суббота, 26 сентября 2020 г.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Часть 15: Великий Новгород, окончание.

 МЫ - ПСКОПСКИЕ. Псков - Киров. Часть 15: Великий Новгород: церковь Петра и Павла в Кожевниках, Зверин монастырь, особенности новгородской архитектуры. День одиннадцатый путешествия. 14 сентября, понедельник. 

Утром следующего дня я убедил жену посмотреть церковь Петра и Павла в Кожевниках. Гостиница была проплачена до 12 часов, поэтому мы не спеша пешком прогулялись до жемчужины новгородского зодчества. Утро выдалось не солнечным, церковь выглядела несколько иначе. Осмотрели мы её досконально, даже жена заинтересовалась. 

Каждый из храмовых фасадов имеет свое архитектурное решение. Церковь не белена и открывает взору голую известняковую кладку. Впрочем, в свое время такими были почти все новгородские храмы, а их побелка производилась в московский и имперский периоды Российской истории. Да и этот храм до сих пор хранит следы старой побелки. Но по решению архитекторов, в ходе послевоенной реставрации ее фасадам была возвращена естественная фактура.

Прекрасно найденные пропорции сооружения вызывают эстетическое удовлетворение. Простота нижней части основного объема гармонично контрастирует с пластичным трехлопастным завершением, строгим рисунком кирпичных деталей и с живописной фактурой стен. Лаконичный объем храма обогащен кружевным кирпичным декором. Его размещение является существенной особенностью памятника. Наиболее насыщены декором западной и южный порталы. Создается впечатление, что их средние части затканы ковровым рисунком. Каждый из этих фасадов имеет по одному входу. Редким является размещение и форма строенных оконных проемов и их декора.

У большинства более ранних построек окна размещаются в два или в один ярус по всему периметру стен, создавая четкие горизонтальные членения. Особенно ярко это выражено в церкви Спаса на Ильине улице. В церкви Петра и Павла, наоборот, вертикальная композиция взаимного размещения проемов и архитектурного декора сгруппирована локальными пятнами в центральных третях двух главных фасадов. При этом взаимная группировка и характер композиционных пятен получают необычайно гармоничное звучание, постепенно убывая по плотности кверху. Внизу находятся крупные порталы. Над ними — меньшее по размеру и более расчлененное строенное пятичастное окно. Выше помещена группа из шести ниш с розетками и крестом в круге на южном фасаде. На тимпанах сводов размещены окна, «бегунцы», «розетки» и кресты. В самом низу по обоим главным фасадам во всех третях проходит ярус вкладных белокаменных крестов в нишах. Динамичное трехлопастное венчание стен с аркой, приподнятой над центральной третью фасадов, и размещение декора усиливает вертикальность общей композиции сооружения, что является характерной чертой русского зодчества.

 Прекрасны найденные пропорции, и с большим тактом размещенные на фасадах композиционные акценты свидетельствуют об обостренном чувстве ритма безвестного зодчего, обладавшего высокой художественной культурой в эпоху расцвета новгородского искусства. Живописная фактура стен, сложенных из камней красно-коричневой гаммы, отлично сочетающейся с серебристой лемеховой чешуей деревянных кровель — пример большого живописного такта новгородцев.

 
Крест по характеру напоминает кресты западного фасада, но отличается от них формой. Здесь обнаружен довольно редкий случай креста с кругом. Подобные кресты известны на южном фасаде церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде и на крепостной стене Изборска. Правда, в обоих упомянутых случаях кресты набраны не из кирпича, а из плитняка.






Здесь можно стоять часами, но время неумолимо близит к завершению наш краткий миг пребывания в этом чудесном городе, а хочется ещё что-нибудь посмотреть на прощание. Рядом как раз случился Зверин монастырь, туда мы и направили свои стопы.

У входа в монастырь нас встретил до боли знакомый памятник Петру и Февронии. Полное ощущение, что оказались в Муроме. К Новгороду эти святые не имеют, конечно, никакого отношения. Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» в российских городах устанавливаются с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси в 2004 году. Цель памятников - «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Как памятники вождю мирового пролетариата в советское время, эти, также созданные под копирку - заполонили все города и давно набили оскомину у всех нормальных людей. К сожалению, и Великий Новгород, где своих святых примеров предостаточно, не избежал этой участи.

 Ну да ладно, капнули ложку дёгтя, теперь будем осматривать то, чего нет в других городах. На земле, где сейчас расположены церкви бывшего Зверина монастыря, на тогда еще диких и нетронутых человеком берегах реки Волхов у впадения в нее реки Гзень, некогда произрастал лес. Этот лес именовали Зверинцем, и был он местом проведения княжеской охоты. Точная дата основания монастыря на этом месте неизвестна. Первое упоминание в летописях относится к 1148 г., когда сгорела от удара молнии деревянная церковь Покрова.

 Архитектурной доминантой всего ансамбля Зверина монастыря является Покровский собор. Это относительно поздняя постройка, особенно по меркам святынь Новгородской земли. Строительство Покровского собора началось в 1899 г. Изначально предполагалось увеличить вместимость Покровской церкви путем надстройки паперти. Однако, при подготовке к строительству выяснилось, что стены паперти и её фундаменты недостаточно надежны. После этого решено было построить на месте паперти Покровской церкви новый большой храм. Строительство велось с июля 1899 по сентябрь 1901 гг. Заказчик храма - игуменья Зверина монастыря Антонина. Вновь построенный собор был освящен новгородским архиепископом Гурием во имя Покрова Пресвятой Богородицы; сюда же перенесли все иконы и утварь из старой Покровской церкви, а последняя переименована в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

 

   Покровский собор объективно считается в Великом Новгороде вторым по значению собором, после великолепной новгородской Святой Софии и является также самым посещаемым храмом Новгорода. В нем даже имеются гранитные полы с подогревом. Именно в этот храм чаще всего и привозят различные мощи, когда их провозят в Великий Новгород.


Самой старой из сохранившихся до наших дней построек монастыря является церковь Покрова. Она была заложена в 1335 году тогдашним новгородским архиепископом Власием. Освящена в 1399 году в день празднования Покрова Божией Матери. В последующие годы храм неоднократно обновлялся и перестраивался. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол.

 
В период Петровских реформ, в 1721 году, Зверин монастырь был упразднён, однако через шесть лет опять восстановлен. В конце XVIII столетия к Зверину монастырю был присоединён стоявший рядом древний Николо-Бельский монастырь. Оба были обнесены одной оградой. К концу XIX века монастырь принадлежал к числу штатных необщежительных монастырей второго класса. Расцвет его приходится именно на это время, о чём говорит появление в 1899 году нового большого собора.
 

 

 В 1919 году Зверин монастырь был обращён в приходскую церковь, хотя сёстры продолжали в нём жить. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. Сёстры предприняли попытку организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.
 С 1992 года этот монастырь стал относиться к объектам мирового наследия ЮНЕСКО.

 

 

В 1467 году в Зверином монастыре строится церковь Симеона Богоприимца. История её возникновения связана с "великим мором", эпидемией чумы случившейся в 1466 году. Ради её прекращения 1 октября 1466 г, была поставлена обыденная (построенная за один день) деревянная церковь во имя Симеона Богоприимца. Построенная на следующий год, по обету горожан, каменная церковь сделана в формах XIV века, но имела подклет в нижнем уровне. Появление второго уровня никак не выделено на фасадах, они сохранили вертикальное членение лопатками. На второй этаж поднимались по деревянному крыльцу. Сама церковь одноглавая, четырёхстолпная, с одной апсидой и трёхлопастным завершением, которое в XVII веке было заменено на восьмискатное покрытие. Церковь интересна своей росписью, которая в изображениях святых представляет церковный календарь.

 

По своей композиции и размеру церковь Симеона Богоприимца близка к церкви Двенадцати Апостолов на Пропастех. Обе церкви небольшие, очень лаконичны по декору и при этом весьма изящны. Они хорошо характеризуют новгородское зодчество второй половины XV века. В это время идёт не поиск новых пластических и декоративных решений, а совершенствование пропорций и деталей.

 Интересно, что церковь Симеона Богоприимца – это последний сохранившийся памятник периода независимости Господина Великого Новгорода.

Отреставрированная башенка ограды монастыря (справа) превращена в часовню.

На территории монастыря очень красивый розарий и много яблок.

В середине XIII века на Русь обрушилось катастрофическое ордынское нашествие. Все основные культурные центры страны были разгромлены, местные школы зодчества распались и больше не возродились, каменное строительство прекратилось. Единственными уцелевшими островками Древней Руси оказались Новгородская и Псковская земли. В них, после некоторого перерыва, продолжили развиваться традиции древнерусской архитектуры, но с присущими этим землям специфическими особенностями.

К XIII веку главные городские и монастырские соборы и в Новгороде и в Пскове были уже построены, а в силу оригинального устройства этих земель в форме вечевой республики, в них не получили развития и дворцовые княжеские храмы. Главным типом новгородского и псковского зодчества стали небольшие посадские церкви. На их архитектуру большое влияние оказало Смоленское зодчество, но торжественный стиль княжеских построек мало подходил для приходских храмов. Поэтому в Новгороде и Пскове отказались от мощных пучковых тяг на углах, ступенчатого повышения объёма за счёт высоких симметричных притворов и дополнительных ярусов закомар. Однако общая для древнерусского стиля вертикальная устремлённость общей композиции была сохранена.

Традиционно зодчество Новгорода и Пскова объединяют в одну архитектурную школу. На мой взгляд, это неверно, их сближает только общий тип посадского храма и одновременность существования на соседних территориях. В то же время, различий в архитектуре Новгорода и Пскова значительно больше. Они отличаются объёмно-пространственной композицией, фасадным декором, имеют разные типы завершений и покрытий, применяют разные материалы для строительства. Не надо забывать и о традиционном соперничестве двух городов, которое заставляло искать свои оригинальные художественные решения в архитектуре. Поэтому я  рассматриваю новгородско-псковское зодчество, как две близкие, но разные архитектурные школы. С Пскова я начал, перейдем к Великому Новгороду.

Строительство церкви Параскевы Пятницы на Торгу в корне изменило новгородское зодчество. До этого храмы в Новгороде строили в византийско-киевской традиции, хотя и создавали в ней такие абсолютно оригинальные образцы, как Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный гениальным мастером Петром или собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Даже один из первых на Руси, каменный Софийский собор имел элементы не характерные для византийского зодчества. Эти величественные и торжественные соборы были построены по княжеским заказам. В 1113 году князь Мстислав напротив новгородского Детинца, на Ярославовом дворище, строит огромный пятиглавый Николо-Дворищенский собор. Он стал первым каменным храмом на Торговой стороне Новгорода и последним большим княжеским собором.

В 1136 году новгородцы изгоняют князя Всеволода, поставив ему в вину, что он "не блюдет смердов" и с этого времени княжеская власть в Новгороде уступает место вечевой республике. Князья стали приглашаются в Новгород только как военачальники. Их резиденция переместилась из Детинца на Городище, в 2-х километрах от города (сейчас Рюриково Городище). Заказчиками храмов начинают выступать купцы и бояре, церковные владыки и новгородские посадники, а иногда и жители окрестных улиц. Они не строят огромные соборы, их храмы это небольшие одноглавые четырехстолпные церкви. В Новгороде начинается активное строительство посадских и монастырских храмов. Большинство этих храмов не сохранилось, но мы знаем о них из летописей. В "Новгородской первой летописи" с 1127 по 1194 год упоминается о возведении 50 храмов, из них как минимум 15 каменных, то есть строительство, в том числе и каменное, велось в городе очень активно.

В 1207 году по заказу купцов, торговавших с "заморьем", приглашённые смоленские зодчие строят церковь Параскевы Пятницы на Торгу, и после её постройки новгородское зодчество, за редким исключением, уже не возвращалось к византийско-киевской традиции. Но и приёмы смоленской архитектуры, поразившей новгородцев, были сразу переработаны в соответствии с местными вкусами и традициями.

Первым храмом, построенным в новом стиле, стала маленькая церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту, 1226 года. В ней хорошо видно, по какому пути пошли новгородские зодчие, переосмысливая образ Пятницкой церкви. Храм в Перыне завершается динамичной трёхлопастной кривой, но её фасады практически не имеют декора, только плоские лопатки обрамляют углы храма. Конечно, разница в размерах оказала влияние на внешний вид церкви в Перынском скиту, но стремление к лаконичности фасадного декора всегда было характерно для новгородской школы.

 Стремление новгородцев сохранить свою независимость, в конце концов, привело к военному конфликту с Великим княжеством Московским. Потерпев поражение в 1471 году в битве на Шелони, новгородцы уже не имели возможности сопротивляться, и в 1478 году были вынуждены признать власть великого князя Ивана III. Новгород потерял свою независимость и вошёл в состав Московского государства. Посадничество, как символ самостоятельности, было ликвидировано, вече запрещено, а вечевой колокол увезен в Москву. На этом собственно и закончилась история независимой Новгородской республики.

Присоединение Новгорода к Москве надолго остановило в нем строительство храмов. Последняя церковь в независимом Новгороде была сооружена в 1467 году, а первая после присоединения только в 1510 году. Этой первой церковью стала церковь Жён-Мироносиц, построенная по заказу московского гостя Ивана Сыркова, основателя знаменитой купеческой династии. Он попал в Новгород после его присоединения к Москве, когда Иван III выселил из города многих "лучших людей" и передал их владения московским служилым людям и купцам. Позднее династию Сырковых, построивших множество храмов и монастырей, полностью уничтожил Иван Грозный при разгроме Новгорода в 1570 году.

По планировке церкви сразу видно, что она строилась купцом. Церковь имеет двухэтажный подклет (первый этаж подвальный и расположен ниже уровня земли) который использовался под склады. Сама церковь одноглавая, четырехстолпная, с тремя апсидами. Основной объем четырёхстолпного храма отделяется стеной от западной части храма, дополнительно разделенной деревянным перекрытием на два яруса, в верхнем ярусе размещалось два придела. Это первая "тёплая" каменная посадская церковь в Новгороде. Стены разделены лопатками, в верхней части прясел сделаны двухуступчатые полукруглые арки. Фасады имеют щипцовое "палаточное" завершение. По центральной оси западного фасада на стене устроена звонница. В храм ведёт высокое деревянное крыльцо. Церковь Жён-Мироносиц соединяет в себе элементы новгородского и московского стиля.

В XVI веке архитектура Новгорода постепенно начинает терять свои специфические особенности и приобретает общерусский характер, но это уже другая история...


Теперь подведём некоторые итоги.

Новгородский архитектурный стиль складывается в период существования Новгородской республики в 1136–1477 годах. На его становление большое влияние оказал древнерусский стиль Смоленской школы зодчества.

Расцвет стиля приходится на вторую половину XIV века. В это время строятся наиболее значительные памятники.

В XV веке, сформировав свою оригинальную художественную форму, новгородский стиль приобретает консервативный характер и начинает воспроизводить образы, созданные в предшествующее время. Возникает практика разборки храмов и замены их новыми, но с повторением старых форм (новоделами).

После присоединения к Московскому государству новгородский стиль постепенно теряет оригинальные черты и начинает перенимать приёмы московской архитектуры.

В Новгородской архитектурной школе в период с XII по XV века сложился оригинальный тип посадского крестовокупольного храма, который по своим формам, строительным материалам, объёмно-планировочным решениям и художественному оформлению отвечал вкусам и традициям новгородцев.

Перечислим основные характеристики новгородского посадского храма.

  • Четырёхстолпный, с ярко выраженной центричностью основного объёма. Внутренние столпы квадратной формы, могут быть скруглёнными в нижней части. У западной стены устраивались полати (хоры). На них располагались приделы и помещения хранилищ. В поздних постройках в нижнем уровне делался подклет, который на фасадах храма никак не выражен.
  • Имеет одну главу, барабан с четырьмя окнами или комбинацией из четырёх окон и четырёх ниш.
  • На восточном фасаде выступает одна полукруглая апсида.
  • С западной стороны к основному объёму примыкает невысокий притвор с полукруглым завершением.
  • Стены разделяются плоскими лопатками на три прясла. В ранних памятниках лопатки могут быть только на углах или совсем отсутствовать. В верхней части лопатки стягиваются двухуступчатой многолопастной ползучей аркой.
  • Окна в уступчатых нишах полукруглой или стрельчатой формы. Часто размещаются в два яруса.
  • Фасады имеют трёхлопастное завершение, однако оно не обязательно повторяет конструкцию сводов.
  • Храмам присуща монументальность и нерасчленённость основного объёма. Приделы не пристраиваются к храму, а располагаются внутри в угловых ячейках на полатях (хорах), иногда устраиваются над дьяконником.
  • Декоративное убранство скромное и лаконичное, в основном размещается в центральном прясле. Состоит из разнообразных плоских ниш, валиков и зубчатых бровок разной формы. Порталы уступчатые, иногда имеют стрельчатую форму. Используется комбинация из трёх окон и двух ниш с пятилопастной бровкой. На фасадах асимметрично расположены рельефные голгофские кресты. Вкладные каменные кресты устанавливаются на стенах храма, чаще всего у входов. Барабан украшен аркатурным поясом, в поздних храмах дополнительно имеет пояски из "поребрика" и "бегунца".
  • Кладка стен из местного красно-бурого или серого известняка в комбинации с брусковым кирпичом. Из кирпича выполнялись арочные перемычки, световые барабаны, лопатки и декоративные элементы. На фасадах делалась затирка швов цемянкой или известково-песчаным раствором. Внешняя поверхность стен не штукатурилась.

Сейчас некоторые новгородские церкви кажутся приземистыми, но не надо забывать, что Новгород являлся одним из крупнейших европейских городов. Глубина культурного слоя в нём составляет несколько метров. Из-за этого церкви как бы вросли в землю. При реставрации стараются открыть или хотя бы обозначить реальный уровень земли, на котором возводились новгородские храмы.









   

Тро́ице-Се́ргиев Ва́рницкий монасты́рь
Tropki.ru - путешествия и отели по всему миру https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/troice-sergiev-varnickiy-monastyr
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Tropki.ru - путешествия и отели по всему миру https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/troice-sergiev-varnickiy-monastyr

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...