понедельник, 16 ноября 2020 г.

Долго будет Карелия сниться... Часть 7. Валаам.

 

Часть 7. Валаам. Четвёртый день путешествия. 2 августа.


Валаам – крупнейший остров всего Валаамского архипелага, состоящего из более чем 50 островов, который располагается в северной области Ладожского озера. По названию главного острова принято называть и весь архипелаг. 

Валаам находится на расстоянии 22 километров от материка. Ближайшим городом к архипелагу является Сортавала (42 км). Также не очень далеко от Лахденпохьи (45 км) и Приозерска (50 км)

 Добраться можно на теплоходе, это занимает 3,5 - 4 часа. На "Метеоре" с подводными крыльями побыстрее - около 50 минут. На вертолёте, как президент или патриарх - ещё быстрее. Понятно, что за неимением  последнего, предпочтение было отдано "Метеору".



Выход в Ладогу через шхеры - без них никуда.

Эта скромненькая избушка, по информации нашего экскурсовода, принадлежит бессменному главе нашего государства:



Через час плавания мы входили в Монастырскую бухту Валаама, поросшую девственными лесами. 


На острове проживает порядка 200 человек, при этом большинство из них – монахи. 
Свое название остров получил от финно-угорского «валам», что значит горная, высокая земля.

У самого причала нас встречает часовенка Ксении Петербуржской. Правда, сейчас она выглядит по-другому: в 2015 году была выстроена новая, более подобающая статусу места, из белого каррарского мрамора. 

Здешние монахи занимаются сельским хозяйством и садоводством.






Но даже здесь, в месте, пригретом патриархом и президентом, есть проблемы.


Обычно монашеская жизнь ассоциируется с нестяжанием и бедностью. Как иллюстрация - практически новые аэрокатера стоят в огороде. Им дарят, а они - в огород. Хорошо не в металлолом. Полнейшее презрение к материальным благам цивилизации!  

Камни лестницы, ведущей к монастырю, скреплены металлическими пластинами. Сильные подвижки почвы?




Монастырь был основан выходцами из Новгорода в начале XIV века. В течение долгих лет он служил крепостью, неоднократно отражая нападения воинственных шведов, однако в 1611 году он пал перед врагом. В 1715 году монастырь был восстановлен по указу Петра Первого.

Валаамский монастырь всегда славился своим строгим уставом. Некоторое время он даже использовался в качестве тюрьмы. Также здесь всегда было хорошо организовано хозяйство, садоводство, молочное животноводство, рыбный и кустарный промыслы. Монастырь не миновало лихолетье Первой мировой войны. После 1917 года Валаам стал частью вновь образованной Финляндии. В годы Советско-финской войны территория монастыря оказалась в зоне вооружённого конфликта. После окончания Великой Отечественной войны уцелевшие помещения приспособили под интернат для инвалидов-фронтовиков, который затем перенесли на материк. В 1990 г. обитель передана в ведение РПЦ. С этого момента началось его возрождение.

Сегодня это действующий мужской монастырь. Посещение его туристами возможно по предварительному оформлению турпутевки. Монастырь находится в подчинении у патриарха. Главный собор монастыря носит название Свято-Преображенского Валаамского, он был полностью перестроен в XIX веке. Сегодня здесь можно услышать прославленное валаамское пение.


Заходя в главный собор Валаама, скорее всего, ожидаешь увидеть нечто роскошное. Но нет, стены и потолок здесь белые. Это связано с историей монастыря. Как объяснила экскурсовод, в советское время здесь была школа боцманов, а в соборе – клуб. Росписи закрасили. Позже здесь находилось овощехранилище. Когда здесь снова возродилась монашеская жизнь, стены просто покрыли белой краской, чтобы как можно скорее возобновить молитвы. А восстановление росписей требовало много времени и средств. Это у монахов времени нет!


В прочим, пение тоже не впечатлило. Может, я слишком искушён в церковном песнопении, может, просто халтурили перед очередной туристической группой, но пели на 3 с большим минусом.




Из монастыря нас повели лесной дорогой в Гефсиманский скит. Обитель образована в начале прошлого века по повелению игумена Спасо-Преображенского монастыря Маврикия, который после паломничества на Святую Землю задумал сделать центр «русского Иерусалима». Гефсиманский скит повторяет одноименный сад в Иерусалиме, где молился Христос перед Крестными Страданиями. В комплекс скита входит храм Успения Пресвятой Богородицы. В архитектуре строения использованы цвета Богородицы: голубая кровля сочетается с жёлтыми стенами. В начале 1920-х годов в Гефсиманском ските жил исповедник «старого стиля» иеромонах Тимон (Питкевич), в схиме Михаил. 
Сейчас в скиту ведутся реставрационные работы, причём уже много лет. Но эстетическому восприятию храма это не мешает.




Вознесенская часовня на Валааме является сакральным отображением храма Вознесения Господня, построенного на Елеонской горе в Иерусалиме — на том месте, где Иисус Христос «восшествовал на небо во плоти». Инициатором воссоздания в своей обители обстоятельств главных событий Нового Завета стал всё тот же игумен Спасо-Преображенского монастыря Маврикий. По возвращении со Святой Земли он переименовал Лещёвое озеро в Мертвое море, реки стали называться Кедрон и Иордан. Скалистая гряда у берега Малой Никоновской бухты превратилась в Елеонскую гору. 
Прекрасный пятиглавый храм Вознесения Господня после 1940 года был заброшен. Восстановлен из руин по уцелевшим эскизам. Фасад часовни украшен богатой резьбой, голубые купола увенчаны позолоченными шарами и крестами.


Вообще гора Елеон на Валааме - это особо почитаемое паломниками место, духовное отражение иерусалимской Масличной горы, откуда вознесся Иисус Христос. Вершину горы украшает прекрасная деревянная часовня Вознесения Господня, про которую я сейчас рассказывал. Рядом находится смотровая площадка. Чтобы сюда попасть, необходимо дойти до Гефсиманского скита и повернуть налево. Заблудиться невозможно — единственная тропа приведёт к изумительному месту, откуда открывается потрясающая панорама Ладожского озера. Впечатление, которое производит Валаам с высоты горы Елеон, остаётся в памяти на всю жизнь.







На Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.





Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озерами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Все здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов...



Воскресенский скит, известный также как Красный скит, был построен в 1901-1906 годы финляндским епархиальным архитектором В.И.Баpанкеевым. Он находится на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, в 800 метрах от Гефсиманского скита.

Еще в 1846 году над Большой Никоновской бухтой была построена часовня Первозванного Андрея. В 1906 году на этом месте была возведена каменная церковь. В некоторой степени во время строительства было скопировано архитектурное решение храма в Иерусалиме. Но при этом архитекторы не потеряли истоки русские и передали их в самом здании. Весь Воскресенский скит делится на два корпуса. В одном располагаются монашеские келии, во втором оборудована трапезная. В ней и принимают паломников. 

Здание церкви возведено из красного кирпича, от этого и происходит второе название — Красный скит. 


Вход в нее представляет собой открытое крыльцо с четырьмя колоннами, соединенными арками. Под ним расположен вход в нижнюю церковь, названную именем Андрея Первозванного. 


В ней можно увидеть «кувуклию» – грот из серого мрамора, где хранится частица «истинного гроба Господня». Сюда её принес апостол Андрей Первозванный.



Летом в верхнем храме проводятся небольшие концерты духовного пения. Ещё он примечателен фарфоровым иконостасом. Я не видел таких ранее. Погуглив в инете, нашёл несколько, в основном в подмосковных церквях (Балашиха, Орехово-Борисово). Выпускаются современными фаянсовыми заводами. Но старых, ещё Кузнецовских иконостасов, в России практически не осталось.






На этом экскурсия закончилась и всю нашу группу провели в трапезную. Монастырский обед без изысков, но вкусный. С нами за столом сидели пожилой сухопарый немец и русская молоденькая девушка из Петрозаводска. Рассказала, что она учится в Германии и это её научный руководитель, который попросил её показать Карелию. В дальнейшем судьба ещё дважды столкнёт нас. Но это уже тема другого рассказа.





От посещения Валаама осталось двойственное впечатление. С одной стороны, восхищение природой, лесами, пейзажами останется со мной на всю оставшуюся жизнь. С другой стороны, испытал разочарование. Старых церквей на острове практически нет. Кроме Никольского скита 19 века, куда нас не водили, и ещё пары скитов того же века постройки (Красный в их числе), всё остальное - новострой 21 века. Для паломника, наверное, имеют  значение святыни в раках, чудотворные иконы, намоленные места, где были старые скиты и само сознание, что ты - на Валааме. 
Но с точки зрения любителя архитектуры - ничего примечательного. Экскурсия организована отвратительно, в программу входило посещение только двух скитов, остальные 9, в том числе уже упомянутый старейший Никольский и Свято-Владимирский скит с резиденцией патриарха в маршрут не вошли. Не посетили даже центральный Преображенский собор. 
Наверное я слишком многого ожидал от этого известного места. А оно до того знаменито, что я даже не удосужился почитать о нём заранее. Рассуждал примерно так: "Ого! Валаам! О нём столько говорят, он у всех на устах, конечно надо посетить непременно". Вчера же, узнав, что будет экскурсовод, понадеялся на него и тоже не гуглил. И ещё: когда чего-то очень-очень ждёшь и фантазируешь, оно надежды никогда не оправдывает и всегда ожидает лишь разочарование.  В следующий раз, если доведётся ещё здесь побывать, поеду самостоятельно, никаких организованных групп и лимитированных экскурсоводом экскурсий. И вам я посоветую, если окажетесь в сих краях, сделать именно так. В таком формате побывать тут стоит: побродить в одиночестве по этим заповедным лесам, посетить всё, что хочется самому и без беготни, пошептаться с природой и историей.
Но с точки зрения потешить самолюбие, плюсик я себе поставил и сейчас могу на вопрос о посещённых сакральных местах России ответить: "Да, я там был". 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...