5.01.2023 г.
Знакомство с Монмартром начнём с уютной площади Аббес. Она получила своё название в честь аббатис - настоятельниц монастыря. Женский монастырь Dames-De-Montmartre был основан в 12 веке чуть выше, на самой вершине холма, а здесь, на месте этой площади, в 17 веке была построена его новая часть. Это свойственно всем монастырям - захватывать новые и новые земли. Причём, верхняя и нижняя части аббатства соединялись крытой галереей. Сейчас о тех временах напоминает только название площади.
Истинный
Париж находится именно здесь, среди кривых уютных улочек, блошиных рынков и
уличных кафе. Здесь легко забыть, какой сейчас год, и никак не избавиться от
ощущения, что вот вот из-за угла покажется Ван-Гог с перевязанным ухом, а за
соседним столиком тебе улыбнутся Ренуар или Хемингуэй.
С главной достопримечательностью площади Аббес - входом в метро в стиле ар-нуво мы познакомились в предыдущей части. Есть на площади ещё один объект, вызывающий повышенный интерес туристов - церковь
Сен-Жан-де-Монмартр, построенная в начале прошлого века по новым технологиям с
использованием современных материалов. Но нас она совершенно не очаровала и этот новострой мы даже фотографировать не стали.
Есть тут более интересные объекты, многое рассказывающие об истинном Париже. Например, примыкающий к площади Аббес сквер Жана Риктюса, и в нём находится парижская Стена Любви или, как её по
другому называют, стена Монмартр.
Над
стеной изображена Эва Гарднер и надпись «aimer c' est du desordre...alors
aimons!» - которую можно перевести как: "любовь - это хаос... И поэтому мы
любим!"
Конструкция
была открыта 15 октября 2000 года каллиграфом Фредериком Бароном и художником
Клэром Кито.
"Стена любви" - это большая конструкция из тёмно-синих табличек с надписями "я тебя люблю" на разных языках, расположенная на боковом фасаде старого дома по адресу площадь Аббес, 18. Тут есть даже древнеегипетский вариант и шрифт Брайля! Всего более 250 фраз!
Создатели Стены собирали эти фразы по всему миру, сохраняя почерк авторов записей.
Ещё по поверхности всей стены можно увидеть кусочки разбитого сердца с брызгами крови.
Мы снялись, разумеется, на фоне русского варианта.
Ещё одно знаковое место есть рядом с площадью Аббес. У дома №11 по улице "Ивон Ле Так" есть памятная табличка. Здесь раньше находилась крипта на месте казни первого епископа Парижа Сен Дени (Святого Дионисия) римлянами. Он считается покровителем Парижа. Интересно, а кто-нибудь подсчитывал, сколько язычников замучили христиане после прихода к власти? Что-то я не помню ни одного святого-язычника. Да, историю пишут те, кто у власти, т.е. победители. Но я не без оснований полагаю, что язычников было убито христианами в процессе насаждения веры на порядок больше, чем язычниками - христиан.
Вообще, холмом Мертвой Головы, или Монмартром, эту возвышенность назвали после того, как здесь казнили первого епископа Парижа, этого самого, святого Дени. Говорят, он прошел несколько километров со своей головой в руках, чтобы указать место, где его надлежит похоронить. А место он выбрал себе знатное: на самой вершине холма, где сейчас стоит базилика Сакре-Кёр. Тут уже даже по меркам церковников-фантазёров - явный перебор. Во-первых, чем он соображал, выбирая себе такое красивое место для упокоения, если голова была в руках? Во-вторых, мы с женой идём именно туда и, забегая вперёд, смеем доложить, что по этим крутым холмам мы со Светой даже с головами на плечах с трудом взобрались. По крайней мере, языки у нас были на плече после этого...
Но вот мы преодолели подъём и находимся у подножия базилики Сакре-Кёр. Перед ней на разных уровнях находятся смотровые площадки.
Ограждения увешены замочками, все однотипные. Продают их тут же многочисленные торговцы. Выкрашенные в золотистый цвет, замочки покрывают решётку ограждения своеобразным узором, в солнечную погоду, вероятно, сияя как позолота в Лувре. Но проверить это нам сегодня не удастся, погода мерзопакостная.
Собор
Сакре-Кёр значит – «базилика Святого Сердца» или «Сердца Христа», которое
пробито в момент казни, и с тех пор кровоточит за все человечество. Его видно из любой
точки Парижа. И Париж предстает отсюда во всей своей красоте. Правда, не в такую погоду...
В
образе храма наблюдается переплетение готики, ренессансного и
византийского зодчества, а также элементы романского направления. Такое
смешение показалось горожанам слишком вульгарным, и они с ехидцей называли будущую
базилику «национальным тортом».
Уникальность
храма в том, что он построен из особого минерала, добывавшегося в местечке
Шато-Ландон в пригороде Парижа. Этот минерал имеет интересную особенность — он
белеет под воздействием воды. Поэтому вот уже более 100 лет Сакре-Кёр, стоящий
на самом высоком холме Парижа, буквально освещает город своей белизной.
В это сложно поверить, но базилика стоит на сваях из-за того, что холм Монмартр внутри полый — за многие века его опустошили гипсовые каменоломни. Поэтому строительство тянулось несколько десятилетий (1885-1919).
У главного входа на фасаде размещены две бронзовые конные фигуры: справа Жанны д’Арк (Орлеанской девы), а слева – Людовика Святого. Выше, под самым куполом, как гостеприимный хозяин, приветствует пилигримов у порога своего дома Иисус Христос, изваянный из того же материала, что и здание.
У самого входа в базилику смотровая площадка не хуже, чем официальная, на которой мы только что были.
Войдя
в храм через центральный вход, посетители попадают в центральную часть зала,
украшенную великолепным мозаичным полотном. Уникальное изображение носит
название «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» и является одним из
самых крупных в мире. Площадь этой удивительной росписи составляет 475 м².
В
центре живописной композиции находится фигура Христа, протягивающего руки для
объятий. Слева от Спасителя изображена Дева Мария, а у его ног расположился
коленопреклоненный папа Лев XIII, протягивающий сыну божьему земной шар. Кроме
центральных фигур, на полотне присутствуют образы святых апостолов, Жанны
Д'Арк, католических великомучеников, кардиналов, а также обычных людей в
национальных одеждах, представляющих все пять континентов. Мозаика создавалась
художником Люком-Оливье Мерсоном в течение 10 лет. Любопытный
факт: именно кисти Мерсона принадлежат готические иллюстрации к роману В. Гюго
«Собор Парижской Богоматери».
Удивительное
впечатление производят и немногочисленные витражи Сакре-Кёр. Помимо
традиционных изображений святых и великомучеников, на них иногда можно
встретить силуэт рыбы – символа первых христиан. В 1944 году, во время
бомбардировок Парижа, часть витражей серьезно пострадала, но осуществленная в
1946 г. реставрация вернула картинам первоначальный вид.
Настенная мозаичная роспись состоит в основном из библейских и символичных сюжетов.
Строго говоря, съёмки в соборе запрещены категорически, но если нельзя, но очень хочется, то можно...
Вот так по-новогоднему украшены подходы к Сакре-Кёр. Это к теме цикла.
Принимая очередную порцию дождя, обходим базилику со всех сторон.
Колокольня Сакре-Кёр считается второй по высоте башней Парижа. Её высота - ок. 100 метров. В
базилике Сакре-Кёр находится самый большой парижский колокол. Гигантская фигура
весом в 19 тонн оснащена не менее массивным языком (850 кг). Изделие было
отлито в 1891 году в небезызвестном нам со Светой городке Анси.
Горгульи здесь не такие страшные и кровожадные, как на готических соборах, они выполнены в форме собак.
Но сами по себе они являются готическим элементом и функцию свою выполняют исправно. Струи дождя, как слюна у собаки льются из пасти:
Продолжим знакомство с Монмартром мы уже в следующей части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий