суббота, 19 августа 2023 г.

Удмуртия - тоже Россия. Вояж 2023/1. Вихарево, Водзимонье.

 

7.08.2023 г. 

Наш планируемый на сегодня маршрут Киров - Кильмезь - Вихарево - Водзимонье - Вавож - Можга составляет 344 км. В Можгу из Кирова можно попасть и кружным путём - через Сюмси и Уву, но расстояние будет уже 400 км. На 56 км длиннее. 

Часть дороги от Вихарево до Водзимонья - щебёнка, небольшая часть - грунтовка. Но при наличии отсутствия присутствия дождей, вполне проезжая. 

Киров - Кильмезь - 240 км, до Вихарево (Кильмезский район Кировской области) - ещё 22 км по трассе Казань - Пермь. В Вихарево и сворачиваем с этой трассы. 

Можно объехать эту деревню задворками, но мы решили заехать в центр. 

В Википедии находим скупые строки: Деревня Вихарево, центр Вихаревского сельского округа. Деревня находится в юго-восточной части Кировской области, в зоне хвойно-широколиственных лесов, на берегах реки Кунжек, к югу от автодороги 33Р-001, на расстоянии приблизительно 15 километров (по прямой) к востоку-юго-востоку (ESE) от посёлка городского типа Кильмезь, административного центра района. Абсолютная высота — 102 метра над уровнем моря. Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 64 % из 399 чел.

Энциклопедия Земли Вятской (Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год) добавляет, что в 1957 году в состав Вихаревского округа вошла территория упраздненных Яшкинского (деревня Яшкино, Кривоглазово, Денисово, Никольское, Александровка) и Карманского (Таутово, Иванково, Вознесенское) сельсоветов.

В деревне Вихарево располагалась центральная усадьба большого совхоза «Вихаревский», который в 1991 году начал распадаться на более мелкие хозяйства (ныне усадьба СХА «Колос»). В деревне средняя школа, библиотека, медпункт.

И всё! А ведь в 1918 и 1919 годах здесь шли нешуточные бои между "Белыми" и "красными". Мимо церковки - новодела мы проехали к зданию правления села, чтобы попытаться выяснить про эти времена подробнее.


Дом дореволюционный, в нём сейчас, кроме правления села, располагаются магазин, почта, штаб ополчения и сбора, "Теле-2" и Сбербанк. Глава Вихаревского сельского поселения Лариса Егоровна встретила нас очень радушно, выслушала внимательно, но помочь нам в поисках истории практически ничем не смогла. Дала сфотографировать тощий буклетик, где события Гражданской войны описаны только парой строк. В брошюрке охвачен период с установления Советской власти до наших времён. Как жили в Вихарево до октябрьского переворота, кто построил и кому принадлежал до революции этот самый богатый дом в Вихарево, нам ответить не смогли.  И на том спасибо. 


Никто здесь историей не занимается, хотя село было очень богатое, через него проходил Сибирский тракт, более 100 дворов, купцы здесь имели свои дома и магазины. Иваны, родства не помнящие. В деревне есть могилка тов. Попкова Дениса Кирилловича - старого большевика. А остальные? Только 14 сентября 1918 года 117 человек из деревни были мобилизованы в Красные отряды. А ведь мобилизовывали и "белые". Тут как в фильме про Бумбараша: вечером село захватывали "красные" - мобилизация, утром "белые" - опять мобилизация.  

Сохранились свидетельства, что здесь были расстреляны или порублены в куски десятки не согласных с новыми порядками самозванной власти людей. Так поставьте вы памятник всем погибшим в эти смутные времена.  

Жена, выйдя из здания, очень точно охарактеризовала увиденное: "Похоже, они живут тут только за счёт созданного предками до 1917 года, сами ничего не построили". А дом, которому более 100 лет, постепенно ветшает. Сколько ещё простоит? И откуда они будут править, когда дом развалится? Из шалашей? Глава большевиков Ленин в Разливе имел такой опыт. К этому и всех остальных привёл. Не без помощи нынешних последователей.

Не думаю, что так должно выглядеть главное здание села. Но не удивляюсь: когда жена снимала этот дом снаружи, к ней подскочила только что приехавшая на машине женщина и закричала: "Кто вам разрешил тут снимать?" Вот так, ни больше ни меньше режимный объект. Вместо того, чтобы найти деньги и отреставрировать историческое здание, гораздо проще закрывать на это убожество глаза и себе и другим. С такой "командой" Ларисе Егоровне будет очень сложно сохранить историю. О каких-то изысканиях о прошлом села я уже не упоминаю. Тут нужны инициативные люди с горящими глазами, влюблённые в свою деревню и готовые кропотливо изучать тома в архивах, а не закостенелые оборзевшие бюрократки, не знающие пределов своих полномочий и не выполняющие свои прямые обязанности.

Вообще Вихарево произвело на нас удручающее впечатление: развалившиеся заброшенные дома, борщевик на улицах самого села, не говоря об огородах. Тут кто-нибудь что-нибудь работает?



Рядом стоящий дом выглядит чуть опрятнее. Может, бывшая сельская больница или фельдшерский пункт?


С тяжёлым сердцем покидаем остатки некогда цветущего села. Вихарево - Водзимонье - 25 км. На карте этой дороги нет, навигатор Яндекс тоже такой дороги не знает. Не удивительно: населённые пункты разных субъектов РФ в 21 веке связаны между собой только федеральными трассами. Захотел в деревню, находящуюся в 5-10 км, но в соседней области - выезжай региональными дорогами на федералку, пересекай границу областей, сворачивай на тамошнюю регионалку и будет тебе счастье. Не беда, что это может быть через 100 км, мы даже поговорку придумали: "Бешеной собаке 7 вёрст - не крюк!"

Но Гугл такую дорогу всё-таки знает. Да и ездил я уже по ней. Асфальт начинается на въезде в Водзимонье. Практически здесь же и Удмуртия начинается.

Водзимонье (Водзи Монья) — село в Вавожском районе Удмуртии, центр муниципального образования Водзимоньинское сельское поселение. Располагается в 18 км западнее Вавожа. Село основано удмуртами из рода Монья на реке Водзи. Настоящее название села Водзи Монья. Водзимонье входило в состав Волипельгинской волости Малмыжского уезда Вятской губернии. 

Водзимонье основано на рубеже XVI–XVII веков, название селу дали первые переселенцы из дер. Монья нынешнего Селтинского района. Это были удмурты, приплывшие на плотах по рекам Арлеть, Кильмезь и Вала. Присмотрев хорошие земли на южном берегу реки Вала, они поднялись по небольшому притоку Водзя и в его верховьях основали деревушку Водзи-Монья. Рядом находилось непроходимое  болото.

Постепенно эту местность стали осваивать русские.  К середине XVIII здесь уже проживало более 200 человек.



Церковь построена и освящена 18 февраля 1796 г. во имя Вознесения Господня. В 1799 г. в этой церкви устроен придел и освящен 1 сентября  1799 г. во имя Рождества Христова. Но это было в деревянном исполнении.

Каменная нынешняя церковь построена в 1829 г. на средства прихожан и добровольных пожертвований с тремя престолами: в холодной – главный – освящен в 1848 г. в честь Вознесения Господня, в теплой – правый – освящен в 1838 г. в честь Рождества Христова, левый – освящен в 1839 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы.



С 1829 года каменная церковь Водзимонья повидала многое. В 19 веке при ней были церковно-приходское попечительство, школа и богадельня с приютом, во время гражданской войны – на ней – пулемётная точка. Увы, колокольня – идеальная огневая позиция. 


С 1938 по 1947 храм был закрыт, да и позже, когда в нём возобновилась соборная молитва, часть здания использовалась как склад. Хранят материалы здесь и поныне, но уже сами церковники.



Удалённость от власть имущих всё же помогла: несмотря на беды, храм дошёл до нас таким, каким его задумал ижевский архитектор С. Е. Дудин. Правда, перед самой революцией церковь была расширена, но И.А.Чарушин сделал это так бережно, что гармония здания не пострадала. Да-да, это - наш, вятский Чарушин. Он и здесь наследил отметился.





Свидетель крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, место ссылки революционеров, фронт Гражданской войны и центр тяжести борьбы колчаковских сил против красных войск… – сколько исторических и коренных  переломных событий в истории страны впитало в себя село Водзимонье Вавожского района! В декабре 1773 — январе 1774 года в селе Вознесенском (оно же Водзимонье, Водзя-Монья или Водзи-Мочи) у деревянной ещё Вознесенской церкви собирались взбунтовавшиеся русские и удмуртские крестьяне, с паперти которой отряд Пугачева из шести человек читал «манифест Петра III», призывая местных вступить в свои ряды. Пятеро записалось в войско Емельки. Были наказаны позже батогами… Вавожане в то время были заняты строительством — в 1773 году им было дано право возвести мельницу на реке Ува. В отличие от вихаревцев, здесь эти страницы истории бережно хранят. 


И даже по мере сил приумножают. Хотя с последним творением я был немного не согласен и долго смеялся над исполнением. Очертания немецких танков сильно напоминают Т-34. Ну ладно, немцы, бывало их захватывали и даже воевали на них. Диковинные деревья, по форме напоминающие саксаул, изображают взрывы. Тоже ладно, автор настоящих взрывов не видел. Но три персонажа здесь неподражаемы: в центре внизу сразу над надписью "летопись подвигов" поднял руки вверх отчаявшийся боец; справа крупным планом японский самурай с ритуальной повязкой - хатимаки на голове, почему-то пытается уничтожить танк союзников Японии - немцев; скрывающуюся в окопе девушку (правый нижний угол "творения")окружающее не сильно интересует, она увлечена "игрушкой" в смартфоне. World of tanks, скорее всего. 


Но главное, не результат, а стремление. Хотели как лучше, получилось как всегда. Попытка не удалась, но за попытку спасибо. Поэтому ставлю плюс. 

«Наши предки жили, не зная нужды, – рассказывают нынешние жители. – Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, лен, хлеб на полях рос хорошо. Держали домашний скот. Вокруг было много казенного и своего леса. Одним из знатных зажиточных жителей считался волостной староста Семен Григорьевич Мокрецов. Его личное хозяйство состояло из 10 дойных коров, 12 лошадей и прочего мелкого скота, занимался лесосплавом. А потому ходить на чужую сторону за заработком водзимонцам не было надобности».

Возделывался на водзимонских землях и картофель, но не так, как сейчас, а  насильственно, под нажимом государства. Крестьяне сажали его только из-за боязни подвергнуться репрессиям со стороны властей. За малейшую провинность их ждало страшное наказание – в селе процветал самосуд. Так, за недоимку налогов зверски насмерть были забиты двое крестьян. Они здесь были государевыми, платили в казну оброчную подать, несли трудовые повинности.

А местное купечество жило с размахом. В старину здесь проводились народные ярмарки: зимние – в так называемую рыбную пятницу, а летние – в Вознесение. В престольные и обетные праздники съезжались в село краснотоварцы из Вятки, Казани, Елабуги, Кукмора, Малмыжа, оживленно торговали куделью и волокном, пряжей, глиной, деревянной посудой. Ряды с красными товарами занимали целую улицу. Но зачастую такие ярмарки закачивались массовыми драками – существовавшая вражда между русскими и удмуртами, богатыми и бедными становилась все сильнее. Между соседними деревнями тоже шла борьба за леса и землю.

В Водзимонье меня не покидало ощущение, что из варварской разрушенной страны я попал в соседнюю державу, где всё совершенно по-другому. Никаких заброшенных домов и борщевика вокруг оставшихся в живых строений, современные спортивные комплексы для молодёжи, чистота, животноводческие комплексы:

Жена здесь впервые за 300-километровую поездку по сельским просторам увидела работающие комбайны. Правда, сфотографировать не успела, поэтому сфоткала трактор:





Посевы на полях:

Почему так? - задавался я вопросом снова и снова. Условия разные в Удмуртии, Башкирии, Татарстане и в областях России? Или люди виноваты? Не знающие своих корней и не любящие работать? Но нет, я знал и знаю многих сельских жителей в этом же Кильмезском районе, которые работают не покладая рук. Прямо "Остров Невезения" какой-то. Так что скорее - первое.








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...