише сохранилось фресковое изображение Николы.

В течение XVII века московское правительство постоянно следило за поддержанием обороноспособности новгородского детинца. В 1701 году после сражения под Нарвой Петр I отдал распоряжение об усилении укреплений Новгорода и Пскова. Тогда же были отремонтированы стены и башни детинца. Вскоре, в связи с изменением западных границ России военное значение Новгорода упало. В 1720 году «велено Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть». Однако с 1729 года Новгород вновь оказался на некоторое время в штате крепостей по северо-западной границе.
В 1862 году рухнуло прясло стены длиной в 170 метров, примыкавшее к Дворцовой башне. В связи с намечавшимся 7 сентября 1862 года торжественным открытием памятника "Тысячелетие России" царское правительство вынуждено было срочно восстановить обрушившийся участок и одновременно провести работы по благоустройству детинца. Крепостная стена была возведена заново из нового кирпича без соблюдения древних норм. Ради экономии ее сделали значительно тоньше, с глубокими нишами.
Во время Великой Отечественной войны детинец, как и весь Новгород, сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, боев и немецкой оккупации. Так, например, у Спасской башни был разрушен деревянный шатер. В башне Кокуй находился немецкий наблюдательный пункт, и во время боев за освобождение города на башню была сброшена авиабомба. Княжая башня была «оторвана» от стен кремля, но не рухнула.


А это - вид с моста через реку Волхов. Построен этот Дворцовый пешеходный мост на месте старого, с которого в Волхов сбрасывались сотни-тысячи ежедневно репрессированных при резне Ивана Грозного.

Если не думать об этом, то видами с моста можно любоваться бесконечно.



Вернёмся в кремль.


Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор являются заповедью новгородцев.
 Новгородская София повторила своим блеском и великолепием Софийский Собор в Киеве, но и отличалась некоторыми архитектурные особенностями, меньшими размерами, более строгими формами. Она сама стала эталоном для местных храмов.

Этим чудом можно невозможно не насладится.

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако с целью экономии мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками.
Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.

Посвящение собора Софии — это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее — к храму премудрости, построенному Соломоном.
Первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Напомню, что Киевская София строилась почти одновременно, всего на 8 лет раньше. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.
Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена», очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. На фото ниже - росписи нещадно побеленного в поздние времена Софийского Собора. 

Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.

Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.  Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими.  Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор.  По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.


В Новгороде все знают легенду: во время резни, устроенной Иваном Грозным, на купол Софийского собора сел голубь, он посмотрел вниз и не смог выдержать всего того ужаса, что там творился. Голубь просто окаменел от ужаса. Он и сейчас сидит на верхнем кресте.
 Кстати, с этим связана вторая легенда. Говорят что если голубь взлетит, то Новгород будет взят врагом. Это чистая правда, т.к. с тех пор Новгород брали всего 1 раз: немцы во Вторую мировую войну. Тогда в купол собора попала бомба и голубь упал вниз (ну с места-то своего сошел).

 Раскрытые фрагменты древней кладки дают представление об облике зданий до реставрации.



Часозвоня расположена в северо-западной части Кремля. С запада к ней вплотную примыкает здание Судного и Духовного приказов, с востока - церковь Сергия Радонежского, с севера - пристройка конца XIX века. Часозвоня построена в 1673 году по заказу новгородского митрополита Иоакима. Автор и строитель неизвестны.
Часозвоня являлась колокольней церкви Сергия Радонежского, а, возможно, и других церквей Владычного двора. В верхней части постройки находились часы со звоном (отсюда и название памятника). Первоначально часозвоня завершалась двумя рядами кокошников, барабаном и куполом с крестом. В первой половине XIX века завершение Часозвони перестроено: восьмерик стал венчаться восьмигранным куполом, на котором стояли столбики с перилами, поддерживающие небольшой купол со шпилем и крестом. В годы Великой Отечественной войны это завершение было утрачено и сложено в северо-западной части Кремля. В 1980-х гг. было восстановлено древнее завершение сооружения, состоявшие из нескольких ярусов кокошников и луковичной главки. Одновременно смонтированы большие электрические часы, отбивающие каждые полчаса в 60-пудовый колокол, отлитый еще в 1647 г.
Других построек подобного типа в Новгороде не сохранилось. Часозвоня является самым высоким сооружением Кремля и имеет градостроительное значение. Памятник прекрасно смотрится вблизи и издалека и обогащает силуэт города.

Судный и Духовный приказ:


Владычная или Грановитая палата новгородского кремля - одно из интереснейших зданий некогда большого комплекса сооружений средневекового Владычного двора. Строительные работы осуществлялись повелением архиепископа Евфимия в 30-е годы XV века, о чем свидетельствуют упоминания в древних хрониках. Изображение палаты иноземных мастеров-строителей сохранилось на летописной миниатюре XVI в.
Первоначально Владычная палата, выстроенная из кирпича, была окружена открытой галереей, типичной для готических построек, ее освещали стрельчатые высокие окна, в интерьер вели порталы с лучковым фронтоном. Живописные работы были выполнены в 1441 г. В последующие столетия здание снаружи и внутри претерпело значительные изменения.
Стены Владычной палаты помнят многие исторические события. Предполагают, что в парадном зале прозвучали слова указа московского Великого князя Ивана III 1478 г. о присоединении новгородских земель к Москве. Возможно, в январе 1570 г. в одном из помещений палаты Иван Грозный устроил "кровавый пир". В 1822 г. зал верхнего этажа стал церковью, освященной в честь новгородского архиепископа Иоанна. Церковь была упразднена после 1917 г.
Название палаты "грановитая" появилось в публикациях в I половине XIX в. из-за особенностей декоративного оформления сводов готическими нервюрами - "гранями". В период оккупации Новгорода во время II Мировой войны под сводами верхнего этажа устроили ресторан и казино для немецких офицеров. В 1958 году здесь разместилась постоянно действующая экспозиция "Декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI-XIX вв.".






Здание было оборудовано по последнему слову техники: владыки любили комфорт. Тут было центральное отопление, тёплые полы, водопровод и канализация. Тут вам не там, где в рыцарских замках "передовой" Европы на головы прохожим падал "вторичный продукт жизнедеятельности" (термин не мой, введён в обиход писателем Владимиром Войновичем).

Система отопления в разрезе:

Дымоход в разрезе:

Тёплый пол к вашим услугам. А вы думали его изобрели пару лет назад?

Нижние этажи палаты служили для хозяйственных целей, использовались в качестве кладовых, погребов, столовых палат. Без Бога трапезничать не садились.

 
 
Зал верхнего этажа имел церемониальное назначение, где новгородские владыки могли принимать гостей, вручать дары, устраивать заседания, праздничные трапезы, встречать послов. Здесь после проведения исследовательских работ открыта кирпичная кладка сводов с нервюрами, опирающимися на круглый столб в центре.


 В северо-восточном углу были обнаружены глубокие ниши с полукруглым завершением, в них сохранился растительный орнамент XV в.


Достойное место в экспозиции занимают монастырские митры - памятники ювелирного искусства, иконописи и орнаментального шитья. Митра - архиерейское головное украшение, означавшее терновый венец Спасителя, а также особую славу и власть, данную Господом его служителям. Являясь важной принадлежностью архиерейского богослужения, митры украшались с особенной нарядностью. Как правило, их основа из ткани (бархата, шелка) на металлическом каркасе, расшитой золотыми и серебряными нитями, жемчугом.
Митра из Антониева монастыря поступила в собрание Новгородского музея в 1934 г. Она сохранила подлинную форму. В митре сочетается талант серебряника, живописца, вышивальщицы, украсивших убор живописными иконками, гравировкой на позолоченном серебре, золотными кручеными нитями. Сверху, в центре круглая накладка с живописной Троицей, вокруг которой закреплены медальоны с резными херувимами и серафимами. Ниже, в ряд помещены 10 килевидной формы дробниц с иконками Деисуса. Обрамление из пряденых нитей-жгутов, в кастах драгоценные камни и стекловидные вставки. Нижний край дополнен валиком с "опушью", исполненной трунцалом - шелковой нитью, обвитой по спирали серебряной позолоченной.
 



Малый иерусалим или малый сион XI в. является одной из самых ранних святынь. Происходит из Софийского собора Новгорода. Памятник сохранился, к сожалению, в руинированном состоянии.
Иерусалим - это евхаристический сосуд из позолоченного серебра в виде храма-ротонды на круглом основании, которое являет собой не что иное, как тарель-дискос с чеканным изображением Христа, исполненным с соблюдением законов пластики, которые приближают его к классическим образцам византийских мастеров. Стиль эпохи передают форма колонн, купола, венчающего креста. Барабан купола, сам купол и крест украшают многочисленные вставки из стекла.
На тарель помещались святые дары, символизируя тело Христово, и в определенные моменты богослужения (литургии) сион вносили в алтарную часть храма.
Приступая к изготовлению подобной святыни, мастер должен был готовить себя духовно. Такие сосуды требовали особого отношения, их освящали специальной молитвой.
Сегодня малый сион - это лишь остов, лишенный дверей, эмалевых дополнений. В свое время он представлял собой блистательный образец византийского искусства. История его загадочна. Возможно, это княжеский заказ константинопольскому столичному ювелиру. Можно предположить, что сион стал государственным даром византийского императора и патриарха в только что построенный главный храм Новгорода - святую Софию, как воплощение связи с русской, новгородской церковью, покровительство ей. Не случайно здесь, на новгородской земле появились образцы, напоминавшие русским христианам храм Святого Гроба в Иерусалиме, становясь храмом в храме.

Большой иерусалим или большой сион XII в. по форме и иконографии повторяет малый. В музей иерусалим поступил из ризницы Софийского собора Новгорода в 1929г. Он также воспроизводит одну из главных реликвий христиан - сень, сооружение над местом погребения и воскресения Христа, воздвигнутую над Гробом Господнем императором Константином Великим. Сион использовали во время литургии как сосуд для перенесения евхаристического хлеба. Являясь образцом высокого художественного мастерства, иерусалим стоит одним из первых в ряду памятников новгородского стиля. Виртуозное техническое исполнение, свободное владение приемами серебряного дела, знание и понимание столичного стиля эпохи, внесение местных самобытных черт вызывают восхищение зрителей.
В отличие от малого иерусалима большой имеет иные пропорции. Ювелир использует орнамент иначе, чем в византийском искусстве. Чернь на фоне и темные стекловидные вставки оттеняют золоченое серебро, придают торжественность этому грандиозному произведению.
Лицевые изображения в медальонах и на дверцах стилистически едины и выразительны. На куполе, в шести круглых медальонах представлены Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил, Гавриил и святитель Василий Великий, один из творцов литургии. Чеканные полуфигуры помещены на полусферической поверхности купола. Выполнение этой работы требовало от серебряника особого напряжения и чутья. Высокий профессионализм, твердая рука мастера сомнений не вызывают.
Образы апостолов, представленные на 12-ти подвижных створках дверей сиона, значительны и гармоничны. Это Петр, Павел, Фома, Филипп, Иаков, Варфоломей, Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов, Симеон, Андрей. Рельефные фигуры переданы свободно, в легком движении. Позы святых, драпировки одежд, жесты рук, орнаментированные подножия, лики индивидуализированы.
В основании иерусалима - большой дискос с гравированным изображением Голгофского процветшего креста, видного при раскрытых дверях. Купол сиона венчает четырехконечный крест с расширяющимися ветвями, на концах которых литые бусины.
Большой новгородский иерусалим, принадлежащий к аристократическому направлению в древнерусском искусстве, явно княжеский заказ. Возможно, новгородский князь Мстислав, внук короля Гарольда (англосаксонского) и правнук византийского императора Константина Мономаха, имея тесные контакты и с византийской столицей, и с западноевропейским миром, мог заказать роскошный иерусалим, связанный с новгородской Софией.

Наиболее заметным памятником провинциального Новгорода XIX в. можно назвать оклад иконы "Богоматерь Знамение" 1854 г., исполненный новгородским ювелиром Калиной Рябковым. Мастерская Рябковых известна в Новгороде до конца XIX века. Оклад на копию чудотворного образа Знамение хранился в Знаменском соборе "в главном алтаре за жертвенником". Сребропозлащенную ризу  весом 5 фунтов и 4 золотника ювелир украсил многочисленными драгоценными и полудрагоценными камнями. Свыше 250 бриллиантов, алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, шпинели, халцедонов, гранатов, кианитов сияют среди жемчужных цветов, полос с крупными перламутрами.

Огромную ценность окладу придают расположенные симметрично на фоне 10 золотых ковчежцев с образами святых, исполненными перегородчатой эмалью в XII в., возможно, перемещенные сюда с чудотворной святыни, находящейся ныне в Софии Новгородской. Внимание привлекает золотой медальон на нижнем поле в центре. Здесь византийская сапфириновая камея XI в. с изображением Христа в рост. На поля оклада Калина Рябков перенес и более древние XVI-XVII вв. ажурные сканные накладки-запоны с драгоценными кабошонами. Список с иконы "Богоматерь Знамение" не сохранился, а оклад и по сей день восхищает всех, кому интересна культура Новгорода Великого, русская культура.  Распиаренный Фаберже со своими яйцами тут близко не стоял.

 

До 1920-х годов хранился в софийской ризнице знаменитый панагиар, служивший для перенесения в праздничные дни просфоры из собора в покои Владыки. Такой предмет церковной утвари чаще назывался "столовой" панагией. Заказчик серебряного позолоченного сосуда новгородский архиепископ Евфимий II, известный своей политической деятельностью как сепаратист, стремившийся возвысить Новгород. Новгородский Владыка много внимания уделял развитию искусства и художественных ремесел.
Из надписи на верхней тарели панагиара узнаем имя ювелира Ивана и дату исполнения этого особенного произведения - 1435г. Резная вкладная авторская надпись должна была хранить память о торжественном акте вклада такого достоинства в главный храм Новгорода. Устройство панагиара не сложно: две большие кованые тарели с замочком-запором покоятся на высоком фигурном стояне, переходящем в поддон восьмилепестковой формы.
Тарели имеют традиционные для подобных сосудов изображения. Верхняя тарель с внешней стороны украшена накладными рельефами композиции "Вознесение". Фигурки святых динамичны и свободны, их лики не детализированы. Борт тарели обрамляет стилизованный орнамент скани. На внутренних поверхностях тарелей гравированные изображения Троицы и Богоматери Знамения. Литургические надписи прославляют Христа и Богородицу. Силуэтные образы на ярко вызолоченном фоне, уверенное письмо близки традициям новгородской культуры XV в.
Ниже окружают стоян четыре ангела с поднятыми руками, "поддерживая" собственно панагию и напоминая образы античного мира: кариатид и атлантов. Ангелы припадают на одно колено и опираются на четырех идущих львов. Орнаментальная полоса из литых ажурных крестоцветов заполняет произведение в нижней части.
Каждый элемент композиции, детали - все продумано и имеет свой символический смысл. Гармоничная целостность, единство замысла автора, высокий профессионализм в использовании технических приемов, грамотность надписей ставят новгородский панагиар в ряд с самыми яркими памятниками русского серебряного дела. Вероятно, его исполнитель - один из лучших художников Владычных мастерских Новгорода Великого.

 
 


Продолжим экскурс по кремлю. Небольшой одноглавый белокаменный храм в южной стороне Новгородского детинца известен как единственная в своем роде придельная, то есть возникшая на базе вспомогательного объема, церковь.
История ее, относящаяся к XV-XVII в., связана с обрушением основного храма в честь Бориса и Глеба, и перестройкой уцелевшего придела памяти св. Андрея Стратилата в самостоятельный объект.
Прямоугольная одноглавая церковь с коробовым сводом увенчана двускатной кровлей, своеобразие которой придает однопролетная звонница с плоским арочным проемом. В 2000—2004 гг. проведена реставрация, в ходе которой раскрыты и укреплены древние фрески.

Отдельно стоящая звонница Софийского собора - Уникальный архитектурный памятник XV в. поражает своим изяществом. Он представляет собой каменную стену длиной 22,5 м и шириной 3,4 м., разделенную пятью элегантными арками, в которых подвешены колокола. Такой прием средневековые зодчие часто использовали для того, чтоб разместить в пространстве сразу несколько больших колоколов, что невозможно сделать в ограниченном объеме обычной колокольни.

Отдельно стоящая звонница Софийского собора предположительно возведена в XV в. и входит в число выдающихся памятников кампанологии. Белокаменная двухъярусная стена с арочными проемами и граненой маковкой на глухом барабане, украшающая кремлевский ансамбль, положила типологическое начало новгородским подколоколенным сооружениям и воспроизведена в ряде монастырских построек.
Софийский колокольный звон прославлен на весь мир благодаря музыкальным произведениям великого композитора и новгородского уроженца С.В. Рахманинова.  Сергей Васильевич как живой стоит в парке у кремля, в отличие от других городов: обычно памятник великому композитору устанавливают во дворах консерваторий, вдали от посторонних глаз. А зря. Если бы в какой-нибудь западной стране был композитор такого масштаба,  памятники ему стояли бы на каждой улице.

Сейчас звонница, помимо прямого назначения, размещает коллекцию больших и малых колоколов XVI-XVII вв., а в летнее время служит смотровой площадкой. Самый большой из них весит 1614 пудов.
 

 









 

 
 



Мимо археологических раскопок проходим к памятнику Тысячелетия России.


Памятник «Тысячелетие России» воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности».
По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» - эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории – атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол.
Общая высота памятника – 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента – 9 метров, шара-державы – 4 м., окружности горельефа – 26,5 метров. Вес металла памятника – 100 тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны.
128 фигур памятника композиционно делятся на три уровня.
Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина – олицетворение России. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».
Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства.
  • Первый из них – князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 году.
  • Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988-989 гг.
  • Святой Великий князь Дмитрий Донской – символ освобождения от татаро-монгольского ига 1380 года.
  • Иван III Васильевич (Иван Великий) – объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства.
  • Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых.
  • Петр I – великий основатель Российской Империи.
Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными фигурами выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Просветители. Включает в себя 31 фигуру с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, княгиню Ольгу, летописца Нестора, Сергия Радонежского.
Государственные люди. Включает в себя 26 фигур на восточной стороне памятника. В этой части горельефа увековечены такие важные исторические фигуры как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский.
Военные люди и герои. Включает в себя 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион, Павел Нахимов, а также другие полководцы и герои российской истории.
Писатели и художники. Включает в себя 16 фигур северо-западной части памятника. Здесь можно увидеть Ломоносова, Державина, Лермонтова, Пушкина, Глинку, Брюллова.

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.
В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.
Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.
7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде  прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.
8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.
 
Интересные факты о памятнике:
На памятнике нет фигуры Ивана IV (Грозного). Было решено, что помещать его фигуру в Новгороде неэтично из-за прославленного разгрома города царем и казни новгородских бояр.
8 сентября как дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, это православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, это День Рождения наследника престола царевича Николая.
Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей, 150 000 из которых были пожертвованы населением. Для сравнения, в середине XIX века 500 тысяч рублей стоил достойный особняк в Санкт-Петербурге.
Фигуры Державина, Пушкина, Гоголя и Лермонтова изображены облаченными в римские тоги.
В последний момент в горельеф пришлось добавить фигуру Николая I.
В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине XIX века.

 Этот необычный памятник расположен вблизи уже упомянутого мной Дворцового пешеходного моста. Стилистически определение "необычный" как нельзя более вписывается в предыдущее предложение, но фактически это неправда: сейчас в каждом городе таких пруд пруди. Отрадно, что дали волю полёту фантазии и заменили пустоту, возникшую после сноса стоявших на каждом углу унылых памятников вождю мирового пролетариата. Но с другой стороны сегодня изредко встречающиеся памятники Ленину уже смотрятся как экзотика.
  Сегодня есть две версии, кому посвящен этот: туристке или жительнице Великого Новгорода. Ныне это одно из самых любимых среди туристов мест для селфи и фото. А еще появилась традиция бросать в туфлю девушки монетку для привлечения счастья и удачи. Возле достопримечательности фото также делал Дмитрий Медведев, участвовавший в празднествах, посвященных 1150-летнему юбилею города.

Но большей, чем монетка, популярностью пользуется другой, проверенный и абсолютно бесплатный способ обрести счастье. Судя по натёртым до блеска носу и бюсту дамы, Дмитрий Анатольевич со своей свитой времени здесь зря не терял. Светланы рядом явно не было.
 

Любуемся Кремлём в закатном свете.




 Кстати, разрешите представить: Башни Митрополичья и Федоровская. Отличаются от всех других башен детинца своей формой – они круглые в плане. Первая из них вплоть до ХVII века называлась просто Круглой, или Красной, вторая получила свое название от надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 году. Федоровская башня в древности была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная, по-видимому, в конце ХV века, проезжих ворот не имеет.



 


А это уже торговая сторона, но тоже на закате. Её мы осмотрим завтра.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...