пятница, 20 апреля 2018 г.

На краю Европы. Португалия. Лисбон без машины. Пусть стоит припаркована.



День 2-й. Лисбон без машины. Пусть стоит припаркована. Вид из окна наших апартаментов.


Завтрак в очень местном кафе. Хозяйка радушная. На смеси французского и английского объяснила где можно вкусно, недорого поужинать и послушать фаду.

Временами дождь. Пасмурно. Река видна из окон нашего дома. Заказали такси до монастыря Жеронимуш. Когда спустишься с наших горок, вполне приличные европейские улицы вдоль реки по равнине. Проехали мимо моста имени 25 Апреля. Железный подвесной мост 60-х гг. XX столетия, перекинутый через реку Тежу и соединяющий два городских округа. В длину сооружение потянулось на 2,22 км. Оно считается одним из самых длинных подвесных мостов в мире. До 1974 года конструкция носила имя Антониу Салазара, однако после Революции красных гвоздик 25 апреля она была переименована в честь этого знаменательного для Португалии дня.
Вот и монастырь. Основанный Генрихом Мореплавателем в 1450 г. (по данным БРЭ — в 1501 году королём Мануэлом I Счастливым), монастырь неразрывно связан с историей Великих географических открытий. Именно здесь Васко да Гама и его спутники провели в молитве ночь перед отплытием к Индии. Строительство велось на деньги, вырученные от перепродажи индийских пряностей, с 1502 по 1520 и с 1550 по 1580 гг., а затем было возобновлено в XIX в.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Помимо королей Мануэла I и Жуана III, в монастыре покоятся Васко да Гама, Камоэнс и Фернандо Пессоа.
 
 
 
Восторг. Убранство в барочном стиле, но со вкусом. Вход в собор бесплатный. В отличии от монастыря. Немного постояли в очереди. Зашли в монастырь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На втором этаже разыгрывали спектакль для детей. На фоне таких естественных декораций мои девочки даже засмотрелись.
 
 
 
 

В западном крыле монастыря находится Национальный археологический музей и Морской музей. Но мы туда не пошли. Прямо перед монастырём разбит сквер - парк.





 
Через парк проходим на набережную. Здесь архитектурная доминанта - памятник первооткрывателям. Монумент, возведенный в честь деятелей эпохи Великих географических открытий. Этот внушительный памятник был построен во время правления диктатора Салазара. Его отличает величественный стиль и огромные размеры, в высоту памятник достигает 50 метров. Таким способом архитектор хотел подчеркнуть важность открытий, сделанных португальскими мореплавателями. Наверху монумента расположена панорамная смотровая площадка.На белой известняковой каравелле изображены фигуры 32 героев эпохи Великих географических открытий. На площади перед монументом выложена карта мира с маршрутами и датами португальских морских экспедиций.

 
на дальнем плане мост 25 апреля.


В центре толпа, тут как раз карта открытий и выложена. 
 
 По набережной проходим до башни Белен. Мимо первого увиденного нами маяка. Потом мы ещё много их встретим.
 


Архитектурный памятник XVI столетия, внесенный в список ЮНЕСКО. Башня была возведена в честь открытия Васко да Гамой пути в Индию, в разное время в ней располагались: оборонительный форт, пороховой склад, тюрьма, таможенный пункт. Сооружение возведено в уникальном португальском стиле мануэлино, практически утраченном к XIX столетию. Фасад и интерьер башни украшены бесценными памятниками эпохи Великих географических открытий.


 

 
 
Такси. Обед в огромном рыночном комплексе. Time out. У нас аналогов такой столовой нет. По огромному периметру расположено множество пищевых точек. Разной направленности специализация. На любой вкус. Делаешь заказ, тебе дают брелок. Иди, ищи место. Когда заказ готов, он звенит. Чуть по меньшему периметру - столы и стулья. Но они все время заняты. И никто не спешит их освободить. Включая давно поевших. Люди общаются. В самом центре прилавки со снедью. И даже с парфюмерией. Масштабы общепита впечатляют.
 



 

Очередной таксист доставил нас к торговому центру, по пути рассказав о своём отношении к французам.
Там купили новый навигатор. Отношение к покупателю не такое предупредительное, как в наших салонах оргтехники. Но если удастся поймать консультанта за рукав, всё обьяснит и даже на английском. Теперь я вооружён и могу выезжать на машине. Девушки остались шопиться, я рванул по достопримечательностям. А вот и очередной мастсин. Городской лифт, соединяющий улицу Руа-ду-Ору и площадь Ларго-ду-Кармо. Он был построен в начале XX века в помощь пешеходам, которые были вынуждены преодолевать достаточно крутой склон, чтобы попасть из района Байша в район Шиаду. Лифт сконструирован в изящном неоготическом стиле. Сначала он двигался при помощи паровых двигателей, позже они были заменены на электрические. Лифт является популярной туристической достопримечательностью.

 



 

Старинный лифт Санта Жушта (Santa Justa) 45 метров поднимает на высоту 4-го этажа к смотровой площадке. Здесь они называются мирадоры. Очередь человек 200. Поднялся по улицам. По пути интересные дома, соборы, дворцы. Виды с мирадора. Фото.




 открытую канализационную систему увидел впервые.

Это развалины церкви Carmo.
 
 



 


 Ещё раз руины монастыря кармелитов. Средневековая обитель XIII-XIV вв., построенная аристократом Нуно Алварешем Перейра для братьев ордена Кармелитов. Этот благородный рыцарь продал все свое имущество и подстригся в монахи. В 1755 году в результате землетрясения здание было разрушено и многие бесценные реликвии были утрачены. После восстановления комплекс использовался в качестве склада и казарм, позже в стенах разместили археологический музей.
 

 площадь Росиу. Площадь возникла на месте древнеримского ипподрома, ее история насчитывает не одну сотню лет. Площадь расположена в районе Байша – одном из самых колоритных и интересных мест в Лиссабоне. До 1755 года ее окружали роскошные здания в стиле мануэлино, так как весь город купался в роскоши благодаря баснословным богатствам португальских колоний. После землетрясения весь район и площадь были отстроены заново.

 
Пешком возвращаюсь домой, фиксируя понравившиеся места на смартфон. А их много.
Музей Фаду.
Фаду— не просто музыка, а культурное достояние человечества по версии ЮНЕСКО. Не нужно понимать португальский, чтобы прочувствовать глубину внутренней печали (saudade), о которой поют фадишты.
В Лиссабоне фаду доносится из раскрытых окон домов, из колонок музыкальных магазинчиков, звучит в наушниках экскурсионных автобусов. Послушать музыку вживую можно в Музее фаду или в ресторанчиках районов Bairro Alto, Alfama и Madragoa. Концерты начинаются около 9-10 вечера. Вход в такие заведения, как правило, бесплатный, а вот еда и напитки могут стоить дороже, чем обычно.
История фаду вызывает споры. Согласно наиболее распространённой версии, фаду появился в Лиссабоне (порт. fado de Lisboa) во второй четверти XIX века в маргинализированном квартале Алфама, где перемешались народы и традиции Пиренейского полуострова, Южной Америки (в особенности Бразилии) и Африки после периода колониальной экспансии Португалии[3][4][5]. Сильное влияние на становление фаду оказали танцы фофа (порт. fofa), распространённый в Португалии и Бразилии, бразильский лунду[en] (порт. lundu), возникший в Африке, и фанданго[3][4][5]. Другой источник жанра — португальская литература и поэзия, в особенности катрен и модинья[4][5]. Изначально словом фаду называли бразильский танец[6][7][8] под пятиструнную гитару, однако современный фаду испытал влияние вышеперечисленных жанров, а пятиструнная гитара была вытеснена португальской гитарой[3].
В развитии фаду выделяют четыре периода[3][5]:
  • 1830—1868 — «спонтанный»: фаду развивается в маргинализированных слоях, появляется первая знаменитая исполнительница — Мария Севера;
  • 1869—1890 — «аристократический» — жанр становится популярным у высших слоёв;
  • 1890—1920 — диверсификация и распространение;
  • с 1930 — фаду из фольклорной музыки превратился в профессиональный жанр.
Драматичная манера исполнения первой знаменитой фадишты-женщины Марии Северы, включавшая множество импровизаций, повлияла на весь лиссабонский фаду[5]. Привычку выступать в чёрной шали у Северы переняли последующие поколения исполнительниц[5].
Развитие фаду в XX веке происходило в том числе и в авторитарно-диктаторский период, именующийся «Новым государством», в этот период цензура правила тексты песен, а исполнителям приходилось обращаться за разрешениями на пение[3]. Несмотря на это, в данный период работали такие выдающиеся исполнители, как Амалия Родригеш, Алфреду Марсенейру[pt], Армандинью[en], Мартинью д’Ассунсан (порт. Martinho d'Assunção)[3], Карлуш ду Карму[pt] [en], Эрсилия Кошта[pt], Берта Кардозу[pt], Эрминия Силва[pt], Мария-Тереза де Норонья[pt] [en], Лусилия ду Карму[pt], Карлуш Рамуш[pt] и Фернанду Фаринья[pt][9]. Амалия Родригеш, сочетавшая в своём творчестве лиссабонскую традицию исполнения с испанскими и мексиканскими ритмами и современными стихами, стала настолько важной фигурой в мире фаду, что после её смерти в Португалии был объявлен трёхдневный траур[5].
Хотя многие фадишты не поддерживали власть, среди певцов фаду есть и носители правых взглядов, сторонники «Нового государства» — например, Жуан Брага.
После падения режима Салазара и революции популярность жанра некоторое время переживала спад, однако впоследствии фаду снова набрал популярность в новой роли — как важный элемент национальной культуры[3][5]. Количество импровизационных элементов из-за этого уменьшилось[5]. Новое фьюжн-направление в фаду создал Жозе Афонсу, комбинировавший его с рок-музыкой и фольклорными традициями[5].
В начале XXI века фаду переживает новый подъём популярности[5]. Появились новые звёзды: Мариза, Криштина Бранку и другие. 27 ноября 2011 года ЮНЕСКО внесло фаду в список нематериального культурного наследия человечества.

Фаду исполняется сольно, мужчиной или женщиной, под аккомпанемент португальской или классической гитары (иногда двух гитар), также иногда басовой гитары[5]; аудитория также активно участвует в исполнении, выражая свои эмоции от происходящего[3]. Исполнение должно происходить в тишине, нарушителей выдворяют из помещения; плохого певца могут освистать, а хорошего награждают бурными аплодисментами[11].
Живое исполнение происходит в домах фаду (порт. casa de fado или casa do fado), а также в некоторых туристических ресторанах, театрах-ревю, кабаках, кафе и так далее[3]. Иногда в подобных местах собираются поклонники этого жанра, исполняющие непрофессиональное, любительское фаду (порт. fado vadio).
Хороший исполнитель фаду — «фадишта» (порт. fadista) — обязательно должен выражать саудади (порт. Звук saudade), сложную эмоцию, аналогичную светлой печали[11]. Выдающиеся фадишта, виртуозно владеющие импровизацией, именуются «эштилишта» (порт. estilista)[3].
Произведения фаду делятся на «исконные» — «каштису» (порт. fado castiço) и «песни» — «кансан» (порт. fado canção); это разделение условно, данные разновидности представляют собой полюса одного жанрового ряда[3]. У фаду каштису фиксированная ритмическая и гармоническая структура (метр 4/4), аккомпанемент представляет собой повторяющийся мотив; стихи организованы в катрены[3][5]. Эта разновидность допускает наибольшее количество вокальных импровизационных элементов[3], хотя после 1950-х годов они вышли из моды[5].
В фаду кансан куплет чередуется с припевом, присутствует более сложная гармония, возможен свободный выбор аккомпанемента в рамках заданных гармонических последовательностей[3].













Замок святого Георгия. Замок возник в V веке н.э. на месте римского укрепления, за полторы тысячи лет своего существование он неоднократно перестраивался. В XII веке в нем располагалась резиденция мавританского правителя. До XVI столетия в замке жили португальские монархи. В 1755 году сооружение было разрушено землетрясением до самого основания. Восстановление произошло только в первой половине XX века.

Наткнулся на офис коммунистической партии.

 
Отдельная тема: азулежу.
Расписанная глазурованная плитка, которая придает такое уютное очарование Лиссабону, называется азулежу. Помимо эстетики у нее есть и вполне практичная функция: изразцы надежно защищают фасады зданий от влаги. После землетрясения 1755 года, разрушившего часть города, азулежу, ранее использовавшаяся лишь во дворцах и церквях, «пошла в народ» — украшать новые дома.
Увидеть старейшее плиточное панно Лиссабона можно в церкви Святого Роха. Но вообще специально идти за азулежу никуда не надо — достаточно просто смотреть по сторонам. По популярности сувенирной продукции плитка обходит даже любимую португальцами пробку: из нее делают магниты, картины, подставки под горячее и десятки других безделушек.


 
На подходе к дому обнаруживаю мини мирадор и заодно парковочные места. На следующий день мне они пригодятся.
 Ещё виды.




Семья воссоединилась дома. после отдыха поехали в указанный нам утром ресторан. Первый таксист из 4-х не говорил по английски.

Вообще передвижения по Лисбоа на такси удовольствие не дорогое и приятное в плане общения по английски.
Ресторан оказался очень уютным и самобытным. Хозяйка прекрасно говорит по английски. Официанты чуть похуже, но терпимо. Заказ на 35 евро с человека, но туда входит 1,2,3-е и вино красное или белое. На выбор. Наши вкусы разделились и нам принесли оба. Всё местное. На второе заказали морепродуктов. Чай у океана находимся. Всё очень вкусно. После первого началось представление. Два музыканта в национальных одеждах аккомпанируют. Один на гитаре, второй на национальном инструменте типа домры или мандолины. Звук мне даже больше понравился, хоть гитара и привычнее. А вокалист запел фаду. Печальные мелодии. После пары песен вышла хозяйка, закутанная в традиционную чёрную шаль и спела ещё 2. Во время исполнения никто не ел. Все погрузились в музыку и как то мне показалось соучаствовали в ней. Надо сказать, что в зале было очень много португальцев. Лишь за соседним столиком пара подруг француженок и в углу зала англоязычная семья. Атмосфера вообще камерная, усиливалась тесновато поставленными столиками. Но и это создавало особую ауру единения. После каждых 4-х песен перерывчик, подразумевающий поесть и запить. Заметьте: не выпить и закусить. Хотя француженки соседки потребляли вино весьма активно. Когда подошла очередь последних песен и оба исполнителя пели уже дуэтом, потом пел домбрист, француженки в отличие от остальных гостей щебетали уже не умолкая и не слушая музыку. Тут я подумал, что прав был один из сегодняшних таксистов, произнесший целую речь против этой нации.
 
В целом вечер удался. Только один конфуз с моей стороны. Я попросил ещё хлеба у официанта, а он забыл. Возвращаясь после перекура на улице под дождем, я подошёл к нему, он стоял уже за стойкой бара. Мало ли работает и тут и там. Начинаю ему выговаривать за забывчивость и тут с ужасом вижу выходящего с кухни официанта. Оба смуглые, вот и перепутал. Девочки мои правда утверждают что они совсем не похожи. Пусть поспорят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...