пятница, 20 сентября 2024 г.

Мы пскопские 10 лет спустя. Гатчина.

 

День третий. 3 августа 2024 года.
В Гатчине мы ночевали в бутик-отеле "Столица". Рекомендую. Интерьеры стильные, очень чисто, номера просторные, недорого для туристического города, опять же центр - напротив приоратского дворца.
После завтрака в кафе через дорогу, включенного в стоимость проживания, поехали знакомиться с главной достопримечательностью города - Большим дворцом. С утра дождь с краткими перерывами занимался не на шутку, поэтому гулять по паркам было не с руки. Парковка перед дворцом была свободнёхонька - две машины, кроме моей. Спустя два часа она была уже переполнена и люди парковали машины в паре кварталах от дворца, шли на парковку и, дождавшись выезда какой-нибудь машины, оставляли жён с распростёртыми руками своими телами охранять место, а сами мчались за своими железными кобылами. Зачем вообще кобылы в маленьком городе, где всё компактно, если их хозяева так умеют бегать? Только разве как от дождя укрытие. Но 
как укрытие от дождя англичанин Джонас Хенвей впервые применил зонт ещё в далёком 1750 году. Почти 300 лет тому, однако...

    
Большой Гатчинский дворец скромен снаружи, но от этого его история, архитектура и внутреннее содержание не менее интересны.
Время строительства Большого Гатчинского дворца приходится на 1766–81 гг. Территория мызы была приобретена Екатериной II у князя Бориса Куракина и подарена за год до начала работ графу Григорию Орлову. Это была одна из благодарностей императрицы за участие ее фаворита в организации дворцового переворота, случившегося в 1762 г. Ну вы в курсе.
Архитектором был выбран итальянский мастер Антонио Ринальди, успевший прославиться своими работами не только на родине, но и в России.
Строительство дворца продвигалось неспешно. Коробка была возведена в 1768 г., оформление экстерьера закончилось в 1772 г., а внутренняя отделка затянулась до 1781-го. За 15 лет Екатерина II не единожды наведывалась в Гатчину, чтобы лично ознакомиться с ходом продвижения работ. После смерти Орлова в 1783 г., она вновь выкупила Гатчинскую мызу, но уже у графских наследников и подарила ее своему сыну, будущему императору Павлу I.
В 1801 г. Гатчинский дворец вместе с угодьями перешел к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Еще при жизни она распорядилась о порядке дальнейшего наследования загородного комплекса. Сначала он должен был перейти в вечное пользование Николаю I, а затем — к его прямым потомкам по мужской линии.
Первый раз Гатчинский дворец стал официальной императорской резиденцией в 1796 г. при Павле I. Второй раз это случилось в 1881 г. при императоре Александре III.  
Монументальное сооружение облицовано знаменитым пудостским известняком, известным своей прочностью и долговечностью. Согласно планам Ринальди, дворцовый комплекс гармонировал с парковой зоной.
Архитектурная жемчужина условно делится на три части, основная из них — центральный трехэтажный корпус, украшенный двумя башнями. Два других прямоугольных корпуса примыкают к главному зданию, в них располагались Конюшенное и Кухонное каре.

  Вне дворца расположены монументы. С южной стороны Гатчинского дворца, на Дворцовой площади высится памятник Павлу I. Памятник императору, благодаря которому Гатчина обрела несколько главных достопримечательностей, появился в городе летом 1851 г. На торжественном открытии присутствовал наследник самодержца Николай I и все августейшее семейство. Интересно, что даже в советскую эпоху памятник царю не снесли. 

             Горожане всегда относились к бронзовой статуе с любовью. Допускалась лишь одна вольность. В середине прошлого века выпускники Высшего военно-морского училища, находившегося на другой стороне площади, на выпускной наряжали памятник надменному властителю в форменную тельняшку.

А в Арсенальном каре на троне сидит Александр III — памятник по эскизу начала XX в., установленный только в 2021 г.


Поскольку время до экскурсии ещё оставалось, а на улице шёл дождь, мы решили спуститься под землю - там точно не мочит. Осмотр подземного хода в цену дворцовых билетов не входит, нужна отдельная плата. В прочим, весьма символическая. У меня в Гатчинском дворце вообще сложилось впечатление, что за осмотр любого закутка нужна отдельная мзда. По мелочёвке, но тянут с тебя, доят. Не твоё это, не народное, а наше. Пропадает привитое нам в советские времена вместе с вакциной АКДС великодержавное ощущение себя как гегемона. Кто-то помнит фразу "Человек - это звучит гордо", напечатанную на обороте каждой тетрадки советского школьника? А перьевые ручки и чернила с промокашками? Так вот, тут нас - бывших советских школьников, макают мордой в чернила и промокашки не дают. Вернёмся к баранам.
Еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Григорьевиче Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. Спуститься туда можно было прямо из Парадных залов и попасть вначале в гулкие подвалы, где за массивными коваными дверями скрывалась уникальная затея ХVIII века для увеселения гостей, сохранившаяся до настоящего времени. Но чтобы увеселение состоялось, эти массивные двери должны быть закрыты. Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».


             Многие приписывают идею создания подземного лаза мнительному и суеверному императору Павлу I. Но исторические документы подтверждают, что подземный ход был устроен по просьбе первого заказчика, графа Григория Орлова, когда Антонио Ринальди только приступил к строительству дворца. 
Говорят, Павел был большим поклонником Гатчинского дворца благодаря наличию такого подземного сооружения. Вероятно, он всерьез рассматривал возможность скрыться от врагов таким путем: у грота «Эхо» на небольшой деревянной пристани на берегу озера его всегда ждал слуга с челноком. А в моменты веселья император любил интриговать своих гостей внезапными исчезновениями и появлениями в неожиданных местах. Дело в том, что в подземный ход можно было попасть лишь по потайной лестнице. Она связывала несколько помещений: парадную опочивальню на втором этаже, туалетную комнату императора на первом, подвалы и, собственно, тоннель.
Еще одним царским развлечением были экскурсии в подземелье: желающим завязывали глаза, проводили по потайной лестнице и предлагали послушать «голос нимфы» ‒ так называли живущее здесь эхо.
С его появлением в этих местах связан один забавный случай. Когда-то на стенах грота была развешана различная конская упряжь, которую однажды по приказу императора сняли. Дочь Павла I, играя в саду, вбежала в тоннель и, обнаружив отсутствие снаряжения на стенах, громко закричала: «Кто украл хомуты?». Конечно же, эхо ответило ей: «Ты… ты… ты…». С тех пор это одна из самых распространенных «кричалок» для общения с эхом в этом гроте.


                 Есть и другие. Например, можно спросить: «Какой цветок не боится мороза?» Как вы думаете, что отвечает эхо? Конечно, «Роза»! А если спросить «Как называлась первая дева», то «нимфа» мгновенно выпалит правильный ответ: «Ева».
Но гораздо больше впечатления на посетителей производят исторические знания гатчинского эха. На вопрос «Кто здесь правил» вы всегда получите четкий, несколько раз повторяющийся ответ – Павел, Павел. Если захотите уточнить, кто разбил французов, то реально услышите, что Кутузов.
Как правило, эхо способно повторить до четырех последних слогов слова. Впрочем, есть свидетельства, что некоторые слова повторялись до 30 раз.


      По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит еще один инженерный секрет архитектора Ринальди.

Пройти до Серебрянного озера нам не удалось по прозаической причине: решётка преградила путь.

Из подземелья нас потянуло ввысь, на башни. Я уже упоминал, что дворец украшен двумя башнями. На одной из них оборудована смотровая площадка. Дождь на какое-то время стих, чем мы и решили воспользоваться. Не тут-то было: девушка, продававшая билеты на башню (опять отдельные билеты, я нашёл только одно место во дворце, куда пускают бесплатно - туалет, но и то с оговоркой: если есть общий билет во дворец), сказала, что пока не подсохнет пол на башне, туда не пустят. Оказывается, там, на башне, на самом её верху есть ещё смотрительница. Именно она отвечает за безопасность посетителей и даёт красный или зелёный свет на посещение. На наше счастье спустя 5 минут ожидания таможня дала добро (1) и мы по винтовой мраморной лестнице начали карабкаться на башню. 

Наверху мы оказались, понятно, одни, если не считать упомянутой выше смотрительницы. Вид с верхотуры на дворцовый парк и в целом на город оказался замечательным. Смотрительница рассказала и показала нам основные достопримечательности парка, дала ценные советы, что необходимо увидеть, а на что тратить время не стоит. На фото - башня-близнец с той, на которой мы сейчас находимся. Не совсем понятна мысль инженеров, соорудивших громоотвод только на одной из башен. Почему они уверены, что Зевс метнёт молнию именно в правую башню, а левой побрезгует? 

Вид на Гатчину:

  Архитектурный ансамбль окружен роскошной парковой зоной, великолепными прудами. 

На этой фотографии видна Колонна Орла 1770 года постройки. Известна как старейшее сохранившееся садово-парковое сооружение на его территории.

  До середины ХХ столетия дворец-музей считался крупнейшим среди аналогичных культурно-исторических объектов, находящихся в окрестностях Ленинграда. Его нередко называли «Пригородным Эрмитажем» и даже «Замком русского Гамлета». 
Сегодня объект культурного наследия государственного масштаба, ставший одним из символов Гатчины, включен в список Юнеско как «памятник, связанный с историческим центром Санкт-Петербурга».


   Внешний облик Гатчинского дворца совместил в себе элементы средневекового замка и роскошной загородной усадьбы. В общий комплекс входят: центральный корпус; 2 полуциркулярные галереи; 2 служебных каре с внутренними двориками — Кухонное и Конюшенное (Арсенальное); две 5-гранные башни — одна с часами, другая (сигнальная) с громоотводом.
Здание располагается на возвышенности, поэтому явно доминирует над всей округой. Северный фасад, выглядящий намного скромнее, обращен к Дворцовому парку и озеру, а южный, более величественный, — выходит на плац и Липовую аллею. Изогнутые полукружиями галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми каре, внешние углы которых сглажены восьмигранными башнями, подчеркивающими сходство дворца со средневековым замком.



В целом планировка строения органична, каждый архитектурный элемент расположен на своем месте. Фасады украшены пилястрами, полуколоннами, оригинальными парапетами и аттиками, замковыми камнями и рельефными сандриками. Поэтажные деления подчеркнуты антаблементами.

Дождь на время смилостивился над нами, чтобы мы всю эту красоту увидели с высоты птичьего полёта, а потом припустил с новой силой. Так что о прогулке по парку не могло быть и речи. Будем осматривать дворец.

Внутреннее убранство дворца характерно для стиля русского классицизма, сложившегося на стыке XVIII–XIX столетий. Первоначально в интерьерах присутствовала изящная лепка, включающая декор с цветочными мотивами, и уникальный наборный паркет. Позже появилась характерная для барокко пышность — позолота и гобелены, орнаментальные формы и драпировка. И все это — в гармоничном сочетании со строгой античностью. За всю свою историю Гатчинский дворец не раз менял свое убранство. 
Это гостиная императора Николая Павловича. Он тоже очень любил дворец, хоть государственной резиденцией и не делал. 







Как вам детская горка с салазками?



Туалет вполне современный.


Здание напротив дворца привлекает внимание своими размерами. Это - дворцовые конюшни. Появление этого монументального строения в непосредственной близости от дворца связано с 1796 годом, когда Павел стал императором. Тотчас дворцовый конюшенный корпус начали перестраивать «под апартаменты», но обойтись без конюшен царская резиденция не могла. Естественно, что «августейший» владелец Гатчины пожелал, чтобы рядом с дворцом появились конюшни, по облику и размеру отвечающие престижу императорского двора. Бренне, которому поручили проектирование Дворцовых конюшен, был указан и образец - Большие конюшни в Шантийи (архитектор Ш. Обер, 1719 год). Они запомнились Павлу, как и другие постройки этого французского ансамбля. Строительство, начатое Бренной в 1798 году, было завершено в конце 1800-го А. Захаровым. Комплекс конюшен состоял из главного корпуса и двух строений позади него - манежа и служебного флигеля, образующих в плане букву «П». Главный корпус конюшен дошел до нашего времени без значительных изменений внешнего облика. Его центральная выступающая часть декорирована двумя парами тосканских колонн и увенчана своеобразным куполом — высокой кровлей с переломом. Плоскости стен на всю их высоту обработаны горизонтальными рустами и неглубокими нишами с полуциркульным завершением. Ниши прорезаны оконными проемами. 


В 1830-х годах конюшни перестроили под казармы. Там разместили Кирасирский полк. В конце XIX века комплекс представлял собой обширное замкнутое прямоугольное каре. Приютив почти на сто лет синих кирасир, здание стало надежным прибежищем для военных различных родов войск. В годы Первой мировой войны здесь располагались госпиталь и запасной авиационный батальон. В советский период здесь были армейские склады, спортивный клуб Всеобуча, размещались красные кавалеристы. В 1950-е годы в здании разместили военно-морское училище (помните традицию с наряжанием памятника Павлу в тельняшку?), а с 1961 года сюда въехал Центральный архив Военно-Морского флота. Здания казарм выбиваются, конечно, из общей стилистики конюшен, сходу и не поймёшь, что это 19 век. Перестраивали, похоже, менее известные и талантливые архитекторы. Да и подремонтировать-подкрасить не мешает. Но в целом это общая традиция для России - лошади живут в более комфортных условиях, чем люди.

   С западной стороны Кухонного каре Гатчинского дворца высится Екатеринвердерская башня — невысокая восьмигранная башня из туфа и кирпича с пристроем. Она появилась при Павле I, в конце XVIII в. и должна была стать началом целого района Екатеринвердер. К западу от дворца планировались новые кварталы с домами, магазинами, казармами, но проект не был реализован. 

  Павел обратился за проектом опять к архитектору Винченцо Бренну. Строительство под руководством Кирьяна Пластинина началось в 1794 г. и продлилось всего 2 года. Восьмиугольная башня имела 2 этажа. За все время своего существования она ни разу не перестраивалась. Интересно, что башня повторяла облик дворцовых башен, и благодаря ей можно представить, каким был дворец до перестроек.
В ней проживали дворцовые слуги. Сегодня в Екатеринвердере открыли экспозицию, которая рассказывает о тайнах Гатчины.

Продолжили знакомство с Гатчиной уже вечером следующего дня. Погода принесла нам свои извинения за вчерашнее и подарила тёплый ясный вечер. Конечно, по возвращению из Кингисепа, несмотря на усталость, мы не смогли усидеть в отеле и прошлись до ближайшей достопримечательности. Таковой оказался Приоратский дворец, расположенный всего в квартале от бутик-отеля "Столица".

  Эта достопримечательность появилась в Гатчине также благодаря Павлу I.
Несколько аскетичный замок с высокой готической башней, возвышающейся над гладью Черного озера, император повелел возвести в 1799 г. для принца из рода Конде. Французская революция лишила потомка великих герцогов большинства владений. Тогда российский самодержец решил построить на русской земле миниатюрный приорат для магистра Мальтийского ордена. И несмотря на то, что по назначению здание не использовалось, его история окутана флером тайн и легенд о секретных ходах.
Император Павел I с детства увлекался рыцарскими романами, а повзрослев всерьез заинтересовался деятельностью Мальтийского ордена. За год до сдачи Мальты французским войскам, Павел I провозгласил себя защитником ордена и именно к нему обратились за помощью рыцари, оставшиеся без крова. Император сразу же откликнулся, за что в декабре 1798 года был избран на пост Великого магистра. Через год в Гатчину доставили святые реликвии госпитальеров, а в парке началось строительство Приоратского дворца для размещения рыцарей.

  Около 10 лет замок служил пристанищем для принца и свиты. Затем под сводами сооружения размещался храм лютеран, генералитет, госпиталь, Дом пионеров. Замок привлекает внимание асимметричностью форм и разнообразием архитектуры. В экстерьере дворца угадываются черты крепости, купеческой усадьбы, капеллы. Дворец имеет небольшой размер и напоминает небольшой европейский замок. Приорат имеет ряд важных архитектурных особенностей. Это единственный в России дворец, построенный землебитным способом. Автор необычного проекта — архитектор Николай Александрович Львов. Помимо оригинальной технологии резиденция удивляет внешним обликом: сооружение, похожее на средневековый замок, кажется очень гармоничным, но между тем, конструкция не отличается симметрией и с разных точек обзора выглядит совершенно по иному. Например, если смотреть на дворец с Черного озера, то создается впечатление, будто замок стоит на острове.


 Проект здания стилизованного под готический замок так понравился государю, что он предложил архитектору Н. А. Львову самому выбрать место для постройки и разрешил использовать землебитную технологию, практически неизвестную в те времена в Российской империи. Метод возведения отличался простотой и дешевизной: по сути стены замка возводили из земли. Суглинок предварительно прессовали, выкладывали из получившихся «кирпичей» стены и между слоями проливали известковый раствор. Такой подход позволил построить Приоратский дворец всего за три месяца и сэкономил казне десятки тысяч рублей. Н.А.Львов предполагал, что землебитное здание способно прослужить около 50 лет, но дворец простоял более двух веков и до сих пор продолжает радовать взор местных жителей и туристов.


  Название «Приорат» дворец получил от французского слова «prieuré», которым в Европе обозначали монастыри. Впоследствии это название перешло и на Приоратский парк, ранее именовавшийся Малым Зверинцем.
После смерти Павла I о дворце почти забыли, лишь изредка члены императорской семьи посещали резиденцию. До XX века в Приорате временно размещались лютеранский храм и генералитет, после капитального ремонта 1880-х годах в помещениях устроили квартиры для придворных певчих. Позднее во дворце проводили выставки, в военный период его использовали как госпиталь, потом как базу отдыха для заводчан, Дом пионеров и школьников, краеведческий музей. С 2004 года Приорат вошел в состав музея-заповедника «Гатчина».
Внутри дворца сегодня размещаются постоянные и временные экспозиции Гатчинского музея-заповедника.


  Гатчинский Приоратский парк занимает более 150 га. Большую часть его площади покрывает открытый для прогулок лесной массив. Также на территории парка находятся три озера: Черное, Филькино и Щучье. Входит в дворцово-парковый ансамбль города, но не является частью музея-заповедника «Гатчина». 


  Инфраструктуры здесь практически нет, и парк не так популярен, как Дворцовый. Но живописные места и своя прелесть в нем есть. Прелестный вид на Черное озеро открывается, например, с небольшой возвышенности рядом с дворцом. 


  Вплоть до конца XVIII столетия земли, занимаемые сейчас Приоратским парком, были известны как Малый Зверинец. Свое нынешнее наименование парк получил после того, как в 1799 году здесь возвели Приоратский дворец. Чтобы сделать местность вокруг дворца более живописной, решили разбить пейзажный парк. Начали с очистки и углубления Черного озера. Земля, которая доставалась со дна водоема, в дальнейшем шла на укрепление и подсыпку береговой линии. Все работы проводились под руководством ирландца Джеймса Гекета.
Сохранившиеся до настоящего времени прогулочные дорожки появились в середине XIX века. В этот же период были посажены дополнительные деревья, заново укреплены берег озера и искусственные островки.

Пройдя насквозь весь Приоратский парк, мы пересекли проспект 25 Октября и долго шли вдоль высокой ограды дворцового парка, пытаясь найти хоть один вход в него. Наконец, нашли. Надо сказать, что входов в Дворцовый парк немного, на огромный периметр всего 5. Но когда мы всё-таки зашли, совсем стемнело, а желания гулять по тёмным аллеям у супруги не возникло. Сделав небольшой кружок возле ворот, мы вернулись в город. 

  В Гатчине находится самый большой храм Ленинградской области. Его строительство началось в 1905 г. как церкви на подворье женского Пятогорского монастыря. В нем была пострижена в монахини преподобномученица Мария Гатчинская.  В 1930-е гг. монастырь был закрыт, монахини выселены, а в храме устроен склад. Монашеское подворье было закрыто в 1929 году, однако часть сестер, «сняв монашескую одежду», осталась здесь жить для обслуживания церкви. В 1938 был взят под арест настоятель церкви священник Севастьян Воскресенский (будущий священномученик), через некоторое время расстрелянный вместе с другими гатчинскими священниками. Впоследствии территория и помещения церкви были отданы под склад. В своем прежнем предназначении собор был открыт в 1990 г.


  Его освящение во имя Покрова Богородицы состоялось перед самым началом I Мировой войны. Тогда не успели закончить отделку фасада, поэтому синие купола вплоть до 2011 г. возвышались над красными кирпичными стенами.
Молитвы под сводами собора вновь зазвучали лишь в последнем десятилетии прошлого века. Храм, возведенный в старорусском стиле, тщательно отреставрирован и сегодня выглядит великолепно.
Сейчас собор представляет собой величественный белоснежный храм с золотыми звездами и синими куполами.


    Первое пожарное депо с каланчей появилось в Гатчине в 1885 году. Над зданием еще в 1867 году работал главный архитектор города Адриан Васильевич Кокорев. После пожарной части там стало размещаться местное полицейское управление, а сегодня знаменитую пожарную каланчу заняло Управление МВД по Гатчинскому району.

Павловский собор. С начала 1840-х годов в городе стали проводиться ежегодные военные манёвры, наметился быстрый рост его населения. А в 1845 году был утверждён новый план Гатчины, значительно расширивший её территорию. Городской доминантой должен был стать собор. В 1845 году главноуправляющий Царского Села Яков Захаржевский уведомил Гатчинское дворцовое управление, что Николай I повелел выделить сумму на строительство собора с условием, чтобы проектируемый храм был по размеру меньше Царскосельского, но больше Петергофского соборов. Место для постройки — на образовавшемся здесь естественном возвышении на Малогатчинской улице — лично выбрал сам император.


  Разработкой проекта в русско-византийском (тоновском) стиле с элементами классицизма занимался Роман Кузьмин. Закладку храма совершил 17 октября 1846 года настоятель гатчинской дворцовой церкви протоиерей Александр Окин в присутствии императора. Строительство собора завершилось летом 1852 года.
29 июня того же года главный престол собора был торжественно освящён во имя святого апостола Павла митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором (Клементьевским) в присутствии великого князя Константина Николаевича. Оба боковых придела были освящены в тот же день.


Собор весь обнесён забором: ведётся масштабная реставрация. Сделав кружок вокруг него мы направились в гостиницу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Псков 4. Собор Рождества Иоанна Предтечи.

  6 августа 2024 года.  Второй день во Пскове. Продолжение. С обор Рождества Иоанна Предтечи.  Мы с Анной Богдановой продолжаем экскурсию по...