вторник, 10 ноября 2020 г.

Долго будет Карелия сниться... Часть 5. Рускеальский природный парк.

 

Часть 5. Рускеальский природный парк. Третий день путешествия. 1 августа.

От водопадов не более 10 километров до Рускеальских карьеров по той же трассе. Купив билеты, проходим на территорию парка. Всё благоустроено, ощущения запущенности нет. 




Начитавшись инета, первым делом, пока нет туристов, направились к лодкам. Цены на них я сейчас не помню, но в любом случае оно того стоит. Цвет воды необычный. Говорят, в солнечную погоду он абсолютно другой.

Шведы первыми открыли и начали добывать мрамор в этих местах. Они использовали его без фантазии – для побелки своих однотипных жилых домов. Когда Сортавала в очередной раз перешла под власть России, мрамор стали использовать более изящно: для отделки зданий в Санкт-Петербурге и Царском Селе. 

В 1768 году в Рускеале началась добыча мрамора для облицовки здания Петербургской академии художеств. К началу 19 века Рускеальские каменные ломки превратились в крупное предприятие, на котором трудились более 500 человек. В основном работников набирали из местных финнов и карелов. Но для их обучения привезли квалифицированных рабочих с Урала и из Санкт-Петербурга.

В XIX столетии проектом века для рускеальских каменоломен стало строительство Исаакиевского собора. Это было дело всей жизни для главного архитектора собора Огюста Монферрана. Строительство велось 40 лет – с 1818 года по 1858 год. Монферран лично посещал каменные ломки, чтобы убедиться в качестве поставляемого материала. Рускеальский мрамор использовался для внешней облицовки собора, полов и отделки интерьеров Исаакия. Кроме того, Казанский собор, некоторые элементы Зимнего и Михайловского дворцов украшены белым и зеленым мрамором из Рускеальских карьеров.

Когда Исаакиевский собор был построен, рускеальские каменные ломки на 10 лет остались без госзаказов, и разработка постепенно остановилась. Лишь в 1870-х годах работа закипела вновь. В конце 19 века вырос мраморно-известковый завод, который производил строительную известь, щебень и декоративную каменную крошку.

Потом в середине XIX века карьер постепенно забросили, а уже в конце этого века его облюбовали финны, на чьей территории тогда он находился. Финнам нужен был белый мрамор для извёстки, а он тут чередовался с чёрным. В итоге они извлекали его подземным способом и наделали тут кучу дыр в породе, и так возникли многочисленные пещеры. 


Нас постоянно сопровождали местные обитатели - утки. Хотя они может тоже такие же залётные путешественницы, как и мы. 


Потом была независимость Финляндии от советской России, в течение которой эти подземные ковыряния продолжились. В какой-то момент верхний слой не выдержал и провалился, так возник знаменитый "Провалъ". Какое-то фантастическое подземно-наземное озеро, аналогов которому даже не знаю где ещё увидишь. Вход в Провал. Это не Пятигорск, но аналогичная достопримечательность здесь тоже присутствует. В отличие от Пятигорской здесь есть на что посмотреть. Но на момент нашего посещения он был закрыт. Его открытие состоялось только через несколько лет.


И на камнях растут деревья, в этом мы не раз убеждались в Карелии. 


Вообще в Карелии это обычное явление.









Мы тут, похоже, не единственные обитатели:


До 1939 года месторождение разрабатывалось в шесть горизонтов, 3 из них находились под землёй. Со временем образовался лабиринт из пещер, гротов и подземных озёр. В 1939 году работы в Рускеале остановились из-за Великой Отечественной войны. Карелия была оккупирована финскими войсками, местная промышленность разрушена. Только после изгнания финской армии с территории Республики начались работы по восстановлению мраморно-известкового завода. Восстанавливать предприятие начали осенью 1944 года, но в полную силу оно заработало в 1947 году.


В послевоенные годы, когда это уже перешло к СССР, Рускеальский мраморно-известковый завод извлекал отсюда мрамор для строек и восстановительных работ во многие города СССР. 
В 1970-х и 1980-х годах из Рускеалы поставляли камень для станций ленинградского метро (в частности для Приморской и Ладожской), Реставраторы Исаакия для восстановления собора использовали мрамор из главного карьера Рускеалы. В новых карьерах с помощью технологии пиления стали добывать целые блоки камня. На месте спиленных глыб мрамора образовались отвесные скалы с идеально гладкой поверхностью и причудливыми природным узором. Однако к тому моменту самый первый карьер уже забросили и переключились на новые выработки. До этого момента из него выкачивали воду, а как перестали, так он сразу начал ею заполняться. В результате образовались небольшие водоёмы с высокими отвесными берегами. К середине 1990-х годов добыча мрамора в Рускеале прекратилась, завод предсказуемо зачах и через какое-то время умножился на нольСам каньон был ещё в начале нулевых весь заросший кустами, да и это была закрытая территория завода. Потом территорию завода выкупила частная компания, которая и основала здесь данный парк. Открылся он в 2005 году, с тех пор идёт планомерное развитие.

Это мы уже сдали лодку и пошли гулять по туристической тропе, обустроенной наверху карьера.

В 1999 году бывшая каменоломня стала частью туристского маршрута «Голубая дорога». Он берёт начало с атлантического побережья Норвегии, проходит через Швецию и Финляндию. На территории России «Голубая дорога» пересекает Карелию с Запада на Восток и завершается у границ Архангельской области. Путь проложен вдоль рек и озёр европейского Севера, поэтому маршрут и получил название «Голубая дорога».



Вот она, знаменитая изумрудная вода:



В солнечный день, говорят местные, у воды цвет другой.

Карельское разнотравье:

Дух захватывает:




Мы вовремя успели покататься на лодке: пока катались, на озере кроме нас была всего 1 лодка, как только мы сдали наше плавсредство, все лодки разобрали и ещё в очереди человек 30 стояло.

Хотя катались не все, некоторые гребли:

Какая же Карелия без грибов, даже в национальном парке.






Популярное здесь раньше транспортное средство для доставки мрамора от места накопления к месту потребления. 

Уставшая чайка была потеснена с утёса 

чуть подуставшей женой и не для отдыха, а красивых ракурсов ради. Интересно, она обиделась?

Не сообразительная женщина в лодке: села бы на вёсла, угребла бы отсюда и лодку сдала. Кто бы его стал искать и как бы он выбрался? 


Над главным карьером протянут трос – это аттракцион «прыжок над каньоном». 

Каждый желающий может воспользоваться защитной экипировкой, надеть страховку и «пролететь» над карьером. 








В штольню мы таки спустились. Конечно за дополнительную плату и конечно с экскурсоводом. 

Но это не Провалъ, там сейчас красивейшее озеро (фото из инета, мне тут не довелось побывать).

За такую красоту денег (1200 руб на человека) не жалко. А вот за что с нас тогда содрали деньги?

Внутри темно и сыро. Подсвечивала наш гид своим фонариком. Знал бы, из машины свой взял.

Сохранились остатки "лестниц" и подъёмных приспособлений той поры:

Хотя какой поры: шведской, Петровской, финской, советской?


В общем, экскурсия ни о чём. На месте администрации я бы туристам ещё платил, что потратили своё драгоценное время.  Хотя если бы не было трескотни гида и мы с женой сюда спустились одни, можно было бы прочувствовать весь ужас ежедневной работы здесь. Я не работу экскурсовода имею в виду.

Жена собирает кусочки мрамора. Для каменки, наверное. Всё для дома, для семьи, молодец.

На поверхности всё-таки лучше.



Впечатления от этого чуда природы получили очень мощные, позитива теперь хватит не на один день. За тем, в прочим, сюда и ехали.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...