суббота, 6 мая 2023 г.

Рождество в Европе. Часть 18/2. Париж на 3 часа. Сад Тюильри, Комеди Францез, станции метро.

 

5.01.23. 


Выходим из Лувра, пересекаем улицу Риволи и отдыхаем на скамеечке у знаменитого театра Комеди Францэз. Дворец, в котором сейчас располагается театр, не менее известен. Это - не что иное, как Пале-Рояль. Он был построен кардиналом Ришелье в 30-х годах 17 века и назывался, соответственно, Пале-Кардиналь. Ришелье обставил дворец очень роскошно, но малость, как видно, переборщил, вызвав зависть и неудовольствие Людовика XIII. "Ну ты что, братан, совсем рамсы попутал и нюх потерял?" - говорит он кардиналу. "А я что? Я ничего. Я ведь и жениться могу", - заблеял премьер. Словом, Ришелье обещал завещать дворец королевской семье. Влиятельному кардиналу не долго пришлось восхищаться великолепием дворца. Спустя три года Ришелье ушёл из жизни. Луи XIII пожил в Пале-Рояль всего полгода и в возрасте 41 года отправился вслед за своим кардиналом.
Во дворце осталась вдовствующая королева Анна Австрийская с детьми 5-летним Людовиком (будущим королем-солнцем) и 3-летним Филиппом. По воле королевы роскошный особняк получает звание «королевского» и отныне именуется Пале-Рояль.
Кстати, в нём жил ещё один кардинал, любимец Анны Австрийской - Мазарини.







Обратите внимание, в каком положении находятся бокалы на сервированных столах.


Памятник Жанне Д'Арк выполнен в золоте. Сначала судим, сжигаем на костре, а потом ставим золотые памятники. Хороший герой - мёртвый герой. Он уже не может принести неприятностей своими непредсказуемыми действиями и воспользоваться популярностью, следовательно, не опасен. Такому и памятник можно поставить.


Пересекаем улицу Риволи и оказываемся на площади Каррузель. Перед нами - сад Тюильри. Это - один из, если не самый популярный парк Парижа. И один из самых старинных.

Находятся «легкие города» в центре французской столицы в первом округе, заняв целых 25,5 гектаров. Если быть точными, то в длину он достигает 920 м, а в ширину – 325 м.

Уникальность его в том, что главные аллеи расходятся 4-я лучами в разные стороны света. С востока он упирается в площадь Каррузель, за которой расположен легендарный Лувр. Часть этой территории до 1871 года занимал дворец Тюильри, пока не был сожжен дотла в разгар революционных волнений парижскими коммунарами. Именно с этого пепелища места мы и снимаем.



Род Медичи из Флоренции помимо четырех римских пап известен и двумя харизматичными королевами, занимавшими трон Франции в разное время, причем обе питали страсть к паркам.

В 1612 году Мария Медичи основала Люксембургский сад, взяв за основу ее флорентийское родовое гнездо – Палаццо Питти. А задолго до нее самая могущественная женщина Европы XVI века – Екатерина Медичи в 1564 году решила построить дворец и окружающий его парк Тюильри.


Участок для нового проекта Екатерина выбрала на тот момент пустынный, расположенный за крепостными стенами Лувра. Это была окраина города, а сама площадка не чем иным, как публичной свалкой и местом добычи глины, из которой делали черепицу.

Поскольку черепица по-французски звучит «тюиль» (tuile), понять происхождение названия дворцово-паркового ансамбля не составит труда. 

Поскольку люди всегда любили сплетничать, особенно в те далекие времена, когда разговоры были сродни нынешнему Интернету, и служили не только средством передачи информации, но и рождали всевозможные слухи, не избежал оговоров и Тюильри.



Репутация у Екатерины Медичи была зловещей. Выйдя замуж за принца Генриха де Валуа – будущего французского монарха Генриха II, рыжеволосая худышка с выразительными глазами сумела произвести впечатление на двор, избалованный роскошью.

Поначалу, имея ограниченные возможности, она не владела никакой властью, но весьма скоро это исправила. После смерти мужа она быстро обрела опыт, правя страной в качестве регента вначале от лица одного сына – Франциска II, после его смерти от имени второго – Карла IX, ну а когда могила забрала и его, на очереди оказался третий ее отпрыск – Генрих III.



Смерть была частым компаньоном Екатерины. Она легко расправлялась с не лояльными ей людьми и режиссировала Варфоломеевскую ночь, во время которой погибло около 30 тысяч человек. Неудивительно, что скорой на расправу любительнице власти, прозванной «черной королевой», приписывали общение с колдунами и умелое обращение с ядами.

Даже основание парка вокруг замка было воспринято неоднозначно. Ходили слухи, что известная отравительница решила выращивать редкие ядовитые растения на собственной земле, чтобы всегда иметь под рукой радикальное средство решения конфликта.



В этот сад мы ещё вернёмся завтра, но с противоположной его стороны - с площади Согласия. 


На улице Риволи спускаемся по землю.

Станция метро "Конкорд" имеет очень интересную отделку.



Стены покрыты белой плиткой с нарисованными синими буквами, из которых складывается текст Декларации прав человека и гражданина 1789 г. 



Есть много путей для штурма холма Монмартр. Один из них - выйти на станции Аббесс и использовать это место в качестве базового альпинистского лагеря. Почему на ней? Вроде подземная часть этой станции метро ничем не примечательна... Но мы вышли здесь, чтобы полюбоваться входом в метро. В нашем случае - выходом. 
Свое название "Abbesses" станция получила по замыслу настоятельниц парижского аббатства. Поскольку станция Аббес - самая глубокая в Париже (36 метров), здесь предусмотрен лифт. Я показал его жене, ведь выход мы увидим и поднявшись на лифте, но она захотела пешком. И мы не пожалели. Вот что значит женская интуиция!

Подниматься пешком на такую высоту, несомненно, нелегко, но наши усилия были с лихвой вознаграждены. Вот какую красоту мы увидели при подъёме:


Это я называю: "Малая красота Парижа".



Небольшой лайфхак: чтобы насладиться этой красотищей, не обязательно, как моя жена, карабкаться по ступеням вверх (их очень много, поверьте), поднимитесь на лифте, а потом неспешно спускайтесь. Внизу, если вам никуда ехать на поезде не надо, можно снова воспользоваться лифтом. Но мы-то про росписи стен не знали и если бы жена не настояла, взяв меня "на слабо", мы поднявшись на лифте и полюбовавшись входом, вниз по ступеням бы не пошли.



Но тот, кто хочет по-настоящему познать «малую» красоту Парижа, непременно должен увидеть вход на станцию Аббес снаружи. Только здесь полностью сохранилось оформление входа в парижское метро, сделанное в начале прошлого века великим мастером стиля Ар-Нуво Эктором Гимаром – с удивительным по красоте козырьком, с металлическими стеблями и цветами, густо оплетающими лестницы, перила и балясины. Не так давно один из входов станции московского метро «Киевская» за счет мэрии Парижа был оформлен «под Гимара»… Но полностью ансамбль можно увидеть только на «Аббес». 

Вход имеет оригинальное стекло, которое существует всего в двух экземплярах. Точная его копия находится на другой станции - Place Sainte-Opportune.

Не только само метро, но и павильоны из металла и стекла на бетонном основании были разработаны Гимаром так, чтобы быть максимально экономичными в производстве и установке (впрочем, компания — оператор метро все-равно осталась недовольна). Легкий, изящный образ — и одновременно немного пугающий своей схожестью с живой природой. Неслучайно Сальвадор Дали позднее сказал, что станции вызывали ассоциации с погружением в подсознание. Но еще — если это растения, то мы погружаемся в подземное царство, где нас ждут то ли кроты и червяки, то ли просто ад.

Горожане приняли станции с восторгом и негодованием, как и все, что делается для широкой публики. И тем не менее по проектам Гимара было построено почти полторы сотни павильонов и небольших навесов и оград, больше 80 сохранились до наших дней. Сегодня, вместе с другими памятниками эпохи, павильоны Гимара составляют лицо нового стиля.


Но, поднявшись наверх, мы оказались на Монмартре, а это уже совсем другая история...


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы пскопские 10 лет спустя. Немного о Вырице.

  День всё ещё второй. 2 сентября 2024 года. Калязин (Тверская обл.) - Вырица (Ленинградская обл.): 660 км. Из них большая часть пути проход...