воскресенье, 29 сентября 2024 г.

Мы пскопские 10 лет спустя. Псков 3. Снетогорский монастырь.

 

6 августа 2024 года. Второй день во Пскове. Продолжение. Снетогорский монастырь.

Мы с Анной Богдановой продолжаем экскурсию по псковским храмам, включённым в список ЮНЕСКО. В своём очерке я буду использовать некоторые ценные сведения, почерпнутые из её вдохновенного рассказа. 

В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу по течению реки Великой среди густой, буйно разросшейся зелени, круто поднимается Снятная гора, одно из живописных мест Псковщины.  Название горы — "Снятная"  происходит от слова «снеть». Снеток — крошечная рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя. Фото начала 30-х годов прошлого века с несуществующей ныне колокольни монастыря. Такой вид не снимешь больше ниоткуда, разве что с дрона, если его не собьют перепуганные монашки, приняв за украинский беспилотник.


Здесь в конце XII века возник мужской монастырь, получивший по названию горы имя Снетогорского. Не путать со Святогорским монастырём в нынешнем районном центре Псковской области - Пушкинские Горы. Там, на могиле А.С.Пушкина, мы побываем через несколько дней. Снетогорская обитель долгие годы являлась важным духовным центром Пскова.



  За свою 700-летнюю историю обитель пережила не одно вражеское нашествие.

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, во время нападения на Псков ливонских рыцарей. Тогда немецкие рыцари захватили и разграбили его. Обитель была разорена. Правда, разорение длилось не долго: ровно столько времени, сколько потребовалось русским воинам, чтобы преодолеть 5 верст от Пскова. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы (1310-1312 год). Ради него, собственно, мы сюда и приехали. В 1518 году рядом с Рождественским собором сооружаются Трапезные палаты и церковь Николы при них.



 Но в последующие века Снетогорский монастырь, расположенный в пяти верстах от Пскова, опять не раз захватывался и разорялся иноземными врагами: в 1581 году — армией польского короля Стефана Батория, в 1612 году — армией шведского короля Густава-Адольфа, который расположил в монастыре штаб своей 16-тысячной армии.
Несколько раз обитель постигали крупные пожары. Но трудом и молитвами она снова возрождалась.
Основное строительство монастыря завершилось в XVII веке.  Приобрели окончательный вид стены и башни, были сооружены главные, «святые ворота».


Снетогорская обитель являлась важным духовным центром Пскова. Не случайно здесь начинали свой путь великие псковские пустынножители — основатель Спасо-Елеазаровского монастыря преподобный Евфросин и основатель Крыпецкого монастыря преподобный Савва. В XV в. монастырь посетила наследница византийского престола и невеста русского царя Ивана Великого Софья Палеолог; в XIX в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал в 1825 году упомянутый выше А.С. Пушкин.


В XVI веке монастырь украсили еще два храма — Никольский храм с трапезной и погребами (там сейчас идут Богослужения) и церковь Вознесения-под-колоколы. Казалось, что Снетную гору венчает громадный, высотой 63 метра, столп колокольни, почти не уступавшей по высоте Ивану Великому. Это было еще одно чудо монастыря.
Однако после революции все изменилось. Монастырь был полностью разорен с приходом советской власти, и превращен в дом отдыха «Пролетарий».  Тогда же разрушили и Снетогорский столп — церковь Вознесения-под-колоколы. Так что на фото -  памятник не фашистскому варварству (хотя здесь располагался штаб группы армий "Север"), а советскому. Коммунисты на стали ждать повторения 1299 года, сыграли на опережение, не дав потомкам псов-рыцарей ещё раз разорить монастырь. Потомки княжеских дружинников сделали это сами, заодно разрушив церковь-колокольню.


Перед Великой Отечественной войной колокольня была практически вся разобрана. Древние руины XVI века, которые мы видим сегодня  — все, что осталось от восьмигранного основания церкви Вознесения под Колоколы.


К счастью, остались фотографии. Вот так выглядела колокольня на фото 1891 - 1900 годов. Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. Он выполнял важные оборонительные функции: контролировал подходы по реке Великой со стороны Псковского озера. И огромная колокольня была здесь выстроена не случайно — она попутно являлась дозорной башней, откуда было видно на много верст вокруг. Колокольня была видна даже с Псковского озера. На нижнем этаже была церковь, выше - колокольня. 


На фото 1930 года она выглядела несколько похуже, но всё-равно лучше лишённого главы Рождественского собора.


А это через несколько лет, в конце 1930-х годов, незадолго до разрушения колокольни праздными отдыхающими из дома отдыха "Пролетарий". :-))


Рождественский собор — один из древнейших памятников русской архитектуры. Подобно всем псковским сооружениям, его отличает суровая сдержанность и простота форм. Образцом для нового собора был псковский Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. "Но в Рождественском соборе, в отличие от этого византийского прототипа, иные структурные соотношения и иная выразительность здания. Центральная часть собора не преобладает над угловыми, архитектурные объёмы соразмерны и уравновешены, формы мягче. Рациональная отточенность византийского храма уступила иррациональной эскизности, живописности архитектурной формы. Некоторая мягкость каменной оболочки объясняется тем, что построен собор исключительно из местного камня - известняка. Шероховатая кладка из грубо тёсанной известняковой плиты с нанесёнными на неё вручную, под рукавицу, обмазкой и побелкой, словно хранит тепло рук создавших её мастеров. В Пскове вплоть до 18 века из известняка будут строить всё: храмы и купеческие палаты, крепостные стены и башни.

 Храм прекрасен в своей лаконичности и чистоте архитектурного замысла. Он, как и большинство псковских храмов, квадратный в плане, имеет одну главу и 3 полукруглые алтарные апсиды. Центральная выше боковых." (А.Богданова) 


"Классическим для Пскова стал и лаконичный декор, который наносится на самых иерархически важных частях храма: в полукружьях алтарных апсид и барабанах глав. Имеются ввиду ряды поребрика: углубления прямоугольной формы и ряд бегунца: углубления треугольной формы. 
Изначально барабан был ниже на 1,5 метра. В 14 веке он был украшен лишь стрельчатой аркатурой: декоративным пояском, состоящим из ломаной линии со спускающимися от неё вниз прямыми отрезками. Он виден в нижней части барабана. Возможно, это пример проникновения декоративного мотива из романо-готических построек 13 века. Учитывая торговые связи Пскова с прибалтийскими и немецкими городами, такое вполне вероятно". (А.Богданова)
 

"А выше - ряды традиционного псковского поребрика и бегунца, которые появились в 16 веке, когда барабан был повышен. Углубленный рельефный орнамент подчеркивает основание массивной главы  и оживляет его сложной игрой света и тени. При сравнении этих двух декоративных поясков возникает предположение: а не дал ли первый развитие второму. Ведь его верхняя часть в виде ломаной линии напоминает бегунец, а вертикальные прямые отрезки - поребрик".  Интересная версия Анны Богдановой. Если она подтвердится, то Рождественская церковь станет единственной в своём роде иллюстрацией рождения "псковского ожерелья" (поребрик-бегунец-поребрик). Кстати, глухие арочки над верхним рядом поребрика мы видели только что на Богоявленской церкви Пскова. 
Обратите внимание на покрытие главы на дореволюционном снимке ниже. Это - осиновый лемех. Деревянные церкви на Руси крылись только им. Материал дешёвый, но практичный и красивый: в солнечном свете отливает серебром. 


Терракотовая пристройка 18 века к Рождественскому собору в стиле петровского барокко с характерными декоративными элементами. Само крыльцо 17 века украшено в 18 веке зелёными муравлеными изразцами. Оно с 2-х сторон охвачено притворами и приделами с трапезными палатами.




Дверь, похоже, осталась ещё с того времени.


Через входной перспективный портал 16 века с фресками того же периода попадаем в храм.

И теряем дар речи: перед нами седая старина. Собор был расписан фресками в 1313 году. Фрески уникальны, написаны псковскими мастерами — яркое свидетельство того, насколько внутренне свободными и независимыми были псковичи того времени. Снетогорские фрески, как и мирожские, молчали несколько столетий. Во время осады Пскова в 1581 году фрески сильно пострадали и были сначала подновлены, а затем покрыты побелкой. Так, с конца XVI  века до 1909 года они были замурованы под густым слоем извести. И только случайно отвалившийся кусок извести открыл чудо под ним. Обрели они жизнь только благодаря проведенным в 1949 году реставрационным работам. 

Однако, если внешне эти два собора похожи, то фрески представляют две разные школы иконописи: Мирожский Собор представляет наследие греческих мастеров, в то время как фрески Снетогорского собора находятся на стыке церковных византийских традиций и их преломления в работах псковских художников.
В качестве сюжета художники использовали не канонические сказания церкви, а апокрифы — отрицаемые церковью легенды. Художников прежде всего интересует живой человек со всеми особенностями его характера и жизни. Люди на фресках стремительно двигаются, бурно жестикулируют  или, наоборот, поглощены напряженной работой мысли. В этой исключительно  темпераментной манере живописи нет места созерцательности. 
Многие сюжеты на фресках встречаются впервые, а некоторые представлены в единственном экземпляре. Возрождение русской фрески и развитие самобытной псковской росписи, принявшей религиозные влияние близлежащих стран, окажет в дальнейшем влияние на искусство древней Руси. Каждая фреска на стенах храма — это возможность погрузиться в богатое культурное наследие и удивительную историю этого места.



В то время люди жили в достаточно апокалиптических настроениях, ожидая Страшного Суда. По преданию он должен был произойти в 7000 году, который приходился на 1492. Я ни на что не намекаю, но именно в этот год была открыта Америка.
В соборе Рождества Богородицы евангельское повествование начинается со «Сретения», продолжается «Крещением» и «Воскрешением Лазаря». Затем следуют «Сошествие во ад» и «Распятие» на западном и восточном склонах северного свода, а северный люнет заполняет сцена «Успение Богоматери».

Ещё одним существенным отличием росписей Снетогорского монастыря является фреска с изображением Страшного Суда. Композиция Страшного суда начинается на сводах и спускается вниз к конечным точкам — рай и ад. Специалисты уверены, что Снетогорская версия фрески стала прообразом, который потом цитируется в древнерусском искусстве. Сюжет геенны огненной — история необычная, интересная и одновременно захватывающая. У нашего земного путешествия только две конечные точки — все завершится либо раем, либо адом. Третьего не дано.

Следующий сюжет этой фрески рассказывает притчу о богаче и Лазаре. Обратите внимание на беса — он белый! Такого просто не может быть! Поэтому очевидно, что это место просто было промыто. Однако великолепно сохранился его образ и контур. Как положено, бес изображён голым, в руках у него кубок воды, на голове — чубчик. За спиной у него крылышки, а его копыта походят на тонкие женские шпильки. Весь его облик так и говорит, что на этой стороне будет только уничтожение, злорадство и издевательства.


Вот этот сюжет крупнее. Справа - Сатана, держащий душу Иуды и восседающий на двухголовом чудовище.


Оказываясь между фресками рая и ада, посетитель невольно сталкивается с противоположностями — между радостью и страхом, между блаженством и погибелью. Эта пропасть между раем и адом является не только тематическим акцентом, но и архитектурным приёмом, который усиливает воздействие на подсознание и заставляет задуматься о вечных ценностях.

Особого внимания заслуживает изображение Пресвятой Богородицы в алтарной части храма. Тысячи икон Богородицы, которые существуют, в основном делятся на три вида: «Оранта» («Молящаяся»), представляющий её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу; «Одигитрия» («Путеводительница»), указывающая на младенца Христа; «Елеуса» («Умиление»), где Младенец припадает щекой к щеке Богоматери. Каждая икона имеет свои особенности и символику.

Однако среди них особенно выделяется Снетогорская икона Божьей Матери. Она изображена фронтально, сидящей на низком троне без спинки в окружении архангелов; левой рукой она обнимает младенца. Особенность этого изображения заключается в жесте ее десницы, которая отведена вверх и указывает в сторону алтарного свода, где реставраторам удалось восстановить фрагменты композиции «Христос во славе». 


Несмотря на то, что живопись на этом участке сильно утрачена, по ее остаткам специалисты установили сюжет. Здесь вероятнее всего показана сцена богоявления — Бог в образе старца восседает на огромном тетраморфе. Его правая рука поднята в жесте благословения. Здесь же могли размещаться одна или несколько фигур пророков — Исаи, Иезекииля или Аввакума. Изображение Богоматери в конхе и Христос в своде алтаря образуют единый смысловой цикл.

Фрески Рождественского собора можно посмотреть только в сухую погоду и по предварительной договорённости с монастырём. Наш экскурсовод Анна Богданова не только заранее договорилась об этом в Снетогорском монастыре, но и позвонила в Мирожский монастырь и договорилась, чтобы нас записали в группу, формирующуюся на следующий день для осмотра тамошних фресок. Фрески Мирожского монастыря на 100 лет старше Снетогорских, там византийская школа.











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Псков 4. Собор Рождества Иоанна Предтечи.

  6 августа 2024 года.  Второй день во Пскове. Продолжение. С обор Рождества Иоанна Предтечи.  Мы с Анной Богдановой продолжаем экскурсию по...