понедельник, 23 сентября 2024 г.

Мы пскопские 10 лет спустя. Псков 2. Богоявленская церковь.

 

6 августа 2024 года. Второй день во Пскове. Богоявленская церковь в Запсковье.

Мы решили на время отдохнуть от архива и начало этого дня посвятить псковской архитектуре, которая меня влекла и манила со времени первого посещения этого города 10 лет назад. Тогда с её шедеврами нас знакомил во время индивидуальной экскурсии местный историк Дмитрий Беляев. Но он всё больше про историю. На сегодня мы договорились об индивидуальной экскурсии с очень известным местным экскурсоводом Анной Богдановой, знатоком архитектуры. Она принимала непосредственной участие в работе по внесению псковских церквей в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, очень грамотный и интересный рассказчик, владеющий огромным объёмом информации. Анна так вдохновенно рассказывала про церкви, что и мы заразились её увлечённостью и другими глазами увидели псковскую архитектуру. 
Я посчитал, что этот рассказ должно услышать как можно больше людей и решил изложить его в своём блоге. Далее  текст во многих местах будет состоять из цитат и мыслей Анны.
  Анна разработала своё мобильное приложение "Сокровища Пскова", с ним можно посетить в форме аудиогида 10 псковских церквей, внесённых в ЮНЕСКО. Первая из них и, без сомнения, самая красивая - кончанская церковь Богоявления с Запсковья.
Почему Запсковье?  Псков относится к числу тех многочисленных российских городов, которые названы по имени реки, на берегах которой они располагаются. С «младшим братом Господина Великого Новгорода» в этом смысле ситуация интересная, ведь рек на его территории течет две, и название город получил по меньшей: главная водная артерия Пскова — река Великая, а вот в Великую впадает река Пскова. Поэтому и Заречья во Пскове два: Завеличье и Запсковье.

Почему кончанская? От слова "конец". Средневековый Псков делился на 6 концов – административно-территориальных единиц города, имевших равные права в представительских институтах во Пскове и равные обязанности в административных и военных вопросах. В Запсковье было 2 конца: Богоявленский и Козьмодемьянский. Храм, перед которым мы сейчас стоим, был главным храмом Богоявленского конца.

Именно на Запсковье в самом конце XV века появился архитектурный шедевр — храм Богоявления с Запсковья (другое название — «в Бродах»). Почему в Бродах? В древности моста через Пскову тут не было, зато был брод, поэтому район так и назван. Впрочем, в не такой уж древности. Фото конца 19 века. В центре вверху видна ограда церкви:


Впрочем, первое упоминание об этом храме относится к концу XIV века, к 1397 году. Тогда Богоявленский храм еще был деревянным. В 1433 году храму сделали новый притвор, а в 1458 году в большом пожаре, в котором выгорело все Запсковье, погибла и церковь. Новый храм, уже в камне, закончили строить в 1496 году.
Возвышаясь на высоком берегу реки Псковы, храм организует вокруг себя пространство, увязывая Запсковье с центром города, буквально перекликаясь с главным собором города – Троицким, куда направлена его колокольня. 
Замечательна композиция памятника. Церковь стоит на высоком берегу, словно выплывает по течению реки, которая её чуть-чуть огибает. Динамику создаёт звонница, выдвинутая вперёд и в сторону; она не загораживает храма. За ней разворачиваются остальные объёмы, словно привязанные к ней и друг к другу (Богоявление словно «выезжает» на звоннице). Асимметрия композиции зависит от того места, на котором стоит церковь.
 "Поразительно, но храм, будучи мощным и монолитным, воспринимается лёгким и парящим над высокой кручей. Или даже плывущим под парусом громадным кораблём. Состоящий из множества разных объёмов, асимметричный, динамичный, экспрессивный, непредсказуемый в разных ракурсах, он тем не менее вызывает чувство гармонии частей и целого. Интересно, что динамичность и экспрессивность были свойственны также иконописи и фресковой живописи Пскова 15-16 веков" (А.Богданова).

Особенностью композиции являются дополнительные объемы притворов боковых придельных храмов, к которым примыкает пониженные объемы галереи. Дело в том, что первоначально храм был одноглавым без притворов и колокольни. Чуть позже основного объема с севера и с юга пристроили два придела: северный — во имя Трех Святителей, южный — Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эти приделы в псковских традициях оформили практически отдельными миниатюрными храмиками, примыкающими к основному объему. 


Потом построена колокольня.

Соединение простых объёмов в единое целое кажется органическим и вместе с тем прекрасно разработанным, хотя части и возникали постепенно. Всё подчинено и главному объёму, и общей идее. 


 "При этом развитие этой сложной живописной ассиметричной композиции определялось не стихийным саморазвитием формы, а умом, чувством, талантом и громадным опытом заказчиков и зодчих"(А.И.Комеч). Дабы придать этим далеко не разрозненным частям законченный вид единого ансамбля, пришлось поменять кровлю". Скатная кровля в 16 веке заменила лопастную. Она внесла новый ритм в эту торжественно звучащую каменную симфонию. Этот ломаный ритм свойственен деревянным покрытиям. Именно этой остроугольной ломкостью нарастающих форм и отличается храм Богоявления" (А.Богданова). Покрытия четверика и приделов - восьмискатные, галерей и притвора – односкатные, звонницы – пощипцовое. Наслаждаться этой кантатой ломаных линий крыш можно часами.

"Массив каменных стен выглядит менее монументальным благодаря декору, который можно назвать самым скромным в мировом зодчестве. Каждый фасад расчленён 3-мя выступами лопаток, соединённых вверху ползучими арочками. Это придаёт лёгкость архитектурному массиву. Апсиды оживляют аркатуры валиковых разводов, которые свободно повисают на стенах, словно струи дождя, не успевшие ещё достигнуть земли. Над узкими, словно бойницы окошками барабанов глав нависли бровки – небольшие фронтончики, которые защищают окна от воды и украшают их. 


Традиционный псковский декор, состоящий из 2-х рядов поребрика с бегунцом между ними, а также ряд глухих арочек украшают барабаны глав. Они вносят своё звучание в общую симфонию. Ряд бегунца динамично вторит ритму, заданному скатами крыш храма и звонницы. Все эти элементы декора – белые на белом выглядят очень изыскано и одновременно хрупко по сравнению с мощной пластикой стен" (А.Богданова). 


Глядя на собор, приходит понимание, что перед нами исключительный по архитектурной выразительности ансамбль, созданный в период расцвета псковской школы зодчими на пике их мастерства. Храм является весьма новаторским сразу в двух отношениях. Во-первых, всего лишь во второй раз за всю историю псковской архитектуры зодчие применили ставшее потом «классическим» восьмискатное покрытие. Первый пример такой кровли встречается всего за два года до постройки храма Богоявления с Запсковья, в храме Георгия со Взвоза. Почему появилось такое покрытие? Дело в том, что Псков становился больше, здания становились больше, и требовалось более простое, более надежное, чем шестнадцатискатное, но вместе с тем изысканное покрытие больших храмов. То, что получилось в Запсковье, оказалось настолько успешным, что после этого храма ни один из новых храмов не получал «устаревшую» крышу. Более того, когда ремонтировались более ранние церкви, они тоже получали восьмискатную кровлю.


Второй архитектурной находкой зодчих стало создание колокольни. Традиционная псковская звонница расположена прямо на стене здания. Здесь же под «звоны» было построено новое высокое отдельное здание, только под колокола, при этом это не столп, как это было принято в Московской Руси, а стена звонов. Как пишет известный историк архитектуры Юрий Спегальский, это «самый ранний из всех известных нам образцов такого рода сооружений в древнем Пскове и вместе с тем наиболее совершенный. Произведенный ею художественный эффект послужил, видимо, основной причиной быстрого распространения подобных звонниц, ставших одной из характерных особенностей псковской церковной архитектуры XVI в.»


Мощная четырёхпролетная звонница - одна из лучших во Пскове. Она стоит у северо­-западного угла церкви, примкнув к притвору, но представляет собой самостоятельный объём. Внутренние помещения могли служить в качестве складов. На иконе часовни Владычного Креста звонница увенчана тремя высокими шатрами впереди виден контрфорс, придающий ей устойчивость - он существует и сейчас. 


Великий французский архитектор и теоретик архитектуры Ле Корбюзье (1887-1965), много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был образом Богоявленской церкви Пскова. А.Богданова подробно рассказывает в своём мобильном приложении об этой связи, сравнивая 2 церкви, но я капеллу в Роншане не видел, поэтому не вдохновился и пересказывать не буду. Обратите внимание, как динамично слева направо возрастает размер проёмов на звоннице. Движение во всём.

На фото: излучина реки Псковы у Богоявленской церкви с видом на Гремячую башню:


Этот же ракурс в начале 20 века: 

"Интерьеры псковских церквей, и в высшей мере Богоявленской, дают нам образцы чистого и прекрасного религиозного искусства. Их исток - та идеальная гармония, которая с начала XV века пронизала искусство Андрея Рублева, а в конце столетия - изощренное искусство Дионисия. В псковской архитектуре нет аристократизма и роскоши московской, но она не уступит последней идеальностью образа и, может быть, превзойдет ее чистотой и непосредственностью эмоционального высказывания, меньше связанного официальным, государственным церемониальным стилем."

Комеч А.И.

Добавить нечего...



Обратили внимание на отверстия в стенах, парусах, барабане и на куполе? Это голосники - глиняные кувшины, вделанные в стены горлышками наружу. Они выполняют роль резонаторов, благодаря чему акустика в храме превосходная.

Оригинальный иконостас, к сожалению, не уцелел, намоленных икон здесь нет.  

Отправляемся дальше, впереди нас ожидают ещё 9 церквей. Но об этом - в следующем рассказе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Псков 4. Собор Рождества Иоанна Предтечи.

  6 августа 2024 года.  Второй день во Пскове. Продолжение. С обор Рождества Иоанна Предтечи.  Мы с Анной Богдановой продолжаем экскурсию по...