вторник, 15 сентября 2020 г.

МЫ - ПСКОПСКИЕ. Часть 14: Великий Новгород. День второй, Перынский скит, Свято-Юрьев монастырь и Витославлицы..



 МЫ - ПСКОПСКИЕ. Псков - Киров. Часть 14: Великий Новгород. День десятый путешествия, часть первая. 13 сентября, воскресенье.

 2-й день в Новгороде решено было начать с осмотра Микешина (тьфу ты, "Гардемаринов" насмотрелся!) Перынского скита.
 Неподалёку от Новгорода (6 км, мне даже показалось, что это его окраина), у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. На месте, где когда-то стоял дубовый языческий идол Перун, сегодня установлен христианский крест. И поскольку это еще и у самого берега озера Ильмень, то вероятнее всего обращение новгородцев-язычников в христиан также происходило когда-то на этом самом месте.
 Существует легенда, по которой после сброса в Волхов деревянный идол доплыл "сам" до Запорожья. Там Перун обратился в "Змея Горыныча", воровал девушек, держал их при себе и позднее съедал.
Но большее впечатление на меня произвела вот эта подлинная фраза из летописи, рассказывающая о свержении статуи Перуна: «В лето 6497 … прииде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзьше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ..». А потом прошла тысяча лет, но отношение к минувшим культурным ценностям в России было по-прежнему на уровне «влечаху его по калу, биюще жезлеемъ» - одинаково что после 1917 г, что после распада СССР.

Прежде, чем заходить в скит, провели рекогносцировку местности: надо знать, куда бежать в случае опасности. Через небольшой сосновый лесок вышли на песчаный пляж. Красота, покой, умиротворение.

Я подумал, что оказались мы на берегу Ильмень-озера: так много кругом воды, но по карте это река Волхов,  берущая начало в озере совсем неподалёку. Но и озеро Ильмень в правой части фото видно.

 Именно такими я скиты и представлял, только поменьше.
История Перынского Рождества Богородицы скита тесно связана с историей крещения Руси. Как я уже сказал, на этом месте в незапамятные времена располагалось славянское капище/урочище Перынь с деревянным идолом главного бога-громовержца Перуна, которому славяне-язычники здесь поклонялись. Сохранились летописи, что идол был установлен самим Добрыней (тем самым былинным Добрыней Никитичем) и им же повержен и сброшен в реку Волхов. Как легко простодушного богатыря обмануть и заставить во имя еврейского Бога отречься от веры своих предков! И как точно повторилось это в 1917 году!
По другим данным идол Перуна появился тут в 980г., когда будущий креститель Руси Владимир Святославович проводил реформу по унификации культа. Но уже через 9 лет после провала реформы и крещения киевского князя, идола снесли, а всех новгородцев стали обращать в христианскую веру. А после массового крещения Руси здесь на месте бывшего языческого капища сначала построили деревянный христианский храм, а примерно в 30-е гг 13 века (говорят о 1226г.) его заменили на нынешний каменный - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имеющая сегодня статус памятника всемирного наследия ЮНЕСКО.
Позже здесь возник и небольшой мужской монастырь-скит. Обитель неоднократно восстанавливали и перестраивали, пока при Екатерине II окончательно не закрыли, а церковь Рождества Богородицы сделали приходской. Восстановление скита началось в первой половине 19в. благодаря стараниям архимандрита Фотия и его духовной дочери графини Анны Орловой-Чесменской. Тогда в 19в. здесь появились корпуса, трапезная (они сохранились до наших дней) и ограда. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время о.Фотий проводил в церкви почти без пищи.



 Но самое древнее здание скита - по-прежнему церковь Рождества Пресвятой Богородицы 13 века, великолепный образец самобытного новгородского зодчества. Прямых сведений о её постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. 
 Миниатюрный храм, сложенный из белого камня, кажется абсолютно невесомым. Венчающий его купол крест весьма интересен. Горизонтальная перекладина расположена в нижней трети креста, а под ней помещен полумесяц. Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от "креста процветшего" или "креста виноградной лозы".  Церквей домонгольского периода с подобными крестами в России почти не осталось.
  
В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности весь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. На самом деле она - одна из самых маленьких церквей домонгольского периода.





Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в 19 веке для келий монахов-отшельников, обитателей Перынского скита. С начала 19 в. на территории упразднённого по указу Екатерины II Перынского монастыря был основан принадлежавшей Юрьевской обители скит, в который удалялись постники и молчальники. В 1826 году архимандрит Фотий  для них и построил каменные кельи.


Тогда же была посажена сосновая роща, закрывающая скит со стороны Юрьевской слободки. Её мы уже видели. На территории скита - тоже сосны.

В советское время на месте скита была туристская база. Теперь скит на Перыни действует. Вход бесплатный. Интересно, что входная зелёная калитка на территорию скита высотой с ребёнка, т.е. намеренно заниженная – и входя сюда хочешь не хочешь, а всем приходится кланяться)

Совсем рядом с Перынским скитом находится Свято-Юрьев монастырь, к которому, собственно, скит и подчиняется. Настолько рядом, что между последним фото, сделанным в ските и первым фото в Юрьеве монастыре прошло 10 минут.
Действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы, которую оживляют небольшие каменные храмы южных окрестностей города. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в.
Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа.

И вот в 1119 году князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр». Церковь уступала по своим масштабам только Софии Новгородской. Зодчий Петр, который руководил строительством Георгиевского собора, является первым русским архитектором, чье имя зафиксировано в летописях.

Значение Георгиевского собора подчеркивалась тем, что при нем велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей. Здесь похоронены мать Александра Невского княгиня Феодосия Мстиславна и брат Александра Невского, а также князь Дмитрий Шемяка, сыновья Ярослава Мудрого, Мирошка Нездинич, Дмитр Мирошкинич
и другие. 

В маленькой церкви под куполом собора когда-то молился сам Александр Невский.
Своими размерами (высота — 32 метра, длина — 26, ширина — 24), смелыми вытянутыми пропорциями, активно выявленной башней, динамичной композицией трехглавия, а также парадностью и тожественностью интерьера, включая пышные хоры, собор поражает и сейчас. За восемь веков у собора появилось много разных пристроек, но их, к счастью, разобрали при реставрации в 1930-х годах. Однако во время своего появления собор был на метр выше и имел не кровлю, а покрытие, повторяющее форму стен.

В XIX-начале XX веков в монастыре был прекрасный сад и цветники, от него были проложены дороги на Орловскую мызу к дому А.А.Орловой-Чесменской и в Новгород. Вдоль дорог были посажены ивы. Эти 150-летние деревья сохранились и сейчас.

Комплекс сооружений Юрьева монастыря и сегодня кажется грандиозным, хотя он еще не полностью отреставрирован. В него входят 52-метровая колокольня, и пять корпусов: Восточный, с мрачной тюремной камерой; Южный — с церковью Неопалимой купины; Архимандритский — со Спасским собором, под спудом которого были похоронены владыка Фотий и А.А.Орлова-Чесменская; над Северным возвышается колокольня; а с востока к нему примыкает церковь и Крестовоздвиженский собор (1823). Его голубое пятиглавие с яркими золотыми звездами привлекает внимание издалека.

Георгиевский собор вместе с церковью Благовещения, возведенной в 1103 году напротив, на Городище, образовывали подобие пропилей, через которые попадали в город. Церковь  видна точкой на фото.  Кто найдёт?   Подсказка - под фото.

Подсказка: На том берегу Волхова, между левой ивой и центральной, ближе к центральной.
 Самое высокое здание на территории — четырехъярусная колокольня, построенная в 1838-1841 годы. На то, что она кажется непропорциональной, есть своя причина. Построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Его явно не хватает между двумя нижними и двумя верхними ярусами. В итоге высота составила 52 метра. Раньше в круглой нише на верхнем ярусе висели часы. Время отбивали связанные с ними 17 колоколов. На втором уровне располагались еще 15. Самый большой колокол монастыря «Неопалимая Купина» весил почти 34 тонны. Зимой 1932 года все 32 колокола сняли и отправили на переплавку. В петербургских архивах хранится запись перезвона Юрьевских колоколов, записанная за несколько дней до их уничтожения. Этот колокольный набор был самым тяжелым и масштабным в России.

 Юрьев монастырь был одним из самых крупных собственников. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся главным и самым богатым в Новгородской республике. Ему принадлежало 4654 крепостные души и 4416 десятин земли.
Его земли располагались в различных местах: от верховьев реки Ловати до Онеги, от Шелони до Сестринского стана в Волоколамском уезде близ Москвы. В новгородском кремле монахи имели свой житный двор, а на торгу — лавки. Даже в конце XVII века, когда часть владений у монастыря была изъята, остались приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья, рыбные промыслы, ремесленные мастерские, солеварни, дарованные великокняжескими и патриаршими грамотами.

В 1611-1617 годах монастырь разорили шведы. В этот период солдаты интервентов раскапывали могилы в поисках драгоценностей. И в 1614 году, вскрыв очередное погребение, они нашли нетленные останки. Шведы вытащили тело из могилы и поставили к крепостной стене. Оно оказалось абсолютно неразрушенным и выглядело как живой человек. Так церковь обрела мощи святого князя Федора Ярославича, которые сейчас хранятся в Софийском соборе.


Сень-часовня над святым источником Юрьева монастыря представляет собой восьмиугольную ротонду, опирающуюся на уцелевшие семь колонн из восьми. Она увенчана большим луковичным куполом с крестом и кокошниками. В центре расположена каменная чаша. Дата основания не известна.



Монастырь строился не только как духовный оплот. Он выполнял еще и защитные функции. Его стены впервые упоминаются в летописях в 1333 году. Если посмотреть на монастырь сверху, то видны очертания крепости с угловыми башнями — церквями. Двухъярусные стены покрыты красной черепичной крышей, под которой находится галерея с чередой узких окон. Корпусов на территории четыре: Полуденный, Орловский, Северный и Архимандритский. Все, кроме последнего, являются келейными, то есть относящимися к кельям.
 Пятиглавый собор Воздвижения Креста Господня расположен в восточной части крепостной стены. Построен на месте сгоревшей безымянной церкви в 1823 году. Он имеет ярко-синие главки, украшенные золотыми восьмиконечными звездами. Их, кстати, насчитывается 208. До захвата власти большевиками собор имел богатое убранство и был украшен сюжетной росписью. На настоящий момент она не восстановлена, стены просто покрашены в белый цвет. Интересно, что в 1921 году собор являлся единственным действующим на территории монастыря, а в 1993 году именно с него началось возобновление служб. Храм отапливается, поэтому богослужения проводятся здесь круглый год. Собор приземист, тяжеловат, но удобен для проведения службы. Над царскими вратами Крестовоздвиженского собора установлен особый самшитовый крест, украшенный перламутром. Его родина — гора Афон. Монастырю такой подарок сделал Александр I.

Спасский собор возвели в начале XIX века на фундаменте сгоревшей церкви Александра Невского и его брата Федора. С тех пор он неоднократно менялся: были построены 4 новых придела и паперть, а в подвале устроена церковь Похвалы Богородицы. В ней похоронены архимандрит Фотий, 16 лет возглавлявший монастырь, и его духовная дочь графиня Анна Орлова (единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием и являвшаяся благотворителем монастыря. Их союз вызывал множество сплетен, даже А.С. Пушкин описал об этом в одной из эпиграмм: «Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию - архимандриту Фотию».

Яблоки в не очень яблочный год здесь на удивление уродились.

 Во время Великой Отечественной войны монастырь занимали немецкие и испанские части. Позже на его территории размещались почта, училище, антирелигиозный музей и приют.



Монастырь часто страдал от огня. Поэтому в 1828 году началось строительство церкви в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считается защитницей от пожаров. Церковь расположена в середине Южного корпуса, поэтому проход внутрь возможен лишь через его коридор. Туристов туда не пускают, но паломникам вход разрешен. Высота до главы, длина и ширина церкви «Неопалимой Купины» составляют по 10 метров.

 От монастыря, оставив там машину, мимо ветряной мельницы проходим к ещё одной достопримечательности - Витославлицам. Мельница из Ладощина - этот ветряк шатрового типа. Он срубной венчатой конструкции. В плане восьмигранный. Стены нижней части срублены вертикально. Они составляют около трети всей высоты "шатра". Остальная часть стен сделана наклонно к вертикальной оси постройки. Самая верхняя часть овальной формы - "шапка" каркасной конструкции. В ней размещается горизонтальный зал с вынесенными наружу четырьмя крыльями. И срубные стены и "шапка" покрыты щепой. В срубе использованы разные бревна и из какой-то старой постройки и новые, и хвойных пород (ель, сосна) и лиственных (осина). Это объясняется просто: район, как и смежные с ним, безлесный.
Следует вообще сказать несколько фраз о ветряных мельницах. "Шатровки" часто называют "голландками". Вероятно это справедливо и они могли быть "завезены" в Россию в начале XVIII века при Петре Великом. Завезены, разумеется, теоретически, как идея.
Более старый тип мельниц-ветряков - "столбовки". Если у "голландок" поворачивается к ветру только "шапка" с крыльями, то у "столбовки" нужно поворачивать весь мельничный амбар со "всеми потрохами" и крыльями. Это потяжелее. Да и амбар высоко не вознесешь, хотя ветер там может дуть посильнее, чем внизу.
Для сдаточно-приемной комиссии мельницу запускали в холостую. Работала вполне хорошо. К сожалению, не удалось подогнать и проковать жернова. Не сыскался мастер.
На комиссии и в научном отчете отмечалось, как совершенно обязательное условие: "шапка" мельницы и крылья хотя бы раз в месяц должны проворачиваться. Иначе произойдет перекос мельницы, провис (прогиб) крыльев, их излом. Работу с успехом могли бы выполнять двое смышленых мужчин в течение 1,5-2 часов. Как часто, думаете, её делают на практике? Правильно, эта операция ни разу не выполнялась и, похоже, не будет проводиться за отсутствием финансирования. Смышлёных энтузиастов-альтруистов не нашлось. В таком туристическом месте, где деньги можно грести лопатой, взрослый билет продаётся по 170 рублей, остальное - бесплатно. Кроме сувениров. Сильного желания заработать я в этом музее не заметил. И это в стране, где деньги делают на воде и воздухе! 

Покупаем входной билет и оказываемся в уникальной деревеньке, похожей на иллюстрацию к русским народным сказкам. Тут никто не живет. В этом старинном уголке, у озера Мячино и рядом с летописной речкой Волхов, собраны уникальные памятники русского деревянного зодчества XIV-XIX веков, разысканные и свезенные сюда из всех уголков древней новгородской земли. 
Своим названием музей обязан деревне с мелодичным и жизнеутверждающим названием «Витославлицы». Известно, что еще в XII веке она стояла между Новгородом и Юрьевым монастырем, первой православной обителью на Новгородской земле. Со временем это поселение окружили еще несколько небольших монастырей: Пантелеймонов, Благовещенский, Аркажский. Время не пощадило ни саму деревеньку, ни большую часть монастырских построек, но сохранило тот великолепный природный ландшафт, который в древние времена воодушевлял новгородских мастеров на возведение в этой местности селений и культовых сооружений. Возводя деревянные сооружения, народные мастера не ограничивали себя в фантазии, выдумке, изобретательности, но время и природа всегда были безжалостными к постройкам из дерева. Сегодня лишь благодаря исследованиям историков, археологов и этнографов можно составить представление о былом великолепии деревянного Новгорода и его окрестностей. Работа, проводимая специалистами в Новгородской области на протяжении более полувека, привела к тому, что на этой территории были обнаружены интереснейшие деревянные памятники истории – церкви, часовни, терема, хозяйственные постройки. В основном они располагались в отдаленных деревнях и селах, что не оставляло им шансов уцелеть.
Для того, чтобы спасти шедевры деревянного зодчества и дать людям возможность полюбоваться ими, в 1964 году министерством культуры РСФСР было принято решение создать вблизи Новгорода, в местности, где когда-то стояла деревня Витославлицы, музейный комплекс под открытым небом. Деревянные сооружения аккуратно разобрали и бережно перевезли в созданный музей, который назвали по имени древнего селения.
Сегодня на территории 33,4 га расположились 34 памятника деревянного зодчества, 21 из которых относятся к объектам культурного наследия федерального значения.  Их время от времени ремонтируют, подновляют, и они выглядят нарядно и привлекательно.

 Первой избой, с которой начинался музей, стала изба М. Д. Екимовой из деревни Рышево, строительство которой датируется 1882 годом. Любопытная деталь части изб – галерея (прикролек). Эта пристройка одновременно являлась и украшением дома, и защитой нижних бревен от осадков. Верхнюю часть избы оберегает выступающая вперед живописная прочная крыша, что характерно для жилищ снежных северных районов России.

 Слева от избы Екимовой М.Д. сделан колодец с журавлем. Он довольно глубокий. Поступающая вода чистая, ее состав проверен в санэпидемстанции.


Правда, насчёт попить - приходите завтра и со своим ведром...
  
В заповедный музей перевезено пять жилых изб XIX века. Жилища возведены по единому принципу и были собственностью крестьян-середняков, которые, как правило, сами же и умели рубить избы, а также всяческие хозяйственные постройки.
Избы являют собой компактные, но достаточно высокие, как бы двухэтажные строения. Первый этаж, подклет, представляет собой хозяйственное помещение. Здесь хранилась снедь, заготовленная про запас, а порой располагалась мастерская хозяина. Верхний этаж, жилой, располагался на высоте, позволяющей сохранять в помещении тепло и предотвращать сырость.

  
Создатели музея, архитекторы и краеведы постарались не просто собрать значимые деревянные постройки, но и создать фрагменты настоящих крестьянских усадеб с амбарами и кузницами, банями, телегами, санями, лодками, огородами и колодцами.
Зримо представляешь, как, сидя в этих крытых галереях, деревенские красавицы под лузганье семечек обсуждают релятивистский эффект Доплера для электромагнитных волн достоинства проходящих по улице парней и, в первую очередь, гармониста.


Самым древним и наиболее значительным экспонатом музея является церковь Рождества Богородицы, доставленная из села Передки Боровичского района. Этот интереснейший памятник русского деревянного зодчества был перевезен в Витославлицы в 1967 году. Благодаря надписи, сохранившейся на одном из колоколов храма, определили, что он был отлит в 1539 году, но историки полагают, что сам храм был возведен еще раньше, в 1531 году, и принадлежал Передскому монастырю. Дата 1531 г. получена с бревна, сохранившего нетронутою поверхность, даже с остатками коры.
В период польско-литовской интервенции монастырь был разорен, а сама Рождественская церковь, вероятно, ощутимо пострадала.
Легенда гласила: литовский отряд, подступивший к Передкам с северо-запада, с "горы Сионской" обстрелял церковь и "чудотворный образ Рождества Божией Матери", якобы находившийся на ее западном фасаде. При очередном ремонте в 1886 г. из стены вынуты были даже две пули, потом исчезнувшие. По другой рассказанной версии отряд Литовских солдат ворвался в церковь и занялся ее осквернением, т.е. грабежом. Икона Божией Матери их ослепила. В ужасе, не видя выхода, они изрубили друг друга. Что-то не отличались предки новгородцев особой фантазией: подобную историю про изрубивших друг друга суздальцев я приводил в предыдущем рассказе про Новгородский кремль.
Легенды - легендами, но в них заложено зерно истины. При разборке и перевозке церкви в Витославлицы в щели (пазу между бревнами) алтаря была найдена поминальная записка, исполненная скорописью XVII в. Ее следует привести полностью. "Помяни г(оспод)и душе усопших раб своих раб (повторение, - Л.К.): раба своего Федора уби(ен)наго, Ивана, Кузму, Пелагие ски(м)нице, Гаврила, Агафие девице, Улиту девице, Ирин 2(х) девицъ, Еремия младенца, Евдокие де(вицу), Марие де(вицу), Марфу, мл(аден)ца Герасима убиеннаго, Феодосие, Евдокие, Анфису скимнице, Михаила от литвы сожжена. И се поминание Ивана Иванова сына Епанчина". Ниже, красными выцветшими чернилами: "Ивана, Афонасия на рати убиенных, Микиту, Андрея".
Интереснейший документ, свидетельствующий о том, что оккупанты беззастенчиво хозяйничали на чужой территории и, видимо, население оказывало им сопротивление.
 
О древности храма говорят и его архаичные формы, конструктивные особенности и детали. Эта постройка достаточно сложна по своему архитектурному замыслу: в ее основе заложена распространенная в XVI веке конструкция – восьмерик на крестообразной основе. Она располагается на высоком подклете («клеть» – четырехстенный сруб), что придает ей величественности. Свое начало клетские культовые сооружения ведут от обычной избы или амбара, и подобные постройки историки считают одним из древнейших. С трех сторон храм окаймлен галереей, которую поддерживают мощные кронштейны-помочи, выпущенных бревнах из основного сруба, возвышающиеся над землей на высоту более четырех метров. При этом галерея не дублирует форму сруба, а придает ему округлость, что позволяет церкви выглядеть аккуратной и компактной, словно вписанной в круг.
 Яркая особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как обычно делалось в таких случаях, а резко отодвинуты от середины помещения наружу. Прием, неизвестный мне ни на одном другом памятнике деревянного зодчества, сохранившихся или известных по разным источникам на территории России. Что он дает? Во-первых, ощутимо увеличивает площадь помещения для молящихся. Не расчлененное стенами или перегородками цельное пространство позволяло вести службу как перед главным алтарем, так и перед придельными боковыми, из которых северный был посвящен Николаю, а южный Никите. При этом люди могли заполнить все пространство церкви. Во-вторых, сухое, даже жесткое пространство интерьера, ограниченное стенами трех ветвей креста, смягчено. Если по внешним контурам церкви очертить круг, то вся она вписывается в него очень точно. Круг же, как известно, самая рациональная геометрическая фигура.

Впечатляющая художественная экспрессия сооружения достигнута благодаря сочетанию разновеликих объемов основных конструкций, а также галереям и крылечкам. В старину на так называемых галереях-гульбищах собирались люди, ожидающие церковной службы.
Кровли церкви крыты двумя слоями теса, между которыми проложена берестяная кора – эту старинную гидроизоляцию делали для того, чтобы укрытие могло прослужить дольше.
Центральный шатер, купола и шейки главок покрывает осиновый лемех. Сырая осина чудесно поддается обработке. Когда же отколотые пластины податливой древесины подсыхают, они твердеют, но не трескаются, не коробятся. Такая свежеуложенная деревянная «чешуя» имеет золотистый цвет, который с течением времени трансформируется в благородный серебристый оттенок. Этот эффективный способ покрытия был популярен не только в деревянном, но и в каменном древнерусском зодчестве, однако, вместо осиновой, в кровлях белокаменных теремов использовали еще более долговечную дубовую «чешую». 


По улицам ходят ряженные, унося нас в 18-19 века.

  Шатровые постройки возводились на Руси с древних времен, по крайней мере, с XIII века. В ту пору высота храма служила главным мерилом его красоты. Возводились такие знаковые сооружения по инициативе самих крестьян, ведь служили и культовыми, и общественными центрами. Для проведения строительных работ приглашали именитых плотников, которым деревенский сход представлял своего рода словесный чертеж с подробным объяснением, как должен выглядеть храм. О пропорциях же сооружения в одной из древних подрядных грамот говорится так: «… а рубить высотою, как мера и красота скажут». Именно это чувство меры, вкуса, а также мастерство сочетать разновеликие объемы придавали необыкновенную оригинальность постройкам народных умельцев – будь то величественный храм или заурядный зерновой амбар.
 В середине XVIII века часто строили так называемые ярусные церкви, в архитектуре которых была ярко представлена древнерусская зодческая традиция. К числу таких храмов принадлежит церковь Николы, привезенная из деревни Высокий Остров Окуловского района. Этот достаточно внушительный по размерам и форме храм, построенный в 1757 году, считается лучшей из сохранившихся ярусных церковных построек.

Он рублен, как говаривали в старину, «кораблем»: все его составные части расположены строго симметрично по одной линии. Здесь можно полюбоваться иконостасом каркасной конструкции с образами XVIII-XIX веков.
 
Усталому страннику отдохнуть на ступенях церкви не возбраняется.

Такая "корабельная" форма использовалась и в каменных церквях. Сразу в памяти всплывает церковь жён-мироносиц на Верхнем посаде Нижнего Новгорода 1649 года постройки.

Пока жена не видела, я решил более тесно познакомиться с местными хозяйками ...
  
Количество кузниц в сельской местности в разное время было различным. В сравнительно недалекое от нас время (XVIII - первая половина XXвв.) ситуация была примерно такой: небольшая деревня имела одну кузницу, одна же могла обслуживать тесную группу малых деревень, в большом поселении могло быть две-три кузницы.
Как объект пожароопасный, кузницы ставили за деревней, в поле, при каком-либо источнике воды, если представлялась такая возможность, во всяком случае, в отдалении от жилой хозяйственной застройки. К ним должны были вести не только тропинки, но и дороги.
Архитектурно-конструктивное оформление не отличалось разнообразием. Обычно это квадратный или прямоугольный в плане невысокий сруб под двухскатной крышей. Длина стен не превышала 5м. Чаще они были короче. В длинной стене устраивались широкие ворота с тем, чтобы в помещение можно было завезти какую-либо повозку (телегу, дровни и т.п.). Это диктовалось тем, что привезенный в ремонт или увозимый, изготовленный, отремонтированный предмет, предмет большой тяжести и габаритов мог погружаться или разгружаться непосредственно на месте работ, с применением меньших сил и затрат.

Основное оборудование кузниц тоже не отличается разнообразием. Непременное их содержание: печь-горн с большим металлическим колпаком над ним и вытяжной трубой, меха для подачи воздуха в жаровню под подом, ящик для древесного (березового) угля, одна или две наковальни, различные полочки и ящички для инструментов и приспособлений.

Часовня Петра и Павла из деревни Гарь (Маловишерский район) была построена во второй половине XVII столетия. Отличительная черта сооружения – две маленькие узенькие галереи, которые устроены по его бокам (вероятно, они служили в качестве широких скамеек с навесами). Еще одна особенность часовни – отсутствие главки. Крест заделывался в охлупень (бревно с желобом, венчающее крышу).


Мою страсть в изучении деревянного зодчества разделила только стрекоза. Жена молча терпела мои изыскания.


Экспозицию: "Конюшня ранней весной и поздней осенью" мы посетили не совсем в сезон.




Церкви Николы и Рождества находятся на центральной площади музея и все пути проходят через них. С удовольствием прохожу мимо снова и снова.
 

Церковь Рождества Богородицы Источник: https://site2max.ru/cat-great-novgorod/muzey-derevyannogo-zodchestva-vitoslavlitsyi/
 


 Изба Царёвой. Изба довольно старая, примерно середины XIX века, а может быть несколько раньше. Без дендрохронологического анализа древесины более точное время ее возведения установить невозможно. Приводимая условная датировка основывается на использовании в ней довольно толстых бревен, на их техническом состоянии (сильно погнили), на том, что в избе по-старому косящатые окна и двери, что в кухне еще сохраняется волоковое окно и других мелких признаках.
   
Изба Шкипарева. Точная дата постройки неизвестна. Дендрохронологический анализ древесины не проводился. Многие признаки указывают на вторую половину XIXв. Может быть это 70-80-е годы. Избу эту построили на берегу реки Мста по распоряжению местной помещицы, у которой дед служил конюхом и работу свою выполнял хорошо. Любил лошадей. Повидимому это не легенда. Но неплохая избушка для конюха.


В Витославлицах также представлены и часовни, выполненные в традиционном древнерусском стиле. Одна из них привезена из деревни Кашира Маловишерского района. Ранее она возвышалась на берегу речки Каширы и считалась «полухрамом». В ней проводились венчания, а в дни престольных праздников – богослужения. Документальные свидетельства о часовне отсутствуют, но натурные исследования и опросы крестьян-старожилов позволили определить приблизительное время постройки. Более точную дату – 1745 год – дал дендрохронологический анализ. По рассказам местных жителей, часовня была перевезена в Каширу из какого-то другого селения, а во время Великой Отечественной войны в ней располагался клуб красноармейцев. Свой сегодняшний вид часовня приобрела в 1972 году, уже на территории музея.

Снова возвращаемся к церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Первое впечатление улеглось, надо рассмотреть детали.

Очень высокое крыльцо. Представляю, какое ощущение вознесения к Богу испытывали верующие, ещё не зайдя в церковь, а только поднимаясь на крыльцо.

Дверь низкая, во-первых, тепло сохранить, во-вторых, отдать поклон Богородице не забыть. Тут гордо поднятая голова не "катит".

С галереи открывается прекрасный вид на окрестности и церковь Успения из деревни Никулино. Она выглядит миниатюрной и непритязательной. Это так называемая «клетская постройка», состоящая из трех разноуровневых прямоугольных срубов. Ее высота составляет лишь 11 метров. При разборке церкви обнаружили фрагмент деревянного креста с надписью о ее строительстве и освящении, на котором зафиксирована дата – 1599 год.
  
Рождественская церковь, Успенская вместе с Никольской церковью из Высокого Острова эти культовые постройки составили ядро создаваемого на территории музея комплекса "Погост", композиционный центр Витославлиц.

Спускаемся с небес


и осматриваем углы церкви.
  
Жена заметила, что брусья на углах соединялись врубкою "в лапу". Я поначалу не обратил внимания. Респект жене. В ней проснулся исследователь.

Гумна - производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха). На Новгородчине они почти полностью исчезли, хотя когда-то были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук. Богатые или среднего достатка хозяйства имели собственные гумна, хозяйства победнее имели гумно на два-три двора.
Гумна обязательно имели крышу и как минимум два помещения. Одно из них, малое, служило сушильней. В зависимости от устройства оно называлось либо овином, либо ригой. Овин не имел печи. В помещении отрывалась глубокая (от 1,5 до 2м) яма с отступом от стен. Если грунт был песчаный и осыпался - устраивали бревенчатые стенки. Сушильная камера имела два перекрытия. Одно приподнятое над землей, другое под крышей. Обычно это бревенчатый накат, сплошь смазанный глиной. Дрова жгли в яме, куда вела небольшая дверца и лестница. Камера отгораживалась от места для кострища невысокой бревенчатой стеной с прозорами для пропуска горячего воздуха и дыма. Для сохранения тепла в овине или риге бревна укладывались на мох, чердачное перекрытие также утеплялось.
В сушильной камере делались балки и по ним из толстых жердей свободно укладывались колосники. На них-то и укладывали снопы для просушки. В стенах овина и риги под потолком прорубали небольшие оконца типа волоковых, которые затыкали ветошью и раскрывали после просушки партии снопов для выпуска дыма.
Со стороны гумна в сушильную камеру вела вторая небольшая дверца для загрузки и выгрузки снопов.


Рига отличается от овина устройством в ней печи, которая бывает самых разных форм и размеров. Повторений не приходилось встречать. Яма в риге не отрывалась. Все остальное устройство такое же, как и в овине. Поскольку овинов почти не сохранилось, - жители, даже старики и старушки, переносят часто название овина на ригу. Это не верно.
Помещение сушильни обычно делается значительно уже гумна. Оно может располагаться по продольной оси всего здания или быть смещено. Крыша на ней обычно выше, чем на гумне.
Гумно - обширное срубное помещение под крышей, но с невысокими стенами. Потолка не имеет. Зато имеет добротный пол из плотно подогнанных, часто пропазованных пластин. Ни одно зерно не должно провалиться сквозь него на землю.
В этом помещении устраивались обычно друг против друга двое ворот. Примыкали они к риге. Перед воротами снаружи делались пологие взвозы - поперечные настилы по бокам. Верх пластин слегка протесывался. Воз со снопами въезжал в одни ворота, останавливался против риги, разгружался и выезжал в противоположные ворота. Таким же образом вывозились и обмолоченные снопы. В этом проезде обычно не молотили. Молотили дальше, в глубине помещения.


Привлекло внимание диагональное положение жердей в изгороди.


Еще один храм, посвященный Святому Николаю, привезен из деревни Тухоли. Он расположился на небольшом возвышении в окаймлении вековых сосен и молодого ельника. Ландшафт этот рукотворный, и создан для того, чтобы Никольская церковь находилась в окружении, близкому к родному, тухольскому.


  
Этой церкви мастера пытались придать некоторую монументальность, подвысив центральный объем, но в ее облике превалируют все же уютность и приветливость. Это неудивительно: все объемы храма, особенно трапезная и алтарь, хранят в себе черты крестьянских изб.

На этом сегодняшнее путешествие не закончилось, но я решил разделить его на 2 части: слишком много информации тяжело воспринимается. Возвращаемся в Новгород, благо осталось до него 4 км.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...