пятница, 18 августа 2023 г.

Удмуртия - тоже Россия. Вояж 2022/3. Воткинск - Родина Чайковского.

 

Старые Быги - Воткинск: 31 км. Несмотря на небольшое расстояние и хорошую дорогу от Старых Быг, в Воткинск приехали уже к вечеру и довольно уставшие. Остановились в отеле "Жемчужина", номер бронировали заранее. Вариант для размещения отличный, название отеля соответствует содержанию. Современное здание, шикарные интерьеры, внимательный персонал, кондиционеры и пр. удобства, чистота. 




Расположен отель на Господской улице, что говорит само за себя. Правда, после 1917 года улица была переименована и наречена в память о великом композиторе, родившемся на ней - П.И.Чайковском. За забором, огораживающем парковку отеля (и, собственно, сам отель), находится бывший дом заводских чиновников. Что в этом красном здании сейчас, никто мне точно сказать не смог. Какой-то центр экологии.


Территория отеля облагорожена: скамейки, деревья. Оттяпали у города выход к пруду, где очень приятно посидеть вечерком. Но это мы сделаем чуть позже, когда вернёмся из терм, куда мы по совету администратора отеля поехали освежиться и  расслабиться после насыщенного дня. Город небольшой, всё рядом. Термы изумительные, рекомендую.


И вот мы сидим на берегу пруда. Фото Воткинского пруда из парка отеля.

Воткинский пруд образовался здесь в 1758 году, когда речку Вотка - правый приток Камы, перегородили плотиной для нужд завода. Строительством руководил горный инженер Алексей Москвин, поверенный графа Петра Шувалова. Плотина стала самой большой на Урале — её длина достигала 800 метров. Сегодня её протяженность — уже около километра. Собственно, и начинался Воткинский завод с плотины. Все заводские механизмы приводила в движение сила падающей воды. Но я прошу не путать Воткинский пруд с Воткинским водохранилищем: оно расположено в 40 км южнее, на реке Кама. Там расположен пограничный город Чайковск. Он уже в Пермском крае. А затоплены земли Удмуртии. Почему назвали водохранилище и ГЭС Воткинской, точно не знаю. Предполагаю, что город Чайковск возник уже при строительстве ГЭС, для расселения обслуживающего персонала, а на момент начала строительства плотины ближайшим населённым пунктом в округе был основанный ещё в 18 веке город Воткинск.


Ещё одну достопримечательность мы рассмотрели этим вечером. Она находится в 100 метрах от нашего отеля на набережной пруда. Памятник Якорю с Воткинского завода торжественно открыт 16 июня 1840 года. Якорь - не символ судоходства на Воткинском пруду. Оно конечно есть, но только в виде единственного прогулочного речного трамвайчика и немногочисленных моторных лодок рыбаков. У них якоря поменьше будут, такой сразу на дно утащит и лодки и трамвайчик. 

Примерно 62 процента от общего количества изготовленных в XIX веке на 24 уральских заводах якорей приходилось на долю Воткинского завода. По качеству воткинские якоря не знали себе равных, ими снабжались самые большие линейные корабли отечественного флота. Якорь стал первым монументом на территории Удмуртии. В ковке якоря принимал участие наследник Всероссийского Престола, Великий князь Александр Николаевич (будущий Император Александр II), о чём свидетельствовала высеченная между лапами якоря надпись: «Его Императорское Высочество Государь Наследник Всероссийского Престола Великий Князь Александр Николаевич удостоил ковать своими руками якорь весом в 167 пуд 22 мая 1837 года». В 1930-е годы памятник разобрали, а сам якорь переплавили. Заново установили в 1959 году в честь 200-летия Воткинского завода. Многие "знатоки воткинской истории" перепечатывают друг у друга "утку", что якорь был украден. Мозги при этом не включают. Каким образом можно было украсть в центре города якорь весом в 2670 кг в 1930-е годы, когда за кражу колоска с поля сажали на долгие годы? При отсутствии транспорта в личном пользовании, но при наличии за каждой занавеской десятков пар глаз, в те времена, когда доносили и по меньшему поводу, да и без повода совсем. А снимали автокраном или резали "болгаркой" на аккумуляторах? Я надеюсь, что у господ блогеров начали "включаться" мозги.



На следующий день после завтрака в ресторане отеля мы вышли на Господскую улицу и прямо напротив отеля увидели такой вот дом с резными наличниками:


А пройдя 50 метров по улице Господской (ах, да! ул. Чайковского) нашли памятник композитору.

Установлен он в 1990 году, когда, собственно, и был отреставрирован и открыт дом-музей. Скульптор О. К. Комов. 


Напротив памятника, всё на той же Господской улице (ох и понравилось мне это название! Надо подкинуть властям идею переименовать Рублёвское шоссе в Господское) расположена основная цель нашего визита в Воткинск: Музей - усадьба Чайковского. Правильнее сказать: памятник через дорогу от музея.

Несмотря на то, что мы пришли в музей к открытию, очень странно было в воскресенье наблюдать отсутствие других посетителей. Но это даже лучше для нас. Заказали обычную групповую экскурсию, а получилась индивидуальная: в группе были два человека - я и жена.

Когда-то давно, в первой половине 19 века, а именно в 1837 году, сюда, в поселок Воткинский завод, приехал горный инженер Илья Петрович Чайковский, так как получил назначение на должность начальника Камско-Воткинского железоделательного завода. В те времена жизнь так или иначе складывалась вокруг завода, а потому начальник его был кем-то вроде губернатора Камско-Воткинского округа. Здесь, на берегу пруда, на Господской улице, для инженеров и руководителей завода были построены дома. На 3-х снимках ниже как раз они и есть. 






Ожидая приезда из Петербурга супруги, Илья Петрович приводил в порядок дом, который был построен в 1806 году и был не в лучшем состоянии. Поскольку дом был казенным, то есть, принадлежал заводу (служебная квартира по-нашему), когда в 1848 году Чайковские вернулись в Петербург, в нем поселился преемник вышедшего в отставку Ильи Петровича. В этом доме родилось четверо детей Чайковских, одним из которых и стал будущий композитор. По воспоминаниям членов семьи, 11 лет, проведенных в Воткинске, стали самыми счастливыми в их жизни. Вот этот дом, крылья тоже входили в усадьбу Чайковских. 


Замечательные цитаты украшают стены флигелей:

До начала экскурсии я ожидал, что последует скучный рассказ о разных периодах жизни и творчества великого композитора: всё то, что мы давно уже знали-читали-слышали. Вопреки моим ожиданиям, рассказ получился очень живым, увлекательным и новым, поскольку касался он по большей части... отца композитора - Ильи Петровича. Совершенно незаурядная личность, как выяснилось.


Жизненного опыта и смелости делать дело Илье Петровичу было не занимать. Ко времени, когда он возглавил Воткинский завод, он 20 лет как выпустился из Горного кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. 10 лет занимался горным и соляным делом - от практики до руководства. 

Ещё 3 года служил преподавателем в Горном институте. А потом 6 лет руководил Онежским соляным правлением: кроме собственно производства, занимался обустройством поселения недалеко от Вологды с богатыми соляными месторождениями. И всё это время интересовался горной наукой, печатал научные статьи. Смотрел вперёд. Уже к ноябрю 1837 года Илья Петрович смог на Воткинском заводе впервые в России внедрить полный технологический процесс пудлингования взамен кричного (кустарного) способа, а в 1843 году была построена газопудлинговая печь, что позволило сократить затраты на горючее почти в два раза. Современники отмечали превосходство воткинского железа по качеству и экономическим показателям перед французскими и германскими образцами.

Чайковский активно внедрял подъемные устройства, механизмы, заменившие ручной труд. 

Однако на этих нововведениях Чайковский не остановился. Воткинский завод в 30-40 годы начинает постепенно превращаться в предприятие машинного типа. Деятельная натура Ильи Петровича требовала новых свершений, и он взялся за производство пароходов. Представляете - на железоделательном заводе заняться машиностроением?! А он - занялся. И вот, пожалуйста - в 1845 году здесь начали строить первый пароход "Астрабад". Следом за ним, по проторенной Чайковским дороге, в Воткинске построят 400 различных судов. Следом за пароходами будут строить и паровозы - их выпустят здесь 630 штук. На заводе выпускали также драги и др. машины. Завод известен своими якорями, мостами. Шпиль Петропавловского собора дело рук воткинских мастеров. Первый советский экскаватор — воткинский.


Илья Петрович, о котором сегодня многие знают лишь как об отце великого композитора, был хорошо известен в научно-технических кругах России XIX века. За деятельность на Воткинском заводе И.П. Чайковский был награжден орденами Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени.

.Трудами И.П. Чайковского завод из убыточного предприятия превратился в прибыльный: за 11 лет его правления в казну государства поступило 447 тысяч рублей серебром. «Все, что я сделал для Воткинского завода, возбуждает во мне справедливую гордость, гордость безукоризненную, какую только чиновник, честно исполнивший свой долг, чувствовать может» (И.П. Чайковский). 

В 1848 г. Илья Петрович Чайковский оставил свой пост в Воткинске «по домашним обстоятельствам в чине генерал-майора с мундиром и пенсионом полного жалованья».

Вот таким незаурядным человеком был отец Петра Ильича. Если бы сын не превзошёл в известности отца, об этом руководителе написали бы немало книг и Господскую улицу переименовали бы в честь отца, а не сына. Кстати, родился Илья Петрович 20 июля 1795 года в семье городничего г. Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область). Так что имеем полное право гордиться таким земляком!


Он сыграл огромную роль в судьбе своего сына, Петра Ильича Чайковского. Сам не чуждый искусства (в молодости прекрасно играл на флейте и до конца своих дней страстно любил театр), Илья Петрович привил интерес к музыке всем своим детям. Он всегда внимательно относился к музыкальным занятиям сына Петра, одним из первых понял его истинное призвание и счел своим долгом поддержать выбор тернистого пути музыканта и композитора. В семье любили музыку, даже устраивали небольшие домашние концерты. Мать Петра прилично играла на фортепиано и неплохо пела. Это рояль маленького Пети, единственная подлинная вещь в музее.



А это, если я правильно понял, первый проигрыватель. Но он - предмет обстановки других господских домов 19 века. Вся мебель в музее подлинная, антикварная, но не из дома Чайковских. От их обстановки остался только рояль.


Теплица Чайковских - это, конечно, не наши три на шесть из поликарбоната. Это деревянный дом, стоящий «глаголем», то есть, буквой Г. Состоит теплица из нескольких комнат.





Здесь в настоящее время выращивают рассаду для украшения территории музейного комплекса. 


А в то время, когда здесь жили Чайковские, в теплице выращивали зимой даже дыни, арбузы и другие диковинные для наших не солнечных холодных краев растения.
 
В теплице воссоздана так называемая комната садовника. Раньше садовник в ней и жил, ухаживал за растениями круглый год. 


Людская изба. Выставлены различные хозяйственные принадлежности: вышитые полотенца, утюги, прялка, ткацкий станок, стеклянные бутыли, стиральная доска и прочие мелочи крестьянского быта. 




Но так себе наполнение, если интересна эта тема, лучше съездить в этнографический музей-заповедник Лудорвай, рядом с Ижевском.


Арт объект Верстовой столб установлен около музея-усадьбы П.И. Чайковского. Его открытие приурочили к Дню города 27 августа 2016 года. Верстовой столб указывает расстояние до каждого из городов «Галактики городов Чайковского». 





В состав «Галактики», кроме Воткинска, входят города Глазов, Кунгур (Пермская область), Алапаевск (Свердловская область), Клин (Московская область) и Каменка (Украина).

В одной из строк написано: "Кунгур и Глазов - с этими городами связана деятельность деда композитора, Петра Фёдоровича Чайковского, где он достойно служил Отечеству лекарем и городничим". А где, простите, здесь город Слободской Кировской области? Нет, я не напрашиваюсь в побратимы, Воткинск - не Рио-де-Жанейро и даже не Париж, но справедливости ради замечу, что между Кунгуром и Глазовом Петр Фёдорович служил городничим в Слободском и именно там родился младший из 20-ти детей - Илья Петрович, отец композитора.

Если к кромке воды не подходить, то набережная очень тенистая. Много велосипедистов и бегунов, опасность угодить под велосипед отнюдь не гипотетическая.


В завершение рассказа покажу ещё одну достопримечательность, не указанную в путеводителях - будку полицейского. Воссоздана по чертежам 19 века. Во времена Чайковского от неё шёл шлагбаум, ограничивающий въезд "Приор" и "Калин" на Господскую улицу.


Было ещё много фотографий центра города. Там храмы и очень достойные купеческие особняки, но их фотографировала жена и куда-то дела фото. Будет повод ещё раз вернуться.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...